по
Genesis: Historical research
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > The editors and editorial board > List of peer reviewers > Review procedure > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Legal information
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Genesis: Historical research" > Contents of Issue № 02/2018
Contents of Issue № 02/2018
Historical sources and artifacts
Golovin S.A. - Was Ivan the Terrible poisoned? Comprehension of the chemical research results of the remains of the Czar from necropolises of the Ascension Cathedral and Cathedral of the Archangel of the Moscow Kremlin pp. 1-23

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.2.25249

Abstract: The contemporary Russian historiography (1990-2000’s) marks the emergence of a number of scientific works that from the perspective of modern scientific data and political preferences defend the paradigmatic version on poisoning of the Russian Czar Ivan IV. The supporters of this hypothesis considerably lean on the results of chemical research of the remains from grand ducal necropolises of the Moscow Kremlin, which showed a high concentration of diverse heavy metals in them. The goal of this article consists in comprehension of the results of chemical expertise of the Czar’s remains from the necropolises of the Kremlin. The research is based on the method of statistical analysis, using the comparative-historical and retrospective methods. The conclusion on conscious poisoning of the Czar Ivan IV, formulated on the basis of significant concentration of mercury and arsenic in his remains, seems unsubstantiated. The statistical analysis argues the newly suggested in the contemporary Russian historiography version (2003-2006) on the conscious poisoning of the Czar Ivan IV and his sons, within the framework of which the conclusions of the Commission (1963-1966) are considered inaccurate.
History and Politics
Novikova M.V. - Peculiarities of the historical policy of Soviet State during the years of Perestroika (1985-1991) pp. 24-39

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.2.25374

Abstract: The subject of this research is the process of revision of the Soviet past that took place in USSR during the years of Perestroika (1985-1991). The author analyzes the indicated process within the paradigm of the “historical policy”. This article familiarizes with the key vectors of historical policy implemented over the recent years of the existence of Soviet Union, as well as the factors that affected their emergence. The accent is made on description of the process of formation of the contours of “historical policy”, analysis of creation of infrastructure within the “realm of memory”, and factors that affect the implementation of historical policy. The author examines the documents and decrees, party publications, mass media, stenographs of the meetings and conferences. For determination of the main principles of historical policy, was conducted a discourse analysis of the performances of the top officials and their memorial speeches, as well as quantitative and qualitative content analysis of a number of publishers, including the newspapers “Moscow News”, journal “Communist”, etc. The scientific novelty consists in a comprehensive description of the revision of the Soviet past during the years of Perestroika, concept of the “historical policy”. Currently, within the historiography, this term is referred to as the phenomenon of post-Soviet period. The author reveals the application of the key methods and approaches of the historical policy during the period of Perestroika, and their interrelation with the historical policy in the post-Soviet context. The article for the first time introduces into the scientific discourse some documents from the personal archives of the Secretary of  Central Committee of the Communist Party of the USSR A. N. Yakovlev and editor-in-chief of the newspaper “Moscow News” Yegor Yakovlev.
History of regions of Russia
Pertsev N.V. - Moscow troops campaign to Yugra in 1499 in the context of Moscow State domestic and foreign policy pp. 40-54

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.2.25381

Abstract: This article is dedicated to reconstruction of the events of the Moscow troops campaign to Yugra in 1499. Although this military campaign is a generally known fact, there is yet no agreement of opinion on the results of this operation; the questions associated with the purpose of campaign, rout of troops, and their capacity have not been covered by the researchers. The author believe that revelation of these aspects is an essential condition in objective assessment of the indicated event. Examination of the military campaign of 1499 without analyzing the key questions, has led the researchers to some hasty conclusions that do not find endorsement in the sources. Methodology is bases on the methods of scientific synthesis and analysis of the historical sources; particular attention is given to historiography of the problem. The author composed the comparative tables, so the charting of information allowed significantly rectifying the data from the sources and reconstructing the events of the military campaign. A new approach implied the consideration of the military campaign of 1499 in the context of Muscovy’s foreign policy position and implementation of solidification policy in the northeastern periphery. The article also examines the question of building a Russian city of Pustoozersk. Comparing the routs of the Russian troops in 1499 with the famous routs of that time, which lead to the territories of Northern Ural and Western Siberia, allows concluding that the military campaign on Yugorian “princelings” was secondary in relation to the goals of assimilation of the remote territories of Prirechye by the Moscow State.
Ryabkova O.V. - Deer farming in Yamalo-Nenets Autonomous Okrug during the Great Patriotic War pp. 55-67

