Философская мысль
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Рубрика "Тайны человека"
Тайны человека
Ветушинский А.С. - Три интерпретации наследия Тьюринга: именем чего является искусственный интеллект? c. 22-29

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.11.21046

Аннотация: В настоящей статье мы обращаемся к ряду событий из жизни Алана Тьюринга, отца-основателя компьютерной эпохи и автора знаменитого теста, позволяющего проверить наличие сознания у машин, чтобы с их помощью ответить на вопрос "Именем чего является искусственный интеллект?". Ведь именно разговор об искусственном интеллекте, мгновенно растиражированный как в специальных научных исследованиях, так и в продуктах массовой культуры, является одним из главных следствий тьюринговской революции. В этом смысле задача настоящей статьи – обратиться к истоку возникновения компьютера и нарратива об искусственном интеллекте, чтобы сделать явными те смыслы, которые туда были упакованы в самом начале, и которые практически никогда не были представлены вместе в специальной литературе. И это при том, что, как мы покажем в статье, ответом на вопрос "Именем чего является искусственный интеллект?" является не одно, но сразу три различных имени. Ведь искусственный интеллект – это одновременно имя 1) естественного человеческого интеллекта, 2) человеческих исключенных, а также 3) новой формы жизни.
Борисов С.В. - Дазайнанализ как философская практика: философские основания и медитативные упражнения c. 35-46

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.5.18697

Аннотация: Предметом исследования являются онто-гносеологические основания дазайнанализа. В сравнительном ключе характеризуется вклад Канта, Кьеркегора, Гуссерля, Ясперса и Хайдеггера в становление теоретической базы дазайнанализа. Описаны также основные способы применения дазайнанализа в философской практике и экзистенциальной психотерапии. Анализируются медитативные упражнения, которые можно применять в философской практике, составленные автором по методикам Бинсвангера и Ялома. В статье исследуются способности человека конструировать мир и основные типы отношений человека и мира. Автором используется сравнительно-исторический (компаративный) метод исследования ключевых проблем дазайнанализа. В разработке практической части исследования используется метод феноменологической редукции, направленный на выявление экзистенциального потенциала. Основным выводом проведенного автором исследования является то, что дазайнанализ как философская практика не признает никаких предварительных систем отсчета в качестве «привилегированных» в характеристике человека кроме тех экзистенциальных структур, которые феноменологически выявляются или сообщаются самим человеком. Трансцендентальная структура «экзистенциальных априори» является ключом к пониманию мира любого человека, так как она представляет собой смысловую матрицу, в которой все феномены находятся на своем месте.
Напсо М.Д. - Социальный нарциссизм Ж. Липовецки и общество потребления c. 75-81

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.8.20128

Аннотация: Объектом рассмотрения настоящей статьи являются особенности общества потребления, а предметом – социальный нарциссизм как одна из его характеристик. Автором исследуются сущность и признаки социального нарциссизма, его востребованность мировоззренческими установками идеологии и психологии консюмеризма. Рассматриваются социальные и морально-этические последствия социального нарциссизма, его воздействие на социальное бытие, индивидуальное и групповое сознание и самосознание. Прослеживается феномен социальной успешности как атрибута социального нарциссизма. Показана роль социальных иллюзий в формировании социального нарциссизма. Методологическую основу статьи составили онтологические принципы диалектики, позволившие представить социальный нарциссизм как целостное и противоречивое явление. Научная новизна состоит в обосновании тезиса об обществе потребления как обществе социального нарциссизма. Тематика статьи позволяет прийти к ряду заключений: 1) социальный нарциссизм предстает как одна из характеристик общества потребления; 2) выражением социального нарциссизма является социальная успешность в различных формах своего проявления.
Суворкина Е.Н. - Видение Платоном проблемы рождения и воспитания детей c. 124-129

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.11.20858

Аннотация: Статья рассматривает рациональный проект Платона воспитания детей в идеальном государстве. Открытый древними греками рациональный стиль мышления создаёт жесткую, редуцированную до сущностных оснований картину процесса воспитания. Рационализмом объясняется его тщательная детализация и скрупулёзная проработка мельчайших подробностей воспитательной деятельности. Тщательность и скрупулёзность – это ответ философского разума за его воплощения в культуре. В своей истории философский разум, откровенно ориентированный на рациональные устои, часто приходил к утопическим социальным проектам. Впервые социальную утопию выстраивает Платон, когда его идеальное государство оказывается рациональной идеей, трудно приспособленной (или вообще не приспособленной) к тому, чтобы быть воплощённой в реальной жизни). В статье с целью продуктивного анализа видения проблемы положения ребенка в обществе используется сравнительно исторический метод, а также историко-генетический и феноменологический. Таким образом, Платон, как и итальянский мыслитель Т. Кампанелла, рассматривал деторождение как задачу, требующую решения на государственном уровне. Он считал целесообразным соединение лучших мужчин с лучшими женщинами для улучшения генофонда, воспроизведения «отборного потомства». При этом воспитанию подлежала только его лучшая часть; детоубийство и аборты не осуждались
Беляев В.А. - Интеркультурный проект О.Конта c. 405-435

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.9.659

Аннотация: Статья представляет собой очередной шаг введения в теорию интеркультуры, разработан-ную автором. В этой части введения анализируется позитивистский проект Огюста Конта. Исследуется вызов, ответом на который можно считать философию Конт, его «дух позитивной философии». Этот вызов рассматривается в контексте вызовов для новоевропейской философии в целом. В этом контексте философия Конта показывается в виде предельной попытки осуществить «справедливое и законное принижение человеческого духа», осуществить интеркультурную революцию. Контовский позитивизм представлен как своеобразный предел материалистической устремленности интеркультуры. Знаменитая контовская теория трех фаз развития человечества рассматривается как стра-тегия преодоления огромного социального кризиса человечества – того, что и стало ос-новным вызовом для Конта. Автор предлагает интерпретировать новоевропейский проект покорения природы как проекцию на природу более глубокого и изначального проекта покорения человека, введение его в конструктивное русло совместного существования. Статья предназначена для всех, кто интересуется философской антропологией.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"