Юридические исследования - рубрика Экологическое и земельное право
по
Юридические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Юридические исследования" > Рубрика "Экологическое и земельное право"
Экологическое и земельное право
Белолюбская Г.С. - Правовое регулирование сбора останков мамонтовой фауны в Российской Федерации c. 1-11

DOI:
10.25136/2409-7136.2019.12.31697

Аннотация: Жесткие меры борьбы с незаконной торговлей слоновыми костями, предпринятые мировым сообществом, привели к буму на рынке ископаемой мамонтовой кости. Так как основная часть мировых запасов мамонтовых костей находится на территории российской Арктики, то проблемы правового регулирования сбора останков мамонтовой фауны в России представляют особый исследовательский интерес. В статье рассмотрены особенности законодательного регулирования этой сферы на федеральном и региональном уровнях в РФ. До настоящего момента приоритет в вопросе сбора и добычи ископаемых останков мамонтовой кости был у субъектов федерации. Но бум на рынке мамонтовых костей поднял вопрос принятия федерального закона и признания останков мамонтовой фауны природным ресурсом страны. В статье проанализированы нормативно-правовые документы, как федерального, так и регионального уровня, регулирующие сферу сбора и добычи ископаемых останков мамонтовой фауны. В качестве примера регионального законодательства взят законодательный опыт Республики Саха (Якутия), где регулированию оборота ископаемой мамонтовой кости уделяется особое внимание с начала 1990-х годов. Особое внимание в статье уделено вопросу признания ископаемой мамонтовой кости в качестве природного ресурса и возможным последствиям такого решения для коренных сообществ российской Арктики.
Куделькин Н.С. - Правовые вопросы возмещения вреда, причиненного окружающей среде в результате разливов нефти и нефтепродуктов c. 1-12

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.9.36218

Аннотация: Предметом работы является совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе возмещения вреда, причиненного окружающей среде, в том числе в результате разливов нефти и нефтепродуктов. Целью работы является формулирование выводов и предложений теоретической и практической направленности, касающихся как совершенствования института возмещения экологического вреда в целом, так и правовых аспектов возмещения вреда, причиненного окружающей среде в результате разливов нефти и нефтепродуктов. Методологическую основу исследования составила совокупность различных логических приемов, методов, и средств познания. Актуальность выбранной темы подтверждается в том числе и статистическими данными, например, на территории Арктической зоны Российской Федерации общая площадь нарушенных земель по состоянию на 2019 г. составила 218 641 га, причем большая часть таких земель (по данным за весь период наблюдений) образовалась из-за ведения деятельности по добыче полезных ископаемых, а также в результате разливов нефти и нефтепродуктов при их транспортировке.     В 2019 г. на территории Российской Федерации произошло 17 тыс. аварий, связанных с разливами нефти, из них 10,5 тыс. аварий – на нефтепроводах. В работе рассмотрены вопросы, связанные с возмещением экологического вреда. Анализ действующего в данной сфере законодательства и практики его применения позволил прийти к ряду выводов. Так, в статье отмечается, что механизм возмещения вреда окружающей среде в Российской Федерации не лишен существенных недостатков, в частности, связанных с возмещением вреда в натуре, зачетом расходов, понесенных причинителем экологического вреда на устранение такого вреда. Открытыми и практически неурегулированными остаются вопросы, связанные с процедурой расходования взысканных в счет компенсации экологического вреда средств на восстановление нарушенного состояния окружающей среды. Делаются предложения, направленные на решение указанных проблем.
Куделькин Н.С. - Арктика и глобальное потепление: адаптация к изменению климата и охрана окружающей среды c. 1-16

DOI:
10.25136/2409-7136.2022.1.37049

Аннотация: Предметом работы являются правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе осуществления деятельности, связанной с борьбой с глобальным потеплением и адаптацией к изменению климата. Целью работы является формулирование на основе анализа законодательства, положений политических документов различных стран, а также информации и данных, касающихся изменения климата, выводов и предложений теоретического и практического характера, направленных на совершенствование правового регулирования в данной сфере. Методологическую основу составила система различных методов, логических приемов и средств познания. В процессе работы использовались общенаучные, частные и специальные методы. В том числе: анализ, синтез, аналогия, дедукция, индукция, сравнительно-правовой, формально-юридический и другие методы. Об актуальности темы исследования говорит то, что в настоящее время во всем мире, продолжается потепление, при этом наиболее быстрые темпы роста демонстрирует температура Северной полярной области. При этом экспертами отмечается, что предпринимаемые мировым сообществом усилия по сокращению выбросов парниковых газов не приводят ни к замедлению потепления, ни к снижению темпов роста концентрации этих газов. Данный факт говорит в том числе и о том, что усилия в данной сфере необходимо направлять в первую очередь на адаптацию к новым климатическим реалиям. В работе рассмотрены вопросы, связанные как с охраной климата, так и с адаптацией к его изменению применительно к Арктике. Делается ряд выводов и предложений теоретического и практического характера. В частности, в целях охраны окружающей среды Арктики в условиях меняющегося климата, необходимо предусмотреть в законодательстве России наличие такого правового инструмента, как стратегическая экологическая оценка, по крайней мере, для проектов, реализация которых планируется в Арктической зоне Российской Федерации.
Гао Ю., Болотов М.В. - Правовые аспекты обеспечения национальной безопасности в сфере недропользования природного газа в России и КНР c. 1-17

