Административное и муниципальное право - рубрика Административное и муниципальное право и права человека
по
Административное и муниципальное право
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Административное и муниципальное право" > Рубрика "Административное и муниципальное право и права человека"
Административное и муниципальное право и права человека
Солодов И.А. - Административно-правовое регулирование процедур проведения пуб-личных мероприятий в Российской Федерации
Аннотация: в статье рассматриваются правовые и организационные основы процедуры проведения публичных мероприятий, рассматривается уведомительный порядок разрешения проведения публичных мероприятий
Мартынов А.В. - Актуальные проблемы реализации административных регламентов в сфере исполнительной власти
Аннотация: В статье рассматриваются актуальные вопросы реализации административных регламентов в сфере исполнительной власти. Проводится соотношение административных процедур и административных регламентов. Указывается на необходимость принятия федерального закона об административных процедурах.
Звягин М.М. - Защита прав граждан и юридических лиц в производстве по делам об административных правонарушениях в деятельности таможенных органов (обзор судебной практики)
Аннотация: Аннотация: в статье осуществляется рассмотрение и анализ судебной практики производства по делам об административных правонарушениях в таможенной сфере. В статье делается вывод о том, что производство по делам об административных правонарушениях в таможенной сфере имеет сложный характер
Бакурова Н.Н. - О соблюдении прав граждан и организаций в деятельности судебных приставов-исполнителей
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы соблюдения прав граждан и организаций в деятельности судебных приставов-исполнителей в процессе принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, предлагаются пути их решения
Трунов И.Л. - Правовое регулирование возмещение вреда причиненного должностным лицом МВД РФ
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы возмещения вреда причиненного жизни и здоровью гражданам противоправными действиями сотрудников милиции, а также дается правовая оценка регулирования возмещения вреда.
Филиппова О.В. - Нотариат России в механизме защиты прав граждан
Аннотация: в статье рассматриваются правовые и организационные проблемы функционирования нотариата, раскрываются функции и направления нотариальной деятельности, на основании чего формулируются предложения по совершенствованию института нотариата в Российской Федерации
Трунов И.Л. - Нарушение конституционных прав граждан при дорожно-транспортных происшествиях
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы обеспечения прав граждан при дорожно-транспортном происшествии, раскрываются проблемы привлечения к ответственности должностных лиц виновных в дорожно-транспортных происшествиях
Андрианова М.А. - Конституционно-правовое регулирование участия средств массовой информации в зарубежных странах в предвыборной агитации
Аннотация: В статье рассмотрены вопросы правового регулирования участия средств массовой информации в избирательном процессе. Проанализированы международно-правовые акты, а также конституционно-правововые акты США и Германии, посвященные регулированию свободы массовой информации, предвыборной агитации и нформированию в ходе выборов. Значительное внимание уделено вопросам распределения эфирного времени и печатной площади между участниками предвыборной агитации.
Трунов И.Л. - Решение по делу о Дорожно-транспортном происшествии на Ленинском проспекте г. Москвы гарантирует судебную защиту умершим подозреваемым
Аннотация: в статье на основе решения Конституционного Суда Российской Федерации рассматривается проблема защиты прав потерпевших в дорожно-транспортном происшествии, в статье исследуются гарантии защиты прав потерпевших, на основании чего вносится ряд предложений по совершенствованию правоприменительной практики в сфере защиты прав родственников погибших.
Ростовская И. . - Характеристика современного конституционного законодательства о несовершеннолетних
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием правового и научного понятий прав ребенка, которые неразрывно связаны с правами человека, в нормативных правовых актах и научной литературе.
Сергеев Д.Б. - Муниципальное образование как часть социально-юридического механизма обеспечения прав человека
Аннотация: Статья посвящена исследованию муниципального образования как институциональной публично-властной формы реализации прав и свобод человека и гражданина. В статье описывается созданный государством механизм, поддерживающий обеспечение муниципальными образованиями прав и свобод человека и гражданина, – взаимосвязанные и/или взаимодействующие между собой правовые институты и отдельные юридические нормы, предоставляющие возможности структурам муниципальных образований обеспечивать права и свободы человека и гражданина.
Трунов И.Л. - Демократическая терпимость чиновников и политиков к шокирующей и оскорбляющей диффамации

