Психолог
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 03, 2016
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 25-06-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: nb.info@mail.ru
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2016
Философия и психология
Рысёв Н.Ю. - Необходимые, достаточные и дополнительные компоненты психологической манипуляции c. 1-12

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.3.19242

Аннотация: Данная статья посвящена анализу развития теории манипуляции. Исследуемая проблема – выделение необходимых, достаточных и дополнительных составляющих манипуляции. В статье рассматриваются разнообразные взгляды известных авторов на манипулятивное поведение личности или социальной группы. В статье исследуются следующие контексты манипуляции: 1. культурно - исторический и военный контекст, 2. политический и государственный контекст, 3. организационный контекст, 4. маркетинговый контекст, 5. жизненный контекст, 6. личностно - харктерологический контекст. Целью данной рабты является четкое и ясное выделение таких составляющих психологической манипуляции, которые позволяют говорить о манипуляции как таковой. Методы исследования следующие: теоритические научные методы, такие как - анализ литературы, выдвижение гипотезы, формализация, абстрагирование, индукция; эмпирические научные метод - наблюдение. В результате проведенного анализа автор выдвигает гипотезу о пяти необходимых составляющих манипуляции. 1. Субъект-объектное отношение. 2. Сокрытие истинной цели манипулятора. 3. Сокрытие факта манипуляции. 4. Воздействие на мишень манипулируемого объекта (потребность, ценность, роль или самооценка). 5. Вызов в объекте эмоции, мысли, установки, или действия для того, чтобы создать субъективное ощущение самостоятельности принятия решения у объекта манипуляции. Без каждого из этих компонентов манипуляция не будет таковой, с одной стороны. С другой стороны, наличие данных пяти составляющих достаточно для того, чтобы сделать поведение личности или социальной группы именно манипуляцией. Другие компоненты манипуляции, к примеру, пусковой механизм, сценарий и содержание манипуляции, тактические методы влияния, являются дополнительными и усиливающими воздействие.
Психотехника
Рысёв Н.Ю. - Методика деловой игры "Стратегии и тактики переговоров". c. 13-25

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.3.19287

Аннотация: В данной статье детально описана авторская деловая игра «Стратегии и тактики переговоров». Первая цель игры – понимание и практическое использование пяти стратегий ведения переговоров и способов противодействия им: игнорирование, доминирование, манипуляция, компромисс, сотрудничество. Вторая цель игры – освоение тактических способов оказания влияния, таких как: убеждение, эмоциональное заражение, смена ролей, использование афоризмов, игра на чуствах, самопрезентация, подчеркивание риска, юмор и легкая ирония, влияние на самооценку, четкое инструктирование, ссылка на нормы, должествование, присоединение к ценностям, подчеркивание возможного выигрыша. В статье дается подробное и исчерпывающие описание методики деловой игры, кажый этап деловой игры объясняется и обосновывается. Новизна данной работы заключается в том, что статья имеет ценность для практических психологов и педагогов, которые используют в своей деятельности активные формы обучения, такие как ролевые и деловые игры. Данная деловая игра имеет три важнейших аспекта. Во-первых, во время ее проведения происходит обучение участников. Во-вторых, игра несет диагностическую нагрузку. В третьих, деловая игра может быть использована как дизайн психологического эксперимента.
Философия и психология
Спектор Д.М. - Мотивация, субъективность и их темпоральные интерпретации c. 26-41

