по
Административное и муниципальное право
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Административное и муниципальное право" > Содержание № 03, 2023
Выходные данные сетевого издания "Административное и муниципальное право"
Номер подписан в печать: 04-08-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Уваров Александр Анатольевич - доктор юридических наук, Всероссийский государственный университет юстиции Сочинский филиал, профессор, Международный инновационный университет, профессор, 354000, Россия, Краснодарский край, г. Сочи, Дагомысская ул., 42, uvarov.al@mail.ru
ISSN: 2454-0595
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2023
Исполнительная власть и гражданское общество
Гончаров В.В., Спектор Л.А., Малютин А.Д. - Этика и профессионализм в деятельности представителей субъектов общественного контроля в Российской Федерации как его принцип c. 1-11

DOI:
10.7256/2454-0595.2023.3.40416

EDN: UDNPAE

Аннотация: Российская Федерация является правовым демократическим государством, в Конституции которого закреплен правовой статус многонационального народа России как носителя суверенитета и единственного источника власти в стране. Однако, конституционные принципы народовластия и участия общества в управлении делами государства нуждаются в системе юридических гарантий важнейшей из которых выступает институт общественного контроля. Основу правового регулирования данного института гражданского общества составляет система правовых принципов - основных, наиболее общих начал, определяющих содержание и основные направления регулирования данного института гражданского общества в Российской Федерации. В работе использован ряд научных методов исследования: сравнительно-правовой, историко-правовой, формально-логический и ряд иных. Настоящая статья посвящена анализу этики и профессионализма в деятельности представителей общественного контроля в Российской Федерации как его принципа. Авторы обосновывают необходимость расширения перечня принципов, закрепленных в статье 6 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», в частности, принципами централизма и децентрализации в организации и деятельности субъектов общественного контроля, этики и профессионализма в деятельности их представителей, ответственности (как их представителей, так и должностных лиц, а также представителей объектов общественного контроля). В работе формализованы и исследованы основные проблемы, препятствующие закреплению и реализации данного принципа общественного контроля. Автором разработана и обоснована система мероприятий по разрешению указанных проблем, в том числе, путем внесения изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации.
Административное и муниципальное право и налоговое администрирование
Атабеков А.Р. - Использование зарубежного опыта применения искусственного интеллекта в надзоре за участниками финансового рынка в России c. 12-22

DOI:
10.7256/2454-0595.2023.3.40718

EDN: UDQHSQ

Аннотация: Предметом исследования выступают особенности правоотношений, складывающихся при применении искусственного интеллекта в рамках осуществления надзора финансовой деятельности. Объектом исследования выступают нормативные документы, рекомендации и иные документы регламентирующие вопросы применения искусственного интеллекта для осуществления надзорной деятельности, направленной на пресечение манипулирования финансового рынка и инсайдерской торговли, судебная практика, академические публикации и аналитические отчеты по исследуемой проблематике. Методология исследования интегрирует комплекс современных философских, общенаучных, специально-научных методов познания, включая, диалектический, системный, структурно-функциональный, герменевтический, сравнительно-правовой, формально-юридический (догматический) и др. В рамках настоящего исследования делается особый акцент на осуществлении сравнительного правового исследования областей применения ИИ в финансовой надзорной деятельности, выявления общных проблем при применении ИИ органами власти и выработке единых подходов.   В рамках указанной статьи проводится сравнительный анализ действующих подходов по применению искусственного интеллекта (ИИ) в сфере контрольно-надзорной деятельности за участниками финансового рынка в зарубежных странах и России. В рамках проведенного сравнительного анализа выявлены базовые проблемы в области обеспечения точности аналитических инструментов, используемых при выявлении фактов манипулирования рынками и инсайдерской торговли, рассмотрены теоретические и практические ситуации применения искусственного интеллекта в надзорной деятельности государственными и частными финансовыми институтами, а также предложены дополнительные компенсирующие правовые мероприятия, обеспечивающие эффективную интеграцию искусственного интеллекта и использование ИИ для целей финансового надзора в России. Предложенные в результате проведенного исследования мероприятия могут найти свое применение в законодательной и правоприменительной практике профильных органов власти, реализующих интеграцию искусственного интеллекта в сферу публичных отношений в России, включая область осуществления контрольно-надзорной деятельности в финансовом рынке.
Административное и муниципальное право и проблемы окружающей среды
Манин Я.В. - Особенности природоресурсного права государств Меланезии c. 23-64

DOI:
10.7256/2454-0595.2023.3.41034

EDN: FGAEFF

Аннотация: Объектом исследования являются отношения природопользования в меланезийских государствах, предметом – законодательство и доктрина в области эксплуатации природных ресурсов стран Меланезии: Австралийского Содружества, Французской Республики, Республики Вануату, Республики Фиджи, Соломоновых Островов, Республики Науру, Независимого Государства Папуа Новая Гвинея, Республики Индонезия. Автор рассматривает особенности государственного природоресурсного аппарата в различных юрисдикциях, прежде всего, управление окружающей средой и недропользованием органами исполнительной власти. В статье изучается институт права собственности на землю и недра, разрешительный порядок использования природных объектов, равно как договорные и директивные основания. Кроме того, автор обращается к проблемам реализации норм международного морского права, исследует правовой режим австралийских антарктических территорий. Работа является новым витком в теории природоресурсного права зарубежных стран, актуальность исследования обусловлена теоретической и практической значимостью содержания статьи, которая отражает отечественные экономические интересы в Океании. Научная новизна представленного труда заключается в оригинальности выводов и самой работы, содержащей принципиально новую информацию по предмету исследования. Юридические исследования Меланезии незначительны, Вашему вниманию представлена одна из немногих российских научных публикаций об этом тихоокеанском регионе, при этом имеющиеся работы во многом устарели, а некоторые юрисдикции освещаются в отечественной печати впервые. Автор дискутирует с зарубежными учёными, анализируя иностранную доктрину и законодательство, предлагает использовать в Российской Федерации опыт Соломоновых Островов. При этом отмечаются нарушения при имплементации и реализации норм международного морского права в Тихом океане со стороны меланезийских государств, а также случаи установления национального правового режима антарктических территорий; освещается не только захват коллективным западом ресурсных баз, но и инкорпорация суверенных государств, являющаяся современной формой установления колониальной зависимости.
Актуальная проблема
Гончаров В.В. - Проблемы и перспективы взаимодействия субъектов общественного и государственного контроля в Российской Федерации c. 65-77

