по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Рубрика "Внутренний мир человека"
Внутренний мир человека
Баринов Д.Н. - Тревога и страх: историко-философский очерк c. 1-39

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.3.553

Аннотация: В статье рассматривается эволюция представлений о страхе и тревоге в истории философской мысли. Дана характеристика философским взглядам на страх и тревогу, сложившимся в разные исторические периоды, показана специфика подходов к выявлению сущности страха и тревоги в истории философии, а также в русской и западноевропейской философской мысли. Прослеживается трансформация взглядов на взаимосвязь тревоги и страха. На основе историко-философского анализа сформулированы ключевые аспекты философского понимания феноменов страха и тревоги – антропологический, онтологический, гносеологический, аксиологический, праксеологический. Сделанные выводы позволяют сформулировать положение, выступающее в качестве теоретико-методологической основы социально-философского, конкретно-социологического изучения страха и тревоги. Это положение гласит: в рамках социально-философского и конкретно-социологического исследований страха и тревоги необходимо учитывать два уровня: а) уровень рационально организованного социального порядка, обеспечивающего предсказуемость общественной жизни и минимизирующего разнообразные риски; б) уровень неформализованных, спонтанно-стихийных процессов, характеризующийся неопределенностью.
Белинская Е.П. - Динамика представлений человека о себе: история изучения и современное состояние проблемы c. 1-51

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.4.767

Аннотация: В статье рассматривается развитие проблематики динамических аспектов Я-концепции и идентичности в рамках общей, возрастной и социальной психологии. Показывается, что утверждение идеи изменчивости «Я» в психологии в целом шло через признание активности социального субъекта, объективной множественности оснований для самоидентификации, потенциальности проявлений Я-структур и их временных модусов. Подчеркивается роль актуального социального контекста – ситуации социальных изменений, - в развитии данных взглядов, особенно для социально-психологического ракурса анализа. Утверждается, что актуальной задачей бытия современного человека все более становится установление смыслов и значений меняющейся социальной действительности для себя лично, с минимальной опорой на социальные предопределенности и с актуализацией всего своего личностного ресурса. Это заставляет большинство социально-психологических подходов в исследовании «Я» обращать внимание на множественность и вероятностность структур самосознания личности, что отражает влияние на данную проблемную область общих гносеологических принципов эпохи постмодерна. В заключение рассматриваются проявления кризиса идентичности личности в ситуации отечественных социальных изменений.
Бессонова А.Д. - Представления студентов гуманитарных специальностей о дружбе и любви. c. 1-17

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.6.9540

Аннотация: В статье изложены результаты эмпирического исследования обыденных представлений современных студентов о дружбе и любви. Эти отношения выступают в качестве базовых, фундаментальных и неотъемлемо личностно значимых жизненных отношений. В работе отмечается недостаток современных исследований в области фундаментальных жизненных отношений, поскольку современный мир оказывает динамичное влияние на развитие человека, в том числе на его отношения в самых различных аспектах. В какую сторону происходят эти изменения психологам, педагогам и обществу в целом необходимо знать.В эмпирической части исследования представлены результаты ассоциативной и проективной диагностики. Описаны особенности ассоциативного восприятия-понимания отношений дружбы и любви, систематизированы субъективные классификации дружбы и любви, а так же определены корреляционные отношения между субъективной оценкой респондентами опыта дружбы и любви в своей жизни и параметрами склонности к переживанию симпатии или любви, стилем межличностного поведения, измеряемых шкалами стандартизированных методик.Научный анализ результатов исследования продемонстрировал, что в отношении дружбы и любви представления молодежи не дублируют привычные обыденные стереотипы. Например, ассоциативное восприятие-понимание студентами-гуманитариями феномена-понятия «дружба» является позитивно-ориентированным, не содержащим негативные аспекты оценки. В тоже время, ассоциативный ряд понятия «любовь» включает как положительные, так и негативные слова-характеристики. В ассоциативных оценках и классификациях-типологиях отношений дружбы и любви доминирует отражение субъективного опыта респондентов, их актуальных переживаний и отношений. Смысло-обобщенный социальный опыт и рефлексивная эрудиция представлены значительно в меньшей степени. Анализ корреляционных отношений между исследуемыми параметрами показал потенциал положительной взаимосвязи между склонностью респондентов к отношениям любви и симпатии и наличию таких отношений в их жизни, а так же, высокой оценке отношений любви, в целом в жизни людей.
Анисимова К.А. - Психологические особенности отношения к будущему ребенку у женщин во время беременности. c. 1-24

