по
Административное и муниципальное право
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Административное и муниципальное право" > Содержание № 08, 2014
Выходные данные сетевого издания "Административное и муниципальное право"
Номер подписан в печать: 07-08-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Уваров Александр Анатольевич - доктор юридических наук, Всероссийский государственный университет юстиции Сочинский филиал, профессор, Международный инновационный университет, профессор, 354000, Россия, Краснодарский край, г. Сочи, Дагомысская ул., 42, uvarov.al@mail.ru
ISSN: 2454-0595
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 08, 2014
Государственная, муниципальная служба и гражданин
Черногоров Д.А. - Публичная служба и должностное лицо

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.8.12398

Аннотация: Институт «должностного лица» в сфере государственного управления привлекал к себе внимание ученых разных поколений. Теоретические основы исследования института «должностного лица» были заложены еще в научных трудах ученых–государствоведов конца XIX в. – начала XX в. Но особый интерес институт «должностного лица» приобрел с середины 90-х годов XX в. Это время можно охарактеризовать этапом интенсивного реформирования института государственной службы и административно-деликтного законодательства. В этот период предпринимаются попытки обосновать необходимость выработки единого межотраслевого понятия «должностное лицо», а также определяются возможные пути для уяснения его административно–правового содержания. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). На сегодняшний день отечественное законодательство о государственной службе находится на этапе становления. Несмотря на реализованные в последние годы меры, все еще не удается достигнуть качественной правовой регламентации отношений по прохождению государственной службы. Так и остаются неразрешенными проблемы, связанные с коррумпированностью государственной службы, недостаточным профессиональным уровнем подготовки государственных служащих, отсутствием современных методов планирования труда государственных служащих и т.п.
Черногоров Д.А. - Публичная служба и должностное лицо c. 749-755

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.8.65257

Аннотация: Институт «должностного лица» в сфере государственного управления привлекал к себе внимание ученых разных поколений. Теоретические основы исследования института «должностного лица» были заложены еще в научных трудах ученых–государствоведов конца XIX в. – начала XX в. Но особый интерес институт «должностного лица» приобрел с середины 90-х годов XX в. Это время можно охарактеризовать этапом интенсивного реформирования института государственной службы и административно-деликтного законодательства. В этот период предпринимаются попытки обосновать необходимость выработки единого межотраслевого понятия «должностное лицо», а также определяются возможные пути для уяснения его административно–правового содержания. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). На сегодняшний день отечественное законодательство о государственной службе находится на этапе становления. Несмотря на реализованные в последние годы меры, все еще не удается достигнуть качественной правовой регламентации отношений по прохождению государственной службы. Так и остаются неразрешенными проблемы, связанные с коррумпированностью государственной службы, недостаточным профессиональным уровнем подготовки государственных служащих, отсутствием современных методов планирования труда государственных служащих и т.п.
Административное и муниципальное право: бизнес, экономика, финансы
Жолобова Г.А. - Российский механизм правового регулирования торговли льном и пенькой во 2-й половине XIX – начале XX веков

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.8.11985

Аннотация: В историческом аспекте российской действительности 2-й половины XIX – начала XX вв. в статье подняты актуальные проблемы организации торговли сельскохозяйственной продукцией в условиях свободы предпринимательства. Объектом исследования является процесс целенаправленного воздействия государства на отношения, существовавшие в сфере торговли льном и пенькой, с помощью правовых норм, закрепленных в законодательных актах 2-й половины XIX – начала XX вв., а также сами эти правоотношения. Хронологические рамки исследования охватывают период с 1881 – по 1913 гг. – это время завершения Великих буржуазных реформ и последующего развития торгового предпринимательства в условиях провозглашенного принципа «свободы промыслов». Именно в этот период правительство Российской Империи вновь обратило внимание на необходимость вмешательства государства в сферу торговли льном и пенькой с целью разрешения наиболее острых ее проблем. Анализ нормативно-правовых актов и изучение архивных документов Российской Империи, которые автором вводятся в научный оборот впервые, позволили выявить историческую специфику отечественного механизма правового регулирования торговли льном и пенькой. Раскрыты его основные задачи, среди которых центральное место занимала борьба с фальсификацией этих товаров, проанализированы меры, направленные на их решение, сделаны выводы об уровне их эффективности.
Жолобова Г.А. - Российский механизм правового регулирования торговли льном и пенькой во 2-й половине XIX – начале XX веков c. 756-774

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.8.65267

Аннотация: В историческом аспекте российской действительности 2-й половины XIX – начала XX вв. в статье подняты актуальные проблемы организации торговли сельскохозяйственной продукцией в условиях свободы предпринимательства. Объектом исследования является процесс целенаправленного воздействия государства на отношения, существовавшие в сфере торговли льном и пенькой, с помощью правовых норм, закрепленных в законодательных актах 2-й половины XIX – начала XX вв., а также сами эти правоотношения. Хронологические рамки исследования охватывают период с 1881 – по 1913 гг. – это время завершения Великих буржуазных реформ и последующего развития торгового предпринимательства в условиях провозглашенного принципа «свободы промыслов». Именно в этот период правительство Российской Империи вновь обратило внимание на необходимость вмешательства государства в сферу торговли льном и пенькой с целью разрешения наиболее острых ее проблем. Анализ нормативно-правовых актов и изучение архивных документов Российской Империи, которые автором вводятся в научный оборот впервые, позволили выявить историческую специфику отечественного механизма правового регулирования торговли льном и пенькой. Раскрыты его основные задачи, среди которых центральное место занимала борьба с фальсификацией этих товаров, проанализированы меры, направленные на их решение, сделаны выводы об уровне их эффективности.
Административное и муниципальное право и безопасность
Камилов М.А. - Определение общественной безопасности в соответствии с новой Концепцией общественной безопасности в Российской Федерации

