по
Административное и муниципальное право
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Административное и муниципальное право" > Содержание № 03, 2015
Выходные данные сетевого издания "Административное и муниципальное право"
Номер подписан в печать: 31-03-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Уваров Александр Анатольевич - доктор юридических наук, Всероссийский государственный университет юстиции Сочинский филиал, профессор, Международный инновационный университет, профессор, 354000, Россия, Краснодарский край, г. Сочи, Дагомысская ул., 42, uvarov.al@mail.ru
ISSN: 2454-0595
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2015
Исполнительная власть и гражданское общество
Килессо М.А. - Субъекты, осуществляющие общественный контроль над деятельностью органов местного самоуправления в России

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.3.14320

Аннотация: В качестве объекта исследования в статье выступает общественный контроль над деятельностью органов местного самоуправления и их должностных лиц в Российской Федерации. Предмет исследования заключается в выявлении субъектов общественного контроля. Целью исследования являлось определение круга субъектов, способных осуществлять общественный контроль над органами местного самоуправления в России. Достижение вышеуказанной цели предопределило постановку и решение следующих задач: 1. Определить перечень субъектов, закрепленных в Федеральном законе «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»; 2. Проанализировать возможные правовые недоработки в Федеральном законе «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»; 3. Проанализировать научные труды в исследуемой области; 4. Классифицировать субъекты; 5. Выработать предложения по дополнению норм Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Методологическую основу исследования составляет диалектический метод научного познания. Помимо него, в исследовании также использовались общенаучные методы, и иные (формально – логический, сравнительно – правовой, системно – структурный). В результате проведенного исследования выявлен круг субъектов, способных осуществлять общественный контроль над деятельностью органов местного самоуправления в России. Выявлены законодательные недоработки юридико-технического характера в Федеральном законе от 21 июля 2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Была проведена классификация субъектов общественного контроля. Итак, перечень субъектов может быть дополнен такими субъектами, как: 1) граждане, в качестве общественных инспекторов и общественных экспертов; 2) общественные объединения, в том числе профсоюзы; 3) негосударственные некоммерческие организации; 4) лица, осуществляющие деятельность в сфере СМИ. Таким образом, сделанные в процессе исследования научные выводы могут послужить основой для внесения дополнений в Федеральный закон от 21 июля 2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
Килессо М.А. - Субъекты, осуществляющие общественный контроль над деятельностью органов местного самоуправления в России c. 237-240

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.3.66226

Аннотация: В качестве объекта исследования в статье выступает общественный контроль над деятельностью органов местного самоуправления и их должностных лиц в Российской Федерации. Предмет исследования заключается в выявлении субъектов общественного контроля. Целью исследования являлось определение круга субъектов, способных осуществлять общественный контроль над органами местного самоуправления в России. Достижение вышеуказанной цели предопределило постановку и решение следующих задач: 1. Определить перечень субъектов, закрепленных в Федеральном законе «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»; 2. Проанализировать возможные правовые недоработки в Федеральном законе «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»; 3. Проанализировать научные труды в исследуемой области; 4. Классифицировать субъекты; 5. Выработать предложения по дополнению норм Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Методологическую основу исследования составляет диалектический метод научного познания. Помимо него, в исследовании также использовались общенаучные методы, и иные (формально – логический, сравнительно – правовой, системно – структурный). В результате проведенного исследования выявлен круг субъектов, способных осуществлять общественный контроль над деятельностью органов местного самоуправления в России. Выявлены законодательные недоработки юридико-технического характера в Федеральном законе от 21 июля 2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Была проведена классификация субъектов общественного контроля. Итак, перечень субъектов может быть дополнен такими субъектами, как: 1) граждане, в качестве общественных инспекторов и общественных экспертов; 2) общественные объединения, в том числе профсоюзы; 3) негосударственные некоммерческие организации; 4) лица, осуществляющие деятельность в сфере СМИ. Таким образом, сделанные в процессе исследования научные выводы могут послужить основой для внесения дополнений в Федеральный закон от 21 июля 2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
Административное и муниципальное право и федеративное устройство
Крылов О.М. - Денежное обращение как объект финансовой безопасности государства

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.3.14507

Аннотация: Предметом исследования выступают финансово-правовые нормы, регулирующие общественные отношения, складывающиеся преимущественно в процессе организации финансовой безопасности государства. Среди разнообразных объектов финансовой безопасности государства выделяется область денежно-кредитных отношений, защищенность которой в настоящий момент приобретает особую актуальность. Современная организация денежного обращения государства невозможна без использования инструментов и механизмов, как финансовой безопасности государства, так и его национальной безопасности, поскольку они служат гарантией обеспечения конституционных прав, свобод, достойного качества и уровня жизни граждан, суверенитета, территориальной целостности и устойчивого развития государства, его обороны и безопасности. Методологической основой служит диалектический метод научного познания социальных, экономических и правовых явлений в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Достоверность и обоснованность результатов достигается за счет комплексного применения системно-структурного, сравнительно-правового, формально-юридического и логико-теоретических методов, а также метода описания понятий, анализа, синтеза, обобщения и иных методов. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что безопасность денежного обращения государства предстает элементом национальной безопасности. Это такое состояние защищенности государства от внутренних или внешних угроз, которое позволяет в процессе организации им денежного обращения обеспечить устойчивое и прогрессивное развитие его денежной системы, что, в свою очередь, обеспечивает конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства. Поскольку в качестве объекта финансовой безопасности государства не представляется возможным рассматривать все денежное обращение, автор предлагает использовать категорию «безопасность денежного обращения государства» наряду с категорией «финансовая безопасность государства».
Крылов О.М. - Денежное обращение как объект финансовой безопасности государства c. 241-247

