Genesis: исторические исследования
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция и редакционная коллегия > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Genesis: исторические исследования" > Рубрика "История политических и правовых учений"
История политических и правовых учений
Горбань В.С. - Формирование социологически ориентированного правового учения Иеринга (начало) c. 20-37

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.4.22535

Аннотация: Предметом исследования является проблема формирования и теоретико-методологического оформления социологического подхода к праву в творчестве Иеринга. Становление социологически ориентированной правовой теории Иеринга прослеживается на основе выявления и исследования конкретных теоретических и методологических конструктов с учётом последовательного углубления и совершенствования его правопонимания в направлении к целостному социологически ориентированному правовому мировоззрению. В статье исследуется отношение Иеринга к исторической школе и роль «юриспруденции понятий» в формировании социологического правопонимания Иеринга, а также формирование и использование оригинальных методов правопознания и правопонимания: структурно-дескриптивный функциональный анализ права и эмпирико-аналитическое исследование и описание социальной правовой действительности и факторов социального развития, решающим из которых признаётся право. Методология исследования основана на использовании общенаучных (анализ, синтез, сравнение, сопоставление, выделение общего и особенного и др.) и частнонаучных методов. Кроме того, при проведении исследования использовались филологические методы анализа тема-рематической структуры оригинального текста, общие и специальные методы исследования, применяемые в области истории правовых и политических учений (структурный анализ учения, реконструктивный метод и др.). Новизна исследования заключается в анализе, выявлении и описании конкретных теоретических конструктов и применённых мыслителем методов, которые в совокупности характеризуют правовую теорию Иеринга как одну из первых социологических теорий права. В статье сделан вывод о том, что "юриспруденция понятий" была лишь теоретико-идеологической основой интерпретации права как структурно организованной целостности и подверглась Иерингом существенной модификации уже в ранних больших сочинениях (первый том "Духа римского права") в направлении перехода от изучения права как нормативной системы к объяснению права с помощью категории социальной действительности.
Уфимцева Е.В. - Статус образовательного права как элемента системы российского права: генезис теоретических воззрений и современная доктрина c. 39-55

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.2.18232

Аннотация: Настоящая статья посвящена характеристике нормативного комплекса – образовательного права как элемента системы российского права. Кратко описывается генезис воззрений отечественных теоретиков на природу норм права об образовании и их место в правовом регулировании соответствующей группы общественных отношений. Рассматривается проблема предмета и метода образовательного права, а также устанавливается соответствие исследуемого нормативного комплекса еще ряду субсидиарных критериев отраслеобразования – принципам и функциям права, наличию самостоятельного терминологического аппарата и специальных юридических конструкций, кодифицированного акта в системе законодательства. Описываются и анализируются точки зрения современных исследователей относительно статуса и места образовательного права в системе российского права. При написании настоящей статьи автором использовались общенаучные методы и подходы: аналитический, восхождения от абстрактного к конкретному, системный, исторический, а также специально-юридические методы: формально-юридический, сравнительно-правовой и метод юридического толкования. Настоящая статья будет интересна для широкого круга читателей: как для исследователей вопросов общей теории права, так и «узкопрофильных» специалистов, занимающихся изучением проблем образовательного права, а также, возможно, и для юристов-практиков. По итогам своего исследования автор приходит к заключению о формировании в системе современного отечественного права самостоятельной отрасли – права образовательного. Выводы, сделанные автором, являются результатом применения некоторого методологического подхода – использования группы критериев отраслеобразования (основных и субсидиарных), который может быть применим и в иных областях юридической науки. Кроме того, выводы исследования могут учитываться в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности в сфере регулирования образовательных отношений.
Соколова Е.С. - Самодержавный идеал в надсословных стратегиях Милославских и Нарышкиных: к вопросу о репрезентативной сущности некоторых нормотворческих инициатив конца XVII в. c. 55-84

