по
Административное и муниципальное право
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Административное и муниципальное право" > Содержание № 06, 2014
Выходные данные сетевого издания "Административное и муниципальное право"
Номер подписан в печать: 1-2.57142857143-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Уваров Александр Анатольевич - доктор юридических наук, Всероссийский государственный университет юстиции Сочинский филиал, профессор, Международный инновационный университет, профессор, 354000, Россия, Краснодарский край, г. Сочи, Дагомысская ул., 42, uvarov.al@mail.ru
ISSN: 2454-0595
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2014
Теория и наука административного и муниципального права
Волков А.М. - О юридической конструкции понятия «публичное администрирование»

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.6.11569

Аннотация: в литературе по административному праву имеется множество определений административного права. Авторы этих определений исходили из собственного понимания предмета и метода административного права и, следовательно, собственного понимания и определения его предмета. Во многих научных работах и учебных изданиях используются понятия «публичная администрация», «публичное администрирование» и «государственное управление», «публичное управление». Часто происходит смешение этих понятий, подмена одного другим, поскольку законодательного закрепления ни одно из них не имеет. В статье проведен анализ различных подходов к обоснованию деятельности государства в сфере исполнительной власти и юридической конструкции понятия «публичное администрирование» и даются предложения по его определению. В статье публичное администрирование определяется через деятельность органов и организаций, обладающих (или наделенных) властными полномочиями, по обеспечению реализации и защите субъективных публичных прав частных лиц. Деятельность также осуществляется по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, по оказанию публичных услуг, по управлению публичным имуществом, правоприменительные функции, по контролю и надзору. При этом такая деятельность носит исполнительно-распорядительный характер и осуществляется на основании и во исполнение законов.
Волков А.М. - О юридической конструкции понятия «публичное администрирование» c. 503-510

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.6.64980

Аннотация: в литературе по административному праву имеется множество определений административного права. Авторы этих определений исходили из собственного понимания предмета и метода административного права и, следовательно, собственного понимания и определения его предмета. Во многих научных работах и учебных изданиях используются понятия «публичная администрация», «публичное администрирование» и «государственное управление», «публичное управление». Часто происходит смешение этих понятий, подмена одного другим, поскольку законодательного закрепления ни одно из них не имеет. В статье проведен анализ различных подходов к обоснованию деятельности государства в сфере исполнительной власти и юридической конструкции понятия «публичное администрирование» и даются предложения по его определению. В статье публичное администрирование определяется через деятельность органов и организаций, обладающих (или наделенных) властными полномочиями, по обеспечению реализации и защите субъективных публичных прав частных лиц. Деятельность также осуществляется по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, по оказанию публичных услуг, по управлению публичным имуществом, правоприменительные функции, по контролю и надзору. При этом такая деятельность носит исполнительно-распорядительный характер и осуществляется на основании и во исполнение законов.
Исполнительная власть и гражданское общество
Грудцына Л.Ю. - Теория конвергенции частноправовых и публично-правовых начал в аспекте развития гражданского общества

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.6.11373

Аннотация: Существование и развитие гражданского общества немыслимо вне сложной системы общественных отношений, и без участия (прямого или опосредованного) государства, в частности, посредством издания и применения норм частного и публичного права. Также влияние на гражданское общество оказывает политическая система государства, от качества которой в конкретный момент времени зависят модели развития общества. На первый взгляд, развитие гражданского общества происходит исключительно в рамках частных интересов, но участие публичной власти и распространение публичных норм на частноправовую сферу (пусть, и опосредованным образом), нельзя подвергать сомнению. В развитых общественных системах частные и публичные отношения можно разграничить по признаку той автономии, которую государство определяет для своих граждан. Сфера отношений, отданных государством под господство граждан и исключающих вмешательство в них государства непосредственно, мы считаем отношениями частными. Это не означает, что государство самоустраняется от необходимого влияния на частные отношения, но оно не является главным и определяющим. Например, в сфере религии государством провозглашена свобода вероисповедания. Однако государство ведет борьбу с тоталитарными и деструктивными сектами как исключительно вредным явлением для всего общества. любая правовая норма, устанавливающая частноправовые основы каких-либо общественных отношений, по сути и природе своей является публичной, хотя бы потому, что, во-первых, санкционируется государством и становится частью национального законодательства, во-вторых, не может противоречить и угрожать самой государственной системе и природе государственного управления. Более того, частноправовые и публично-правовые начала реализуются в тесной взаимосвязи с социально-экономическими и культурными отношениями в конкретный исторический отрезок времени, не могут быть оторванными от них, а потому – во многом логика их развития зависима от экономической ситуации, которая диктует, в частности, направление развития права и законодательства, а также судебного правоприменения и толкования законов. Экономические и культурные отношения, регулируемые правом, не принадлежат исключительно ни к одной из его областей и составляют общий предмет как публичного, так и частного права. Также несостоятельно разграничение права на частное и публичное при помощи интереса или характера общественных отношений, которые не составляют ни элементов правовой нормы, ни содержания субъективного права. Для целей нашего исследования представляет непосредственное значение, во-первых, взгляд Гегеля на гражданское общество как сферу частных, единичных интересов, которая в определенных условиях приобретает самостоятельное значение по отношению к сфере публичных (всеобщих) интересов. Во-вторых, вывод о том, что дифференциацию гражданского общества от государства (как сферы политической власти и управленческого аппарата) обеспечивают индивидуальные права граждан, ограждающие их от произвольного административного вмешательства и предоставляющие возможность воздействия на властные институты (поэтому индивидуальные права следует рассматривать как важный элемент структуры гражданского общества). В-третьих, указание на возможность достижения индивидуальной цели только «при соотношении с другими», то есть при наличии отношений солидарности, выступающей в качестве неотъемлемого элемента гражданского общества. Таким образом, согласно гегелевской концепции, сфера индивидуальных интересов, право и солидарность являются категориями, необходимыми для описания гражданского общества. Целью поддерживаемого государством гражданского мира является защита государством отдельного гражданина. Гражданин — это «естественная» единица или атом (хотя даже в условиях гражданства имеется определенный «конвенциональный» элемент). С другой стороны, членами или единицами (атомами) нашего международного порядка являются государства. Однако государство в принципе не может быть таким же «естественным» элементом, как гражданин: ведь не существует естественных границ государства, они меняются, и могут быть определены только посредством применения международного принципа status quo, а поскольку этот принцип всегда указывает на некоторую произвольно выбранную дату, то определение границ государства — чисто конвенциональная процедура.
Грудцына Л.Ю. - Теория конвергенции частноправовых и публично-правовых начал в аспекте развития гражданского общества c. 511-519