DOI:
10.7256/2454-0595.2013.3.7412

Аннотация: Статья посвящена анализу возвращения уголовно наказуемой клеветы в комплексе с действующими наказаниями за оскорбление чиновников и гражданско-правовым институтом защиты чести и достоинства. Редко применяемая статья Уголовного кодекса – клевета, была декриминализована в административное правонарушение. Затем законодатель посчитал существующие административные меры защиты чести и достоинства личности, регламентирующие законодательные положения о клевете и оскорблении, в полной мере, недостаточными и неэффективными. «Моральное насилие переносится человеком более болезненно, чем насилие физическое, и имеет гораздо более трагические последствия вплоть до самоубийства потерпевших», – заявил председатель комитета Госдумы Павел Крашенинников.
Е.С. Шугрина - Проблемы использования международно-правовых механизмов защиты права на осуществление местного самоуправления c. 0-0
Аннотация:
Д.В. Карпухин - Правовое регулирование выселения бывших членов семьи собственника жилого помещения c. 0-0
Аннотация:
Карпухин Д.В. - Правовые проблемы выселения граждан из жилищных и жилищно-строительных кооперативов. c. 0-0
Аннотация: В статье рассмотрена проблема выселения граждан из жилищных и жилищно-строительных кооперативов. В статье подробно анализируются дефекты жилищного законодательства, которое регламентируют права и обязанности членов ЖК и ЖСК, а также рассматривается проблема применения аналогии закона к отношениям, регламентирующим выселение данной категории пользователей жилыми помещениями. В заключении статьи определены пути совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей институт выселения граждан из жилищных и жилищно-строительных кооперативов. По мнению автора, одним из способов преодоления существующих правовых пробелов, должен стать типовой устав жилищного кооператива, принятый на федеральном уровне, в котором необходимо детализировать юридические обязанности членов специализированных жилищных кооперативов, что значительно облегчит правоприменительную практику судебных инстанций при рассмотрении дел о выселении.
Е.А. Незнамова - Правовое регулирование участия населения в местном самоуправлении в зарубежных государствах c. 0-0
Аннотация: в статье освещаются правовые и организационные проблемы местного самоуправления, рассматриваются возможности использования демократических институтов в интересах повышения эффективности муниципального управления. Исследованы позитивные тенденции развития местного самоуправления в зарубежных странах, в том числе связанные с созданием и деятельностью общественных организаций, действующих на муниципальном уровне. Показана роль общественных организаций в ходе развития местного самоуправления и укрепления взаимодействия органов местного самоуправления с населением, обозначены принципы и методы практического вовлечения граждан в процесс осуществления местного самоуправления.
Д.В. Карпухин - Выселения нанимателей из жилых помещений специализированного жилищного фонда: проблемы нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики c. 0-0
Аннотация: в статье рассмотрена проблема выселения граждан из жилищных и жилищно-строительных кооперативов. Автор подробно анализируют дефекты жилищного законодательства, регламентирующих права и обязанности членов ЖК и ЖСК, а также рассматривает проблему применения аналогии закона к отношениям, регламентирующим выселение данной категории пользователей жилыми помещениями. В заключении статьи определены пути совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей институт выселения граждан из жилищных и жилищно-строительных кооперативов. По мнению автора, одним из способов преодоления существующих правовых пробелов, должен стать типовой устав жилищного кооператива, принятый на федеральном уровне, в котором необходимо детализировать юридические обязанности членов специализированных жилищных кооперативов, что значительно облегчит правоприменительную практику судебных инстанций при рассмотрении дел о выселении.
И.Л. Трунов - Административно-правовое регулирование оборота гражданского оружия самообороны c. 0-0
Аннотация: в статье анализируется право граждан на самооборону, которое обеспечивается посредством использования, гражданского оружия самообороны, в статье осуществляется анализ российского законодательства об оружии с европейскими и международными стандартами реализации права граждан на самооборону.
Л.А. Каратаева - Культурные права и свободы человека и гражданина – самостоятельная группа прав и свобод c. 0-0
Аннотация: Аннотация: в статье рассматриваются прав и свободы человека и гражданина в социально-культурной сфере, исследуются гарантии реализации данных прав. Кроме того, в статье определяется место культурных прав человека и гражданина в общей системе прав личности. В работе показываются специфические особенности культурных прав личности.
И.Л. Трунов - Правовые проблемы обеспечения безопасности адвоката c. 0-0
Аннотация: Аннотация: в статье рассматриваются вопросы безопасности адвокатской деятельности, давления и воспрепятствования. Необходимость законодательных изменений в части возмещения вреда причиненного при исполнении обязанностей.
Бубнов С.В., Звягин М.М. - Административно-правовое регулирование деятельности органов внутренних дел в сфере охраны общественного порядка при проведении публичных мероприятий в Российской Федерации c. 0-0
Аннотация: В статье рассматривается механизм охраны общественного порядка при проведении публичных мероприятий, раскрывается компетенция органов внутренних дел в деле обеспечения конституционного права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, шествия. В работе раскрываются такие категории как митинг, шествие, демонстрация, пикетирование.
Полянская И.С. - Компетенция органов внутренних дел в сфере обеспечения реализации права граждан на проведение публичных мероприятий. c. 0-0
Аннотация: В последние годы в Российской Федерации принимаются значительные меры, направленные на защиту и обеспечение прав и свобод личности. Однако положение с соблюдением прав человека все еще остается неудовлетворительным. Конституция Российской Федерации в части, касающейся прав и свобод человека, остается в значительной мере декларативным документом, а не действующим правом. Право на проведение публичных мероприятий тесно связано с другими политическими правами граждан, зачастую являясь важнейшим инструментом пользования такими правами и свободами как свобода выражения мнения, право на объединение, право избирать и быть избранным и др.
Ивакин А.А. - Административно-правовое регулирование деятельности профсоюзов в системе таможенной службы c. 0-0
Аннотация: В статье рассматриваются правовые и организационные проблемы функционирования профсоюзных организаций в деятельности таможенной службы, в статье рассматриваются функции профсоюзов, анализируются защитные функции профсоюзов в деятельности таможенной службы.
П.В. Шишов - Компенсаторные институты защиты прав человека в системе местного самоуправления c. 0-0
Аннотация: в представленной статье содержится анализ полномочий субъектов правозащитной деятельности, таких, как: комиссии по правам человека, уполномоченные по правам человека субъектов Российской Федерации, комиссии по делам несовершеннолетних, общественные приемные и общественные палаты, создаваемые в муниципальных образованиях.
Бакурова Н.Н. - О соблюдении прав граждан и организаций в деятельности судебных приставов – исполнителей c. 0-0
Аннотация: Аннотация: в статье рассматриваются проблемы соблюдения прав граждан и организаций в деятельности судебных приставов-исполнителей в процессе принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, предлагаются пути их решения.
Вострокнутова О.Ю. - Административно-правовое регулирование иммиграционного контроля в Российской Федерации c. 0-0
Аннотация: Аннотация: В статье рассматриваются правовые и организационные основы иммиграционного контроля, задачи иммиграционного контроля, а также роль и значение иммиграционного контроля в обеспечении миграционной политики.
Григорьева Е.А. - Эволюция развития юридических механизмов обеспечения гарантий прав и свобод граждан в науке административного права. c. 0-0
Аннотация: Аннотация: В статье рассматриваются правовые и организационные механизмы защиты прав и законных интересов граждан, анализируется научная литература, в которой глубоко исследуется содержание юридических гарантий обеспечения прав и свобод граждан.
Жеребцов А.Н. - Проблемы реализации норм международного «мягкого права» в административном механизме регулирования миграции населения c. 0-0
Аннотация: Аннотация: В работе рассматривается роль норм международного «мягкого права» и их реализация в административном праве России. Рассматриваются условия при которых нормы «мягкого права» реализуются в правовой системе России, а когда их реализация не возможна. Определяется значение норм международного «мягкого права» для преодоления пробелов правового регулирования миграционных отношений.
Кривоносов А.Н. - Административные и прокурорские средства охраны прав человека при применении мер административного пресечения c. 0-0
Аннотация: Аннотация: в статье рассматриваются правовые и организационные проблемы охраны прав и законных интересов граждан при применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, в статье указывается на приоритетные направления прокурорского надзора за соблюдение законодательства об административных правонарушениях.
Солодов И.А. - Административно-правовое регулирование процедур проведения пуб-личных мероприятий в Российской Федерации. c. 0-0
Аннотация: Аннотация: в статье рассматриваются правовые и организационные основы процедуры проведения публичных мероприятий, рассматривается уведомительный порядок разрешения проведения публичных мероприятий.
Е.А. Григорьева, М.Г. Сальников - Прокуратура как гарант обеспечения прав и свобод граждан c. 0-0
Аннотация: в статье рассматриваются правовые и организационные механизмы защиты прав и законных интересов граждан прокуратурой, анализируется научная литература, в которой глубоко исследуется содержание юридических гарантий обеспечения прав и свобод граждан органами прокуратуры.
Д.А. Каримов - О порядке защиты нарушенных прав в сложном правоотношении (на примере оспаривания предписания, выданного фондом обязательного медицинского страхования учреждению здравоохранения) c. 0-0
Аннотация: в статье анализируются вопросы возможности оспаривания предписания фонда медицинского страхования в порядке административного судопроизводства. в связи с этим автор выясняет природу правоотношений, возникающих в данном случае и природу самого предписания.
Е.К. Антонович - Институт обжалования в российском праве c. 0-0
Аннотация: Статья посвящена сравнительному анализу законодательства некоторых зарубежных стран в целях уяснения общих и отличительных черт существующих стандартов обжалования на досудебных стадиях уголовного процесса, оценки их достоинств и недостатков. Исследованный законотворческий опыт может быть полезен в ходе совершенствования российского института обжалования на досудебных стадиях уголовного процесса. Ключевые слова: юриспруденция, институт обжалования, жалоба, обжало-вание, Беларусь, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Казахстан
Антонович Б.А., Антонович Е.К. - Права и свободы человека и гражданина в современном мире c. 0-0
Аннотация: Статья направлена на преодоление правового нигилизма и овладение культурой прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы рассматриваются как элементы правового статуса, в который включены не только конституционные права и свободы, но и весь комплекс прав и свобод, вытекающих из нормативных правовых актов (внутригосударственных и международных) к лючевые слова: юриспруденция, права, свободы, классификация, ШОС, поколения прав, конвенция, декларация, ООН, СНГ.
Саркисов А.К. - Понятие налогоплательщика — физического лица в российском и европейском праве c. 0-0
Аннотация: В статье анализируется понятие налогоплательщика — физического лица в российском и европейском праве, рассматриваются права и обязанности налогоплательщиков, возникающие в связи с налоговыми правоотношениями, а также возможные классификации прав и обязанностей налогоплательщиков
Анохин С.А. - Правовое регулирование субъективных экологических прав и способы их защиты c. 0-0
Аннотация: Аннотация: в статье раскрываются основанные конституционные экологические права граждан, а также экологические права граждан закрепленные в ФЗ «Об охране окружающей среды», рассматриваются способы защиты экологических права граждан, в сфере деятельности органов исполнительной власти.
Вострокнутова О.Ю. - Административно-правовой механизм миграции населения c. 0-0
Аннотация: Аннотация: в статье рассматриваются правовые и организационные основы обеспечения миграции населения, рассматриваются административно правовые основы миграции, а также цели административно-правового регулирования миграции населения.
Звягин М. М. - Механизм разрешения таможенных конфликтов: понятие и сущность c. 5-9
Аннотация: В статье рассматриваются правовые и организационные проблемы разрешения юридических конфликтов в таможенной сфере, раскрывается содержание таможенного спора.
Костенников М.В., Корзун С.Ю., Трегубова Е.В. - Административные запреты и механизмы защиты прав налогоплательщиков ― физических лиц (часть 2) c. 5-33
Аннотация: В статье рассматриваются правовые и организационные проблемы защиты прав налогоплательщиков — физических лиц, раскрываются формы защиты соответствующих субъектов административного и налогового права, кроме того, в статье анализируются элементы административно-правового механизма защиты прав налогоплательщиков — физических лиц.
Дырда С.Г. - Административно-правовое регулирование реализации прав граждан на занятие физической культурой и массовым спортом на муниципальном уровне c. 5-9
Аннотация: развитие физической культуры на уровне местного самоуправления. условия доступности занятий спортом различным категориям граждан Дальневосточного региона. Обязанность органов самоуправления обеспечить условия для развития физической культуры.
В.К. Ботнев - Нужна ли адвокатуре реформа? c. 5-7
Аннотация: в статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с преодолением дерегулирования рынка юридических услуг и оказания квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации. Предлагаются варианты объединения адвокатов и частнопрактикующих юристов в единую профессиональную корпорацию на основе адвокатуры.
Жигульских А.Н. - Прокурор в гражданском процессе: позиция Европейского Суда по правам человека c. 5-8
Аннотация: в работе анализируются нормы действующего законодательства Российской Федерации, регламентирующие полномочия прокурора по представлению интересов граждан в ходе гражданского судопроизводства в судах общей юрисдикции. Исходя из прецедентной практики Европейского Суда по правам человека выявляется несоответствие положений вышеуказанного законодательства нормам международного права. Автор вносит предложение о внесении в действующее законодательство соответствующих поправок.
О.Н. Дубровский - Значение национальных обычаев и традиций в построении местного самоуправления в Российской Федерации: на примере Республики Тыва c. 5-8
Аннотация: В статье рассматривается необходимость учета национальных, исторических традиций, обычаев, местных особенностей жителей в построении современного местного самоуправления. Их учет не должен уходить на второй план, так как это может негативно сказаться на эффективности осуществления местного самоуправления местными сообществами. Статья подготовлена на примере одного из субъектов Российской Федерации — Республики Тыва. Данная статья будет интересна студентам, аспирантам, соискателям и всем тем кто интересуется вопросами местного самоуправления.
Сергеев Д.Б. - Муниципальное образование как часть социально-юридического механизма обеспечения прав человека c. 5-16
Аннотация: Статья посвящена исследованию муниципального образования как институциональной публично-властной формы реализации прав и свобод человека и гражданина. В статье описывается созданный государством механизм, поддерживающий обеспечение муниципальными образованиями прав и свобод человека и гражданина, — взаимосвязанные и/или взаимодействующие между собой правовые институты и отдельные юридические нормы, предоставляющие возможности структурам муниципальных образований обеспечивать права и свободы человека и гражданина.
А.Н. Жигульских - Кровь и ее компоненты как объекты купли -продажи в действующем законодательстве c. 8-11

