по
Genesis: Historical research
18+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > Requirements for publication > Editorial collegium > The editors and editorial board > List of peer reviewers > Review procedure > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Legal information
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Genesis: Historical research" > Contents of Issue № 02/2016
Contents of Issue № 02/2016
Theory and methodology of history
Fetyukov F.V. - Historical types of cooperation between the civil society and the government pp. 1-8

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.2.18360

Abstract: The object of this research is the legal relations established between the civil society and the government in various spheres of social life. The subject is of the historical types of cooperation between the civil society and the government. Based on the analysis of scientific data about the regularities of cooperation between the civil society and the government in the XIX – beginning of XXI centuries, the author determined and examines two historical types of such cooperation: “social contract” and “social dependence”. At the same time, the author focuses attention on the flaws of the reviewed types and their inapplicability on the modern stage of development of the public relations. Scientific novelty consists in typification of collaboration between the civil society and the government in the XIX – the beginning of XXI centuries, as well as in substantiation of the conclusion about the current inapplicability of such historical types as “social contract” and “social dependency”. The main conclusion consists in the fact that in the foundation of such cooperation on the main state of development of the public relations lies the idea of dialogue communication, which allows expecting the mutual understanding and satisfaction of interests of both, the civil society, and the government.
History of law and state
Akishin M.O. - Language situation and law in Ancient Rus during the period of feudal fragmentation and foreign yoke pp. 9-21

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.2.17870

Abstract: This article examines the language situation in the Russian lands under the conditions of feudal disunity, Tatar-Mongol invasion, Golden Horde; the language situation in the southwest of Rus as a part of the Polish-Lithuanian Commonwealth is also being reviewed. The subject of this research is the legal regime of Russian and foreign languages, as well as the development of legal language in the Russian lands of the XIII – XV centuries and its lexical-semantic field. Within the historical legal science these questions have never been discussed, nor raised. Thus the author makes an attempt to fill this gap based on the interdisciplinary research. It is determined that the feudal fragmentation not only destroyed the state unity of Ancient Rus, but also led to the formation of different dialects of the Russian language as the official languages of the appanage principialities and veche republics. Under the conditions of the yoke, the Turkic-Tatar language became the state language of the Russian lands that were included into the Golden Horde; but at the same time, various dialects of the Russian language, as well as the Church Slavonic language were de facto recognized as official in the Russian lands by the conquerors. Restoration of statehood in the Ancient Rus lands was taking place under the different circumstances, which reflected on the language situation. Cultural identity of the Southwestern Rus, which in the XIV – XV centuries became a part of the Grand Duchy of Lithuania and the Polish–Lithuanian Commonwealth, has suffered to the most extent. The official language of this region became an artificially created “simple Russian speech”. In Novgorod and Pskov the language significantly differed by its local specificity.  Most success in restoration of statehood was reached in the Grand Duchy of Moscow, which led to the establishment of the legal language.
Sosnin A.V. - Legal regulation of administrative order on the civil cases according to the Digest of Laws of the Russian Empire of 1832-1857 pp. 22-38

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.2.17367

Abstract: This article presents the historiographical analysis of the published over the last two decades monographs and textbooks, scientific articles, and doctoral dissertations, which capture the different aspects of the history of Russian state and law, including the in-depth examination of the government activity in the area of legislation, as well as the evolution of the Russian civil legislation of the XVII-XIX centuries. The author reviews the question of genesis of the legislative structure of the Digest of Laws of the Russian Empire of 1832. Special attention is given to the projects of establishment of the system of civil procedural legislation. The conclusion is made that within the modern historical legal science, the integral pattern of the development of the Russian law throughout the period of the XVIII-XIX centuries is being restored; the objective and subjective factors that predetermined the character of reformation of the legal relations are being determined. Scientific novelty consists in the fact that in the course of examining the legislation structure of the Digest of Laws of the Russian Empire, the author reveals the interconnection between the elements and the peculiarities of the public relations.  
History of political and legal doctrines
Ufimtseva E.V. - The status of educational law as the element of the system of Russian law: the genesis of theoretical views and the modern doctrine pp. 39-55

