по
Административное и муниципальное право
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Административное и муниципальное право" > Содержание № 02, 2015
Выходные данные сетевого издания "Административное и муниципальное право"
Номер подписан в печать: 08-03-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Уваров Александр Анатольевич - доктор юридических наук, Всероссийский государственный университет юстиции Сочинский филиал, профессор, Международный инновационный университет, профессор, 354000, Россия, Краснодарский край, г. Сочи, Дагомысская ул., 42, uvarov.al@mail.ru
ISSN: 2454-0595
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2015
Исполнительная власть и гражданское общество
Соколова О.С. - Правовое регулирование участия граждан в общественном контроле

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.2.12797

Аннотация: В статье дана оценка форм прямого участия граждан в общественном контроле, выявлены противоречия и пробелы в правовом статусе общественного инспектора. Определено соотношение общих и отраслевых норм законодательства об участии граждан в общественном контроле, а также практика регулирования данной сферы в субъектах РФ, дана комплексная оценка механизма прямого участия граждан в общественном контроле в контексте закрепленных в федеральном и региональном законодательстве целей и форм общественного контроля. Исследование правового регулирования участия граждан в общественном контроле основано на анализе новелл российского права, соотношении содержания и целей общественного контроля в отраслевых федеральных законах. Новая модель общественного контроля и место в ней граждан обусловлены приоритетом оценочно-аналитических целей данной деятельности над целями выявления нарушений в публичном управлении. Однако нормы отраслевого и регионального законодательства об общественном контроле демонстрируют приоритет обеспечения законности в публичном управлении над анализом и оценкой деятельности органов власти различных уровней.
Соколова О.С. - Правовое регулирование участия граждан в общественном контроле c. 133-138

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.2.66150

Аннотация: В статье дана оценка форм прямого участия граждан в общественном контроле, выявлены противоречия и пробелы в правовом статусе общественного инспектора. Определено соотношение общих и отраслевых норм законодательства об участии граждан в общественном контроле, а также практика регулирования данной сферы в субъектах РФ, дана комплексная оценка механизма прямого участия граждан в общественном контроле в контексте закрепленных в федеральном и региональном законодательстве целей и форм общественного контроля. Исследование правового регулирования участия граждан в общественном контроле основано на анализе новелл российского права, соотношении содержания и целей общественного контроля в отраслевых федеральных законах. Новая модель общественного контроля и место в ней граждан обусловлены приоритетом оценочно-аналитических целей данной деятельности над целями выявления нарушений в публичном управлении. Однако нормы отраслевого и регионального законодательства об общественном контроле демонстрируют приоритет обеспечения законности в публичном управлении над анализом и оценкой деятельности органов власти различных уровней.
Административное принуждение
Шутилина О.А. - Административное задержание как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.2.14090

Аннотация: В научной статье исследуются правовая природа, сущностные характеристики, а также законодательные нормы, регулирующие вопросы основания применения административного задержания. Анализируются пробелы законодательного регулирования административного задержания в Российской Федерации. Отсутствие в ст. 27.3 КоАП РФ исчерпывающего перечисления оснований административного задержания делает его определение в части исключительности применения недостаточно ясным.В статье рассмотрена актуальная проблема, связанная с административным задержанием лица, которое не предстало перед судом и не было впоследствии привлечено к административной ответственности. По мнению автора это не обозначает, что задержание было незаконным, и нарушило требования Конституции РФ и международного законодательства. Методологическую основу научной статьи составили общенаучные методы познания, в том числе: метод системного анализа, метод комплексного подхода, сравнительно-правовой, формально-логический, системно-структурный, формально-юридический, юридико-технический методы исследования. Автор подчеркивает, что возникла необходимость закрепления права задержанного лица, находящегося в состоянии опьянения, на проведение проверки с обязательным участием врача-нарколога в законодательном порядке, а также закрепления времени вытрезвления гражданина без оказания медицинской помощи. Определить начало течения срока административного задержания для лиц, находящихся в состоянии опьянения, при существующей практике не представляется возможным. В статье обращено внимание на факт отсутствия в действующем КоАП РФ общего регламента обжалования административного задержания. Следовательно, по мнению автора, необходимо выработать единый подход к порядку обжалования административного задержания и вне зависимости от того, какие уполномоченные должностные лица и каких органов осуществляют административное задержание. Делается вывод о том, что административное задержание должно соответствовать Конвенции о защите прав человека и основных свобод и преследовать законную цель. Отсутствие последней, по мнению автора не позволяет рассматривать административное задержание в качестве разумно необходимого для предотвращения совершения им правонарушения, что свидетельствует о его произвольном характере.
Шутилина О.А. - Административное задержание как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях c. 139-143