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.3.66227

Аннотация: Предметом исследования выступают финансово-правовые нормы, регулирующие общественные отношения, складывающиеся преимущественно в процессе организации финансовой безопасности государства. Среди разнообразных объектов финансовой безопасности государства выделяется область денежно-кредитных отношений, защищенность которой в настоящий момент приобретает особую актуальность. Современная организация денежного обращения государства невозможна без использования инструментов и механизмов, как финансовой безопасности государства, так и его национальной безопасности, поскольку они служат гарантией обеспечения конституционных прав, свобод, достойного качества и уровня жизни граждан, суверенитета, территориальной целостности и устойчивого развития государства, его обороны и безопасности. Методологической основой служит диалектический метод научного познания социальных, экономических и правовых явлений в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Достоверность и обоснованность результатов достигается за счет комплексного применения системно-структурного, сравнительно-правового, формально-юридического и логико-теоретических методов, а также метода описания понятий, анализа, синтеза, обобщения и иных методов. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что безопасность денежного обращения государства предстает элементом национальной безопасности. Это такое состояние защищенности государства от внутренних или внешних угроз, которое позволяет в процессе организации им денежного обращения обеспечить устойчивое и прогрессивное развитие его денежной системы, что, в свою очередь, обеспечивает конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства. Поскольку в качестве объекта финансовой безопасности государства не представляется возможным рассматривать все денежное обращение, автор предлагает использовать категорию «безопасность денежного обращения государства» наряду с категорией «финансовая безопасность государства».
Административное и муниципальное право и безопасность
Миронов А.Н. - Правовые основы деятельности органов местного самоуправления по обеспечению общественной безопасности (на примере Владимирской области)

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.3.14494

Аннотация: В качестве объекта исследования выступает деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления Владимирской области по созданию правовых условий обеспечения общественной безопасности на территории муниципальных образований. На основе анализа концепции общественной безопасности выделяются различные направления деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления по обеспечению общественной безопасности, а также конкретные действия, осуществляемые в рамках различных направлений обеспечения общественной безопасности на территории муниципальных образований Владимирской области. Проведен анализ муниципально-правовых актов, регламентирующих деятельность различных видов муниципальных образований по обеспечению общественной безопасности Решение поставленных задач осуществлялось при помощи диалектического метода и основанных на нем современных общенаучных и частнонаучных средств и способов познания правового регулирования отношений по обеспечению общественной безопасности. Научная новизна состоит в комплексном анализе правовых основ организации и деятельности органов местного самоуправления по обеспечению общественно безопасности на территории Владимирской области, выделении направлений деятельности органов местного самоуправления. Автором отмечается отсутствие четко закрепленных полномочий органов местного самоуправления по обеспечению общественной безопасности, необходимых организационных и финансовых возможностей на местном уровне.
Миронов А.Н. - Правовые основы деятельности органов местного самоуправления по обеспечению общественной безопасности (на примере Владимирской области) c. 248-255

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.3.66228

Аннотация: В качестве объекта исследования выступает деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления Владимирской области по созданию правовых условий обеспечения общественной безопасности на территории муниципальных образований. На основе анализа концепции общественной безопасности выделяются различные направления деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления по обеспечению общественной безопасности, а также конкретные действия, осуществляемые в рамках различных направлений обеспечения общественной безопасности на территории муниципальных образований Владимирской области. Проведен анализ муниципально-правовых актов, регламентирующих деятельность различных видов муниципальных образований по обеспечению общественной безопасности Решение поставленных задач осуществлялось при помощи диалектического метода и основанных на нем современных общенаучных и частнонаучных средств и способов познания правового регулирования отношений по обеспечению общественной безопасности. Научная новизна состоит в комплексном анализе правовых основ организации и деятельности органов местного самоуправления по обеспечению общественно безопасности на территории Владимирской области, выделении направлений деятельности органов местного самоуправления. Автором отмечается отсутствие четко закрепленных полномочий органов местного самоуправления по обеспечению общественной безопасности, необходимых организационных и финансовых возможностей на местном уровне.
Административное принуждение
Гаганов А.А. - Правовые аспекты противодействия нелегальным перевозкам пассажиров и багажа легковыми транспортными средствами. Некоторые вопросы правового регулирования перевозок легковым такси