DOI:
10.25136/2409-7136.2022.2.37382

Аннотация: В нынешнем контексте цели Китая и России по достижению «углеродной нейтральности» к 2060 г. и укреплению собственной энергоресурсной и экологической безопасности, сравнительное изучение обнародованных двумя странами законов по переходу на низкоугледродные источники энергии и новые экологические стандарты можно рассматривать как актуальный и срочный. Предметом исследования являются меры реформирования законодательства в области разведки и добычи природного газа в России и Китае. Предмет можно разделить на следующие аспекты: реформа системы законодательства о недрах и конкурсная передача права пользования участком недр, реформа закона «Об иностранных инвестициях» и определение государственных стратегических минеральных ресурсов, правовая система охраны окружающей среды и реформа охраны экологических ресурсов в горнодобывающих районах. Посредством сравнительного исследования в различных юридических дисциплинах, обобщаются и анализируются сходства и различия в обеспечении ресурсной и экологической безопасности в России и Китае. В этой статье обобщается опыт и недостатки России и Китая в обеспечении баланса между национальной ресурсной безопасностью и экологической безопасностью, направленной на достижение «углеродной нейтральности». Исходя из того, что Китай и Россия поддерживают соответствующую ресурсную и экологическую безопасность, Китай должен перенимать российский опыт и преобразовать административные положения более низкого уровня, связанные с защитой ресурсов и экологической безопасностью, в законодательные акты, чтобы усилить свои правоприменительные, принудительные и сдерживающие полномочия. Напротив, России также следует обратиться к опыту Китая по внедрению факторов рыночной конкуренции в области разведки нефти и газа, а также поощрять и мотивировать иностранный или отечественный частный капитал входить в сферу разведки нефти и газа, чтобы помочь России модернизировать оборудование для добычи нефти и газа и увеличить добычу и производство.
Куделькин Н.С. - Правовая охрана морской среды от загрязнения пластиком в Российской Федерации c. 1-12

DOI:
10.25136/2409-7136.2022.10.38946

EDN: DTKSQI

Аннотация: Предметом работы являются правовые нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе охраны морской среды от загрязнения пластиком, а также положения документов стратегического планирования, касающиеся данного вопроса. Основной целью работы является разработка на основе анализа действующего правового регулирования и данных о состоянии загрязнения морской среды пластиком рекомендаций теоретического и практического характера, направленных на совершенствование отечественного природоохранного законодательства. Методологическую основу исследования составляет система различных методов, логических приемов и средств познания. В том числе использовались такие методы, как анализ, синтез, дедукция, индукция, формально-юридический и др. Об актуальности выбранной темы исследования говорит то, что пластик является одним из самых распространенных загрязнителей и составляет большую часть морского мусора.   При этом исследованиями подтверждено наличие такого загрязнения в 10 из 12 морей Российской Федерации. Проведенное исследование позволило сформулировать ряд выводов, обладающих актуальностью и научной новизной, в том числе о целесообразности ужесточения административной ответственности в данной сфере, необходимости установления ряда ограничений на использование одноразовых изделий из пластика, разработки требований к противообрастающим покрытиям на судах, следующих по Северному морскому пути, в целях охраны морской среды Арктики от загрязнения микропластиком. Среди прочего, сделан вывод о том, что одну из основных ролей в защите морской среды от загрязнения пластиком предстоит выполнить экологическому образованию и просвещению, которые должны способствовать формированию правильной экологической культуры граждан, в том числе и в сфере обращения с продукцией (изделиями), состоящей из пластика или содержащей его в своем составе. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования правового регулирования в сфере охраны морской среды от загрязнения пластиком, а также в преподавательской деятельности.
Редникова Т.В. - Правовое обеспечение биологической безопасности в контексте национальной безопасности страны: новые угрозы и меры противодействия c. 1-10