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.6.64979

Аннотация: Существование и развитие гражданского общества немыслимо вне сложной системы общественных отношений, и без участия (прямого или опосредованного) государства, в частности, посредством издания и применения норм частного и публичного права. Также влияние на гражданское общество оказывает политическая система государства, от качества которой в конкретный момент времени зависят модели развития общества. На первый взгляд, развитие гражданского общества происходит исключительно в рамках частных интересов, но участие публичной власти и распространение публичных норм на частноправовую сферу (пусть, и опосредованным образом), нельзя подвергать сомнению. В развитых общественных системах частные и публичные отношения можно разграничить по признаку той автономии, которую государство определяет для своих граждан. Сфера отношений, отданных государством под господство граждан и исключающих вмешательство в них государства непосредственно, мы считаем отношениями частными. Это не означает, что государство самоустраняется от необходимого влияния на частные отношения, но оно не является главным и определяющим. Например, в сфере религии государством провозглашена свобода вероисповедания. Однако государство ведет борьбу с тоталитарными и деструктивными сектами как исключительно вредным явлением для всего общества. любая правовая норма, устанавливающая частноправовые основы каких-либо общественных отношений, по сути и природе своей является публичной, хотя бы потому, что, во-первых, санкционируется государством и становится частью национального законодательства, во-вторых, не может противоречить и угрожать самой государственной системе и природе государственного управления. Более того, частноправовые и публично-правовые начала реализуются в тесной взаимосвязи с социально-экономическими и культурными отношениями в конкретный исторический отрезок времени, не могут быть оторванными от них, а потому – во многом логика их развития зависима от экономической ситуации, которая диктует, в частности, направление развития права и законодательства, а также судебного правоприменения и толкования законов. Экономические и культурные отношения, регулируемые правом, не принадлежат исключительно ни к одной из его областей и составляют общий предмет как публичного, так и частного права. Также несостоятельно разграничение права на частное и публичное при помощи интереса или характера общественных отношений, которые не составляют ни элементов правовой нормы, ни содержания субъективного права. Для целей нашего исследования представляет непосредственное значение, во-первых, взгляд Гегеля на гражданское общество как сферу частных, единичных интересов, которая в определенных условиях приобретает самостоятельное значение по отношению к сфере публичных (всеобщих) интересов. Во-вторых, вывод о том, что дифференциацию гражданского общества от государства (как сферы политической власти и управленческого аппарата) обеспечивают индивидуальные права граждан, ограждающие их от произвольного административного вмешательства и предоставляющие возможность воздействия на властные институты (поэтому индивидуальные права следует рассматривать как важный элемент структуры гражданского общества). В-третьих, указание на возможность достижения индивидуальной цели только «при соотношении с другими», то есть при наличии отношений солидарности, выступающей в качестве неотъемлемого элемента гражданского общества. Таким образом, согласно гегелевской концепции, сфера индивидуальных интересов, право и солидарность являются категориями, необходимыми для описания гражданского общества. Целью поддерживаемого государством гражданского мира является защита государством отдельного гражданина. Гражданин — это «естественная» единица или атом (хотя даже в условиях гражданства имеется определенный «конвенциональный» элемент). С другой стороны, членами или единицами (атомами) нашего международного порядка являются государства. Однако государство в принципе не может быть таким же «естественным» элементом, как гражданин: ведь не существует естественных границ государства, они меняются, и могут быть определены только посредством применения международного принципа status quo, а поскольку этот принцип всегда указывает на некоторую произвольно выбранную дату, то определение границ государства — чисто конвенциональная процедура.
Административное и муниципальное право: бизнес, экономика, финансы
Павлов П.В. - Оценка эффективности функционирования особых экономических зон: правовое регулирование и экономическое содержание

