по
Legal Studies
18+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > Requirements for publication > Council of editors > Redaction > List of peer reviewers > Review procedure > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Legal information
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Legal Studies" > Rubric "Семейное право "
Семейное право
Usacheva E.A. - Historical development of a permissive method of alimony relations regulation in Russia pp. 13-42

DOI:
10.7256/2409-7136.2015.9.15916

Abstract: The author analyzes the provisions of Russian laws and normative acts for the period from the 11th till the 20th centuries establishing the possibility of treaties between the interested parties about the maintenance, regulating the form of such treaties and a degree of freedom of their participants. Special attention is paid to the development of judicial practice of the Russian Empire and its assessment criteria for the treaties about maintenance granting concerning their compliance with the recipient’s interests. The author studies the influence of socio-economic and political conditions on the realization of a permissive method of alimony relations regulation. The study is based on the dialectical method of cognition. The author uses the historical method and the special methods of cognition: technical and legal, formal-legal and the method of interpretation of legal norms. The author concludes that in Russia the institution of treaties about alimony payment as an independent and rigorous way of alimony responsibility regulation has formed only in the late 20th century. In pre-revolutionary legislation a treaty on maintenance granting didn’t have any special legal regime and was basically a type of a gift contract. In the result of the analysis of historical experience the author reveals the preconditions for an adequate functioning of alimony treaties institution. 
Gromozdina M.V. - Legal peculiarities of division of property of spouses through judicial proceedings pp. 14-23

DOI:
10.25136/2409-7136.2017.9.24089

Abstract: The research subject is legal peculiarities of the process of dissolution of marriage and division of property of spouses, which are still urgent at the present time. The author analyzes the examples of judicial practice in disputes between spouses over division of property, complicated by investment contracts, credit obligations, etc. Besides, the author studies disputable situations the legal regime of division of property can’t be applied to. Problems, connected with the application of clause 4 article 39 of the Family Code of the Russian Federation about the recognition of belongings as the property of each of the spouses, very often become the subject of scientific discussions and legal proceedings. That’s why the author assesses the present situation in this sphere. The paper also considers the problem of possibility to settle the dispute out of court at the stage of enforcement proceedings and the problem of court approval of a settlement agreement. The author notes that the judicial practice still contains few examples of application of clause 2 article 39 of the Family Code of the Russian Federation about derogation from the principle of equality of shares of spouses in their common property in favour of the interests of children and (or) sound interest of one of the spouses. The author uses general scientific method of dialectic cognition and specific scientific methods: system, structural-functional, formal-legal, analysis and synthesis. The research demonstrates that judicial practice in division of property of spouses is ambiguous; courts have different approaches to using particular provisions of family, civil and procedural legislation. In the author’s opinion, it hampers the unification of legal proceedings on dissolution of marriage and division of property. Based on the results of the study, the author concludes about the necessity to amend the Family Code of the Russian Federation with compulsory pretrial procedure of settlement of disputes over division of common property of spouses. 
Purge A.R. - Adjudication of disputes between parents about the abiding place of an underage child pp. 27-37

DOI:
10.7256/2409-7136.2016.8.19824

Abstract: The research subject is the set of provisions of Russian family legislation regulating the procedure of defining the abiding place of an underage child of the parents living apart, and the law enforcement practice of courts of general jurisdiction in the consideration and adjudication of such disputes. The research object includes family and adjective relations between the parents of an underage child arising during the consideration and adjudication of disputes about defining the abiding place of an underage child. The author applies general and special scientific methods. To analyze the new and the old family law rules, the author uses the comparative-legal and the formal-legal methods. The article studies the practice of application of legal norms in the adjudication of disputes about the abiding place of a child. The variety of factors causing the family crisis and, subsequently, the disputes between parents about the abiding place of a child, testify to a necessity to use the existing potential of measures, aimed at the protection of rights and lawful interests of the participants of family relations, and to form new mechanisms of family, maternity, paternity and childhood support. The author’s analysis helps reveal the existing shortcomings in this sphere of family relations and the possible ways of their overcoming. The author concludes that one of the problems of defining the abiding place of a child with one of the parents is the enforcement of court decision. Court decisions on such cases are often not observed by the parties, and it causes new family rights cases. 
Mantulina O.O. - Responsibilities of adult children to support their parents in Russia and abroad pp. 51-65