DOI:
10.25136/2409-7136.2023.2.39687

EDN: CFLSDR

Аннотация: Сегодня в Российской Федерации в сфере обеспечения медико-биологической безопасности населения действует целый ряд документов стратегического планирования, федеральных законов, подзаконных нормативных актов, СанПиНов и ГОСТов. В значительной степени развита система природоохранного законодательства и законодательства в сфере здравоохранения и санитарно-эпидемиологического обеспечения, нормы которого в той или иной степени регулируют вопросы обеспечения медико-биологической безопасности. Следует отметить ряд проблем, присущих всему массиву законодательства, регулирующего различные аспекты обеспечения медико-биологической безопасности, которые требуют первоочередного решения путем консолидации усилий государства и представителей правовой и отраслевых наук, а также гражданского общества. Характерной чертой законодательства в сфере обеспечения медико-биологической безопасности является то, что в большинстве случаев оно развивается в ответ на уже случившиеся либо реализованные угрозы, хотя в современном мире как никогда раньше необходимо опережающее его развитие с учетом прогнозируемых рисков. Большое количество норм, регулирующих отношения в сфере обеспечения медико-биологической безопасности и зачастую вступающих в противоречие друг с другом, в значительной степени затрудняют их правоприменение.   Перед юридической наукой стоит настоятельная необходимость выработки стратегии (содержания) и тактики (механизма реализации) государственно-правовой политики в сфере обеспечения как медико-биологической, так и неразрывно с ней связанной экологической безопасности государства, адекватной реалиям современного этапа общественного развития. Обеспечение медико-биологической безопасности – это не только национальная, но и глобальная проблема. Несмотря на критический уровень международной напряженности, необходимо искать пути налаживания отношений и развития дальнейшего сотрудничества со всеми странами мира. В первую очередь должны быть «реанимированы» с точки зрения их практической реализации международные соглашения, запрещающие применение оружия массового поражения.
Свецкий А.В. - Правовая охрана морской среды от разливов нефти и нефтепродуктов c. 1-12

DOI:
10.25136/2409-7136.2023.3.39944

EDN: FHIONT

Аннотация: В статье рассматриваются общественные отношения, возникающие в процессе предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде. Обозревается опасность загрязнения морской среды нефтью и нефтепродуктами, упоминаются две крупнейшие аварии, связанные с разливом нефти и нефтепродуктов: выброс нефти из танкера Exxon Valdez и разлив нефти Deepwater Horizon. Рассматриваются также методы, применяемые для ликвидации аварий в Балтийском море, а также некоторые особенности этого региона. Рассмотрена особая роль Полярного кодекса в деле предупреждения загрязнения полярных вод нефтью и нефтепродуктами. Также в статье рассматриваются требования по предупреждению аварийных разливов, содержащиеся в международных актах.         В статье отмечено, что большая часть действующих международно-правовых норм, как и правовых актов национального законодательства, направлена на обеспечение соблюдения установленных правил перевозки нефти и нефтепродуктов, требований к эксплуатации судов, их конструктивным особенностям, а также к надлежащей эксплуатации оборудования. Необходимо ликвидировать пробелы в законодательстве в части регулирования сбора нефти подо льдами в полярном регионе. Представляется обязательным законодательно урегулировать использование специальных средств мониторинга разливов нефти. Также отметим, что большая часть имеющихся правовых норм как на международном, так и на национальном уровнях направлена на соблюдение правил перевозки нефти и нефтепродуктов. В дальнейшем совершенствовании нуждается законодательство в сфере прогнозирования, предупреждения аварий, а также учета природных особенностей региона добычи и перевозки нефтепродуктов.
Летута Т.В. - Гражданско-правовые средства и способы предупреждения причинения вреда окружающей среде (на примере региональной судебной практики) c. 18-30

