Административное и муниципальное право - рубрика Административное право и местное самоуправление
по
Административное и муниципальное право
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Административное и муниципальное право" > Рубрика "Административное право и местное самоуправление"
Административное право и местное самоуправление
Дубровский О.Н. - О ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ РЕФОРМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА
Аннотация: Статья появящена развитию правового регулирования в Республике Тыва в ходе реализации Федерального закона № 131-ФЗ.
Безвиконная Е.В. - Местное самоуправление как механизм, обеспечения самостоятельного статуса публичной власти: проблема компетенции
Аннотация: Местное самоуправление как самостоятельный уровень публичной власти обладает определенным самоорганизационным потенциалом. Компетенция самоуправления выступает в качестве необходимого признака самостоятельного статуса данного института. Использование методологии синергетики позволяет оценить содержание и принципы компетентностного подхода к процессам самоуправления, реализуемым в местном сообществе
Дубровский О.Н. - О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.
Аннотация: Данная статья посвящена пробемам которые возникают в ходе правового регулирования местного самоуправления в Республике Тыва. Проблемы эти подразделяются на з категории по уровням правового регулирования. Предлагаются пути решения этих проблем.
Нафикова Г.А. - Вопросы построения оптимальной модели сотрудничества муниципальных органов власти с местным сообществом
Аннотация: Для построения гражданского общества и правового государства необходимо создать оптимальную модель сотрудничества муниципальных органов власти с местным сообществом черз стратегическое планирование. Вопросы взаимодействия населения и органов управления местного сообщества имеет своей целью достигнуть баланс интересов.Местное самоуправление может стать жизненной формой осуществления народом принадлежащей ему власти в том случае, когда идея его организации станет понятной населению, и каждый найдет приемлемые для себя формы участия в этом процессе.
Девяткина А.И. - Развитие правового механизма взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в контексте модернизации
Аннотация: В статье рассматривается развитие правового механизма взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в контексте модернизации в субъектах Российской Федерации, других странах – членах СНГ, государствах восточной и западной Европы. Предлагаются пути решения проблем модернизации в современном правовом обществе, и делаются выводы о необходимости развития и укрепления правового механизма модернизационного управления.
Каминская Н.В. - Автономия и самоуправление: теоретический анализ и практика европейских стран
Аннотация: Автономия обозначает право, предоставленное гражданам, сословиям, корпорациям, государственным и другим образованиям руководствоваться собственными нормами и правилами в определенных пределах. Она во многом похожа по значению с самоуправлением, что основывается на принципе автономии, но при этом не предусматривает право на издание законов, отличается способами создания. Автономия является логическим следствием и наиболее развитой формой местного и регионального самоуправления, его дополняет и придает приспособленность к отдельным народам, населяющих государство.
Петрова Ю.А., Лапин А.Е. - К вопросу о реализации полномочий представительных органов местного самоуправления в Российской Федерации
Аннотация: Авторы в своей работе дают подробный анализ постреформенного состояния и развития местного самоуправления в России как важнейшего социального института российского общества. Особенно акцентируется внимание на практике реализации функций представительных органов власти. Актуальность идей, содержащихся в статье, заключается в предложении конкретных практических рекомендаций по совершенствованию деятельности рассматриваемого института власти как в целом по России, так и в Ульяновской области в отдельности.
Алешкин А.В. - Собрания и конференции граждан по вопросам территориального общественного самоуправления в системе форм непосредственной демократии
Аннотация: Отечественный законодатель традиционно придает особое значение формам прямого волеизъявления населения и формам его участия в осу-ществлении местного самоуправления, создавая дополнительные гарантии для реализации непосредственно населением права на местное самоуправление, поскольку “главное в самоуправлении - не столько участие населения в выборах в целях формирования органов местного самоуправления, сколько его роль в выработке основных задач и способов их выполнения, контроле за деятельностью органов местного самоуправления
Полюбин Д.В. - Конституционно-правовые основы осуществления административного контроля за органами местного самоуправления за рубежом
Аннотация: Статья посвящена способам конституционно-правового закрепления государственного контроля за органамим местного самоуправления в современных зарубежных странах. Расмотрено законодательство Германии, Франции и Италии. Сдела вывод о разных способах правовой реглмантации государственного контроля за органами местного самоуправления в странах англосаксонской и романо-германской модели местного самоуправления.
Ахрамеев А.В. - К вопросу об истории развития судебного контроля за органами местного самоуправления в России в XVI-XX веках
Аннотация: Судебный контроль является частью общего государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления. На протяжении большей части истории России судебный контроль не был выделен в отдельную контрольную деятельность, так как суд не был отделен от исполнительной власти. Действительный эффективный судебный контроль за деятельностью органов местного самоуправления возможен только на основе реализации разделения власти как по горизонтали, так и по вертикали.
Рамазанова З.Р. - К вопросу о понятии конституционного права гражданина на информацию о деятельности органов власти в Российской Федерации
Аннотация: Любая информация, находящаяся в обороте, подлежит правовому регулированию. Посредством правовых актов устанавливается правовой режим информации. В зависимости от правового режима информация может находиться в свободном, либо ограниченном, либо закрытом доступе, характер которого определен тем, какое значение придается ей государством. Для того, чтобы определить какое значение имеет та или иная информация для государства и общества, а также для отдельных лиц, необходимо обратить внимание на то, как понятие информации закрепляется в законодательных актах Российской Федерации.
Ахрамеев А.В. - К вопросу о правовых и организационных основах судебного контроля за деятельностью органов местного самоуправления в зарубежных странах (на примере Германии, Франции, США, Великобритании)
Аннотация: В статье на основе законодательства зарубежных стран и научной литературы проанализирован институт судебного контроля за деятельностью органов местного самоуправления в ведущих странах мира. Сделаны выводы о том, что в зарубежных странх применяются различные варианты судебного контроля: общими судами, административными судами, совместно этими органами, арбитражными судами, административными трибуналами.
Сергеева К.О. - Особенности закрепления в законодательстве субъектов Российской Федерации Северо-Кавказского федерального округа и уставах муниципальных образований института нормотворческой деятельности органов местного самоуправления
Аннотация: В Российской Федерации организация публичной власти, в соответствии с Конституцией России, основывается, в том числе, на принципах централизации и децентрализации, подразумевающих соответствующее распределение компетенции между органами власти разных уровней. Принцип децентрализации управления необходимо понимать не в смысле полного отсутствия центрального управления, а сочетания центрального и местного управления, исходя из принципа необходимого разделения полномочий между уровнями публичной власти и территориальной юрисдикции административных органов.
