Философская мысль - рубрика Тайны человека
по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Рубрика "Тайны человека"
Тайны человека
Ветушинский А.С. - Три интерпретации наследия Тьюринга: именем чего является искусственный интеллект? c. 22-29

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.11.2104

Аннотация: В настоящей статье мы обращаемся к ряду событий из жизни Алана Тьюринга, отца-основателя компьютерной эпохи и автора знаменитого теста, позволяющего проверить наличие сознания у машин, чтобы с их помощью ответить на вопрос "Именем чего является искусственный интеллект?". Ведь именно разговор об искусственном интеллекте, мгновенно растиражированный как в специальных научных исследованиях, так и в продуктах массовой культуры, является одним из главных следствий тьюринговской революции. В этом смысле задача настоящей статьи – обратиться к истоку возникновения компьютера и нарратива об искусственном интеллекте, чтобы сделать явными те смыслы, которые туда были упакованы в самом начале, и которые практически никогда не были представлены вместе в специальной литературе. И это при том, что, как мы покажем в статье, ответом на вопрос "Именем чего является искусственный интеллект?" является не одно, но сразу три различных имени. Ведь искусственный интеллект – это одновременно имя 1) естественного человеческого интеллекта, 2) человеческих исключенных, а также 3) новой формы жизни.
Мехед Г.Н., Мехед Н.Г. - Ещё раз о вере, разуме и компетенции науки, или философский этюд Ф.М. Достоевского о клопе c. 33-40

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.6.26432

Аннотация: Предметом рассмотрения данной статьи становится небольшой отрывок из подготовительных материалов к роману Ф.М. Достоевского «Бесы», представляющий, по мнению авторов, законченный философский этюд. Данный отрывок, главным действующим лицом которого становится обычный постельный клоп, представляет ценность не только как наглядная иллюстрация, приоткрывающая дверь в творческую лабораторию великого русского писателя и демонстрирующая специфические особенности его художественно-философского метода, но еще и как образно-символическое предвидение или предчувствие вопросов, занимающих современную философию сознания. В частности, рассуждая о границах и пределах современной ему науки, Достоевский устами своих героев задается вопросом: «каково быть клопом?». Тот, кто хоть немного знаком с современным состоянием дел в философии сознания не может не почувствовать близкородственность подобной формулировки со знаменитой статьей Т. Нагеля «каково быть летучей мышью?», где этот вопрос и очевидная невозможность вразумительного ответа на него с точки зрения от третьего лица, используется как демонстрация нередуцируемости и фундаментальности точки зрения от первого лица – а значит и фундаментальной ограниченности науки.
Борисов С.В. - Дазайнанализ как философская практика: философские основания и медитативные упражнения c. 35-46

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.5.18697

Аннотация: Предметом исследования являются онто-гносеологические основания дазайнанализа. В сравнительном ключе характеризуется вклад Канта, Кьеркегора, Гуссерля, Ясперса и Хайдеггера в становление теоретической базы дазайнанализа. Описаны также основные способы применения дазайнанализа в философской практике и экзистенциальной психотерапии. Анализируются медитативные упражнения, которые можно применять в философской практике, составленные автором по методикам Бинсвангера и Ялома. В статье исследуются способности человека конструировать мир и основные типы отношений человека и мира. Автором используется сравнительно-исторический (компаративный) метод исследования ключевых проблем дазайнанализа. В разработке практической части исследования используется метод феноменологической редукции, направленный на выявление экзистенциального потенциала. Основным выводом проведенного автором исследования является то, что дазайнанализ как философская практика не признает никаких предварительных систем отсчета в качестве «привилегированных» в характеристике человека кроме тех экзистенциальных структур, которые феноменологически выявляются или сообщаются самим человеком. Трансцендентальная структура «экзистенциальных априори» является ключом к пониманию мира любого человека, так как она представляет собой смысловую матрицу, в которой все феномены находятся на своем месте.
Напсо М.Д. - Социальный нарциссизм Ж. Липовецки и общество потребления c. 75-81

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.8.20128

Аннотация: Объектом рассмотрения настоящей статьи являются особенности общества потребления, а предметом – социальный нарциссизм как одна из его характеристик. Автором исследуются сущность и признаки социального нарциссизма, его востребованность мировоззренческими установками идеологии и психологии консюмеризма. Рассматриваются социальные и морально-этические последствия социального нарциссизма, его воздействие на социальное бытие, индивидуальное и групповое сознание и самосознание. Прослеживается феномен социальной успешности как атрибута социального нарциссизма. Показана роль социальных иллюзий в формировании социального нарциссизма. Методологическую основу статьи составили онтологические принципы диалектики, позволившие представить социальный нарциссизм как целостное и противоречивое явление. Научная новизна состоит в обосновании тезиса об обществе потребления как обществе социального нарциссизма. Тематика статьи позволяет прийти к ряду заключений: 1) социальный нарциссизм предстает как одна из характеристик общества потребления; 2) выражением социального нарциссизма является социальная успешность в различных формах своего проявления.
Горохов П.А., Южанинова Е.Р. - Историософские представления в творчестве Михаила Булгакова c. 79-97