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.2.17810

Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования самодержавного идеала верховной царской власти в российском законодательстве конца XVII в. На основе герменевтической интерпретации широкого круга нормативно-правовых актов периода династического кризиса 1680-х – начала 1690-х гг., ознаменованного ожесточенным политическим соперничеством Милославских и Нарышкиных, автор приходит к выводу о фрагментарности ряда законодательных инициатив в области легитимации принципа единодержавия. Их ярко выраженный репрезентативный потенциал, в основном, преследовал узкопрагматические цели в области укрепления международно-правового статуса Российского государства и создания прочной социальной опоры неокрепшего самодержавия, становление которого происходило в условиях слабого юридического обеспечения на основе ценностных установок средневекового традиционализма. В частности, первостепенное внимание политической элиты конца XVII столетия привлекал поиск правовых средств для преодоления разнообразных дипломатических конфликтов, постоянно возникавших из-за нежелания большинства европейских держав придерживаться в церемониальной практике принципа равенства Московской Руси и Священной Римской Империи. Менее казуистичной и более последовательной оказалась законодательная политика царевны Софьи Алексеевны, а впоследствии и молодого Петра I, направленная на формирование социальной поддержки самодержавия, выступившего в качестве основного гаранта «правого» суда для всех свободных категорий российского населения и обеспечения некоторых корпоративных интересов. Помимо этого моделирование политико-правового имиджа российского самодержавия потребовало обращения на законодательном уровне к репрезентативным средствам визуально-мнемонического характера, заимствованным из арсенала церемониальной византийской практики и создающим иллюзию «закрытости» государева « верха» для рядовых подданных. Вопреки распространенному в историографии мнению о последовательном формировании российской самодержавной парадигмы на протяжении XVII в. автор статьи подчеркивает спонтанность большинства законодательных новелл в области легитимации единодержавной верховной власти. Их репрезентативное значение существенно повышалось в условиях борьбы за власть и прекращения деятельности Земских Соборов на фоне сохранения остаточных проявлений земской активности в переломные моменты существования Российского государства. Ту же смысловую нагрузку несло в себе обнародование судебных решений по делам о посягательствах на верховную власть и ее носителей, фигурантами которых являлись видные представители московской политической элиты конца XVII столетия. Таким образом, преемственность законодательной политики Романовых, направленной на юридическое обеспечение самодержавного идеала, коренилась не только в ее доктринально-идеологической основе, но и в социокультурных условиях государственно-правового быта, сохранявших свое политико-юридическое значение и в период реформ Петра Великого.
Мамычев А.Ю., Филиппова М.К. - Средневековая традиция архетипических исследований публично-властной организации c. 82-94

DOI:
10.25136/2409-868X.2017.6.21163

Аннотация: Предметом настоящего исследования выступила средневековая политико-правовая мысль в рамках которой развивались архетипические (божественные) идеи, а также античные представления об «архе» (изначальной основы, прото-идеи и т.п.) как глубинного основания публично-властной организации и ценностно-нормативной системы. В статье показывается, что средневековая мысль сформировали две осевые линии развития архетипических исследований: первая, связанная с высшими архе-идеями, изначальными принципами, божественными установлениями и т.д.; вторая, напротив, с чисто человеческим, материальным измерением архетипа – архаическое наследие, бессознательные структуры психики, коллективные представления, изначальный произвол и «культурная амнезия» источников социально-политической и правокультурной целостности, конкретных политико-правовых институтов. Теоретико-методологической основой настоящего исследования выступили наработки всеобщей истории государства и права, положения юридической антропологии и культурно-исторического подхода, применяемого в правоведение и политологии. В качестве основных методов использовались общефилосфские (системный, феноменологический и диспозитивный, ориентированные реконструкцию «мыследеятельностного фона» эпохи), а также общелогические методы (анализ, синтез, аналогии и др.) и частнонаучные (историко-правовой, сравнительно-правовой). Научная новизна работы связана авторской трактовкой средневековой традиции архетипических исследований. В статье раскрывается и обосновывается уникальная традиция, концептуально оформленная средневековыми теологами, связанная с пониманием архетипа как одновременно конечной и изначальной «точки гармонизации» волевых, познавательных и духовных сил. В этом аспект показывается идеационный характер изложения архетипических основ. Так, если в материальном мире, в человеческой организации действуют тенденции множественности, различий и разделений, то архетип «порождает» принципиально иное измерение, формирует «точку схождения», или «способ восхождения» к единому, общему. Автор показывает, что это и позволяет архетипической традиции заложить основу иного измерения – измерения представляющего основу для обоснования, а не описания, новый способ помыслить целостность в многообразии и разделении или осуществить «сборку» публично-властного пространства, основанного на изначальных идеях и принципах. В статье также обосновывается, что идея архетипических основ как описывающего дискурса, стала доминирующей в эпоху Возрождения и Реформации, а также существенно повлияло на становление юнгианской теории архетипа. Кроме того, новизна и значимость работы связана с описанием заложенной в средневековье традиции рассмотрения позитивного права в инструментальном аспекте, т.е. как необходимой институционально-нормативной формы, обеспечивающей проявление и присутствие высших ценностей и нормативов в публично-властной организации, в том числе принуждения членов сообщества к следованию высшим принципам и идеалам.
Краснов А.В., Скоробогатов А.В. - Правовая ценность в России: теоретико-правовой и ретроспективный анализ c. 126-143

