по
Psychologist
18+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Peer-review in 24 hours: How do we do it? > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Copyright & Licensing Policy > Publication in 72 hours: How do we do it? > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Psychologist" > Contents of Issue № 03/2016
Contents of Issue № 03/2016
Philosophy and psychology
Rysev N. - The Necessary, Sufficient and Additional Components of Psychological Manipulation pp. 1-12

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.3.19242

Abstract: This article analyzes the development of the theory of the psychological manipulation. The study problem is the designation of the necessary, sufficient and additional components of the manipulation. The article deals with a variety of views of well-known authors in the manipulative behavior of individuals or social groups. As a result of analysis, the author puts forward a hypothesis about the five essential components of the manipulation. 1. The subject-object relationship. 2. Hiding the true purpose of the manipulator. 3. Hiding the very fact of manipulation. 4. Impact on the target of the object being manipulated (need, value, role or self-esteem). 5. Call the object’s emotions, thoughts, attitudes or actions in order to create the subjective feeling of the independence in decision-making. There is no manipulation without each of these components. On the other hand, the presence of these five elements all together is enough to make the behavior of the individual or social group to be the manipulation. Other components of the manipulation, for example, trigger, the script, content of the manipulation and tactical methods of influence are only complementary. But they have reinforcing effects. 
Psychotechnique
Rysev N. - Methods of the Business Game 'Strategy and Tactics of Negotiations' pp. 13-25

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.3.19287

Abstract: This article describes in detail the author's business game "Strategy and tactics of negotiations." The first goal of the game is the understanding and practical application of the five negotiating strategies and ways to counter them: ignoring, domination, manipulation, compromise, cooperation. The second goal of the game is the development of the tactical methods of influence.
Philosophy and psychology
Spektor D.M. - Motivation, subjectivity and temporal interpretation pp. 26-41

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.3.19316

Abstract: The subject of the study is represented by the ratio of (treatment) motivation and "time" in its non-physical, psychological treatment. The study develops the idea of the need to move the psychology of non-critical borrowed from other regions of ideas about the nature of time (biographical, historical, social), and the development of the psychology of its own analytical views based non-biased analytics psychological substance (primarily, "motivation"). The study also focused objectives rethinking is closely associated with the "motivation" of psychological realities, in particular the "expediency" and "subject", "subjectivity" and "emotion".The research method based analysis and reconstruction of the concepts of "past", "future" and their treatment in the moment-now in its psychological interpretation.The scientific novelty of the research is to develop new ideas about the nature of time; those outlined previously in studies linking "unconscious" with a structural dispensation text (J. Lacan), and with the last imputation (text) own temporal structure. However, these intentions have not found a system fault in the nature of biographical time. The solution of this problem requires a new return to the "nature of time" coming from the revision of the nature of motivation (emotions). An attempt of this "information" and presents the text of the article.
Professional psychology
Smolko S. - The Study of Intuition and Rationality as Regulators of the Decision-Making Process Based on the Example of Middle Managers pp. 42-56

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.3.19544

Abstract: The article presents the results of studies on the relationship of regulators decision to the success of management activities. As regulators of the decision-making were considered: an intuitive and rational thinking styles and level emotional intelligence of group members. Measuring the success of administrative decisions was conducted with the help of the achieved business performance in a simulated situation of enterprise management. The study was conducted on a sample of middle managers (heads and deputy independent structural subdivisions of a large holding company) in the amount of 204 people. When comparing the groups with high, medium and low values of business performance (the total income of the company, revenue growth and net profit) identified differences in intuition, rationality and emotional intelligence indicators confirm suggested.
Keys to creativity
Osipova T.Y. - Theoretical Grounds and Features of the Author's Communicative Creativity Inventory pp. 57-69