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.2.18232

Abstract: The article is devoted to characteristic of the normative complex – the educational law as element of the system of Russian law. The genesis of views of the native theorists about the nature of rules of educational law and its place in process of legal regulation is briefly described in this article. The author examines the problem of the subject and the method of educational law, as well as establishes a correspondence between educational law and some criteria of differentiation of branches of law – principles and functions of law, complex of separate terms and legal constructions, codified legal act in the system of legislation. Various points of view of the modern researchers about the status of educational law and its place in the system of law are baieng analyzed in the article. The author used general scientific methods and approaches during the process of writing this article: method of analysis, method of ascent from the abstract to the concrete, systems approach, historical approach, and some special methods of jurisprudence: formal-legal method, comparative law method, legal interpretation method. The article may be interesting for a wide range of readers: both for researches of general problems of the theory of law and researches of questions of educational law, and perhaps for legal practitioners. The result of this research is that author makes a conclusion about forming in the system of modern native law an independent branch of law – the educational law. This conclusion was made as a result of using some methodological approach – using of complex of criteria of differentiation of branches of law (basic and subsidiary). This methodological approach may be useful for other fields of jurisprudence too. By the way research findings of this article may be used in lawmaking and enforcement activity in sphere of regulation of the educational relationship.
History and Politics
Pripisnova E.S. - On the certain issues of definition and work of the analytical centers in UK pp. 56-62

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.2.17200

Abstract: This article analyzes the issues in studying the practical activity of the British analytical (think) centers in light of transformation of the state policy from Keynesian social democracy to free market (since 1970’s). The subject of the research is the UK think centers which act as “mediators” between the informed public opinion and political and government institutions. In the first part of the article, the author examines the problem of terminology of the “think centers”, as well as definition of these groups in the context of British politics of the XX century. In the second part, the author reviews the genesis of the think centers in UK, as well as the theoretical and practical aspects of their work. The following conclusions are made: there is no unified and accurate definition of the “think centers”; an opinion about the recent appearance of the thinks centers in UK is false; the work of the think centers is aimed at influencing the opinion of the establishment, and the provision of information for making the current decisions in the area of public policy.
History of public institutions
Abdulin R.S. - Political-legal nature of judicial administration in Russia (1917-1998) pp. 63-96

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.2.17669

Abstract: The subject of this research is the political-legal nature of judicial administration in Russia. The author claims that judicial administration is an original, inimitably specific phenomenon in the history of the Russian state and law, which has its peculiar legal nature. Due to this fact, it is important to understand on the doctrinal level not only the system of legal norms that regulate this legal phenomenon, but also a combination of essential actions on its implementation and realization, as well as its inner foundation and content. Therefore, the author gradually reveals the legal nature of judicial administration, which represents a complex multilevel process of comprehensive research and determination of the specific conceptual aspects. The research of the political legal nature of judicial administration carries a major significance – it establishes its genesis, defines the initial principles of structural organization, which leads to a deeper understanding of the place and role of judicial administration within the system of the government authority bodies. Scientific novelty consists in the fact that this work is a complex interdisciplinary research, which for the first time in history examines the political-legal nature of the Russian judicial administration as a variety of government activity in judicial sphere.
Interdisciplinary research
Yanchurkin O.V. - Historical aspects of development of the positions on legalization (laundering) of criminal income and their influence upon the lawmaking practice pp. 97-107

