Статья 'Архитектурная среда детской железной дороги Хабаровска ' - журнал 'Урбанистика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Урбанистика
Правильная ссылка на статью:

Архитектурная среда детской железной дороги Хабаровска

Глатоленкова Екатерина Викторовна

старший преподаватель, кафедра дизайна архитектурной среды, Тихоокеанский государственный университет

680035, Россия, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136

Glatolenkova Ekaterina

Senior Lecturer, Department of Design of Architectural Environment, Pacific National University

680035, Russia, Khabarovskii krai, g. Khabarovsk, ul. Tikhookeanskaya, 136

008703@pnu.edu.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Ильин Константин Сергеевич

старший преподаватель, кафедра дизайна архитектурной среды, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Тихоокеанский государственный университет"

680035, Россия, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136

Il'in Konstantin Sergeevich

Senior Lecturer, Department of Design of Architectural Environment, Pacific National University

680035, Russia, Khabarovsk Krai, Khabarovsk, ul. Pacific, 136

006376@pnu.edu.ru

DOI:

10.7256/2310-8673.2023.4.43586

EDN:

UZRMOY

Дата направления статьи в редакцию:

16-07-2023


Дата публикации:

29-08-2023


Аннотация: Предметом исследования статьи являются особенности формирования архитектурной среды детских железных дорог на Дальнем Востоке. Объект исследования – детская железная дорога в Хабаровске, относящаяся к дальневосточным железным дорогам. На материале исторических документов, фотографий и частных архивов рассматривается ее историческое развитие, изменения в благоустройстве территории и наполненности среды, современное состояние окружающей застройки и перспективы дальнейшего развития дороги. Особое внимание авторы уделяют изучению последних нововведений в благоустройстве и современному состоянию прилегающего к дороге парка, а также анализируют проекты реконструкции дороги, находящиеся на рассмотрении в администрации города. Изучение опыта строительства и эксплуатации детских железных дорог в разных городах России и популярных зарубежных парках позволил выявить тенденции их дальнейшего развития и трансформации в современных условиях. Вкладом авторов в рассматриваемую тему является систематизация разрозненной информации о хабаровском отделении детской железной дороги и составление схемы ее планировочной организации, выполненные впервые. В ходе работы установлено, что за более чем полувековую историю существенно изменился окружающий дорогу ландшафт, дальнейшее ее успешное функционирование требует кардинального пересмотра маршрута пролегания пути. Применения полученных результатов возможно в процессе проектирования нового направления дороги на парковой территории питомника имени А. М. Лукашова.


Ключевые слова:

архитектурная среда, благоустройство, детские железные дороги, градостроительное развитие, дизайн среды, железнодорожная архитектура, ландшафтный парк, образовательная среда, парки развлечений, питомник имени Лукашова

Abstract: The subject of the article is the peculiarities of the formation of the architectural environment of children's railroads in the Far East. The object of the study is a children's railroad in Khabarovsk, belonging to the Far Eastern railroads. On the material of historical documents, photographs and private archives its historical development, changes in the landscaping of the territory and filling of the environment, the current state of the surrounding buildings and the prospects for further development of the road are considered. The authors pay special attention to the study of recent innovations in landscaping and the current state of the park adjacent to the road, as well as analyze the road reconstruction projects under consideration by the city administration. The study of the experience of construction and operation of children's railroads in different Russian cities and popular foreign parks allowed to identify trends in their further development and transformation in modern conditions. The authors' contribution to the topic under consideration is the systematization of scattered information about the Khabarovsk branch of the children's railroad and the compilation of a scheme of its planned development, carried out for the first time. In the course of the work it is established that for more than half a century of history the surrounding landscape has changed significantly, its further successful functioning requires a cardinal revision of the route of the track. The application of the obtained results is possible in the process of designing a new direction of the road in the park territory of the nursery named after A. M. Lukashov.


Keywords:

architectural environment, landscaping, children's railways, urban development, environment design, railway architecture, landscape park, educational environment, amusement parks, the nursery named after Lukashov

Введение

Детская железная дорога – учреждение дополнительного образования, дающее возможность детям и молодежи освоить профессии, связанные с железными дорогами. Важным элементом любой детской железной дороги (ДЖД) являются действующие линии узкоколейных железных дорог с подвижным составом, позволяющим обучающимся практиковать полученные во время обучения навыки в реальных условиях движения и перевозок. Дороги обслуживают пассажиров, и дети являются непосредственными исполнителями этого процесса – работая проводниками, машинистами, диспетчерами, стрелочниками. Детские железные дороги встраивались в действующие парковые комплексы городов либо строились на вновь осваиваемых территориях пригородов. Лишь немногие из ныне существующих детских железных дорог являются частью городского транспорта. В большинстве случаев – это своеобразный опытный полигон для учащихся, аттракцион – для посетителей.