DOI:
10.25136/2409-7136.2019.10.30800

Аннотация: Объектом исследования являются гражданско-правовые общественные отношения, возникающие в связи с предупреждением причинения вреда окружающей среде. Предметом исследования выступают нормы гражданского законодательства и региональная судебная практика, а также работы учёных. Особое внимание уделяется поиску ответа на вопросы о том, являются ли указанные в ст.1065 ГК способы защиты гражданских прав в целях предупреждения причинения вреда окружающей среде исчерпывающими, какие средства гражданско-правовой защиты могут использовать потерпевшие по экологическим деликтам, является ли конструкция ст.1065 ГК оптимальной? Исходя из целей исследования в работе используются методы: системного анализа, позволяющего охватывать по конкретной проблеме весь правовой материал в целом и выявлять пробелы и несоответствия между запросом отсылочных норм Закона "Об охране окружающей среды" и ГК; анализа и обобщения, при работе с материалами судебной практики и формулировании выводов. Основными выводами проведённого исследования являются следующие положения. Прямого механизма реализации норм Закона "Об охране окружающей среды" посредством норм ГК не существует. Предлагаются оптимальные варианты задействования различных гражданско-правовых средств и способов защиты, в том числе, вещно-правовых. Формируется авторский вариант системы гражданско-правовых способов защиты, возможных к использованию для предупреждения причинения вреда окружающей среде при определённых видах нарушений. Представляются авторские варианты корректировки положений гражданского законодательства в целях эффективной реализации статей 34, 56, 80 Закона "Об охране окружающей среды"
Винницкий А.В., Круглов В.В., Соловьев М.С. - К вопросу о приоритете натуральной формы возмещения вреда, причиненного окружающей среде (на примере водных объектов и почв) c. 18-30

DOI:
10.25136/2409-7136.2020.12.34809

Аннотация: Предметом исследования выступили положения действующего экологического и гражданского законодательства, устанавливающие основания, порядок и формы возмещения вреда, причиненного окружающей среде. Изучена, обобщена и критически проанализирована практика Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и арбитражных судов по рассмотрению споров, связанных с различными вопросами возмещения вреда, причиненного окружающей среде. Особое внимание уделено постановлению Конституционного Суда РФ от 02.06.2015 № 12-П и постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49. Использованы результаты эколого-правовых и смежных научных исследований. В работе использован комплекс методов и способов познания, присущих современной науке, в том числе общенаучные, частнонаучные методы и общелогические приемы (абстрагирование, анализ, синтез, аналогия, обобщение и др.).    В итоге обосновывается о вывод о приоритете натуральной формы возмещения вреда, причиненного окружающей среде, однако при наличии (1) фактической возможности возмещения вреда в натуре полностью, либо в максимально возможной части, и, в частности, (2) возможности оперативного принятия мер, (3) их эффективности для восстановления нарушенного состояния окружающей среды. Кроме того, обосновывается, что вопросы о возможности проведения восстановительных работ, их объемах и сроках их выполнения могут быть поставлены на разрешение судебной экспертизы непосредственно в рамках разрешения спора о возмещения вреда, причиненного окружающей среде (независимо от разработки на досудебного стадии проекта рекультивации). Отмечается, что подобный механизм доказывания приобретает особую актуальность в случае, если временной промежуток со дня выявления загрязнения и до подачи иска заведомо недостаточен для разработки проекта рекультивации во внесудебном порядке.
Белолюбская Г.С. - Правовое регулирование охраны палеонтологических объектов: опыт Канады c. 26-38

DOI:
10.25136/2409-7136.2020.11.34721

Аннотация: Охрана палеонтологического материала занимает одно из центральных мест в сфере сохранения объектов историко-культурного наследия. Каждая страна имеет свои правовые традиции и систему по защите ископаемых объектов на своей территории. В данной статье внимание уделено законодательному регулированию поиска, сбора и коллекционирования палеонтологических объектов в Канаде. Опыт этой страны представляет определенный интерес для российской практики. В отличие от других стран, Россию и Канаду объединяют схожесть климата, географии и природных условий, наличие вечной мерзлоты и залежей с ископаемыми останками. Поэтому канадский опыт по охране палеонтологических объектов заслуживает отдельного рассмотрения.   На основе анализа законодательных актов провинций и территорий Канады в статье рассматриваются особенности правового регулирования в этой сфере и организация государственной системы по защите ископаемых останков. Новизна работы заключается в том, что упор в исследовании сделан на формировании и распределении прав собственности на ископаемые объекты и окаменелости. Это позволило прийти к следующим выводам: все ископаемые объекты, как культурно-историческая ценность, находятся в собственности провинций и территорий, что предотвращает их превращение в товарную единицу; организация охраны палеонтологических объектов имеет горизонтальную структуру, где приоритет имеют не федеральные органы власти, а провинциальные и территориальные.
Кожокарь И.П. - К вопросу об актуальности совершенствования правового регулирования вовлечения в оборот долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения c. 28-37