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.2.17216

Abstract: The subject of this research is the Russian and foreign normative legal acts that comprise legal foundation for the fight against legalization (laundering) of the criminal income which was realized using the offshore zones. The object is the public relations emerging in the process of counteraction of crimes of the reviewed category. In the first part of this article the author carefully examines such aspects of the topic as the genesis of criminal act – “laundering” of the income. Special attention is given to its legal codification and determination of the main components of the definition of “laundering” that is contained in the international Conventions and Russian legislation. As a result of this research, the authors were able to reveal the main aspects of the definition of legalization (laundering) of the criminal income, realized using the offshore zones; detect correlation between the international norms and the positions of Russian legislation which regulate the process of counteraction of the aforementioned crime; establish the chronology and reasons of the changes introduced into the Article 174 and 1741 of the Criminal Code of Russian Federation, which are aimed at improving the legislation in the sphere of fight against legalization (laundering) of criminal income.
Social history
Bezgin V.B. - Unnatural vices within the peasant environment (second half of the XIX – beginning of the XX century) pp. 108-120

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.2.17918

Abstract: Based on the archive materials, the author examines the facts of sexual inversions (incest, sodomy, and zoophilia) in the Russian village of the end of XIX – the beginning of XX century. According to the existed criminal legislation they qualified as crimes against public morality, and the villagers considered them as vice and contradicting the human nature actions. The article presents an analysis of the court cases associated with the sexual actions of criminal character, which involved the peasants. The author determined the level of expansion of these crimes within the rural environment, explores the reaction of the villagers to the cases of sexual perversions, as well as studies the legal precedents with regards to such cases. As a hypothesis, the author suggests that the manifestations of sexual inversions among peasants were linked to the peculiarities of the rural lifestyle, as well as the negative consequences of the modernization process of the Russian society. The unnatural vices in the village were most common to the rural marginals. On the contrary, the male villagers became victims of sexual perversions on the city from the side of local sodomists. Based on the archive materials, the author examines the facts of sexual inversions (incest, sodomy, and zoophilia) in the Russian village of the end of XIX – the beginning of XX century. According to the existed criminal legislation they qualified as crimes against public morality, and the villagers considered them as vice and contradicting the human nature actions. The article presents an analysis of the court cases associated with the sexual actions of criminal character, which involved the peasants. The author determined the level of expansion of these crimes within the rural environment, explores the reaction of the villagers to the cases of sexual perversions, as well as studies the legal precedents with regards to such cases. As a hypothesis, the author suggests that the manifestations of sexual inversions among peasants were linked to the peculiarities of the rural lifestyle, as well as the negative consequences of the modernization process of the Russian society. The unnatural vices in the village were most common to the rural marginals. On the contrary, the male villagers became victims of sexual perversions on the city from the side of local sodomists.
Ethnography and ethnology
Rusanov V.V. - Common law in inheriting patrimonial ranks among Altai people pp. 121-126

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.2.16836

Abstract: This article examines the uniqueness of common law among Altai people with regards to traditions of inheriting the patrimonial ranks; the institution of Zaisanship is being researched. The author thoroughly explores such aspects of the topic as: peculiarities of transferring the administration within the Seok clan; historical legal issues of establishment of the Altai clan aristocracy during the period of Dzungar leadership, as well as during the period after the affiliation of Altai nation into the Russian Empire. Special attention is given to the wealth status of the representative of the ethnic elites. Despite the fact that there are many research conducted on the history and ethnology of Altai people, the inheritance relationships are yet analyzed from the legal perspective. The materials used in this work are somewhat unique, because are partially comprised from the original sources in the course of several expeditions to the Altai Mountains during the period of 2005-2009, and just recently they have been processed. The examination of the common law of the Russian republics is an important step towards understanding the preceding legal concept and preservation of the historical memory.
Doctoral Research: reviews
Kodan S.V. - The Acts of Russian Communist Party-the Communist Party of the Soviet Union-All-Union Communist Party of Bolsheviks and the Soviet law. Reasoning on S. A. Tokmin’s dissertation “Party Acts in the System of the Soviet Legal Sources” pp. 127-135