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.2.25185

Abstract: The object of this research is the deer farming industry of the Yamalo-Nenets National Okrug, while the subjects of the processes taking place within the industry during the Great Patriotic War. The goal of this work lies in the attempt to describe the processes that took place with regards to deer farming, combining the preceding studies and the most recent data acquired in the course of examining the previously unpublished archival materials preserved in the State Archive of Yamalo-Nenets Autonomous Okrug. Methodological foundation includes the historical-genetic and historical-comparative methods, which allow considering the specificities of development of the deer farming industry within the indicated region during the years of Great Patriotic War. The scientific novelty consists in the use of the previously unpublished sources from the archival fund “Yamalo-Nenets District Department of Agriculture of the Executive Committee of the Yamalo-Nenets Council of Workers’ Deputies” of the State Archive of Yamalo-Nenets National Okrug. The aforementioned documents provide the more detailed description of the processes that took place in deer farming of the Yamalo-Nenets National Okrug during the Great Patriotic War, as well as saturate with the additional facts the already existing information on the topic.
History and Ideology
Nasibullin R.A. - Professor I.A. Antropov – «enemy herald at the scientific department»: 1937 in the Sverdlovsk Law Institute pp. 68-81

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.2.22836

Abstract: This article traces the tragic fate of Ivan Aleksandrovich Antropov (1888-1938) – Associate Professor of the department of Civil Law and Procedures of the Law Faculty of Kazan University, Chairman of the Legal Meeting at Ufa Directory, Legal Adviser and Deputy Governor of the Supreme Ruler A. V. Kolchak and the Council of Ministers (1918-1920), Professor of Department of Civil Law and Legal Theory of the Irkutsk State University, Head of department of Economic Law of the Siberian Institute of Soviet Law, and the Sverdlovsk Law Institute (1931-1937). Based on his example are demonstrated the methods of fighting the dissenting teachers in the higher educational facilities. Professor I. A. Antropov was exposed as an "enemy herald at the scientific department" in the regional newspaper note "The Ural Worker" of May 8, 1937 and "in the distortion of the Marxist-Leninist doctrine" in the peer review by Professor G. Rivin on the lecture report, which reveals the features of Marxist polemics. The unpublished archival documents and materials of the Ural State Law University and the State Archive of Sverdlovsk Region are introduced for scientific discourse. The two annexes from the previously unpublished documents from the State Archives of Sverdlovsk Region, prepared for publication by the author, are attached to the article.
Academic schools and paradigms
Pirozhok S.S. - Robert von Mohl about the social policy of constitutional state pp. 82-101

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.2.23730

Abstract:  The subject of this research is the actualized part of the theoretical legal heritage of the prominent German scholar, encyclopedist, lawyer, and politician of the XIX century – Robert von Mohl (1799-1875). The author analyzed the establishment and genesis of the idea of social state in legal theory of R. von Mohl; system of views of the police scientist upon the administrative activity of the state aimed at solution of the social issues; the proposed by him program of social reforms and measures of social policy. For the first time in history of the political legal thought, an attempt is made conduct a problem-theoretical reconstruction, interpretation, and establishment of link between the modern theory and practice of the constitutional social state of Russian and Germany and the ideas that gained traction within the theoretical legal heritage of the prominent German scholar, government and public leader of the XIX century Robert von Mohl. The article characterizes his views upon the social essence of the constitutional state; analyzes his works, in which he describes the concept of the constitutional state and its social function, claims that the important feature of functionality of the constitutional state is the social policy, as well as that the constitutional state not only has a right, but must carry responsibility for its citizens and balance their chances to free development and implementation of ideas. A conclusion is made that R. von Mohl, being way ahead of the contemporary to him practice of state activity, has uttered the thoughts on the concept and measures of social policy that comprised the foundation of the future theory of social state.  
History of ethnicities, peoples, nations
Chediya A.R. - Ethnic situation in Western Caucasus in perception of the Ottomans (on the example of the archival Ottoman document Hatt- Hatti hümayün 1104/ 444590- Y pp. 102-113

