Статья 'Тантрический монастырь Гьюто: сохранение и трансляция знаний ' - журнал 'Философская мысль' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философская мысль
Правильная ссылка на статью:

Тантрический монастырь Гьюто: сохранение и трансляция знаний

Лощенков Алексей Вячеславович

ORCID: 0000-0002-2303-4903

кандидат исторических наук

научный сотрудник, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии, Сибирское отделение, Российская академия наук

670042, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6, каб. 306

Loshchenkov Aleksei Vyacheslavovich

PhD in History

Researcher, Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences

670042, Russia, Republic of Buryatia, Ulan-Ude, Sakhyanova str., 6, office 306

loshchenkov@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8728.2018.12.28510

Дата направления статьи в редакцию:

22-12-2018


Дата публикации:

29-12-2018


Аннотация: Статья посвящена освещению системы образования в тантрическом монастыре Гьюто, введению в научный оборот полного перечня предметов и и названий текстов, с идентификацией их по собраниям сочинений индийских и тибетских авторов. Определены основополагающие источники и комментаторская литература. Представлена история возникновения монастыря. На основе текстологического анализа выявлена основополагающая роль текстов Чже Цонкапы в деле формирования образования данного монастыря. Установлено, что для понимания изучаемых предметов в монастыре опираются на учебные руководства, составленные Гьюченом Кунга Дондрубом, основателем монастыря. При работе с материалами было использовано сочетание классического текстологического подхода и контекстуального анализа, принимающего во внимание буддийскую комментаторскую традицию. Также были использованы методы аналитического сопоставления, структурной и содержательной классификации. Для решения поставленных задач применены текстологические методы точного описания структуры образования. Новизна статьи обусловлена введением в научный оборот ранее не исследованной системы образования и ее учебных руководств для получения ученых буддийских степени в тантре «Кьеримпа» и «Награмпа». Это позволит при работе с тибетоязычными текстами, хранящимися в Центре восточных рукописей и ксилографов (ЦВРК) и Институте восточных рукописей (ИВР РАН), идентифицировать и вводить в оборот, как непосредственно источники под данными наименованиями, так комментирующую их литературу, созданную в Тибет и, возможно, в Бурятии. Особое значение исследование имеет для определения программы обучения на тантрических факультетах в дацанах Бурятии, о которой почти-то ничего не известно, кроме принадлежности их к программе монастырей Гьюто и Гьюме Тибета.


Ключевые слова:

тантра, тибетский монастырь, Гьюто, высшая йога-тантра, Гухьясамаджа, Чакрасамвара, Ваджрабхайрава, Ямантака, Кунга Дондруб, тантрическое образование

Статья подготовлена в рамках гранта РФФИ № 17-03-00250«Философская интерпретация и трансляция буддизма (на материале тибетской и китайской махаяны)»

Abstract: The article is devoted to the coverage of the education system in the Gyuto tantric monastery, the introduction into scientific circulation of a complete list of subjects and names of texts, with their identification by the collected works of Indian and Tibetan authors. The fundamental sources and commentatorial literature are identified. The history of the monastery is presented. On the basis of textual analysis, the fundamental role of the texts of Zhe Tsongkhapa in the formation of the formation of this monastery is revealed. It is established that in order to understand the subjects studied in the monastery, they rely on the training manuals compiled by Gyuchen Kunga Dondrub, the founder of the monastery. When working with the materials, a combination of a classical textual approach and contextual analysis was used, taking into account the Buddhist commentary tradition. Methods of analytical comparison, structural and substantive classification were also used. Textual methods of accurate description of the structure of education are used to solve the tasks. The novelty of the article is due to the introduction into scientific circulation of a previously unexplored education system and its training manuals for obtaining Buddhist degrees in Tantra "Kyerimpa" and "Nagrampa". This will make it possible, when working with Tibetan-language texts stored at the Center for Oriental Manuscripts and Woodcuts (CVRK) and the Institute of Oriental Manuscripts (IWRS RAS), to identify and put into circulation, both directly sources under these names, and the literature commenting on them, created in Tibet and, possibly, in Buryatia. The study is of particular importance for determining the training program at Tantric faculties in the datsans of Buryatia, about which almost nothing is known, except that they belong to the program of the Gyuto and Gyume monasteries of Tibet.


Keywords:

tantra, tibetan monastery, Gyuto, higher yoga-tantra, Guhyasamaja, Chakrasamvara, Vajrabhairava, Yamantaka, Kunga Dondrub, tantric education

Обзор системы образования, представленный в данной статье, выполнен на основе перевода с тибетского и отчасти с английского языков программы образования, переданной автору руководителем библиотеки этого монастыря в Индии во время научной командировки в 2018 году. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что, несмотря на широкое распространение информации о тантре в России и на Западе, до сих пор нет подробного освещения предметов, текстов и системы образования в данной буддийской науке. В связи с этим выявлены и атрибутированы все тибетские тексты, упоминаемые в качестве учебников по тантрической программе обучения. Это позволит получить полное представление о системе и специфических предметах данного обучения.