Старейшей железной дорогой, обсуживаемой детьми, является дорога в Даунс Малверн, частной школе в английском графстве Херефордшир. Она построена в 1925 г. и представляет собой миниатюрную копию реальной дороги с шириной колеи всего 241 мм. [1]. Обучающиеся в школе дети получают практические навыки на линии. Наибольшее распространённые ДЖД получили в Советском Союзе, но также были распространены в странах Восточной Европы, где помимо термина «детские железные дороги» и «малые железные дороги», принятые в русском языке, применялся другой – пионерские железные дороги. Первая детская железная дорога с образовательным функционалом и позволяющая перевозить пассажиров заработала в 1935 г. в Тбилиси (тогда – Тифлис) и, согласно имеющимся сведениям, родилась из желания построить действующий макет железной дороги, масштаб которого в процессе работы был приведён к реальному; для дороги приняли решение использовать стандартную узкую колею 750 мм [2]. К моменту распада СССР действовало 52 детские железные дороги. В странах Варшавского договора, ДЖД были построены в ГДР – Берлине, Дрездене, в Польше – в Кракове, Познани, в Венгрии. В Будапеште Gyermekvasút (детская железная дорога) протяженностью 11 км была построена по советскому образцу, она функционирует до сих пор и является частью государственной компании MAV (Венгерские государственные железные дороги). Также как и в России, дети проходят предварительную обучающую подготовку и принимают участие в обслуживании вагонов и вокзалов. Этой дороге посвящены ряд научных и публицистических изданий; в частности в интернет-издании Национального венгерского архива, рассказывающего о важных событиях XX в. в жизни Венгрии, опубликовано исследование с громким заголовком – «"A népi demokrácia legszebb ajándéka az úttörővasút" ‒ A gyermekvasút építése és a propaganda» «"Самый прекрасный дар народной демократии — пионерская железная дорога" – Строительство детской железной дороги и пропаганда»[3].

Источниковая база исследования. Вероятно главным трудом и наиболее исчерпывающим источником о всех существующих детских железных дорогах России и бывших союзных республиках является энциклопедия Д. В. Сутягина [4]. Книга представляет собой расширенную редакцию сайта о Детских железных дорогах [5]; издание планировалась как трехтомник, однако на сегодняшний день изданы только два тома – в первом рассказывается о детских дорогах России, во втором – о дорогах Грузии, Латвии и Украины. Архитектурным особенностям ДЖД середины XX в. посвящена глава в издании «Архитектурное путешествие по железным дорогам» [6]. К 80-летнему юбилею Восточно-Сибирской Детской железной дороги известный историк железных дорог А. В. Хобта издал серию публикаций о рождении и развитии дороги в Иркутске [7],[8]. О современном состоянии ДЖД писали молодые исследователи И. В. Благоразумов, П. А. Багойко – в статье о необходимости реконструкции дороги в Чите [9], А. А. Белкина, П. В. Пономарев, Е. А. Мазанова – о дороге в Нижнем Новгороде [10] и А. А. Гордин – о деятельности нижегородского архитектора Б. М. Анисимова, автора ряда известных общественных и жилых зданий, в том числе станции «Счастливая» детской железной дороги [11]. О детских железных дорогах выходят публикации в специализированных железнодорожных изданиях – о Северо-Кавказской детской железной дороге – в работе Н. А. Белокобыленко, А. Г. Кеткиной [12], о Приволжской – И. В. Семененко [13], об Уфимской – Г. С. Садыкова [14], о Пензенской – Н. А. Нехорошевой [15].

Публикаций, посвященных детским железным дорогам на Дальнем Востоке крайне мало. Отметим лишь работу В. В. Бурковой, изданную в честь 60-летнего юбилея ДВЖ в Хабаровске [16]. В поиске информации авторы опирались на материалы, полученные во время работы с фондами музея хабаровской детской железной дороги – самиздатовские буклеты, в честь знаковых дат и юбилеев, фотографии и документы, а также периодические издания, освещающие городские события – газеты Тихоокеанская звезда, Хабаровская неделя и специализированные издания железнодорожников – «Гудок. Дальневосточная магистраль», «Путь и путевое хозяйство».

Актуальность исследования продиктована активизацией проектной работы в районе хабаровской детской железной дороги и необходимостью переосмысления ее существования в изменившихся условиях окружающей городской среды. Авторы рассматривают историю строительства дороги, анализируют нереализованные и перспективные проекты реконструкции.

Объект исследования – детская железная дорога в Хабаровске, предмет исследования – особенности формирования ее архитектурной среды.

Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в необходимости систематизировать немногочисленную и разрозненную информацию о детской железной дороге для ее дальнейшего использования в проектных работах. Задачами являются анализ исторические особенности детской железной дороги, рассмотрение современное состояние парка детской железной дороги в Хабаровске и проектных предложения по реновации питомника имени А. М. Лукашова.

Основной метод исследования – комплексный анализ, включающий изучение изменения застройки и архитектурной среды вдоль детской железной дороги, анализ исторических свидетельств и кино- фотодокументов, а также частные воспоминания работников дороги и учащихся.

Новизна заключается в систематизации знаний о хабаровском отделении детской железной дороги и составление схемы планировочной организации, выполненные впервые. Применение полученных результатов возможно в процессе проектирования нового направления дороги на парковой территории питомника имени Лукашова.

Авторы выражают благодарность всем сотрудникам учебного центра при Детской железной дороге в Хабаровске и лично руководителю Константину Николаевичу Сарахину за оказанную помощь в поиске информации.

Этапы строительства детской железной дороги в Хабаровске

Детская железная дорога строилась в живописном месте – на окраине города в окружении двух крупных зеленых образований – питомника имени Лукашова и территории Хабаровского Овощесовхоза.

В формировании ее архитектурно-пространственного решения можно выделить четыре этапа.

1 Этап, 1958-1959. Первая линия дороги представляла собой кольцо длиной около 600 м и относилась к предприятиям Хабаровского Овощесовхоза (хранилищам, весовой): так называемая узкоколейка, использовавшаяся в производственных целях, с мотовозом и полувагонами. К празднованию столетия города линию и прилегающий к ней парк было решено переоборудовать в территорию под детскую железную дорогу. Учебный 1957-1958 год шла подготовка воспитанников, будущих работников дороги, велись строительные работы. Открытие состоялось в мае 1958 г. Единственная станция называлась Юбилейная. Для пассажиров был построен деревянный павильон с небольшим помещением зала ожидания и террасами под навесом, деревянная платформа. На территории к открытию уже росли лиственные деревья – береза и тополь. На заднем плане фотографии (рис. 1) хорошо виден пассажирский павильон на станции Юбилейной.

Рис. 1. Праздничные мероприятия в день открытия хабаровской детской железной дороги: красную ленту в честь начала сезона перерезает начальник хабаровского отделения дороги Л. Н. Кувшинов. Фотографии этого же мероприятия, снятые с другого ракурса, атрибутированы 1959 г. Однако мы предположим, что именно на этом снимке запечатлено открытие дороги в 1958 г., так как о факте присутствия начальника дороги писалось в прессе. Фото Е. В., фонд музея при Хабаровской детской железной дороге, 2023 г.

2 Этап, 1959-1967. Через год, в 1959 г. была проведена первая реконструкция: построена линия вдоль улицы Краснодарской до пересечения ее с улицей Карла Маркса (главной улицей города, связывающей аэровокзал и набережную реки Амура), оборудована конечная, ставшая главной, станция Пионерская и две промежуточные станции. В этот период дорога имела максимальную протяженность – 3,3 км. На фотографии (рис. 2) изображена площадь перед станцией Пионерская, выходящая на улицу Карла Маркса. На заднем плане – поворотное кольцо детской железной дороги. Пассажирский павильон был также деревянным, с центральным сквозным проходом и двумя помещениями слева и справа. Скульптурная композиция на площади, попавшая на передний план фотографии до наших времен, не сохранилась. Павильон на станции Юбилейной остался на прежнем месте. Промежуточные станции – остановочные платформы – не имели павильонов и служили скорее техническими остановками нужными в учебных целях для тренировки навыков управления поездом. Названия Озерная и Совхозная они получили в честь особенностей местности: Озерная находилась на открытой площадке с видом на озеро, а Совхозная – в жилом районе работников Овощесовхоза.

Рис. 2. Станция Пионерская, вид со стороны улицы Карла Маркса. Предположительно 1962 г. Фото Е. В., фонд музея при Хабаровской детской железной дороге, 2023 г.

3 Этап. 1967-1979. В 1967 г. была проведена коренная реконструкция дороги: изменилось расположение станций, появились локомотивное депо, обновились техническое оснащение пути и парк (паровоз был заменен тепловозом, впервые был запущен четырехвагонный поезд «Орлёнок») [17]. Длина дороги после преобразований составила 2,2 км с учетом деповских путей.

Изначально планировалось увеличение протяженности до 13 км и прокладкой путей по Краснофлотскому району до набережной р. Амура в районе детских оздоровительных лагерей района 4-й Воронеж [18]. Однако эти планы оказались трудноосуществимы, так как такой маршрут проходил бы по пересеченной местности, и прокладка пути потребовала бы серьезных изыскательских и проектных работ.