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.2.25306

Abstract: The object of this research is the representations of the Ottoman authors about the ethnic situation in Western Caucasus in the early XIX century. Considering the throughout more than a 300 year history (from 1454 to 1829) fell within the scope of the Ottoman Empire, special interest for studying the history of the regional residents and their relationship with the Ottoman Empire represent the unpublished archival Ottoman materials that reveal the peculiarities of Ottomans’ understanding of the ethnic situation in Western Caucasus. One of the aforementioned documents is considered in the article. The author conducted analysis and generalization of the Ottoman historical works that contain information about the peoples of the region, as well as used the basic theoretical and practical methods of historical research. For the first time into the scientific discourse is introduced the document from the Ottoman State Archive Hatt- Hatti hümayün 1104/ 444590- Y, which provides a description of the peoples of Western Caucasus. Due to the fact that they remained non-literate until the second half of the XIX century, the majority of historical research of the region is presented by the memoirs compiled by the foreign travelers, military men, ambassadors, agents, etc. Thus, the indicated document will allow the scholars of history and ethnography to have a new perspective upon the ethnic history of the peoples of Western Caucasus.
Beliefs, religions, churches
Babich I.L. - Fate of the Church Of Our Lady Life Giving Spring In Tsaritsyno in the 1920’s – 1930’s pp. 114-121

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.2.25148

Abstract: This article leans on the new archival materials alongside the oral history – interviews with the successors of the priests and congregation of the Church in Tsaritsyno. Examination of the life of clergy at micro-level – using the example of single temple – helps the researchers to structure the holistic image of the fate of Orthodoxy in the 1920’s – 1930’s in Soviet Union. Until present, there was not a single scientific article on the history of the indicated church of this period. The author has already published several article about the life of the temple during other historical periods. Currently in Russia, are gathered all materials on the history of clergy repression during the Soviet time. This article allows filling such gap. This work conducts a historical reconstruction of the life of the temple during 1920’s – 1930’s. The scientific novelty lies in introduction of the archive materials (investigation cases of the priests and congregation members, State Archive of the Russian Federation), (archives of the Vvedensky and Kazantsevy families), as well as compilation of the oral history materials – the successors. This allowed providing the description of life of the Church Of Our Lady Life Giving Spring In Tsaritsyno in the 1920’s – 1930’s.
Galibina-Lebedeva E.S. - The role of Evangelical churches in development of the African-American civil rights movement, on the example of the United States and Carribean countries (1920’s – 1940’s) pp. 122-137

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.2.25418

Abstract: The subject of this research is the impact of Evangelical Christian churches upon the development of African-American movement for their rights, freedom, and identity using the example of the United States and some Carribean countries during the 1920’s – 1940’s. Relevance of this topic is substantiated by the fact the despite the military victory over Fascist ideology in May of 1945 and official ban of race discrimination in the late XX century, the modern world again faces the appeals to divide people by the religious, ethnic, and race attributes, as well  as the level of their success in society. Based on the comparative-historical analysis, the article reviews the important events in three continents: North America, partially South America, and Africa, which greatly affected the emergence and development within the Afro-American environment of the ideas of black nationalism, black Judaism, and Rastafarianism. The scientific novelty is defined by the attempt to determine the role of church in Afro-American environment through establishment among its successors of the religious, cultural, economic, and political preferences. The importance of the religious institution in the XXI century is expressed in the fact that the representatives of various Evangelical Christian churches demonstrate different response to the claims of the contemporary political leaders, for example, in the United States, regarding their Afro-American citizens, colored migrants, and recognition of Jerusalem as the capital of Israel, thus affecting the establishment of the domestic and foreign policy of the country.
Issues of war and peace
Okhota V.S. - Organization of the food service for civilians of a base city during the wartime (on the example of Krasnoyarsk) pp. 138-143