Вежновец И.А. - Организация местного самоуправления в административных центрах муниципальных районов: отдельные проблемы теории и практики
Аннотация: В работе рассматриваются отдельные проблемы теории и практики организации местного самоуправления в административных центрах му-ниципальных районов, в том числе с точки зрения реализации подхода, предложенного в Федеральном законе от 29 ноября 2010 года № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах орга-низации местного самоуправления в Российской Федерации». В работе высказывается и обосновывается возможность применения особого подхода к организации местного самоуправления в администра-тивных центрах муниципальных районов. Предлагается отказаться от соз-дания муниципальных образований в населенных пунктах, являющихся административными центрами муниципальных районов, за исключением тех населенных пунктов, которые имеют статус городских округов.
Киреева Е.Ю. - И. Ляпин, докторант РАГС СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ: ОПЫТ ГОСУДАРСТВ СНГ
Аннотация: В статье рассмотрены основные черты и особенности процесса децентрализации государственной власти в государствах постсоветского пространства. На основе анализа конституционного законодательства ряда постсоветских государств представлена характеристика основных моделей децентрализации, сложившихся в странах СНГ.
Дырда С.Г. - К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ ОТРАСЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО И ЕГО ПРЕДМЕТЕ
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы выделения новой формирующейся от-расли права в контексте различных точек зрения и предмета ее регулирова-ния. Автор статьи в обосновании своей позиции приводит теоретические и практические соображения об обосновании муниципального в качестве само-стоятельной отрасли права, предметом регулирования которого являются общественные отношения, опосредующие организацию и деятельность насе-ления, органов и должностных лиц местного самоуправления.
Дырда С.Г. - Номотворчество муниципальных образований
Аннотация: На основе анализа муниципального законодательства рассмотрены во-просы повышения качества нормотворческого процесса муниципальных об-разований, проанализированы виды принимаемых ими нормативно-правовых актов. Автором рассмотрены стадии муниципального правотворческого про-цесса. На примере организации публичных слушаний в г. Хабаровске отме-чены недостатки привлечения и участия населения в нормотворческий про-цесс.
Фроленков Ю.О. - Конституционно-правовой статус населения как субъекта местного самоуправления: понятие и основное содержание
Аннотация: В статье рассматривается понятие и основное содержание конституционно-правового статуса населения как субъекта местного самоуправления, выделяются основные элементы данного статуса: принципы местного самоуправления, полномочия населения как субъекта местного самоуправления, гарантии местного самоуправления, ответственность населения.
Калугина О.В. - Прокурорский надзор за законностью муниципальных правовых актов, регулирующих земельные правоотношения
Аннотация: В настоящей статье исследуются состояние и предмет прокурорского надзора за соответствием законам правовых актов органов местного самоуправление в области использования и охраны земель; устанавливается круг вопросов, требующих разрешения при определении законности правового акта; предлагаются способы усовершенствования данной надзорной деятельности прокурора.
Дубровский О.Н. - ЗНАЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБЫЧАЕВ И ТРАДИЦИЙ В ПОСТРОЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Аннотация: В статье рассматривается необходимость учета национальных, исторических традиций, обычаев, местных особенностей жителей в построении современного местного самоуправления. Их учет не должен уходить на второй план, так как это может негативно сказаться на эффективности осуществления местного самоуправления местными сообществами. Статья подготовлена на примре одного из субъектов Российской Федерации - Республики Тыва. Данная статья будет интересна студентам, аспирантам, соискателям и всем тем кто интересуется вопросами местного самоуправления.
Баранов И.Н. - Органы местного самоуправления в современной России
Аннотация: В данной статье выявлены особенности органов местного самоуправления в современной России. Также исследованы проблемы определения признаков органов местного самоуправления. В статье обозначены пределы компетенции органов местного самоуправления по российскому законодательству. Выделяются признаки, характеризующие пути развития теоретических основ нормотворчества органов местного самоуправления, средства достижения и результативность цели создания местного самоуправления.
Гаджиев К.Т. - "Земли, необходимые для развития муниципальных образований" как правовое понятие
Аннотация: Статья К.Т. Гаджиева посвящена проблеме изучения института земельных ресурсов муниципальных образований, необходимых для их развития. Автором на основе анализа современного состояния представлений о данном институте, его регулировании в отечественном законодательстве, предлагается уточнить определение понятия земель для развития поселений. В частности, предложено ввести в оборот понятие «земли, необходимые для развития муниципальных образований», что будет в большей степени отвечать задачам развития местного самоуправления и позволит более полно определить источники земельных ресурсов для формирования земель, необходимых для развития муниципальных образований.
Тюрина С.Ю., Борисов Н.И. - Обращения граждан как инструмент повышения эффективности взаимодействия населения и власти: нормативно-правовое регулирование и практика
Аннотация: В статье, на основе анализа законодательства РФ об обращениях граждан и практики работы с ними, в том числе в Ульяновской области, обоснована необходимость повышения правового статуса обращений граждан и правовых гарантий их реализации путем разработки и принятия базового Федерального закона «Об общих принципах реализации права на обращения граждан и организаций Российской Федерации» вместо действующего рамочного Закона от 2 мая 2006г. № 59-ФЗ, формирования целостной системы обобщения и распространения положительного опыта работы с обращениями граждан в системе государственного и муниципального управления.
Дерука С.И., Тараненко Д.Н. - Обязательные правила Резекненской городской думы и полиция самоуправления г.Резекне, как инструменты обеспечения безопасности жителей.
Аннотация: Существование местных органов самоуправления , которые наделены уполномоченными для принятия решений органами (законодательными и исполнительными), созданными демократическим путем, и которые имеют широкую автономию в отношении своей компетенции, порядка ее осуществления и необходимых для этого средств, является важным инструментом обеспечения безопасности жителей. Местные органы власти должны иметь возможность, не нарушая более общих законодательных положений, сами определять свои внутренние административные структуры с тем, чтобы они отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление. В статье автор, на примере Резекненской городской думы (Латвия), изучив нормативные акты местного самоуправления (обязательные правила Резекненской городской думы), ознакомившись со структурой и функциями Полиции самоуправления Резекненской городской думы, предпринимает попытку доказать эффективность работы этих двух институтов в целях достижения безопасности жителей города. Предлагаются конкретные предложения по внесению изменений и дополнений в нормативные акты Резекненской городской думы.
Ходырев А.А. - Организационно-правовые формы публичной службы во Фран-ции в контексте т.н. административного режима