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.6.12108

Аннотация: Особая экономическая зона - это определяемая Правительством РФ часть территории России, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Территория особой зоны – это часть экономического пространства, где применяется определенная система льгот и стимулов предпринимательской деятельности. Особый режим предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ проявляется в предоставлении резидентам ОЭЗ различного рода льгот: таможенных (внешнеторговых); налоговых; финансовых (различные формы субсидий, которые могут предоставляться в виде снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и т.п.); административных (упрощенные процедуры регистрации организаций, упрощенный режим въезда-выезда иностранных граждан и т.п.). В статье раскрывается понятие эффективности функционирования особых экономических зон (ОЭЗ), рассматриваются различные методики и показатели ее оценки. Проводится ретроспективный анализ процесса правового регулирования оценки эффективности функционирования ОЭЗ. Рассмотрены результаты эффективности функционирования ОЭЗ в России за период с начала их деятельности до настоящего времени. В исследовании проведен количественный и качественный анализ, а также ретроспективный анализ оценки эффективности функционирования особых экономических зон. Рассмотрены блоки показателей бюджетной, социальной, налоговой, экономической эффективности функционирования особых экономических зон. Анализ функционирования ОЭЗ в России поставил ряд проблемных вопросов: 1. Сокращение штатной численности сотрудников одного из крупнейших резидентов ОЭЗ ППТ в Республике Татарстан в связи с прекращением его деятельности. 2. Отсутствие резидентов в ОЭЗ ПТ в Хабаровском крае и в Мурманской области. 3. Отсутствие утвержденных Планов развития ОЭЗ туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе. 4. До настоящего времени не решены вопросы объемов и источников финансирования создания объектов инфраструктуры, необходимой для функционирования ОЭЗ ТРТ в Приморском крае. 5. Низкое средневзвешенное значение оценки эффективности функционирования ОЭЗ ПТ в Ульяновской области. 6. Очень низкий показатель общей площади используемых резидентами земельных участков во всех ОЭЗ - 11%. По результатам проведенного анализа эффективности функционирования ОЭЗ и в целях совершенствования данного механизма разработаны предложения по доработке Правил оценки эффективности функционирования ОЭЗ.
Павлов П.В. - Оценка эффективности функционирования особых экономических зон: правовое регулирование и экономическое содержание c. 520-532

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.6.64978

Аннотация: Особая экономическая зона - это определяемая Правительством РФ часть территории России, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Территория особой зоны – это часть экономического пространства, где применяется определенная система льгот и стимулов предпринимательской деятельности. Особый режим предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ проявляется в предоставлении резидентам ОЭЗ различного рода льгот: таможенных (внешнеторговых); налоговых; финансовых (различные формы субсидий, которые могут предоставляться в виде снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и т.п.); административных (упрощенные процедуры регистрации организаций, упрощенный режим въезда-выезда иностранных граждан и т.п.). В статье раскрывается понятие эффективности функционирования особых экономических зон (ОЭЗ), рассматриваются различные методики и показатели ее оценки. Проводится ретроспективный анализ процесса правового регулирования оценки эффективности функционирования ОЭЗ. Рассмотрены результаты эффективности функционирования ОЭЗ в России за период с начала их деятельности до настоящего времени. В исследовании проведен количественный и качественный анализ, а также ретроспективный анализ оценки эффективности функционирования особых экономических зон. Рассмотрены блоки показателей бюджетной, социальной, налоговой, экономической эффективности функционирования особых экономических зон. Анализ функционирования ОЭЗ в России поставил ряд проблемных вопросов: 1. Сокращение штатной численности сотрудников одного из крупнейших резидентов ОЭЗ ППТ в Республике Татарстан в связи с прекращением его деятельности. 2. Отсутствие резидентов в ОЭЗ ПТ в Хабаровском крае и в Мурманской области. 3. Отсутствие утвержденных Планов развития ОЭЗ туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе. 4. До настоящего времени не решены вопросы объемов и источников финансирования создания объектов инфраструктуры, необходимой для функционирования ОЭЗ ТРТ в Приморском крае. 5. Низкое средневзвешенное значение оценки эффективности функционирования ОЭЗ ПТ в Ульяновской области. 6. Очень низкий показатель общей площади используемых резидентами земельных участков во всех ОЭЗ - 11%. По результатам проведенного анализа эффективности функционирования ОЭЗ и в целях совершенствования данного механизма разработаны предложения по доработке Правил оценки эффективности функционирования ОЭЗ.
Административное право и местное самоуправление
Сергеев Д.Б. - Населенная территория как признак муниципального образования

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.6.11568

Аннотация: В статье населенная территория рассматривается как обязательный признак (свойство) муниципального образования, как и любого публично-правового образования. В исследовании населенная территория муниципального образования изучается в качестве пространственных пределов юрисдикции структур муниципального образования. Сравниваются количественные характеристики государств, субъектов федерации и муниципальных образований (муниципалитетов). Раскрываются способы закрепления границ (пределов) муниципальных образований в законодательстве субъектов РФ, исследуется совершенствование правового регулирования муниципально-территориального устройства субъектов РФ в контексте общегосударственных социально-экономической и бюджетной систем. В статье муниципальное образование анализируется как разновидность публично-правового образования. Территория муниципального образования исследуется как правовое явление. С точки зрения автора проблема отсутствия собственных ресурсов у большинства муниципальных образований не будет разрешена исключительно с помощью совершенствования правового регулирования муниципально-территориального устройства субъектов РФ, так как данные проблемы возникли из противоречий, существующих в рамках общегосударственных социально-экономической и бюджетной систем.
Сергеев Д.Б. - Населенная территория как признак муниципального образования c. 533-537

