Философская мысль - рубрика Аксиология: ценности и святыни
по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Рубрика "Аксиология: ценности и святыни"
Аксиология: ценности и святыни
Трошкина И.Н. - Семейные ценности: категория, структура c. 1-9

DOI:
10.25136/2409-8728.2022.12.39219

EDN: PQQYMC

Аннотация: Целью работы является постановка проблемы изучения семейных ценностей в фокусе категории и структуры. Задачи исследования: рассмотреть классификации категории «семейные ценности», раскрыть классификации структуры семейных ценностей. Объектом исследования выступают семейные ценности, предметом исследования – категория, структура семейных ценностей. В статье рассматриваются подходы, категория «семейные ценности», структура семейных ценностей. Автором раскрываются категории «семейные», «современные или внесемейные ценности», «традиционные семейные ценности», акцентируется внимание на компонентной основе семейных ценностей. Методологическую основу исследования составляют принципы и категории диалектики, методы анализа и синтеза, системно-структурного анализа социальных систем. Основные выводы: 1. Категория «семейные ценности» изучается исследователями в рамках внутрисемейного, семейно-внесемейного, личностно-семейного конструктов. 2.Структура семейных ценностей представлена тремя системами с одночленной, двучленной, трехчленной основами. Наиболее распространенной является структура, состоящая из одночленной классификации семьи по элементам семьи (супружество / родительство, родство). Основным вкладом автора в исследование темы является выявление подходов к классификации «семейные ценности» и структуры семейных ценностей, раскрываются компоненты данных систем. Область применения результатов исследований – дополнение к имеющимся научным знаниям в данной области исследования, включение в программы спецкурсов вузов по направлениям социокультурная динамика, фамилистика.
Бурукина О.А. - Перспективные подходы к исследованию ценностей в междисциплинарной парадигме c. 1-20

DOI:
10.25136/2409-8728.2023.12.68897

EDN: VZIWKF

Аннотация: Проблема понимания «ценности» как философской категории и явления культуры и построения системы национальных ценностей особенно актуально на современном этапе развития российской культуры и менталитета в связи со сложившимся аксиологическим кризисом, который переживает современное российское общество и, как следствие, современная российская культура. В статье предлагается обзор концепций и подходов к исследованию ценностей в зарубежной и российской философии в ХХ–XXI вв. Автор прослеживает эволюцию понятия ценности на протяжении последних 120 лет, фокусируя свое исследование на современном этапе развития аксиологии и философии культуры – с конца ХХ в. по сегодняшний день. Особое внимание в статье уделяется сложности категориального анализа и трудности определения понятия «ценность» на современном этапе развития философии с учетом эклектики в понимании и толковании ценностей в разных научных парадигмах: философской, культурологической, социологической, психологической и др. В статье анализируется непреходящее значение наследия выдающихся русских философов, а также вклад зарубежных философов в аксиологию и философию ценностей и выдвигается предположение, что парадигма философии культуры, разработанная Г. Риккертом, может стать концептуальной и методологической основой корректного постижения понятия ценности и выстраивания национальной системы ценностей, способной стать основой прогрессивного развития всех сфер бытия современного общества. Из широкого спектра исследований российских и зарубежных ученых, как современных, так и относимых сегодня к мэтрам философии, автором выявляются наиболее перспективные подходы к изучению ценностей и формированию системы национальных ценностей, отражающих наиболее значимые особенности национальной культуры и национального менталитета и способствующих устойчивому развитию каждого члена общества.
Сидорова Г.П. - Советская хозяйственная культура в формах духовной предметности и образах массового искусства 1960–1980-х: ценность труда c. 54-79
Аннотация: Предметом исследования является репрезентация советской хозяйственной культуры 1960-1980-х гг. в искусстве данного периода. Хозяйственная куль-тура понимается как способ человеческой деятельности, в совокупности всех форм предметности культуры, направленный на получение материальных благ. Цель исследования – на основе выявленных особенностей, основных тенденций и культурной динамики репрезентации советской хозяйственной культуры в массовом искусстве реконструировать процесс взаимосвязи и взаимовлияния материальной, духовной и художественной подсистем советской культуры в организации социалистического хозяйства. Методология исследования: системный подход, метод исторической типологии, культурно-исторический (диахронический), семиотический, герменевтический анализ произведений искусства. Исследование показало: через художественные образы труда в искусстве получила отражение советская хозяйст-венная культура – сложное сочетание доминирующей административно-командной, традиционной и нелегально работающей рыночной экономической систем. Через образы труда отобразилось советское общество, представляющее собой смешанный тип индустриального и доиндустриального, традиционного и инновационного, закрытого и открытого, массового, потребительского. Наконец, отразился субъект культуры – человек всех социально-профессиональных групп и разных аксиологических типов, от «строителя коммунизма» в абсолютном меньшинстве до «обывателя» в подавляющем большинстве. Художественные репрезентации труда в динамике от времени «оттепели» к «семидесятым» показывают рассогласованность идеологического и повседневного дискурсов о ценности труда и других ценностях, мотивирующих хозяйственную деятельность субъекта культуры. Выводы и материалы исследования могут быть использованы в преподавании культурологии, философии культуры, истории отечественной культуры, экономики и истории искусства. Некоторые аспекты исследования могут стать основой для решения проблем в сфере современной хозяйственной культуры, помочь в формировании ценностных ориентаций молодого поколения в его отношении к труду.
Левикова С.И. - Мораль как неотъемлемый элемент человеческого сообщества и мера человеческого в человеке c. 87-102