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.2.18529

Abstract: This article present the review of S. A. Tokmin’s dissertation dedicated to the complex and little-studied problem of the Russian historical legal science – the place and role of Russian Communist Party-the Communist Party of the Soviet Union-All-Union Communist Party of Bolsheviks in the system of the Soviet legal sources. The author of the dissertation made an attempt to conduct a comprehensive examination of the problematics from the perspective of the theory and history of state and law; based on the various methods of studying the legal phenomena, he also explores the party acts as the source of normative-legal information. The highlighted in the dissertation positions represent a scientific interest for understanding the peculiarities of lawmaking in the Soviet period of state-legal development of our country. The author presents his own vision of the party acts in the system of Soviet legal sources, as well as analyzes the correlation between the party regulations with legal, and gives an interesting author’s classification of the party acts.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Genesis: исторические исследования
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция и редакционная коллегия > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Genesis: исторические исследования" > Содержание № 02, 2016
Выходные данные сетевого издания "Genesis: исторические исследования"
Номер подписан в печать: 01-04-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Кодан Сергей Владимирович, доктор юридических наук
ISSN: 2409-868X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2016
Теория и методология истории
Фетюков Ф.В. - Исторические типы взаимодействия гражданского общества и государства c. 1-8

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.2.18360

Аннотация: Объектом исследования являются правовые отношения, складывающиеся между гражданским обществом и государством в различных сферах общественной жизни. Предметом исследования выступают исторические типы взаимодействия гражданского общества и государства. На основе анализа научных данных о закономерностях взаимодействия гражданского общества и государства в XIX – начале XXI вв. автором выделены и рассмотрены два исторических типа этого взаимодействия в рассматриваемый период: "социальный контракт" и "социальное иждивенчество". При этом автор обращает особое внимание на недостатки рассмотренных типов и их неприменимость на современном этапе развития общественных отношений. Уровень философской методологии в исследовании представлен общими принципами познания (достоверность, критицизм, доказательность, опытная обоснованность, объективность и др.) и категориальным строем науки в целом. Уровень общенаучных принципов и форм исследования характеризуется использованием системного метода, метода восхождения от абстрактного к конкретному, а также общих логических методов: анализ, синтез, абстрагирование и аналогия. В основе рассмотрения типов взаимодействия гражданского общества и государства лежит принцип историзма и метод эмпирической типизации.На уровне конкретно-научной методологии в настоящем исследовании был использован специально-юридический метод. Научная новизна исследования состоит в типизации взаимодействия гражданского общества и государства в в XIX – начале XXI вв., а также в обосновании вывода о неприменимости в настоящее время таких исторических типов взаимодействия гражданского общества и государства как «социальный контракт» и «социальное иждивенчество».Основной вывод проведенного исследования заключается в том, что в основе взаимодействия гражданского общества и государства на современном этапе развития общественных отношений лежит идея диалоговой коммуникации, которая позволяет рассчитывать на взаимопонимание и удовлетворение интересов, как гражданского общества, так и государства.
История права и государства
Акишин М.О. - Языковая ситуация и право Древней Руси периода феодальной раздробленности и иноземного ига c. 9-21

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.2.17870

Аннотация: В статье рассматривается языковая ситуациях в русских землях в условиях феодальной раздробленности, монголо-татарского нашествия, золотоордынского ига, языковая ситуация в Юго-Западной Руси в составе Польско-Литовского государства. Предметом исследования является правовой режим русского и иных языков, а также развитие юридического языка в русских землях в XIII – XV веках и его лексико-семантическое поле. В историко-правовой науке эти вопросы не только не получили разрешения, но и не поставлены. В статье предпринята попытка восполнить эту лакуну на основе междисциплинарного исследования с использованием методов теории права, языкознания и исторического источниковедения. Устанавливается, что феодальная раздробленность не только разрушила государственное единство Древней Руси, но и привела к становлению различных диалектов русского разговорного языка в качестве официальных языков удельных княжеств и вечевых республик. В условиях ордынского ига тюрско-татарский язык стал государственным языком русских земель, включенных в состав Золотой Орды, но при этом различные диалекты русского языка и церковнославянский язык de facto были признаны завоевателями официальными в русских землях. Восстановление государственности в древнерусских землях происходило в различных условиях, что отразилось на языковой ситуации. Культурная идентичность Юго-Западной Руси, оказавшейся в XIV – XV вв. в составе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, пострадала в наибольшей степени. Официальным языком этого региона стала искусственно созданная «проста руська мова». В Новгороде и Пскове создавались собственные узаконения, чей язык отличался заметной местной спецификой. В Московском княжестве были достигнуты наибольшие успехи в восстановлении государственности, что отразилось в формировании документально-делового стиля официального языка княжеских узаконений и актового материала.
Соснин А.В. - Правовое регулирование административного порядка производства по гражданским делам по Своду законов Российской империи 1832-1857 годов. c. 22-38