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.3.12519

Аннотация: В статье рассматриваются составы административных правонарушений, связанных с перевозками легковыми такси, проблемы разграничения составов и привлечения к административной ответственности за соответствующие правонарушения и пути их решения. В статье приводится пример расхождения между законодательным пониманием состава такого правонарушения как нелегальный извоз и практикой Верховного Суда РФ по данному вопросу. Автор обосновывает необходимость введения законодательного определения понятия «легковое такси» и принятия отдельного федерального закона по соответствующему предмету регулирования. При написании статьи использованы как общенаучные методы, так и методы юридической науки. В частности, в исследовании применяются следующие методы: логический метод, системно-структурный, метод правового анализа текстов правовых актов, сравнительно-правовой метод. Автор выявляет существенные недостатки действующего законодательства, направленного на борьбу с нелегальным извозом, которые затрудняют адекватную реализацию соответствующих норм Кодекса РФ об административных правонарушениях. Учитывая отсутствие комплексного и последовательного правового регулирования сферы перевозок пассажиров легковым такси, а также несовершенство структуры и содержания Федерального закона от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ, автор считает необходимым принятие нового федерального закона с четким предметом регулирования – легковым такси. В таком законе рекомендуется закрепить понятие «легковое такси», включив в него видовые отличительные характеристики такси (принципы формирования цены договора перевозки).
Гаганов А.А. - Правовые аспекты противодействия нелегальным перевозкам пассажиров и багажа легковыми транспортными средствами. Некоторые вопросы правового регулирования перевозок легковым такси c. 256-262

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.3.66229

Аннотация: В статье рассматриваются составы административных правонарушений, связанных с перевозками легковыми такси, проблемы разграничения составов и привлечения к административной ответственности за соответствующие правонарушения и пути их решения. В статье приводится пример расхождения между законодательным пониманием состава такого правонарушения как нелегальный извоз и практикой Верховного Суда РФ по данному вопросу. Автор обосновывает необходимость введения законодательного определения понятия «легковое такси» и принятия отдельного федерального закона по соответствующему предмету регулирования. При написании статьи использованы как общенаучные методы, так и методы юридической науки. В частности, в исследовании применяются следующие методы: логический метод, системно-структурный, метод правового анализа текстов правовых актов, сравнительно-правовой метод. Автор выявляет существенные недостатки действующего законодательства, направленного на борьбу с нелегальным извозом, которые затрудняют адекватную реализацию соответствующих норм Кодекса РФ об административных правонарушениях. Учитывая отсутствие комплексного и последовательного правового регулирования сферы перевозок пассажиров легковым такси, а также несовершенство структуры и содержания Федерального закона от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ, автор считает необходимым принятие нового федерального закона с четким предметом регулирования – легковым такси. В таком законе рекомендуется закрепить понятие «легковое такси», включив в него видовые отличительные характеристики такси (принципы формирования цены договора перевозки).
Громова Г.А. - УЧЕНИЕ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРИНУЖДЕНИИ КАК ОХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX вв.

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.3.14184

Аннотация: Статья посвящена исследованию методов воздействия административного права на общественные отношения, в частности - при исполнении охранительной функции права. Автором проводится историко-правовой анализ методов принуждения при осуществлении охранительной функции, а также сравнение с ныне действующим законодательством, содержащим административно-правовые нормы. Автор акцентирует внимание на сущности государственного принуждения, его самостоятельное значение, теоретические вопросы принуждения по административному праву; формулируются понятие, признаки, виды и меры принуждения в государственном управлении второй половины 19 века. Сделан вывод о применении сходных методов принуждения, используемых административным правом в 19 веке, в действующем административном праве. В работе использованы историко-синхронный и историко-диахронный (разновременной) методы, направленные на изучение временных изменений сути методов принуждения, применяемых административным правом с целью исполнения охранительной функции. Указанные методы являются необходимым «приспособлением» для раскрытия исторических трансформаций предмета исследования. Научная новизна темы статьи заключается во все более глубоком понимании современниками необходимости обращения к историко-правовому анализу административного права России, а не западноевропейских стран, с целью самобытности и самостоятельности развития правовой мысли России, а также -возможного «приспособления» некоторых методов или их основных идей, применяемых в процессе развития и формирования административного права, при осуществлении охранительной функции административной отрасли права в настоящем времени. Оценка накопленного Российским государством «своего» опыта трансформации охранительной функции и применяемых методов административного права дает «почву для размышления» о значимости действовавших ранее и действующих ныне функций и методов права. В контексте актуальности раскрывается особое значение административно-правовых методов принуждения как способов обеспечения достойного развития общества и государства.
Громова Г.А. - Учение об административном принуждении как охранительной функции административного права конца XIX — начала XX вв. c. 263-269