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.2.66151

Аннотация: В научной статье исследуются правовая природа, сущностные характеристики, а также законодательные нормы, регулирующие вопросы основания применения административного задержания. Анализируются пробелы законодательного регулирования административного задержания в Российской Федерации. Отсутствие в ст. 27.3 КоАП РФ исчерпывающего перечисления оснований административного задержания делает его определение в части исключительности применения недостаточно ясным.В статье рассмотрена актуальная проблема, связанная с административным задержанием лица, которое не предстало перед судом и не было впоследствии привлечено к административной ответственности. По мнению автора это не обозначает, что задержание было незаконным, и нарушило требования Конституции РФ и международного законодательства. Методологическую основу научной статьи составили общенаучные методы познания, в том числе: метод системного анализа, метод комплексного подхода, сравнительно-правовой, формально-логический, системно-структурный, формально-юридический, юридико-технический методы исследования. Автор подчеркивает, что возникла необходимость закрепления права задержанного лица, находящегося в состоянии опьянения, на проведение проверки с обязательным участием врача-нарколога в законодательном порядке, а также закрепления времени вытрезвления гражданина без оказания медицинской помощи. Определить начало течения срока административного задержания для лиц, находящихся в состоянии опьянения, при существующей практике не представляется возможным. В статье обращено внимание на факт отсутствия в действующем КоАП РФ общего регламента обжалования административного задержания. Следовательно, по мнению автора, необходимо выработать единый подход к порядку обжалования административного задержания и вне зависимости от того, какие уполномоченные должностные лица и каких органов осуществляют административное задержание. Делается вывод о том, что административное задержание должно соответствовать Конвенции о защите прав человека и основных свобод и преследовать законную цель. Отсутствие последней, по мнению автора не позволяет рассматривать административное задержание в качестве разумно необходимого для предотвращения совершения им правонарушения, что свидетельствует о его произвольном характере.
Административная и муниципальная ответственность
Логинова Е.С. - Надлежащее извещение в производстве по делам об административных правонарушениях

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.2.12820

Аннотация: Одним из способов обеспечения законности в производстве по делам об административных правонарушениях является обязанность по извещению лица, которому вменяется совершение правонарушения. Факт ненадлежащего извещения является безусловным основанием для отмены постановления о назначении административного наказания. Процессуальное законодательство непоследовательно регулирует данный институт, следствием чего является множество проблем в правоприменительной практике. В статье анализируются законодательно установленные и выработанные в правоприменительной практике критерии надлежащего извещения в производстве по делам об административных правонарушениях При проведении исследования и подготовке материала применены общенаучные методы (метод анализа и моделирования) и специальные (сравнительно-правовой и технико-юридический) В результате проведенного анализа правоприменительной практики выявлены проблемы, возникающие при извещении лиц, допустивших нарушение норм действующего законодательства. Одной из основных проблем является уклонение лица, которому адресовано извещение, от его получения, и отсутствие в действующем законодательстве алгоритма действий должностных лиц административных органов в такой ситуации. В статье на основании анализа судебной практики предложен возможный вариант решения данной проблемы.
Логинова Е.С. - Надлежащее извещение в производстве по делам об административных правонарушениях c. 144-151

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.2.66152

Аннотация: Одним из способов обеспечения законности в производстве по делам об административных правонарушениях является обязанность по извещению лица, которому вменяется совершение правонарушения. Факт ненадлежащего извещения является безусловным основанием для отмены постановления о назначении административного наказания. Процессуальное законодательство непоследовательно регулирует данный институт, следствием чего является множество проблем в правоприменительной практике. В статье анализируются законодательно установленные и выработанные в правоприменительной практике критерии надлежащего извещения в производстве по делам об административных правонарушениях При проведении исследования и подготовке материала применены общенаучные методы (метод анализа и моделирования) и специальные (сравнительно-правовой и технико-юридический) В результате проведенного анализа правоприменительной практики выявлены проблемы, возникающие при извещении лиц, допустивших нарушение норм действующего законодательства. Одной из основных проблем является уклонение лица, которому адресовано извещение, от его получения, и отсутствие в действующем законодательстве алгоритма действий должностных лиц административных органов в такой ситуации. В статье на основании анализа судебной практики предложен возможный вариант решения данной проблемы.
Куракин А.В., Костенников М.В., Мышляев Н.П. - К вопросу о причинах и условиях административной деликтности