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.2.17367

Аннотация: В статье проводится историографический анализ опубликованных за последние два с половиной десятилетия монографий и учебников, научных статей, докторских и кандидатских диссертаций, охватывающих различные аспекты истории российского государства и права, включая углублённое исследование деятельности государства в области законодательства, в том числе эволюцию российского гражданского законодательства XVIII-XIX вв. рассматривается вопрос генезиса законодательной конструкции Свода законов гражданских процессуальных законов Российской империи 1832 г. Особое внимание уделено проектам построения системы гражданского процессуального законодательства. В результате исследования делается вывод, что в современной историко-правовой науке воссоздана целостная картина развития российского права на протяжении XVIII-XIX вв., выявлены и обоснованы объективные и субъективные факторы, предопределившие характер преобразования правовых отношений, проявившийся, в частности, в ходе систематизации российского законодательства XVIII-XIX вв. Новейшие разработки в сферах общей теории права, истории государства и права создают необходимую и достаточную теоретико-методологическую базу как для углублённого понимания отдельных сторон истории права России, так и для расширения поля исследовательских поисков. Научная новизна и результаты. В ходе рассмотрения законодательной конструкции Свода законов автором определяется взаимосвязь элементов с особенностями общественных отношений.
История политических и правовых учений
Уфимцева Е.В. - Статус образовательного права как элемента системы российского права: генезис теоретических воззрений и современная доктрина c. 39-55

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.2.18232

Аннотация: Настоящая статья посвящена характеристике нормативного комплекса – образовательного права как элемента системы российского права. Кратко описывается генезис воззрений отечественных теоретиков на природу норм права об образовании и их место в правовом регулировании соответствующей группы общественных отношений. Рассматривается проблема предмета и метода образовательного права, а также устанавливается соответствие исследуемого нормативного комплекса еще ряду субсидиарных критериев отраслеобразования – принципам и функциям права, наличию самостоятельного терминологического аппарата и специальных юридических конструкций, кодифицированного акта в системе законодательства. Описываются и анализируются точки зрения современных исследователей относительно статуса и места образовательного права в системе российского права. При написании настоящей статьи автором использовались общенаучные методы и подходы: аналитический, восхождения от абстрактного к конкретному, системный, исторический, а также специально-юридические методы: формально-юридический, сравнительно-правовой и метод юридического толкования. Настоящая статья будет интересна для широкого круга читателей: как для исследователей вопросов общей теории права, так и «узкопрофильных» специалистов, занимающихся изучением проблем образовательного права, а также, возможно, и для юристов-практиков. По итогам своего исследования автор приходит к заключению о формировании в системе современного отечественного права самостоятельной отрасли – права образовательного. Выводы, сделанные автором, являются результатом применения некоторого методологического подхода – использования группы критериев отраслеобразования (основных и субсидиарных), который может быть применим и в иных областях юридической науки. Кроме того, выводы исследования могут учитываться в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности в сфере регулирования образовательных отношений.
История и политика
Приписнова Е.С. - О некоторых проблемах определения и деятельности мозговых центров в Великобритании c. 56-62