Станция Пионерская была перенесена вглубь района к улице Краснодарской. Заявленная причина переноса – активное жилищное строительство в районе дороги (хотя капитальные строения на территории бывшей станции и привокзальной площади появились лишь в 2020 г.) Тем не менее новая территория была гораздо лучше приспособлена для благоустройства и довольно быстро начала застраиваться под нужды развивающейся школы юных железнодорожников. На фотографиях конца 1960-х гг. можно увидеть скромный деревянный павильон, вероятно, при переносе станции старое здание было пересобрано на новом месте, при этом изменилась ориентация главного входа: теперь он был обращен на широкую платформу вдоль путей. На территории появилась эстрада и беседки.

В 1972 г. старый вокзал был заменен новым двухэтажным зданием из силикатного кирпича, в котором разместился и вокзал, и административно-учебный корпус. В 1974 г. построено летнее общежитие на 50 человек и столовая (рис. 3) [19]. Существенный вклад в благоустройство внес начальник детской железной дороги А. А. Григорьев (с 1976 г.): при нем благоустраивалась территория станции, появилась спортивная площадка, высажены деревья.

Рис. 3. Летнее общежитие для обучающихся из других городов Дальнего Востока. Фото Е. В. из альбома 1984 г., фонд музея при Хабаровской детской железной дороге, 2023 г.

Также была переустроена станция Юбилейная: кольцо в старом парке демонтировали, на месте бывшего пассажирского павильона началось возведение средней школы, построено локомотивное депо из силикатного кирпича со смотровым помещением для одного локомотива.

Вместе с местоположением станций изменились подъезды и подходы к станции и дороге.

В 1960–1970-х гг. жилой район работников Овощесовхоза стал застраиваться четырехэтажными жилыми домами и прилегающие к путям территории изменились: вдоль домов высаживались аллеи, строились детские площадки, появилась необходимость в обустройстве переезда.

4. 1979 - настоящее время. Начало нового этапа в жизни дороги связано со строительством крупных объектов, существенно повлиявших как на движение поездов, так и на внешний вид прилегающим к путям территорий. В конце 1970-х гг. на свободном участке началась строительство нового здания для Первой краевой больницы им. Сергеева. С окончанием строительства для нужд больницы потребовалась организации переездов. В те же годы были введены туберкулезные диспансеры – отделение для взрослых на улице Краснодарской, на противоположной от дороги стороне улицы, и – отдельно, – детское отделение, непосредственно примыкающее к границе парка ДЖД с северной стороны – для тротуара понадобилось сооружение пешеходного перехода недалеко от станции Пионерской. В 1980-х гг. началась работа по замене малых построек вдоль всей дороги, что на долгие годы сделало детскую железную дорогу узнаваемой. В парке на станции Пионерской появился павильон кассы, стилизованный под резную избу – с резными наличниками; ставнями на переездах разместили деревянные посты стрелочников (четырехстенный сруб, скатная кровля, резные коньки, контрастная покраска – рис. 4); станции были оборудованы указателями, перроны – скамьями, в парке была реконструирована эстрада.

Рис. 4. Обновленные постройки вдоль дороги: слева – кассы на станции Пионерской, 1979 г.; справа – пост стрелочника на переезде к Первой краевой больнице, 1984 г. Фото фрагментов фотографий из альбомов фонда музея при Хабаровской детской железной дороге, 2023 г.

В 1990-е гг. дорога переживала кризис. В 1999 г. началась реконструкция строения верхнего полотна и системы связи. Протяженность путей была увеличена до 2,5 км.

В 2007 г. старое летнее общежитие было демонтировано и в 2008 г. на его месте открыт новый учебно-бытовой корпус с гостиничным блоком на 40 мест, столовой, классами и мастерскими. Корпус был объединен со зданием вокзала, которое также было модернизировано.

В 2010-х гг. в районе Первой краевой больницы продолжилась застройка медицинским учреждениями: напротив построен Центр сердечно-сосудистой хирургии, с западной стороны – Диализный центр. При этом направление железнодорожного пути, сформировавшееся в начале 1970-х, не менялось. Необходимость переустройства двух переездов с шлагбаумами к медицинским учреждениям (обеспечивающие переезд карет скорой помощи) и одного – внутри жилого микрорайона, – существенно усложняет работу детской железной дороги и все более обостряет внимание на необходимости ее реконструкции. Жителей жилых районов Овощесохоза также не устраивает соседство с железной дорогой – из-за шума.

Рис. 5. Проект спального корпуса, фасад с западной стороны вокзала. Архитекторы Дальжелдорпроекта С. Н. Губин и Т. Л. Курдяков. Площадь около 4,5 тыс. кв. м, включает столовую с цехами и кладовыми, игровой комнатой и мастерскими, прачечной и учебными комнатами [19]

Развитие ДЖД на каждом этапе отображены на следующих схемах (рис. 6). Рассмотрены часть города в районе нынешних улиц Карла Маркса, Демьяна Бедного и Краснодарской. Детали, не связанные напрямую с формированием ДЖД, опущены. Для построения схемы были использованы данные спутниковых снимков из открытых источников1.