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.1.11689

Аннотация: Данная статья посвящена психологическим особенностям отношения к своему будущему у беременных женщин в возрасте от 18 до 40 лет. Беременность представляет собой сложное и психологически очень разнообразное состояние. Физические, гормональные и социальные изменения, происходящие с женщиной в этот период, изменяют ее эмоциональное состояние, а также отношение к себе, к будущему ребенку и миру в целом. Для беременной женщины характерно колебание настроения, актуализация тревог, внутренних конфликтов и неразрешенных психологических проблем. Для изучения родительских установок американскими психологами Е.С. Шефером и Р. К. Беллом была предложена методика PARI (parental attitude research instrument). В России данная методика была адаптирована психологом Т.В. Нещерет. Методика включает в себя 23 аспекта-признака. 8 шкал характеризуют отношение к семейной роли: ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье; ощущение самопожертвования в роли матери; семейные конфликты; сверхавторитет родителей; неудовлетворенность ролью хозяйки дома; «безучастность» мужа и его невключенность в дела семьи; доминирование матери; зависимость и несамостоятельность матери. Всего в исследовании приняли участие 180 человек, разделенных на две группы: 1. Условно-здоровые беременные женщины (УЗБЖ) – 90 человек; 2. Условно-здоровые небеременные женщины (УЗНБЖ) – 90 челочек. В настоящее время в России весьма актуальным является изучение индивидуально-психологических особенностей беременных женщин. Одним из важнейших аспектов данной проблемы является отношение беременных женщин к своему будущему ребенку и семье, особенно учитывая тревожно-депрессивный фон настроения на протяжении периода беременности. Были получены данные о том, что для УЗБЖ характерные такие аспекты-признаки как «ощущение самопожертвования», «неудовлетворенность ролью хозяйки», «зависимость от семьи», «развитие активности ребенка», «уклонение от конфликта» и т.д.
Корнеенков С.С. - Духовная и перинатальная психология: особенности ретроспективных
переживаний в измененном состоянии сознания
(эмпирическое исследование)
c. 1-73