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.2.14281

Аннотация: Предметом статьи являются правовые и организационные проблемы раскрытия причин и условий административной деликтности. Объектом статьи является круг общественных отношений связанных с предупреждением и профилактикой административных правонарушений. Авторы статьи особое внимание обращают на формы и методы деятельности органов государственной власти и управления по профилактики административных правонарушений. Особое внимание в статье уделяется теории рассматриваемой проблемы, кроме того, в статье формулируются предложения по совершенствованию законодательства об административных правонарушениях. Также особое внимание в статье обращается на логическую связь административного правонарушения и криминальной деликтности. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение), традиционно правовые методы, а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях. Основные выводы, которые сделаны в ходе исследования, касаются совершенствования законодательства об административных правонарушениях. Новизна статьи заключается в том, что в ней с различных позиций дана комплексная оценка деятельности органов государственной власти и управления вопросах профилактики различного рода правонарушений, а также обоснован системный подход, который целесообразно использовать в деле противодействия преступлениям и административным правонарушениям. Особым вкладом статьи является то, что в ее содержании сделан вывод о том, что добиться заметного результата в деле обеспечения правопорядка, а также защиты прав граждан от различного рода противоправных посягательств возможно только на основе комплексного подхода к профилактике правонарушений.
Куракин А.В., Костенников М.В., Мышляев Н.П. - К вопросу о причинах и условиях административной деликтности c. 152-159

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.2.66153

Аннотация: Предметом статьи являются правовые и организационные проблемы раскрытия причин и условий административной деликтности. Объектом статьи является круг общественных отношений связанных с предупреждением и профилактикой административных правонарушений. Авторы статьи особое внимание обращают на формы и методы деятельности органов государственной власти и управления по профилактики административных правонарушений. Особое внимание в статье уделяется теории рассматриваемой проблемы, кроме того, в статье формулируются предложения по совершенствованию законодательства об административных правонарушениях. Также особое внимание в статье обращается на логическую связь административного правонарушения и криминальной деликтности. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение), традиционно правовые методы, а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях. Основные выводы, которые сделаны в ходе исследования, касаются совершенствования законодательства об административных правонарушениях. Новизна статьи заключается в том, что в ней с различных позиций дана комплексная оценка деятельности органов государственной власти и управления вопросах профилактики различного рода правонарушений, а также обоснован системный подход, который целесообразно использовать в деле противодействия преступлениям и административным правонарушениям. Особым вкладом статьи является то, что в ее содержании сделан вывод о том, что добиться заметного результата в деле обеспечения правопорядка, а также защиты прав граждан от различного рода противоправных посягательств возможно только на основе комплексного подхода к профилактике правонарушений.
Полицейское право
Молянов А.Ю. - Международно-правовые аспекты применения специальных средств

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.2.12900

Аннотация: В статье отражены проблемы, связанные с применением специальных средств органов правопорядка, через призму принятых на себя обязательств Российской Федерацией в области применения средств ведения войны, применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка. Борьба с преступностью перестала быть проблемой отдельного государства. Некоторые виды преступлений как, например, производство и распространение наркотиков, подделка денежных знаков и их распространение, пиратство, захват заложников и др. стали представлять общественную опасность не только на региональном, но и на мировом уровне. Исторически сложилось, что каждое государство вырабатывает свои механизмы борьбы с преступностью, но независимо от того, на каких континентах находятся государства, какое у государств экономическое развитие и т.д. в борьбе с преступностью прослеживается одна общая закономерность. Эта закономерность выражается в том, что органы правопорядка преимущественно вооружаются средствами, состоящими на вооружении армий этих государств, т.е. средствами ведения войны. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, ис-пользуемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Проведённый анализ международных нормативно-правовых актов в области разработки и ограничении применения средств ведения войны, в частности конкретных видов обычного оружия, а также возможного применения их при осуществлении должностными лицами по поддержанию правопорядка своих обязанностей, показал необходимость в дальнейшей выработке нормативных актов, совершенствующих порядок разработок и применения средств нелетального воздействия на правонарушителей. Отмечено, что коллегиальные органы международного сообщества призывают государства вооружать правоохранительные органы средствами, позволяющими дифференцировать применение силы и не наносящими чрезвычайно тяжёлые ранения.
Молянов А.Ю. - Международно-правовые аспекты применения специальных средств c. 160-167

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.2.66154

Аннотация: В статье отражены проблемы, связанные с применением специальных средств органов правопорядка, через призму принятых на себя обязательств Российской Федерацией в области применения средств ведения войны, применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка. Борьба с преступностью перестала быть проблемой отдельного государства. Некоторые виды преступлений как, например, производство и распространение наркотиков, подделка денежных знаков и их распространение, пиратство, захват заложников и др. стали представлять общественную опасность не только на региональном, но и на мировом уровне. Исторически сложилось, что каждое государство вырабатывает свои механизмы борьбы с преступностью, но независимо от того, на каких континентах находятся государства, какое у государств экономическое развитие и т.д. в борьбе с преступностью прослеживается одна общая закономерность. Эта закономерность выражается в том, что органы правопорядка преимущественно вооружаются средствами, состоящими на вооружении армий этих государств, т.е. средствами ведения войны. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, ис-пользуемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Проведённый анализ международных нормативно-правовых актов в области разработки и ограничении применения средств ведения войны, в частности конкретных видов обычного оружия, а также возможного применения их при осуществлении должностными лицами по поддержанию правопорядка своих обязанностей, показал необходимость в дальнейшей выработке нормативных актов, совершенствующих порядок разработок и применения средств нелетального воздействия на правонарушителей. Отмечено, что коллегиальные органы международного сообщества призывают государства вооружать правоохранительные органы средствами, позволяющими дифференцировать применение силы и не наносящими чрезвычайно тяжёлые ранения.
Проблемы разрешения административно-правовых и муниципальных споров
Можуга В.В. - Проблемы таможенной оценки товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.2.12839