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.3.18326

Аннотация: Предметом исследования выступает разработка теоретической модели правовой ценности как интерсубъективной категории, обуславливающей отношение субъектов (индивидов, локальных групп, общества) к правовой реальности на разных уровнях и этапах ее развития, с привлечением достижений как правовой науки, так и социальной философии и феноменологической социологии. В предмет также включена структура правовых ценностей современной России на базе критического анализа устойчивых представлений о постулируемых ценностях, с учетом аномичности российского общества, с привлечением данных официальной доктрины, а также социологических опросов населения. Методологическую основу исследования составляет постклассическая мировоззренческая парадигма в форме феноменологической методологии, которая определила выбор конкретных методов исследования: компаративного, антропологического, системного, использование которых в статье основано на принципе историзма. В качестве основного вывода по результатам исследования следует отметить то обстоятельство, что правовая ценность рассмотрена в работе как интерсубъективное явление, формирующееся в результате развития определенного отношения субъекта индивидуального и коллективного уровней к компонентам правовой реальности – правотворчеству, реализации права и правовому поведению. Научная новизна исследования заключается в авторском подходе к понятию и характеристикам исследуемой категории: правовая ценность рассматривается как система принципов, постулатов и суждений, которые определяют отношение индивида, локального сообщества или общества в целом к правовой реальности. Основной формой ее существования выступают выработанные правосознанием обобщенные представления о желаемой и (или) необходимой сущности различных уровней правовой реальности. Многогранность правовой ценности проявляется в том, что с одной стороны, она отражается в правовой традиции и правовом менталитете, а с другой – способна воздействовать на правосознание через правовой опыт. Правовые ценности обуславливаются культурно-цивилизационными факторами; современная российская система правовых ценностей распадается на противоборствующие элементы – подсистему внедряемых ценностей «западного» типа, конкурирующую с устойчивой подсистемой традиционных ценностей. Такое состояние рассматривается как характерное для российского общества на целом ряде иных исторических этапов; преобладание той или иной подсистемы в конечном счете предопределяет дальнейшее правовое развитие.
Дмитриев А.В. - Правовые идеи И.Г. Шварца (по конспектам лекций «О трех познаниях: любопытном, приятном и полезном» и других лекций за 1782-1783 годы). c. 126-139

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.4.18559

Аннотация: Предметом исследования являются правовые идеи видного представителя масонства в России, ординарного профессора философии Московского университета Ивана Григорьевича Шварца. Автором статьи проанализированы источники происхождения и содержание лекций И.Г. Шварца «О трех познаниях: любопытном, приятном и полезном» (1782), лекций в университете (1782) и публичных лекций (1782-1783), материалов «Разсуждений в собраниях Дружеского учёного общества» (1782) в их связи с правом и учением русских масонов XVIII века. В настоящей статье дается понимание представлений И.Г. Шварца о государстве, праве, морали в рамках содержания терминов и категорий XVIII века в и в их связи с учением русского масонства XVIII века. Для этой цели автором использованы религиозно-философские и историко-юридические приемы и методы исследования. Правовые идеи у И.Г. Шварца являются следствием религиозно-философских рассуждений над природой человека и его места в обществе. В статье показана роль законов, науки и самосовершенствования в религиозной и общественной жизни человека. Шварц И.Г. использует в лекциях такие понятия, как «закон», «гражданин», «должность», «правосудие», «государство» и т.п. И.Г. Шварц утверждает о необходимости человеку соблюдать позитивное право – существующие законы, поскольку в этом состоит природа человека, заключающаяся в стремлении к совершенству, возвращении к Создателю, первоначальному древнему идеалу.
Васильев А.А. - Неоконсервативная политико-правовая идеология А. де Бенуа c. 223-240

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.2.14047

Аннотация: Предметом исследования выступают политико-правовые взгляды современного неоконсервативного мыслителя А. де Бенуа. Объектом исследования выступает неоконсервативная политико-правовая идеология Западной Европы в конце XX - начале XXI в. В работе затрагивается биография и мировоззрение французского мыслителя, вехи его политической и литературной деятельности. Особое внимание на критику А. де Бенуа либеральной идеологии, прав человека, христианства, глобализации, парламентаризма и т.п. В исследовании затрагиваются такие идеи А. де Бенуа как демократия участия, солидаризм, империя. В качестве ведущего методологического подхода в исследовании используется традиционализм, позволяющий современные политико-правовые институты и элементы правосознания объяснить с точки зрения национальных правовых архетипов, базовых духовно-культурных оснований правовой системы (историзм, установка на поиск целостного знания как соединения разума, веры, воли, чувств, установка «разделения, но не смешения» и т.д.). В качестве вспомогательных методов используются портретно-биографический метод и метод анализа первоисточников. В качестве вывода исследования выступает тезис о том, что в своей консервативной концепции А. де Бенуа сочетает как консервативные элементы (критика либерализма, естественных прав человека, обоснование национал-социализма, империостроительства), так и традиционные для европейской цивилизации начала – прямую демократию, рационализм. Серьезной особенностью доктрины А. де Бенуа является критика справа мондиализации, что делает его учение актуальным и показывает потенциал консерватизма в современных условиях.
Васильев А.А. - Государственно-правовая идеология консервативной революции в Европе в начале XX в.: О. Шпенглер c. 252-274