DOI:
10.7256/2454-0595.2013.1.62045

Аннотация: Автором приводится системный анализ действующего законодательства РФ, регулирующего обращение крови и её компонентов. Анализируются в части касающейся положения проекта закона «О донорстве крови и её компонентов». Обращается внимание на ряд коллизионных положений, обращается внимание на то, что действующее законодательство РФ не предусматривает запретов на торговлю кровью и её компонентами, равно как не предусматривает и соответствующей ответственности за торговлю кровью и её компонентами, в отличие от торговли органами и тканями человека.
Горян Э.В. - Инспекция труда в правовом механизме борьбы с детским трудом: международные стандарты c. 9-21

DOI:
10.7256/2454-0595.2017.5.22854

Аннотация: Объектом исследования являются отношения в сфере борьбы с детским трудом. Выделяются особенности правового механизма ликвидации детского труда: в активном привлечении работодателей и их организаций, общественных организаций и профессиональных союзов. Исследуются международные рекомендации и тенденции участия инспекторов труда, а также аспекты их взаимодействия с работодателями и профсоюзами в механизме борьбы с детским трудом. Подчеркивается координирующая роль международных организаций в ликвидации детского труда, в частности в секторах неформальной экономики. С целью получения наиболее достоверных научных результатов был использован ряд общенаучных (системно-структурный, формально-логический и герменевтический методы) и специальных юридических методов познания (сравнительно-правовой и формально-юридический методы). Использование этих методов имело комплексный характер. Инспекторы труда играют особую роль в ликвидации детского труда. Они наделены властными полномочиями по проведению проверок и принуждению работодателей к соблюдению международных стандартов в сфере ликвидации детского труда. На сегодняшний день роль инспекторов труда трансформировалась из сугубо контролирующей в координирующую. Они могут сделать ощутимый вклад в ликвидацию детского труда в неформальных секторах экономики. Именно через активную деятельность инспекторов труда происходит реализация принципа трипартизма, характерного для международного регулирования труда путем использования и внедрения имеющегося инструментария.
Костенников М.В., Корзун С.Ю., Трегубова Е.В. - Административные запреты и механизмы защиты прав налогоплательщиков — физических лиц (часть 1) c. 10-35
Аннотация: В статье рассматриваются правовые и организационные проблемы защиты прав налогоплательщиков — физических лиц, раскрываются формы защиты соответствующих субъектов административного и налогового права.
Суслова С.И. - Административно-правовое обеспечения субъективных публичных прав граждан в жилищной сфере c. 10-16
Аннотация: публичные права, а также предлагается авторская позиция на разграничение понятий «субъективные публичные права в жилищной сфере» и «субъективные публичные жилищные права ». В работе дается оценка административным правам в жилищной сфере, предлагается их систематизация по различным основаниям.
Áйвар Л.К. - К вопросу о правовом равноправии женщин в Российской Федерации c. 10-13
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы реализации правового положения женщин в различных сферах управления и социальной действительности, на основании чего делается вывод, что из-за экономической зависимости, отсутствия жилья, детских садов, достойного заработка, наличия детей, безысходности ситуации, женщина вынуждена терпеть и унижаться. На работе, первыми увольняют женщин, предпочтение в трудоустройстве отдается мужчинам, заработная плата у женщин гораздо ниже, чем у мужчин, издевательства и домогательства начальства и т.д.
Айвар Л.К., Трунов И.Л. - Нарушение конституционных прав граждан при дорожно-транспортных происшествиях c. 11-17
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы обеспечения прав граждан при дорожно-транспортном происшествии, раскрываются проблемы привлечения к ответственности должностных лиц виновных в дорожно-транспортных происшествиях.
Пуздрач Ю.В. - Западная концепция прав человека в XVII-XIX века c. 14-18
Аннотация: данная статья посвящена актуальным вопросам концепции прав человека в западноевропейском странах. Автором анализируется содержание естественных прав и их отражение в нормативных правовых актах. Исследуя данную проблему автор в итоге приходит к выводу о возможностях преобразования прав человека с учетом истории и культуры страны.
Быков В.М. - Закон о домашнем аресте подозреваемого или обвиняемого: научный комментарий c. 14-20
Аннотация: в статье рассматривается новый федеральный закон о домашнем аресте. Автор отмечает, что новый закон более детально регламентирует использование домашнего ареста как меры пресечения. Вместе с тем, в настоящем его виде новый закон о домашнем аресте не свободен от некоторых спорных положений. Предлагаются пути совершенствования нового закона, который, по мнению автора, должен быть принят в новой редакции.
Звягин М.М., Сафронов В.А. - Административно-правовое регулирование принципов производства по жалобам в административной деятельности таможенных органов c. 15-21
Аннотация: В статье исследуются правовые и организационные проблемы производства по жалобам в таможенных органах, при этом в статье отмечается, что эффективность производства по жалобам граждан и юридических напрямую зависит от нормативного закрепления соответствующих принципов, принципы производства по жалобам отражают качество соответствующего процесса.
Дилбандян С.А. - Проблемы обеспечения прав и законных интересов личности в юридическом процессе c. 17-22
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы возбуждения уголовного дела в уголовном судопроизводстве. Несмотря на то, что институт возбуждения уголовного дела неоднократно изучался в теории уголовно-процессуального права, однако многие проблемы, которые имелись и в прошлом законодательстве, не нашли своего решения в действующем уголовно-процессуальном кодексе. Это обстоятельство дает основание представить эти проблемы в рамках действующего уголовно-процессуального законодательства и попытаться предложить возможные пути их решения. Конечно, исследование законодательства других стран, в частности РФ, показывает, что эти проблемы существуют в законодательстве и других стран.
Горян Э.В. - Роль органов местного самоуправления Японии в обеспечении прав коренного народа айну c. 20-31