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.2.24438

Abstract: This article is dedicated to examination of the questions of organization of public food service in Krasnoyarsk. The period of Great Patriotic War marked the intensification of centralization in planning, allocation of state resources, expansion of food service for the workers. However, the sphere of public food service has experienced certain problems. The subject of this research is the analysis of organization of food service for civilian of a base city during the wartime on the example of Krasnoyarsk. Special attention is given to the emerging problems and methods of their resolution in the indicated sphere. Methodological foundation is the theory of modernization transition. The review of archival documents demonstrated that the provision of food product and durable goods to the population, as well as organization of public food service of a base city during the wartime, turned out to be a task of immense complexity, thus required immediate solution. As a result of analysis, it was determined the for solution of the aforementioned problem were established the allowance rates; government structures, production companies, nongovernmental organization, and population itself were enlisted in organization of provision. Besides the already existing canteen facilities for employees and dietetic refectories, were added the canteen facilities for civil servants, children, students, families of war veterans, evacuated civilians, and disabled veterans of the Great Patriotic War. The conducted research underlines that the experience of different countries marks the intensification of government intervention into the economy at the time of social instability during the war. The distributive form of relationship between the government and population has established in the country. Action of the local government authorities on expanding and improving the public food service chain during the war period, played an important role in prevention of mass famine.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция и редакционная коллегия > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Genesis: исторические исследования" > Содержание № 02, 2018
Выходные данные сетевого издания "Genesis: исторические исследования"
Номер подписан в печать: 17-02-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Кодан Сергей Владимирович, доктор юридических наук, svk2005@yandex.ru
ISSN: 2409-868X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2018
Исторические источники и артефакты
Головин С.А. - Иван Грозный был отравлен? Осмысление результатов химических исследований царственных останков из некрополей Архангельского и Вознесенского соборов московского Кремля c. 1-23

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.2.25249

Аннотация: В новейшей российской историографии 1990–2000-х гг. появилось ряд научных работ, в которых с позиций современных научных данных и политических пристрастий отстаивается ставшая хрестоматийной версия об отравлении русского царя Ивана IV. Во многом сторонники данной гипотезы опираются на результаты химических исследований останков из великокняжеских некрополей московского Кремля, которые показали повышенное содержание в них различных элементов тяжёлых металлов. Целью данной статьи является осмысление результатов химических экспертиз царственных останков из некрополей Кремля. В основу проведённого исследования была положена методика статистического анализа с использованием сравнительно-исторических и ретроспективных приёмов исследования. В ходе проведённого анализа были получены общие результаты: вывод о сознательном отравлении царя Ивана IV, сформулированный на основе значительного содержания в его костных останках ртути и мышьяка, представляется преждевременным и недоказанным. Статистический анализ данных опровергает вновь выдвинутую в новейшей российской историографии версию (2003–2006) о сознательном отравлении царя Ивана IV и его сыновей, в рамках которой выводы Комиссии (1963–1966) называются некорректными. На наш взгляд, выводы из «Окончательного заключения» работы Комиссии (1963–1966) по результатам химического исследования останков князя М.В. Скопина-Шуйского, царя Ивана IV и его сыновей предстают более взвешенными, обоснованными и научно корректными, чем заключения новейшей рoссийской историографии (2003–2006), которые выглядят поверхностными и недоказанными.
История и политика
Новикова М.В. - Особенности исторической политики советского государства в годы перестройки 1985-1991 гг. c. 24-39

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.2.25374

Аннотация: Предметом исследования стал процесс пересмотра советского прошлого, произошедший в СССР в годы перестройки (1985-1991). Автор проанализировал данный процесс в парадигме «исторической политики». Статья знакомит с основными векторами исторической политики, реализуемой в последние годы существования Советского Союза и факторами, которые влияли на их формирование. Автор делает акцент на описании процесса формирования контуров «исторической политики», анализе создания инфраструктуры в «пространстве памяти» и факторов, влияющих на реализацию исторической политики. Были исследованы документы и постановления, публикации в партийной печати, СМИ, стенограммы встреч и совещаний. Для определения основных принципов исторической политики был проведен дискурс-анализ выступлений первых лиц, их мемориальных речей. А также количественный и качественный контент-анализ ряда изданий, в числе которых газеты «Московские новости», журнал «Коммунист» и др. Новизна исследования заключается в комплексном описании процесса пересмотра советского прошлого, развернувшегося в годы перестройки, понятием «историческая политика». На данный момент, в историографии данный термин принято относить к явлению постсоветского периода. Автор выявляет применение основных методов и приемов исторической политики в перестроечный период и их взаимосвязь с исторической политикой в постсоветском контексте. Также в статье впервые введены в научный оборот некоторые документы из личных архивов секретаря ЦК КПСС А.Н. Яковлева и главного редактора газеты «Московские новости» Егора Яковлева.
История отдельных регионов России
Перцев Н.В. - Поход московских войск 1499 г. в Югру в контексте внешней и внутренней политики Московского государства c. 40-54