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.11.2056

Аннотация: Статья посвящена морали как неотъемлемому элементу человеческого сообщества и мере человеческого в человеке. Автор придерживается традиционного представления о том, что мораль является чисто человеческим явлением и появляется в тот момент, когда люди начинают жить в сообществе и появляется потребность регулировать отношения между людьми. В статье анализируются этические концепции двух немецких философов: Ф. Ницше и И. Канта, а также предпринимается попытка прояснения смысла понятия «мораль» в справочных изданиях. Методологическим фундаментом исследования являются философские методы и принципы познания – объективность, всеобщая связь, целостность и системность, причинность и детерминизм. Решение изучаемых проблем осуществляется также на основе общенаучных исследовательских подходов, прежде всего – системного и общенаучных методов: синтеза, анализа, методов логического и исторического анализа, индукции, дедукции, идеализации и др. Кроме того, применяются диалектический, феноменологический, герменевтический, логический, исторический методы, а также социально-философский и сравнительный анализы. Новизна представленного материала в постановке вопроса и рассмотрении этических концепций И. Канта и Ф. Ницше как взаимодополняющих. Автор приходит к выводу, что мера моральности человека соответствует тому, насколько далеко от ушел от своего изначального чисто биологического животного состояния, насколько человек. На основании этого положения делается заключение, что без морали невозможно человеческое сообщество, и именно мораль является мерой человеческого в человеке, характеристикой его как социального существа.
Прохоров М.М. - Смыслы и ценность модели отношения человека с миром c. 136-240

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.7.369

Аннотация: Статья является шестой в цикле, начатом статьей «Бытие и история: взаимосвязь и определение». Во Введении раскрываются предрассудки современной концепции двойственной истины, что и выводит к теме данной статьи. Первая глава начинается с характеристики бытия и сознания как проблемы познания, решение которой возможно лишь в контексте со-отношения человека с миром, при учете основных типов человекомирного отношения и обобщающей модели мироотношения. Последняя охватывает собой созерцательный, активистский и коэволюционный типы отношения человека с миром. Соответствующие абстракции способны описывать все многообразие реально существующих отношений человека и мира. Вторая глава статьи посвящена уже исследованию происхождения основного вопроса философии как отношения бытия и сознания в процессе мировоззренческого развития на базе учета истории и логики перехода от мифологического к религиозному и, далее, к философскому мировоззрению. Раскрыты отличительные особенности мифологического и религиозного воззрения на действительность, критерии их разграничения, специфика философии в контексте ее отношения с религией и наукой. Статья завершается общими выводами.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.