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.6.64976

Аннотация: В статье населенная территория рассматривается как обязательный признак (свойство) муниципального образования, как и любого публично-правового образования. В исследовании населенная территория муниципального образования изучается в качестве пространственных пределов юрисдикции структур муниципального образования. Сравниваются количественные характеристики государств, субъектов федерации и муниципальных образований (муниципалитетов). Раскрываются способы закрепления границ (пределов) муниципальных образований в законодательстве субъектов РФ, исследуется совершенствование правового регулирования муниципально-территориального устройства субъектов РФ в контексте общегосударственных социально-экономической и бюджетной систем. В статье муниципальное образование анализируется как разновидность публично-правового образования. Территория муниципального образования исследуется как правовое явление. С точки зрения автора проблема отсутствия собственных ресурсов у большинства муниципальных образований не будет разрешена исключительно с помощью совершенствования правового регулирования муниципально-территориального устройства субъектов РФ, так как данные проблемы возникли из противоречий, существующих в рамках общегосударственных социально-экономической и бюджетной систем.
Административное и муниципальное право и безопасность
Шагиева Р.В., Шагиев Б.В. - Правоохранительная деятельность: проблемы теоретического обоснования

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.6.11376

Аннотация: В данной статье проанализиравана правоохранительная деятельность, как разновидность юридической деятельности. Устанавливается ее отличие от правозащитной и других видов правореализационной деятельности. В общетеоретической литературе широкое распространение получила типология юридической деятельности, при которой правоохранительная (юрисдикционная) деятельность рассматривается разновидностью правоприменительной. Однако при ознакомлении с литературой, рассматривающей деятельность правоохранительных органов, обнаруживается другой подход. А точнее – отсутствие единого подхода к ее пониманию. Вопрос о задачах правоохранительной деятельности, как и вопрос о ее понятии и содержании, в целом пока что в законодательном порядке четко не обозначен. Но это не значит, что таких задач у нее нет. Они существуют, и об их наличии можно судить по содержанию ряда законодательных актов, в которых в той или иной мере решаются вопросы организации и основ деятельности различных правоохранительных органов. На основании анализа федеральных законов о правоохранительных органах вполне допустим вывод о том, что задачи правоохранительной деятельности целесообразно подразделять на две группы: задачи общие, характерные для всех ее направлений, а также задачи конкретные, специфические для отдельных направлений. Ситуация запутывается и связи с тем обстоятельством, что указанная теоретическая характеристика правоприменительной деятельности и ее видов не касается такой разновидности юридической деятельности как деятельность правозащитная, существование которой в последнее время не вызывает сомнений , а ее значение для формирования правового государства все больше возрастает. В научной литературе, нередко, понятия правовой охраны и правовой защиты (правоохранительной и правозащитной деятельности) рассматриваются как синонимичные, взаимозаменяющие друг друга . Все это делает необходимым специальное рассмотрение этой проблемы. Деятельность государства и его органов и учреждений охватывает различные сферы жизни современного общества. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики, осуществление внешней политики, создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособности и охрана государственной безопасности страны, а также выполнение других важных функций — таково содержание этой многообразной и многоплановой деятельности. Для конкретных видов правоохранительных органов в соответствии с возложенными на них полномочиями законодательство предусматривает свои, специфические задачи. Определенные специфические задачи осуществляются и в рамках конкретных направлений (функций) правоохранительной деятельности. С учетом сказанного можно определить понятие правоохранительной деятельности как такой государственной или санкционированной государством деятельности, которая осуществляется с целью охраны и защиты права и предупреждения его нарушений специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка. Правоохранительная деятельность включает в себя три составляющих: 1. Охрана существующего в государстве правопорядка. 2. Защита существующего правопорядка. 3. Предупреждение нарушений существующего в государстве правопорядка. Если деятельность органа государственной власти или иной организации связана только с одной или двумя составляющими, то он(а) вряд ли может быть причислен(а) к числу правоохранительных, а выступает либо правозащитным, либо контрольно – надзорным и др. При этом собственно правоохранительная деятельность с точки зрения своего содержания должна включать полный комплекс указанных составляющих.
Шагиева Р.В., Шагиев Б.В. - Правоохранительная деятельность: проблемы теоретического обоснования c. 538-549

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.6.64977

Аннотация: В данной статье проанализиравана правоохранительная деятельность, как разновидность юридической деятельности. Устанавливается ее отличие от правозащитной и других видов правореализационной деятельности. В общетеоретической литературе широкое распространение получила типология юридической деятельности, при которой правоохранительная (юрисдикционная) деятельность рассматривается разновидностью правоприменительной. Однако при ознакомлении с литературой, рассматривающей деятельность правоохранительных органов, обнаруживается другой подход. А точнее – отсутствие единого подхода к ее пониманию. Вопрос о задачах правоохранительной деятельности, как и вопрос о ее понятии и содержании, в целом пока что в законодательном порядке четко не обозначен. Но это не значит, что таких задач у нее нет. Они существуют, и об их наличии можно судить по содержанию ряда законодательных актов, в которых в той или иной мере решаются вопросы организации и основ деятельности различных правоохранительных органов. На основании анализа федеральных законов о правоохранительных органах вполне допустим вывод о том, что задачи правоохранительной деятельности целесообразно подразделять на две группы: задачи общие, характерные для всех ее направлений, а также задачи конкретные, специфические для отдельных направлений. Ситуация запутывается и связи с тем обстоятельством, что указанная теоретическая характеристика правоприменительной деятельности и ее видов не касается такой разновидности юридической деятельности как деятельность правозащитная, существование которой в последнее время не вызывает сомнений , а ее значение для формирования правового государства все больше возрастает. В научной литературе, нередко, понятия правовой охраны и правовой защиты (правоохранительной и правозащитной деятельности) рассматриваются как синонимичные, взаимозаменяющие друг друга . Все это делает необходимым специальное рассмотрение этой проблемы. Деятельность государства и его органов и учреждений охватывает различные сферы жизни современного общества. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики, осуществление внешней политики, создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособности и охрана государственной безопасности страны, а также выполнение других важных функций — таково содержание этой многообразной и многоплановой деятельности. Для конкретных видов правоохранительных органов в соответствии с возложенными на них полномочиями законодательство предусматривает свои, специфические задачи. Определенные специфические задачи осуществляются и в рамках конкретных направлений (функций) правоохранительной деятельности. С учетом сказанного можно определить понятие правоохранительной деятельности как такой государственной или санкционированной государством деятельности, которая осуществляется с целью охраны и защиты права и предупреждения его нарушений специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка. Правоохранительная деятельность включает в себя три составляющих: 1. Охрана существующего в государстве правопорядка. 2. Защита существующего правопорядка. 3. Предупреждение нарушений существующего в государстве правопорядка. Если деятельность органа государственной власти или иной организации связана только с одной или двумя составляющими, то он(а) вряд ли может быть причислен(а) к числу правоохранительных, а выступает либо правозащитным, либо контрольно – надзорным и др. При этом собственно правоохранительная деятельность с точки зрения своего содержания должна включать полный комплекс указанных составляющих.
Полицейское право
Адмиралова И.А. - Административная деятельность полиции и обеспечения прав и свобод граждан