DOI:
10.7256/2454-0595.2013.4.7814

Аннотация: Статья посвящена анализу организационно-правовых форм реализации публичной службы (le service public) во Франции в контексте ад-министративного режима, т.е. в условиях сосуществования двух сфер нацио-нального правопорядка: частноправового и административно-правового. В рамках административного режима деятельность публичной администрации буквально изъята из сферы действия частноправовых норм, например, Фран-цузского Гражданского кодекса 1804 года. Соответственно, при возникнове-нии споров между частными лицами и публичной администрацией неизбежно возникает вопрос о том, действовал ли агент публичной власти в рамках административного или же частноправового режима. В первом случае, ком-петентным будет административный суд, во втором – суд общей юрисдик-ции. Автор детально анализирует вопрос о делегировании публичной службы в условиях дихотомии: «общий (частноправовой) режим – административ-ный режим» на примере публичных концессий, публичных работ и аф-фермажа.
М.М. Мужухоева - Развитие местного самоуправления на Северном Кавказе c. 0-0
Аннотация:
О.Н. Дубровский - О правовом обеспечении реформы местного самоуправления в Республике Тыва c. 0-0
Аннотация: Статья посвящена развитию правового регулирования в Республике Тыва в ходе реализации Федерального закона № 131-ФЗ. Ключевые слова: местное самоуправление, Тыва, правовое, регулирование, реформа, муниципальные, образования, право
Винник Н.В. - Понятие и признаки организационной самостоятельности местного самоуправления