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.1.14046

Аннотация: Предметом исследования является генезис и сущность государственно-правовой идеологии консервативной революции в Западной Европе первой половины XX в. Объектом исследования выступает развитие консервативной правовой идеологии Западной Европы. В работе затрагиваются такие аспекты как сущность идеологии "консервативной революции", ее основные черты и особенности политических взглядов О. Шпенглера как представителя данной идеологии. В исследовании затрагивается проблема соотношения консерватизма и социализма, их взаимное влияние друг на друга. Особое внимание обращается на взгляды О. Шпеглера на российскую цивилизацию. В качестве методологической установки используется традиционализм, предполагающий анализ современных политико-правовых институтов на основе погружения в традиционные представления. а среди методов - исторический, метод анализа первоисточников, позволяющие установить генезис и сущность консервативной революции как течения мысли. Основными выводами исследования являются следующие:1.Безусловно, классический консерватизм не идентичен революционному консерватизма, поскольку никогда не призывал к радикальной реставрации старых традиций и слиянию с социалистическими учениями. Идеология «консервативной революции» являет собой совершенно особое течение в рамках европейского консерватизма – течение действия, активного противостояния модерну и переустройству европейских обществ на традиционный лад.2. сочетание достижений консерватизма с социализмом, означающее поиск гармонии между традиционным мировоззрением и антикапиталистическими установками социализма: плановая и регулируемая экономика, солидаризм, культ труда и служения, превращение частной собственности в социальную функцию, апология чиновничества и авторитарных методов управления и устранение рыночных институтов, борьба с буржуазными ценностями (культ наживы, денег, капитал) и культурой свободной торговли. Научная новизна исследования заключается в определении причин, сущности идеологии консервативной революции сквозь призму творчества О. Шпенглера.
Малюгин С.В. - Теоретико-исторические аспекты определения государственности: понятие, типы, основные черты современной и российской государственности c. 275-298

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.4.15281

Аннотация: Предметная сфера статьи направлена на изучение государственности в теоретико-историческом ключе. Категория государственности рассматривается автором путем выделения основных характеристик данного явления. В статье явление государственности рассматривается как качественное свойство общества, которое диалектически связано с зарождением государства и поддержании его функционирования. В работе предпринимается попытка изучения отдельных типов государственности. В предмет статьи также входит изучение основных характеристик государственности современных стран. В научной статье исследуются отличительные черты российской государственности. Методологическая основа статьи представлена комплексом различных методов познания как общенаучных, так и отдельных наук (общей теории государства и права, политологии, философии, социологии). Основным методом, используемым в настоящей статье, выступает диалектический метод. Наряду с базовыми основами диалектики, в статье используются такие общенаучные методы познания, как анализ и синтез, абстрагирование, сравнительный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному, системно-структурный подход к исследованию государственности. Специальную и частно-научную методологию статьи представляют исторический метод, формально-юридический метод, метод сравнительного государствоведения и правоведения, метод государственного и правового моделирования. В статье дается понятие государственности и выделяются ее основные характеристики. На основе исторического материала и изучения основных политико-правовых идей выделяется типология государственности: в зависимости от экономических условий, от социокультурной идентичности общества и уровня развития общества. В силу изучения состояния современного общества выделяется ряд основополагающих характеристик государственности. Автор делает вывод, что государственности на современном этапе развития государства и общества большинства государств присуще правовая организация их жизнедеятельности, относительная стабильность, мульти культурность, экономическая, территориальная и политико-правовая стабильность, включенность в кросс культурные процессы, а так же ряд других. На основе исторического материала делается ряд вывод, что Российская государственность обладает рядом специфических характеристик, отражающих политико-правовые процессы в современной России. В статье выделяются такие специфические черты российской государственности как монархичность, высокая духовность, общинность, сочетание государственности европейской и восточной политико-правовых культур.
Фетюков Ф.В. - Эволюция представлений о функциях государства: от философских идей о сущности, цели и задачах государства к теории функций государства c. 299-321