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.2.25381

Аннотация: Статья посвящена реконструкции событий похода московских войск 1499 г. в Югру. Несмотря на общеизвестный факт этого похода, в литературе до настоящего не сложилось единого мнения о результатах данной операции; вопросы, связанные с целями похода, маршрутом движения войск, численностью отрядов практически не освещены исследователями. Между тем, позиция автора заключается в том, что именно раскрытие этих аспектов является необходимым условием при вынесении объективной оценки данному событию. Исследование похода 1499 г., без анализа этих вопросов привело часть исследователей к поспешным выводам, не находящим подтверждение в источниках. В ходе исследования были применены методы научного синтеза и анализа исторических источников, большое внимание в исследовании уделено историографии проблемы. Автором составлены сравнительные таблицы, а картирование информации позволило существенно скорректировать данные источников и реконструировать события похода. Новым подходом в исследовании поставленного вопроса стало рассмотрение похода 1499 г. в контексте внешнеполитического положения Московии и реализации политики закрепления на северо-восточной периферии. Отдельно рассмотрен вопрос, связанный со строительством русского города Пустоозерск.Сравнение пути передвижения русского войска в 1499 г. с известными на тот период маршрутами, ведущими к территориям Северного Урала и Западной Сибири, позволяет сделать выводы о второстепенном значении похода на югорских «князьков» по отношению к задачам освоения Московским государством отдаленных территорий Припечерья. Автор делает выводы о формальности подчинения народов Северо-Западной Сибири Великому князю и огромной значимости похода 1499 г., во многом предвосхитившего «Сибирское взятие».
Рябкова О.В. - Оленеводство Ямало-Ненецкого национального округа в период Великой Отечественной войны c. 55-67

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.2.25185

Аннотация: Объектом исследования является оленеводческая отрасль Ямало-Ненецкого национального округа, в качестве предмета исследуются процессы, происходившие в отрасли в годы Великой Отечественной войны. Целью работы, поставленной перед автором, выступает попытка осветить процессы, происходившие в оленеводстве в Ямало-Ненецком национальном округе в годы Великой Отечественной войны, при сочетании результатов предшествующих исследований с использованием совершенно новых данных, полученных в ходе изучения ранее не опубликованных архивных материалов сохранившихся в Государственном архиве Ямало-Ненецкого округа. Методологической основой исследования является историко-генетический и историко-сравнительный методы, с помощью которых рассматривались особенности развития оленеводческой отрасли в Ямало-Ненецком национальном округе до и в годы Великой Отечественной войны. Новизна исследования заключается в использовании автором ранее не опублекованых исторических источников сохранившихся в архивном фонде «Ямало-Ненецкое окружное управление сельского хозяйства исполнительного комитета Ямало-Ненецкого Совета депутатов трудящихся» Государственного архива Ямало-Ненецкого национального округа. Данные документы позволяют более детально изучить процессы, происходившие в оленеводстве Ямало-Ненецкого национального округа в годы Великой Отечественной войны и насытить дополнительными фактами уже имеющиеся сведения по теме.
История и идеология
Насибуллин Р.А. - Профессор И. А. Антропов – «вражеский глашатай на научной кафедре»: 1937 год в Свердловском юридическом институте c. 68-81

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.2.22836

Аннотация: В статье прослеживается трагическая судьба Ивана Александровича Антропова (1888-1938) – приват-доцента кафедры гражданского права и судопроизводства юридического факультета Казанского университета, председателя юридического совещания при Уфимской директории, юрисконсульта и товарища (заместителя) управляющего делами Верховного правителя А. В. Колчака и Совета министров (1918-1920), профессора кафедры гражданского права и теории права Иркутского государственного университета, заведующего кафедрой хозяйственного права Сибирского института советского права и Свердловского юридического института (1931-1937). На его примере показаны методы борьбы с инакомыслящими преподавателями в вузах. Профессор И. А. Антропов подвергся разоблачению как «вражеский глашатай на научной кафедре» в заметке областной газеты «Уральский рабочий» 8 мая 1937 г. и «в извращении марксистско-ленинского учения» в рецензии профессора Г. Ривина на стенограмму лекции, на примере которой показаны особенности марксистской полемики. В научный оборот введены ранее не публиковавшиеся документы и материалы архива Уральского государственного юридического университета и Государственного архива Свердловской области. К статье прилагаются два приложения из ранее не публиковавшихся документов из Государственного архива Свердловской области (ГАСО), подготовленные к печати автором статьи.
Научные школы и концепции
Пирожок С.С. - Роберт фон Моль о социальной политике правового государства c. 82-101

