Cybernetics and programming
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > Requirements for publication > Council of Editors > List of peer reviewers > Review procedure > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Legal information
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Cybernetics and programming" > Rubric "Educational software systems"
Educational software systems
Sulina O.V., Slominskaya E.N. - Organization and performance concept for the final project in engineering and graphic disciplines in technical higher education schools. pp. 1-9

DOI:
10.25136/2306-4196.2017.3.23326

Abstract: The article is devoted to the topical issues regarding scientific and methodological elements in the education process organization in the sphere of engineering and graphic disciplines in the technical higher education schools. The article uses an example of a final project for the product design in the Creo Parametric MCAD-system. This program is a part of the multifunctional product construction system CAD/CAM/CAE within the PTC Creo system. It has direct access into the vital cycle support system Windchill PDMLink. Within the framework of their final project the student study the purpose, construction, working principles, key parameters and elements of a product, based upon the original detail layout the students study 3D models of original details, form the assembling model, spaced view,  animated process of assembly or dismantling of the product. They provide presentation view for the model using the option of photo-realistic rendering, provide associative assembly drawing and product specification, then they present their projects in the final practical class.  The authors have formed an electronic bank of individual assignments based upon the analysis of the general and specific cross-disciplines, which are differentiated for various specializations. The authors have developed and tested the method for active and task-oriented studies in order to hold classes in project construction and technological activities involving multifunctional MCAD-systems in the early years of their education, as well as to from professional thinking models among the students. The article illustrates the possibilities for more active and intensive education process taking into account the development tendencies, as well as involvement of information technologies and automatic design systems in the industry and education alike. It also allows to improve the quality of homework and lab assignments within the context of interdisciplinary studies competence guarantees in accordance with the Federal State Education Standards for Higher Education for the students.
Nekhaev I.N., Zhuikov I.V. - Decision Making Modelos in Intelligence Systems of Testing Competency Levels pp. 18-34

DOI:
10.7256/2306-4196.2016.4.19863

Abstract: The article is devoted to the question whether it is possible to execute modeling and computer-aided evaluation of students' competency levels based on the analysis of their decisions. The emphasis is made on the method of constructing the structure of complicating of routine tasks and operational space of potential solutions. Based on the preset operational space, the authors of the article suggest to create expert agents which solutions will serve as the basis for further analysis of rationality and completeness of students' decisions. As a result of the students' decision anaylsis, the authors develop their competency map. The level of competency is defined by the difficulty of routine tasks soloved by students as part of the given knowledge module. The research involves modeling particular components of the decision making process and interaction methods when making a decision about the level of students' competency. The main conclusions of the research are the following. Firstly, the aforesaid model of the decision operational space, on the one hand, limits a possible set of applicable basic operations and enables formulation and logging of users' decisions by the testing system and, on the other hand, gives freedom to students in the process of constructing potential decisions. Secondly, the array of routine task complication constitutes a good basis for constructing the competency map of a student in a form of an overlay model, allows to model and evaluate the level of competency in accorance with the level of difficulty of tasks being solved, and enables to arrange for adaptive testing that takes into account individual features of students. Thirdly, the data structures introduced in the operational space of decision making can be adjusted in accordance with the incoming information in order to be adequate. The models reviewed create a good basis for implementing multiagent and neural network paradigms for programming intelligence systems of testing. 
Sokol'nikov A.M. - Mobile Learning: problems and perspectives pp. 28-34

DOI:
10.7256/2306-4196.2013.6.9668

Abstract: The article gives the definition of mobile learning and presents the results of the research on statistics of the mobile learning market carried out by Ambient Insight 2010 Marketing Agency among the students of the Volga State University of Technology showing the most popular ways of mobile phone usage in the learning process. The author makes the assumption of the reasons for the popularity of this type of education. The article reviews problems impeding the development of mobile learning, disadvantages of existing courses and presentations in Microsoft Power Point format. The author lists the leading companies in the world market of e-learning courses software development. As a result the author proposes a way to simplify the process of building a m-learning course and gives detailed step-by-step instruction for building a simple e-learning course available at the most popular mobile devises using the software for creating a Microsoft Power Point presentations and iSping presentation convertor.
Nekhaev I.N., Zhuikov I.V., Bastrakov R.V. - Architecture of the intelligent testing system for the levels of formed subject competencies. pp. 41-65