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.3.19549

Abstract: The object of the research is the creative abilities of a person. The author analyzes theoretical approaches to this phenomenon. The subject of the research is the communicative creativity as a combination of flexible thinking and behavior, communicative competence and a number of personal traits (self-regulation ability, sense of humour, etc.) along with the motivation for communication success which allows to 'go beyound the limits' of established styles, behavior patterns and perception stereotypes and to find an individual approach to the partner. In this article Osipova systematizes approaches to communicative creativity in Russian pedagogics and psychology. The researcher also analyzes creativity inventories and notes that none of these methods allows to diagnose communicative creativity. The author's special contribution to the topic is the creation of her own 'Creativity Inventory'. The Inventory has solid theoretical grounds, satisfactory construct validity and a sufficient degree of reliability. These features as well as the procedure of standartization conducted allow to use The Creativity Inventory for research purposes during both individual and group diagnostics of communicative creativity.  
Developmental psychology
Aron I. - Features of the Cognitive Readiness for Professional Self-Determination of Students with Special Social Situations of Development pp. 70-78

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.3.19383

Abstract: Object of research is cognitive readiness for professional self-determination of orphan teenagers, teenagers with deviant behavior and teenagers with endowments signs. Work is directed to theoretical and empirical justification of need of the differentiated approach to development of cognitive readiness for professional self-determination of teenagers with special social situations of development. The importance and the maintenance of cognitive readiness in structure of psychological readiness for professional self-determination is defined. The works of psychologists allowing to reveal content of cognitive readiness for professional self-determination of orphan teenagers, teenagers with deviant behavior and teenagers with endowments signs are analyzed. The negative features of cognitive development of orphan teenagers and teenagers with deviant behavior leading to inadequate idea of teenagers of world around, relations of people, the world of professions, inadequate idea of the opportunities, capabilities, skills necessary for successful professional activity, not sensibleness of the professional choice come to light. The high cognitive potential of teenagers with endowments signs promoting successful professional self-determination is noted. Results of own empirical research conducted based on educational institutions of the Republic of Mari El of different type are provided. Research had comparative character. Selection was constituted by three primary groups of examinees (the teenagers who are trained in special educational institutions) and group of comparison (pupils of comprehensive school). Methods of testing and questioning were applied to detection of specifics of cognitive readiness of teenagers for professional self-determination. Handling of results was performed with use of methods of mathematical statistics. Results of empirical research confirm data of the theoretical analysis on differences in formation of cognitive readiness for professional self-determination of teenagers with different social situations of development and reveal earlier not studied high-quality specificity of cognitive readiness of the researched groups of teenagers, first of all, on indicators of a sinergichnost, creativity, informative requirements and self-understanding. Based on the received results the conclusion about need of the differentiated approach to the organization of psychology and pedagogical maintenance of forming of cognitive readiness for professional self-determination of teenagers with different social situations of development and development of special technologies of psychological maintenance of professional self-determination of these categories of teenagers is drawn. What will increase success of their professional self-determination and professional formation.
Psychopathology of the mundane
Voroncova J., Ermolaev V. . - Generation Z' Gender-Based Representations of Family: Cross-Cultural Analysis pp. 79-95

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.3.19518

Abstract: Object of research is gender ideas of the future family at the Russian and Lithuanian seniors as representatives of generation of Z. Authors in detail consider such aspects of a subject as polorolevy aspect of family life, continuously growing tendency to increase in number of incomplete families, as a result of numerous rastorzheniye of marriages, proving by that relevance of studying of a problem of transformation of institute of a family. The special attention is paid by authors to representations of the Russian and Lithuanian seniors as representatives of digital generation about the future family, to ethical standards and the level of subjective control, their balance in system of social representations.And the level of subjective control at digital generation were applied to research of content of ideas of future family and expressiveness of ethical standards: technique of stereometric testing (Garber E. I., V. V. Kozacha); express technique of an assessment of the relation to observance of ethical standards (Kupreychenko A. B.); test questionnaire level of subjective control (E. F. Bazhin, E. A. Golykina, A. M. Etkind). It is carried out cross-country - cultural research of ideas of the future family of the Russian and Lithuanian seniors as representatives of generation of Z. The following conclusions have been formulated: distinctions are found in representatives of generation of Z between ideas of future family, ethical standards and level of subjective control of the Russian and Lithuanian school students.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Психолог
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 03, 2016
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 25-06-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: nb.info@mail.ru
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2016
Философия и психология
Рысёв Н.Ю. - Необходимые, достаточные и дополнительные компоненты психологической манипуляции c. 1-12

