Genesis: исторические исследования
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция и редакционная коллегия > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Genesis: исторические исследования" > Рубрика "Теория и методология истории"
Теория и методология истории
Мюрберг И.И. - К исследованию эволюции политической картины мира в европейской академической традиции: от «политического общества» к «пространству политического» c. 1-26

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.3.14795

Аннотация: Предмет данного исследования – историко-аналитический комментарий к тезису о специфике политической философии как теоретического знания особого типа. Христианскую цивилизацию, зародившуюся в эпоху европейского средневековья, характеризуют определенные понятийные коды, выражающие теоретико-практическое отношение христиан (и «постхристиан») к миру политики. Начиная с раннего средневековья, квинтэссенцией такого отношения являлось понятие политического общества, претерпевшее за несколько веков содержательные преобразования. На этапе позднего Модерна концепт «политическое общество» утратил актуальность – факт, соотнесенный в статье с процессом формирования понятия «пространство политического». Данная динамика в соединении с рассмотренными в определенном ракурсе историческими эпизодами из Средних веков, Реформации, британского раннего Модерна, эпохи западного постмодерна, позволяет продемонстрировать, что описание эволюции европейских политико-философских конструкций в терминах истории идей является неадекватным в той степени, в какой за рамками анализа остается важное свойство политического дискурса: его способность влиять на характер социетальных трансформаций и, одновременно, зависеть от их исхода. Эта способность предопределяет особенность примененного в статье исторического метода: последний описывается как выявление взаимопереплетения политической теории с политическими практиками. В таком понимании метод исторического исследования политической философии противопоставляется принятому в академической традиции методу интеллектуальной истории. Теоретическая новизна проведенного анализа заключается в прояснении смысла ряда концептуальных новаций современной политологии, таких как понятие «политического», а также в развернутом ответе на вопрос, почемуполитической теории важно различить в «интеллектуальном бульоне» конкретной эпохи те идеи, понятия, представления, настроения, которые реально воздействовали на ситуацию, прослеживать историческую судьбу, судьбу не только и не столько самих идей, сколько их практических результатов, за которыми поспевали (или не поспевали) социально-политические теории.
Фетюков Ф.В. - Исторические типы взаимодействия гражданского общества и государства c. 1-8

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.2.18360

Аннотация: Объектом исследования являются правовые отношения, складывающиеся между гражданским обществом и государством в различных сферах общественной жизни. Предметом исследования выступают исторические типы взаимодействия гражданского общества и государства. На основе анализа научных данных о закономерностях взаимодействия гражданского общества и государства в XIX – начале XXI вв. автором выделены и рассмотрены два исторических типа этого взаимодействия в рассматриваемый период: "социальный контракт" и "социальное иждивенчество". При этом автор обращает особое внимание на недостатки рассмотренных типов и их неприменимость на современном этапе развития общественных отношений. Уровень философской методологии в исследовании представлен общими принципами познания (достоверность, критицизм, доказательность, опытная обоснованность, объективность и др.) и категориальным строем науки в целом. Уровень общенаучных принципов и форм исследования характеризуется использованием системного метода, метода восхождения от абстрактного к конкретному, а также общих логических методов: анализ, синтез, абстрагирование и аналогия. В основе рассмотрения типов взаимодействия гражданского общества и государства лежит принцип историзма и метод эмпирической типизации.На уровне конкретно-научной методологии в настоящем исследовании был использован специально-юридический метод. Научная новизна исследования состоит в типизации взаимодействия гражданского общества и государства в в XIX – начале XXI вв., а также в обосновании вывода о неприменимости в настоящее время таких исторических типов взаимодействия гражданского общества и государства как «социальный контракт» и «социальное иждивенчество».Основной вывод проведенного исследования заключается в том, что в основе взаимодействия гражданского общества и государства на современном этапе развития общественных отношений лежит идея диалоговой коммуникации, которая позволяет рассчитывать на взаимопонимание и удовлетворение интересов, как гражданского общества, так и государства.
Тинякова Е.А. - Информационные и социальные потребности в новых методах преподавания истории c. 12-21

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.2.17684

Аннотация: Объект исследования настоящей статьи- историческое знание и современные информационные и социальные требования к его качеству и содержанию. Автор выделяет три сферы исторического знания: отечественная история как часть знания в жизни человека, отечественная история в системе образования и конкретно в средних профессиональных учебных заведениях и старших классах средней общеобразовательной школы, и академические исторические исследования. Автор кратко характеризует взаимосвязь между этими тремя сферами знания по отечественной истории. Предметом исследования является совершенствование преподавания отечественной истории в учебных заведениях среднего звена. В исследовании автор использовала следующие методы: дидактический, эвристический, метод эмпатии. С точки зрения методики преподавания истории соотносится метод индукции и дедукции. Новизна предложенного исследования заключается в повышении социальной значимости преподавания отечественной истории, влиянии отечественной истории как учебной дисциплины на формирование политической культуры. Перед преподаванием отечественной истории ставятся актуальные задачи гражданского воспитания. Автор предлагает расширить учебные материалы по отечественной истории за пределы стандартного учебника.
Моисеева Л.А., Чугунов А.М. - К теоретико-методологическим проблемам исследования истории функционирования российского кинематографа: на примере Приморского края (1938 – июнь 1941 гг.) c. 28-45

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.4.19950

Аннотация: Предмет исследования – кинематографическое прочтение истории и историческое прочтение фильма: к теоретико-методологическим проблемам исследования функционирования кинематографа (на примере Приморского края 1938 – июня 1941 гг.). На основе нового исторического знания исследуется становление теории кинематографа в процессе борьбы зарубежных и российских школ, направлений, концепций и её трансформация в теорию советского кинематографа, выполнявшего идеологические установки ВКП(б) и Советской власти в качестве средства воздействия на широкие массы зрителей, организуя и мобилизуя их на коллективный трудовой героизм в изменившихся внутренних и внешних условиях. Методология исследования построена на цивилизационном, компаративном подходах, принципах – сравнительно-историческом, детерменизма, объективности, достоверности, методах – системно-структурном, перспективных линий и др. Научная новизна исследования: показана структурно-функциональная «природа» советского кинематографа и воздействие исторической реальности на российский кинематограф во взаимосвязи «история и кино»; впервые исследованы специфика формирования функций кинематографа на примере Приморского края как социального института, вида искусства, средства массовой коммуникации и необходимость использования исторического опыта в современных условиях.
Самохин К.В. - Видовое разнообразие модернизации в современной исторической парадигме c. 56-67

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.4.22223

Аннотация: В статье на основе анализа существующих точек зрения обосновывается возможность применения теории модернизации к историческим исследованиям для разных стран, в том числе и для периода имперской России. Подчеркивается, что необходимо учитывать особенности модернизационных процессов в истории различных государств. Определяется, что актуальность модернизационного дискурса делает необходимым изучение его разнообразных аспектов. В частности, немаловажной проблемой будет выделение и характеристика видов модернизации для выявления ее специфики в разных странах. В основе методологии работы лежит классическая трактовка модернизации (переход от традиционного общества к современному) как более применимая к историческим исследованиям. Делается вывод о том, что наиболее приемлемой будет классификация видов модернизации на основе комплексного подхода. Данный подход предполагает изучение модернизационных проявлений в различных сферах жизнедеятельности общества. Приводится авторская характеристика особенностей и процессов, имеющих место в рамках экономической, социальной, демографической, политической и духовной модернизации.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"