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.2.23730

Аннотация: Предметом исследования явилась актуализированная часть теоретико-правового наследия выдающегося немецкого учёного, энциклопедиста, юриста и политика XIX в. – Роберта фон Моля (1799–1875). Проанализированы становление и генезис идеи социального государства в правовой теории Р. фон Моля; система взглядов полицеиста на управленческую деятельность государства по решению социальных проблем; предложенная им программа социальных преобразований и мер социальной политики. Впервые в истории политико-правовой мысли предпринята попытка проблемно-теоретической реконструкции, интерпретации и установления связи современной теории и практики правового социального государства России и Германии с идеями, получившими свое развитие в теоретико-правовом наследии выдающегося немецкого ученого, государственного и общественного деятеля XIX в. Р. фон Моля. Методологическую основу исследования составили общенаучные (исторический, системный, функциональный) и специальные (формально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой) методы правовых исследований. Использовались методы интерпретации правовых идей и толкования нормативных правовых актов. Охарактеризованы взгляды выдающегося государствоведа и политического деятеля Германии XIX в. Роберта фон Моля на социальную сущность правового государства. Проанализированы труды Р. фон Моля, теоретическое наследие которого до настоящего времени в российской науке не получило должного освещения и осмысления, в которых Р. фон Моль дает характеристику сущности правового государства и его социальной функции; утверждает, что важной характеристикой функционирования правового государства является социальная политика; что правовое государство не только имеет право, но и обязано заботиться о своих гражданах и уравнивать их шансы на свободное развитие и реализацию собственных целей. Сделан вывод о том, что Р. фон Моль, намного опередив современную ему практику государственной деятельности, высказал мысли о сущности и мероприятиях социальной политики, которые составили основу будущей теории социального государства.
История этносов, народов, наций
Чедия А.Р. - Этническая ситуация на Западном Кавказе по представлениям османов (на примере документа османского архива Hatt- Hatti hümayün 1104/ 444590- Y) c. 102-113

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.2.25306

Аннотация: Объектом исследования является представления османских авторов об этнической ситуации на Западном Кавказе в первой половине XIX в. Учитывая, что на протяжение более 300 летней истории (с 1454 по 1829 гг.) Западный Кавказ входил в сферу интересов Османской империи, особый интерес для изучения истории народов региона и их взаимоотношений с Османской империи, представляют неопубликованные османские архивные материалы, раскрывающие особенности понимания османами этнической ситуации на Западном Кавказе. Об одном из таких документов пойдет речь в данной статье. При написании статьи проводился Анализ и обобщение основных османских исторических трудов в которых мы находим упоминание народах региона. При переводе архивного документа автор использует основные теоретические и практические методы исторического исследования. Впервые в научный оборот вводится документ Османского государственного архива Hatt- Hatti hümayün 1104/ 444590- Y, в котором дается описание народов Западного Кавказа. По причине того, что народы Западного Кавказа оставались бесписьменными, вплоть до второй половины XIX в., большую часть исследований по истории края составляют мемуары, оставленные иностранными путешественниками, военными, послами, агентами и тд. В связи с этим, вышеуказанный документ позволит исследователям по истории и этнографии края по новому взглянуть на этническую историю народов Западного Кавказа
Верования, религии, Церкви
Бабич И.Л. - Судьба храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно в 1920-1930-е годы c. 114-121