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.8.36231

Аннотация: В работе рассматривается проблема регулирования вовлечения в оборот долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Обосновывается актуальность совершенствования действующего законодательства, прежде всего, в связи с ежегодным ростом числа невостребованных земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения и фактической невозможности их использования в гражданском обороте. Дается анализ существующей процедуре признания земельных долей невостребованными и их перехода в муниципальную собственность, отмечается ее крайняя неэффективность. Рассматриваются предложение об изменении гражданского и земельного законодательства в части упрощения оснований передачи таких объектов в муниципальную собственность, путем возможного признания данных объектов бесхозными вещами, изменения процедуры передачи таких долей в муниципальную собственность, а также уточнения оснований прекращения права собственности субъектов на невостребованные на земельные доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Анализируются критические замечания экспертов на указанную инициативу, возражения против возможного применения статьи 225 Гражданского кодекса РФ к субъективным правам, поскольку это противоречит действующей концепции, допускающей применение правил о приобретении бесхозяйных вещей только к вещам как телесным объектам, а также возможного распространения правил о прекращении права собственности на имущество, которое не может принадлежать лицу, на случаи, когда обладатель доли в праве общей собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, не сданный в аренду, в определенный срок не выделит участок в счет установленной ему доли.
Дубовик О.Л. - Уголовное право и охрана окружающей среды: реальный потенциал и ограниченные возможности в условиях современных экологических кризисов. c. 30-38

DOI:
10.25136/2409-7136.2020.8.33844

Аннотация: Статистически экологические преступления составляют и по количеству зарегистрированных случаев, и по количеству рассмотренных дел незначительную долю в структуре преступности в целом; уровень их латентности продолжает оставаться высоким. В структуре регистрируемой российской экологической преступности преобладают традиционные виды преступлений – незаконная рубка лесных насаждений, незаконная охота, незаконная добыча водных биоресурсов, хотя и их латентность не вызывает сомнений. Подавляющее большинство фактов уголовно-наказуемого загрязнения окружающей среды (вод, атмосферы, морской среды, почвы), нарушения правил обращений с экологически опасными веществами и отходами не фиксируются и не получают надлежащей юридической оценки.   Современные угрозы окружающей среде, экологическим правам и интересам, жизни и здоровью, безопасности населения и территорий разнообразны и многочисленны, сложны по своей структуре, причинами и последствиям, динамике, зачастую тесно связаны с иными социальными и экономическими факторами. На сегодня, пожалуй, в первую очередь следует выделить такие- наиболее актуальные и масштабные угрозы как изменения климата, загрязнение вод мирового океана, снижение биоразнообразия, лесные пожары, а в перспективе– загрязнение околоземного космического пространства. Экологи активно обсуждают возможность противодействия этим угрозам, меры по их сдерживанию, в том числе правовые. В свою очередь уголовное право может и должно внести свой вклад в эту деятельность.
Никонович С.Л., Авдалян А.Я., Бочаров А.В. - Влияние испанского горного права на правовую регламентацию горнодобывающей промышленности Аргентины c. 31-37

DOI:
10.25136/2409-7136.2018.8.25216

Аннотация: В статье дается краткая характеристика основных положений Горного кодекса Аргентины 1886 года. Указано влияние испанского горного права на горное законодательство Аргентины. Законом предусмотрено деление всех горнодобывающих предприятий на три класса и в зависимости от этого, регламентируется добыча полезных ископаемых, определяются допустимые размеры площадей и особенности регистрации участков с полезными ископаемыми, выдача временных разрешений и лицензий на горные разработки, передача перспективных участков в концессию или собственность, уплата горных налогов и сборов в государственную казну и др. В работе применялись общенаучный метод диалектического познания, а также часто-научные методы: сравнительно-правовой, исторический, формально-логический Становлению горного законодательства Аргентины способствовали основные положения горного права Испании и в целом европейского горного права. Заимствован принцип горной свободы, заключающийся в свободном поиске любыми лицами полезных ископаемых и праве открытия месторождений на территории, принадлежащей государству или частному лицу; определены субъекты горного права и правила выдачи временных разрешений и лицензий на поиск и разработку полезных ископаемых; установлен размер горных отводов; порядок их передачи в концессию или собственность; порядок конфискации горного отвода; порядок выплаты горных налогов и сборов. Горный кодекс Аргентины 1886 года явился правовой основой для создания и развития цивилизованной горной промышленности Аргентины. Более полутора веков закон регламентирует разведку и добычу полезных ископаемых. В республике успешно осуществляется добыча различных руд и минералов и этому в немалой степени способствует горное право.
Редникова Т.В. - Актуальные направления формирования единого правого пространства в Арктическом регионе в сфере охраны окружающей среды и сохранения биоразнообразия региона c. 33-42