Аннотация: Объектом данного исследования выступают правовые и методологические проблемы включения лицензионных и иных подобных платежей (в форме роялти или паушального платежа) в таможенную стоимость товаров, а также анализируется нынешнее состояние законодательства по этому вопросу. В качестве предмета исследования рассматриваются существующие пробелы национального и международного таможенного законодательства, посвященные вопросам перемещения объектов интеллектуальной собственности через таможенную границу Таможенного союза. Определяются возможные пути включения лицензионных платежей в таможенную стоимость. Методологической основой исследования выступает правовой и контент-анализ порядка включения лицензионных платежей в таможенную стоимость товара при пресечении им таможенной границы Таможенного союза. Научная новизна работы выражается в комплексном исследовании таможенных и гражданско-правовых норм, посвященных вопросам интеллектуальной собственности; выявлении ряда противоречий и пробелов; предложении совершенствования законодательства, связанного с перемещением объектов интеллектуальной собственности через таможенную границу. Представляется, что со стороны таможенных органов должны быть предприняты следующие как правовые, так и организационно-методические меры: необходимо определить, из каких документов должно следовать, что уплата лицензионных платежей является условием продажи товаров; необходимо уточнить учет процентных платежей при определении таможенной стоимости товаров, вопросы включения вознаграждения посредникам (агентам) в таможенную стоимость; рекомендуется четко отображать в лицензионном договоре тип лицензионного платежа и порядок его перечисления, подтвержденный бухгалтерскими проводками; должны быть окончательно урегулированы спорные вопросы отложенного определения таможенной стоимости.
Можуга В.В. - Проблемы таможенной оценки товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности c. 168-173

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.2.66155

Аннотация: Объектом данного исследования выступают правовые и методологические проблемы включения лицензионных и иных подобных платежей (в форме роялти или паушального платежа) в таможенную стоимость товаров, а также анализируется нынешнее состояние законодательства по этому вопросу. В качестве предмета исследования рассматриваются существующие пробелы национального и международного таможенного законодательства, посвященные вопросам перемещения объектов интеллектуальной собственности через таможенную границу Таможенного союза. Определяются возможные пути включения лицензионных платежей в таможенную стоимость. Методологической основой исследования выступает правовой и контент-анализ порядка включения лицензионных платежей в таможенную стоимость товара при пресечении им таможенной границы Таможенного союза. Научная новизна работы выражается в комплексном исследовании таможенных и гражданско-правовых норм, посвященных вопросам интеллектуальной собственности; выявлении ряда противоречий и пробелов; предложении совершенствования законодательства, связанного с перемещением объектов интеллектуальной собственности через таможенную границу. Представляется, что со стороны таможенных органов должны быть предприняты следующие как правовые, так и организационно-методические меры: необходимо определить, из каких документов должно следовать, что уплата лицензионных платежей является условием продажи товаров; необходимо уточнить учет процентных платежей при определении таможенной стоимости товаров, вопросы включения вознаграждения посредникам (агентам) в таможенную стоимость; рекомендуется четко отображать в лицензионном договоре тип лицензионного платежа и порядок его перечисления, подтвержденный бухгалтерскими проводками; должны быть окончательно урегулированы спорные вопросы отложенного определения таможенной стоимости.
Административное и муниципальное право и права человека
Адмиралова И.А. - Теория и методология административной деятельности полиции в сфере обеспечения прав и свобод граждан

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.2.12907

Аннотация: Исследуются проблемы обеспечения прав и свобод граждан через административно-правовой механизм деятельности полиции, обращается внимание на конструктивные составляющие методологического подхода обеспечения прав и свобод граждан в деятельности полиции. В статье рассматриваются основные этапы развития учения, связанного с обеспечением прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел (полиции), на основании проведенного исследования предлагаются изменения в действующее законодательство с учетом которых может качественно улучшиться работа органов государственной власти и управления, а также органов внутренних дел (полиции). Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, ис-пользуемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Учитывая наработки, можно проследить генезис развития учения, связанного с обеспечением прав и свобод граждан в административной деятельности органов внутренних дел (полиции). Рассмотрение некоторых проблем обеспечения прав и свобод граждан в административной деятельности органов внутренних дел дает возможность обратить внимание на тот факт, что административно-правовой инструментарий не может быть эффективно использован без применения межотраслевого подхода, в особенности, если это касается рассматриваемой проблемы.
Адмиралова И.А. - Теория и методология административной деятельности полиции в сфере обеспечения прав и свобод граждан c. 174-182

