Философская мысль
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Рубрика "Аксиология: ценности и святыни"
Аксиология: ценности и святыни
Сидорова Г.П. - Советская хозяйственная культура в формах духовной предметности и образах массового искусства 1960–1980-х: ценность труда c. 54-79
Аннотация: Предметом исследования является репрезентация советской хозяйственной культуры 1960-1980-х гг. в искусстве данного периода. Хозяйственная куль-тура понимается как способ человеческой деятельности, в совокупности всех форм предметности культуры, направленный на получение материальных благ. Цель исследования – на основе выявленных особенностей, основных тенденций и культурной динамики репрезентации советской хозяйственной культуры в массовом искусстве реконструировать процесс взаимосвязи и взаимовлияния материальной, духовной и художественной подсистем советской культуры в организации социалистического хозяйства. Методология исследования: системный подход, метод исторической типологии, культурно-исторический (диахронический), семиотический, герменевтический анализ произведений искусства. Исследование показало: через художественные образы труда в искусстве получила отражение советская хозяйст-венная культура – сложное сочетание доминирующей административно-командной, традиционной и нелегально работающей рыночной экономической систем. Через образы труда отобразилось советское общество, представляющее собой смешанный тип индустриального и доиндустриального, традиционного и инновационного, закрытого и открытого, массового, потребительского. Наконец, отразился субъект культуры – человек всех социально-профессиональных групп и разных аксиологических типов, от «строителя коммунизма» в абсолютном меньшинстве до «обывателя» в подавляющем большинстве. Художественные репрезентации труда в динамике от времени «оттепели» к «семидесятым» показывают рассогласованность идеологического и повседневного дискурсов о ценности труда и других ценностях, мотивирующих хозяйственную деятельность субъекта культуры. Выводы и материалы исследования могут быть использованы в преподавании культурологии, философии культуры, истории отечественной культуры, экономики и истории искусства. Некоторые аспекты исследования могут стать основой для решения проблем в сфере современной хозяйственной культуры, помочь в формировании ценностных ориентаций молодого поколения в его отношении к труду.
Левикова С.И. - Мораль как неотъемлемый элемент человеческого сообщества и мера человеческого в человеке c. 87-102

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.11.20566

Аннотация: Статья посвящена морали как неотъемлемому элементу человеческого сообщества и мере человеческого в человеке. Автор придерживается традиционного представления о том, что мораль является чисто человеческим явлением и появляется в тот момент, когда люди начинают жить в сообществе и появляется потребность регулировать отношения между людьми. В статье анализируются этические концепции двух немецких философов: Ф. Ницше и И. Канта, а также предпринимается попытка прояснения смысла понятия «мораль» в справочных изданиях. Методологическим фундаментом исследования являются философские методы и принципы познания – объективность, всеобщая связь, целостность и системность, причинность и детерминизм. Решение изучаемых проблем осуществляется также на основе общенаучных исследовательских подходов, прежде всего – системного и общенаучных методов: синтеза, анализа, методов логического и исторического анализа, индукции, дедукции, идеализации и др. Кроме того, применяются диалектический, феноменологический, герменевтический, логический, исторический методы, а также социально-философский и сравнительный анализы. Новизна представленного материала в постановке вопроса и рассмотрении этических концепций И. Канта и Ф. Ницше как взаимодополняющих.Автор приходит к выводу, что мера моральности человека соответствует тому, насколько далеко от ушел от своего изначального чисто биологического животного состояния, насколько человек. На основании этого положения делается заключение, что без морали невозможно человеческое сообщество, и именно мораль является мерой человеческого в человеке, характеристикой его как социального существа.
Прохоров М.М. - Смыслы и ценность модели отношения человека с миром c. 136-240

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.7.369

Аннотация: Статья является шестой в цикле, начатом статьей «Бытие и история: взаимосвязь и определение». Во Введении раскрываются предрассудки современной концепции двойственной истины, что и выводит к теме данной статьи. Первая глава начинается с характеристики бытия и сознания как проблемы познания, решение которой возможно лишь в контексте со-отношения человека с миром, при учете основных типов человекомирного отношения и обобщающей модели мироотношения. Последняя охватывает собой созерцательный, активистский и коэволюционный типы отношения человека с миром. Соответствующие абстракции способны описывать все многообразие реально существующих отношений человека и мира. Вторая глава статьи посвящена уже исследованию происхождения основного вопроса философии как отношения бытия и сознания в процессе мировоззренческого развития на базе учета истории и логики перехода от мифологического к религиозному и, далее, к философскому мировоззрению. Раскрыты отличительные особенности мифологического и религиозного воззрения на действительность, критерии их разграничения, специфика философии в контексте ее отношения с религией и наукой. Статья завершается общими выводами.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"