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.8.12403

Аннотация: В данной статье рассмотрена проблематика определения термина «общественная безопасность». Данный термин неоднократно упоминался в различных нормативно-правовых актах всех уровней и даже в Конституции РФ, однако, определение данного термина не имело законодательного закрепления. Так 20 ноября 2013 года Президент Российской Федерации утвердил Концепцию общественной безопасности в Российской Федерации, в которой впервые было дано определение термина "общественная безопасность". Данное определение термина в некоторых не совпадает с существовавшими в юридической науке взглядами на него. Автор путем сравнительно-правового анализа и исторической ретроспективы рассматривает, введенное Концепцией общественной безопасности, определение термина «общественная безопасность». Научная новизна заключается в отсутствии сравнительно-правового анализа определения термина "общественная безопасность". Автор приходит к выводу, что законодатель абсолютно правильно исключает из содержания определения некоторые размытые формулировки и это позволяет индивидуализировать общественную безопасность, как вид национальной безопасности. Также законодательное закрепление определения общественная безопасность позволит конкретизировать положения определенных нормативно-правовых актов и улучшить их практическое применение в дальнейшем.
Камилов М.А. - Определение общественной безопасности в соответствии с новой Концепцией общественной безопасности в Российской Федерации c. 775-778

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.8.65268

Аннотация: В данной статье рассмотрена проблематика определения термина «общественная безопасность». Данный термин неоднократно упоминался в различных нормативно-правовых актах всех уровней и даже в Конституции РФ, однако, определение данного термина не имело законодательного закрепления. Так 20 ноября 2013 года Президент Российской Федерации утвердил Концепцию общественной безопасности в Российской Федерации, в которой впервые было дано определение термина "общественная безопасность". Данное определение термина в некоторых не совпадает с существовавшими в юридической науке взглядами на него. Автор путем сравнительно-правового анализа и исторической ретроспективы рассматривает, введенное Концепцией общественной безопасности, определение термина «общественная безопасность». Научная новизна заключается в отсутствии сравнительно-правового анализа определения термина "общественная безопасность". Автор приходит к выводу, что законодатель абсолютно правильно исключает из содержания определения некоторые размытые формулировки и это позволяет индивидуализировать общественную безопасность, как вид национальной безопасности. Также законодательное закрепление определения общественная безопасность позволит конкретизировать положения определенных нормативно-правовых актов и улучшить их практическое применение в дальнейшем.
Административное принуждение
Сидоров Е.И. - Место и значение мер обеспечения производства по делам о нарушении таможенных правил в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.8.12470

Аннотация: Статья посвящена актуальным вопросам определения места и значения мер обеспечения производства по делам о нарушении таможенных правил в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов в условиях функционирования Таможенного союза и интеграции России в созданный Евразийский экономический союз. Автор исследует правовые основы, понятие, значение, квалификацию, особенности, роль мер обеспечения производства в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов, порядок процессуального оформления. Одним из направлений правоохранительной деятельности таможенных органов России является борьба с административными правонарушениями в области таможенного дела. Так, в соответствии со статьей 7 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы «ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза»Эффективность и результативность производства по данным делам в значительной мере зависит от применения мер обеспечения производства, которые активно применяются должностными лицами таможенных органов в ходе расследования административных правонарушений. Методологическую основу статьи сосставили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). В настоящее время Россия, являясь членом Таможенного союза, активно идет по пути экономической интеграции в созданный в мае 2014 года Евразийский экономический союз, оптимизируя органы власти, выполняющие экономические функции государства. Федеральная таможенная служба, являясь федеральным органом исполнительной власти, занимает одно из доминирующих мест в системе обеспечения экономической безопасности страны. В соответствии с законодательством она осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, контроль и надзор в данной сфере, фискальную и правоохранительную функцию.
Сидоров Е.И. - Место и значение мер обеспечения производства по делам о нарушении таможенных правил в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов c. 779-787

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.8.65269

Аннотация: Статья посвящена актуальным вопросам определения места и значения мер обеспечения производства по делам о нарушении таможенных правил в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов в условиях функционирования Таможенного союза и интеграции России в созданный Евразийский экономический союз. Автор исследует правовые основы, понятие, значение, квалификацию, особенности, роль мер обеспечения производства в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов, порядок процессуального оформления. Одним из направлений правоохранительной деятельности таможенных органов России является борьба с административными правонарушениями в области таможенного дела. Так, в соответствии со статьей 7 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы «ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза»Эффективность и результативность производства по данным делам в значительной мере зависит от применения мер обеспечения производства, которые активно применяются должностными лицами таможенных органов в ходе расследования административных правонарушений. Методологическую основу статьи сосставили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). В настоящее время Россия, являясь членом Таможенного союза, активно идет по пути экономической интеграции в созданный в мае 2014 года Евразийский экономический союз, оптимизируя органы власти, выполняющие экономические функции государства. Федеральная таможенная служба, являясь федеральным органом исполнительной власти, занимает одно из доминирующих мест в системе обеспечения экономической безопасности страны. В соответствии с законодательством она осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, контроль и надзор в данной сфере, фискальную и правоохранительную функцию.
Гараев А.А. - Административная конфискация

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.8.12185

Аннотация: Рассмотрены вопросы применения санкции в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения у лиц, не являющихся собственниками этого имущества. В соответствии с мнением Конституционного Суда РФ, а в настоящее время и законодателя, внесшего изменения в КоАП РФ, применение конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения за административное правонарушение у правонарушителя, не являющегося его собственником недопустимо. Исключение сделано только для конфискации по делам о нарушении таможенных правил. При принятии решения Судом исследовалась конкретное дело с назначенным наказанием по одной из статьей особенной части КоАП РФ, предусматривающей конфискацию. Вместе с тем, в выводах суда сделан вывод о запрете применения конфискации по всем нормам кодекса, предусматривающих конфискацию (за исключением дел о НТП). В работе проанализированы и сравнены позиции и мотивировки Конституционного Суда РФ по вопросу применения конфискации за административное правонарушение, отразившиеся в решениях от 1999 и 2011 года. Также дана оценка позиций других авторов по данному вопросу. Путем системного анализа других норм права высказана позиция автора по данному вопросу. Изучена судебная статистика последних лет по вопросам применения судами конфискации за административные правонарушения. в т.ч. по таможенным правонарушениям, по которым допускается применение конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения не у собственника. Автором впервые детально исследованы последствия принятия данного решения на существующее административное производство. На основании данных судебного департамента Верховного Суда РФ отмечено, что почти полностью прекратилось применение судами конфискации имущества, проходящего по делам об административных правонарушениях, подлежащего реализации (за исключением дел по нарушениям таможенных правил). Основная масса конфискованных товаров в настоящее время подлежит уничтожению поскольку она запрещена или ограничена к обороту. Другим последствием запрета применения конфискации не у собственника явилось постановка в неравные условия правонарушителя собственника и владельца орудия совершения или предмета административного правонарушения. У собственника можно конфисковать орудие или предмет, а у владельца это делать нельзя. Предложено усилить взаимодействие органов государственной власти по оперативному внесению изменений в законодательство по нормам, признанными Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ. Высказано предложение Конституционному Суду РФ активно использовать право законодательной инициативы по восполнению пробелов в отмененных правовых нормах.
Гараев А.А. - Административная конфискация c. 788-796