Рис. 6. Этапы развития Детской железной дороги в Хабаровске

Современное состояние

Сегодня детская железная дорога представляет собой парк площадью около 4 гектаров (с учетом всех территорий станций и платформ). Главная станция – Пионерская, там же продолжает благоустраиваться парк. В парке находится музей подвижного состава с раритетными экспонатами, павильон с миниатюрным составом и лабораторный блок с музеем детской железной дороги. На территории расположены беседки, детские игровые и спортивные площадки, малые архитектурные формы.

За последние годы обновлена система дорожек, в 2023 г. появилась аллея истории детской дороги. Вся навигационная система – таблички, символика – выполнена в стандартах оформления и цветовой гамме бренда ООО «Российские железные дороги» (РЖД), в ведомстве которого находится детская железная дорога. Посты стрелочника вдоль линии заменены на типовые железобетонные павильоны, распространенные на «взрослых» железных дорогах России. Главный экспонат музея – паровоз 1932 г. постройки, использовавшийся на ДЖД до 1967 г. несколько раз менял свое положение. Так в 2010-х гг. его отреставрировали и решили перенести ближе к улице Краснодарской. Памятник был открыт и стоял на рельсах, продолженных по тротуарному покрытию. Позже территория парка была огорожена, а памятник установлен на постамент, отчего стал труднодоступен для близкого осмотра. В 2018 всю экспозицию накрыли навесом. Теперь исторический локомотив возвышается над ограждением и хорошо виден с перекрестка, однако с территории парка он, к сожалению, практически не заметен.

Одним из важных достояний парка являются его древесные насаждения – высокие сосны, плодовые деревья. В парке приятно находится, гулять. Это популярное место отдыха жителей соседних районов. Территория парка признана особо охраняемой: среди деревьев преобладают хвойные породы, есть и фруктовые деревья. Деревья высажены в 1970 г. (1500 саженцев, 300 – фруктовых)2.

Вторая станция Юбилейная оборудована скромнее – из построек остался только небольшой зал ожидания. На территории – перрон, крытый навес и пост стрелочника. Территория огорожена. Из-за короткой остановки поезда (маршрут проложен круговой – гости едут со станции Пионерской, поезд проходит с короткими остановками на двух промежуточных платформах, на конечной станции поезд разворачивается (сложный маневр для машинистов) и возвращается на станцию Пионерская).

Промежуточные платформы используются для технических остановок.

Рис. 7. Благоустройство хабаровской ДЖД на станции Пионерской: сверху – поезд перед отправлением, на заднем плане – здание вокзала и учебно-бытовой корпус со стороны путей; слева – обновленные кассы; справа – вид на музей подвижного состава из окна поезда. Фото Е. В., 2023 г.

Рис. 8. Благоустройство хабаровской ДЖД: слева – пассажирский павильон на станции Юбилейной; справа – вид на раритетный паровоз на станции Пионерской со стороны улицы Краснодарской. Фото Е. В., 2023 г.

Питомник имени Лукашова и перспективы детской железной дороги

Питомник имени А. М. Лукашова (знаменитого хабаровского селекционера) основан в 1930 г., в 1970-е гг. являлся одним из крупнейших хозяйств, снабжающим южные районы Дальнего Востока саженцами плодово-ягодных культур; после упадка в 1990-х гг. находится в запустении. Площадь современной территории питомника около 164 га, на юго-востоке он граничит с детской железной дорогой. В середине XX в. эти земли считались окраинной зоной, теперь же ситуация существенно изменилась: появились новые районы многоэтажных жилых домов, индивидуальные жилые дома, таунхаусы; увеличилось количество проживающего в районе населения и потребности в доступных рекреационных зонах. В августе 2020 г. питомник имени Лукашова приобрел статус Природного парка краевого значения, в составе которого выделено три функциональные зоны с тремя режимами охраны: 1) природоохранная зона; 2) рекреационная зона; 3) зона хозяйственного использования. И если природоохранная зона предназначена для сохранения имеющихся растений и запрещает любое строительство, то в рекреационной зоне таких ограничений нет. Более того, в задачи разрабатываемого проекта реновации в том числе входит организация среды для запуска научных, образовательных и культурных сценариев и развитие вокруг питомника современного района с общественными и культурными функциями.

С целью выяснить возможные варианты использования территорий в 2021-2022 гг. состоялась серия открытых мероприятий с участием жителей прилегающих районов и анкетирования. В разработке технического задания и мастер-плана принимали участие специалисты Дальневосточной архитектурной компании, кураторы и медиактивисты [20].