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.2.66156

Аннотация: Исследуются проблемы обеспечения прав и свобод граждан через административно-правовой механизм деятельности полиции, обращается внимание на конструктивные составляющие методологического подхода обеспечения прав и свобод граждан в деятельности полиции. В статье рассматриваются основные этапы развития учения, связанного с обеспечением прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел (полиции), на основании проведенного исследования предлагаются изменения в действующее законодательство с учетом которых может качественно улучшиться работа органов государственной власти и управления, а также органов внутренних дел (полиции). Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, ис-пользуемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Учитывая наработки, можно проследить генезис развития учения, связанного с обеспечением прав и свобод граждан в административной деятельности органов внутренних дел (полиции). Рассмотрение некоторых проблем обеспечения прав и свобод граждан в административной деятельности органов внутренних дел дает возможность обратить внимание на тот факт, что административно-правовой инструментарий не может быть эффективно использован без применения межотраслевого подхода, в особенности, если это касается рассматриваемой проблемы.
Коркмазов М.У. - Конституционные права и свободы: судебные и административно-правовые средства обеспечения (российский и европейский опыт)

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.2.12915

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы соотношения таких функций судебных органов конституционного контроля как правовая охрана конституции и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина. На основании анализа ряда решений Конституционного Суда Российской Федерации, а также органов конституционной юстиции государств Центральной и Восточной Европы сделан вывод о том, что в зачастую данные органы изменяют содержание конституционных норм. В частности, конституционные суды дают расширительное толкование конституционных норм, закрепляющих право на жизнь, вводят прямой запрет смертной казни и эвтаназии даже при отсутствии указания на это в конституционных нормах. В решениях судебных органов конституционного контроля также может изменяться и субъект конституционных прав (устанавливаться право на жизнь для нерожденного ребенка). Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, ис-пользуемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Вместе с тем, анализ практики как Конституционного Суда РФ, так и конституционных судов иных государств Центральной и Восточной Европы показывает, что в процессе осуществления этой основной цели данные органы не только делают итоговый вывод о конституционности рассматриваемого правового акта, но и формируют собственное отношение к рассматриваемым правовым проблемам, то есть свою правовую позицию, содержащую толкование конституционных норм, закрепляющих права и свободы человека и гражданина. При этом, судебные органы конституционного контроля уточняют смысл и содержание конституционных положений применительно к сфере общественной жизни, урегулированной законом или иным нормативным правовым актом, конституционность которого проверяется. Общепринятым в настоящее время в науке конституционного права России и государств Центральной и Восточной Европы является взгляд на правовую позицию конституционного суда как на обязательное толкование конституционных норм
Коркмазов М.У. - Конституционные права и свободы: судебные и административно-правовые средства обеспечения (российский и европейский опыт) c. 183-189

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.2.66157

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы соотношения таких функций судебных органов конституционного контроля как правовая охрана конституции и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина. На основании анализа ряда решений Конституционного Суда Российской Федерации, а также органов конституционной юстиции государств Центральной и Восточной Европы сделан вывод о том, что в зачастую данные органы изменяют содержание конституционных норм. В частности, конституционные суды дают расширительное толкование конституционных норм, закрепляющих право на жизнь, вводят прямой запрет смертной казни и эвтаназии даже при отсутствии указания на это в конституционных нормах. В решениях судебных органов конституционного контроля также может изменяться и субъект конституционных прав (устанавливаться право на жизнь для нерожденного ребенка). Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, ис-пользуемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Вместе с тем, анализ практики как Конституционного Суда РФ, так и конституционных судов иных государств Центральной и Восточной Европы показывает, что в процессе осуществления этой основной цели данные органы не только делают итоговый вывод о конституционности рассматриваемого правового акта, но и формируют собственное отношение к рассматриваемым правовым проблемам, то есть свою правовую позицию, содержащую толкование конституционных норм, закрепляющих права и свободы человека и гражданина. При этом, судебные органы конституционного контроля уточняют смысл и содержание конституционных положений применительно к сфере общественной жизни, урегулированной законом или иным нормативным правовым актом, конституционность которого проверяется. Общепринятым в настоящее время в науке конституционного права России и государств Центральной и Восточной Европы является взгляд на правовую позицию конституционного суда как на обязательное толкование конституционных норм
Административная и муниципальная практика
Лапина М.А., Карпухин Д.В. - Структурирование административных правонарушений в области рынка ценных бумаг в Российском законодательстве