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.2.25148

Аннотация: Статья подготовлена на основе собранных в архивах новых материалов, а также на основе материалов устной истории – проведенных интервью с потомками священников и прихожан царицынского храма. Изучение жизни духовенства на микроуровне – на примере одного храма – помогает исследователям выстроить целостную картину судеб православия в 1920-1930-е годы в Советском союзе. До сих пор не было ни одной научной статьи по истории этой церкви этого периода. Автор данной статьи уже издал несколько статей о жизни храма в другие исторические периоды. В настоящее время в России собираются все материалы по истории репрессий духовенства в советские годы. Данная статья позволяет восполнить этот пробел. В статье применен исторический метод исследования, в ходе которого были собраны и проанализированы архивные материалы, собрана информация с помощью метода устной истории (интервью с потомками духовенства и прихожан церкви Живоносный Источник). Это позволило провести историческую реконструкцию жизни храма в 1920-1930-е годы. Новизна данной статьи состоит в том, что, во-первых, впервые введены архивные материалы (следственные дела репрессированных священников и прихожан храма, Государственный архив Российской федерации), частные семейные архивы (архивы семей Введенских, Казанцевых), и, во-вторых, собраны материалы устной истории – потомков. Это позволило впервые дать описание жизни церкви Живоносный Источник в 1920-1930 - е годы.
Галибина-Лебедева Е.С. - Роль евангелических церквей в развитии движения афроамериканцев за свои права, на примере США и стран Карибского бассейна, 1920 – 1940-е гг. ХХ в. c. 122-137

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.2.25418

Аннотация: Аннотация: Предметом исследования является проблема влияния евангелических христианских церквей на развитие движения афроамериканцев за свои права, свободу, идентичность, на примере США и некоторых стран Карибского бассейна в 1920 –1940–е гг. ХХ в. Актуальность темы статьи также объясняется и тем, что, несмотря на военную победу над фашистской идеологией в мае 1945 г. и официальный запрет расовой дискриминации во второй половине XX в., в современном мире вновь звучат призывы делить людей по религиозным, этническим, расовым признакам, или, наконец, по степени их успешности в обществе. На основе сравнительно–исторического анализа, в статье будут рассмотрены важные события на трёх континентах: в Северной, частично Южной Америках и в Африке, оказавшие сильное влияние на появление и развитие в афроамериканской среде идей чёрного национализма, чёрного иудаизма, растафарианства. Новизна исследования определяется тем, что в статье будет предпринята попытка определить роль церкви в афроамериканской среде посредством формирования у своих последователей не только религиозных, культурных, но экономических и политические предпочтений. А значимость религиозного института в XXI в. выражается в том числе в том, что представители различных евангелических христианских церквей по-разному реагирует на заявления современных политических лидеров, например, США, в отношении своих чёрных граждан, цветных мигрантов и признания Иерусалима столицей Израиля, влияя тем самым на формирование внутренней и внешней политики этой страны.
Проблемы войны и мира
Охота В.С. - Организация общественного питания населения тылового города в военный период (на примере г. Красноярск) c. 138-143

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.2.24438

Аннотация: Статья посвящена изучению вопросов организации общественного питания г. Красноярска. В годы Великой Отечественной войны происходило усиление централизации в планировании, распоряжении государственными ресурсами, расширение обслуживания трудящихся в сфере общественного питания. Однако в этой сфере возникали проблемы. Предметом нашего исследования является анализ организации общественного питания населения тылового города в военный период на примере г. Красноярска. В статье особое внимание уделено возникавшим в этой сфере проблемам, путям решения. Анализ проблем на региональном материале позволяет определить общие закономерности, выделить специфические особенности. Методологической основой является теория модернизационного перехода. Обзор архивных документов показал, что проблема снабжения населения продуктами, промышленными товарами, организация общественного питания в военный период оказались крайне сложной, и решать ее необходимо было оперативно. В результате анализа документов было выявлено, что для решения этой проблемы были установлены нормы снабжения; к организации снабжения были привлечены государственные структуры, производственные предприятия, общественные организации, само население. Кроме рабочих и диетических столовых, существовавших ранее, в годы войны появились столовые для бюджетников, детские, студенческие, семей фронтовиков, эвакуированного населения, инвалидов Великой Отечественной войны. Проведенное исследование позволило сделать вывод, что опыт разных стран фиксирует усиление государственного вмешательства в экономику в период социальной нестабильности в период войн. В стране сложился распределительный стиль отношений между государством и населением. Действия местных органов власти, по расширению и улучшению сети общепита в военный период сыграли важную роль в предотвращении массового голода.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"