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.3.19242

Аннотация: Данная статья посвящена анализу развития теории манипуляции. Исследуемая проблема – выделение необходимых, достаточных и дополнительных составляющих манипуляции. В статье рассматриваются разнообразные взгляды известных авторов на манипулятивное поведение личности или социальной группы. В статье исследуются следующие контексты манипуляции: 1. культурно - исторический и военный контекст, 2. политический и государственный контекст, 3. организационный контекст, 4. маркетинговый контекст, 5. жизненный контекст, 6. личностно - харктерологический контекст. Целью данной рабты является четкое и ясное выделение таких составляющих психологической манипуляции, которые позволяют говорить о манипуляции как таковой. Методы исследования следующие: теоритические научные методы, такие как - анализ литературы, выдвижение гипотезы, формализация, абстрагирование, индукция; эмпирические научные метод - наблюдение. В результате проведенного анализа автор выдвигает гипотезу о пяти необходимых составляющих манипуляции. 1. Субъект-объектное отношение. 2. Сокрытие истинной цели манипулятора. 3. Сокрытие факта манипуляции. 4. Воздействие на мишень манипулируемого объекта (потребность, ценность, роль или самооценка). 5. Вызов в объекте эмоции, мысли, установки, или действия для того, чтобы создать субъективное ощущение самостоятельности принятия решения у объекта манипуляции. Без каждого из этих компонентов манипуляция не будет таковой, с одной стороны. С другой стороны, наличие данных пяти составляющих достаточно для того, чтобы сделать поведение личности или социальной группы именно манипуляцией. Другие компоненты манипуляции, к примеру, пусковой механизм, сценарий и содержание манипуляции, тактические методы влияния, являются дополнительными и усиливающими воздействие.
Психотехника
Рысёв Н.Ю. - Методика деловой игры "Стратегии и тактики переговоров". c. 13-25

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.3.19287

Аннотация: В данной статье детально описана авторская деловая игра «Стратегии и тактики переговоров». Первая цель игры – понимание и практическое использование пяти стратегий ведения переговоров и способов противодействия им: игнорирование, доминирование, манипуляция, компромисс, сотрудничество. Вторая цель игры – освоение тактических способов оказания влияния, таких как: убеждение, эмоциональное заражение, смена ролей, использование афоризмов, игра на чуствах, самопрезентация, подчеркивание риска, юмор и легкая ирония, влияние на самооценку, четкое инструктирование, ссылка на нормы, должествование, присоединение к ценностям, подчеркивание возможного выигрыша. В статье дается подробное и исчерпывающие описание методики деловой игры, кажый этап деловой игры объясняется и обосновывается. Новизна данной работы заключается в том, что статья имеет ценность для практических психологов и педагогов, которые используют в своей деятельности активные формы обучения, такие как ролевые и деловые игры. Данная деловая игра имеет три важнейших аспекта. Во-первых, во время ее проведения происходит обучение участников. Во-вторых, игра несет диагностическую нагрузку. В третьих, деловая игра может быть использована как дизайн психологического эксперимента.
Философия и психология
Спектор Д.М. - Мотивация, субъективность и их темпоральные интерпретации c. 26-41