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.2.12903

Аннотация: Рубеж XX – XXI вв. ознаменовался активным развитием рынка ценных бумаг в Российской Федерации. Принятие большого количества нормативных актов в указанной сфере правоотношений обусловило возникновение проблем, связанных со структурированием составов административных правонарушений; определения мер государственного принуждения за проступки в области рынка ценных бумаг; порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях. Целью настоящей статьи является рассмотрения указанного комплекса проблем и формулировка предложений по совершенствованию административной юрисдикции в сфере рынка ценных бумаг. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование, традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, ис-пользуемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Анализ административных правонарушений в области рынка ценных бумаг, содержащихся в КоАП РФ, показывает, что в отличие от правонарушений в области финансов, налогов и сборов, административные правонарушения в указанной области, по сути, содержатся в одном кодифицированном нормативном правовом акте – КоАП РФ. Последний вариант представляется наиболее оптимальным и его необходимо взять за основу при реформировании административно-юрисдикционного законодательства в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг.
Лапина М.А., Карпухин Д.В. - Структурирование административных правонарушений в области рынка ценных бумаг в Российском законодательстве c. 190-197

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.2.66158

Аннотация: Рубеж XX – XXI вв. ознаменовался активным развитием рынка ценных бумаг в Российской Федерации. Принятие большого количества нормативных актов в указанной сфере правоотношений обусловило возникновение проблем, связанных со структурированием составов административных правонарушений; определения мер государственного принуждения за проступки в области рынка ценных бумаг; порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях. Целью настоящей статьи является рассмотрения указанного комплекса проблем и формулировка предложений по совершенствованию административной юрисдикции в сфере рынка ценных бумаг. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование, традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, ис-пользуемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Анализ административных правонарушений в области рынка ценных бумаг, содержащихся в КоАП РФ, показывает, что в отличие от правонарушений в области финансов, налогов и сборов, административные правонарушения в указанной области, по сути, содержатся в одном кодифицированном нормативном правовом акте – КоАП РФ. Последний вариант представляется наиболее оптимальным и его необходимо взять за основу при реформировании административно-юрисдикционного законодательства в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг.
Критика и библиография
Бекетов О.И. - Рецензия На коллективную монографию «Административная юрисдикция в финансовой сфере» / Под ред. М.А. Лапиной. – М.: Полеотип, 271 с.

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.2.14140

Аннотация: Предметом рецензии являются правовые и организационные проблемы административной юрисдикции в финансовой сфере. Объектом рецензии являются общественные отношения возникающие в процессе реализации административной юрисдикционной деятельности в финансовой сфере. Соответствующе обстоятельство обусловило тенденцию «выхода» из поля правовой регламентации КоАП РФ санкций за правонарушения в финансовой сфере. В рецензии сделан вывод о том, что начало соответствующей сфере было положено в Налоговом кодексе РФ, часть 1 которого содержит большое количество составов правонарушений, дублирующих аналогичные, по сути, составы противоправных деяний, изложенных в КоАП РФ. Методологическую основу рецензии составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение), традиционно правовые методы, а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях. В рецензии сделан вывод о том, что монография является качественным научным исследованием, представляющим комплексное решение актуальных правовых проблем за счет концептуального обоснования административно-юрисдикционных правоотношений в финансовой сфере, выполнена на высоком научно-теоретическом и методологическом уровнях, представляет собой органическое сочетание новаторских доктринальной и прикладной концепций административной юрисдикции и может использоваться при проведении научных исследований в науке административного права и процесса.
Бекетов О.И. - Рецензия На коллективную монографию «Административная юрисдикция в финансовой сфере» / Под ред. М.А. Лапиной. – М.: Полеотип, 271 с. c. 198-201

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.2.66159

Аннотация: Предметом рецензии являются правовые и организационные проблемы административной юрисдикции в финансовой сфере. Объектом рецензии являются общественные отношения возникающие в процессе реализации административной юрисдикционной деятельности в финансовой сфере. Соответствующе обстоятельство обусловило тенденцию «выхода» из поля правовой регламентации КоАП РФ санкций за правонарушения в финансовой сфере. В рецензии сделан вывод о том, что начало соответствующей сфере было положено в Налоговом кодексе РФ, часть 1 которого содержит большое количество составов правонарушений, дублирующих аналогичные, по сути, составы противоправных деяний, изложенных в КоАП РФ. Методологическую основу рецензии составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение), традиционно правовые методы, а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях. В рецензии сделан вывод о том, что монография является качественным научным исследованием, представляющим комплексное решение актуальных правовых проблем за счет концептуального обоснования административно-юрисдикционных правоотношений в финансовой сфере, выполнена на высоком научно-теоретическом и методологическом уровнях, представляет собой органическое сочетание новаторских доктринальной и прикладной концепций административной юрисдикции и может использоваться при проведении научных исследований в науке административного права и процесса.
Государственная и муниципальная служба и проблемы противодействия коррупции
Белова М.А., Сорочкин Р.А. - Субъекты коррупционных преступлений в государствах англо-саксонской правовой системы: основные методологические «инструменты»

