по
Исследования космоса
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация > Редакция > Редакционный совет > Аннотация журнала
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Исследования космоса" > Рубрика "Экономика космической деятельности "
Экономика космической деятельности
Пайсон Д.Б. - Феномен компании SpaceX как вызов международному космическому рынку c. 36-50

DOI:
10.7256/2453-8817.2016.1.20451

Аннотация: Статья посвящена исследованию последних изменений, происходящих на международном космическом рынке, а также новых вызовов, возникающих перед основными его участниками, включая США и Россию. Основное внимание уделено анализу особенностей стратегии и деятельности одного из самых необычных «игроков» в современной космической экономике – частной американской корпорации SpaceX, которая не только стала своеобразным вызовом сложившимся традициям в этой сфере, но и активно влияет на процессы ее институционального обновления. Для решения задач, поставленных в настоящей работе, использовались общие формально-логические методы научного исследования, методы описания, сравнительно-правовой и сравнительно-исторический анализ. В работе даны оценки влияния «феномена SpaceX» на институциональную среду, в которой функционирует космическая экономика в национальном (США) и глобальном масштабе, на тенденции развития мировой космической деятельности и национальные космические «повестки дня» Хотя анализируемый феномен является эндемичным продуктом американской системы, и опыт SpaceX вряд ли может быть в неизменном виде перенесен в иные национальные юрисдикции, деятельность корпорации объективно становится драйвером развития космического рынка в целом. Формирующаяся в последние годы в США новая модель отношений государственного и частного сектора в космической сфере на данный момент значительно опережает любые аналоги Старого Света, а потому данный опыт требует систематического изучения с целью трансфера полезных результатов.
Пайсон Д.Б., Попова С.М. - Инновационное развитие ракетно-космической промышленности в России: вызовы и возможности c. 36-45

DOI:
10.7256/2453-8817.2017.1.21536

Аннотация: Предметом настоящего исследования являются особенности инновационного развития ракетно-космической промышленности в Российской Федерации. На основе комплексного анализа внешних и внутренних вызовов, а также институционального и правового контекста, в котором происходит текущее реформирование отрасли, выявлены барьеры на пути качественных перемен в развитии важнейшего сектора российской экономики. Показано, что в условиях новых вызовов особое значение приобретает задача повышения адаптивных свойств российской ракетно-космической отрасли, ее способностей к внутренним изменениям и большей открытости. Для решения поставленных задач были использованы системный, структурно-функциональный, сравнительно – исторический, сравнительно – правовой, формально-логический и другие методы исследования. Сделан вывод, что, исходя из особенностей целей и задач, стоящих перед ГК «Роскосмос», госкорпорация объективно приобретает характеристики уникального по масштабу и сложности института развития в специфическом секторе отечественной экономики, несмотря на то, что этот институциональный статус и соответствующие функции формально не закреплены в федеральном законодательстве. Отмечено, что от успеха модернизации ракетно-космической отрасли зависит возможность удержания Россией лидерских позиций в освоении и использовании космического пространства.
Яник А.А. - Особенности коммерциализации результатов исследований и разработок частного сектора для NASA: опыт Программы инновационных исследований малого бизнеса (SBIR)

DOI:
10.7256/2453-8817.2017.2.22775

Аннотация: Предметом настоящей статьи является анализ специфики взаимодействия американского аэрокосмического агентства NASA с малыми и средними частными предприятиями в сфере научных исследований и разработок. В основе исследования лежат результаты программ государственно-частного партнерства NASA в сфере космической деятельности, прежде всего, многолетней программы Инновационных исследований малого бизнеса (Small Business Innovation Research). Особое внимание уделено вопросу о методах, используемых для оценки успешности коммерциализации результатов исследований и разработок, выполненных малыми предприятиями для аэрокосмического агентства. Для решения поставленных задач были использованы общенаучные методы исследования – формально-логический, сравнительный, восхождение от конкретного к абстрактному, анализ, синтез и другие. Показано, в том числе с использованием результатов регулярного аудита эффективности программы SBIR, которую проводят национальные академии наук США, что развитость систем управления агентства NACA, включая его уровень адаптивности, способности к внутренним изменениям и открытости, является необходимым, но недостаточным условием повышения наукоемкости соответствующего сектора экономики. Сделан вывод, что, в рамках ответственности агентства NACA, включая его основных государственных партнеров, генеральных подрядчиков, академическое сообщество и других участников научной и инновационной деятельности, модели оценки уровня коммерциализации в терминах обычной экономической деятельности (например, объема продаж или валовой прибыли) имеют ограниченное применение. Главными критериями являются расширение общего объема технологических знаний в периметре ракетно-космической отрасли, а также потенциальная коммерческая ценность результатов исследований и разработок, даже если они еще не дошли до рынка. Еще одним критерием следует считать уровень развитости информационной инфраструктуры отрасли, которая также выступает ключевым инструментом обеспечения функционирования современной экосистемы космической деятельности.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"