DOI:
10.25136/2306-4196.2017.4.23840

Abstract: The article concerns the computer testing system architecture, possessing the elements of intelligence. The intelligence of the testing system involves adaptability of the testing process, as well as the ability to diagnose and identify errors in the decision process, and it is provided for by the use of the knowledge base of the subject area, the structure of the complexity of case tasks, as well as the expert subsystem and the competency model of students. The subject of the study concerns method and results of implementing an automated assessment of the level of formed subject competencies among the students based upon an analysis of their task decisions generated in accordance with the structure of the level of complication of typical tasks. The options for the use of the intellectual testing system in the context of online learning involve the options of the component architecture of the implemented system as learning subsystems embedded in LMS Moodle, diagrams of the system functioning and usage. The research involves the analysis of the implemented environment architecture for solving learning tasks, as well as and the structure of decision-making concerning the level of the formed subject competencies of the students. The results of introducing a subsystem into a real online course are analyzed. The main results of the study are as follows: the architecture of the subsystem used is sufficiently flexible and makes it possible to provide the registration and logging of decisions for users of the testing system, provides the freedom of the student in the construction of possible solutions; comparative analysis of the solution with the decisions of the agent-experts makes it possible to evaluate the rationality of the solutions; construction of student competency map as overlay model makes it possible to assess the level of the formed subject competencies in accordance with the level of complexity of tasks; it allows organizing adaptive testing that takes into account the individual characteristics of students; the system is open for further development through the introduction of multi-agent and neural network solutions.
Menshchikov A.A., Sukhostat V.V., Gatchin Yu.A. - Methodological aspects of the development of the digital textbook on information security pp. 49-58

DOI:
10.7256/2306-4196.2017.2.19055

Abstract: This article is devoted to the methodological aspects of the development of the digital textbook on information security. The authors analyze types of textbooks and the key requirements for their development. Special attention is paid to the study of the modern approaches to the electronic textbooks design. The practical orientation of the study imposes higher requirements for digital textbooks and laboratory materials. The article  describes the key stages of the textbook development process, as well as the tools for textbook creation.The authors used the following methods in their studies: analysis of the basic principles of the digital textbook design and synthesis for obtaining practice-oriented results.The most important effect of the study  may be found in the sphere of development and implementation of a software prototype for a digital textbook which is an efficient tool for mastering the material and obtaining practical skills on information security
Raetskii A.D., Shlyanin S.A., Ermakova L.A. - The development of "Portfolio SibGIU" plug-in for “Moodle” learning management system pp. 52-61

DOI:
10.7256/2306-4196.2016.2.18016

Abstract: The object of the research is electronic portfolio of a student, the subject of the research is development of an information system allowing to form an electronic portfolio characterizing individual achievements of a student in six areas of activity: "Educational activities in primary education program"; "Research activities"; "Other educational achievement"; "Social activity"; "Cultural and creative activity"; "Sports activities". Efficient operation of the information system required differentiation of access permissions for different user groups: students, portfolio moderators and administrators. The information system is implemented as a separate module, plug-in for “Moodle” learning management system. At creation an information system "Portfolio SibGIU" authors used deduction method, in which for a variety of private signs a conclusion about the common set of studied attributes is made. The authors also analyzed existing plug-in “Exabis EPortfolio”. The main result is the development and implementation of "Portfolio SibGIU" information software system, which is currently being used and is a part of the electronic educational environment of Siberian State Industrial University. An important feature of the system is a dynamic formation in the portfolio in the "Educational activities in primary education program" category by synchronizing uploaded to Moodle works (files) of a student, the results of passing the tests in Moodle and reviews and final grades on completed assignments given to a student by a teacher in Moodle e-course. Using of the information system showed that the work with the system does not pose any difficulties for the students or for the moderators. The student is able to upload the documents confirming personal achievements in various fields into the portfolio. Every student action is reviewed by a moderator, which improves the quality of content and helps avoiding  errors in the formation of the portfolio. "Portfolio SibGIU" information system meets the requirements of the FGOS 3+ and provides the accumulation, classification and registration of a set of electronic documents describing the student's individual achievements in various fields of activity.
Litvinov V.A., Baumtrog V.E. - Learning through testing in Moodle and Stellus pp. 69-74