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.8.65270

Аннотация: Рассмотрены вопросы применения санкции в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения у лиц, не являющихся собственниками этого имущества. В соответствии с мнением Конституционного Суда РФ, а в настоящее время и законодателя, внесшего изменения в КоАП РФ, применение конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения за административное правонарушение у правонарушителя, не являющегося его собственником недопустимо. Исключение сделано только для конфискации по делам о нарушении таможенных правил. При принятии решения Судом исследовалась конкретное дело с назначенным наказанием по одной из статьей особенной части КоАП РФ, предусматривающей конфискацию. Вместе с тем, в выводах суда сделан вывод о запрете применения конфискации по всем нормам кодекса, предусматривающих конфискацию (за исключением дел о НТП). В работе проанализированы и сравнены позиции и мотивировки Конституционного Суда РФ по вопросу применения конфискации за административное правонарушение, отразившиеся в решениях от 1999 и 2011 года. Также дана оценка позиций других авторов по данному вопросу. Путем системного анализа других норм права высказана позиция автора по данному вопросу. Изучена судебная статистика последних лет по вопросам применения судами конфискации за административные правонарушения. в т.ч. по таможенным правонарушениям, по которым допускается применение конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения не у собственника. Автором впервые детально исследованы последствия принятия данного решения на существующее административное производство. На основании данных судебного департамента Верховного Суда РФ отмечено, что почти полностью прекратилось применение судами конфискации имущества, проходящего по делам об административных правонарушениях, подлежащего реализации (за исключением дел по нарушениям таможенных правил). Основная масса конфискованных товаров в настоящее время подлежит уничтожению поскольку она запрещена или ограничена к обороту. Другим последствием запрета применения конфискации не у собственника явилось постановка в неравные условия правонарушителя собственника и владельца орудия совершения или предмета административного правонарушения. У собственника можно конфисковать орудие или предмет, а у владельца это делать нельзя. Предложено усилить взаимодействие органов государственной власти по оперативному внесению изменений в законодательство по нормам, признанными Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ. Высказано предложение Конституционному Суду РФ активно использовать право законодательной инициативы по восполнению пробелов в отмененных правовых нормах.
Административная и муниципальная ответственность
Паньшин Д.Л., Дресвянникова Е.А. - Сроки и порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях о штрафах

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.8.9110

Аннотация: В современной административной правоприменительной практике исполнения постановлений о штрафах принято считать, что существует шестьдесят дней для добровольной уплаты. Однако это не так. Поскольку при рассмотрении сроков исполнения постановления по делу об административном правонарушении, в статье нами обращается внимание на те периоды времени, когда, во-первых, лицо добровольно исполняет постановление, а во-вторых, когда должностное лицо приводит его в исполнение. По общему правилу, на основании части 1 статьи 32.2 КоАП РФ предусмотрен шестидесятидневный срок в течении которого постановление по делу об административном правонарушении о наложении штрафа должно быть исполнено. То есть необходимо наличие документа подтверждающего уплату штрафа, а также информация о его уплате должна содержаться в информационных базах данных. При этом никто не принимает во внимание главу 31 КоАП РФ, где прямо предусмотрено, что постановление об административном правонарушении обязательно для исполнения с момента вступления в законную силу. Реализовать это должен судья, орган, должностное лицо вынесшее постановление, которое обязано обратить его к исполнению в течении трех дней путем направления уполномоченному должностному лицу приводить его в исполнение, что не в полной мере выполняется. Тем самым не реализуется принцип неотвратимости наказания.
Паньшин Д.Л., Дресвянникова Е.А. - Сроки и порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях о штрафах c. 797-800

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.8.65271

Аннотация: В современной административной правоприменительной практике исполнения постановлений о штрафах принято считать, что существует шестьдесят дней для добровольной уплаты. Однако это не так. Поскольку при рассмотрении сроков исполнения постановления по делу об административном правонарушении, в статье нами обращается внимание на те периоды времени, когда, во-первых, лицо добровольно исполняет постановление, а во-вторых, когда должностное лицо приводит его в исполнение. По общему правилу, на основании части 1 статьи 32.2 КоАП РФ предусмотрен шестидесятидневный срок в течении которого постановление по делу об административном правонарушении о наложении штрафа должно быть исполнено. То есть необходимо наличие документа подтверждающего уплату штрафа, а также информация о его уплате должна содержаться в информационных базах данных. При этом никто не принимает во внимание главу 31 КоАП РФ, где прямо предусмотрено, что постановление об административном правонарушении обязательно для исполнения с момента вступления в законную силу. Реализовать это должен судья, орган, должностное лицо вынесшее постановление, которое обязано обратить его к исполнению в течении трех дней путем направления уполномоченному должностному лицу приводить его в исполнение, что не в полной мере выполняется. Тем самым не реализуется принцип неотвратимости наказания.
Клепиков С.Н., Клепикова О.С. - Административно-деликтная политика Российской Федерации и принципы установления административной ответственности

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.8.11432

Аннотация: Наибольшую значимость в реализации основных положений института административной ответственности играют принципы. Проблема понятия принципов юридической ответственности является широко исследованной, но трактовка этого понятия до сих пор не является однозначной. Действующий Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях закрепил в ст. 1.3 только предметы ведения Российской Федерации, что, безусловно, отрицательно сказалось на региональной законотворческой деятельности и правоприменительной практике. Применительно к административной ответственности действуют как общие, конституционные, так и специальные принципы. Использованы основные положения общенаучного диалектического метода научного познания, а также системный, исторического правоведения, сравнительно-правовой методы и различные приемы формально-логического характера. Реализация административных наказаний основывается на определенных четко установленных правилах, которые в юридической литературе получили название «принципы». На сегодняшний день практика применения принципов административной ответственности основывается не только на особенностях реализации норм внутри государства, но и обращает внимание на актуальные мировые проблемы. В статье на основании критического анализа современного состояния административно-деликтного законодательства субъектов Российской Федерации обосновываются предложения, направленные на совершенствование правового регулирования принципов административной ответственности.
Клепиков С.Н., Клепикова О.С. - Административно-деликтная политика Российской Федерации и принципы установления административной ответственности c. 801-806