С предложением по расширению линии детской железной дороги на территорию Природного парка выступила компания РЖД. Схематическое расположение линии дороги изображено на рис. 9. Согласно проекту на доступной для строительства территории предлагается размещение кольцевой железной дороги и разбивка во внутреннем пространстве парка развлечений и аттракционов. К процессу проектирования подключились воспитанники школы юных железнодорожников – были выполнены эскизы и разработана трехмерная модель макета парка, представленная на открытии юбилейного 65-го сезона в мае 2023 г.

Рис. 9. Зона питомника имени Лукашова с нанесенной линией расширения Детской железной дороги

Тем временем организаторы проектных сессий отметили отсутствие у опрашиваемых запроса на сложные инфраструктурные проекты, и большую нацеленность на созерцательный отдых. Питомник воспринимается как ландшафтный парк и любое вмешательство в среду воспринимается критично. Однако формат железной дороги на наш взгляд такому пониманию не противоречит.

Хорошим примером использования железных дорог в парках могут послужить узкоколейные Kleinbahn (буквально – малая железная дорога) в Кёльне и Amsteltrein (Поезд Амстел) в Амстердаме. Обе линии оборудованы в ландшафтных парках и используются как взрослыми, так и детьми для передвижения по территории (отметим, что эти дороги обслуживаются взрослыми). Другой удачный пример находится уже в России – детская железная дорога в Южно-Сахалинске, которая является частью дальневосточной детской железной дороги также проходит по парковой территории – в городском парке культуры и отдыха имени Ю. Гагарина.

Выводы

Проведенное исследование позволило выделить четыре этапа развития детской железной дороги в Хабаровске. Установлено, что за более чем полувековую историю существенно изменился окружающий дорогу ландшафт. Прежде пассажирам поезда открывались виды на озера, цветущие луга и сады. Теперь же большая часть линии дороги проходит вдоль медицинских учреждений, к которым необходим беспрепятственный подъезд, а жители разросшегося жилого района в летний период испытывают неудобства в связи с соседством шумных локомотивов и постоянных детских экскурсий на конечных станциях. Активизация проектной деятельности в близлежащем питомнике имени Лукашова и открытость организаторов новому опыту позволяет использовать возможность расширения или переноса линии детской железной дороги в живописную местность и объединения транспортных функций с образовательным процессом и развлечениями.

Примечания

1. Спутниковая карта Хабаровска 1965 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.etomesto.ru/map-habarovsk_sputnik-1965/ (дата обращения: 30.07.2023).

2. Справка из памятного альбома совета юных железнодорожников, подаренного начальнику Дальневосточной железной дороги Я. Н. Галицкому в 1970 г. Архива музея Детской железной дороги в Хабарвоске.