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.4.15333

Аннотация: Предметом исследования являются научные представления о функциях государства. Прослеживается эволюция этих представлений от философских идей о сущности, цели и задачах государства до разработанного в советской юридической науке понятия «функции государства». Автор подробно рассматривает также современные представления ученых о функциях государства. Обосновывается тесная связь понятия «функции государства» с понятиями «сущность государства», «цели государства», «задачи государства» и «назначение государства». Особое внимание уделяется обоснованию необходимости проведения системных исследований функций государства. Уровень философской методологии в настоящем исследовании представлен общими принципами познания (достоверность, критицизм, доказательность, опытная обоснованность, объективность и др.) и категориальным строем науки в целом. Уровень общенаучных принципов и форм исследования характеризуется использованием системного метода, методов моделирования и формализации, метода восхождения от абстрактного к конкретному, а также общих логических методов (анализ, синтез, абстрагирование, аналогия). На уровне конкретно-научной методологии в настоящем исследовании был использован специально-юридический метод. Новизна исследования заключается в выдвижении гипотезы об эволюции научных представлений о функциях государства от философских идей о сущности, цели и задачах государства до разработанного в советской теоретической юриспруденции понятия «функции государства»Основные выводы проведенного исследования:В трудах философов Древней Греции и Древнего Рима, трудах философов эпохи Просвещения, как правило, прямое упоминание о функциях государства не встречается. Умами философов овладевали идеи о сущности, цели государства и задачах, которые оно обязано решать. Однако на этих идеях во многом основано разработанное в юриспруденции понятие «функции государства». 1. В отечественной юриспруденции вопрос о функциях государства традиционно рассматривается в рамках сложившейся в советский период теории функций государства. В советской юридической литературе преобладал подход, в основу которого положена служебная роль функций государства (они служат непосредственным проявлением его классовой сущности) и представления о постепенном вызревании из наиболее общих направлений деятельности государства ее однородных видов (сторон). Критика такого подхода сводилась к признанию фактического отождествления функций государства с самой государственной деятельностью. В качестве альтернативного подхода было предложено под функциями государства понимать его социальное назначение внутри и вне страны. Такой подход позволил отличить собственно функции государства от деятельности государства по их осуществлению, что исключено, по мнению представителей этого подхода, при понимании функций государства как основных направлений (сторон) его деятельности. Однако и такой подход был подвергнут критике, главный аргумент которой сводится к признанию понятий «социальное назначение государства» и «функции государства» сходными, но не тождественными по содержанию. 2. В современных научных исследованиях по-прежнему преобладает понимание функций государства как основных направлений (сторон) деятельности государства, выражающих его сущность и социальное назначение. При этом сохраняется также и понимание функций государства как его социального назначения, заключающегося в упорядочивающем воздействии на общественные отношения в определенных сферах. Вместе с тем обсуждение специфики государственного воздействия на комплекс общественных отношений, как представляется, привело к необходимости исследования механизма этого воздействия, а затем и к пониманию функций государства как особого механизма воздействия государства на общественные отношения, который определяет главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом.3. Понятие «функции государства» тесно связано с понятиями «сущность государства», «цель государства», «задачи государства» и «назначение государства». Родовая связь этих понятий обусловливает многообразие подходов к пониманию функций государства. 4. Применительно к вопросу о понимании функций государства следует отметить упомянутый Л. И. Каском недостаток в разработке теории функций государства, заключающийся в изолированном рассмотрении многих вопросов в рамках отдельных типов государств (социалистического и буржуазного). Исключить субъективизм в понимании функций государства позволило бы их системное исследование, основанное на опыте построения государств разных типов.
Сосенков Ф.С. - Идеи единства России в политико-правовых воззрениях К. С. Аксакова c. 322-331

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.4.14660

Аннотация: Предметом исследования являются идеи государственного единства, выраженные в творчестве одного из основоположников славянофильского направления общественной мысли К. С. Аксакова. Цели работы заключаются в анализе публицистических и художественных работ К. С. Аксакова для определения позиций писателя относительно проблем государственного единства и противодействия центробежным тенденциям государственно-правового развития России. Особое внимание уделяется таким источниками, как научно-исторический труд "Краткий очерк Земских Соборов" и поэма "Освобождение Москвы в 1612 году". В ходе работы использованы исторический и сравнительный методы исследования, системный анализ, а также контекстологический анализ текста. Научная новизна проведенного исследования заключается в постановке проблемы и привлечении материалов, ранее недостаточно задействованных для нужд истории учений о праве и государстве. Проведенная работа позволяет заключить, что К. С. Аксаков в различных по жанру и назначению произведениях последовательно занимал достаточно чёткую позицию по вопросу необходимости обеспечения государственного единства России.
Уфимцева Е.В. - Генезис системы права в отечественной юридической мысли второй половины XIX-начала XX вв. c. 332-354

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.4.14446

Аннотация: Статья посвящена краткой характеристике теоретических воззрений о внутренней структуре российского права отечественных правоведов и историков второй половины XIX – начала XX вв., их анализу и описанию связи с разработкой в рамках отечественной юриспруденции 1930-1950-х гг. концепции отраслевой структуры системы отечественного права. Автором определено соответствие понятия «отрасль права», используемого в современной отраслевой концепции системы права, с рядом близких по смыслу понятий отечественной юридической науки второй половины XIX – начала XX вв. и их концептуальное содержание. В статье также описываются критерии распределения норм права по отдельным элементным образованиям в структуре права в соответствии с представлениями отечественных правоведов и историков второй половины XIX – начала XX вв. При написании данной статьи автором использованы общенаучные и специально юридические методы и подходы, в частности: методы анализа и синтеза, абстрагирования, сравнительного правоведения, исторический и системный подходы. Автором данной статьи описан генезис понятия «отрасль права» в отечественной юриспруденции, начиная со второй половины XIX в., а также кратко охарактеризованы критерии отраслеобразования, используемые исследователями указанного периода времени, их связь с современным теоретическими представлениями о системе и структуре права. Кроме того, в статье также освещена роль кодификации как одного из важнейших факторов становления и упорядочения внутреннего содержания системы права.
Соколова Е.С. - Культ Аполлона в греко-римской политико-юридической традиции: о мнемонических истоках формирования солярной семантики европейских монархий раннего Нового времени c. 420-447