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.6.13645

Аннотация: Рассматриваются вопросы перинатальной психологии. Теоретическое и экспериментальное исследование построено на следующих гипотезах. Первая: человек является саморазвивающимся существом, в его душе хранится вся информация в период развоплощённого состояния, а так же в перинатальный период развития. Вторая: находясь в медитации, индивид способен вспомнить психические состояния и переживания, которые он ис-пытывал до своего рождения.Задачи исследования: 1. Изучить научную и йогическую литературу по проблеме: а) единения сознания души и ума плода в перинатальный период жизни индивида; б) жизнь души в предшествующий период ее воплощения в тело человека. 2. Проверить практические возможности интегральной технологии обучения и самопознания в бодрствующем и измененном состояниях сознания при изучении академических дисциплин в вузе. 3. Провести экспериментальное исследование переживаний, восприятия и мышления индивида в измененном состоянии сознания в разные периоды перинатального развития и в период, предшествующий вхождению души в материальное тело человека. Объект исследования: измененное состояние сознания. Предмет иссле-дования: особенности восприятия, мышления и переживания индивидуального сознания: а) до встречи с оплодотворенной яйцеклеткой; б) в момент и после образования зиготы; в) в первые дни жизни ребенка. Применялась разработанная автором интегральная технология обучения и самопознания (ИТОиС) в бодрствующем и измененном состояниях сознания (ИСС). Вхождение в ИСС осуществлялось с помощью следующих методов: установка, настройка, концентрация, музыка, медитация, гипноз, самовнушение, молитва, сонастройка. Впервые в отечественной и мировой психологии и педагогике предло-жен, апробирован и внедрен в практику интегральный подход обучения и самопознания в единстве бодрствующего и измененного состояний сознания.Получены новые данные о психологических особенностях восприятия, мышления и переживаний в перинатальный период развития индивида, а также в момент предшествующий встречи сперматозоида и яйцеклетки, ду-ши и физического тела. Овладение медитацией позволяет осознанно воспринимать «другую» реальность, принимать свой внутренний мир и окружающую действитель-ность как единое целое. Глубокое погружение в себя способствует наступлению покоя, гармонии, знания, чистоты, наполняет сознание личности силой и энергией. Внутренний мир такая же реальность для нашего сознания, как и внешний. В медитации можно проводить самоисследование, самообучение согласно поставленным целям, изучать теоретический и практический курс психологии и педагогики, анатомии и физиологии, а также любую дисциплину, предусмотренную программой обучения в вузе.
Субботский Е.В. - Невозможность матрицы: Магия субъективности c. 1-30

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.2.14193

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы о соотношении мозга и субъективной реальности: Могут ли роботы создать у человека иллюзию реальности? Действительно ли человек, погруженный в мир искусственной субъективности, не может покинуть его без посторонней помощи? Что лучше: наслаждение жизнью в мире иллюзий, или борьба за жизнь и счастье в суровом мире истины? Анализ показал, что даже если компьютерные технологии по мощи в разы превзойдут существующие, нельзя ожидать, что человек с помощью компьютера, и тем более сам компьютер, будет в состоянии создать неотличимую копию субъективного мира. Причина в том, что субъективность – магическое явление. Оно дано человеку как феномен, но не обусловлено физическими причинами. Те состояния искусственной субъективности, которые могут испытывать и создавать люди (галлюцинации во время болезни, состояния, возникающие при раздражении мозговой коры или в результате приема наркотических средств) являются имитациями реальной субъективности, но не самой субъективностью. Факт иллюзорности таких состояний осознается человеком, погруженным в такие состояния, или же после выхода из этих состояний. Новизна: Впервые феномен человеческой субъективности проанализирован в контексте современных исследований магического мышления. Выводы: (1) субъективность относится к разряду магических, а не физических явлений; (2) представления о структуре мозговых процессов, компьютерные и другие модели, являясь частью физической реальности, производны от субъективности; они могут создавать имитации субъективности (мышления, восприятия, переживания), но не саму субъективность; (3) наука о мозге и кибернетика будут создавать все более совершенные формы взаимодействия физических структур (машин и искусственных органов) с субъективной реальностью сознания, но между физическими структурами и подлинной субъективностью всегда будет существовать принципиально непреодолимая «нейтральная полоса» неведомого.
Березина Т.Н. - Понимание и осознание психических образов высших порядков. c. 1-32