DOI:
10.7256/2454-0595.2017.9.23990

Аннотация: Предметом исследования является обеспечение прав коренных народов органами местного самоуправления Японии. Анализируется национальный правовой механизм обеспечения прав коренного народа айну. Рассматриваются такие аспекты проблемы, как становление правового статуса айну, особенности системы местного самоуправления Японии, функции и компетенция органов местного самоуправления. Уделено внимание взаимодействию общественных организаций с органами местного самоуправления в аспекте обеспечения прав коренного народа айну. Исследуются особенности обеспечения прав коренного народа айну в разных регионах Японии. С целью получения наиболее достоверных научных результатов мы будем использовать ряд общенаучных (системно-структурный, формально-логический и герменевтический методы) и специальных юридических методов познания (историко-правовой, сравнительно-правовой и формально-юридический методы). Органы местного самоуправления играют ключевую роль в обеспечении прав айну в Японии. В результате проводимой реформы местного самоуправления и децентрализации власти компетенция органов местного самоуправления Японии весьма широка и охватывает круг вопросов местного значения, к которым законодательство относит практически все сферы жизнедеятельности индивидов и общин. Соответственно органы местного самоуправления непосредственно осуществляют обеспечение прав айну в сфере образования, культуры, социального обеспечения и занятости. Поэтому правовой механизм обеспечения прав айну в Японии имеет децентрализованный, региональный характер. Органы местного самоуправления функционируют в режиме реализации местных инициатив общественных организаций айну с учетом социальной ситуации в соответствующих областях.
Фроленков Ю.О. - Конституционно-правовой статус населения как субъекта местного самоуправления: понятие и основное содержание c. 20-29
Аннотация: в статье рассматривается понятие и основное содержание конституционно-правового статуса населения как субъекта местного самоуправления, выделяются основные элементы данного статуса: принципы местного самоуправления, полномочия населения как субъекта местного самоуправления, гарантии местного самоуправления, ответственность населения.
Филиппова О.В. - Нотариат России в механизме защиты прав граждан c. 23-31
Аннотация: В статье рассматриваются правовые и организационные проблемы функционирования нотариата, раскрываются функции и направления нотариальной деятельности, на основании чего формулируются предложения по совершенствованию института нотариата в Российской Федерации.
Нудненко Л.А. - Тенденции правового регулирования отзыва избирателями выборного представителя местного сообщества c. 25-35

DOI:
10.7256/2454-0595.2018.6.26878

Аннотация: Предметом статьи является анализ Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года №131,а также нормативных правовых актов муниципальных образований, регламентирующих процедуру отзыва избирателями выборных представителей местного сообщества. В статье дан анализ практике реализации отзыва избирателями выборных представителей местного сообщества. Цель работы - выявить тенденции правового регулирования отзыва избирателями выборного представителя местного сообщества на современном этапе развития местного самоуправления в России. В ходе исследования использованы традиционные методы научного познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, исторический, логический и сравнительно-правовой методы. Выявлена тенденция к сохранению оснований отзыва депутатов, которые были характерны для советского этапа развития России. Подвергнута критике норма муниципальных правовых актов, согласно которой выборный представитель местного сообщества не может быть отозван в течение последнего срока полномочий. Обозначена тенденция правовой регламентации возможности регистрации инициативной группы граждан по отзыву непосредственно в избирательной комиссии муниципального образования без проведения собрания для формирования такой группы. Выявлен пробел в правовой регламентации гарантий отзываемого выборного представителя местного сообщества. Определена тенденция возложения обязанности финансирования мероприятий, проводимых в агитационных целях инициативной группой, выборным представителем местного сообщества за счет собственных средств участников процедуры отзыва. Областью применения результатов исследования, изложенных в статье, является муниципальное нормотворчество. Выводы. В правовом регулировании процедуры досрочного отзыва избирателями имеются проблемы и пробелы, нуждающиеся в совершенствовании правового регулирования.
Коробко К.И. - Анализ применения правовых норм, регулирующих туберкулинодиагностику в Российской Федерации c. 30-35

DOI:
10.7256/2454-0595.2017.11.24623

Аннотация: Предметом исследования являются правовые нормы, а также материалы правоприменительной практики в сфере туберкулинодиагностики в Российской Федерации. Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся в сфере предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации. Автором рассмотрены разные аспекты постановки внутрикожной аллергической пробы с туберкулином (реакции Манту). Особенное внимание уделяется форме и содержанию заключения врача-фтизиатра, являющегося основанием для допуска ребенка в детскую организацию, в случае, если туберкулинодиагностика ребенку не проводилась. Методологической основой исследования являются общенаучные и частнонаучные методы, такие как формально-юридический, аналитический, системного анализа. Научная новизна работы заключается в выводах, к которым пришел автор в результате исследования. На основе анализа действующей нормативной правовой базы, материалов судебной практики, было установлено, что в случаях, если туберкулинодиагностика ребенку не проводилась, медицинские противотуберкулезные организации по требованию родителей или законных представителей несовершеннолетнего фактически обязаны выдать медицинское заключение об отсутствии у ребенка туберкулеза, если не имеется иного подтверждения наличия данного заболевания.
Аверьянова М.И. - Правовое регулирование социального обслуживания граждан в субъектах Российской Федерации c. 35-49

DOI:
10.7256/2454-0595.2017.6.22959

Аннотация: Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие особенности представления социальных услуг в субъектах РФ в условиях реформирования законодательства в области социального обслуживания. Целью работы являлось проведение комплексного анализа проблем, возникающих в сфере правового регулирования социального обслуживания на региональном уровне. Исследование проведено на основе законодательных актов в области социального обслуживания Архангельской, Ивановской и Нижегородской областей. Особое внимание было уделено вопросам видов социальных услуг, предлагаемых населению в указанных регионах, определения размера платы за предоставление социального обслуживания. В ходе проведенного исследования были применены преимущественно системный анализ и сравнительно-правовой метод научного познания. Научная новизна исследования заключается в проведении комплексного правового анализа правовых норм федерального и регионального законодательств в области социального обслуживания, сопоставлении правового регулирования социального обслуживания в регионах России с выработкой рекомендаций и предложений по совершенствованию в дальнейшем российского социального законодательства. Полученные результаты исследования могут быть использованы в нормотворческой деятельности федеральных и региональных органов государственной власти в ходе совершенствования правового регулирования социального обслуживания, а также научно-исследовательской деятельности по теме исследования. По завершении исследования были сформулированы следующие основные выводы и предложения: 1) ряд услуг, предлагаемых субъектами РФ в сфере социального обслуживания, по их предметному содержанию пересекаются с иными социальными услугами, предоставление которых в целях обеспечения гражданам их соответствующих конституционных прав должны организовывать региональные власти в соответствии иными нормами в области социального обеспечения (в частности, в области охраны здоровья и оказания медицинской помощи), а также нормами иных отраслей права (например, в области образования), что свидетельствует о комплексном и межотраслевом характере правового института социального обслуживания; 2) установить на федеральном уровне не примерный, а минимальный перечень социальных услуг по видам социальных услуг с правом расширения такого перечня на региональном и муниципальном уровнях; 3) утвердить на федеральном уровне методические рекомендации по выявлению лиц, нуждающихся в социальном обслуживании, в которых должны быть предусмотрены конкретные меры по выявлению нуждающихся лиц.
Ростовская И.В. - Характеристика современного конституционного законодательства о несовершеннолетних c. 35-38
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием правового и научного понятий прав ребенка, которые неразрывно связаны с правами человека, в нормативных правовых актах и научной литературе.
Саломатин А.А. - Ключевые вопросы реализации принципа равенства при прохождении муниципальной службы c. 50-59

DOI:
10.7256/2454-0595.2017.3.22229

Аннотация: Предметом исследования является содержание конституционного регулирования принципа равенства в федеральном и региональном законодательстве о муниципальной службе, касаемого прохождения муниципальной службы. В данной статье рассматриваются основные вопросы реализации принципа равенства при прохождении муниципальной службы. Уделяется большое внимание анализу федерального законодательства о прохождении муниципальной службы, дается авторская оценка правовым нормам. Для написания данной статьи были взяты исследования Лагун И. В., Чаннова С. Е., Глейкина В.А., Фабричного С. Ю. и других исследователей, которые занимались данным вопросом. Методологию исследования составляют анализ изучаемых явлений и синтез полученных результатов исследования, индукция и дедукция, а также специальные методы научного познания: историко-юридический, сравнительно-правовой, и многие другие. Новизна заключается в том, что невключение органов местного самоуправления в систему органов государственной власти поставило вопрос о необходимости формирования отличного от государственной службы корпуса профессиональных управленцев, реализующих полномочия в органах местного самоуправления от имени и по поручению муниципального образования. Это реализуемо благодаря специфическим условиям прохождения муниципальной службы. Исходя от значительной отдаленности от государственной службы, вопрос о наличии равенства при прохождении муниципальной службы выходит на новый актуальный уровень.
Секретарёв Р.В. - О дискуссионных вопросах использования термина «секта» в правовых актах (на примере Центрального федерального округа). c. 101-112