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.8.65272

Аннотация: Наибольшую значимость в реализации основных положений института административной ответственности играют принципы. Проблема понятия принципов юридической ответственности является широко исследованной, но трактовка этого понятия до сих пор не является однозначной. Действующий Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях закрепил в ст. 1.3 только предметы ведения Российской Федерации, что, безусловно, отрицательно сказалось на региональной законотворческой деятельности и правоприменительной практике. Применительно к административной ответственности действуют как общие, конституционные, так и специальные принципы. Использованы основные положения общенаучного диалектического метода научного познания, а также системный, исторического правоведения, сравнительно-правовой методы и различные приемы формально-логического характера. Реализация административных наказаний основывается на определенных четко установленных правилах, которые в юридической литературе получили название «принципы». На сегодняшний день практика применения принципов административной ответственности основывается не только на особенностях реализации норм внутри государства, но и обращает внимание на актуальные мировые проблемы. В статье на основании критического анализа современного состояния административно-деликтного законодательства субъектов Российской Федерации обосновываются предложения, направленные на совершенствование правового регулирования принципов административной ответственности.
Абдулгалимов Р.З., Сунцов А.П. - Юридическая ответственность общественных объединений как субъекта управления делами государства

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.8.12358

Аннотация: В данной статье предметом исследования является юридическая ответственность политико-публичных общественных объединений, виды ответственности таких организаций. Автор анализирует существующие точки зрения применения той или иной ответственности общественных объединений в российской доктрине права. В этой связи, автор подразделяет ответственность на позитивную и негативную, и дает краткую характеристику каждому подвиду юридической ответственности той или иной группы, а также целесообразность применения того или иного вида ответственности в конкретной ситуации. Методология исследования - с позиций материалистической диалектики автором используются общенаучные методы познания – системный, обобщение и анализ научных, нормативных и практических материалов, методы диалектического познания. Научная новизна данной статьи заключается в исследовании юридической ответственности политико-публичных общественных организаций в рамках современного российского законодательства, а также специфических особенностей взаимоотношений между государством и субъектом, участвующим в управлении делами государства при применении соответствующих норм права при совершении правонарушений.
Абдулгалимов Р.З., Сунцов А.П. - Юридическая ответственность общественных объединений как субъекта управления делами государства c. 807-813

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.8.65273

Аннотация: В данной статье предметом исследования является юридическая ответственность политико-публичных общественных объединений, виды ответственности таких организаций. Автор анализирует существующие точки зрения применения той или иной ответственности общественных объединений в российской доктрине права. В этой связи, автор подразделяет ответственность на позитивную и негативную, и дает краткую характеристику каждому подвиду юридической ответственности той или иной группы, а также целесообразность применения того или иного вида ответственности в конкретной ситуации. Методология исследования - с позиций материалистической диалектики автором используются общенаучные методы познания – системный, обобщение и анализ научных, нормативных и практических материалов, методы диалектического познания. Научная новизна данной статьи заключается в исследовании юридической ответственности политико-публичных общественных организаций в рамках современного российского законодательства, а также специфических особенностей взаимоотношений между государством и субъектом, участвующим в управлении делами государства при применении соответствующих норм права при совершении правонарушений.
Управленческое право
Макарцев А.А. - Выборы между реформами российского избирательного законодательства: избирательная кампания по выборам мэра г. Новосибирска (январь-апрель 2014 г.)

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.8.12374

Аннотация: Предметом исследования являются этапы избирательной кампании по выборам мэра г. Новосибирска (январь-апрель 2014 г.), содержание которых, по мнению автора, определяется результатами реализации изменений, внесенных в российское избирательное законодательство в последние годы. Эта избирательная кампания по выборам главы муниципального образования являлась одной из последних, в которой политические партии, появившиеся после партийной реформы 2012 г., смогли принять активное участие, выдвигая кандидатов без представления подписей избирателей. Отсутствие обязанности представлять подписи избирателей фактически превратило политические партии в универсальный инструмент обеспечения выдвижении и регистрации кандидатов. Определяющее значение для наиболее полного анализа избирательной кампании имели решения Новосибирской городской муниципальной избирательной комиссии и судебных органов, в которых нашла отражение её специфика. Содержание стадий избирательного процесса позволяет отметить позитивный характер закрепления в 2014 г. в российском избирательном законодательстве критериев поддержки политической партии избирателями, при соблюдении которых, ей при выдвижении кандидатов (списков кандидатов) не надо представлять подписи избирателей. Особое внимание уделяется избирательным спорам, которые были разрешены в ходе выборов как избирательными комиссиями, так и судебными органами. Автором сделаны предложения по совершенствованию российского законодательства.
Макарцев А.А. - Выборы между реформами российского избирательного законодательства: избирательная кампания по выборам мэра г. Новосибирска (январь-апрель 2014 г.) c. 814-831

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.8.65274

Аннотация: Предметом исследования являются этапы избирательной кампании по выборам мэра г. Новосибирска (январь-апрель 2014 г.), содержание которых, по мнению автора, определяется результатами реализации изменений, внесенных в российское избирательное законодательство в последние годы. Эта избирательная кампания по выборам главы муниципального образования являлась одной из последних, в которой политические партии, появившиеся после партийной реформы 2012 г., смогли принять активное участие, выдвигая кандидатов без представления подписей избирателей. Отсутствие обязанности представлять подписи избирателей фактически превратило политические партии в универсальный инструмент обеспечения выдвижении и регистрации кандидатов. Определяющее значение для наиболее полного анализа избирательной кампании имели решения Новосибирской городской муниципальной избирательной комиссии и судебных органов, в которых нашла отражение её специфика. Содержание стадий избирательного процесса позволяет отметить позитивный характер закрепления в 2014 г. в российском избирательном законодательстве критериев поддержки политической партии избирателями, при соблюдении которых, ей при выдвижении кандидатов (списков кандидатов) не надо представлять подписи избирателей. Особое внимание уделяется избирательным спорам, которые были разрешены в ходе выборов как избирательными комиссиями, так и судебными органами. Автором сделаны предложения по совершенствованию российского законодательства.
Полицейское право
Обыденова Т.В. - Правовая и педагогическая профилактика в деятельности подразделений по делам несовершеннолетних