DOI:
10.7256/2454-0595.2013.7.9052

Аннотация: Статья посвящена правовой природе, признакам и значению организационной самостоятельности местного самоуправления в Российской Федерации. Выбор темы обусловлен теоретической и практической значимостью решения широкого круга проблем, связанных с самостоятельным и под свою ответственность решением населением непосредственно и (или) через выборные органы местного самоуправления вопросов местного значения. В общем комплексе необходимых для этого мер трудно переоценить значение последовательного правового регулирования гарантий организационной самостоятельности местного самоуправления. Законотворческая практика и практика правоприменения, нарушающая гарантии организационной самостоятельности приводит к «удалению» населения от местной власти. По мнению автора, значение гарантий организационной самостоятельности местного самоуправления в юридической науке, и практике недооценивается. Организационная самостоятельность местного самоуправления, являясь составной частью конституционной модели местного самоуправления нуждается в особой правовой охране. Общество желающее отстоять местное самоуправление как важнейшую ценность, обеспечивающую демократичное и динамичное развитие России, должно приложить системные, широкомасштабные усилия через государственные и гражданские институты.
Роньжина О.В., Акунченко Е.А., Гутник С.И., Волкова М.А., Корхов А.В. - Тематический рубрикатор муниципальных правовых актов как средство обеспечения доступности информации о нормотворческой деятельности органов местного самоуправления c. 17-25

DOI:
10.7256/2454-0595.2019.1.28756

Аннотация: Предмет исследования составили труды отечественных специалистов в сфере муниципального права, нормы российского законодательства, регламентирующие порядок распространения информации о нормотворческой деятельности органов местного самоуправления в электронной форме, а также практика органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению доступа граждан и иных заинтересованных лиц к системе муниципальных правовых актов соответствующего муниципального образования. Авторы уделяют особое внимание рассмотрению критериев для классификации муниципальных правовых актов в целях создания прикладного рубрикатора для их удобного хранения и эффективного поиска. Методологическую основу исследования составили всеобщий метод диалектического материализма, а также системно-структурный, формально-логический, сравнительно-правовой и другие методы научного познания. По результатам исследования авторы пришли к выводу, что на законодательном уровне необходимо установить требования к форме и структуре представления на официальных сайтах органов местного самоуправления муниципальных правовых актов в части обеспечения поиска акта по различным критериям. Одним из перспективных направлений обеспечения доступности всей системы муниципальных правовых актов является разработка приспособленного под нужды муниципального правотворчества и правоприменительной практики тематического рубрикатора муниципальных правовых актов, построенного в том числе по критерию «полномочия органов местного самоуправления, установленные законодательством».
Малиненко Э.В. - К вопросу унификации конституций и уставов субъектов Российской Федерации и Конституции Российской Федерации в части местного самоуправления. c. 28-35

DOI:
10.7256/2454-0595.2019.3.29524

Аннотация: Аннотация. В данной статье автор проводит исследование, способствующее укреплению местного самоуправления на основе анализа конституций и уставов субъектов Российской Федерации. Предметом исследования статьи являются правовые нормы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации конституциях и уставах субъектов Российской Федерации, а также практика их реализации. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе унификации конституций и уставов субъектов Российской Федерации и Конституции Российской Федерации в части местного самоуправления. Цель исследования – совершенствование правовых норм, регулирующих местное самоуправление в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации. Методологическую основу составили методы научного познания, особое внимание уделяется диалектическом методу государственно-правовых и социальных явлений во взаимосвязи и взаимодействии с общенаучными и частно-научными методами. Использованы частно-научные методы, а именно формально-юридический, сравнительно-правовой. Результатом работы является разработка классификации конституций и уставов субъектов Российской Федерации, способствующей тенденциям развития местного самоуправления. Новизна исследования заключается в том, что в работе впервые исследуется предлагаемая автором классификация конституций и уставов субъектов Российской Федерации, выявляются проблемы необходимости унификации конституций и уставов субъектов Российской Федерации и Конституции Российской Федерации в части местного самоуправления. Предложенный возможный вариант классификации конституций и уставов субъектов Российской Федерации позволил бы, наш взгляд, быстрее осуществить эффективное развитие территорий муниципальных образований в практическом плане, а в науке конституционного права предоставить возможность внедрить инструменты эффективности развития территорий муниципальных образований, в том числе территорий опережающего развития.
Умеров Э.И. - Правовые акты субъектов местного самоуправления: проблемы муниципального правотворчества в Республике Крым c. 35-42