Библиография
1. “Young Engineers - Downs Light Railway”. [Electronic resource] // Press Reader. Engineering in Miniature. Retrieved PressReader.com – Digital Newspaper & Magazine Subscriptions. 2020. URL: https://www.pressreader.com/uk/engineering-in-miniature/20210916/281569473851511 (дата обращения: 22.08.2023).
2. Тбилиси (Тифлис). Детская железная дорога [Электронный ресурс]. URL: http://dzd-ussr.ru/towns/tbilisi/index.html (дата обращения: 22.08.2023).
3. Völgyesi Zoltán. „A népi demokrácia legszebb ajándéka az úttörővasút” ‒ A gyermekvasút építése és a propaganda // Magyar Nemzeti Levéltár: ArchiveNet. 2021. Vol. 21, № 4–5. (дата обращения: 22.08.2023).
4. Сутягин Д. В. Наши детские железные дороги. В трех томах. М.: Ж.-д. дело, 2008. Т. 1. 448 с. 
5. ДЖД - Детские железные дороги СССР [Электронный ресурс]. URL: http://dzd-ussr.ru/index.html (дата обращения: 23.08.2023).
6. Архитектурное путешествие. Из Москвы по железной дороге. Альбом проектов, эскизов и фотографий/ ред. Е. Борисова. М.: Студия 4+4 , 2014. 276 с.
7. Хобта А. В. Рождение малой Восточно-Сибирской железной дороги // КУЛЬТУРА. НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ. 2019. № 4 (53). С. 32–48.
8. Хобта А. В. Становление Малой Восточно-Сибирской железной дороги // КУЛЬТУРА. НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 1 (54). С. 21–37.
9. Благоразумов И. В., Багойко П. А. Детские железные дороги России. Реконструкция Читинской детской железной дороги // МОЛОДАЯ НАУКА СИБИРИ. 2020. Vol. 3 (9). С. 58–63.
10. Белкина А. А., Пономарев П. В., Мазанова Е. А. Архитектурный облик зданий Горьковской детской железной дороги // Сборник докладов в 2-х томах. Том 1. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. 2016. С. 120–123.
11. Гордин А. А. Историко-культурное наследие архитектора Б. М. Анисимова // Приволжский научный журнал. 2012. № 4 (24). С. 226–231.
12. Белокобыленко Н. А., Кеткина А. Г. На детской железной дороге им. Юрия Гагарина // Путь и путевое хозяйство. 2014. № 5. С. 34–37.
13. Семененко И. В. Приволжская детская железная дорога // Путь и путевое хозяйство. 2017. № 2. С. 36–40.
14. Садыков Г. С. На Уфимской детской железной дороге // Путь и путевое хозяйство. 2012. № 4. С. 39–40.
15. Нехорошева Н. А. На Пензенской детской железной дороге // Путь и путевое хозяйство. 2015. № 4. С. 39–40.
16. Буркова В. В. Малой Дальневосточной – 60 лет! // Путь и путевое хозяйство. 2018. № 12. С. 33–37.
17. Дербас А. Малая Дальневосточная // Гудок. 16.07.1967.
18. Дербас А. 520 рейсов “Орленка” // Тихоокеанская звезда. 20.09.1967.
19. Скляров С. Все лучшее - детям! // Гудок. Дальневосточная магистраль. 17.08.2007. № 32. 
20. Комплексный проект "Развитие природного парка краевого значения “Питомник имени Лукашова” [Электронный ресурс]. URL: https://invest.khv.gov.ru/ru/ploshadki/falagmanskie-proecti/lukashovo/ (дата обращения: 23.07.2023). 
References
1. "Young Engineers - Downs Light Railway". Press Reader. Engineering in Miniature. Retrieved  PressReader.com - Digital Newspaper & Magazine Subscriptions (2020). Retrieved from https://www.pressreader.com/uk/engineering-in-miniature/20210916/281569473851511
2. Tbilisi (Tiflis). Children's railroad (2006). Retrieved from http://dzd-ussr.ru/towns/tbilisi/index.html
3. Völgyesi, Zoltán (2021). "A népi demokrácia legszebb ajándéka az úttörővasút" – A gyermekvasút építése és a propaganda. Magyar Nemzeti Levéltár: ArchiveNet, 21(4-5). Retrieved from https://www.archivnet.hu/a-nepi-demokracia-legszebb-ajandeka-az-uttorovasut-a-gyermekvasut-epitese-es-a-propaganda
4. Sutyagin, D. V. (2008). Our children's railroads. In three volumes. Moscow: Zh.-d. delo, Vol. 1.
5. DZhD - Children's Railroads of the USSR (2015).  Retrieved from http://dzd-ussr.ru/index.html
6. Architectural journey. From Moscow by railroad. Album of projects, sketches and photos (2014). In A. Editor E. Borisova. Moscow: Studio 4+4.
7. Khobta, A. V. (2019). The birth of the small East Siberian railroad. CULTURE. SCIENCE. EDUCATION, 4(53), 32-48.
8. Khobta, A. V. (2020). The formation of the Small East Siberian railroad. CULTURE. SCIENCE. EDUCATION, 1(54), 21-37.
9. Blagorazumov, I. V., & Bagoyko, P. A. (2020). Children's railroads of Russia. Reconstruction of Chita children's railroad. MOLODAYA Nauka Sibiri, 3(9), 58-63.
10. Belkina, A. A., Ponomarev, P. V., Mazanova, E. A. (2016). Architectural appearance of buildings of the Gorky Children's Railroad. Collection of reports in 2 volumes, Vol. 1. Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, P. 120-123.
11. Gordin, A. A. (2012). Historical and cultural heritage of the architect B. M. Anisimov. Volga Region Scientific Journal, 4(24), 226-231.
12. Belokobylenko, N. A., Ketkina, A. G. (2014). On the children's railroad named after Yuri Gagarin. Way and track facilities, 5, 34-37.
13. Semenenko, I. V. (2017). Privolzhskaya children's railroad. Way and track facilities, 2, 36-40.
14. Sadykov, G. S. (2012). On the Ufa children's railroad. Way and track economy, 4, 39-40.
15. Nekhorosheva, N. A. (2015). On Penza children's railroad. Way and track facilities, 4, 39-40.
16. Burkova, В. V.  (2018). Malaya Dalnevostochnaya – 60 years! Way and track facilities, 12, 33-37.
17. Derbas, A. (1967, July 16). Malaya Dalnevostochnaya. Gudok.
18. Derbas, A. (1967, September 20). 520 flights of "Orlenka". Tikhookeansskaya zvezda. 
19. Sklyarov, S. (2007, August 17). All the best for children! Gudok. Dalnevostochnaya magistral, 32.
20. Complex project "Development of the regional natural park "Lukashov Nursery" (2020). Retrieved from https://invest.khv.gov.ru/ru/ploshadki/falagmanskie-proecti/lukashovo/