DOI:
10.7256/2454-0595.2023.5.68718

EDN: JJTTFO

Аннотация: Предметом исследования является использование отсутствующей в федеральном законодательстве дефиниции «секта» применительно к зарегистрированным в установленном порядке религиозным организациям в правовых актах Центрального федерального округа. Объект исследования – научные статьи зарубежных и отечественных учёных по заявленной тематике, правовые акты Центрального федерального округа. Автор подробно рассматривает современные научно-теоретические изыскания в сфере деструктивной религиозности и обширный массив правовых актов, в которых используется термин «секта». Особое внимание уделяется гипотетическим проблемам, к которым может привести широкая дискреция наделенных публичными правомочиями субъектов при попытке внедрить скорее религиоведческий, социологический (а зачастую просто бытовой) термин «секта» в правовой дискурс. Методологическая основа исследования: анализ, синтез, формально-логический и сравнительно-правовой методы в их системной взаимосвязи, а также последовательный практический опыт автора статьи в качестве преподавателя религиоведческих дисциплин, сотрудника одного из органов исполнительной власти Приморского края, преподавателя юридических дисциплин. Основными выводами исследования являются констатация как неудовлетворительного опыта имплементации термина «секта» в правовое поле субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ; формулирование рекомендаций по устранению указанных недостатков правового регулирования. Особый вклад автора в исследование применимого понятийного аппарата заключается в том, что аналогичные исследования в научной юридической литературе практически отсутствуют. Представители иных гуманитарных дисциплин названый термин используют как само собой разумеющийся, однако их представления являются умозрительными, очень слабо соотносятся с правовой реальностью. А в правовом государстве произвольно навешивать ярлык «секта» на различные религиозные организации, пусть и относительно малочисленные, вряд ли оправдано.
Трунов И.Л. - Демократическая терпимость чиновников и политиков к шокирующей и оскорбля- ющей диффамации c. 102-107

DOI:
10.7256/2454-0595.2013.2.62120

Аннотация: Статья посвящена анализу возвращения уголовно наказуемой клеветы в комплексе с действующими наказаниями за оскорбление чиновников и гражданско-правовым институтом защиты чести и достоинства.
Адмиралова И.А. - Теория и методология административной деятельности полиции в сфере обеспечения прав и свобод граждан

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.2.12907

Аннотация: Исследуются проблемы обеспечения прав и свобод граждан через административно-правовой механизм деятельности полиции, обращается внимание на конструктивные составляющие методологического подхода обеспечения прав и свобод граждан в деятельности полиции. В статье рассматриваются основные этапы развития учения, связанного с обеспечением прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел (полиции), на основании проведенного исследования предлагаются изменения в действующее законодательство с учетом которых может качественно улучшиться работа органов государственной власти и управления, а также органов внутренних дел (полиции). Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, ис-пользуемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Учитывая наработки, можно проследить генезис развития учения, связанного с обеспечением прав и свобод граждан в административной деятельности органов внутренних дел (полиции). Рассмотрение некоторых проблем обеспечения прав и свобод граждан в административной деятельности органов внутренних дел дает возможность обратить внимание на тот факт, что административно-правовой инструментарий не может быть эффективно использован без применения межотраслевого подхода, в особенности, если это касается рассматриваемой проблемы.
Адмиралова И.А. - Теория и методология административной деятельности полиции в сфере обеспечения прав и свобод граждан c. 174-182

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.2.66156

Аннотация: Исследуются проблемы обеспечения прав и свобод граждан через административно-правовой механизм деятельности полиции, обращается внимание на конструктивные составляющие методологического подхода обеспечения прав и свобод граждан в деятельности полиции. В статье рассматриваются основные этапы развития учения, связанного с обеспечением прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел (полиции), на основании проведенного исследования предлагаются изменения в действующее законодательство с учетом которых может качественно улучшиться работа органов государственной власти и управления, а также органов внутренних дел (полиции). Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, ис-пользуемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Учитывая наработки, можно проследить генезис развития учения, связанного с обеспечением прав и свобод граждан в административной деятельности органов внутренних дел (полиции). Рассмотрение некоторых проблем обеспечения прав и свобод граждан в административной деятельности органов внутренних дел дает возможность обратить внимание на тот факт, что административно-правовой инструментарий не может быть эффективно использован без применения межотраслевого подхода, в особенности, если это касается рассматриваемой проблемы.
Коркмазов М.У. - Конституционные права и свободы: судебные и административно-правовые средства обеспечения (российский и европейский опыт)

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.2.12915

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы соотношения таких функций судебных органов конституционного контроля как правовая охрана конституции и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина. На основании анализа ряда решений Конституционного Суда Российской Федерации, а также органов конституционной юстиции государств Центральной и Восточной Европы сделан вывод о том, что в зачастую данные органы изменяют содержание конституционных норм. В частности, конституционные суды дают расширительное толкование конституционных норм, закрепляющих право на жизнь, вводят прямой запрет смертной казни и эвтаназии даже при отсутствии указания на это в конституционных нормах. В решениях судебных органов конституционного контроля также может изменяться и субъект конституционных прав (устанавливаться право на жизнь для нерожденного ребенка). Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, ис-пользуемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Вместе с тем, анализ практики как Конституционного Суда РФ, так и конституционных судов иных государств Центральной и Восточной Европы показывает, что в процессе осуществления этой основной цели данные органы не только делают итоговый вывод о конституционности рассматриваемого правового акта, но и формируют собственное отношение к рассматриваемым правовым проблемам, то есть свою правовую позицию, содержащую толкование конституционных норм, закрепляющих права и свободы человека и гражданина. При этом, судебные органы конституционного контроля уточняют смысл и содержание конституционных положений применительно к сфере общественной жизни, урегулированной законом или иным нормативным правовым актом, конституционность которого проверяется. Общепринятым в настоящее время в науке конституционного права России и государств Центральной и Восточной Европы является взгляд на правовую позицию конституционного суда как на обязательное толкование конституционных норм
Коркмазов М.У. - Конституционные права и свободы: судебные и административно-правовые средства обеспечения (российский и европейский опыт) c. 183-189

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.2.66157

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы соотношения таких функций судебных органов конституционного контроля как правовая охрана конституции и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина. На основании анализа ряда решений Конституционного Суда Российской Федерации, а также органов конституционной юстиции государств Центральной и Восточной Европы сделан вывод о том, что в зачастую данные органы изменяют содержание конституционных норм. В частности, конституционные суды дают расширительное толкование конституционных норм, закрепляющих право на жизнь, вводят прямой запрет смертной казни и эвтаназии даже при отсутствии указания на это в конституционных нормах. В решениях судебных органов конституционного контроля также может изменяться и субъект конституционных прав (устанавливаться право на жизнь для нерожденного ребенка). Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, ис-пользуемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Вместе с тем, анализ практики как Конституционного Суда РФ, так и конституционных судов иных государств Центральной и Восточной Европы показывает, что в процессе осуществления этой основной цели данные органы не только делают итоговый вывод о конституционности рассматриваемого правового акта, но и формируют собственное отношение к рассматриваемым правовым проблемам, то есть свою правовую позицию, содержащую толкование конституционных норм, закрепляющих права и свободы человека и гражданина. При этом, судебные органы конституционного контроля уточняют смысл и содержание конституционных положений применительно к сфере общественной жизни, урегулированной законом или иным нормативным правовым актом, конституционность которого проверяется. Общепринятым в настоящее время в науке конституционного права России и государств Центральной и Восточной Европы является взгляд на правовую позицию конституционного суда как на обязательное толкование конституционных норм
Шагара Г.В. - Проблемы осуществления конституционного права граждан на тайну телефонных переговоров и иных сообщений