DOI:
10.7256/2454-0595.2018.10.23914

Аннотация: С вхождением Республики Крым в состав Российской Федерации возникает объективная необходимость принятия большого количества нормативных правовых актов, способных не только регулировать новые общественные отношения, но и соотносить их с ранее возникшими, упорядоченными законодательными актами, принятыми до 21 марта 2014 года. Немаловажная роль в этом процессе отводится вопросам правотворчества субъектов местного самоуправления в республике в связи с необходимостью эффективного осуществления публичной власти на местах и оперативного разрешения вопросов местного значения. Предметом исследования настоящей статьи являются проблемные вопросы субъектов местного самоуправления в Республике Крым при осуществлении муниципального правотворчества. При написании статьи были применены следующие методы: анализ и синтез, системный метод, формально-юридический метод, статистический метод. Субъекты муниципального правотворчества в Республике Крым при принятии актов, в будущем имеющих обязательных характер на территории конкретного муниципального образования, сталкиваются с необходимостью не только своевременного их принятия, но также и оперативного внесения изменений с целью полноценного регулирования и упорядочивания общественных отношений на местах, в связи с чем совершенствование муниципального правотворчества в Республике Крым имеет особую актуальность и необходимость, особенно в условиях процесса интеграции в правовое поле Российской Федерации
Кулеш Е.А., Лихолет Е.Н. - К вопросу о перспективах создания и функционирования муниципальных органов охраны общественного порядка c. 37-45

DOI:
10.7256/2454-0595.2020.1.30643

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи является действующее законодательство Российской Федерации в части закрепления и возможности реализации норм, касающихся осуществления функций по охране общественного порядка муниципальными органами власти. Авторами научной статьи, на основе проведенного правового анализа определяются проблемные вопросы правового регулирования применения данных норм, исследуется имеющийся опыт зарубежных стран в обозначенной области реализации полномочий в сфере охраны правопорядка, а также рассматриваются перспективы применения данного опыта в Российской Федерации. В основе исследования лежат общенаучные методы познания: историко-логический, методы анализа, сравнения, дедукции и др., которые позволили авторам определить имеющиеся проблемные аспекты рассматриваемой области. Основными выводами проведенного исследования являются предложения о создании самостоятельного института муниципальной милиции, перспективах дальнейшей работы в рамках формирования проекта Федерального закона «О муниципальной милиции в Российской Федерации» с учетом разграничения круга полномочий муниципальной милиции и централизованного аппарата полицейских подразделений органов внутренних дел; передаче муниципальным органам по охране правопорядка в полном объеме функций патрульно-постовой службы полиции; формировании механизма взаимодействия органов внутренних дел с муниципальной полицией. Сделанные в ходе исследования авторские выводы направлены на помощь в подготовке нормативной правовой базы, касающейся правового положения и организации деятельности органов муниципалитета по вопросам охраны правопорядка, а также формирования механизма взаимодействия органов внутренних дел с муниципальной полицией.
Беляева Г.С. - К вопросу о понятии правового режима c. 272-285

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.3.64090

Аннотация: В статье излагаются существующие в юридической науке подходы к определению понятия «правовой режим», позволяющие выработать его унифицированное авторское определение. Автором рассматривается этимология понятия «режим», его эволюция: зарождение исследуемой категории в трудах античных философов, дальнейшее ее развитие в работах зарубежных и отечественных ученых. Устанавливаются и характеризуются специфические признаки правового режима: обязательное нормативно-правовое закрепление; специфическая цель; особый порядок регулирования; создание благоприятных (неблагоприятных) условий для удовлетворения интересов субъектов права; системный и комплексный характер; особая структура правового режима. В работе использованы различные общенаучные приемы и способы логического познания: анализ и синтез, абстрагирование, моделирование, системно-структурный, функциональный и формально-логический подходы. Комплексный теоретико-прикладной междисциплинарный подход к исследованию правовых режимов обусловил необходимость использования в работе системного метода, в рамках которого осуществлено интегрирование теоретических абстракций, положений, закрепленных в действующем законодательстве, и эмпирических материалов правотворческой и правоприменительной практики. Данная статья имеет общетеоретический концептуальный характер, является комплексным междисциплинарным исследованием, направленным на разработку общей теории правового режима и повышение его эффективности. В рамках подготовленной работы автором осуществлен сравнительный анализ научных подходов к пониманию сущности и содержания категории «правовой режим», на основе чего выработано и предложено его унифицированное определение; выделены и охарактеризованы специфические признаки, позволяющие интерпретировать правовой режим в качестве самостоятельной юридической категории.
Сергеев Д.Б. - Населенная территория как признак муниципального образования