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Железная дорога является важнейшим видом транспорта в современном мире, выполняя как грузовые, так и пассажирские перевозки. Композитор Г.В. Свиридов писал: «Что Россия без железных дорог?! Великое пространство России немыслимо без них – главных артерий жизни в большой стране». И хотя в целом ряде стран Европы, а также в США во второй половине XX в. началось сокращение протяженности железнодорожных путей, тем не менее сложно переоценить роль железнодорожного транспорта в современном мире. Применимо к России следует отметить, что по протяженности железнодорожных линий наша страна уступает только США и Китаю, а планы российского правительства по развитию высокоскоростных магистралей способны дать ощутимый толчок в развитии российской экономики. В то же время развитие железных дорог требует квалифицированный персонал, а одной из возможных профориентационных мер здесь может быть функционирование детских железных дорог.
Указанные обстоятельства определяют актуальность представленной на рецензирование статьи, предметом которой является формирование архитектурной среды детской железной дороги Хабаровска. Автор ставит своими задачами проанализировать исторические особенности детской железной дороги, рассмотреть современное состояние парка детской железной дороги в Хабаровске, а также показать проектные предложения по реновации питомника имени А.М. Лукашова.
Работа основана на принципах анализа и синтеза, достоверности, объективности, методологической базой исследования выступает системный подход, в основе которого находится рассмотрение объекта как целостного комплекса взаимосвязанных элементов.
Научная новизна статьи заключается в самой постановке темы: как отмечает сам автор, впервые осуществлены «систематизация знаний о хабаровском отделении детской железной дороги и составление схемы планировочной организации».
Рассматривая библиографический список статьи, как позитивный момент отметим его разносторонность: всего список литературы включает в себя 20 различных источников и исследований. Из привлекаемых автором источников отметим материалы интернет-ресурсов и периодической печати («Тихоокеанская звезда», «Гудок. Дальневосточная магистраль»). Из используемых исследований укажем на труды В.В. Бурковой, И.В. Семененко, Г.С. Садыкова, в центре внимания которых различные аспекты деятельности детских железных дорог в России. Как позитивный момент отметим приводимый анализ библиографии, что вызовет дополнительный читательский интерес. Заметим, что библиография статьи обладает важностью как с научной, так и с просветительской точки зрения: после прочтения текста статьи читатели могут обратиться к другим материалам по ее теме. В целом, на наш взгляд, комплексное использование различных источников и исследований способствовало решению стоящих перед автором задач.
Стиль написания статьи можно отнести к научному, вместе с тем доступному для понимания не только специалистам, но и широкой читательской аудитории, всем, кто интересуется как железными дорогами, в целом, так и детскими железными дорогами, в частности. Аппеляция к оппонентам представлена на уровне собранной информации, полученной автором в ходе работы над темой статьи.
Структура работы отличается определенной логичностью и последовательностью, в ней можно выделить введение, основную часть, заключение. В начале автор определяет актуальность темы, показывает, что «детская железная дорога – учреждение дополнительного образования, дающее возможность детям и молодежи освоить профессии, связанные с железными дорогами». Говоря о детской железной дороге в Хабаровске, автор выделяет 4 этапа в ее развитии: 1 Этап (1958-1959), 2 Этап, 1959-1967, 3 Этап, 1967-1979, 4 Этап, с 1979 г. по настоящее время. В работе показано, что сегодня «большая часть линии дороги проходит вдоль медицинских учреждений, к которым необходим беспрепятственный подъезд, а жители разросшегося жилого района в летний период испытывают неудобства в связи с соседством шумных локомотивов и постоянных детских экскурсий на конечных станциях». В этой связи автор рассматривает проект по расширению линии детской железной дороги на территорию Природного парка (Питомник имени А. М. Лукашова), тем более что примеры использования железных дорог в парках есть как за рубежом, так и в России (детская железная дорога в Южно-Сахалинске).
Главным выводом статьи является то, что «активизация проектной деятельности в близлежащем питомнике имени Лукашова и открытость организаторов новому опыту позволяет использовать возможность расширения или переноса линии детской железной дороги в живописную местность и объединения транспортных функций с образовательным процессом и развлечениям».
Представленная на рецензирование статья посвящена актуальной теме, снабжена 9 рисунками, вызовет читательский интерес, а ее материалы могут быть использованы как в учебных курсах, так и в рамках формирования стратегий развития детских железных дорог.
К статье есть небольшие замечания: так, имеются опечатки (в примечаниях автор пишет «в Хабарвоске»).
Однако, в целом, на наш взгляд, статья может быть рекомендована для публикации в журнале «Урбанистика».
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.