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.3.15431

Аннотация: В статье анализируется феномен осознания и понимания наглядной информации, находящейся в образах высших порядков. Автор опирается на разработанную ранее модель образов- интеграторов различных порядков, согласно которой, наглядная информация обобщается независимо от вербальной, формируя все более усложняющиеся образования. В модели утверждается, что образы первого порядка - фотографические образы, второго порядка – классические вторичные образы; третьего порядка – обобщенные образы , образы четвертого порядка – пространственно- подобные образования; образы пятого порядка – невербальные эталоны моральных, философских, математических обобщений. Осознание образов высших порядков рассматривается в контексте психосемантической теории сознания В.Ф.Петренко, для того чтобы стать осознанными, они должны встроиться в систему отношений со значениями языкового тезауруса. Однако, согласно авторскому предположению, образы высших порядков – полимодальны, и включают в себя не только обобщенную образную, на и аудиальную информацию, иначе говоря, обладают своим звучанием; звучание может быть представлено бессвязными звуками, обобщенными частями слов, а также механически запечатленными словосочетаниями. Согласно классическим представлениям, понимание происходит, когда слово соединяется с образом, это положение в статье дополняется условием, что подлинное понимание происходит, если запечатленные первосигнальные звучания в составе образов высших порядков хотя бы частично совпадают со звучаниями слов, которыми данная категория определяется.
Ростовцева М.В., Гудовский И.В., Гончарова Т.М., Хохрина З.В. - Исследование связи ценностных ориентаций и психологических механизмов адаптации личности c. 1-9

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.4.23415

Аннотация: Предметом исследования является связь ценностных ориентиаций и психологических механизмов адаптации студенческой молодежи. Проведено исследование на выборке студентов 5 курса ФГАОУ ВО "Сибирский федеральный университет". Установлено, что состояние психологической дезадаптации приводит к закрытию для дезадаптированных студентов ценностей-целей широкого жизненного спектра и «сужению перспективы личностного развития». Неадаптированные испытуемые фиксированы на состоянии своего здоровья (потребности витального уровня) и выключены из культурного контекста, пренебрегая ценностями мета-уровня (познание, творческая самореализация). Не обнаружилось значимых различий в ценностях студентов с высоким и низким уровнем адаптации. Однако, большее число студентов из группы адаптированных, нежели неадаптированных, выбирают в качестве важной жизненной ценности "профессиональное и личностное развитие" Основным методам исследования являлось тестирование с помощью следующих психодиагностических методик: тест Рокича «Ценностные ориентации», тест "Самооценка психических состояний" (по Айзенку), тест "Шкала депрессии" (тест адаптирован Г.И.Балашовой). Получены результаты, свидетельствующие о наличии связи между ценностными ориентациями и психологическими механизмами адаптации личности. В целом по двум группам испытуемых (адаптированных и неадаптированных) получены схожие данные в отношении выбора терминальных ценностей (здоровье), однако существуют некоторые значимые различия при выборе испытуемыми двух групп инструментальных ценностей.
Корнеенков С.С. - Психологическое самоисследование и психотерапия личности в измененном состоянии сознания c. 25-75
Аннотация: Аннотация: Рассматривается структура личности и ее субличностей. Цели исследования: 1) экспериментальная проверка способности к обучению, самопознанию и психотерапии в единстве бодрствующего и измененного состояний сознания; 2) экспериментальное самоисследование личности и ее психических образований (субличностей) в измененном состоянии сознания; 3) проведение психокоррекции и психотерапии в измененном состоянии сознания. 4) выявить особенности восприятия, переживаний и мышления, связанных с процессом самодиагностики личности в измененном состоянии сознания. Для достижения поставленных целей исследования применялась авторская интегральная технология обучения и самопознания (ИТОиС) в бодрствующем и измененном состояниях сознания. ИТОиС позволяет проводить самодиагностику, психокоррекцию и психотерапию, получать знания об особенностях своего психического развития. Наличие функциональной асимметрии мозга приводит к формированию и развитию двух личностей как единого целого. Гармоничное развитие индивида обеспечивается интеграцией всех фрагментов личности (субличностей) формируемых на основе психофизиологических функций правого и левого полушарий. Вводятся в научный оборот понятия «личность левого полушария» и «личность правого полушария».
Субботский Е.В. - Экскурсии в зазеркалье: Магическое мышление в современном мире c. 30-73