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.6.12075

Аннотация: в статье раскрывается понятие и содержание административной деятельности полиции, показывается место данной деятельности в деле реализации основных направлений полицейской работы, в статье обращается внимание на признаки административной деятельности, которые позволяют ее идентифицировать в правоохранительной деятельности полиции. на основании обобщения практики правового регулирования административной деятельности полиции, в статье предлагается принять Федеральный закон «Об административной деятельности полиции», в этом законе закрепить основные принципы, формы и методы реализации рассматриваемой деятель-ности в сфере внутренних дел. Помимо этого обозначенный Федеральный за-кон поможет отказаться регулирования целого ряда важных отношений в деятельности полиции, в частности касающихся прав граждан ведомствен-ными актами. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). В современных условиях, как никогда актуальна проблема совершенст-вования механизма административно-правового регулирования различных аспектов публичного управления, а также жизнедеятельности людей. Поэто-му без регулятивных и охранительных свойств административного права не-возможно представить деятельность органов государственной власти и управления, цель работы которых – обеспечение общественной безопасно-сти, охрана общественного порядка, а также защита и охрана прав и закон-ных интересов граждан. Административное право является уникальной от-раслью в системе российского права, это направление правового регулирова-ния позволило соединить в себе разнообразные предписания, позволяющие гибко и системно воздействовать на самые различные общественные отно-шения, независимо от того, где они складываются. Несмотря на универсаль-ность предмета административно-правового регулирования, тем не менее, правовое воздействие на публичные отношения осуществляется с помощью предписаний самого разного характера.
Адмиралова И.А. - Административная деятельность полиции и обеспечения прав и свобод граждан c. 550-558

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.6.64974

Аннотация: в статье раскрывается понятие и содержание административной деятельности полиции, показывается место данной деятельности в деле реализации основных направлений полицейской работы, в статье обращается внимание на признаки административной деятельности, которые позволяют ее идентифицировать в правоохранительной деятельности полиции. на основании обобщения практики правового регулирования административной деятельности полиции, в статье предлагается принять Федеральный закон «Об административной деятельности полиции», в этом законе закрепить основные принципы, формы и методы реализации рассматриваемой деятель-ности в сфере внутренних дел. Помимо этого обозначенный Федеральный за-кон поможет отказаться регулирования целого ряда важных отношений в деятельности полиции, в частности касающихся прав граждан ведомствен-ными актами. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). В современных условиях, как никогда актуальна проблема совершенст-вования механизма административно-правового регулирования различных аспектов публичного управления, а также жизнедеятельности людей. Поэто-му без регулятивных и охранительных свойств административного права не-возможно представить деятельность органов государственной власти и управления, цель работы которых – обеспечение общественной безопасно-сти, охрана общественного порядка, а также защита и охрана прав и закон-ных интересов граждан. Административное право является уникальной от-раслью в системе российского права, это направление правового регулирова-ния позволило соединить в себе разнообразные предписания, позволяющие гибко и системно воздействовать на самые различные общественные отно-шения, независимо от того, где они складываются. Несмотря на универсаль-ность предмета административно-правового регулирования, тем не менее, правовое воздействие на публичные отношения осуществляется с помощью предписаний самого разного характера.
Административный процесс и процедуры
Агамагомедова С.А. - Порядок действий таможенных органов РФ по защите прав на объекты интеллектуальной собственности и его оптимизация в современных условиях

