Социодинамика
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Социодинамика" > Содержание № 05, 2014
Выходные данные сетевого издания "Социодинамика"
Номер подписан в печать: 1-5-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Копцева Наталья Петровна, доктор философских наук
ISSN: 2409-7144
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2014
Государство и гражданское общество
Зайцев А.В. - Институционализация публичных дебатов во Франции и диалог государства и гражданского общества в публичной политике современной России: сравнительный анализ c. 1-41

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.5.12120

Аннотация: В статье рассказывается о необходимости институционализации диалога государства и гражданского общества. При этом автор опирается не только на теоретическое осмысление данной проблемы, но и на основе компаративного анализа обращается к опыту современной Франции и институционализации публичных дебатов в этой стране. В отличие от понятия «диалог государства и гражданского общества» во Франции используется концепт «публичных дебатов», которые институционализированы в публичной политике рядом законов и нормативных актов. В отличие от Франции, в публичной политике современной России институционализация диалога государства и гражданского общества находится на начальном этапе. Для придания этому процессу большей динамики необходима разработка и принятие соответствующей законодательно-правовой базы. Термин «институционализация» в политической науке рассматривается двояко: во-первых, как учреждение, создание, формирование новых институтов; во-вторых, как закрепление, укоренение и стабилизация уже существующих институтов. Это значит, что институционализация трактуется одновременно и как учреждение, и как укоренение институтов [3]. С. Хантингтону, которого в западной литературе нередко называют «отцом» понятия институционализации, принадлежит ее классическое определение: «Институциализация – это процесс, посредством которого организации и процедуры приобретают ценность и устойчивость» [13, с.32]. По С.Хандингтону, «институты – это устойчивые, значимые и воспроизводящиеся формы поведения [13, с.32]. При этом институты это не только организации, но еще и «процедуры, которые могут обладать различным уровнем институционализации» [13, с.32]. Для того, чтобы уровень институционализации считался высоким, формы поведения людей в обществе должны обрести устойчивость, повторяемость, и значимость. Исходя из этого, институционализацию можно считать процессом или, точнее, совокупностью процессов, продолжающимся в течение определенного отрезка времени и выражающего те или иные потребности социума [4]. Необходимым условием типизации или процесса возникновения институтов является хабитуализация [1, с. с.32]. Хабитуализация, то есть опривычнивание (от англ. Habitual, опривычнивание) предшествует появлению института, но именно типизация является началом появления нового института. При этом институт определяется П. Бергером и Т. Лукманом как «взаимная типизация опривыченных действий» [1, с.92.].
Правовое государство
Кабанов П.А. - Антикоррупционные программы субъектов Российской Федерации как средства противодействия коррупции: опыт критического анализа c. 42-70

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.5.12103

Аннотация: Предметом проведенного исследования являются нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации регулирующие подготовку, организацию и разработку региональных антикоррупционных программ ( программ противодействия коррупции).Целью исследования выступает - описание и анализ содержания региональных антикоррупционных программ и выработка предложению по их совершенствованию.Задачи исследования:анализ максимального количества региональных антиколррупционных программ и иных нормативных правовых актов, связанных с их разработкой и принятием;выявление в региональных антикоррупционных программа типичных недостатков;выработка предложений по совершенствованию региональных антикоррупционных программ.Хронологические рамки исследования охватывают период с 2006 по 2013 годы. Методологической основой выполненного исследования является универсальный диалектический подход к исследованию социальных явлений и процессов и основанные на нем общенаучные методы - анализ, сравнение, широко применяемые в современной российской юридической науке. Научная новизна проведенного нами исследования заключается в том, что впервые в российской юридической науке проведен анализ правового регулирования антикоррупционного планирования и программирования 83 субъектов Российской Федерации, выявлены типичные ошибки, встречающиеся в этих правовых документах и предложены меры, направленные на дальнейшее совершенствование этих нормативных правовых актов.
Религия и политика
Королева Л.А., Королев А.А., Молькин А.Н. - Русская Православная церковь в образовательной политике в пореформенной России (1990-е гг.) c. 71-79