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.4.12322

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы: Что такое магическая реальность? В какие сферы жизни современного человека проникает эта реальность? В чем причина проникновения магической реальности в жизнь современного человека? К каким последствиям может привести такое проникновение? В древности и средневековье доступ к магической реальности обеспечивала религия или альтернативные религии практики: ведовство, колдовство, астрология, алхимия. В эпоху Ренессанса к ним присоединилось искусство. В XIX веке возникло движение спиритуализма, в XX – парапсихология. Наконец в конце XX -- начале XXI века появляются портативные интерактивные формы зрительной репрезентации магической реальности – компьютерные игры и интернет, а широкое распространение индивидуальных электронных дисплеев (ноутбуков, ай-педов, ай-фонов и т.п.) привели интерактивный мир зазеркалья в семью и детскую комнату. Психологические исследования показали, что вера в магический мир у современного человека не исчезла, а ушла вглубь бессознательного. Эта скрытая вера прорастает во все сферы современной жизни: экономику, политику, медицину, мораль, развлечения, образование, даже в физику и науку о мозге. Почему дети «подсаживаются» на игры, в которых они обладают магической силой? Почему рациональные люди часто принимают экономически невыгодные решения? Как получается, что образованный народ может принять мнение политиков, которое противоречит его коренным интересам? Почему в медицине действует эффект плацебо? Откуда у террористов, как во время войны, так и во время мира, такая фанатичная решимость и сила духа? Как возможно, что даже при отсутствии надзора, внутри себя, некоторые люди выбирают добро, а не зло, действуя вопреки собственной выгоде? Почему физиологи называют работу мозга «магией»? Ответ на эти и другие вопросы – в неосознаваемой вере современного человека в сверхъестественное. Новизна: (1) Впервые некоторые феномены в сфере детской игры, политики, экономики, медицины, морали, и науки о мозге рассматриваются в контексте последних психологических исследований магического мышления; (2) Новым является и рассмотрение исторической эволюции доступа человека к магической реальности, а также последствий контакта с этой реальностью для индивида и общества. Выводы: (1) Магическое мышление, в ходе которого могут нарушаться известные законы физики, биологии и психологии, широко практикуется в современном мире в форме развлечений, игр, и других видов деятельности, основанных на воображении; (2) Как дети, так и образованные взрослые, осознанно или неосознанно, верят в возможность сверхъестественного; (3) Эта скрытая вера порождает специфические эффекты в разных сферах жизни: политике, экономике, медицине, моральной сфере, сфере развлечений, даже в сфере науки; (4) Широкое распространение интерактивных электронных дисплеев облегчает доступ современного человека к воображаемому миру сверхъестественного; (5) В результате вероятность воздействия скрытой веры в сверхъестественное на поведение человека возрастает.
Умарова Г.М. - Распределение ценностей безопасности студентов вуза при разном типе отношения ко времени c. 32-55

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.6.16890

Аннотация: Предметом исследования явилась психологическая безопасность личности студентов вуза как ключевая характеристика, обеспечивающая не только выживание в окружающем мире, но и возможность продвижения к реализации главной жизненной цели. В центр исследования помещено выявление особенностей ценностей безопасности личности, особенности которых детерминированы фактором времени. Автор статьи реализовал эмпирическое изучение связи субъектных ценностей безопасности и типа временной перспективы личности. Его целью явилось выявление того, какие виды безопасности приоритетны для студентов с разным типом отношения ко времени. В качестве метода сбора эмпирических данных использовалось тестирование с использованием опросника потребности в разных видах безопасности Т.М. Краснянской и опросника временной перспективы Ф. Зимбардо. В работе представлено эмпирическое описание особенностей соотношения временной перспективы личности и субъектной ценности для студентов различных видов безопасности жизнедеятельности. Сделан вывод, в соответствии с которым субъектная ценность безопасности разграничивает студентов на две группы: испытывающих потребность в выживании и стремящихся к преодолению, развитию в качестве личности. Результаты, представленные в работе, могут использоваться при планировании профессионального взаимодействия со студентами, испытывающими проблемы в сфере психологической безопасности личности.
Золотухина Е.В. - Личное прошлое как экзистенциальная проблема c. 34-76
Аннотация: Статья посвящена личному прошлому как экзистенциальной проблеме. Автор рассматривает связь прошлого с другими модусами времени, мотивы обращения людей к прошлому, а также психотерапевтические техники изменения личного прошлого. После представления наиболее радикальных техник и фиксирования проблем, которые они создают для личности, автор предлагает читателю известные в литературе более «мягкие» техники, способные в терапевтических целях интерпретировать прошлое, не меняя памяти.
Корнеенков С.С. - Психологическое самоисследование и психотерапия личности в измененном состоянии сознания c. 38-88

