по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 06, 2018
Данный номер находится в стадии формирования. Все представленные на данной странице статьи уже вошли в номер, считаются опубликованными, сохранят в окончательной версии номера указанные страницы и другие метаданные статей также не изменятся.
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
Содержание № 06, 2018
История гуманистической мысли
Хадыев Д.В. - Гуманизм и религия в творчестве И. Г. Гердера c. 1-8

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.6.26163

Аннотация: В статье исследуется концепция гуманизма немецкого философа-просветителя И. Г. Гердера в контексте его философии религии. Учение данного мыслителя представляет интерес как значимый этап в истории европейского свободомыслия. Гердер, находившийся в эпицентре немецкого Просвещения и принимавший самое деятельное участие в литературной жизни страны, заложил фундамент для последующего расцвета немецкой мысли. Он в значительной степени повлиял на складывание в Германии либеральной теологии и распространение идей пантеизма. Преимущественно на материале зрелых сочинений Гердера, в особенности его фундаментального труда "Идеи к философии истории человечества", предпринята попытка выявить специфические черты гуманизма немецкого философа и отнести его к определённому историко-философскому типу. Автор приходит к выводу, что Гердер считал религию продуктом антропосоциогенеза, т. е. возникновение и развитие религии рассматривалось им в материалистическом ключе. Практически исключается супранатурализм. Этот пункт учения ставит философа в известную оппозицию к ортодоксальной христианской доктрине. Свободомыслие в отношении религии, однако, не делает из Гердера ярого антиклерикала и атеиста. Он находит в религии много положительных сторон, в частности, утверждается, что религиозное миросозерцание первично и именно в религии берёт корни человеческая культура. Хотя учение Гердера не свободно от религиозных элементов в целом он отстаивает достоинство человека, его право на счастье в земной жизни, поэтому его воззрения могут быть охарактеризованы как светский гуманизм.
Судьбы и контуры цивилизаций
Угрин И.М. - Проблема развития российской цивилизации в условиях глобализации c. 9-22

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.6.26216

Аннотация: В данном исследовании рассматривается проблема существования российской цивилизации, однако не в привычном ракурсе споров о том, что из себя представляет Россия (является ли или не является она отдельной цивилизацией и каково ее отношение с европейской цивилизацией, если она является цивилизацией отдельной), а в ракурсе вопроса о ее развитии и трансформации как условии данного развития. С одной стороны, показывается научная целесообразность использования цивилизационного подхода для анализа современного состояния российского общества и государства. С другой стороны, цивилизационный подход неотрывно связывается с проблемой исторического развития, которое выступает в данной статье как ценностный императив. Цивилизационная парадигма не противопоставляется идеи исторического обновления, а соединяется с ней, историческое развитие мыслится как процесс, вписанный в бытийные формы локальных цивилизаций, хотя и не ограниченный ими. В ходе анализа автор приходит к выводу о том, что единственным выходом для сохранения России самой себя в сложившихся геополитических, геоэкономическим и геокультурных условиях является для нее обращение к внутренним ресурсам цивилизационного развития. Однако такого рода возвращение не есть возрождение традиционных институтов в формах их существования в прошлом или простое воспроизводство традиционных практик, а обновление на основе творческого ответа в контексте цивилизационного развития (а не сугубо национального или модернизационного), обновление через социокультурную революцию.
Пространство и время
Толстухин А.В. - R-I-Г-конструкции для логик времени c. 23-32

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.6.26354

Аннотация: Предметом исследования является проблема остановки вывода в модальных логиках, в частности логиках времени. Для рассмотрения выбрана логика времени с линейным транзитивным и плотным временным потоком. Одним из подходов в решении рассматриваемой проблемы является применение метода мозаик, суть которого заключается в нахождении конечного множества фрагментов, которое может быть достроено до бесконечной модели, для доказательства формулы. На основании метода мозаик возможно построение различных исчислений, например, R-I-Г-исчисления, которое сочетает в себе метод мозаик, процедуру loop-cheak и интуитивную ясность табличного исчисления. В исследовании применяется формализация в вопросе описания временного потока, а также дедуктивный метод для построения исчисления. Новизна работы заключается в представлении оригинального подхода к решению проблемы остановки вывода в логиках времени. Основываясь на идее метода мозаик, предложено исчисление R-I-Г-конструкций, которое в силу своих правил гарантировано строит конечный вывод. Дополнив систематическую процедуру правилами насыщения, можно попытаться получить насыщенное множество мозаик, которое является доказательством выполнимости формулы.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"