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.3.11254

Аннотация: в статье излагаются особенности реализации конституционного права на тайну телефонных переговоров и иных сообщений на современном этапе развития общества. В статье отмечается, что самостоятельность и ценность конституционного права каждого на тайну телефонных переговоров как гарантии общих основных прав имеет особую значимость. В статье отмечается этот подход законодателя, возведшего названную гарантию в конституционный ранг, которая, наряду с другими, играет важную роль в правовом статусе человека и гражданина Российской Федерации, взаимоотношениях гражданина и государства на современном этапе развития российского общества. В статье также обращается внимание на одно обстоятельство, имеющее существенное значение в реализации права на тайну телефонных пе-реговоров. Метoдoлогическую ocнoву статьи cocтaвили coвременные дocтижeния тeopии пoзнaния. В пpoцecce иccлeдoвaния пpимeнялиcь oбщефилоcoфский, тeopeтичecкий, эмпирический мeтoды (диалектика, cиcтeмный метoд, aнaлиз, синтез, aнaлoгия, дедукция, нaблюдeниe, модeлирование), тpaдициoннo пpaвoвые мeтoды (фopмaльнo-лoгичecкий), метoды, иcпoльзуeмыe в кoнкpeтнo-coциолoгичecкиx иccлeдoвaнияx (cтaтиcтичecкиe, экcпepтныe oцeнки и дp.). Так, международно-правовые акты, равно как и Конституция Российской Федерации, не рас¬сматривают право на тайну телефонных переговоров как право абсолютное. В статье отмечается, что это пра¬во согласно международно-правовым документам может быть ограничено при законода¬тельно опре-деленных условиях. Однако такие условия в указанных актах не определяются. Они получили более четкую регламентацию в праве Европейско¬го сообщества, закрепляющего право на уважение корреспонденции. Из анализа ст. 23 Конституции Российской Федерации следует, что право на тайну телефонных переговоров является составляющей неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, защиты своей чести и доброго име-ни. Посягательство на тайну телефонных переговоров одновременно является посягательством на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту чести и доброго имени. Обеспечение соблюдения этого права выступает гарантией неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, защиты чести и доброго имени.
Шагара Г.В. - Проблемы осуществления конституционного права граждан на тайну телефонных переговоров и иных сообщений c. 286-293

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.3.64091

Аннотация: в статье излагаются особенности реализации конституционного права на тайну телефонных переговоров и иных сообщений на современном этапе развития общества. В статье отмечается, что самостоятельность и ценность конституционного права каждого на тайну телефонных переговоров как гарантии общих основных прав имеет особую значимость. В статье отмечается этот подход законодателя, возведшего названную гарантию в конституционный ранг, которая, наряду с другими, играет важную роль в правовом статусе человека и гражданина Российской Федерации, взаимоотношениях гражданина и государства на современном этапе развития российского общества. В статье также обращается внимание на одно обстоятельство, имеющее существенное значение в реализации права на тайну телефонных пе-реговоров. Метoдoлогическую ocнoву статьи cocтaвили coвременные дocтижeния тeopии пoзнaния. В пpoцecce иccлeдoвaния пpимeнялиcь oбщефилоcoфский, тeopeтичecкий, эмпирический мeтoды (диалектика, cиcтeмный метoд, aнaлиз, синтез, aнaлoгия, дедукция, нaблюдeниe, модeлирование), тpaдициoннo пpaвoвые мeтoды (фopмaльнo-лoгичecкий), метoды, иcпoльзуeмыe в кoнкpeтнo-coциолoгичecкиx иccлeдoвaнияx (cтaтиcтичecкиe, экcпepтныe oцeнки и дp.). Так, международно-правовые акты, равно как и Конституция Российской Федерации, не рас¬сматривают право на тайну телефонных переговоров как право абсолютное. В статье отмечается, что это пра¬во согласно международно-правовым документам может быть ограничено при законода¬тельно опре-деленных условиях. Однако такие условия в указанных актах не определяются. Они получили более четкую регламентацию в праве Европейско¬го сообщества, закрепляющего право на уважение корреспонденции. Из анализа ст. 23 Конституции Российской Федерации следует, что право на тайну телефонных переговоров является составляющей неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, защиты своей чести и доброго име-ни. Посягательство на тайну телефонных переговоров одновременно является посягательством на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту чести и доброго имени. Обеспечение соблюдения этого права выступает гарантией неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, защиты чести и доброго имени.
Олимпиев А.Ю., Адмиралова И.А. - Роль ОБСЕ в совершенствовании механизма борьбы с торговлей людьми на международном уровне c. 401-403

DOI:
10.7256/2454-0595.2013.5.62692

Аннотация: Раскрыты функции и цели Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, направленные на предотвращение преступлений в сфере торговли людьми на международном уровне. Изучены меры Бюро Специального представителя и координатора, применяемые по борьбе с торговлей людьми.
Савоськин А.В. - Виды и особенности обращений граждан в зависимости от субъекта волеизъявления

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.4.13196

Аннотация: В статье анализируется классификация обращений граждан в зависимости от субъекта их сформулировавшего и предъявившего. Рассмотрены традиционные индивидуальные и коллективные обращения граждан, а также «новые» обращения организаций, легализованные поправками к Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в 2013 году. Отдельно исследован положительный опыт регламентации коллективных обращений на уровне субъектов Российской Федерации, а также проблема толкования примененной федеральным законодателем двусоставной конструкции: «объединения граждан, в том числе юридические лица». Публикация подготовлена на основе общенаучного диалектического метода. Специальными методами, использованными при подготовке публикации, являются: исторический, системно-структурный, формально-юридический, логический и сравнительно-правовой. В соответствии с субъектом волеизъявления, российское законодательство позволяет выделять следующие виды обращений: индивидуальные обращения граждан, коллективные обращения граждан, обращения организаций. Нормативные определения этих видов обращений отсутствуют. Законодательное регулирование особенностей подачи и рассмотрения указанных видов следует признать недостаточным. При анализе «нового» вида обращений – волеизъявлений организаций, установлено отсутствие особых требований к его форме. Публикация содержит поправки в статью 4 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», устанавливающие нормативные понятия обращений в зависимости от субъекта волеизъявления, а также иные предложения, направленные на совершенствование правового регулирования и практики рассмотрения не индивидуальных обращений.
Савоськин А.В. - Виды и особенности обращений граждан в зависимости от субъекта волеизъявления c. 405-411

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.4.66319

Аннотация: В статье анализируется классификация обращений граждан в зависимости от субъекта их сформулировавшего и предъявившего. Рассмотрены традиционные индивидуальные и коллективные обращения граждан, а также «новые» обращения организаций, легализованные поправками к Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в 2013 году. Отдельно исследован положительный опыт регламентации коллективных обращений на уровне субъектов Российской Федерации, а также проблема толкования примененной федеральным законодателем двусоставной конструкции: «объединения граждан, в том числе юридические лица». Публикация подготовлена на основе общенаучного диалектического метода. Специальными методами, использованными при подготовке публикации, являются: исторический, системно-структурный, формально-юридический, логический и сравнительно-правовой. В соответствии с субъектом волеизъявления, российское законодательство позволяет выделять следующие виды обращений: индивидуальные обращения граждан, коллективные обращения граждан, обращения организаций. Нормативные определения этих видов обращений отсутствуют. Законодательное регулирование особенностей подачи и рассмотрения указанных видов следует признать недостаточным. При анализе «нового» вида обращений – волеизъявлений организаций, установлено отсутствие особых требований к его форме. Публикация содержит поправки в статью 4 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», устанавливающие нормативные понятия обращений в зависимости от субъекта волеизъявления, а также иные предложения, направленные на совершенствование правового регулирования и практики рассмотрения не индивидуальных обращений.
Адмиралова И.А. - Статус граждан как субъектов административного права и роль полиции в его обеспечении

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.5.11729

Аннотация: в статье рассматриваются правовые и организационные проблемы реализации административно-правового положения граждан, раскрывается содержание административной правосубъектности гражданина, а также показывается роль полиции в механизме обеспечения прав и законных интересов граждан в сфере управления. На основании проведенного исследования формулируются предложения по совершенствованию административного законодательства, регламентирующего статус граждан и деятельность сотрудников полиции. В статье также отмечается, что в работе полиции первостепенное значение принадлежит обеспечению прав и законных интересов граждан. етодологическую основ статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в кон-кретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Проблема прав и свобод граждан одна из центральных в юридической науке. Этому вопросу посвящено много научных трудов самого различного характера. Однако, логика развития общественных процессов, а также прак-тика государственного строительства, обусловливает объективную необхо-димость обратиться еще раз к проблеме правового положения граждан в сфе-ре действия норм административного права. Иными словами, в настоящее время весьма актуален вопрос раскрытия правового статуса гражданина в режиме административно-правовой действительности, кроме того, первосте-пенной задачей представляется необходимость определение роли и значения российской полиции в обеспечении прав, свобод граждан в самых различных сферах государственного управления.
Адмиралова И.А. - Статус граждан как субъектов административного права и роль полиции в его обеспечении c. 430-439

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.5.64245

Аннотация: в статье рассматриваются правовые и организационные проблемы реализации административно-правового положения граждан, раскрывается содержание административной правосубъектности гражданина, а также показывается роль полиции в механизме обеспечения прав и законных интересов граждан в сфере управления. На основании проведенного исследования формулируются предложения по совершенствованию административного законодательства, регламентирующего статус граждан и деятельность сотрудников полиции. В статье также отмечается, что в работе полиции первостепенное значение принадлежит обеспечению прав и законных интересов граждан. етодологическую основ статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в кон-кретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Проблема прав и свобод граждан одна из центральных в юридической науке. Этому вопросу посвящено много научных трудов самого различного характера. Однако, логика развития общественных процессов, а также прак-тика государственного строительства, обусловливает объективную необхо-димость обратиться еще раз к проблеме правового положения граждан в сфе-ре действия норм административного права. Иными словами, в настоящее время весьма актуален вопрос раскрытия правового статуса гражданина в режиме административно-правовой действительности, кроме того, первосте-пенной задачей представляется необходимость определение роли и значения российской полиции в обеспечении прав, свобод граждан в самых различных сферах государственного управления.
Камилов М.А. - Этапы административно-правового регулирования публичных мероприятий.