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.6.16407

Аннотация: В статье рассматриваются ключевые мнемонические образы аполлонического культа, при помощи которых формировались политико-правовые аспекты греко-римской картины мира, включая представление о природе человека, общества и античного полиса как отражении универсального космического логоса. Реконструкция семантического смысла ряда культовых практик осуществляется на основе герменевтического анализа античного нарратива и мифо-поэтической традиции с целью выявления мемориальных кодов, при помощи которых происходила визуализация дуалистических концептов греко-римской онтологии, положенных в основу представлений античных интеллектуалов об упорядоченности вселенского начала и его координирующей роли в организации гражданского быта полисной общины. Особое внимание уделяется проблеме моделирования текстовых стратегий природного ландшафта храмовых садов и других посвященных Аполлону античных святынь в их визуально-репрезентативном контексте, существовавшем как неотъемлемая часть политической и правовой культуры античного гражданина. Ландшафтная среда, связанная с сакральными представлениями греко-римских интеллектуалов о взаимозависимости солярной, жизнеутверждающей ипостаси «лучезарного» бога и присущей ему темной хтонической силы, рассматривается с точки зрения ее мнемонического потенциала как овеществленный образ вечного логоса. Автор приходит к выводу о том, что по мере укрепления монархического начала греко-римской государственности полисемантическое начало аполлонического культа уступает место солярной символике, сыгравшей решающую роль в создании визуально-репрезентативных «сценариев» легитимации суверенитета верховной власти в европейских монархиях раннего Нового времени.
Фетюков Ф.В. - Проблема соотношения общества и государства в истории политико-правовой мысли c. 448-478

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.6.16211

Аннотация: Предметом исследования является проблема соотношения общества и государства в истории политико-правовой мысли. Автор подробно анализирует взгляды мыслителей Античности, Средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени на место общества и государства в общественно-политической системе, их соотношение. Особое внимание уделено поиску системных связей между этими взглядами. Вместе с тем автор отмечает актуальность исследуемой проблемы и в настоящее время, определяет основные положения, характеризующие соотношение современного гражданского общества и правового государства. Уровень философской методологии в настоящем исследовании представлен общими принципами познания (достоверность, критицизм, доказательность, опытная обоснованность, объективность и др.) и категориальным строем науки в целом. Уровень общенаучных принципов и форм исследования характеризуется использованием системного метода, методов моделирования и формализации, метода восхождения от абстрактного к конкретному, а также общих логических методов (анализ, синтез, абстрагирование, аналогия). На уровне конкретно-научной методологии в настоящем исследовании был использован специально-юридический метод. Основными выводами проведенного исследования являются следующие положения: 1) с появлением государства начинается цивилизационная стадия развития общества, поэтому о соотношении общества и государства следует вести речь с момента образования первых государств; 2) в дальнейших научных исследованиях, посвященных проблеме взаимодействия гражданского общества и государства, с позиций системного подхода следует исходить из смысловой дифференциации понятия «гражданское общество»; 3) проблема соотношения общества и государства (в частности, гражданского общества и правового государства) сегодня не исчерпана, она сохраняет свою актуальность; 4) соотношение современного гражданского общества и правового государства характеризуется следующими положениями: гражданское общество является основой правового государства; единство гражданского общества и правового государства как «социального целого», в основе которого лежат их общие цели; не смотря на общность целей, неизбежны противоречия и конфликты как внутри гражданского общества, так и между гражданским обществом и правовым государством; гражданское общество и правовое государство являются друг для друга определенными сдерживающими факторами; развитое гражданское общество, сложившееся в результате естественного развития (а не искусственно созданное государством), способное организовать общественные отношения и обеспечить их эффективную реализацию, по природе своей должно занимать более весомое значение в обществе в целом, нежели государство.
Жданов П.С., Романовская В.Б. - Правовая рефлексия в условиях кризиса новоевропейской мировоззренческой парадигмы: постановка проблемы c. 472-489

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.3.15117

Аннотация: В статье поднимается вопрос о характере и причинах кризисных явлений в современной юридической науке. Указывается на неразрывную связь указанных явлений с глобальными культурными процессами, прежде всего, с крушением прежней модернистской мировоззренческой парадигмы и формированием новой системы ценностей. Дается краткий обзор ключевых вех в развитии философии XIX века, которые свидетельствовали о начавшемся пересмотре основных посылок новоевропейского мировоззрения и соответствующей ему картины мира. Кроме того, в статье дается обзор ряда правовых концепций, созданных русскими авторами в первой половине XX столетия и объединяемых интересом к проблеме правосознания в условиях ценностного кризиса. Выявление причин кризиса модернистской парадигмы в юриспруденции осуществляется через анализ процесса изменения структур мышления (эпистем в терминологии М. Фуко), в рамках которых происходит наполнение правовых понятий определенным смыслом и вне которых они неизбежно теряют свою жизнеспособность. Большое значение для данного исследования имеет также методология, разработанная семиотикой, в частности, рассмотрение конкретной правовой традиции как исторически сложившейся знаковой системы, «работающей», т.е. способной выражать и транслировать определенные смыслы, только в качестве органичной части языка определенной культуры. В качестве некоторого итога проведенного исследования в статье утверждается положение о тесной взаимосвязи обозначенных культурных процессов и начавшихся в рассматриваемый период кризисных явлений в сфере правосознания, которые, таким образом, предстают одним из проявлений более масштабного кризиса самих основ новоевропейского мировоззрения.
Куликов Е.А. - Цивилизационный подход к типологии государств Н.Я. Данилевского в истории отечественной правовой мысли c. 479-508