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.2.13465

Аннотация: Предметом настоящего исследования стала англо-саксонская правовая система, как одна из наиболее распространенных в мировой юридической практике. Кроме того, следует отметить, что многие государства данной правовой системы добились больших, чем Российская Федерация, успехов в противодействии коррупции, и, возможно, заимствование их опыта могло бы дать положительные результаты в отечественной практике.Возможно, результаты анализа различных методологических подходов, применяемых при построении норм о субъекте коррупционного преступления, основанные на международном и зарубежном опыте, помогут ученым сформулировать универсальную систему критериев эффективности национального уголовного законодательства в зависимости от того, насколько полно им предусмотрены те категории субъектов коррупционных преступлений, чьи общественно опасные деяния в мировой практике и составляют уголовно наказуемую коррупцию. Авторами на основе использования сравнительно-правового метода проанализирован широкий спектр архивных материалов, научная литература, материалы периодической печати. Применение формально-юридического метода позволило сформулировать авторские определения. Отечественное уголовное законодательство должно, по нашему мнению, органично сочетаться с уголовным законодательством зарубежных государств в целях обеспечения функционирования единой межгосударственной правовой системы противодействия коррупции как виду преступности. Оно должно отвечать современным коррупционным вызовам и своевременно криминализировать самые опасные для общества формы коррупции. Также оно должно содержать в себе определенные принципы, позволяющие (разумеется, при соблюдении принципов законности и вины) незамедлительно реагировать в рамках уже предусмотренных уголовным законом (Особенной частью Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ)) составов преступлений на появляющиеся новые способы, методы и формы коррупционных преступлений.
Белова М.А., Сорочкин Р.А. - Субъекты коррупционных преступлений в государствах англо-саксонской правовой системы: основные методологические «инструменты» c. 202-208

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.2.66160

Аннотация: Предметом настоящего исследования стала англо-саксонская правовая система, как одна из наиболее распространенных в мировой юридической практике. Кроме того, следует отметить, что многие государства данной правовой системы добились больших, чем Российская Федерация, успехов в противодействии коррупции, и, возможно, заимствование их опыта могло бы дать положительные результаты в отечественной практике.Возможно, результаты анализа различных методологических подходов, применяемых при построении норм о субъекте коррупционного преступления, основанные на международном и зарубежном опыте, помогут ученым сформулировать универсальную систему критериев эффективности национального уголовного законодательства в зависимости от того, насколько полно им предусмотрены те категории субъектов коррупционных преступлений, чьи общественно опасные деяния в мировой практике и составляют уголовно наказуемую коррупцию. Авторами на основе использования сравнительно-правового метода проанализирован широкий спектр архивных материалов, научная литература, материалы периодической печати. Применение формально-юридического метода позволило сформулировать авторские определения. Отечественное уголовное законодательство должно, по нашему мнению, органично сочетаться с уголовным законодательством зарубежных государств в целях обеспечения функционирования единой межгосударственной правовой системы противодействия коррупции как виду преступности. Оно должно отвечать современным коррупционным вызовам и своевременно криминализировать самые опасные для общества формы коррупции. Также оно должно содержать в себе определенные принципы, позволяющие (разумеется, при соблюдении принципов законности и вины) незамедлительно реагировать в рамках уже предусмотренных уголовным законом (Особенной частью Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ)) составов преступлений на появляющиеся новые способы, методы и формы коррупционных преступлений.
Бахтина М.С. - Актуальные проблемы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органами Прокуратуры РФ

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.2.13872

Аннотация: Статья посвящена дискуссионным вопросам проведения антикоррупционной экспертизы вступивших в силу нормативных правовых актов органами Прокуратуры РФ. Предметом проведенного исследования выступает надзорная экспертиза в сфере противодействия коррупции. Автор подробно рассматривает отличительные особенности экспертиз на коррупциогенность, проводимых органами прокуратуры, а также отличия от аналогичной экспертизы, осуществляемой другими субъектами. В публикации ведется дискуссия о роли Следственного комитета Российской Федерации в проведении антикоррупционной экспертизы. Особое внимание уделяется судебному рассмотрению требований прокуратуры. Методологической основой проведенного нами исследования является диалектический материализм и основанные на нем универсальные общенаучные методы познания как то: сравнение, анализ, синтез и другие. Автор делает заключение о том, что надзорная экспертиза, проводимая органами прокуратуры, является одним из наиболее результативных видов экспертизы, в силу отсутствия зависимости от органов разработчиков нормативных правовых актов, с одной стороны, и регулярности проведения антикоррупционной экспертизы и, как следствие, наработанного большого опыта в этой области, с другой стороны. В заключение в статье обосновывается необходимость внесения изменений в в часть 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса РФ «Подача заявления об оспаривании нормативных правовых актов»
Бахтина М.С. - Актуальные проблемы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органами Прокуратуры РФ c. 209-214