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.3.66230

Аннотация: Статья посвящена исследованию методов воздействия административного права на общественные отношения, в частности - при исполнении охранительной функции права. Автором проводится историко-правовой анализ методов принуждения при осуществлении охранительной функции, а также сравнение с ныне действующим законодательством, содержащим административно-правовые нормы. Автор акцентирует внимание на сущности государственного принуждения, его самостоятельное значение, теоретические вопросы принуждения по административному праву; формулируются понятие, признаки, виды и меры принуждения в государственном управлении второй половины 19 века. Сделан вывод о применении сходных методов принуждения, используемых административным правом в 19 веке, в действующем административном праве. В работе использованы историко-синхронный и историко-диахронный (разновременной) методы, направленные на изучение временных изменений сути методов принуждения, применяемых административным правом с целью исполнения охранительной функции. Указанные методы являются необходимым «приспособлением» для раскрытия исторических трансформаций предмета исследования. Научная новизна темы статьи заключается во все более глубоком понимании современниками необходимости обращения к историко-правовому анализу административного права России, а не западноевропейских стран, с целью самобытности и самостоятельности развития правовой мысли России, а также -возможного «приспособления» некоторых методов или их основных идей, применяемых в процессе развития и формирования административного права, при осуществлении охранительной функции административной отрасли права в настоящем времени. Оценка накопленного Российским государством «своего» опыта трансформации охранительной функции и применяемых методов административного права дает «почву для размышления» о значимости действовавших ранее и действующих ныне функций и методов права. В контексте актуальности раскрывается особое значение административно-правовых методов принуждения как способов обеспечения достойного развития общества и государства.
Терюков Е.В. - К вопросу о правовой природе административного приостановления деятельности и его месте в системе мер административного принуждения

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.3.14492

Аннотация: Предметом исследования является правовая природа административного приостановления деятельности и его место в системе мер административного принуждения. В статье проведен анализ правовой природы административного приостановления деятельности и определено его места в системе мер административного принуждения. При этом выявлены сущностные особенности административного принуждения, его специфика, субъекты и случаи применения данной административной меры. Автором определены субъективные и объективные предпосылки применения данной меры наказания, объективные предпосылки приостановления административной деятельности, а также обозначены основные подходы к применению данной меры наказания. В качестве методов исследования используется комплексный подход, объединяющий применение диалектико-материалистического подхода, метода системного анализа и нормативно-правового метода. Новизна исследования заключается в том, что автор выделяет ряд специфических особенностей, которые позволяют сделать вывод о том, что административное приостановление деятельности по своей природе не относится ни к одной из выделяемых наукой административного права групп мер административного принуждения. Административное приостановление деятельности, по сути, одновременно относится как к мерам административного предупреждения, так и к мерам административного пресечения. К особенностям данной правовой меры относится и то, что это единственное административное наказание, имеющее условный срок исполнения, а также тот факт, что к правоохраняемым объектам в данном случае относятся не только жизнь и здоровье людей, но и общественная или государственная безопасность.
Терюков Е.В. - К вопросу о правовой природе административного приостановления деятельности и его месте в системе мер административного принуждения c. 270-274

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.3.66231

Аннотация: Предметом исследования является правовая природа административного приостановления деятельности и его место в системе мер административного принуждения. В статье проведен анализ правовой природы административного приостановления деятельности и определено его места в системе мер административного принуждения. При этом выявлены сущностные особенности административного принуждения, его специфика, субъекты и случаи применения данной административной меры. Автором определены субъективные и объективные предпосылки применения данной меры наказания, объективные предпосылки приостановления административной деятельности, а также обозначены основные подходы к применению данной меры наказания. В качестве методов исследования используется комплексный подход, объединяющий применение диалектико-материалистического подхода, метода системного анализа и нормативно-правового метода. Новизна исследования заключается в том, что автор выделяет ряд специфических особенностей, которые позволяют сделать вывод о том, что административное приостановление деятельности по своей природе не относится ни к одной из выделяемых наукой административного права групп мер административного принуждения. Административное приостановление деятельности, по сути, одновременно относится как к мерам административного предупреждения, так и к мерам административного пресечения. К особенностям данной правовой меры относится и то, что это единственное административное наказание, имеющее условный срок исполнения, а также тот факт, что к правоохраняемым объектам в данном случае относятся не только жизнь и здоровье людей, но и общественная или государственная безопасность.
Административная и муниципальная ответственность
Куракин А.В., Костенников М.В., Бадулин А.Д., Трегубова Е.В., Кареева-Попелковская К.А. - Проблемы реализации административной ответственности за нарушение законодательства о государственном регулировании алкогольной и спиртосодержащей продукции