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.1.105

Аннотация: Рассматривается структура личности и ее субличностей. Цели исследования: 1) экспериментальная проверка способности к обучению, самопознанию и психотерапии в единстве бодрствующего и измененного состояний сознания; 2) экспериментальное самоисследование личности и ее психологических образований (субличностей) в измененном состоянии сознания; 3) проведение психокоррекции и психотерапии в измененном состоянии сознания. 4) выявить особенности восприятия, переживаний и мышления, связанных с процессом самодиагностики личности в измененном состоянии сознания. Для достижения поставленных целей исследования применялась авторская интегральная технология обучения и самопознания (ИТОиС) в бодрствующем и измененном состояниях сознания. ИТОиС позволяет проводить самодиагностику, психокоррекцию и психотерапию, получать знания об особенностях своего психического развития. Наличие функциональной асимметрии мозга приводит к формированию и развитию двух личностей как единого целого. Гармоничное развитие индивида обеспечивается интеграцией всех фрагментов личности (субличностей) формируемых на основе психофизиологических функций правого и левого полушарий. Вводятся в научный оборот понятия «личность левого полушария» и «личность правого полушария».
Кулагина Н.В. - Маскулинные нормативные установки современных мужчин разного возраста c. 70-79

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.1.18046

Аннотация: Статья раскрывает проблему трансформации идеологии маскулинности в современном обществе. Представлен обзор исследований, актуализирующих данную проблему и показывающих, что следование нормам традиционной маскулинной идеологии детерминирует проблемы психического и физического здоровья у современных мужчин.Цель статьи - ознакомить научную общественность с результатами эмпирического сравнительного исследования степени выраженности маскулинных нормативных установок у современных мужчин.Предметом исследования являются маскулинные нормативные установки современных мужчин разного возраста в разных сферах жизни – личной, семейной, профессиональной. Выборка – 150 мужчин, проживающих в городах Верхнекамья. Для сбора эмпирических данных использовался диагностический инструментарий: опросник «Мужские нормативные установки», автор Л. Луйт, в адаптации И. С. Клёциной и Е. В. Иоффе; методика «Распределение ролей в семье», авторы Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская; анкета «Профессиональные гендерные установки мужчин», автор Ю. Г. Тищенко. Выявлено, что у современных мужчин разного возраста представленность маскулинных нормативных установок в личной и социальной сферах выражена в районе средних значений: у мужчин возраста «молодость» интегральный показатель нормативности на уровне среднего значения, а у мужчин возрастов «взрослость» и «зрелость» на уровне выше среднего. В семейной сфере нормативная идеология маскулинности практически не разделяется молодыми мужчинами, их представления о распределении семейных ролей смещаются в сторону эгалитарной модели. Мужчины более старшего возраста, достаточно патриархальны в этом вопросе. Маскулинные нормативные установки подавляющего большинства мужчин всех возрастов в области распределения профессиональных ролей отражают стремление к мужскому главенству в этой сфере, приверженность вертикальной профессиональной сегрегации.Представленные эмпирические данные могут расширить границы психологического знания относительно степени приверженности нормам традиционной маскулинности современных мужчин разного возраста. Результаты исследования могут быть использованы в консультативной практике специалистов, при разработке учебных курсов и спецкурсов по гендерной психологии, психологии личности, психологии семьи, а также при проведении дальнейших исследований в данной области.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"