DOI:
10.7256/2454-0595.2016.5.17094

Аннотация: Предметом исследования является историческое развитие института публичных мероприятий, его выделение как разновидности массовых мероприятий. Объектом исследования являются правовые акты российского государства, которые регулируют управление в сфере организации и проведения публичных мероприятий. Автор подробно рассматривает период до первой русской революции, период в котором формируется понимание института массовых мероприятий. Особое внимание автор уделяет критериям выделения тех или иных этапом административно-правового регулирования публичных мероприятий. В статье приводятся две различные классификации этапов в зависимости от критериев. Основными методами данного исследования являются: общенаучные методы – анализа и синтеза, логический, системно-структурный и сравнительный; частнонаучные методы (методы юридической науки) – сравнительно-правовой метод. Основными выводами проведенного исследования является то, что право на проведение публичных мероприятий развивалось постепенно и равномерно. Особым вкладом автора в исследование темы является выделение двух классификации этапом административно-правового регулирования публичных мероприятий. Научная новизна заключается в отсутствии подобного рода исследования, либо незначительный характер имеющихся.
Камилов М.А. - Этапы административно-правового регулирования публичных мероприятий. c. 449-453

DOI:
10.7256/2454-0595.2016.5.67705

Аннотация: Предметом исследования является историческое развитие института публичных мероприятий, его выделение как разновидности массовых мероприятий. Объектом исследования являются правовые акты российского государства, которые регулируют управление в сфере организации и проведения публичных мероприятий. Автор подробно рассматривает период до первой русской революции, период в котором формируется понимание института массовых мероприятий. Особое внимание автор уделяет критериям выделения тех или иных этапом административно-правового регулирования публичных мероприятий. В статье приводятся две различные классификации этапов в зависимости от критериев. Основными методами данного исследования являются: общенаучные методы – анализа и синтеза, логический, системно-структурный и сравнительный; частнонаучные методы (методы юридической науки) – сравнительно-правовой метод. Основными выводами проведенного исследования является то, что право на проведение публичных мероприятий развивалось постепенно и равномерно. Особым вкладом автора в исследование темы является выделение двух классификации этапом административно-правового регулирования публичных мероприятий. Научная новизна заключается в отсутствии подобного рода исследования, либо незначительный характер имеющихся.
Агамагомедова С.А. - Проблемы обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов РФ

DOI:
10.7256/2454-0595.2016.6.17888

Аннотация: Предметом исследования является порядок и проблемы обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов РФ. На базе действующего законодательства автором выделены следующие аспекты института обжалования в таможенной практике: соотношение ведомственного и судебного порядка обжалования; преимущества ведомственного порядка обжалования; лица, наделенные правом обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов; сроки обжалования и рассмотрения жалобы, направленность решений, действий (бездействия) таможенных органов; обязательные требования к жалобе; проблемы обжалования, упрощенный порядок обжалования. В качестве методов исследования использовались следующие: метод анализа номативно-правовых актов и научной литературы, сранительно-правовой метод, метод обобщения данных. Основными выводами автора по теме исследования являются следующие положения. Порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов регламентируется как на наднациональном, так и на национальном уровне. Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц может быть осуществлено в административном и (или) судебном порядке. Административный (ведомственный) порядок имеет ряд преимуществ и активно используется участниками внешнеэкономической деятельности и иными заинтересованными лицами. В качестве вклада автора в разработку темы следует считать выделение направлений обжалования и проблем правоприменительной практики.
Агамагомедова С.А. - Проблемы обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов РФ c. 500-506

DOI:
10.7256/2454-0595.2016.6.67905

Аннотация: Предметом исследования является порядок и проблемы обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов РФ. На базе действующего законодательства автором выделены следующие аспекты института обжалования в таможенной практике: соотношение ведомственного и судебного порядка обжалования; преимущества ведомственного порядка обжалования; лица, наделенные правом обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов; сроки обжалования и рассмотрения жалобы, направленность решений, действий (бездействия) таможенных органов; обязательные требования к жалобе; проблемы обжалования, упрощенный порядок обжалования. В качестве методов исследования использовались следующие: метод анализа номативно-правовых актов и научной литературы, сранительно-правовой метод, метод обобщения данных. Основными выводами автора по теме исследования являются следующие положения. Порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов регламентируется как на наднациональном, так и на национальном уровне. Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц может быть осуществлено в административном и (или) судебном порядке. Административный (ведомственный) порядок имеет ряд преимуществ и активно используется участниками внешнеэкономической деятельности и иными заинтересованными лицами. В качестве вклада автора в разработку темы следует считать выделение направлений обжалования и проблем правоприменительной практики.
Савоськин А.В. - Допустимо ли признавать рассмотрение обращений граждан разновидностью государственных (муниципальных) услуг?

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.6.12114

Аннотация: В статье анализируется вопрос допустимости распространения Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» на деятельность органов публичной власти по рассмотрению обращений граждан. Изучена практика признания различными органами власти процедуры рассмотрения обращений государственной (муниципальной) услугой. Исследованы подзаконные акты, в том числе административные регламенты, определяющие рассмотрение обращений граждан в качестве государственной (муниципальной) услуги. Представлен алгоритм применения специального законодательства о государственных (муниципальных) услугах к процедуре рассмотрения обращений граждан. Публикация подготовлена на основе общенаучного диалектического метода. Специальными методами, использованными при подготовке публикации, являются: системно-структурный, формально-юридический, логический и сравнительно-правовой. В статье обоснован тезис о том, что рассмотрение обращений граждан органами власти является разновидностью государственных (муниципальных) услуг. Выявлены и проанализированы две группы административных регламентов органов власти как подтверждающие, так и опровергающие этот тезис. Предложено, первичные обращения граждан рассматривать на основании универсальных норм Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», а повторные (связанные с обжалованием ответов на первичные обращения) - по специальным правилам Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Савоськин А.В. - Допустимо ли признавать рассмотрение обращений граждан разновидностью государственных (муниципальных) услуг? c. 574-579

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.6.64972

Аннотация: В статье анализируется вопрос допустимости распространения Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» на деятельность органов публичной власти по рассмотрению обращений граждан. Изучена практика признания различными органами власти процедуры рассмотрения обращений государственной (муниципальной) услугой. Исследованы подзаконные акты, в том числе административные регламенты, определяющие рассмотрение обращений граждан в качестве государственной (муниципальной) услуги. Представлен алгоритм применения специального законодательства о государственных (муниципальных) услугах к процедуре рассмотрения обращений граждан. Публикация подготовлена на основе общенаучного диалектического метода. Специальными методами, использованными при подготовке публикации, являются: системно-структурный, формально-юридический, логический и сравнительно-правовой. В статье обоснован тезис о том, что рассмотрение обращений граждан органами власти является разновидностью государственных (муниципальных) услуг. Выявлены и проанализированы две группы административных регламентов органов власти как подтверждающие, так и опровергающие этот тезис. Предложено, первичные обращения граждан рассматривать на основании универсальных норм Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», а повторные (связанные с обжалованием ответов на первичные обращения) - по специальным правилам Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Куракин А.В., Костенников М.В., Мышляев Н.П. - К вопросу о качествах личности субъекта административного правонарушения

