по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 12, 2018
Данный номер находится в стадии формирования. Все представленные на данной странице статьи уже вошли в номер, считаются опубликованными, сохранят в окончательной версии номера указанные страницы и другие метаданные статей также не изменятся.
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
Содержание № 12, 2018
Социальная философия
Миннуллина Э.Б. - Коммуникативные аспекты социального времени c. 1-9

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.12.28024

Аннотация: Предметом исследования является коммуникативно обусловленная социальная длительность. Особое внимание уделяется обратимым и необратимым процессам общественного развития, связанным с изменением коммуникативной среды. Автор подробно рассматривает связь социального времени и процессов коммуникации, исследует темпоральность социокоммуникативного пространства в синхронном и диахронном аспектах, выявляет временные особенности коммуникации как системы, с одной стороны, и как действия — с другой, анализирует обратимые и необратимые процессы, характерные для коммуникативно опосредованного социального взаимодействия. Проведен феноменологический анализ социальной коммуникации с учетом ряда положений синергетики, концепций времени Ж. Делеза и множественной темпоральности И. Валлерстайна и Ф. Броделя. Сделан вывод, что коммуникация представляет собой временной синтез социальных событий, в котором при коммуникативном максимуме историческая диахрония «сворачивается» в синхронию. Автор заключает, что коммуникация темпорально связывает социальные события, образуя порядок (синтагму); интерпретация индивидом прошлого и будущего определяет облик социального настоящего.
Философия науки
Воронина Н.Н., Ткачев А.Н. - Мировоззренческие предпосылки успешного функционирования галисоновских «зон обмена» c. 10-17

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.12.27896

Аннотация: Предметом исследования является влияние мировоззренческих представлений в «зонах обмена», предложенных П. Галисоном, на развитие интереса к науке и научной коммуникации. В процессе изучения выявляются уровни формирования научного интереса, и выясняется, что представления в группах являются результатом явного и латентного согласования, где латентное играет основную роль. Рассматривается проблема успешного и неуспешного взаимодействия в «зонах обмена» и предпринимается попытка выявить мировоззренческую природу закрытости и открытости для успешного научного взаимодействия. Используются общенаучные методы, а также герменевтическая методология для выявления мировоззренческих элементов влияющих на интерес к науке. Новизна исследования состоит в предложении дополнить теорию агрегации К. Листа и концепцию «зона обмена» П. Галисона учетом латентных мировоззренческих элементов, влияющих на коммуникацию в научной среде. При этом выявляются некоторые конкретные элементы мировоззрения, которые влияют на интерес к научному творчеству и успешное взаимодействие ученых.
Этика
Платонов Р.С. - Социокультурный аспект этики Платона в диалоге «Государство» c. 18-34

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.12.28075

Аннотация: Объектом исследования является диалог Платона «Государство», предметом исследования является практическая составляющая этического учения Платона, каким оно представлено в данном диалоге. В статье ставится цель выявить специфику тех социокультурных практик, которые порождаются моральной теорией Платона. Для этого исследуется практика лжи как наиболее выделено и последовательно прописанная в данном диалоге. Определяется, какого рода проблемы решаются Платоном посредством практики лжи, а также к какого рода проблемам в свою очередь это приводит. Исследование проведено методом текстологического понятийного анализа. На основе анализа употребления понятия «ложь» осуществлена реконструкция концепции лжи в тексте диалога «Государство». Научная новизна исследования заключается в представлении целостной и структурированной реконструкции концепции лжи в этическом учении Платона (в диалоге «Государство») в ее связи с антропологической и онтологической проблематикой. По результатам исследования делается вывод, что конструируемый Платоном порядок организации жизни полиса ведет к социокультурным разрывам между тремя родами граждан, распадению целостности полиса, такие разрывы и должны быть преодолены, по мысли Платона, практикой лжи направленной на формирование определенного мировоззрения. Однако последовательная реконструкция данной практики в описаниях Платона показывает, что проблема социокультурных разрывов только усиливается, более того — она ведет к подрыву моральных оснований жизни полиса.
Максимов Л.В. - Моральный долг: проблема обоснования c. 35-45