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.3.19316

Аннотация: Предмет исследования представлен отношением (обращением) мотивации и «времени» в его не-физической, психологической, трактовке. В исследовании развиваются идеи необходимости отхода психологии от не-критически заимствованных из иных областей представлений о природе времени (биографического, исторического, социального), и разработки психологией собственных аналитических представлений, основанных не-предвзятой аналитикой психологических субстанций (прежде всего, «мотивации»). Исследование ориентировано также задачами переосмысления тесно связанных с «мотивацией» психологических реалий, в частности, «целесообразности» и «субъекта», «субъективности» и «эмоциональности». Метод исследования основан анализом и реконструкцией понятий «прошлого», «будущего» и их обращения в моменте-теперь, в его психологической интерпретации. Научная новизна исследования заключается в разработке новых представлений о природе времени; таковые предварительно очерчены как в исследованиях, связующих «подсознательное» со структурным устроением текста (Ж. Лакан), так и с вменением последнему (тексту) собственной темпоральной структуры. Однако данные интенции не обрели системного замыкания в природе биографического времени. Решение такой задачи предполагает новое возвращение к «природе времени», исходящее из пересмотра природы мотивации (эмоций). Попытку подобного «сведения» и представляет текст статьи.
Профессиональная психология
Смолко С.А. - Исследование интуиции и рациональности как регуляторов принятия решений на примере руководителей среднего звена c. 42-56

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.3.19544

Аннотация: Автор подробно рассматривает в теоретической части такие аспекты темы, как интуиция и рациональность как процессы мышления, определяющие выработку и принятие решений; факторы, определяющие успешность использования интуитивных процессов при принятии решений - наличие опыта в области решаемой задачи и характеристики самой задачи; интуитивные решения в управленческой деятельности. Затронуты вопросы, связанные с особенностями выработки решений в групповом формате. Освещены тенденции перехода от структурного подхода в исследовании группы принятия решений к социокогнитивному и эмоциональному. Выделены связи успешности выработки решений в группе с эмоциональным интеллектом. В конце теоретической части автором сформулированы проблемные факторы, затрудняющие эмпирические исследования интуиции как процесса принятия решений в управленческой деятельности. В эмпирической части представлены результаты исследования успешности управленческих решений, принимаемых в малых группах 5-6 человек, на примере руководителей крупного холдинга (204 чел.), проходивших курс бизнес-образования и участвующих в многоэтапной бизнес-игре по управлению предприятием. Основными выводами проведенного эмпирического исследования являются:1. Выдвинутая гипотеза о положительной связи более успешных решений с более выраженной интуитивной способностью, а также доверием интуитивным суждениям, была подтверждена. 2. Были также получены положительные связи успешности решений со шкалой "Управление эмоциями других", свидетельствующие о большей успешности решений тех команд, уровень эмоционального интеллекта участников которых выше.Научная новизна работы состоит в проверке положений западных сторонников применения интуиции в управленческой деятельности на российской выборке руководителей. Подобные исследования в нашей стране практически отсутствуют.
Ключи творчества
Осипова Т.Ю. - Теоретическое обоснование и характеристики авторского опросника по изучению коммуникативной креативности c. 57-69

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.3.19549

Аннотация: Объектом исследования является креативность личности. Автором проанализированы теоретические подходы к изучению этого явления. Предметом исследования является коммуникативная креативность личности как сплав гибкости в мышлении и поведении, коммуникативной компетентности и ряда личностных черт (способность к саморегуляции, чувство юмора и т.д.), с мотивацией стать успешным в общении, которая позволяет «выйти за пределы» уже используемых стилей, шаблонов поведения и стереотипов восприятия партнера, найти к нему индивидуальный подход. В статье систематизированы подходы к изучению коммуникативной креативности, сформировавшиеся в отечественной педагогике и психологии. В статье рассмотрены методики исследования креативности и отмечено, что методик, позволяющих диагностировать коммуникативную креативность, пока не разработано. Особым вкладом автора является разработка методики - Опросник "КР" (Опросник креативности), имеющей теоретическое обоснование, а также удовлетворительную конструктную валидность и достаточную степень надежности. Данные характеристики и стандартизация методики позволяет использовать Опросник "КР" в исследовательских целях как при индивидуальной, так и групповой диагностике коммуникативной креативности.
Психология развития
Арон И.С. - Специфика когнитивной готовности к профессиональному самоопределению подростков с особыми социальными ситуациями развития c. 70-78