DOI:
10.7256/2454-0595.2023.3.39872

EDN: RRSKEQ

Аннотация: Освещение проблемы. Настоящая статья посвящена анализу проблем и перспектив взаимодействия субъектов общественного и государственного контроля в Российской Федерации. Актуальность данной темы обусловлена тем, что эффективность и результативность института общественного контроля во многом зависит от уровня взаимодействия вышеназванных субъектов. Материалы и методы исследования. Предметом анализа становятся соответствующие положения законодательства России, посвященные закреплению механизма взаимодействия субъектов общественного и государственного контроля и практика их применения в нашей стране. В статье применяются обще- и частнонаучные методы, в частности: диалектический, логический, функциональный, формально-юридический, сравнительно-правовой и др. Результаты. В статье разработана и обоснована система мероприятий по их разрешению, в том числе, - путем внесения соответствующих изменений и дополнений как в законодательство об общественном контроле, так и в нормативно-правовые акты, регулирующие организацию и деятельность субъектов государственного контроля. Это позволит, с одной стороны, осуществить дальнейшее развитие института общественного контроля, а с другой стороны, повысить эффективность взаимодействия их субъектов с органами государственного контроля. Дискуссия. В дальнейшем научном осмыслении нуждаются вопросы разработки и внедрения новых форм, методов взаимодействия субъектов общественного и государственного контроля в России.
Проблемы административных и муниципальных правоотношений
Гончаров В.В., Петренко Е.Г., Борисова А.А., Толмачёва Л.В., Дмитриева И.А. - Система социального доверия (социального рейтинга) в КНР: проблемы и перспективы внедрения в Российской Федерации c. 78-91

DOI:
10.7256/2454-0595.2023.3.39983

EDN: TLCPOC

Аннотация: Настоящая статья посвящена анализу проблем и перспектив развития в Китайской Народной Республике системы социального доверия (социального рейтинга). При этом, авторами делается вывод о том, что разработка и внедрение государством систем поведенческого контроля как за физическими, так и за юридическими лицами, является вынужденной необходимостью для обеспечения оптимального управления за всеми направлениями жизнедеятельности общества. Однако, их внедрение и реализацию следует осуществлять под постоянным контролем со стороны институтов гражданского общества (в частности, через функционирование института общественного контроля). В работе использован ряд методов научного исследования, в частности: анализа; синтеза; интерполяции; экстраполяции; сравнительно-правовой; исторический; социологический и ряд иных.   В работе исследован генезис системы социального доверия (социального рейтинга) в КНР, формализована и обоснована авторская классификация этапов ее становления и развития, проведен анализ влияния данной системы на процессы реализации, охраны и защиты системы конституционных прав и свобод граждан КНР, выявлены и формализованы не только основные проблемы, препятствующие развитию данной системы, но и основные направления данного развития. В работе проведен анализ влияния системы социального доверия (социального рейтинга) в КНР на формирование и развитие систем поведенческого надзора, инициируемого органами публичной власти в различных странах, включая – Российскую Федерацию.
Актуальная проблема
Ищенко А.А. - К вопросу о формировании системы документов стратегического планирования как актов управления c. 92-100

DOI:
10.7256/2454-0595.2023.3.39966

EDN: TLPANU

Аннотация: В процессе осуществления государственного управления существенной ролью и значением обладает реализация положений действующего законодательства о стратегическом планировании. Эффективное обеспечение последнего позволяет достичь краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных целей и задач, сформированных на государственном, региональном и муниципальном уровнях. Предметом настоящего исследования явились документы стратегического планирования в контексте их применения в качестве актов управления. Целью работы стало проведение исследования особенностей документов стратегического планирования как актов управления, выявление существующих проблем массива документов стратегического планирования, а также определение приоритетных направлений совершенствования механизма правового регулирования стратегического планирования в Российской Федерации.   Для реализации цели рассмотрены положения действующего законодательства и позиции, сложившиеся в юридической доктрине с применением общих и специальных методов научных исследований. Комплексный анализ существующих подходов позволил сделать ряд выводов относительно правовой природы документов стратегического планирования, как актов государственного управления, выделить ряд характерных для них черт. Сформулированы предложения относительно места документов стратегического планирования в системе актов государственного управления и перспектива дальнейшего развития законодательства о стратегическом планировании, а также приоритетных направлениях дальнейших научных исследований данного правового феномена. Полученные данные могут быть использованы в процессе теоретического осмысления актуальных вопросов стратегического планирования и практической деятельности по совершенствованию правого регулирования в части применения документов стратегического планирования.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.