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.2.17200

Аннотация: В настоящей статье анализируются проблемы в изучении и практической деятельности британских аналитических (мозговых) центров в свете перехода государственной политики от кейнсианской социал-демократии к свободному рынку (с 1970-х гг.). Предметом исследования являются мозговые центры Великобритании, которые выступают в роли «посредников» между информированным общественным мнением и политическими и государственными институтами. В первой части исследуется проблема терминологии «мозговых центров», определения этих групп в контексте британской политики ХХ в. Во второй части рассматривается генезис МЦ в Великобритании, исследуются теоретические и практические аспекты их деятельности. Методологической основой статьи является общенаучное теоретическое положение о системности сложных политических процессов, а также идея о взаимосвязанности факторов, определяющих формирование политической стратегии государства. Важнейшим методологическим приемом выступает исторический подход, предполагающий изучение общественно-политических явлений через их происхождение и эволюцию. В результате исследования автор приходит следующим выводам: нет единого и четкого определения «мозговых центров»; мнение о недавнем появлении мозговых центров в Великобритании ошибочно; деятельность мозговых центров направлена на манипуляцию мнением истеблишмента, и предоставление информации для принятия текущих решений в сфере публичной политики.
История государственных учреждений
Абдулин Р.С. - Политико-юридическая природа судебного управления в России (1917-1998гг.) c. 63-96

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.2.17669

Аннотация: Предметом исследования является политико-юридическая природа судебного управления в России. В статье автор утверждает, что судебное управление это оригинальное, неповторимо специфическое явление в истории государства и права России, имеющее свою особую юридическую природу. В связи с чем на уровне доктринальном важно понять не только систему норм права, регламентирующих данное правовое явление, но и совокупность значимых действий по их применению и реализации, его внутреннюю основу и содержание. Поэтому автором последовательно раскрывается юридическая природа судебного управления, что представляет собой сложный многоступенчатый процесс всестороннего его исследования и выявления специфических сущностных признаков. Исследование политико-юридической природы судебного управления имеет огромное значение, поскольку устанавливается его генезис, определяются исходные принципы структурной организации, что приводит к более глубокому осмыслению места и роли судебного управления в системе органов государственной власти. Методологические и теоретические основы диссертации характеризуются тем, что в работе использованы в познавательно значимом единстве и комплексном сочетании методологические средства, идеи и концепции, разработанные в современной общей теории государства и права, ряде отраслевых юридических дисциплин, теории управления, политологии, а также философские и концептуальные подходы к изучению исторических процессов. Научная новизна исследования состоит в том, что статья представляет собой комплексное междисциплинарное исследование, в котором впервые изучается политико-юридическая природа судебного управления России как разновидность государственной деятельности в судебной сфере. В статье сформулирована и обоснована политико-юридическая природа судебного управления на конкретных этапах исторического развития России.
Междисциплинарные исследования
Янчуркин О.В. - Исторические аспекты развития положений о легализации (отмывании) преступных доходов и их влияние на правоприменительную практику. Часть 1. c. 97-107

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.2.17216

Аннотация: Предметом исследования являются российские и зарубежные нормативные правовые акты, составляющие правовую основу для борьбы с легализацией (отмыванием) преступных доходов, совершенной с использованием офшорных зон. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе противодействия преступлениям рассматриваемой категории. В первой части статьи подробно рассматриваются такие аспекты темы как генезис преступного деяния – «отмывание» доходов. Особое внимание уделяется его правовому закреплению и выявлению основных составляющих определения «отмывания», содержащееся в международных Конвенциях и национальном законодательстве. Методологическую основу исследования составили такие методы научного познания как формально-юридический, сравнительно-правовой, логический, структурно-функциональный, нормативный, что в итоге позволило подойти к рассмотрению проблемы наиболее полно и всесторонне. В результате проведенного исследования авторам удалось:раскрыть основные признаки понятия легализации (отмывания) преступных доходов, совершенной с использованием офшорных зон; выявить взаимосвязь международных норм и положений российского законодательства, регулирующих процесс противодействия рассматриваемому преступлению;установить хронологию и причины, внесенных в ст. 174 и 1741 УК РФ изменений, направленных на совершенствование законодательства в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) преступных доходов.
Социальная история
Безгин В.Б. - Противоестественные пороки в крестьянской среде (вторая половина XIX - начало XX века) c. 108-120