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.6.11568

Аннотация: В статье населенная территория рассматривается как обязательный признак (свойство) муниципального образования, как и любого публично-правового образования. В исследовании населенная территория муниципального образования изучается в качестве пространственных пределов юрисдикции структур муниципального образования. Сравниваются количественные характеристики государств, субъектов федерации и муниципальных образований (муниципалитетов). Раскрываются способы закрепления границ (пределов) муниципальных образований в законодательстве субъектов РФ, исследуется совершенствование правового регулирования муниципально-территориального устройства субъектов РФ в контексте общегосударственных социально-экономической и бюджетной систем. В статье муниципальное образование анализируется как разновидность публично-правового образования. Территория муниципального образования исследуется как правовое явление. С точки зрения автора проблема отсутствия собственных ресурсов у большинства муниципальных образований не будет разрешена исключительно с помощью совершенствования правового регулирования муниципально-территориального устройства субъектов РФ, так как данные проблемы возникли из противоречий, существующих в рамках общегосударственных социально-экономической и бюджетной систем.
Сергеев Д.Б. - Населенная территория как признак муниципального образования c. 533-537

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.6.64976

Аннотация: В статье населенная территория рассматривается как обязательный признак (свойство) муниципального образования, как и любого публично-правового образования. В исследовании населенная территория муниципального образования изучается в качестве пространственных пределов юрисдикции структур муниципального образования. Сравниваются количественные характеристики государств, субъектов федерации и муниципальных образований (муниципалитетов). Раскрываются способы закрепления границ (пределов) муниципальных образований в законодательстве субъектов РФ, исследуется совершенствование правового регулирования муниципально-территориального устройства субъектов РФ в контексте общегосударственных социально-экономической и бюджетной систем. В статье муниципальное образование анализируется как разновидность публично-правового образования. Территория муниципального образования исследуется как правовое явление. С точки зрения автора проблема отсутствия собственных ресурсов у большинства муниципальных образований не будет разрешена исключительно с помощью совершенствования правового регулирования муниципально-территориального устройства субъектов РФ, так как данные проблемы возникли из противоречий, существующих в рамках общегосударственных социально-экономической и бюджетной систем.
Соловьев С.Г. - Концептуальные и правовые аспекты проведения публичных слушаний в Российской Федерации

DOI:
10.7256/2454-0595.2016.10.20309

Аннотация: Статья посвящена исследованию идеалов и правовых аспектов технологий, используемых при проведении публичных слушаний, являющих собой современную форму Российской муниципальной делиберальной демократии. В работе исследовано состояние идейных, исторических и правовых основ публичных слушаний, как формы институционализированного диалога, рационального дискурса, обсуждения, убеждения, аргументации, компромиссов муниципальной власти и местного сообщества. С учетом анализа наработанной практики проведения публичных слушаний в различных российских муниципалитетах в статье рассматриваются соответствующие базовые идеи и проблемы их практической реализации, рассматриваются правовые аспекты основных технологических проблем, возникающих при проведении публичных слушаний, предлагаются направления совершенствования соответствующего правового института и дается прогноз в отношении приоритетных направлений его развития. Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №16-03-50015. При исследовании вопросов функционирования современного института публичных слушаний автор исходит из предположения о том, что функционирование форм диалоговой демократии должно строиться на базовых принципах, выработанных тысячелетней практикой функционирования общественных институтов российского государства. На основе уяснения логики и закономерностей их развития, а также исторического анализа основных сущностных характеристик таких исторических форм российской диалоговой демократии, как Вече, Копа, Круг (сход), Земский собор, действовавших на общих принципах подготовки, организации и проведения, предполагается проанализировать содержание наиболее близкого современного их аналога и сформулировать предложения по совершенствованию соответствующей нормативной базы публичных слушаний. Формулируя направления совершенствования современного российского правового института публичных слушаний следует выделить следующие практические предложения, направленные на совершенствование его содержания. 1. Необходимо расширять вариативность форм проведения публичных слушаний. 2. Есть смысл в положениях о публичных слушаниях четко закреплять основания для отказа инициативной группе граждан в проведении публичных слушаний. 3. Назрела необходимость в нормативной регламентации оснований для проведения повторных публичных слушаний по одному и тому же вопросу. 4. Представляется обоснованным нормативно ограничить объем представительства муниципальных и государственных служащих в составе комиссии по проведению публичных слушаний. 5. Есть смысл в положениях о публичных слушаниях развести понятия право на участие в публичных слушаниях и право на выступление в публичных слушаниях, закрепив преимущественное право на осуществление последнего за жителями муниципального образования, представляющими крупные территориальные, социальные или профессиональные группы местного населения и пользующихся их поддержкой и уважением. 6. Исходя из практики проведения публичных слушаний разумно будет нормативно закрепить на федеральном уровне правила определения времени и места проведения публичных слушаний. 7. Имеется необходимость законодательного запрета на проведение публичных слушаний одновременно по нескольким вопросам или объектам, расположенным в разных частях муниципального образования одним и тем же составом участников публичных слушаний. 8. Есть смыл нормативно закрепить на федеральном уровне запрет на проведение голосования по вопросам, вынесенным на публичные слушания, в целях определения результатов публичных слушаний в форме рекомендаций, отражающих мнение большинства участников публичных слушаний. 9. Назрела необходимость нормативной формализации и конкретизации оснований учета или неучета результатов публичных слушаний органами и должностными лицами местного самоуправления.
Соловьев С.Г. - Концептуальные и правовые аспекты проведения публичных слушаний в Российской Федерации c. 824-831