DOI:
10.7256/2409-7136.2015.4.14725

Abstract: The article discusses the responsibilities of adult children to support their parents in Russia and abroad. The author considers family law on these matters of different legal families: Romano-Germanic, Anglo-Saxon and Muslim. The author studies general aspects of alimony support of parents by their children, and the characteristic features of various states on this issue. In particular, the article considers the conditions of alimony provision; the ways of alimony rate establishing; the subjects of this legal relationship and other questions.The paper uses the traditional legal research methods. The main research method is the comparative legal method.The author draws attention to the significant differences between American law which imposes almost no responsibilities on adult children to support their parents and other legal families where such an obligation exists. The author concludes that the common condition for the responsibility of children to support their parents (for all the states where such a norm exists) is the parents' need for the material means. 
Starodubtseva V. - Maternity leaves and child benefits in Russia and Switzerland: comparative-legal study pp. 51-60

DOI:
10.7256/2409-7136.2015.10.1629

Abstract: The object of the research covers the legal norms regulating the granting of maternity leaves and child benefits in Switzerland and in Russia. The author analyzes the Russian and foreign resources and touches upon the issues of insurance contributions payment, compares the range of persons who can apply for leaves and benefits, the conditions of granting, the rules of calculation of their amount, the possibility to combine a maternity leave with a paid activity, in order to reveal the positive aspects of legal regulation in both countries. When conducting a comparative analysis of the Swiss and Russian legislation of social welfare, the author applies the comparative-legal method. In the result of this analysis the author finds many positive aspects of the Russian legislation regulating the granting of maternity leaves and child benefits to mothers and other persons responsible for child care. The author emphasizes a stricter approach of the Swiss legislation to the regulation of this sphere and the bigger sums of child benefits in this country. 
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Юридические исследования
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Юридические исследования" > Рубрика "Семейное право "
Семейное право
Усачева Е.А. - Историческое развитие диспозитивного метода нормативно-правового регулирования алиментных отношений в России c. 13-42

DOI:
10.7256/2409-7136.2015.9.15916

Аннотация: В настоящей статье автором проанализированы положения российских законов и иных нормативных актов за период с XI в. по XX в., устанавливающие возможность заключения заинтересованными лицами соглашений о предоставлении содержания, регламентирующие форму таких соглашений и степень свободы их участников. Особое внимание уделено разработкам судебной практики Российской Империи, выработанным ею критериям оценки соглашения о предоставлении содержания на предмет соответствия интересам получателя содержания. Исследовано влияние социально-экономических и политических условий на степень реализации диспозитивного метода регулирования алиментных отношений. Проведенное исследование основывается на диалектическом методе познания. Автором широко использован общенаучный исторический метод, а также специальные методы исследования: технико-юридический, формально-юридический, метод толкования правовых норм. По результатам проведенного исследования автором сформулирован вывод о том, что в России институт соглашений об уплате алиментов как самостоятельный и полноценный способ регулирования выполнения алиментной обязанности сформировался лишь в конце XX в. Соглашение о предоставлении содержания в понимании дореволюционного законодательства не обладало каким-либо особым правовым режимом и представляло собой по существу разновидность договора дарения. На основе анализа исторического опыта автором выявлены предпосылки адекватного функционирования института алиментных соглашений.
Громоздина М.В. - Правовые нюансы раздела общего имущества супругов в судебном порядке. c. 14-23

DOI:
10.25136/2409-7136.2017.9.24089

Аннотация: Предмет исследования составляют проблемные аспекты, связанные с расторжением брака и разделом имущества супругов, которые не утрачивают своей актуальности в настоящее время. Проведен анализ примеров судебной практики по спорам между супругами о разделе имущества, осложненных инвестиционными договорами, кредитными обязательствами и др. Кроме этого, автор исследовал споры и ситуации, в которых не действует правило о законном режиме имущества супругов. Проблемы, связанные с применением п.4 ст.39 Семейного кодекса РФ о признании имущества собственностью каждого из супругов, достаточно часто являются предметом научных дискуссий и судебных дел, в связи с чем в статье дана оценка сложившейся ситуации. Вопрос о возможности заключения мирового соглашения на стадии исполнительного производства и утверждения его судом, также, затронут. Автором отмечается, что в судебной практике, по-прежнему, мало примеров, связанных с применением п.2 ст.39 Семейного кодекса РФ об отступлении от начала равенства долей супругов в их общем имуществе исходя из интересов детей и (или) исходя из заслуживающего внимания интереса одного из супругов. В статье применялся общенаучный метод диалектического познания действительности. Автором применялись и специальные научные методы: системный, структурно-функциональный, формально-юридический, анализа и синтеза. Проведенное исследование показало, что судебная практика по делам о разделе имущества супругов неоднозначна, у судов имеются различные подходы при применении отдельных положений семейного, гражданского и процессуального законодательства, что безусловно, по мнению автора, затрудняет формирование единообразия при разрешении дел о расторжении брака и разделе имущества. Результаты исследования дают основания сделать выводы о необходимости внесения дополнений в Семейный кодекс РФ об обязательной досудебной процедуре урегулирования споров, связанных с разделом общего имущества супругов.
Пурге А.Р. - Особенности разрешения споров между родителями об определении места жительства несовершеннолетнего ребенка в судебном порядке c. 27-37