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.6.16042

Аннотация: Предметом исследования, проведённого автором настоящей статьи, является политико-правовое учение выдающегося русского мыслителя XX века Николая Яковлевича Данилевского. Анализируется цивилизационный подход к типологии обществ и государств, который впервые в истории мировой мысли был разработан именно этим мыслителем в его фундаментальном труде "Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому". Акцент делается именно на политико-юридической составляющей указанного подхода. Автор рассматривает сущность взглядов Н.Я. Данилевского и проводит определённое сравнение его подхода с подходом К.Н. Леонтьева и евразийцев. Методом исследования выступает историко-правовой, посредством которого исследуются отдельные политико-правовые учения истории России XIX века, а также сравнительный метод. Автор даёт полную характеристику научного подхода Н.Я. Данилевского к типологии государств. Зачастую в отечественной юридической литературе забывают о том, что именно этот мыслитель выступил пионером в разработке такого подхода, опередив своих зарубежных коллег, по меньшей мере, на 50-60 лет. Кроме того, проводится сопоставление подхода Н.Я. Данилевского с подходом К.Н. Леонтьева, выводятся отличия и общие черты.
Верховодов Е.В., Курзенин Э.Б., Цыганов В.И. - Концепция юридического антропоцентризма в трудах Гуго Гроция c. 490-500

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.3.14980

Аннотация: В статье анализируются труды выдающихся средневековых европейских мыслителей, заложивших основы для создания в дальнейшем концепции естественного права. Гуго Гроций указывал на них как на своих предшественников, которых он называет творцами новой науки права. Кроме позднесхоластической школы комментаторов Бартоло, Бальдо и их продолжателя Джентили, Гроций активно использовал предшествовавшую и современную ему протестантскую юридическую литературу – труды таких протестантских правоведов как Гемминг, Винклер, Ольдендорп, претендовавших на выработку нового, освященного истинной религией права. На основе применения методов сравнительного анализа, контекстного анализа, историко-правового, системно-исторического, формально-юридического и других методов научного исследования, авторы приходят к выводу о том, что Гроций вывел новую схему: человек (право личности) – право (общественное, естественное) – закон (властью изданный, на базе естественных принципов). Этим Гроций утвердил определенную новацию: антропологический принцип как основу естественного права, из которого, в свою очередь, вырастает государственное законодательство.
Васильев А.А. - Эвристические и ценностные основания консервативной правовой идеологии России c. 501-540

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.3.14515

Аннотация: Предметом исследования выступают познавательные и аксиологические основания консервативной правовой идеологии России. Объектом работы является консервативная правовая идеология как особое учение о праве и государстве. В исследовании затрагиваются такие гносеологические основания консервативной правовой идеологии как интуитивизм, идея целостного сознания, историзм, органицизм. На основе данных эвристических установок объясняется антирационализм консерватизма, отрицание рецепции права, проблема коллективных субъектов права. Особое внимание уделяется консервативной трактовки ценностей, в системе которых право играет роль инструментальной ценности как средства стабилизации общества и поддержания в нем порядка. Автор отмечает амбивалентность ценностных ориентаций консерваторов. Методология исследования базируется на следующих подходах, принципах и методах научного поиска: 1) культурно-цивилизационный подход, позволяющий осмыслить консервативную правовую мысль России как рефлексивное восприятие самобытной правовой традиции России в контексте русской духовной культуры ; 2) Ведущим методом изучения консервативной правовой идеологии России является метод реконструкции – восстановления государственно-правовых взглядов российских консерваторов путем историко-правового прочтения наследия российского консерватизма. Причем задача реконструкции осложняется тем, что российская консервативная правовая идеология практически не представлена целостными, систематическими политико-правовыми трактатами. Поэтому для реконструкции государственно-правового учения отечественных консерваторов приходится прибегать к разнообразному эмпирическому материалу, включая публицистику, художественные произведения, мемуары, эпистолярное наследие, нормативные источники и результаты социологических исследований. гносеология консервативной правовой идеологии противопоставляла односторонней рассудочности и индивидуалистической гносеологии философии Просвещения идеи синтеза веры, разума и художественного чувства вкупе с объективной гносеологией. В такой эвристической парадигме естественно возникали убеждения в превосходстве правовой действительности над рациональными теориями (эмпиризм), а также необходимость религиозного обоснования права и государства. Христианская гносеология диктует идею правовой интуиции как средства разрешения конфликта на основе акта внутренней совести. Механицизму естественно-правовой теории, где общество есть лишь совокупность атомом, консерватизм противопоставил органицизм, предполагающий естественное и органическое единство общество (соборность), которое развивается по внутренним имманентным законам. Органицизм в правовой идеологии порождал признание коллективных субъектов права и идею органического развития права за счет внутренних факторов, не допуская революционные и реформационные изменения и тем более рецепцию чужого правового опыта.Аксиология консервативной правовой идеологии России построена на трех началах:- признание экстраюридических ценностей и служебной роли права как средства охраны таких ценностей;- представление о праве как средстве стабилизации общества и охраны абсолютных ценностей;- амбивалентность восприятия права, допускающая настороженное и даже критическое отношение к юридическому фетишизму и тем случаям, когда право вторгается в традиционные ценности и модернизирует общество.
Мелюханова Е.Е. - Уголовное наказание в исследованиях российских юристов (вторая половина XIX – начало XX веков) c. 509-528