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.3.19316

Аннотация: Предмет исследования представлен отношением (обращением) мотивации и «времени» в его не-физической, психологической, трактовке. В исследовании развиваются идеи необходимости отхода психологии от не-критически заимствованных из иных областей представлений о природе времени (биографического, исторического, социального), и разработки психологией собственных аналитических представлений, основанных не-предвзятой аналитикой психологических субстанций (прежде всего, «мотивации»). Исследование ориентировано также задачами переосмысления тесно связанных с «мотивацией» психологических реалий, в частности, «целесообразности» и «субъекта», «субъективности» и «эмоциональности». Метод исследования основан анализом и реконструкцией понятий «прошлого», «будущего» и их обращения в моменте-теперь, в его психологической интерпретации. Научная новизна исследования заключается в разработке новых представлений о природе времени; таковые предварительно очерчены как в исследованиях, связующих «подсознательное» со структурным устроением текста (Ж. Лакан), так и с вменением последнему (тексту) собственной темпоральной структуры. Однако данные интенции не обрели системного замыкания в природе биографического времени. Решение такой задачи предполагает новое возвращение к «природе времени», исходящее из пересмотра природы мотивации (эмоций). Попытку подобного «сведения» и представляет текст статьи.
Профессиональная психология
Смолко С.А. - Исследование интуиции и рациональности как регуляторов принятия решений на примере руководителей среднего звена c. 42-56

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.3.19544

Аннотация: Автор подробно рассматривает в теоретической части такие аспекты темы, как интуиция и рациональность как процессы мышления, определяющие выработку и принятие решений; факторы, определяющие успешность использования интуитивных процессов при принятии решений - наличие опыта в области решаемой задачи и характеристики самой задачи; интуитивные решения в управленческой деятельности. Затронуты вопросы, связанные с особенностями выработки решений в групповом формате. Освещены тенденции перехода от структурного подхода в исследовании группы принятия решений к социокогнитивному и эмоциональному. Выделены связи успешности выработки решений в группе с эмоциональным интеллектом. В конце теоретической части автором сформулированы проблемные факторы, затрудняющие эмпирические исследования интуиции как процесса принятия решений в управленческой деятельности. В эмпирической части представлены результаты исследования успешности управленческих решений, принимаемых в малых группах 5-6 человек, на примере руководителей крупного холдинга (204 чел.), проходивших курс бизнес-образования и участвующих в многоэтапной бизнес-игре по управлению предприятием. Основными выводами проведенного эмпирического исследования являются:1. Выдвинутая гипотеза о положительной связи более успешных решений с более выраженной интуитивной способностью, а также доверием интуитивным суждениям, была подтверждена. 2. Были также получены положительные связи успешности решений со шкалой "Управление эмоциями других", свидетельствующие о большей успешности решений тех команд, уровень эмоционального интеллекта участников которых выше.Научная новизна работы состоит в проверке положений западных сторонников применения интуиции в управленческой деятельности на российской выборке руководителей. Подобные исследования в нашей стране практически отсутствуют.
Ключи творчества
Осипова Т.Ю. - Теоретическое обоснование и характеристики авторского опросника по изучению коммуникативной креативности c. 57-69

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.3.19549

Аннотация: Объектом исследования является креативность личности. Автором проанализированы теоретические подходы к изучению этого явления. Предметом исследования является коммуникативная креативность личности как сплав гибкости в мышлении и поведении, коммуникативной компетентности и ряда личностных черт (способность к саморегуляции, чувство юмора и т.д.), с мотивацией стать успешным в общении, которая позволяет «выйти за пределы» уже используемых стилей, шаблонов поведения и стереотипов восприятия партнера, найти к нему индивидуальный подход. В статье систематизированы подходы к изучению коммуникативной креативности, сформировавшиеся в отечественной педагогике и психологии. В статье рассмотрены методики исследования креативности и отмечено, что методик, позволяющих диагностировать коммуникативную креативность, пока не разработано. Особым вкладом автора является разработка методики - Опросник "КР" (Опросник креативности), имеющей теоретическое обоснование, а также удовлетворительную конструктную валидность и достаточную степень надежности. Данные характеристики и стандартизация методики позволяет использовать Опросник "КР" в исследовательских целях как при индивидуальной, так и групповой диагностике коммуникативной креативности.
Психология развития
Арон И.С. - Специфика когнитивной готовности к профессиональному самоопределению подростков с особыми социальными ситуациями развития c. 70-78