DOI:
10.7256/2409-7136.2016.8.19824

Аннотация: Предмет исследования составляют нормы российского семейного законодательства, регулирующего отношения, связанные с процедурой определения места жительства ребенка при раздельном проживании родителей, а также правоприменительная практика судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению споров по делам об определении места жительства ребенка. Объектом настоящего исследования являются семейные и процессуальные отношения между родителями несовершеннолетнего ребенка, возникающие в связи с рассмотрением и разрешением споров об определении места жительства несовершеннолетнего ребенка. В процессе работы использовались общенаучные и специальные методы познания: сравнительно-правовой при анализе новых и ранее действовавших семейно-правовых норм, а также формально-юридический метод. В настоящей статье исследуется практика применения правовых норм при регулировании споров об определении места жительства ребенка. Многообразие причин кризиса семьи и, как следствие, возникновение споров между родителями об определении места жительства ребенка, свидетельствуют о необходимости использования как потенциала уже имеющихся средств, направленных на защиту прав и законных интересов участников семейных правоотношений, так и формирование новых механизмов поддержки семьи, материнства, отцовства, детства. Проведенный автором анализ правоприменительной практики по разрешению споров о месте жительства несовершеннолетних детей способствует выявлению существующих недостатков в данной сфере семейных правоотношений, а также возможных путей их преодоления. Автор делает вывод о том, что одной из актуальных проблем, связанной с определением места жительства ребенка с одним из родителей, является исполнимость принимаемых судебных актов, такие решение суда не всегда исполняются сторонами, что в дальнейшем порождает новые дела, направленные на защиту семейных прав родителей и детей.
Мантулина О.О. - Обязанности совершеннолетних детей по содержанию своих родителей в России и зарубежных странах c. 51-65

DOI:
10.7256/2409-7136.2015.4.14725

Аннотация: В статье рассматривается вопрос обязанности совершеннолетних детей по содержанию своих родителей в России и за рубежом. Рассматривается семейное законодательство по данным вопросам государств различных правовых семей: романо-германской; англосаксонской и мусульманской. Исследуются общие аспекты алиментного содержания детьми своих родителей, а также характерные для различных государств особенности по данному вопросу. В частности, рассматриваются: условия, при которых предоставляется алиментное содержание; каким образом определяется размер алиментного содержания; субъекты данного правоотношения и др. вопросы. В работе использованы классические для юриспруденции методы исследования. Основным методом исследования, который использовался в данной работе является сравнительно-правовой метод. Автор обращает внимание на серьезные отличия американского права, где обязанность совершеннолетних детей по содержанию своих родителей практически отсутствует, и другими правовыми семьями, где такая обязанность существует. Автор делает вывод, что единым для всех государств условием (там, где такая обязанность существует) возникновения обязанности детей по содержанию своих родителей является нужда родителей в материальных средствах.
Стародубцева В.В. - Отпуск и пособие по уходу за ребенком в России и Швейцарии: сравнительно-правовое исследование. c. 51-60

DOI:
10.7256/2409-7136.2015.10.1629

Аннотация: Объектом данного исследования являются правовые нормы, регулирующие предоставление отпуска и пособия по уходу за ребенком в Швейцарии и России. На основании проведенного анализа российских и зарубежных источников, автор затрагивает вопросы уплаты страховых взносов, сравнивает круг лиц, для которых предусматриваются отпуска и пособия, условия их предоставления, правила исчисления размера, возможность совмещения ухода и занятия оплачиваемой деятельностью в один и тот же период, с целью выявления положительных аспектов правового регулирования в обеих странах. При сопоставлении швейцарского и российского законодательства о социальном обеспечении автор в качестве основного метода исследования применяет сравнительно-правовой метод. По результатам проведенного исследования автором сделаны выводы о наличии многих положительных аспектов российского законодательства, регулирующего предоставление отпусков и пособий по уходу за ребенком матерям, а также иным лицам, осуществляющим уход. Подчеркивая в целом более строгий подход швейцарского законодателя к регулированию данных отношений, автор обращает внимание на обеспечение высокого размера пособия для населения Швейцарии.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"