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.8.12514

Аннотация: в статье рассматриваются правовые и организационные проблемы профилактической деятельности подразделений по делам несовершеннолетних на основании чего формулируются предложения по ее совершенствованию. Педагогическая профилактика в деятельности Подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН) представляет собой систему воспитательных воздействий на подростков, в ходе которых исправляются отклонения в их нравственном развитии и поведении, а также формируются личностные качества, соответствующие социальным и моральным нормам, принятым в обществе, государстве. Особое значение для повышения эффективности деятельности сотрудников ПДН приобретает ранняя профилактика, объектом которой являются подростки, у которых наблюдаются и проявляются отклонения в нравственном развитии и поведении, однако для которых пока не характерно состояние социально-педагогической запущенности, несоответствие поведения основным общественным требованиям, но некоторые отклонения в их поведении уже вызывают тревогу. Методологическую основу стать составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). По нашему мнению, первым направлением совершенствования профилактической деятельности ПДН является осуществление ранней профилактики противоправного поведения под¬ростков в процессе совместной педагогической деятельности педагогов (руководителей) общеобразовательных школ и сотрудников ПДН с учетом особенностей той территории, на которой расположена конкретная школа, микрорайона, в котором проживают ее учащиеся (экономических, ментальных, природных, культурных и др.). Раннюю профилактику правонарушений и преступлений несовершеннолетних важно начинать уже в начальных классах общеобразовательной школы, проводить ее и с учащимися, и с их родителями. Учитывая особую значимость ранней профилактики подростковой преступности, мы считаем необходимым в рамках первого из определяемых нами направлений постепенный переход к доминирующей роли ранней профилактики, которая осуществляется совместными усилиями педагогов (руководите¬лей) общеобразовательных школ и сотрудников ПДН.
Обыденова Т.В. - Правовая и педагогическая профилактика в деятельности подразделений по делам несовершеннолетних c. 832-837

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.8.65275

Аннотация: в статье рассматриваются правовые и организационные проблемы профилактической деятельности подразделений по делам несовершеннолетних на основании чего формулируются предложения по ее совершенствованию. Педагогическая профилактика в деятельности Подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН) представляет собой систему воспитательных воздействий на подростков, в ходе которых исправляются отклонения в их нравственном развитии и поведении, а также формируются личностные качества, соответствующие социальным и моральным нормам, принятым в обществе, государстве. Особое значение для повышения эффективности деятельности сотрудников ПДН приобретает ранняя профилактика, объектом которой являются подростки, у которых наблюдаются и проявляются отклонения в нравственном развитии и поведении, однако для которых пока не характерно состояние социально-педагогической запущенности, несоответствие поведения основным общественным требованиям, но некоторые отклонения в их поведении уже вызывают тревогу. Методологическую основу стать составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). По нашему мнению, первым направлением совершенствования профилактической деятельности ПДН является осуществление ранней профилактики противоправного поведения под¬ростков в процессе совместной педагогической деятельности педагогов (руководителей) общеобразовательных школ и сотрудников ПДН с учетом особенностей той территории, на которой расположена конкретная школа, микрорайона, в котором проживают ее учащиеся (экономических, ментальных, природных, культурных и др.). Раннюю профилактику правонарушений и преступлений несовершеннолетних важно начинать уже в начальных классах общеобразовательной школы, проводить ее и с учащимися, и с их родителями. Учитывая особую значимость ранней профилактики подростковой преступности, мы считаем необходимым в рамках первого из определяемых нами направлений постепенный переход к доминирующей роли ранней профилактики, которая осуществляется совместными усилиями педагогов (руководите¬лей) общеобразовательных школ и сотрудников ПДН.
Монуков М.М. - Предмет прокурорского надзора за исполнением законов субъектами оперативно-розыскной деятельности

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.8.12639

Аннотация: в статье рассмотрены теоретические и правовые вопросы, касающиеся полномочий прокурора и содержания предмета прокурорского надзора за исполнением законов органами и должностными лицами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. При этом исследованы особенности данного вида прокурорского надзора и его отличия от надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. в статье отмечается, что согласно ст.45 Конституции Российской Федерации в нашей стране каждому гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. В этой связи государство обязано создать и обеспечить поддержание такого правопорядка, при котором любое физическое и юридическое лицо имело бы реальную возможность защищать свои права и законные интересы и получать со стороны государства адекватную поддержку Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Указанные нормативные предписания подлежат реализации на всех направлениях функционирования прокуратуры и в полной мере относятся к такой отрасли прокурорского надзора, как надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (ОРД), дознание и предварительное следствие. Компетенция прокурора в этой части регламентирована положениями ст.ст. 29 и 30 Закона о прокуратуре, нормами уголовно-процессуального законодательства, а также иных федеральных законов, регулирующих деятельность судебных и иных правоохранительных органов.
Монуков М.М. - Предмет прокурорского надзора за исполнением законов субъектами оперативно-розыскной деятельности c. 838-842

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.8.65276

Аннотация: в статье рассмотрены теоретические и правовые вопросы, касающиеся полномочий прокурора и содержания предмета прокурорского надзора за исполнением законов органами и должностными лицами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. При этом исследованы особенности данного вида прокурорского надзора и его отличия от надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. в статье отмечается, что согласно ст.45 Конституции Российской Федерации в нашей стране каждому гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. В этой связи государство обязано создать и обеспечить поддержание такого правопорядка, при котором любое физическое и юридическое лицо имело бы реальную возможность защищать свои права и законные интересы и получать со стороны государства адекватную поддержку Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Указанные нормативные предписания подлежат реализации на всех направлениях функционирования прокуратуры и в полной мере относятся к такой отрасли прокурорского надзора, как надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (ОРД), дознание и предварительное следствие. Компетенция прокурора в этой части регламентирована положениями ст.ст. 29 и 30 Закона о прокуратуре, нормами уголовно-процессуального законодательства, а также иных федеральных законов, регулирующих деятельность судебных и иных правоохранительных органов.
Административный процесс и процедуры
Лапина М.А. - Концептуальные вопросы развития административно-юрисдикционного законодательства в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.8.12396