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.8.15794

Аннотация: Предметом статьи являются проблемы правового и организационного характера, связанные с административно-правовым регулированием установления личности субъекта административного правонарушения. Авторами подробно проводится теоретико-правовой анализ концепций правового регулирования установления качеств личности субъекта административного правонарушения. Рассматриваются авторские позиции относительно понятия административно-правовой профилактики правонарушений и установления личностных и профессиональных качеств субъекта административного правонарушения. Основное внимание в статье уделяется разработки методов и методологии административно-правового регулирования профилактики правонарушений. Кроме того, в статье проводится теоретико-правовой анализ понятий концепций профилактической деятельности в сфере административно-правового регулирования. Рассматриваются авторские позиции относительно толкования и правовой регламентации данных категорий. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что в настоящее время для обеспечения правопорядка в сфере действия норм административного права необходимо совершенствовать формы и методы установления личных и профессиональных качеств субъекта административного правонарушения. Основным вкладом, который сделан авторами в настоящей статье это необходимость развития административно-правового регулирования выявления потенциальных субъектов административных правонарушений. Новизна статьи заключается в разработке предложений по развитию форм и методов административно-правового регулирования профилактической деятельности, а также создание правовых и организационных гарантий законности в нашей стране.
Куракин А.В., Костенников М.В., Мышляев Н.П. - К вопросу о качествах личности субъекта административного правонарушения c. 830-837

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.8.66803

Аннотация: Предметом статьи являются проблемы правового и организационного характера, связанные с административно-правовым регулированием установления личности субъекта административного правонарушения. Авторами подробно проводится теоретико-правовой анализ концепций правового регулирования установления качеств личности субъекта административного правонарушения. Рассматриваются авторские позиции относительно понятия административно-правовой профилактики правонарушений и установления личностных и профессиональных качеств субъекта административного правонарушения. Основное внимание в статье уделяется разработки методов и методологии административно-правового регулирования профилактики правонарушений. Кроме того, в статье проводится теоретико-правовой анализ понятий концепций профилактической деятельности в сфере административно-правового регулирования. Рассматриваются авторские позиции относительно толкования и правовой регламентации данных категорий. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что в настоящее время для обеспечения правопорядка в сфере действия норм административного права необходимо совершенствовать формы и методы установления личных и профессиональных качеств субъекта административного правонарушения. Основным вкладом, который сделан авторами в настоящей статье это необходимость развития административно-правового регулирования выявления потенциальных субъектов административных правонарушений. Новизна статьи заключается в разработке предложений по развитию форм и методов административно-правового регулирования профилактической деятельности, а также создание правовых и организационных гарантий законности в нашей стране.
Хрумалова Ю.В. - Правовое регулирование конституционного права граждан на обращение в органы государственной власти в Ямало-Ненецком автономном округе c. 861-866

DOI:
10.7256/2454-0595.2013.9.63187

Аннотация: Право граждан на обращение в органы государственной власти является не только средством реализации прав и свобод, предоставленных гражданину Конституцией РФ, но и выступает связующим звеном в горизонтали «власть-народ».В данной статье автором рассмотрена проблема реализации конституционного права граждан на обращение в органы государственной власти и представлены пути по ее разрешению на примере Ямало-Ненецкого автономного округа. В статье проведен сравнительно-правовой анализ действующих нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа по данной тематике, изложены результаты и рекомендации по их применению. Накопленный в ЯмалоНенецком автономном округе положительный опыт в области взаимоотношений населения и органов власти является хорошим инструментом совершенствования данного направления в деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований в других субъектах РФ.
Редкоус В.М., Кулишов Д.Н. - Административно-правовое положение граждан Российской Федерации в об- ласти обеспечения национальной безопасности: теоретические подходы к выработке понятия и опреде- лению структуры c. 931-943

DOI:
10.7256/2454-0595.2013.10.63346

Аннотация: в статье рассмотрены современные подходы к определению административно-правового положения (статуса) граждан РФ применительно к области обеспечения национальной безопасности, предложено его определение, показана структура и особенности, дан анализ соотношения понятия «правовой статус» и «правовое положение», выделены особенности административно-правового статуса гражданин Российской Федерации и показаны трудности в его формировании; определены виды административно-правовых статусов граждан.
Мошкина Н.А. - Роль органов местного самоуправления в защите прав и свобод человека

DOI:
10.7256/2454-0595.2016.12.20091

Аннотация: Предметом исследования выступают нормы муниципального законодательства федерального, регионального и местного уровней, регулирующие деятельность органов местного самоуправления по защите прав и свобод человека и гражданина. Исследуется деятельность органов местного самоуправления по защите прав и свобод человека, осуществляемая посредством специфических методов, процедур и средств. На местном уровне создаются необходимые условия для реализации конституционных прав и свобод граждан, что позволяет населению муниципального образования самостоятельно решать вопросы местного значения. В статье также анализируются полномочия органов местного самоуправления по реализации и защите прав и свобод граждан, а также их права и обязанности в указанной сфере. Методология исследования представлена общенаучными и частнонаучными методами, такими как анализ, дедуктивный, диалектический, логический, формально-юридический методы. Новизна исследования заключается в рассмотрении органов местного самоуправления в качестве субъектов, обеспечивающих защиту прав и свобод граждан. Автором делается вывод о социально-значимом характере деятельности муниципальных органов власти по защите прав и свобод человека. Обосновывается необходимость включения органов местного самоуправления в систему органов защиты прав и свобод человека и гражданина, закрепленную в ст. 2 Конституции РФ.
Мошкина Н.А. - Роль органов местного самоуправления в защите прав и свобод человека c. 1019-1025

DOI:
10.7256/2454-0595.2016.12.68528

Аннотация: Предметом исследования выступают нормы муниципального законодательства федерального, регионального и местного уровней, регулирующие деятельность органов местного самоуправления по защите прав и свобод человека и гражданина. Исследуется деятельность органов местного самоуправления по защите прав и свобод человека, осуществляемая посредством специфических методов, процедур и средств. На местном уровне создаются необходимые условия для реализации конституционных прав и свобод граждан, что позволяет населению муниципального образования самостоятельно решать вопросы местного значения. В статье также анализируются полномочия органов местного самоуправления по реализации и защите прав и свобод граждан, а также их права и обязанности в указанной сфере. Методология исследования представлена общенаучными и частнонаучными методами, такими как анализ, дедуктивный, диалектический, логический, формально-юридический методы. Новизна исследования заключается в рассмотрении органов местного самоуправления в качестве субъектов, обеспечивающих защиту прав и свобод граждан. Автором делается вывод о социально-значимом характере деятельности муниципальных органов власти по защите прав и свобод человека. Обосновывается необходимость включения органов местного самоуправления в систему органов защиты прав и свобод человека и гражданина, закрепленную в ст. 2 Конституции РФ.
Сизов И.Ю. - Отдельные аспекты административной ответственности за нарушения правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.12.15328

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию отдельных особенностей привлечения юридических лиц к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства в целях его совершенствования и соблюдения прав и свобод иностранных граждан на территории Российской федерации. Рассмотрены вопросы административной ответственности за предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию. При написании данной статьи использовались метод сравнительного анализа, а также эмпирические и аналитические материалы, предоставленные действующими сотрудниками ФМС России. Вывод о том, что не важно, является помещение жилым в соответствии с законодательством или нет, значение имеет только тот факт, что оно использовалось (было приспособлено) для проживания. Если в результате осмотра будет выявлено, что помещение использовалось для проживания, например, найдены места для отдыха, для приготовления и приема пищи, то предоставление такого помещения проверяющие расценивают как основание для применения санкций.
Сизов И.Ю. - Отдельные аспекты административной ответственности за нарушения правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. c. 1274-1276

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.12.67155

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию отдельных особенностей привлечения юридических лиц к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства в целях его совершенствования и соблюдения прав и свобод иностранных граждан на территории Российской федерации. Рассмотрены вопросы административной ответственности за предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию. При написании данной статьи использовались метод сравнительного анализа, а также эмпирические и аналитические материалы, предоставленные действующими сотрудниками ФМС России. Вывод о том, что не важно, является помещение жилым в соответствии с законодательством или нет, значение имеет только тот факт, что оно использовалось (было приспособлено) для проживания. Если в результате осмотра будет выявлено, что помещение использовалось для проживания, например, найдены места для отдыха, для приготовления и приема пищи, то предоставление такого помещения проверяющие расценивают как основание для применения санкций.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.