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.3.19383

Аннотация: Предметом исследования является когнитивная готовность к профессиональному самоопределению подростков-сирот, подростков с девиантным поведением и подростков с признаками одарённости. Работа направлена на теоретическое и эмпирическое обоснование необходимости дифференцированного подхода к развитию когнитивной готовности к профессиональному самоопределению подростков с особыми социальными ситуациями развития. Определяется значимость и содержание когнитивной готовности в структуре психологической готовности к профессиональному самоопределению. Анализируются работы психологов, позволяющие выявить содержание когнитивной готовности к профессиональному самоопределению подростков-сирот, подростков с девиантным поведением и подростков с признаками одарённости. Выявляются негативные особенности когнитивного развития подростков-сирот и подростков с девиантным поведением, приводящие к неадекватному представлению подростков об окружающем мире, взаимоотношениях людей, мире профессий, неадекватному представлению о своих возможностях, способностях, навыках, необходимых для успешной профессиональной деятельности, неосознанности профессионального выбора. Отмечается высокий когнитивный потенциал подростков с признаками одарённости, способствующий успешному профессиональному самоопределению Представлены результаты собственного эмпирического исследования, проведённого на базе образовательных учреждений Республики Марий Эл разного типа. Исследование носило сравнительный характер. Выборку составили три основных группы испытуемых (подростки, обучающиеся в специальных образовательных учреждениях) и группа сравнения (учащиеся общеобразовательной школы). Для выявления специфики когнитивной готовности подростков к профессиональному самоопределению применялись методы тестирования и анкетирования. Обработка результатов осуществлялась с использованием методов математической статистики. Результаты эмпирического исследования подтверждают данные теоретического анализа об отличиях в сформированности когнитивной готовности к профессиональному самоопределению подростков с разными социальными ситуациями развития и выявляют ранее не изученную качественную специфичность когнитивной готовности исследуемых групп подростков, прежде всего, по показателям синергичности, креативности, познавательным потребностям и самопониманию.На основании полученных результатов делается вывод о необходимости дифференцированного подхода к организации психолого-педагогического сопровождения формирования когнитивной готовности к профессиональному самоопределению подростков с разными социальными ситуациями развития и разработке специальных технологий психологического сопровождения профессионального самоопределения данных категорий подростков. Что повысит успешность их профессионального самоопределения и профессионального становления.
Психопатология повседневности
Воронцова Ю., Ермолаев В.В. - Гендерные представления о семье у поколения z: кросс-культурный анализ c. 79-95

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.3.19518

Аннотация: Предметом исследования является гендерные представления о своей будущей семье у российских и литовских старшеклассников, как представителей поколения Z. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы, как полоролевой аспект семейной жизни, непрерывно растущую тенденцию к увеличению числа неполных семей, в результате многочисленных расторжений браков, обосновывая тем самым актуальность изучения проблемы трансформации института семьи. Особое внимание авторами уделяется представлениям российских и литовских старшеклассников, как представителей цифрового поколения о своей будущей семье, нравственным нормам и уровнем субъективного контроля, их сбалансированности в системе социальных представлений. Для исследования содержания представлений о будущей семье и выраженности нравственных норм и уровнем субъективного контроля у цифрового поколения применялись: методика стереометрического тестирования (Гарбер Е. И., Козача В. В.); экспресс-методика оценки отношения к соблюдению нравственных норм (Купрейченко А. Б.); тест опросник уровень субъективного контроля (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голыкина, А. М. Эткинд). Проведено кроcс-культурное исследование представлений о своей будущей семье российских и литовских старшеклассников как представителей поколения Z. Были сформулированы следующие выводы: обнаружены различия у представителей поколения Z между представлениями о будущей семье, нравственными нормами и уровнем субъективного контроля российских и литовских школьников.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"