Аннотация: В статье на основе научного анализа проблем административной юрисдикции разработаны рекомендации по совершенствованию административно-юрисдикционного законодательства, определены особенности административно-юрисдикционной деятельности в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг федеральных органов исполнительной власти, Центрального банка Российской Федерации. Административная юрисдикция представляет урегулированную законом разновидность правоприменительной административно-процессуальной деятельности уполномоченного публичного органа, как правило, государственного органа исполнительной власти, по рассмотрению и разрешению административно-юрисдикционных дел, административных споров, реализации санкций и защите охранительного правоотношения с применением мер государственного принуждения (административного, дисциплинарного и иного) Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Административная юрисдикция включает в себя административные производства: производство по делам об административных правонарушениях; производство по жалобам граждан на акты управления или на действия (бездействие) органов публичного управления (их должностных лиц); дисциплинарное производство; исполнительное производство. Кроме того, к административной юрисдикции относят и специфическую отраслевую деятельность в различных сферах и областях публичного управления. Так, в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг выделяют производства по налоговым, бюджетным правонарушениям, производство за нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, за нарушения Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Лапина М.А. - Концептуальные вопросы развития административно-юрисдикционного законодательства в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг c. 843-856

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.8.65277

Аннотация: В статье на основе научного анализа проблем административной юрисдикции разработаны рекомендации по совершенствованию административно-юрисдикционного законодательства, определены особенности административно-юрисдикционной деятельности в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг федеральных органов исполнительной власти, Центрального банка Российской Федерации. Административная юрисдикция представляет урегулированную законом разновидность правоприменительной административно-процессуальной деятельности уполномоченного публичного органа, как правило, государственного органа исполнительной власти, по рассмотрению и разрешению административно-юрисдикционных дел, административных споров, реализации санкций и защите охранительного правоотношения с применением мер государственного принуждения (административного, дисциплинарного и иного) Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Административная юрисдикция включает в себя административные производства: производство по делам об административных правонарушениях; производство по жалобам граждан на акты управления или на действия (бездействие) органов публичного управления (их должностных лиц); дисциплинарное производство; исполнительное производство. Кроме того, к административной юрисдикции относят и специфическую отраслевую деятельность в различных сферах и областях публичного управления. Так, в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг выделяют производства по налоговым, бюджетным правонарушениям, производство за нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, за нарушения Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Научная жизнь
Дубовик О.Л. - Поздравление с юбилеем Надежду Георгиевну Салищеву (К 90 – летиею со дня рождения и 65 – летию научно-педагогической деятельности)

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.8.12529

Аннотация: Н.Г. Салищева в настоящее время преподает на факультете повышения квалификации судей в Российской академии правосудия. За заслуги перед государством и обществом Н.Г. Салищева удостоена государственных наград СССР и Российской Федерации, в том числе Ордена Трудового Красного Знамени и Ордена Дружбы Народов, медалей, а также благодарностей Президента Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Президента Российской Академии Наук. Ей присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации». На протяжении 50 лет Н.Г. Салищева отстаивает идею о создании в нашей стране системы административной юстиции. Ее принципиальность, работоспособность, основательность являются примером служения науке. Вклад Надежды Георгиевны Салищевой в развитии административного права и процесса трудно переоценить – он огромен. Редколлегия журнала «Административное и муниципальное право» и издательство NotaBene сердечно поздравляют Надежду Георгиевну Салищеву с замечательным юбилеем и желают ей новых творческих успехов, здоровья и счастья. Дорогая Надежда Георгиевна! Родные, друзья, коллеги, ученики и почитатели сердечно поздравляют Вас с юбилеем, желают Вам доброго здоровья, благополучия и новых творческих успехов!
Дубовик О.Л. - Поздравление с юбилеем Надежду Георгиевну Салищеву (К 90 – летиею со дня рождения и 65 – летию научно-педагогической деятельности) c. 857-859

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.8.65278

Аннотация: Н.Г. Салищева в настоящее время преподает на факультете повышения квалификации судей в Российской академии правосудия. За заслуги перед государством и обществом Н.Г. Салищева удостоена государственных наград СССР и Российской Федерации, в том числе Ордена Трудового Красного Знамени и Ордена Дружбы Народов, медалей, а также благодарностей Президента Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Президента Российской Академии Наук. Ей присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации». На протяжении 50 лет Н.Г. Салищева отстаивает идею о создании в нашей стране системы административной юстиции. Ее принципиальность, работоспособность, основательность являются примером служения науке. Вклад Надежды Георгиевны Салищевой в развитии административного права и процесса трудно переоценить – он огромен. Редколлегия журнала «Административное и муниципальное право» и издательство NotaBene сердечно поздравляют Надежду Георгиевну Салищеву с замечательным юбилеем и желают ей новых творческих успехов, здоровья и счастья. Дорогая Надежда Георгиевна! Родные, друзья, коллеги, ученики и почитатели сердечно поздравляют Вас с юбилеем, желают Вам доброго здоровья, благополучия и новых творческих успехов!
Административное и муниципальное право и другие отрасли права
Картоев И.М. - Организационно-правовые вопросы установления пределов доказывания по делам об этнических преступлениях

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.8.12642

Аннотация: в статье автором рассмотрены теоретические проблемы, касающиеся организационно-правовых вопросов определения пределов доказывания по уголовным делам об этнических преступлениях, а также проблемы соотношения и взаимосвязи пределов и предмета доказывания по делам указанной категории. В статье отмечается. что производство предварительного расследования по уголовным делам об этнических преступлениях, особенно если они были совершены организованной группой лиц или характеризуются неоднократностью исполнения противоправных деяний, всегда сопряжено с определёнными сложностями в части организации и осуществления сбора и проверки процессуальных доказательств. В этой связи сразу следует отметить, что результаты оперативно-розыскной деятельности, в том числе полученные негласным путём, могут быть использованы главным образом в качестве ориентирующей информации Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). В статье отмечается, что с правовым институтом предмета доказывания тесно связано понятие пределов доказывания, под которыми принято понимать необходимую и достаточную степень исследованности обстоятельств, входящих в предмет доказывания, дающую возможность фактического и юридического обоснования решений, принимаемых в процессе производства по делу. Это - характеристика результата процесса доказывания, отражающая диалектику количественных и качественных изменений знания об обстоятельствах дела, раскрывающая познавательную деятельность в динамике её развития от вероятных к достоверным знаниям
Картоев И.М. - Организационно-правовые вопросы установления пределов доказывания по делам об этнических преступлениях c. 860-865