DOI:
10.7256/2306-4196.2017.1.19340

Abstract: The study reviews Moodle and Stellus systems of distance educational technologies. The authors review the structure of placement of educational materials, tests and the possibility of establishing logical links between them. The authors discusses the possibility of increasing the effectiveness of independent work of students if there are hyperlinks from the text of test tasks to the relevant chapters of the educational material placed in the database of the system. The paper describes mutual influence of the establishment of links of test tasks with the teaching content on the quality of the training materials themselves. The method and methodology of the study is a system analysis of the distance learning aids and their analogues at the stage of setting the problem. The results are obtained using discretization and dynamic programming methods. The main conclusions of this study is the statement that the establishment of logical links between the texts of test tasks and the parts of the educational material of distance learning systems make it possible to increase the efficiency and quality of the educational process. In the first place it stimulates the more frequent conversion of students to sources of information. Secondly, it allows the authors of the study material to check its completeness and adequacy to the test tasks. The article proposes a simple program code that allows automating the process of creating hyperlinks from the text of the test questions to the chapters of the training material.
Morokhin D.V. - Microcontrollers and learning the control theory pp. 310-315

DOI:
10.7256/2306-4196.2016.1.17676

Abstract: The object of the research is a study of the possibility of using the micro-controller kits during the "Fundamentals of the control theory" course. The author describes existing situation in this field and discusses some of the solutions on the issue. The author in detail reviews the procedure and content of the practical works on discipline-based education-enforcement robot kit "Amperka." The article gives recommendations on the preparation and use of certain elements of the microprocessor kits and software for various kinds of tasks for the study of control theory. As a research method author uses testing preposition approach for practical training. The main conclusions of the study are the undisputed usefulness of robot constructors in forming skills on the subject during the courses studied by students under the direction of computer technology and programming. The quality and effectiveness of education depends on a variety of things, and primarily on the qualifications of the instructor. However, if the other conditions are equal, the students are more likely to learn the theory, when they can apply it to the practical problems.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Кибернетика и программирование
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Кибернетика и программирование" > Рубрика "Образовательные программные системы"
Образовательные программные системы
Сулина О.В., Сломинская Е.Н. - Концепция организации и выполнения итоговой проектной работы по инженерно-графическим дисциплинам в технических ВУЗах c. 1-9