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.6.15772

Аннотация: Совершенствование уголовного законодательства на протяжении нескольких лет происходит без достаточного научного обоснования, при этом, система уголовных наказаний не является исключением. В настоящее время совершенствование системы наказаний невозможно без всестороннего изучения исторического опыта. В связи с этим, в настоящей статье рассматриваются вопросы, связанные с уголовным наказанием в исследованиях российских юристов (вторая половина XIX – начало XX веков). Автором предпринята попытка анализа и сравнения понятий наказания и системы наказаний, представленных в правовых исследованиях юристов второй половины XIX – начала XX веков. Также в статье исследуются значение и эффективность определенных систем наказаний, которые были предусмотрены в российском уголовном законодательстве второй половины XIX – начала XX веков. Методологический инструментарий исследования, который определен гносеологическим материалом, служит средством теоретического преобразования объекта исследования. Основой исследования системы уголовных наказаний являются основные положения материалистической диалектики, в рамках которых система уголовных наказаний рассматривается в постоянном изменении, поступательном развитии. Системный подход избран в качестве принципиальной методологической ориентации исследования, как принцип, руководящий общей стратегией исследования. Наряду с системным подходом автором также применяется генетический подход при рассмотрении процессов становления и развития системы уголовных наказаний на протяжении второй половины XIX до начала XX веков. Юристы в уголовно-правовых исследованиях второй половины XIX – начала XX веков связывали наказание с совершенным преступлением, то есть наказание являлось следствием совершенного преступления. Понятие наказания, его сущность и юридическая природа определялись в основном как мера государственного принуждения. В рамках этого исторического периода еще не сложилось единства среди ученых при определении понятий наказания и системы наказаний. При том, несомненно, уголовно-правовые исследования юристов внесли значительный вклад в развитие науки уголовного права в сфере учения о наказании.
Уфимцева Е.В. - Различные аспекты понимания категории «принцип права» в отечественной юриспруденции и роль принципов права как субсидиарного критерия разграничения отраслей в системе права c. 529-551

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.6.16638

Аннотация: Настоящая статья посвящена актуальным для современной юриспруденции вопросам природы принципов права и разграничения отраслей в системе отечественного права. В статье освещается генезис понятия «принцип права» в отечественной юриспруденции, начиная с представлений дореволюционных теоретиков права, включая взгляды советских ученых-правоведов, и заканчивая воззрениями современных исследователей. Кроме того, в настоящей статье принципы права обосновываются в качестве одного из субсидиарных критериев отраслеобразования. Автором характеризуется природа принципов права, в том числе с точки зрения наличия в ней объективного и субъективного начал, местоположение принципов права в системе права и их основные функции. В статье освещается возможность использования принципов права в качестве субсидиарного критерия отраслеобразования, приводятся некоторые примеры. Настоящая работа будет представлять интерес для широкого круга читателей: как для исследователей системы права и критериев отраслеобразования, так и для правоведов-отраслевиков и практикующих юристов.
Уфимцева Е.В. - С.С. Алексеев о системе права: взгляды на критерии отраслеобразования c. 541-566

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.3.15199

Аннотация: Статья посвящена краткому обзору теоретических взглядов на систему права выдающегося отечественного ученого-правоведа – С.С. Алексеева. Автором освещены и проанализированы ключевые моменты работы С.С. Алексеева «Структура советского права» относительно вопросов структурного строения системы права, соотношения понятий «система права» и «структура права», значения кодифицированных актов для системы права. Основное внимание в статье уделено анализу факторов, оказывающих определяющее влияние на структуру отрасли права и ее характер, и приводимых и описываемых С.С. Алексеевым, в сравнении с теоретическими критериями разграничения отраслей права, предлагаемыми современными исследователями права. При написании настоящей статьи автором использованы традиционные общенаучные методы и подходы и специально-юридические методы. Автором статьи приведена критика относительно каждой из обозначенных точек зрения о критериях отраслеобразования, описаны возможности и перспективы использования таких критериев в процессе разграничения отраслей права. Также автором статьи охарактеризованы теоретические заключения относительно структуры системы права, сделанные С.С. Алексеевым, в свете современных общественных и правовых реалий, подчеркнута их бесспорная научная ценность как базовой основы для новых исследований системы права и ее структуры.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"