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.7.25743

Аннотация: Предметом исследования выступает историко-философская реконструкция представлений М.А. Булгакова, касающихся важнейших вопросов философии истории. Эта цель конкретизируется в анализе взглядов писателя на такие историософские проблемы, как: 1) смысл истории и причины исторических катастроф; 2) случайность и закономерность в историческом процессе; 3) физическая и социальная смерть в истории; 4) взаимоотношение народа и государственной власти, политики и нравственности; 5) возможность создания нового человека в переломные эпохи истории; 6) роль личности в истории. Методологическая основа данного исследования включает культурологический подход, философскую компаративистику, методы историко-философского и сравнительно-исторического анализа. М.А. Булгаков отразил в своем творчестве собственную философию истории. Не будучи системно разработанными, историософские представления Михаила Булгакова охватывают важнейшие онтологические вопросы исторического процесса, важнейшими из которых являются специфика исторического процесса и соотношение в этом процессе эволюции и революции, смысл и назначение истории, проблема свободы и необходимости в истории, возможность создания нового человека в переломные исторические эпохи, роль личности в истории. Булгаков увязывает историософские размышления с философско-антропологическими, этическими и аксиологическими раздумьями, создавая художественными средствами синкретичную концепцию, которая базируется на своеобразной социально-философской антропологии. Главным элементом в этой концепции выступает жизнь, страдания и смерть человека, стремящегося к жизни, развивающейся по законам эволюции, а не революции – социального катаклизма, уничтожающего в человеке духовно-нравственные и ценностные основы.
Кулешов А.В. - Метафизические основания концепции личного бессмертия Джона Мактаггарта c. 114-125

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.10.20793

Аннотация: Предметом рассмотрения в статье является концепция личного бессмертия, разработанная британским философом конца XIX – начала XX века Джоном Мактаггартом. Анализу подвергаются основные метафизические работы философа: «Некоторые догмы религии», «Исследования по гегелевской космологии», «Природа существования». Выявляется связь концепции с положениями идеалистической метафизики, основанной на переосмысленной философии Гегеля. В этом контексте анализируются понятие Абсолютной реальности, идеи личностей как фундаментальной дифференциации реальности, целостности и совершенства мира. Особо рассматривается связь концепции бессмертия с пониманием Мактаггартом времени и вечности. Основным методом исследования является концептуальный анализ текстов философа с привлечением для их оценки материала современной науки и философии. Проведённое исследование позволяет сделать вывод о сохранения концепцией Мактаггарта определённого эвристического потенциала. В статье выделены четыре основных аргумента Мактаггарта, подтверждающих бессмертие личностей. Это аргументы от независимости сознания от материи, от субстанциальности личностей, от иллюзорности времени, от ценностной асимметрии мира. Все аргументы сочетают в себе как содержание, отброшенное современной наукой и философией, так и перспективные с точки зрения той же науки и философии идеи.
Суворкина Е.Н. - Видение Платоном проблемы рождения и воспитания детей c. 124-129

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.11.2085

Аннотация: Статья рассматривает рациональный проект Платона воспитания детей в идеальном государстве. Открытый древними греками рациональный стиль мышления создаёт жесткую, редуцированную до сущностных оснований картину процесса воспитания. Рационализмом объясняется его тщательная детализация и скрупулёзная проработка мельчайших подробностей воспитательной деятельности. Тщательность и скрупулёзность – это ответ философского разума за его воплощения в культуре. В своей истории философский разум, откровенно ориентированный на рациональные устои, часто приходил к утопическим социальным проектам. Впервые социальную утопию выстраивает Платон, когда его идеальное государство оказывается рациональной идеей, трудно приспособленной (или вообще не приспособленной) к тому, чтобы быть воплощённой в реальной жизни). В статье с целью продуктивного анализа видения проблемы положения ребенка в обществе используется сравнительно исторический метод, а также историко-генетический и феноменологический. Таким образом, Платон, как и итальянский мыслитель Т. Кампанелла, рассматривал деторождение как задачу, требующую решения на государственном уровне. Он считал целесообразным соединение лучших мужчин с лучшими женщинами для улучшения генофонда, воспроизведения «отборного потомства». При этом воспитанию подлежала только его лучшая часть; детоубийство и аборты не осуждались
Беляев В.А. - Интеркультурный проект О.Конта c. 405-435

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.9.659

Аннотация: Статья представляет собой очередной шаг введения в теорию интеркультуры, разработан-ную автором. В этой части введения анализируется позитивистский проект Огюста Конта. Исследуется вызов, ответом на который можно считать философию Конт, его «дух позитивной философии». Этот вызов рассматривается в контексте вызовов для новоевропейской философии в целом. В этом контексте философия Конта показывается в виде предельной попытки осуществить «справедливое и законное принижение человеческого духа», осуществить интеркультурную революцию. Контовский позитивизм представлен как своеобразный предел материалистической устремленности интеркультуры. Знаменитая контовская теория трех фаз развития человечества рассматривается как стра-тегия преодоления огромного социального кризиса человечества – того, что и стало ос-новным вызовом для Конта. Автор предлагает интерпретировать новоевропейский проект покорения природы как проекцию на природу более глубокого и изначального проекта покорения человека, введение его в конструктивное русло совместного существования. Статья предназначена для всех, кто интересуется философской антропологией.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.