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.6.10860

Аннотация: Таможенные органы РФ обладают определенными полномочиями в области защиты прав интеллектуальной собственности. Порядок действий таможенных органов в рамках административного механизма защиты интеллектуальных прав регламентирован как на законодательном, так и на ведомственном уровне. В статье рассмотрены изменения, внесенные в порядок принятия таможенными органами данных мер с учетом развития современных интеграционных процессов. Кроме того, рассмотрены вопросы взаимодействия Федеральной таможенной службы с Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатента) в рамках обеспечения прав авторов и иных правообладателей. Основным методом исследования автора явился анализ последних изменений в действующий порядок действий таможенных органов в рамках административного механизма защиты интеллектуальных прав. В качестве конкретных рекомендаций предлагается расширить сферу существующего межведомственного взаимодействия как на этапе таможенного декларирования, так и в процедуре включения объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр. Также определены случаи неприменения таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, при этом рассмотрены отдельные аспекты судебной практики по делам о незаконном использовании товарного знака физическими лицами в международных почтовых отправлениях. Автором обращено также внимание на возможность осуществления таможенными органами дополнительных полномочий по защите прав интеллектуальной собственности в рамках принципа «ex officio». При этом приводится сравнительный анализ правовых механизмов России и Республики Беларусь. Рассмотрение действующего порядка принятия таможенными органами мер по защите прав интеллектуальной собственности позволяет сделать вывод об устойчивой тенденции к унификации административных процедур в направлении защиты прав интеллектуальной собственности как на национальном, так и на наднациональном (региональном) уровнях.
Агамагомедова С.А. - Порядок действий таможенных органов РФ по защите прав на объекты интеллектуальной собственности и его оптимизация в современных условиях c. 559-568

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.6.64975

Аннотация: Таможенные органы РФ обладают определенными полномочиями в области защиты прав интеллектуальной собственности. Порядок действий таможенных органов в рамках административного механизма защиты интеллектуальных прав регламентирован как на законодательном, так и на ведомственном уровне. В статье рассмотрены изменения, внесенные в порядок принятия таможенными органами данных мер с учетом развития современных интеграционных процессов. Кроме того, рассмотрены вопросы взаимодействия Федеральной таможенной службы с Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатента) в рамках обеспечения прав авторов и иных правообладателей. Основным методом исследования автора явился анализ последних изменений в действующий порядок действий таможенных органов в рамках административного механизма защиты интеллектуальных прав. В качестве конкретных рекомендаций предлагается расширить сферу существующего межведомственного взаимодействия как на этапе таможенного декларирования, так и в процедуре включения объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр. Также определены случаи неприменения таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, при этом рассмотрены отдельные аспекты судебной практики по делам о незаконном использовании товарного знака физическими лицами в международных почтовых отправлениях. Автором обращено также внимание на возможность осуществления таможенными органами дополнительных полномочий по защите прав интеллектуальной собственности в рамках принципа «ex officio». При этом приводится сравнительный анализ правовых механизмов России и Республики Беларусь. Рассмотрение действующего порядка принятия таможенными органами мер по защите прав интеллектуальной собственности позволяет сделать вывод об устойчивой тенденции к унификации административных процедур в направлении защиты прав интеллектуальной собственности как на национальном, так и на наднациональном (региональном) уровнях.
Нобель А.Р. - Достоверность как обязательный признак доказательств, используемых в административно-юрисдикционном процессе

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.6.11358

Аннотация: В статье рассматриваются признаки доказательств по делам об административных правонарушениях, обосновывается вывод, что достоверность наряду с относимостью и допустимостью является обязательным правовым свойством доказательства, характеризующим элементы его сущности. Констатация относимости, допустимости и достоверности свидетельствует о формировании доказательства в качестве правовой категории и возможности его использования в юридическом процессе для установления обстоятельств, имеющих значение для дела. В работе выделена взаимосвязь допустимости и достоверности доказательств, особенности проверки достоверности на различных стадиях производства по делу об административном правонарушении. Методологическую основу исследования образуют общенаучные (диалектико-материалистический, анализа и синтеза) и частнонаучные (системно-структурный, сравнительно-правовой, статистический, формально-юридический) методы научного познания. В статье даны определения понятий: признаки доказательств, относимость, допустимость и достоверность доказательств. На основе проведнного исследования автором сделан вывод о том, что только в сочетании формальной проверки и свободной оценки, использующихся на различных этапах познания, может быть обеспечено адекватное исследование достоверности доказательств. При этом первый этап проверки достоверности доказательства заключается в оценке процессуальной формы, а второй венчает анализ содержательной части доказательства для установления логической стройности, точности и полноты представленных данных.
Нобель А.Р. - Достоверность как обязательный признак доказательств, используемых в административно-юрисдикционном процессе c. 569-573

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.6.64973

Аннотация: В статье рассматриваются признаки доказательств по делам об административных правонарушениях, обосновывается вывод, что достоверность наряду с относимостью и допустимостью является обязательным правовым свойством доказательства, характеризующим элементы его сущности. Констатация относимости, допустимости и достоверности свидетельствует о формировании доказательства в качестве правовой категории и возможности его использования в юридическом процессе для установления обстоятельств, имеющих значение для дела. В работе выделена взаимосвязь допустимости и достоверности доказательств, особенности проверки достоверности на различных стадиях производства по делу об административном правонарушении. Методологическую основу исследования образуют общенаучные (диалектико-материалистический, анализа и синтеза) и частнонаучные (системно-структурный, сравнительно-правовой, статистический, формально-юридический) методы научного познания. В статье даны определения понятий: признаки доказательств, относимость, допустимость и достоверность доказательств. На основе проведнного исследования автором сделан вывод о том, что только в сочетании формальной проверки и свободной оценки, использующихся на различных этапах познания, может быть обеспечено адекватное исследование достоверности доказательств. При этом первый этап проверки достоверности доказательства заключается в оценке процессуальной формы, а второй венчает анализ содержательной части доказательства для установления логической стройности, точности и полноты представленных данных.
Административное и муниципальное право и права человека
Савоськин А.В. - Допустимо ли признавать рассмотрение обращений граждан разновидностью государственных (муниципальных) услуг?