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.3.13849

Аннотация: Предметом исследованаия настоящей статьи являетcя кoмплeкc пpoблем нaучнoгo и пpиклaднoгo xapaктepа, cвязaнныx с peaлизaциeй мep админиcтpaтивнoй oтвeтcтвeннocти зa пpaвoнapушeния в cфepe пpoизвoдcтвa и oбopoтa этилoвoгo cпиpтa, aлкoгoльнoй и cпиpтocoдepжaщeй пpoдукции. Объетом стаьи являютcя oбщecтвeнныe oтнoшения, cклaдывaющиecя в пpoцecce peaлизaции мep aдминиcтpaтивнoй oтвeтcтвeннocти зa пpaвoнapушeния в cфepe пpoизвoдcтвa и oбopoтa этилoвoгo cпиpтa, aлкoгoльнoй и cпиpтocoдepжaщeй пpoдукции. В статье авторы особо рассматривают содержание и принципы административной отвественности реализуемой в рассматриваемой сфере, на основавании чего формулируют предложения по совершенствоанию ее реализации. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). В статье обocнoвaнa нeoбxoдимocть pacшиpeния oxpaнитeльнoгo вoздeйcтвия мep aдминиcтpaтивнoй oтветcтвенноcти пpимeняeмыx зa нapушeниe пoрядка пpoизвoдcтвa и oборoта этиловoго cпиpтa, aлкoгoльнoй и cпиpтocoдepжaщeй пpoдукции, pacкpыты мaтepиaльныe и пpoцeccуaльныe cocтaвляющие aдминиcтpaтивнoй oтветcтвенноcти, peaлизуeмoй в paccмaтpивaeмoй cфepe. В xoдe иccлeдoвaния тeopeтичecки oбocнoвaн и раскрыт мexaнизм реализaции мep aдминиcтpaтивнoй oтвeтcтвeнноcти пpименяемых зa нapушeниe пoрядка пpoизвoдcтвa и oбopoтa этилoвoгo cпиpтa, aлкoгoльнoй и cпиpтcoдepжaщeй пpoдукции. Kpoмe тoгo, в paбoтe сделан вывод о нeoбходимоcти включeния в cиcтeму aдминиcтpaтивныx нaкaзaний, пpименяемых зa нapушeниe пoрядка пpoизвoдcтва и oбopoта этилoвoгo cпиpтa, aлкoгoльнoй и cпиpтcoдepжaщeй пpoдукции, тaкoгo aдминиcтpaтивнoгo нaкaзaния, кaк aннулиpoвaниe лицензии.
Куракин А.В., Костенников М.В., Бадулин А.Д., Трегубова Е.В., Кареева-Попелковская К.А. - Проблемы реализации административной ответственности за нарушение законодательства о государственном регулировании алкогольной и спиртосодержащей продукции c. 275-282

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.3.66232

Аннотация: Предметом исследованаия настоящей статьи являетcя кoмплeкc пpoблем нaучнoгo и пpиклaднoгo xapaктepа, cвязaнныx с peaлизaциeй мep админиcтpaтивнoй oтвeтcтвeннocти зa пpaвoнapушeния в cфepe пpoизвoдcтвa и oбopoтa этилoвoгo cпиpтa, aлкoгoльнoй и cпиpтocoдepжaщeй пpoдукции. Объетом стаьи являютcя oбщecтвeнныe oтнoшения, cклaдывaющиecя в пpoцecce peaлизaции мep aдминиcтpaтивнoй oтвeтcтвeннocти зa пpaвoнapушeния в cфepe пpoизвoдcтвa и oбopoтa этилoвoгo cпиpтa, aлкoгoльнoй и cпиpтocoдepжaщeй пpoдукции. В статье авторы особо рассматривают содержание и принципы административной отвественности реализуемой в рассматриваемой сфере, на основавании чего формулируют предложения по совершенствоанию ее реализации. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). В статье обocнoвaнa нeoбxoдимocть pacшиpeния oxpaнитeльнoгo вoздeйcтвия мep aдминиcтpaтивнoй oтветcтвенноcти пpимeняeмыx зa нapушeниe пoрядка пpoизвoдcтвa и oборoта этиловoго cпиpтa, aлкoгoльнoй и cпиpтocoдepжaщeй пpoдукции, pacкpыты мaтepиaльныe и пpoцeccуaльныe cocтaвляющие aдминиcтpaтивнoй oтветcтвенноcти, peaлизуeмoй в paccмaтpивaeмoй cфepe. В xoдe иccлeдoвaния тeopeтичecки oбocнoвaн и раскрыт мexaнизм реализaции мep aдминиcтpaтивнoй oтвeтcтвeнноcти пpименяемых зa нapушeниe пoрядка пpoизвoдcтвa и oбopoтa этилoвoгo cпиpтa, aлкoгoльнoй и cпиpтcoдepжaщeй пpoдукции. Kpoмe тoгo, в paбoтe сделан вывод о нeoбходимоcти включeния в cиcтeму aдминиcтpaтивныx нaкaзaний, пpименяемых зa нapушeниe пoрядка пpoизвoдcтва и oбopoта этилoвoгo cпиpтa, aлкoгoльнoй и cпиpтcoдepжaщeй пpoдукции, тaкoгo aдминиcтpaтивнoгo нaкaзaния, кaк aннулиpoвaниe лицензии.
Административный процесс и процедуры
Агамагомедова С.А. - Оптимизация отдельных административных процедур в рамках защиты интеллектуальных прав таможенными органами