DOI:
10.25136/2409-7136.2022.1.37285

Аннотация: Циркумполярное расположение Арктического региона и единство его природной среды обуславливает необходимость формирования единых подходов к ее охране, что является непростой задачей по причине различий в правовых системах стран Арктической восьмерки. Помимо этого, все большее количество неарктических стран заявляет о своих притязаниях на возможность осуществления научной, хозяйственной и иной деятельности в регионе, что в еще большей степени обуславливает необходимость создания в регионе единого правового режима в отношении охраны окружающей среды. Несмотря на негативные изменения состояния окружающей среды и природы Арктики, произошедшие в последние десятилетия, регион все еще обладает значительным и уникальным потенциалом ресурсов животного и растительного мира, сохранение которого является одной из приоритетных задач.   В отношении живых ресурсов Арктики формирование единых подходов в законодательстве арктических государств к их охране и использованию должно осуществляться в комплексе по нескольким направлениям. Среди них правовая охрана экосистем и отдельных видов, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение традиционного природопользования коренных народов, развитие всесторонней комплексной системы экологического мониторинга, контроль за развитием арктического туризма. Несмотря на определенные сложности, имеющиеся на межгосударственном уровне на современном этапе, проблемы охраны окружающей среды Арктической зоны, от решения которых зависит в силу ее циркумполярного положения и единого природного пространства устойчивое развитие в первую очередь государств Арктической восьмерки, послужат основой для укрепления взаимодействия и принятия согласованных решений, в том числе и на уровне законодательства и формирования единого правового пространства в регионе в указанной сфере.
Мирончик А.С., Качина Н.В. - Общественная опасность экологических преступлений требует пересмотра карательной политики c. 38-47

DOI:
10.25136/2409-7136.2018.8.26777

Аннотация: В статье исследуются статистические данные о количестве зарегистрированныхэкологических преступлений в Российской Федерации, в том числе в Сибирском федеральном округе, в Красноярском крае, и обосновывается распространенность таких деяний. Раскрываются вопросы вредоносного воздействия этих преступлений на целостность экосистемы, а также на иные сферы человеческой жизнедеятельности. Проводится подробный анализ характера и степени общественной опасности такого преступного деяния, как незаконная рубка лесных насаждений.Анализируется комплекс планируемых законодательных мер, направленных на усиление уголовной ответственности за экологические преступные деяния диалектико-материалистический метод познания, а также частно-научные методы: формально-логический, сравнительно-правовой, ссистемно-структурный, криминологический и лингвистический. Предлагается комплекс планируемых законодательных мер, направленных на усиление уголовной ответственности за экологические преступления. Делается акцент на том, что введение данных мер должно способствовать повышению эффективности противодействия таким преступным деняниям. Резюмируется, что санкции уголовно-правовых норм об ответственности за экологитческие преступления должны быть эффективными, соразмерными и играть сдерживающую роль. Они должны соответствовать характеру и степени общественной опасности, которые обусловлены посягательством на объект преступления и огромной вредоносностью экологитческих преступлений.
Та В.Х. - Правовое регулирование охраны окружающей среды в индустриальных парках некоторых стран Азии: опыт для Вьетнама c. 51-58

DOI:
10.25136/2409-7136.2019.8.30546

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы о правовом регулировании охраны окружающей среды в индустриальных парках некоторых стран Азии. Исследуется опыт отдельных стран при разработке правовой политики в обеспечении охраны окружающей среды в индустриальных парках. На основе анализа нормативно-правовых актов, регулирующих охрану окружающей среды в индустриальных парках некоторых стран Азии, утверждается, что правовая база указанной проблемы в данных странах более подробно регламентирована и эффективно обеспечена, чем во Вьетнаме. Особую значимость в проведенном исследовании приобрело использование следующих методов: сравнительно-правовой (при сопоставлении норм вьетнамского и законодательства других стран в исследуемой сфере); статистический (при анализе отдельных аспектов правоприменительной практики) Автором обосновывается вывод о том, что важную роль играет система правовых норм, регламентирующих деятельность индустриальных парков и вопрос об охране в них окружающей среды. При этом, опыт расследуемых стран в правотворческой деятельности может быт полезен для успешного осуществления законодательной деятельности во Вьетнаме.
Куделькин Н.С. - Концептуальный подход к совершенствованию правового регулирования охраны окружающей среды и осуществления природопользования в Арктике c. 53-66