DOI:
10.7256/2454-0595.2016.10.68251

Аннотация: Статья посвящена исследованию идеалов и правовых аспектов технологий, используемых при проведении публичных слушаний, являющих собой современную форму Российской муниципальной делиберальной демократии. В работе исследовано состояние идейных, исторических и правовых основ публичных слушаний, как формы институционализированного диалога, рационального дискурса, обсуждения, убеждения, аргументации, компромиссов муниципальной власти и местного сообщества. С учетом анализа наработанной практики проведения публичных слушаний в различных российских муниципалитетах в статье рассматриваются соответствующие базовые идеи и проблемы их практической реализации, рассматриваются правовые аспекты основных технологических проблем, возникающих при проведении публичных слушаний, предлагаются направления совершенствования соответствующего правового института и дается прогноз в отношении приоритетных направлений его развития. Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №16-03-50015. При исследовании вопросов функционирования современного института публичных слушаний автор исходит из предположения о том, что функционирование форм диалоговой демократии должно строиться на базовых принципах, выработанных тысячелетней практикой функционирования общественных институтов российского государства. На основе уяснения логики и закономерностей их развития, а также исторического анализа основных сущностных характеристик таких исторических форм российской диалоговой демократии, как Вече, Копа, Круг (сход), Земский собор, действовавших на общих принципах подготовки, организации и проведения, предполагается проанализировать содержание наиболее близкого современного их аналога и сформулировать предложения по совершенствованию соответствующей нормативной базы публичных слушаний. Формулируя направления совершенствования современного российского правового института публичных слушаний следует выделить следующие практические предложения, направленные на совершенствование его содержания. 1. Необходимо расширять вариативность форм проведения публичных слушаний. 2. Есть смысл в положениях о публичных слушаниях четко закреплять основания для отказа инициативной группе граждан в проведении публичных слушаний. 3. Назрела необходимость в нормативной регламентации оснований для проведения повторных публичных слушаний по одному и тому же вопросу. 4. Представляется обоснованным нормативно ограничить объем представительства муниципальных и государственных служащих в составе комиссии по проведению публичных слушаний. 5. Есть смысл в положениях о публичных слушаниях развести понятия право на участие в публичных слушаниях и право на выступление в публичных слушаниях, закрепив преимущественное право на осуществление последнего за жителями муниципального образования, представляющими крупные территориальные, социальные или профессиональные группы местного населения и пользующихся их поддержкой и уважением. 6. Исходя из практики проведения публичных слушаний разумно будет нормативно закрепить на федеральном уровне правила определения времени и места проведения публичных слушаний. 7. Имеется необходимость законодательного запрета на проведение публичных слушаний одновременно по нескольким вопросам или объектам, расположенным в разных частях муниципального образования одним и тем же составом участников публичных слушаний. 8. Есть смыл нормативно закрепить на федеральном уровне запрет на проведение голосования по вопросам, вынесенным на публичные слушания, в целях определения результатов публичных слушаний в форме рекомендаций, отражающих мнение большинства участников публичных слушаний. 9. Назрела необходимость нормативной формализации и конкретизации оснований учета или неучета результатов публичных слушаний органами и должностными лицами местного самоуправления.
Соколов Н.Н. - Анализ изменений источников муниципального права на уровне субъектов РФ, произошедших в 2012 году, на примере закона города Москвы о местном самоуправлении

DOI:
10.7256/2454-0595.2013.12.9241

Аннотация: В статье рассматриваются изменения, произошедшие в 2012 году в закон города Москвы о местном самоуправлении. В статье рассматриваются как общие так и частные вопросы источников права. Наиболее подробное рассмотрение получили поправки, внесенные в закон о местном самоуправлении города Москвы в 2012 году, коих было 3. Первыми рассматриваются поправки, связанные с противодействием коррупционным проявлениям в органах местного самоуправелния. Вторыми рассматриваются поправки, связанные с административно-территориальным изменением города Москвы, связанным с расширением границ города Москвы на юг. Наиболее полному и всестороннему рассмотрению подверглись третьи поправки, послужившие основанием для лишения половины муниципальных округов города Москвы полномочий в сфере организации деятельности районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; в сфере организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства; в сфере опеки, попечительства и патронажа. Данные изменения послужили продолжением вектора централизации финансовых и управленческих полномочий региональных властей, по отношению к органам местного самоуправления. К каждым из рассмотренных изменений сделан вывод.
Соколов Н.Н. - Анализ изменений источников муниципального права на уровне субъектов РФ, произошедших в 2012 году, на примере закона города Москвы о местном самоуправлении c. 1106-1113