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.12.28213

Аннотация: В современной метаэтической литературе анализ различных подходов к рациональному обоснованию морали является одним из ведущих направлений исследования. Если в этической мысли прошлого объектом обоснования выступал преимущественно «нравственный закон» как особая (метафизическая) сущность, то в метаэтике речь идет, как правило, об обосновании нравственных установок реальных субъектов морали, т.е. о выдвижении аргументов, способных убедить некоего условного скептически настроенного индивида принять сложившиеся в обществе нормы морали и практически следовать им. В данной статье критически анализируются некоторые из предлагаемых в метаэтике способов аргументации; в частности, отмечается неправомерное смешение и подмена обоснования – объяснением, морального долженствования – другими модальностями, формально обозначаемыми тем же термином. В исследовании использованы методы логико-лингвистического анализа применительно к тем этическим и метаэтическим дискурсам, в которых представлены различные версии обоснования морального долга. Основное замечание касается чрезмерной сосредоточенности авторов на обосновании содержательного компонента моральных норм при фактическом игнорировании специфически морального побудительного мотива, т.е. долженствования особого рода. В статье показано, что именно интенция долга, а не ее конкретная предметная направленность, является определяющим признаком моральной мотивации (поскольку предметное содержание моральных норм и мотивов может быть объектом не только морального долга, но также и внеморальных побуждений). Поэтому принципиальная невозможность рационального обоснования этой интенции (о чем подробно говорится в статье) должна быть принята во внимание в тех теоретических диспутах, где затрагиваются также и общие проблемы обоснования морали.
Марчукова Е.С. - Размышления М. Хайдеггера о средневековой онтологии: понятие времени. Часть I c. 46-58

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.12.28316

Аннотация: Поводом, а также основным материалом для статьи послужила новейшая публикация лекции М. Хайдеггера “Augustinus: Quid est tempus? Confessiones lib. XI” (Gesamtausgabe. Bd. 80.1. Frankfurt a. M.: V. Klostermann, 2016. S. 429-456). Лекция была прочитана 26 октября 1930 года. В лекции Хайдеггер последовательно анализирует размышления Августина о времени, опираясь на содержание одиннадцатой книги «Исповеди». Основное внимание в данной статье обращено на те содержательные аспекты, которые имеют отношение именно к августиновскому пониманию времени. При этом учитываются акценты и замечания, которые делает Хайдеггер относительно размышлений Августина о времени. Главным методом исследования в предлагаемой статье является сравнительный анализ идей Августина и М. Хайдеггера относительно понятия времени. Анализ лекции Хайдеггера, проведенный в статье, нацелен не только на раскрытие содержательных аспектов размышлений Августина о времени, но также дает возможность проследить, как именно Хайдеггер прочитывает Августина, на что он обращает внимание и к каким выводам он в конечном итоге приходит.
Философия права
Фаритов В.Т., Балаклеец Н.А. - Онтология права и хозяйства (постметафизические тенденции в учениях Г.В.Ф. Гегеля и С.Н. Булгакова) c. 59-71

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.12.28313

Аннотация: Предметом исследования статьи являются онтологические основания феноменов правовой и хозяйственной деятельности. Материалом исследования выступают концептуальные разработки Г.В.Ф. Гегеля и С.Н. Булгакова. В статье осуществляется сравнительный анализ "Философии права" Гегеля и "Философии хозяйства" Булгакова. Основанием и концептуальным горизонтом сравнительного анализа выступает идея кризиса европейской метафизики и поиска путей его преодоления в русской философии. Соответственно, основное внимание в исследовании уделяется экспликации кризисных явлений западной метафизики и постметафизических тенденций русской философии. В исследовании используются методологические принципы и установки философской компаративистики. Применяются также принципы историко-философского исследования, метод историко-философской реконструкции. Основным выводом проведенного исследования является тезис, что в отношении к европейской метафизике мысль Булгакова (как и многих других представителей русской религиозной философии, начиная с В.С. Соловьева) находится в сложном состоянии притяжения и отталкивания. В исследовании показывается, что то, что для Гегеля выступает высшей ступенью самоуразумения духа (право, государство) для русских философов оказывается только преходящим, подлежащим снятию моментом.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"