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.8.65279

Аннотация: в статье автором рассмотрены теоретические проблемы, касающиеся организационно-правовых вопросов определения пределов доказывания по уголовным делам об этнических преступлениях, а также проблемы соотношения и взаимосвязи пределов и предмета доказывания по делам указанной категории. В статье отмечается. что производство предварительного расследования по уголовным делам об этнических преступлениях, особенно если они были совершены организованной группой лиц или характеризуются неоднократностью исполнения противоправных деяний, всегда сопряжено с определёнными сложностями в части организации и осуществления сбора и проверки процессуальных доказательств. В этой связи сразу следует отметить, что результаты оперативно-розыскной деятельности, в том числе полученные негласным путём, могут быть использованы главным образом в качестве ориентирующей информации Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). В статье отмечается, что с правовым институтом предмета доказывания тесно связано понятие пределов доказывания, под которыми принято понимать необходимую и достаточную степень исследованности обстоятельств, входящих в предмет доказывания, дающую возможность фактического и юридического обоснования решений, принимаемых в процессе производства по делу. Это - характеристика результата процесса доказывания, отражающая диалектику количественных и качественных изменений знания об обстоятельствах дела, раскрывающая познавательную деятельность в динамике её развития от вероятных к достоверным знаниям
Государственная и муниципальная служба и проблемы противодействия коррупции
Юлегина Е.И. - Административно-правовая характеристика проблем взаимодействия государственных органов и институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.8.12199

Аннотация: В статье рассматриваются особенности взаимодействия государственных органов и институтов гражданского общества. Дается административно—правовая характеристика участия институтов гражданского общества в осуществлении государственного управления. Делается вывод о наличии двух взаимосвязанных проблем взаимодействия государственных органов и институтов гражданского общества. Во—первых, хотя институциональные основы взаимодействия государства с гражданским обществом и заложены, однако общество к активному взаимодействию не готово и не является равноправным партнером в этих отношениях. А во—вторых, механизм такого взаимодействия нуждается в поэтапной проработке с целью привлечения общества к участию в государственном управлении. Анализируется роль взаимодействия государственных органов и гражданского общества в реформировании государственного управления путем противодействия коррупции. Автором был проведен сравнительно—правовой анализ действующего законодательства, регулирующего аспекты взаимодействия государства и гражданского общества, и репрезентативных данных различных общественных организаций, состоящих из опросов граждан, бизнес—структур с целью выявления их мнения о состоянии гражданского общества в России. Научная новизна статьи состоит в том, что в ней впервые проанализированы проблемы взаимодействия государственных органов и гражданского общества как в целом, так и по вопросам противодействия коррупции с точки зрения пробельности их административно—правового регулирования. Повышение эффективности взаимодействия государственной власти и гражданского общества, как одно из направлений административной реформы, фактически является декларативным. Взаимодействие государственной власти и гражданского общества не привело ни к реальному влиянию общества на принятие управленческих решений государственной власти, ни к осуществлению контроля действий государственного аппарата со стороны граждан, ни к противодействию коррупции. Однако, измененная политика по повешению эффективности государственного управления уже направлена на комплексное решение проблем указанных блоков с ориентиром на социальное и государственно—частное партнерство. Следовательно, меры, принимаемые для вовлечения граждан в модернизацию государственного управления, должны заработать. Таким образом, комплексное решение проблем взаимодействия государства с гражданским обществом должно позитивно отразиться и на вовлеченности последних в борьбу с коррупцией.
Юлегина Е.И. - Административно-правовая характеристика проблем взаимодействия государственных органов и институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции c. 866-872

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.8.65280

Аннотация: В статье рассматриваются особенности взаимодействия государственных органов и институтов гражданского общества. Дается административно—правовая характеристика участия институтов гражданского общества в осуществлении государственного управления. Делается вывод о наличии двух взаимосвязанных проблем взаимодействия государственных органов и институтов гражданского общества. Во—первых, хотя институциональные основы взаимодействия государства с гражданским обществом и заложены, однако общество к активному взаимодействию не готово и не является равноправным партнером в этих отношениях. А во—вторых, механизм такого взаимодействия нуждается в поэтапной проработке с целью привлечения общества к участию в государственном управлении. Анализируется роль взаимодействия государственных органов и гражданского общества в реформировании государственного управления путем противодействия коррупции. Автором был проведен сравнительно—правовой анализ действующего законодательства, регулирующего аспекты взаимодействия государства и гражданского общества, и репрезентативных данных различных общественных организаций, состоящих из опросов граждан, бизнес—структур с целью выявления их мнения о состоянии гражданского общества в России. Научная новизна статьи состоит в том, что в ней впервые проанализированы проблемы взаимодействия государственных органов и гражданского общества как в целом, так и по вопросам противодействия коррупции с точки зрения пробельности их административно—правового регулирования. Повышение эффективности взаимодействия государственной власти и гражданского общества, как одно из направлений административной реформы, фактически является декларативным. Взаимодействие государственной власти и гражданского общества не привело ни к реальному влиянию общества на принятие управленческих решений государственной власти, ни к осуществлению контроля действий государственного аппарата со стороны граждан, ни к противодействию коррупции. Однако, измененная политика по повешению эффективности государственного управления уже направлена на комплексное решение проблем указанных блоков с ориентиром на социальное и государственно—частное партнерство. Следовательно, меры, принимаемые для вовлечения граждан в модернизацию государственного управления, должны заработать. Таким образом, комплексное решение проблем взаимодействия государства с гражданским обществом должно позитивно отразиться и на вовлеченности последних в борьбу с коррупцией.
Акопджанова М.О. - Особенности применения законодательства об антикоррупционной экспертизе

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.8.10741

Аннотация: Действующее российское законодательства предусматривает в качестве одного из направлений противодействия коррупции осуществление антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления (Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов»). Настоящая статья посвящена исследованию вопросов проведения независимой антикоррупционной экспертизы, особенностей и рекомендаций по применению на практике нормативно-правовых актов, регламентирующих процесс осуществления данной экспертизы. Методологической основой исследования явилась совокупность общенаучных и специальных методов постижения объективной социально-правовой действительности в исследуемой области: методы анализа, синтеза, систематизации и обобщения, формально-логический, статистический и социологический методы. В статье исследуются и анализируются важнейшие принципы и аспекты применения норм российского законодательства о проведении независимой антикоррупционной экспертизы. В процессе исследования, исходя из анализа правоприменительной практики были выявлены существующие проблемы в рассматриваемой сфере и предложены возможные способы их устранения. Выводы статьи могут быть полезны органам государственной власти и органам местного самоуправления, правоприменительным органам, а также гражданам и юридическим лицам, аккредитованным Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов.
Акопджанова М.О. - Особенности применения законодательства об антикоррупционной экспертизе c. 873-876