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.2.66161

Аннотация: Статья посвящена дискуссионным вопросам проведения антикоррупционной экспертизы вступивших в силу нормативных правовых актов органами Прокуратуры РФ. Предметом проведенного исследования выступает надзорная экспертиза в сфере противодействия коррупции. Автор подробно рассматривает отличительные особенности экспертиз на коррупциогенность, проводимых органами прокуратуры, а также отличия от аналогичной экспертизы, осуществляемой другими субъектами. В публикации ведется дискуссия о роли Следственного комитета Российской Федерации в проведении антикоррупционной экспертизы. Особое внимание уделяется судебному рассмотрению требований прокуратуры. Методологической основой проведенного нами исследования является диалектический материализм и основанные на нем универсальные общенаучные методы познания как то: сравнение, анализ, синтез и другие. Автор делает заключение о том, что надзорная экспертиза, проводимая органами прокуратуры, является одним из наиболее результативных видов экспертизы, в силу отсутствия зависимости от органов разработчиков нормативных правовых актов, с одной стороны, и регулярности проведения антикоррупционной экспертизы и, как следствие, наработанного большого опыта в этой области, с другой стороны. В заключение в статье обосновывается необходимость внесения изменений в в часть 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса РФ «Подача заявления об оспаривании нормативных правовых актов»
Субъекты административного и финансового права
Громова Г.А. - Проблемы становления и формирования органов местного самоуправления как субъекта административного права.

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.2.14152

Аннотация: В статье раскрывается процесс развития и формирования института местного самоуправления в России как субъекта административного права в различных исторических реалиях государства. Акцентируется внимание на необходимости перераспределения полномочий от центральной власти к органам управления на местах. Выявлены особенности взаимодействия и взаимосвязи децентрализованного управления от центрального управления, акцентируется внимание на проблеме влияния государственной власти на самостоятельность и независимость органов местного самоуправления. Сделан вывод, что в процессе развития и формирования органов местного самоуправления нарастала опека со стороны государства посредством усиления влияния над действиями органов городского самоуправления. В статье преимущественно использованы методы: внутреннего сравнения российской правовой системы, комплексного общего характера и эмпирическо-теоретические методы - методы аналогии (в соответствии с которым устанавливается сходство органов местного самоуправления на различных этапах развития), дедукции. Обосновывается вывод о влиянии центральной власти на работу органов местного самоуправления. Отмечается актуальность обращения к истории формирования органов местного самоуправления как представляющая научные и практический интерес при разработке положений об органах местного самоуправления. Выделяются, не потерявшие и в настоящее время значимость, особенности земств. Кроме этого, актуальность статьи обусловлена необходимостью расширить представление об идее, стадиях развития и особенностях института местного самоуправления с практической целью- извлечения позитивного и негативного опыта из практики процесса формирования, становления и деятельности органов городского самоуправления в современных условиях.
Громова Г.А. - Проблемы становления и формирования органов местного самоуправления как субъекта административного права. c. 215-221

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.2.66162

Аннотация: В статье раскрывается процесс развития и формирования института местного самоуправления в России как субъекта административного права в различных исторических реалиях государства. Акцентируется внимание на необходимости перераспределения полномочий от центральной власти к органам управления на местах. Выявлены особенности взаимодействия и взаимосвязи децентрализованного управления от центрального управления, акцентируется внимание на проблеме влияния государственной власти на самостоятельность и независимость органов местного самоуправления. Сделан вывод, что в процессе развития и формирования органов местного самоуправления нарастала опека со стороны государства посредством усиления влияния над действиями органов городского самоуправления. В статье преимущественно использованы методы: внутреннего сравнения российской правовой системы, комплексного общего характера и эмпирическо-теоретические методы - методы аналогии (в соответствии с которым устанавливается сходство органов местного самоуправления на различных этапах развития), дедукции. Обосновывается вывод о влиянии центральной власти на работу органов местного самоуправления. Отмечается актуальность обращения к истории формирования органов местного самоуправления как представляющая научные и практический интерес при разработке положений об органах местного самоуправления. Выделяются, не потерявшие и в настоящее время значимость, особенности земств. Кроме этого, актуальность статьи обусловлена необходимостью расширить представление об идее, стадиях развития и особенностях института местного самоуправления с практической целью- извлечения позитивного и негативного опыта из практики процесса формирования, становления и деятельности органов городского самоуправления в современных условиях.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.