DOI:
10.25136/2409-7136.2022.12.39554

EDN: OGHSQR

Аннотация: Предметом работы являются правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе охраны окружающей среды и осуществления различной деятельности в Арктике, а также данные об особенностях и состоянии природы арктического региона. Целью работы является формулирование специальной концепции, направленной на охрану окружающей среды и обеспечение рационального природопользования, которая может быть использована для совершенствования правового регулирования в указанных сферах. Методологическую основу исследования составила система различных методов, логических приемов и средств познания, в процессе работы использовались общенаучные, частные и специальные методы. Такие как анализ, синтез, аналогия, дедукция, индукция, формально-юридический и другие. Об актуальности темы исследования говорит то, что Арктика является уникальным регионом обладающим огромным значением как для окружающей среды планеты, так и для различных аспектов жизнедеятельности человека.   При этом арктическая природа характеризуется повышенной чувствительностью к различным воздействиям, таким как хозяйственная деятельность и изменение климата. Соответственно арктический регион нуждается в специальном правовом регулировании охраны окружающей среды и осуществления природопользования. В работе дается общая характеристика арктического региона. На примере Арктической зоны Российской Федерации рассматриваются основные угрозы для окружающей среды Арктики. Основным результатом работы является предложенная в ней специальная концепция, направленная на охрану окружающей среды и обеспечения рационального природопользования в Арктике. При этом основной идеей концепции является создание единого природно-экологического каркаса Арктики. В работе подчеркивается, что применение данной концепции для совершенствования и развития отечественного законодательства должно способствовать не только повышению уровня охраны природы Арктики, но и способствовать обеспечению интересов страны по устойчивому развитию региона.
Данилова Н.В., Каримова С.А. - О понятии вреда, причиненного окружающей среде c. 72-77

DOI:
10.25136/2409-7136.2017.7.20242

Аннотация: Предметом исследования являются дефиниция и сущность вреда, причиненного окружающей среды. Авторы отмечают наличие значительных противоречий в судебной правоприменительной практике при толковании содержания данного вида вреда и способов его доказывания. Проведенный анализ судебных решений по данной категории дел показывает, что суды дают неоднозначную оценку фактов превышения экологических нормативов, и далеко не всегда принимают их в качестве доказательств причинения вреда окружающей среде. Причина такого положения вещей авторам видится в противоречиях, заложенных непосредственно в базовом Федеральном законе «Об охране окружающей среды». В ходе исследования были использованы как общенаучные, так и частно-научные методы научного познания: диалектический, формально-логический, формально-юридический. Авторы приходят к выводу, что для устранения двоякого толкования по данному вопросу следует конкретизировать легальную дефиницию «вред, причиненный окружающей среде», напрямую увязав ее с экологическими нормативами. Такие последствия как «деградация экологических систем», «истощение природных ресурсов», напротив, следует исключить из определения, поскольку они не отвечают требованиям правовой определенности нормы и практически не поддаются подтверждению. Исходя из этого в заключительной части работы приводится авторская формулировка дефиниции «вред, причиненный окружающей среде».
Куделькин Н.С. - Правовые вопросы предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов c. 74-84

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.7.35966

Аннотация: Предметом работы является совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления деятельности, направленной на предупреждение и ликвидацию аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. Целью работы является формулирование выводов и предложений теоретического и практического характера, направленных на совершенствование правового регулирования в данной сфере. Методологическую основу составила система различных методов, логических приемов и средств познания. В процессе работы использовались общенаучные, частные и специальные методы. Об актуальности темы исследования говорит то, что аварийные разливы углеводородов являются довольно острой проблемой для Российской Федерации. Так, по официальным данным, в 2019 г. на предприятиях топливно-энергетического комплекса произошло более 17. тыс. аварий, повлекших за собой разлив нефти. Можно уверенно сказать, что в настоящее время надлежащая регламентация деятельности по предупреждению и ликвидации разливов нефти является одной из важнейших составных частей в обеспечении экологической безопасности России.    В работе подробно рассмотрены вопросы правового обеспечения деятельности по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. На основе анализа действующего законодательства делается ряд выводов и предложений. В частности отмечается, что нормы, регулирующие отношения в рассматриваемой сфере, главным образом посвящены именно вопросам локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, т.е. мероприятиям, осуществляемым уже непосредственно после разлива. Соответственно, такой важной проблеме, как предупреждение разливов нефти и нефтепродуктов, а следовательно, и предупреждению экологического вреда в законодательстве не уделено должного внимания. Помимо прочего, формулируется принцип опережающего развития экологического законодательства, согласно которому законодательное и техническое регулирование деятельности, представляющей повышенную опасность для окружающей среды и (или) связанной с использованием природных ресурсов, должно носить опережающий характер по отношению к ее осуществлению.
Секретарёв Р.В. - К вопросу о совершенствовании земельного законодательства. c. 74-85