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.6.12114

Аннотация: В статье анализируется вопрос допустимости распространения Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» на деятельность органов публичной власти по рассмотрению обращений граждан. Изучена практика признания различными органами власти процедуры рассмотрения обращений государственной (муниципальной) услугой. Исследованы подзаконные акты, в том числе административные регламенты, определяющие рассмотрение обращений граждан в качестве государственной (муниципальной) услуги. Представлен алгоритм применения специального законодательства о государственных (муниципальных) услугах к процедуре рассмотрения обращений граждан. Публикация подготовлена на основе общенаучного диалектического метода. Специальными методами, использованными при подготовке публикации, являются: системно-структурный, формально-юридический, логический и сравнительно-правовой. В статье обоснован тезис о том, что рассмотрение обращений граждан органами власти является разновидностью государственных (муниципальных) услуг. Выявлены и проанализированы две группы административных регламентов органов власти как подтверждающие, так и опровергающие этот тезис. Предложено, первичные обращения граждан рассматривать на основании универсальных норм Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», а повторные (связанные с обжалованием ответов на первичные обращения) - по специальным правилам Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Савоськин А.В. - Допустимо ли признавать рассмотрение обращений граждан разновидностью государственных (муниципальных) услуг? c. 574-579

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.6.64972

Аннотация: В статье анализируется вопрос допустимости распространения Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» на деятельность органов публичной власти по рассмотрению обращений граждан. Изучена практика признания различными органами власти процедуры рассмотрения обращений государственной (муниципальной) услугой. Исследованы подзаконные акты, в том числе административные регламенты, определяющие рассмотрение обращений граждан в качестве государственной (муниципальной) услуги. Представлен алгоритм применения специального законодательства о государственных (муниципальных) услугах к процедуре рассмотрения обращений граждан. Публикация подготовлена на основе общенаучного диалектического метода. Специальными методами, использованными при подготовке публикации, являются: системно-структурный, формально-юридический, логический и сравнительно-правовой. В статье обоснован тезис о том, что рассмотрение обращений граждан органами власти является разновидностью государственных (муниципальных) услуг. Выявлены и проанализированы две группы административных регламентов органов власти как подтверждающие, так и опровергающие этот тезис. Предложено, первичные обращения граждан рассматривать на основании универсальных норм Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», а повторные (связанные с обжалованием ответов на первичные обращения) - по специальным правилам Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Субъекты административного и муниципального права
Павлюк А.В. - Проблемы административно-правового регулирования деятельности акционерных обществ

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.6.12180

Аннотация: совершенствование административного законодательства, регламентирующего деятельность акционерных обществ, должно осуществлять на основе учета норм, действующих в государствах Европейского союза, а вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и Европейский экономический союз диктует необходимость развития и укрепления административно-правового статуса акционерных обществ. Следует также подчеркнуть, что в настоящее время имеет место потребность в более четком определении такой категории, как коллективный субъект административного права, а также разработке системы эффективных административно-правовых средств воздействия на деятельность непосредственно акционерных обществ. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Как отмечается в научной литературе: «на современном этапе социально-экономического развития Российской Федерации все большую актуальность приобретают проблемы, касающиеся создания эффективных административно-правовых механизмов регулирования деятельности акционерных обществ. Гражданско-правовая регламентация деятельности акционерных обществ не исчерпывает всего разнообразия форм и методов правового регулирования, особенно когда речь идет о крупных корпорациях с государственным участием» . Исследование особенностей механизма административно-правового регулирования деятельности акционерных обществ имеет большое значение, как в теоретическом, так и практическом плане, поскольку позволяет выявить проблемы в реализации правовых норм и выработать пути совершенствования действующего законодательства.
Павлюк А.В. - Проблемы административно-правового регулирования деятельности акционерных обществ c. 580-591

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.6.64971

Аннотация: совершенствование административного законодательства, регламентирующего деятельность акционерных обществ, должно осуществлять на основе учета норм, действующих в государствах Европейского союза, а вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и Европейский экономический союз диктует необходимость развития и укрепления административно-правового статуса акционерных обществ. Следует также подчеркнуть, что в настоящее время имеет место потребность в более четком определении такой категории, как коллективный субъект административного права, а также разработке системы эффективных административно-правовых средств воздействия на деятельность непосредственно акционерных обществ. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Как отмечается в научной литературе: «на современном этапе социально-экономического развития Российской Федерации все большую актуальность приобретают проблемы, касающиеся создания эффективных административно-правовых механизмов регулирования деятельности акционерных обществ. Гражданско-правовая регламентация деятельности акционерных обществ не исчерпывает всего разнообразия форм и методов правового регулирования, особенно когда речь идет о крупных корпорациях с государственным участием» . Исследование особенностей механизма административно-правового регулирования деятельности акционерных обществ имеет большое значение, как в теоретическом, так и практическом плане, поскольку позволяет выявить проблемы в реализации правовых норм и выработать пути совершенствования действующего законодательства.
Государственная и муниципальная служба и проблемы противодействия коррупции
Лаврентьева О.О. - Административно-правовое регулирование противодействия коррупционным рискам в системе государственной гражданской службы Российской Федерации