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.5.11887

Аннотация: В статье анализируется деятельность Русской Православной церкви в плане складывания системы православного образования и просвещения и состояние православного образования в России в условиях религиозного «возрождения»: динамика открытия новых православных учебных заведений различного уровня, проблемы становления образовательной системы (децентрализация управления, недостаточное финансирование учебных заведений, отсутствие необходимого правового статуса образовательных учреждений, дефицит преподавательского состава и богословской литературы, низкий уровень подготовки научных богословских кадров и т.д.). Теоретико-методологическую основу исследования составляют принципы объективности, историзма, системности, комплексного учета социально-субъективного в предмете изучения и максимально возможная нейтральность отношения исследователя к интерпретации и оценке фактического материала. При возможности были применены принципы социально-психологического подхода и корректности и тактичности в оценке фактов и событий. В конце 1980 - 1990-е гг. происходило массовое открытие новых духовных учебных заведений, что, в свою очередь, породило и новые проблемы. Порою открытые духовные училища и семинарии имели «факультативный» характер, то есть в них отсутствовал штатный освобожденный человек, в обязанности которого входила бы организация и контроль за учебным процессом и заведением в целом. Возрождающейся система российского религиозного образования в полной мере испытала на себе трудности становления, основными из которых были дефицит преподавательского состава, недоукомплектованность библиотек, недостаток учебных пособий, нехватка зданий, отсутствие необходимого статуса. Ситуация осложнялась децентрализацией, поскольку финансирование новых религиозных учебных заведений и училищ осуществлялось не из Учебного комитета, а напрямую из епархий; некоторые учебные заведения вообще не получали никакого – ни центрального, ни местного финансирования, находясь в условиях самообеспечения. Только к 2000 г. в принципе был решен вопрос централизации религиозного образования в России: проведены массовые инспекционные проверки Учебным Комитетом, обозначен вопрос об обязательном лицензировании духовных академий, семинарий и училищ и последующей их аккредитации.
Политические коммуникации
Пашинская В.В. - Генезис понятия «Политической коммуникации» c. 80-92

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.5.12145

Аннотация: Несмотря на кардинальная трансформация средств и методов коммуникации, сохранились устойчивые черты коммуникационных процессов, которые позволяют прогнозировать коммуникационные процессы будущего. Следует заметить, что само исследования проблем коммуникации и коммуникационного процесса происходит на стыке гуманитарных дисциплин философии, филологии и социологии. Таким образом, рассматривая проблемы коммуникативного процесса сквозь призму гуманитарных наук возникает трактовка данного процесса, как социального феномена, так как в последствии, была доказана связь между реакцией аудитории на средства массовой информации и восприятием информации каждым конкретным зрителем. Влияние индивидуальных качеств таких как: особенности психологии, жизненный опыт, восприятие окружающего мира, социально-классовые различия и многое другое, все это оказалось очень сильным критерием в коммуникационном процессе. При написании статьи, в границах научного поиска использован описательный метод, основанный на процедуре сбора, обработки, анализа и изложения обобщенных данных с характеристиками. В данной статье представлены выводы, подготовленные на основании историографического анализа о сущностной стороне политико-коммуникационных процессов, состоящей из передачи, перемещения, оборота сведений между «источниками» и «потребителями», взаимодействующими в социуме. При этом, рассматривается информация, которая в контексте определенной ситуации получает некую семантическую, то есть смысловую, значимость.
Наследие и трансформации
Розанова Л.И. - Попадание в десятку: центробежные и центростремительные силы регионов c. 93-106

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.5.12155

Аннотация: В статье анализируется положение регионов, входящих в первую и последнюю десятку по формируемому валовому региональному продукту. Актуальность исследуемой проблемы углубления разрыва между указанными группами регионов обусловлена тем, что регионы-лидеры на протяжении длительного периода опережают более чем в 50 раз регионы-аутсайдеры. И этот разрыв не уменьшается. Автором рассматриваются отдельные факторы, оказывающие влияние на положение первой и последней группы российских регионов, где основной акцент делается на структуру ВРП. Оценивается промышленный потенциал регионов-лидеров, как наиболее значимый фактор успешного развития экономики. В регионах-аутсайдерах также выделены факторы, препятствующие эффективному использованию ресурсов, нарушающие оптимальные пропорции структуры добавленной стоимости. В исследовании регионального развития используется сравнительный метод, вертикальный и горизонтальный анализ. На их основе определены основные пропорции анализируемых показателей, абсолютные и относительные значения сравниваемых показателей. Основным результатом проведенного исследования является выявленные автором диспропорций в структуре ВРП полярных групп регионов, обусловливающие глубину разрыва между лидирующими и отстающими регионами. Автор считает, что в сложившихся условиях основной акцент распределительной политики государства должен быть сделан на стимулирование экономической активности в регионах-аутсайдерах. Политика перераспределения, действующая на сегодняшний момент, неэффективна. При её неизменности в ситуации глубочайшей дифференциации регионального развития нарастание центробежных сил, ведущих к распаду связей, в отстающих регионах будет стремительнее, а потенциал регионов-лидеров как мощная центростремительная сила будет постоянно поддерживать эти центры роста.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"