DOI:
10.7256/2454-0595.2013.12.63628

Аннотация: В статье рассматриваются изменения, произошедшие в 2012 году в закон города Москвы о местном самоуправлении. В статье рассматриваются как общие так и частные вопросы источников права. Наиболее подробное рассмотрение получили поправки, внесенные в закон о местном самоуправлении города Москвы в 2012 году, коих было 3. Первыми рассматриваются поправки, связанные с противодействием коррупционным проявлениям в органах местного самоуправелния. Вторыми рассматриваются поправки, связанные с административно-территориальным изменением города Москвы, связанным с расширением границ города Москвы на юг. Наиболее полному и всестороннему рассмотрению подверглись третьи поправки, послужившие основанием для лишения половины муниципальных округов города Москвы полномочий в сфере организации деятельности районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; в сфере организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства; в сфере опеки, попечительства и патронажа. Данные изменения послужили продолжением вектора централизации финансовых и управленческих полномочий региональных властей, по отношению к органам местного самоуправления. К каждым из рассмотренных изменений сделан вывод.
Вавилов Н.С. - Правовые предпосылки гражданской активности на местах

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.12.17075

Аннотация: В статье рассматриваются особенности закрепления основ гражданской активности на местном уровне, анализируются федеральные, региональные, муниципальные правовые акты, регулирующие гражданские институты на местах. Актуальность темы не вызывает сомнений, поскольку в сегодняшних условиях функционирования Российской государственности и местного самоуправления необходим действенный общественный контроль за всеми уровнями государственной власти и местным самоуправлением. Автор не ограничивается отдельными теоретическими предложениями в работе, а предлагает конкретные законодательные формулировки в законодательство Российской Федерации: им сформулированы конкретные дополнения и новеллы законодательства в части усиления взаимодействия местного населения, институтов гражданского общества и муниципальных органов власти. общефилософский метод, общенаучные методы познания (диалектический, системный, анализа и синтеза, индукции и дедукции), а также частнонаучные методы (сравнительно-правовой, формально-юридический, системно-функциональный, статистический, теоретико-прогностический методы). Муниципальное законодательство содержит определенные механизмы, стимулирующие гражданскую активность на местах, кроме того, данные механизмы адаптированы под условия конкретной территории муниципалитета, местные особенности. Тем не менее, закрепление муниципальными образованиями Российской Федерации возможностей функционирования при органах местного самоуправления общественных комиссий, принятие специальных программ поддержки социально ориентированных институтов гражданского общества на конкурсной основе, развитие информационных основ местного самоуправления поможет усилить участие граждан и институтов гражданского общества в осуществлении местного самоуправления.
Вавилов Н.С. - Правовые предпосылки гражданской активности на местах c. 1238-1243

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.12.67149

Аннотация: В статье рассматриваются особенности закрепления основ гражданской активности на местном уровне, анализируются федеральные, региональные, муниципальные правовые акты, регулирующие гражданские институты на местах. Актуальность темы не вызывает сомнений, поскольку в сегодняшних условиях функционирования Российской государственности и местного самоуправления необходим действенный общественный контроль за всеми уровнями государственной власти и местным самоуправлением. Автор не ограничивается отдельными теоретическими предложениями в работе, а предлагает конкретные законодательные формулировки в законодательство Российской Федерации: им сформулированы конкретные дополнения и новеллы законодательства в части усиления взаимодействия местного населения, институтов гражданского общества и муниципальных органов власти. общефилософский метод, общенаучные методы познания (диалектический, системный, анализа и синтеза, индукции и дедукции), а также частнонаучные методы (сравнительно-правовой, формально-юридический, системно-функциональный, статистический, теоретико-прогностический методы). Муниципальное законодательство содержит определенные механизмы, стимулирующие гражданскую активность на местах, кроме того, данные механизмы адаптированы под условия конкретной территории муниципалитета, местные особенности. Тем не менее, закрепление муниципальными образованиями Российской Федерации возможностей функционирования при органах местного самоуправления общественных комиссий, принятие специальных программ поддержки социально ориентированных институтов гражданского общества на конкурсной основе, развитие информационных основ местного самоуправления поможет усилить участие граждан и институтов гражданского общества в осуществлении местного самоуправления.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.