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.6.12178

Аннотация: В coвpeмeнныx coциaльнo-экoнoмичecкиx и пoлитичecкиx уcлoвияx Poccийcкaя Фeдepaция cтoлкнулacь с мнoжecтвoм вывoзов и угроз. Oднoй пpoблeм, кoтopaя cущecтвeннo пpeпятcтвуeт провeдeнию мнoгиx гocудapcтвeнныx пpeoбpaзoвaний, нaрушает пpaвa и зaкoнныe интepecы физичecкиx и юpидичeскиx лиц, взaимoдeйcтвующиx с opгaнaми гocудapcтвeннoй влacти и упpaвлeния, являeтcя пpoблeмa кoppупции. Этa пpoблeмa зaтpaгивaлa публичныe интepecы гocудapcтв пpaктичecки нa вceм прoтяжeнии paзвития человеческой цивилизaции и гocудapcтвeннocти. Bcлeдcтвиe кoppупции paзрушалась мнoжecтвo империй, были пoдoрвaны ocнoвы гocудapcтвeннoгo cувepeнитeтa цeлoгo pядa гоcударcтв, пpичинeн огромный мopaльный и мaтepиaльный ущepб. Метoдoлогическую ocнoву статьи cocтaвили coвременные дocтижeния тeopии пoзнaния. В пpoцecce иccлeдoвaния пpимeнялиcь oбщефилоcoфский, тeopeтичecкий, эмпирический мeтoды (диалектика, cиcтeмный метoд, aнaлиз, синтез, aнaлoгия, дедукция, нaблюдeниe, модeлирование), тpaдициoннo пpaвoвые мeтoды (фopмaльнo-лoгичecкий), метoды, иcпoльзуeмыe в кoнкpeтнo-coциолoгичecкиx иccлeдoвaнияx (cтaтиcтичecкиe, экcпepтныe oцeнки и дp.). Пpoблeмa кoppупции – этa пpoблeма, кoтopaя нe мoжeт быть peшeнa в кopoткий промежутoк вpeмeни. Для ee peшeния пpaктичecки кaждoму гocудapcтву требовалось oпpeдeлeннoe вpeмя, в тeчение кoтopoгo фopмировалось зaкoнoдaтeльcтвo о пpoтивoдeйcтвии кoppупции, coздaвaлиcь нeoбxoдимые cтpуктуpы, пpизвaнные eй прoтивoдeйcтвoвать, paзвивaлocь гpaждaнское oбщecтвo и т.д. Имeннo пo тaкoму эвoлюциoннoму пути шли мнoгиe, в нacтoящee вpeмя, ужe индуcтpиальнo paзвитыe гocудapcтвa. В чeм-тo пoхожий пpoцecc идeт ceгoдня и в Poccийcкoй Фeдepaции.
Лаврентьева О.О. - Административно-правовое регулирование противодействия коррупционным рискам в системе государственной гражданской службы Российской Федерации c. 592-605

DOI:
10.7256/2454-0595.2014.6.64970

Аннотация: В coвpeмeнныx coциaльнo-экoнoмичecкиx и пoлитичecкиx уcлoвияx Poccийcкaя Фeдepaция cтoлкнулacь с мнoжecтвoм вывoзов и угроз. Oднoй пpoблeм, кoтopaя cущecтвeннo пpeпятcтвуeт провeдeнию мнoгиx гocудapcтвeнныx пpeoбpaзoвaний, нaрушает пpaвa и зaкoнныe интepecы физичecкиx и юpидичeскиx лиц, взaимoдeйcтвующиx с opгaнaми гocудapcтвeннoй влacти и упpaвлeния, являeтcя пpoблeмa кoppупции. Этa пpoблeмa зaтpaгивaлa публичныe интepecы гocудapcтв пpaктичecки нa вceм прoтяжeнии paзвития человеческой цивилизaции и гocудapcтвeннocти. Bcлeдcтвиe кoppупции paзрушалась мнoжecтвo империй, были пoдoрвaны ocнoвы гocудapcтвeннoгo cувepeнитeтa цeлoгo pядa гоcударcтв, пpичинeн огромный мopaльный и мaтepиaльный ущepб. Метoдoлогическую ocнoву статьи cocтaвили coвременные дocтижeния тeopии пoзнaния. В пpoцecce иccлeдoвaния пpимeнялиcь oбщефилоcoфский, тeopeтичecкий, эмпирический мeтoды (диалектика, cиcтeмный метoд, aнaлиз, синтез, aнaлoгия, дедукция, нaблюдeниe, модeлирование), тpaдициoннo пpaвoвые мeтoды (фopмaльнo-лoгичecкий), метoды, иcпoльзуeмыe в кoнкpeтнo-coциолoгичecкиx иccлeдoвaнияx (cтaтиcтичecкиe, экcпepтныe oцeнки и дp.). Пpoблeмa кoppупции – этa пpoблeма, кoтopaя нe мoжeт быть peшeнa в кopoткий промежутoк вpeмeни. Для ee peшeния пpaктичecки кaждoму гocудapcтву требовалось oпpeдeлeннoe вpeмя, в тeчение кoтopoгo фopмировалось зaкoнoдaтeльcтвo о пpoтивoдeйcтвии кoppупции, coздaвaлиcь нeoбxoдимые cтpуктуpы, пpизвaнные eй прoтивoдeйcтвoвать, paзвивaлocь гpaждaнское oбщecтвo и т.д. Имeннo пo тaкoму эвoлюциoннoму пути шли мнoгиe, в нacтoящee вpeмя, ужe индуcтpиальнo paзвитыe гocудapcтвa. В чeм-тo пoхожий пpoцecc идeт ceгoдня и в Poccийcкoй Фeдepaции.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.