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.3.19383

Аннотация: Предметом исследования является когнитивная готовность к профессиональному самоопределению подростков-сирот, подростков с девиантным поведением и подростков с признаками одарённости. Работа направлена на теоретическое и эмпирическое обоснование необходимости дифференцированного подхода к развитию когнитивной готовности к профессиональному самоопределению подростков с особыми социальными ситуациями развития. Определяется значимость и содержание когнитивной готовности в структуре психологической готовности к профессиональному самоопределению. Анализируются работы психологов, позволяющие выявить содержание когнитивной готовности к профессиональному самоопределению подростков-сирот, подростков с девиантным поведением и подростков с признаками одарённости. Выявляются негативные особенности когнитивного развития подростков-сирот и подростков с девиантным поведением, приводящие к неадекватному представлению подростков об окружающем мире, взаимоотношениях людей, мире профессий, неадекватному представлению о своих возможностях, способностях, навыках, необходимых для успешной профессиональной деятельности, неосознанности профессионального выбора. Отмечается высокий когнитивный потенциал подростков с признаками одарённости, способствующий успешному профессиональному самоопределению Представлены результаты собственного эмпирического исследования, проведённого на базе образовательных учреждений Республики Марий Эл разного типа. Исследование носило сравнительный характер. Выборку составили три основных группы испытуемых (подростки, обучающиеся в специальных образовательных учреждениях) и группа сравнения (учащиеся общеобразовательной школы). Для выявления специфики когнитивной готовности подростков к профессиональному самоопределению применялись методы тестирования и анкетирования. Обработка результатов осуществлялась с использованием методов математической статистики. Результаты эмпирического исследования подтверждают данные теоретического анализа об отличиях в сформированности когнитивной готовности к профессиональному самоопределению подростков с разными социальными ситуациями развития и выявляют ранее не изученную качественную специфичность когнитивной готовности исследуемых групп подростков, прежде всего, по показателям синергичности, креативности, познавательным потребностям и самопониманию.На основании полученных результатов делается вывод о необходимости дифференцированного подхода к организации психолого-педагогического сопровождения формирования когнитивной готовности к профессиональному самоопределению подростков с разными социальными ситуациями развития и разработке специальных технологий психологического сопровождения профессионального самоопределения данных категорий подростков. Что повысит успешность их профессионального самоопределения и профессионального становления.
Психопатология повседневности
Воронцова Ю., Ермолаев В.В. - Гендерные представления о семье у поколения z: кросс-культурный анализ c. 79-95

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.3.19518

Аннотация: Предметом исследования является гендерные представления о своей будущей семье у российских и литовских старшеклассников, как представителей поколения Z. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы, как полоролевой аспект семейной жизни, непрерывно растущую тенденцию к увеличению числа неполных семей, в результате многочисленных расторжений браков, обосновывая тем самым актуальность изучения проблемы трансформации института семьи. Особое внимание авторами уделяется представлениям российских и литовских старшеклассников, как представителей цифрового поколения о своей будущей семье, нравственным нормам и уровнем субъективного контроля, их сбалансированности в системе социальных представлений. Для исследования содержания представлений о будущей семье и выраженности нравственных норм и уровнем субъективного контроля у цифрового поколения применялись: методика стереометрического тестирования (Гарбер Е. И., Козача В. В.); экспресс-методика оценки отношения к соблюдению нравственных норм (Купрейченко А. Б.); тест опросник уровень субъективного контроля (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голыкина, А. М. Эткинд). Проведено кроcс-культурное исследование представлений о своей будущей семье российских и литовских старшеклассников как представителей поколения Z. Были сформулированы следующие выводы: обнаружены различия у представителей поколения Z между представлениями о будущей семье, нравственными нормами и уровнем субъективного контроля российских и литовских школьников.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"