DOI:
10.25136/2409-7136.2023.1.38910

EDN: BKRBNG

Аннотация: В работе рассмотрены проблемные вопросы использования земель, в том числе земель сельскохозяйственного назначения. Исследуются методологические аспекты определения земельных правоотношений. Анализируются как теоретические исследования, так и актуальная судебная практика. Осуществляя подбор арбитражной практики по затронутой в статье проблеме, автор старался подобрать дела, проблемные с точки зрения квалификации земельных правоотношений. Автор убеждён, что теоретическое осмысление наиболее типичных судебных дел должно иметь практический эффект не только для субъектов правоприменительной деятельности, но и для законодателя, поскольку именно из решения конкретных казусов зачастую можно сделать вывод о (не)удовлетворительном правовом регулировании соответствующей сферы общественных отношений.   Научной новизной предпринятого исследования является проведённый анализ актуальной судебной практики по спорам в сфере землепользования, а также предложения по точечному совершенствованию земельного законодательства. Объектом настоящего исследования являются правовые отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением прав на землю в Российской Федерации. Предмет исследования - нормативные и распорядительные правовые акты, определяющие порядок приобретения, использования и прекращения прав на землю и соответствующая судебная практика. В качестве основного метода научного познания при подготовке статьи автор использовал формально-юридический метод. Кроме того, были использованы следующие методы: гипотеза, дедукция, индукция, типология, классификация, структурный метод правового моделирования.
Курбанов Р.А. - Правовое регулирование в сфере возобновляемых источников энергии и защиты окружающей среды (Мексика) c. 92-106

DOI:
10.7256/2305-9699.2014.5.11634

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы правового регулирования в сфере возобновляемых источников энергии и защиты окружающей среды в Мексике. Данная тема является весьма актуальной не только для Мексики, но и для всех стран, так как в настоящее время все более остро встают вопросы исчепаемости полезных ископаемых, в частности энергоносителей, и вопросы охраны окружающей среды. Проведенный анализ законодательства Мексики в данной сфере позволяет говорить о том, что энергетическая политика Мексики направлена на повышение энергоэффективности и энергосбережения, развитие возобновляемых источников энергии. Однако меры, направленные на соблюдение экологического законодательства, были предприняты лишь в середине 90-х гг., что было обусловлено вступлением Мексики в Североамериканскую зону свободной торговли (НАФТА). В сфере правового регулирования загрязнений воздуха, земель и воды ряд актов мексиканским законодателем был принят только после подписания Киотского протокола. Именно со второй половины 90-х гг. прошлого века были предприняты меры по созданию специальной правовой базы в сфере защиты окружающей среды, а также были учреждены специальные институциональные органы. Дальнейшее совершенствование мексиканского экологического законодательства в рассматриваемой сфере зависит от темпов и уровня интеграционных процессов Мексики с другими странами Северной Америки.
Маслова С.В. - Таксономии проектов «устойчивого развития» и «зеленых» проектов как правовые инструменты достижения целей устойчивого развития и экологизации законодательства c. 98-107

DOI:
10.25136/2409-7136.2023.11.69104

EDN: QHVZMI

Аннотация: Статья посвящена новому для российского законодательства и правоприменительной практики инструменту – таксономии проектов «устойчивого развития» и «зеленых» проектов. Предметом исследования стало осмысление предпосылок принятия и нормативного содержания таксономии, определение ее значения для развития правового регулирования в свете концепции устойчивого развития, а также ее практической ценности для наращивания объема инвестиций в «зеленую» и «устойчивую» инфраструктуру, улучшения социальных и экологических показателей жизни населения. Актуальность исследования связана с отсутствием именно нормативно закрепленного инструментария для квалификации проектов «устойчивого развития», «зеленых» и «климатических» проектов долгое время считалось одним из главных барьеров, препятствующих развитию российского рынка «устойчивого» и «зеленого» финансирования, а также возрастающим запросам на упорядочение подходов к таким проектам. Основными методами исследования послужили общенаучные методы - формально-логический, системный и функциональный. Особое внимание уделено сравнительно-правовому анализу таксономий России, Казахстана и Китая. Российская таксономия заложила нормативную основу рынка устойчивого, в том числе зеленого финансирования в Российской Федерации, и имеет потенциал способствовать расширению его масштабов. И хотя посредством ее принятия не решена в правовом поле принципиальная проблема обеспечения устойчивого развития. Тем не менее она внесла терминологическую (понятийную) определенность, снизила асимметрию целей и задач правового регулирования инвестиционных и экологических отношений, что также является крайне важной задачей правового регулирования. В отсутствие четкого целеполагания и нормативных дефиниций, новым правовым и экономическим категориям придается разный смысл и значение, что негативно сказывается на складывающемся регулировании данной сферы отношений. Будущие задачи, связанные с выработкой оптимальных юридических конструкций для регулирования отношений, возникающих по поводу подготовки и реализации проектов «устойчивого» развития и «зеленых» проектов будут решены более эффективно во многом благодаря заложенным Российской таксономией основам.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.