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.3.13044

Аннотация: Предметом исследования в статье являются административные процедуры в рамках исполнения таможенными органами государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) ФТС России. Рассматриваемая функция включает целый ряд административных процедур, связанных с принятием и рассмотрением заявлений правообладателей, внесением объектов интеллектуальной собственности в ТРОИС ФТС России, исключением их из ТРОИС ФТС России, внесением в ТРОИС ФТС России изменений и дополнений; опубликованием ТРОИС ФТС России, доведением данных ТРОИС ФТС России до сведения таможенных органов и заинтересованных лиц; со взаимодействием таможенных органов с государственными органами, гражданами и организациями по вопросам, связанным с ведением ТРОИС ФТС России. В качестве методологии исследования в статье использовался анализ нормативно-правовых актов в области трансграничной защиты прав интеллектуальной собственности, а также проблемно-хронологический и структурный методы. Научная новизна иссследования заключается в том, что впервые рассматриваются административные процедуры таможенных органов в рамках реализации ими функции по защите прав интеллектуальной собственности на основе механизма ведения ТРОИС ФТС России. На основе исследования данных административных процедур автором предложены меры по их оптимизации. В качестве выводов автором предложены направления совершенствования рассматриваемых административных процедур, которые позволят упростить взаимоотношения праообладателей с таможенными органами и повысить эффективность действующего механизма трансграничной защиты таможенными органами прав интеллектуальной собственности в современный период.
Агамагомедова С.А. - Оптимизация отдельных административных процедур в рамках защиты интеллектуальных прав таможенными органами c. 283-290

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.3.66233

Аннотация: Предметом исследования в статье являются административные процедуры в рамках исполнения таможенными органами государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) ФТС России. Рассматриваемая функция включает целый ряд административных процедур, связанных с принятием и рассмотрением заявлений правообладателей, внесением объектов интеллектуальной собственности в ТРОИС ФТС России, исключением их из ТРОИС ФТС России, внесением в ТРОИС ФТС России изменений и дополнений; опубликованием ТРОИС ФТС России, доведением данных ТРОИС ФТС России до сведения таможенных органов и заинтересованных лиц; со взаимодействием таможенных органов с государственными органами, гражданами и организациями по вопросам, связанным с ведением ТРОИС ФТС России. В качестве методологии исследования в статье использовался анализ нормативно-правовых актов в области трансграничной защиты прав интеллектуальной собственности, а также проблемно-хронологический и структурный методы. Научная новизна иссследования заключается в том, что впервые рассматриваются административные процедуры таможенных органов в рамках реализации ими функции по защите прав интеллектуальной собственности на основе механизма ведения ТРОИС ФТС России. На основе исследования данных административных процедур автором предложены меры по их оптимизации. В качестве выводов автором предложены направления совершенствования рассматриваемых административных процедур, которые позволят упростить взаимоотношения праообладателей с таможенными органами и повысить эффективность действующего механизма трансграничной защиты таможенными органами прав интеллектуальной собственности в современный период.
Микая А.В. - Принцип состязательности в производстве по делам об административных правонарушениях в области антимонопольного законодательства и проблемы его реализации на стадии рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией антимонопольного органа

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.3.14310

Аннотация: Статья посвящена анализу действию в производстве по делам об административных правонарушениях принципа состязательности, который выступает эффективным средством защиты прав и законных интересов лиц, привлекаемых к административной ответственности. Особое внимание автор уделяет проблемам реализации данного принципа в производстве по делам об административных правонарушениях в области антимонопольного законодательства. Автор анализирует действующее законодательство, регламентирующее порядок привлечения к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства, на предмет его соответствия правилам состязательного процесса. Метод и методология исследования основываются на аккумулировании общенаучных и частнонаучных способов и приемов, используемых в целом юридической наукой, а именно: диалектический, исторический, структурно-системный, сравнительно-правовой, статистический, формально-логический, анализ, системный метод. Научная новизна настоящего исследования обусловлена тем, что автором предпринята попытка проанализировать влияние действия принципа состязательности на производство по делам об административных правонарушениях, выявить проблемы реализации принципа состязательности при осуществлении уполномоченными органами исполнительной власти административно-юрисдикционного процесса, в частности, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией антимонопольного органа.
Микая А.В. - Принцип состязательности в производстве по делам об административных правонарушениях в области антимонопольного законодательства и проблемы его реализации на стадии рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией антимонопольного органа c. 291-295

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.3.66234

Аннотация: Статья посвящена анализу действию в производстве по делам об административных правонарушениях принципа состязательности, который выступает эффективным средством защиты прав и законных интересов лиц, привлекаемых к административной ответственности. Особое внимание автор уделяет проблемам реализации данного принципа в производстве по делам об административных правонарушениях в области антимонопольного законодательства. Автор анализирует действующее законодательство, регламентирующее порядок привлечения к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства, на предмет его соответствия правилам состязательного процесса. Метод и методология исследования основываются на аккумулировании общенаучных и частнонаучных способов и приемов, используемых в целом юридической наукой, а именно: диалектический, исторический, структурно-системный, сравнительно-правовой, статистический, формально-логический, анализ, системный метод. Научная новизна настоящего исследования обусловлена тем, что автором предпринята попытка проанализировать влияние действия принципа состязательности на производство по делам об административных правонарушениях, выявить проблемы реализации принципа состязательности при осуществлении уполномоченными органами исполнительной власти административно-юрисдикционного процесса, в частности, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией антимонопольного органа.
Комментарии законодательства
Есева Е.Ю. - Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" в редакции от 07.05.2013 г. в контексте принципа верховенства норм международного права