DOI:
10.25136/2306-4196.2017.3.23326

Аннотация: Статья посвящена вопросу научной и учебно-методической организации образовательного процесса по инженерно-графическим дисциплинам в технических ВУЗах на примере выполнения итоговой работы по созданию проекта изделия в MCAD-системе Creo Parametric. Эта программа является частью многофункционального комплекса конструирования изделий CAD/CAM/CAE-системы PTC Creo, имеет прямой доступ в систему поддержки жизненного цикла изделия Windchill PDMLink. В рамках итоговой работы студенты изучают назначение, устройство, принцип работы, основные параметры и состав изделия, по чертежам оригинальных деталей обучающиеся создают трехмерные модели оригинальных деталей, создают модель сборки изделия, разнесенный вид и анимацию процесса сборки-разборки изделия, презентационный вид модели сборки с помощью опции фотореалистичного рендеринга, ассоциативный сборочный чертеж и спецификацию изделия, защищают проект на итоговом практическом занятии. Авторами был создан электронный банк индивидуальных заданий на основе проведенного анализа содержания смежных общепрофессиональных и специальных дисциплин, дифференцированных для различных направлений подготовки и специальностей. Разработана и опробована методика активного и проблемно-ориентированного обучения для проведения учебных занятий по изучению основ проектно-конструкторской и технологической деятельности с помощью современных многофункциональных MCAD-систем на младших курсах и формирования профессионально-ориентированного мышления у обучающихся. В работе проиллюстрирована реализация возможности активизации и интенсификации процесса обучения с учетом тенденции развития и внедрения информационных технологий и систем автоматизированного проектирования в производстве и образовании, а также совершенствование содержания домашних заданий и лабораторных работ в контексте обеспечения междисциплинарной направленности обучения в соответствии с предъявляемыми действующими Федеральными государственными стандартами высшего образования (ФГОС ВО) компетенциями к обучающимся.
Нехаев И.Н., Жуйков И.В. - Модели принятия решения в интеллектуальной системе тестирования уровней сформированности предметных компетенций c. 18-34

DOI:
10.7256/2306-4196.2016.4.19863

Аннотация: Предметом исследования является возможность моделирования и автоматизированной оценки степени сформированности предметных компетенций у обучающихся на основе анализа их решений. Особый акцент делается на способе конструирования структуры усложнения типовых задач и операционного пространства возможных их решений. На основе заданного операционного пространства предлагается создавать агентов-экспертов, решения которых будут являться основой для последующего анализа рациональности и степени завершенности решений обучающихся. Результатом анализа решений обучающегося является построение его компетентностной карты. Степень сформированности компетенций определяется уровнем сложности решаемых обучающимся типовых задач в структуре данного учебного модуля. Исследование состоит в моделировании отдельных компонентов процесса решения учебных задач и способа их взаимодействия при принятии решения об уровне сформированности предметных компетенций у обучающегося. Основными выводами проведенного исследования являются:рассмотренная модель операционного пространства решений, с одной стороны, ограничивает возможный набор применяемых базовых операций и делает возможным обеспечить оформление и логирование решений пользователей системы тестирования, а с другой стороны, предоставляет свободу обучающемуся в конструировании возможных решений;решетка усложнения типовых тестовых заданий является хорошей основой для построения компетентностной карты обучающегося в виде оверлейной модели, позволяет смоделировать и оценить уровень сформированности предметных компетенций в соответствии с уровнем сложности решаемых задач, позволяет организовать адаптивное тестирование, учитывающее индивидуальные особенности обучающихся;вводимые на операционном пространстве решений структуры данных могут адаптироваться в соответствии с поступающей информацией, чтобы быть адекватными. Рассмотренные модели создают хорошую основу для применения мультиагентных и нейросетевых парадигм программирования интеллектуальных систем тестирования.
Сокольников А.М. - Мобильное обучение: проблемы и перспективы развития c. 28-34

DOI:
10.7256/2306-4196.2013.6.9668

Аннотация: В статье дано определение мобильного обучения, приведены результаты исследования маркетингового агентства Ambient Insight 2010[1] о статистике рынка мобильного обучения, проведено исследование об использовании мобильного обучения среди студентов Поволжского Государственного Технологического Университета с указанием наиболее популярных способов применения мобильного телефона в процессе обучения. Высказано предположение о возможных причинах популярности данного вида обучения. Рассмотрены проблемы, препятствующие развитию мобильного обучения, недостатки существующих курсов и презентаций в формате Microsoft Power Point. Приведены компании-лидеры мирового рынка производства программного обеспечения для создания курсов дистанционного обучения. В результате предложен способ упрощения процесса создания курса для мобильного обучения, и расписан по шагам алгоритм создания простейшего дистанционного курса, способного проигрываться на большинстве известных мобильных устройств, с помощью программы для создания презентаций Microsoft Power Point и конвертера от компании iSpring.
Нехаев И.Н., Жуйков И.В., Бастраков Р.В. - Архитектура интеллектуальной системы тестирования уровней сформированности предметных компетенций c. 41-65