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.2.17918

Аннотация: На основе архивных материалов изучены факты половых инверсий (кровосмешение, содомия, скотоложство) в российской деревне второй половины XIX – начала XX в. По действовавшему уголовному законодательству они являлись преступлениями против общественной нравственности, а сельские жители воспринимали их как действия порочные и противоречащие человеческой природе. В работе дан анализ судебных дел, связанных с половыми действиями криминального характера, фигурантами которых являлись крестьяне. Установлена степень распространения этих преступлений в сельской среде, выяснена реакция деревенских жителей на случаи сексуальных извращений, изучена судебная практика по делам такого рода. Методология исследования основана на междисциплинарном подходе, давшим возможность изучить проблему как проявление социальной девиации крестьянства периода поздней империи. В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что проявления половых инверсий в крестьянской среде были связаны как с особенностями деревенского быта, так и с негативными последствиями процесса модернизации российского общества. Носителем противоестественных пороков в деревне выступали преимущественно сельские маргиналы. Напротив, в городе деревенские парни из числа отходников порой становились объектом развратных действий со стороны местных содомитов.
Этнография и этнология
Русанов В.В. - Обычное право при наследовании родовых должностей у алтайцев. c. 121-126

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.2.16836

Аннотация: В настоящей статье исследуется своеобразие обычного права алтайцев применительно к традициям наследования родовых должностей. Исследуется институт зайсанства. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как: особенности передачи управления в роде-сёоке у алтайцев, историко-правовые вопросы формирования алтайской родовой аристократии в период Джунгарского управления и периода после вхождения алтайского народа в состав Российской Империи. Также рассматриваются определенные аспекты формирования байства у алтайских народностей. Особое внимание уделяется имущественному положению представителей этно-элиты. Работа основывается на принципах историзма и критической интерпретации источников. В процессе написания статьи автором применены частноправовые методы исследования, такие как сравнительно-правовой, историко-правовой. Несмотря на то, что трудов по истории и этнологии алтайцев сделано немало, правовому анализу наследственные отношения фактически не подвергались. Приведенные ниже материалы, являются своего рода уникальными, поскольку частично собраны от первоисточников-информаторов в ходе нескольких экспедиций в верховьях Горного Алтая за период 2005-2009 гг., и обработаны лишь в настоящее время. Информаторов в силу времени остается, с каждым годом меньше и вместе с ними мы теряем часть ценных знаний. Изучение обычного права народов России, является важным шагом в понимании былой концепции права и сохранении исторической памяти.
Диссертационные исследования: отзывы и обзоры
Кодан С.В. - Акты РКП(б)-ВКП(б)-КПСС и советское право. Размышления по поводу диссертации С.А. Токмина "Партийные акты в системе источников советского права" c. 127-135

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.2.18529

Аннотация: В данной публикации дается обзор диссертации С.А Токмина, посвященный сложной и недостаточно изученной проблеме отечественной историко-юридической науки - месту и роли актов РКП(б)-ВКП(б)-КПСС в системе источников советского права. Автор диссертации предпринял попытку комплексного изучения проблематики с позиций теории и истории государства и права. При определенных вопросах к суждениям диссертанта, работа создает дискуссионное поле для дальнейшего обсуждения вопроса не только в историко-юридической и исторических науках, но и в теории государства и права. Опираясь на различные методы изучения правовых явлений диссертант исследует партийные акты как носитель нормативно-правовой информации. Представленные в диссертации положения предоставляют научный интерес в плане осмысления особенностей правообразования в советский период государственно-правового развития нашей страны. Автор представляет собственное видение партийных актов в системе источников советского права, анализирует соотношение партийных предписаний с правовыми, дает интересную авторскую классификацию партийных актов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"