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.3.13038

Аннотация: Основной вопрос статьи - соответствие норм российского законодательства нормам международного права, в контексте основополагающего принципа приоритета норм международного права. Данный вопрос рассматривается на конкретном примере: соответствуют ли изменения от 07.05.2013 г. в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" Женевской конвенции "О дорожном движении", в частности положения о том, что в России не действуют национальные водительские удостоверения других стран и международные водительские удостоверения, выданные иностранными государствами, при осуществлении коммерческих перевозок. В ходе данного научного исследования использовался сравнительно-правовой метод, метод сравнения, описания, аксиоматический метод, анализ и синтез. Исследование интересно своей актуальностью, поскольку после принятия рассматриваемых поправок к Федеральному закону "О безопасности дорожного движения" научных работ по данной проблеме нет. Статья актуальна не только касаемо одного закона, но и в целом в отношении всего национального законодательства России в отношении соответствия его международному праву.
Есева Е.Ю. - Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" в редакции от 07.05.2013 г. в контексте принципа верховенства норм международного права c. 296-298

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.3.66235

Аннотация: Основной вопрос статьи - соответствие норм российского законодательства нормам международного права, в контексте основополагающего принципа приоритета норм международного права. Данный вопрос рассматривается на конкретном примере: соответствуют ли изменения от 07.05.2013 г. в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" Женевской конвенции "О дорожном движении", в частности положения о том, что в России не действуют национальные водительские удостоверения других стран и международные водительские удостоверения, выданные иностранными государствами, при осуществлении коммерческих перевозок. В ходе данного научного исследования использовался сравнительно-правовой метод, метод сравнения, описания, аксиоматический метод, анализ и синтез. Исследование интересно своей актуальностью, поскольку после принятия рассматриваемых поправок к Федеральному закону "О безопасности дорожного движения" научных работ по данной проблеме нет. Статья актуальна не только касаемо одного закона, но и в целом в отношении всего национального законодательства России в отношении соответствия его международному праву.
Административное и муниципальное право и проблемы информатизации
Шельменков В.Н. - Правовое обеспечение доступа к официальной информации в Германии

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.3.13098

Аннотация: В статье рассматривается доступ граждан и организаций к официальной информации о деятельности государственных органов в Германии, а также что каждый имеет право на получение и ознакомление с официальными документами. В Германии указанные правовые компоненты присутствуют в Основном законе Германии. Рассматриваются принципы и способы обеспечения доступа к информации, формы ее предоставления, права и обязанности пользователей информации, органов власти, их должностных лиц. Говорится о доступе к информации о деятельности органов власти в базах данных, на DVD, в журналах и электронной форме. Также информация может размещаться в СМИ, на стендах помещений, где органы власти осуществляют свою деятельность, в библиотечных и архивных фондах и т.д. Освещается процедура предоставления информации по запросу пользователя, включая требования к запросу о получении информации, сроки и порядок его рассмотрения, требования к ответу на запрос. Автором проведен анализ нормативного правого регулирования, а также судебной практики обеспечения доступа граждан к официальной информации в Германии В Германии присутствуют разные источники правовой информации. Они делятся на частные и государственные. Доступ к законам и правовым актам осуществляется на основе публикации законов в Федеральном вестнике законов. В связи с изложенным автор полагает, что не все граждане имеют свободный доступ к официальной информации в Германии
Шельменков В.Н. - Правовое обеспечение доступа к официальной информации в Германии c. 299-305

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.3.66236

Аннотация: В статье рассматривается доступ граждан и организаций к официальной информации о деятельности государственных органов в Германии, а также что каждый имеет право на получение и ознакомление с официальными документами. В Германии указанные правовые компоненты присутствуют в Основном законе Германии. Рассматриваются принципы и способы обеспечения доступа к информации, формы ее предоставления, права и обязанности пользователей информации, органов власти, их должностных лиц. Говорится о доступе к информации о деятельности органов власти в базах данных, на DVD, в журналах и электронной форме. Также информация может размещаться в СМИ, на стендах помещений, где органы власти осуществляют свою деятельность, в библиотечных и архивных фондах и т.д. Освещается процедура предоставления информации по запросу пользователя, включая требования к запросу о получении информации, сроки и порядок его рассмотрения, требования к ответу на запрос. Автором проведен анализ нормативного правого регулирования, а также судебной практики обеспечения доступа граждан к официальной информации в Германии В Германии присутствуют разные источники правовой информации. Они делятся на частные и государственные. Доступ к законам и правовым актам осуществляется на основе публикации законов в Федеральном вестнике законов. В связи с изложенным автор полагает, что не все граждане имеют свободный доступ к официальной информации в Германии
Административное и муниципальное право и проблемы теории права
Беляева Г.С. - К вопросу о сущности и системе правовых средств