DOI:
10.25136/2306-4196.2017.4.23840

Аннотация: В статье рассматривается архитектура компьютерной системы тестирования, обладающей признаками интеллекта. Интеллектуальность системы тестирования заключается в адаптивности процесса тестирования, в возможности диагностики и выявлении ошибок решения и обеспечивается использованием базы знаний предметной области, структуры усложнения кейсовых заданий, экспертной подсистемы, компетентностной модели обучающихся.Предметом исследования является способ и результаты реализации автоматизированной оценки степени сформированности предметных компетенций у обучающихся на основе анализа их решений задач, генерируемых в соответствии со структурой усложнения типовых задач. Рассматриваются варианты использования системы интеллектуального тестирования в контексте онлайн-обучения, компонентная архитектура реализуемой системы как подсистемы обучения, встраиваемой в LMS Moodle, диаграммы функционирования и применения системы. Исследование состоит в анализе архитектуры реализованной среды решения учебных задач и структуры принятия решения об уровне сформированности предметных компетенций у обучающегося. Анализируются результаты внедрения подсистемы в реальный онлайн-курс. Основными выводами проведенного исследования являются: используемая архитектура подсистемы является достаточно гибкой и делает возможным обеспечить оформление и логирование решений пользователей системы тестирования, предоставляет свободу обучающемуся в конструировании возможных решений; сравнительный анализ решения с решениями агентов-экспертов позволяет оценить рациональность решений; построение компетентностной карты обучающегося в виде оверлейной модели позволяет оценить уровень сформированности предметных компетенций в соответствии с уровнем сложности решаемых задач, позволяет организовать адаптивное тестирование, учитывающее индивидуальные особенности обучающихся; система является открытой для дальнейшего развития за счет внедрения мультиагентных и нейросетевых решений.
Менщиков А.А., Сухостат В.В., Гатчин Ю.А. - Методологические аспекты разработки электронного учебника по информационной безопасности c. 49-58

DOI:
10.7256/2306-4196.2017.2.19055

Аннотация: В данной статье рассматриваются методологические аспекты разработки электронного учебника по информационной безопасности, анализируются виды таких учебников и основные требования к их разработке. Особое внимание уделяется изучению современных подходов, которые используются при проектировании электронных учебников. Практическая направленность данной тематики накладывает повышенные требования к электронному учебнику и лабораторным материалам. В статье также описываются основные этапы разработки учебника по информационной безопасности и инструменты, используемые для достижения поставленной задачи. В ходе данного исследования использовались следующие методы: аналитический обзор основных принципов разработки электронного учебника и их синтез для получения практико-ориентированного результата. Основным результатом исследования является постановка методологических аспектов разработки электронного учебника по информационной безопасности. Был сделан вывод о целесообразности разработки такой системы с целью повышения эффективности усвоения материала и получения практических навыков по обеспечению информационной безопасности на основе синтеза теоретического и практического материала в рамках единого учебника. Были разработаны требования к содержательной, структурной и технической составляющим учебника, сформированы последовательные этапы создания соответствующего программного обеспечения.
Раецкий А.Д., Шлянин С.А., Ермакова Л.А. - Разработка плагина «Портфолио СибГИУ» для системы управления обучением «Moodle» c. 52-61