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.8.65281

Аннотация: Действующее российское законодательства предусматривает в качестве одного из направлений противодействия коррупции осуществление антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления (Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов»). Настоящая статья посвящена исследованию вопросов проведения независимой антикоррупционной экспертизы, особенностей и рекомендаций по применению на практике нормативно-правовых актов, регламентирующих процесс осуществления данной экспертизы. Методологической основой исследования явилась совокупность общенаучных и специальных методов постижения объективной социально-правовой действительности в исследуемой области: методы анализа, синтеза, систематизации и обобщения, формально-логический, статистический и социологический методы. В статье исследуются и анализируются важнейшие принципы и аспекты применения норм российского законодательства о проведении независимой антикоррупционной экспертизы. В процессе исследования, исходя из анализа правоприменительной практики были выявлены существующие проблемы в рассматриваемой сфере и предложены возможные способы их устранения. Выводы статьи могут быть полезны органам государственной власти и органам местного самоуправления, правоприменительным органам, а также гражданам и юридическим лицам, аккредитованным Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов.
Кабанов П.А. - Экспертный совет при Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции как специализированный федеральный антикоррупционный орган: правовое положение, основные направления деятельности и структура

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.8.12609

Аннотация: Предметом проведенного исследования является правовое регулирование деятельности специального федерального антикоррупционного органа - экспертного совета при Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции. Цель исследования - описание целей, основных задач, полномочий и структуры экспертного совета при Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции. Задачи исследования: - раскрыть содержание основных задач, возлагаемых на экспертный совет при Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции; - выяснить основные полномочия экспертного совета при Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции; - предложить меры по совершенствованию правового регулирования деятельности экспертного совета при Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции. В качестве основного метода исследования использовался традиционный диалектический метод познания и основанные на нем общенаучные методы анализ, сравнение и другие. В работе впервые в юридической научной литературе дается описание и объяснение правового регулирования деятельности специального федерального антикоррупционного органа - экспертного совета при Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции, описываются цели его деятельности, основные задачи, полномочия и структура, а также предлагаются некоторые меры по совершенствованию правового регулирования деятельности этого органа.
Кабанов П.А. - Экспертный совет при Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции как специализированный федеральный антикоррупционный орган: правовое положение, основные направления деятельности и структура c. 877-881

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.8.65282

Аннотация: Предметом проведенного исследования является правовое регулирование деятельности специального федерального антикоррупционного органа - экспертного совета при Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции. Цель исследования - описание целей, основных задач, полномочий и структуры экспертного совета при Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции. Задачи исследования: - раскрыть содержание основных задач, возлагаемых на экспертный совет при Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции; - выяснить основные полномочия экспертного совета при Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции; - предложить меры по совершенствованию правового регулирования деятельности экспертного совета при Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции. В качестве основного метода исследования использовался традиционный диалектический метод познания и основанные на нем общенаучные методы анализ, сравнение и другие. В работе впервые в юридической научной литературе дается описание и объяснение правового регулирования деятельности специального федерального антикоррупционного органа - экспертного совета при Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции, описываются цели его деятельности, основные задачи, полномочия и структура, а также предлагаются некоторые меры по совершенствованию правового регулирования деятельности этого органа.
Актуальная проблема
Винокуров А.Ю. - О некоторых вопросах применения прокурорами предостережения о недопустимости нарушения закона

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.8.10835

Аннотация: Предметом исследования явились нормы Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", положения ведомственного организационно-распорядительного документа Генерального прокурора Российской Федерации, правоприменительной практики и позиции ученых относительно применения такого акта прокурорского реагирования как предостережение о недопустимости нарушения закона. Автором проанализированы различные точки зрения ученых о сущностных характеристиках, раскрывающих правовую природу указанного акта реагирования, изучена правоприменительная практика, складывающаяся в том числе и за рамками непосредственно законодательного регулирования, выявлены недостатки в правовом регулировании и предложены пути их устранения. Представленное в статье исследование базировалось на методах анализа правоприменительной практики и мнения (позиций) ученых, а также опиралось на сравнительно-правовой метод. Научная новизна исследования заключается в попытке осмыслить и обобщить накопленный опыт практики применения прокурорами полномочия по направлению должностному лицу предостережения о недопустимости нарушения закона, свести воедино разрозненные позиции ученых, упоминавших в своих работах о рассматриваемом акте прокурорского реагирования. В качестве выводов автором предлагаются отдельные изменения в действующее законодательство, а также высказывается мнение о необходимости закрепления в законе отдельных оправдавших себя на практике механизмов реализации прокурорами рассматриваемого полномочия.
Винокуров А.Ю. - О некоторых вопросах применения прокурорами предостережения о недопустимости нарушения закона c. 882-889

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.8.65283

Аннотация: Предметом исследования явились нормы Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", положения ведомственного организационно-распорядительного документа Генерального прокурора Российской Федерации, правоприменительной практики и позиции ученых относительно применения такого акта прокурорского реагирования как предостережение о недопустимости нарушения закона. Автором проанализированы различные точки зрения ученых о сущностных характеристиках, раскрывающих правовую природу указанного акта реагирования, изучена правоприменительная практика, складывающаяся в том числе и за рамками непосредственно законодательного регулирования, выявлены недостатки в правовом регулировании и предложены пути их устранения. Представленное в статье исследование базировалось на методах анализа правоприменительной практики и мнения (позиций) ученых, а также опиралось на сравнительно-правовой метод. Научная новизна исследования заключается в попытке осмыслить и обобщить накопленный опыт практики применения прокурорами полномочия по направлению должностному лицу предостережения о недопустимости нарушения закона, свести воедино разрозненные позиции ученых, упоминавших в своих работах о рассматриваемом акте прокурорского реагирования. В качестве выводов автором предлагаются отдельные изменения в действующее законодательство, а также высказывается мнение о необходимости закрепления в законе отдельных оправдавших себя на практике механизмов реализации прокурорами рассматриваемого полномочия.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.