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.3.14347

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы сущности и системы правовых средств, в связи с чем исследуются основные этапы становления теории правовых средств и инструментального подхода в праве. Анализируются взгляды ученых на юридическую природу правовых средств, в результате чего делаются определенные выводы относительно сущности и содержания данного юридического явления. В работе также рассматривается система правовых средств, основания для их классификации и особенности наполнения правового режима как комплексного правового средства первичными юридическими средствами. В работе использованы различные общенаучные приемы и способы логического познания: анализ и синтез, абстрагирование, моделирование, системно-структурный, функциональный и формально-логический подходы. Специальные методы представлены конкретно-социологическим и статистическим, а частнонаучные – формально-юридическим, сравнительно-правовым и методом толкования норм права. Новизна исследования заключается в систематизации сущностных характеристик правовых средств и выявлении системообразующих факторов - оснований для классификации правовых средств и особенностей функционирования простых (элементарных) правовых средств в рамках их единых комплексов (правовых режимов). Теоретические суждения автора подтверждаются и иллюстрируются нормативно-правовыми источниками.
Беляева Г.С. - К вопросу о сущности и системе правовых средств c. 306-312

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.3.66237

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы сущности и системы правовых средств, в связи с чем исследуются основные этапы становления теории правовых средств и инструментального подхода в праве. Анализируются взгляды ученых на юридическую природу правовых средств, в результате чего делаются определенные выводы относительно сущности и содержания данного юридического явления. В работе также рассматривается система правовых средств, основания для их классификации и особенности наполнения правового режима как комплексного правового средства первичными юридическими средствами. В работе использованы различные общенаучные приемы и способы логического познания: анализ и синтез, абстрагирование, моделирование, системно-структурный, функциональный и формально-логический подходы. Специальные методы представлены конкретно-социологическим и статистическим, а частнонаучные – формально-юридическим, сравнительно-правовым и методом толкования норм права. Новизна исследования заключается в систематизации сущностных характеристик правовых средств и выявлении системообразующих факторов - оснований для классификации правовых средств и особенностей функционирования простых (элементарных) правовых средств в рамках их единых комплексов (правовых режимов). Теоретические суждения автора подтверждаются и иллюстрируются нормативно-правовыми источниками.
Государственная и муниципальная служба и проблемы противодействия коррупции
Бахтина М.С. - Особенности проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов.

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.3.12928

Аннотация: Статья посвящена проблеме определения характерных особенностей осуществления антикоррупционной экспертизы органами муниципалитетов, Рассматривается специфика экспертизы на коррупциогенность отдельных видов муниципальных правовых актов. Автор уделяет внимание наиболее часто встречающимся в этих нормативных правовых актах коррупциогенным факторам, выявляет закономерности, типичные ошибки и недостатки проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в муниципальных образованиях, исходя из полученных данных. Результаты данного исследования позволили сформулировать предложения по совершенствованию осуществлению экспертизы на коррупциогенность. При проведении исследования был использован метод текстуального анализа законодательных актов, а также практики их применения (отчетных данных, судебной практики, документооборота). Анализ регионального законодательства, судебной практики, отчетных данных государственных органов демонстрирует отсутствие системности в действиях субъектов. Органами проводятся различные мероприятия по снижению коррупционных рисков, но они носят фрагментарный характер. В связи с этим, автором было внесено предложение для органов, задействованных в проведении экспертизы на коррупциогенность, систематизировать антикоррупционную деятельность, наладить взаимодействие между собой. Статья представляет интерес для научных исследователей, преподавателей, студентов и аспирантов юридических вузов, а также разработчиков нормативных правовых актов.
Бахтина М.С. - Особенности проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов. c. 313-320

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.3.66238

Аннотация: Статья посвящена проблеме определения характерных особенностей осуществления антикоррупционной экспертизы органами муниципалитетов, Рассматривается специфика экспертизы на коррупциогенность отдельных видов муниципальных правовых актов. Автор уделяет внимание наиболее часто встречающимся в этих нормативных правовых актах коррупциогенным факторам, выявляет закономерности, типичные ошибки и недостатки проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в муниципальных образованиях, исходя из полученных данных. Результаты данного исследования позволили сформулировать предложения по совершенствованию осуществлению экспертизы на коррупциогенность. При проведении исследования был использован метод текстуального анализа законодательных актов, а также практики их применения (отчетных данных, судебной практики, документооборота). Анализ регионального законодательства, судебной практики, отчетных данных государственных органов демонстрирует отсутствие системности в действиях субъектов. Органами проводятся различные мероприятия по снижению коррупционных рисков, но они носят фрагментарный характер. В связи с этим, автором было внесено предложение для органов, задействованных в проведении экспертизы на коррупциогенность, систематизировать антикоррупционную деятельность, наладить взаимодействие между собой. Статья представляет интерес для научных исследователей, преподавателей, студентов и аспирантов юридических вузов, а также разработчиков нормативных правовых актов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.