DOI:
10.7256/2306-4196.2016.2.18016

Аннотация: Объектом исследования является электронное портфолио студента, а предметом исследования – разработка информационной системы, позволяющей формировать электронное портфолио, характеризующее индивидуальные достижения обучающегося по шести направлениям деятельности: «Учебная деятельность по основной образовательной программе»; «Научно-исследовательская деятельность»; «Прочие образовательные достижения»; «Общественная деятельность»; «Культурно-творческая деятельность»; «Спортивная деятельность». Для эффективной работы информационной системы требовалось организовать разграничение прав доступа для различных групп пользователей: студентов, модераторов портфолио и администраторов. Информационная система реализована в виде отдельного модуля (плагина) для системы управления обучением «Moodle». При создании информационной системы «Портфолио СибГИУ» использовался метод дедукции, при котором по множеству частных признаков делается заключение об общей совокупности исследуемых признаков, а также метод анализа существующего плагина Exabis E-Portfolio. Основным результатом работы является разработка и программная реализация информационной системы «Портфолио СибГИУ», которая в настоящее время внедрена и является частью электронной информационно-образовательной среды Сибирского государственного индустриального университета. Важная особенность системы заключается в динамическом формировании в портфолио категории «Учебная деятельность по основной образовательной программе» путем синхронизации выложенных в Moodle работ (файлов) студента, результатов прохождения тестов в Moodle, а также отзывов и итоговых оценок на выполненные задания, выставленные преподавателем в электронном курсе Moodle. Использование информационной системы показало, что работа в системе не представляет трудностей ни для студентов, ни для модераторов. Обучающийся имеет возможность загрузить в портфолио документы, подтверждающие личные достижения в различных областях, при этом каждое его действие контролируется модератором, что позволяет повысить качество наполнения и избежать ошибок при формировании портфолио. Информационная система «Портфолио СибГИУ» удовлетворяет требованиям ФГОС 3+ и обеспечивает накопление, систематизацию и учет комплекта электронных документов, характеризующих индивидуальные достижения обучающегося по различным направлениям деятельности.
Литвинов В.А., Баумтрог В.Э. - Обучение через тестирование в Moodle и Stellus c. 69-74

DOI:
10.7256/2306-4196.2017.1.19340

Аннотация: Предметом исследования являются системы дистанционных образовательных технологий Moodle и Stellus. Рассматривается структура размещения учебного материала и тестовых заданий, а также возможности установления логических связей между ними. Обсуждается возможность повышения эффективности самостоятельной работы обучающихся при добавлении гиперссылок из текста тестовых заданий на соответствующие главы учебного материала, размещенного в базе данных системы. Обсуждается взаимное влияние установления связей тестовых заданий с учебным контентом на качество самих учебных материалов. Методом и методологией исследования является системный анализ рассматриваемых дистанционных средств обучения и их аналогов на этапе постановки задачи. Результаты получены с применением методов дискретизации и динамического программирования. Основными выводами приведенного исследования являются утверждение о том, что установление логических связей между текстами тестовых заданий и главами учебного материала дистанционных систем обучения позволяют повысить эффективность и качество образовательного процесса. Во-первых, стимулируя более частое обращение обучающихся к источникам информации. Во-вторых, позволяя авторам учебного материала проверить его полноту и адекватность тестовым заданиям. Предложен простой программный код, который позволяет автоматизировать процесс создания гиперссылок из текста вопросов теста на главы учебного материала.
Морохин Д.В. - Микроконтроллеры и изучение теории управления c. 310-315

DOI:
10.7256/2306-4196.2016.1.17676

Аннотация: Объектом исследования является изучение возможности использования микроконтроллерных наборов для организации занятий по дисциплине «Основы теории управления». Приводится обзор существующего положения в данной области и рассматриваются некоторые решения по рассматриваемому вопросу. Подробно рассматривается порядок и содержание практических работ по дисциплине на основе образовательного робототехнического набора «Амперка». Приводятся рекомендации по подготовке и использованию некоторых элементов микропроцессорных наборов и программных продуктов для выполнения различных видов задач, возникающих при изучении теории управления. В качестве метода исследования использовалась апробация предложенного подхода для проведения практических занятий по данной дисциплине. Основными выводами по данной работе является безусловная полезность использования робототехнических конструкторов для формирования практических навыков как по данной дисциплине, так и по другим предметам, изучаемым студентами в рамках направлений, связанных с вычислительной техникой и программированием. Естественно, качество и результативность обучения зависят от множества составляющих, прежде всего от квалификации преподавателя. Однако, при прочих равных, студенты охотнее изучают теорию, когда получают возможность применить ее на интересных практических задачах
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"