Монастырь Гьюто, полное название которого Пэлдэн Гьюто Дацан (dpal-ldan rgyud-stod grwa-tshang), является одним из самых известных буддийских монастырей традиции Гелуг в Тибете и специализируется на изучении тантрической медитации, ритуальных искусств и, с недавнего времени, буддийской философии [8, с 581]. Главный ученик первого Далай-ламы по имени Гьючен Кунга Дондруб (rgyud-chen kun-dga 'don-grub, 1419-1486) основал монастырь Гьюто в 1475 году. Первоначально монастырь назывался Уто Джампеллинг Дацан (dbus stod 'jam-dpal-glinggrwa-tshang), но в настоящее время известен как Пэлдэн Гьюто Дацан. Спустя несколько лет после основания он переехал в храм Рамоче (ra-mo-che) в Лхасе, где и оставался до «культурной революции» в Китае [7]. По сути, это учебный центр для глубокого тантрического образования. Его основным защитным божеством является Шестирукий Махакала (mgon-po phyag drug), являющийся гневным аспектом божества сострадания Авалокитешвары. На тот момент численность монахов составляла более тысячи человек, но большинство из них бежали в изгнание. После коммунистического китайского вторжения и эмиграции тибетцев в 1959 году монастырь был восстановлен в Индии.

Чтобы предоставить образование и разместить до 500 монахов, он был воссоздан в Индии в Сидхбари, штат Химачал-Прадеш, неподалеку от г. Дхарамсала. Главными предметами изучения в Гьюто являются тантрические системы проявления Акшобхьи из Гухьясамаджа-тантры (gsang-'dus mi-skyod-pa), традиция Чакрасамвары (bde-mchog), идущая от индийского махасидхи Луипы (lu 'i-pa, XVII в.), и система тринадцати божеств Ваджрабхайравы ('jigs-byed lha bcu-gsum). Монахи Гьюто передают эти учения молодому поколению монахов уже более пятисот лет без прерывания линии преемственности. Каждый тибетский монастырь имеет свои собственные учебные руководства (yig-cha) для понимания изучаемых коренных текстов. В Гьюто учатся, опираясь на руководства, составленные Гьюченом Кунга Дондрубом.

Монастырь имеет собственную библиотеку, которая была создана в 2000 году. Библиотека публикует книги по Дхарме и выпускает CD-диски, чтобы студенты имели возможность изучать учения Его Святейшества Далай-ламы XIV и других буддийский учителей. Библиотека при спонсорской поддержке публикует сборники практик, школьные книги, книги по истории и литературе. Часть важных публикаций заказываются из других библиотек. Некоторые книги распространяются бесплатно или по минимальной цене. Читальный зал содержит книги разных жанров и не только религиозного содержания, но и современные светские издания. Основной фонд составляют работы известных буддийских индийских и тибетских учителей, в нем есть также разделы на хинди, английском и китайском языках.

В настоящее время в монастыре насчитывается около пятисот монахов, в том числе ламы, тулку, учителя, ученики-керимпа и монахи, которые пришли из Тибета, Монголии, Ладакха, Сиккима, Мон, Спити и других мест, помимо монахов со степенью геше, которые пришли из трех великих монастырей традиции Гелуг, монастыря Рато и других монастырей, чтобы учиться здесь.

До интронизации Далай-ламы XIII монахи по окончании 15-19 летнего курса на философском факультете в одном из монастырей Дрепунг, Сера и Ганден в Тибете, по собственному желанию могли продолжить образование в тантре с опытными учителями. Но это были уже больше факультативные занятия. В связи с реформами в образовании, проведенными Далай-ламой XIII, введены условия, по которым все геше степени цогрампа (tshogs-rams-pa) и лхарампа (lha-rams-pa), что приблизительно эквивалентно степени доктора и профессора буддийской философии, должны продолжить свое образование в монастырях Гьюме или Гьюто. Выбор тантрического монастыря обусловлен местом их предыдущего обучения. Монголы и буряты, в силу исторической связи, поступают в Гьюме [4], а все остальные жители Гималайского региона ‒ в Гьюто. При поступлении в них они называются геше карампа (dge-bshes bka'-rams-pa) и обязаны освоить годовую программу.

По прошествии еще двух лет обучения, на ежегодном собрании только двум кандидатам в каждом тантрическом монастыре разрешено выйти на экзамен по тантре (sngags dam-bca), после чего они могут получить степень геше награмпа (dge-bshes sngags-rams-pa).

Учебный год делится на следующие периоды. Весенний сессионный период (chos-thog) посвящен освоению большого комментария на Гухьясамаджа-тантру. Летний период отводится освоению Чакрасамвара-тантры, ее стадиям порождения и завершения. Зимний период служит для изучения стадий порождения и завершения Гухьясамаджа-тантры, а также пяти этапов стадии завершения. Еще один зимний период посвящен изучению таких трудов, как «Семь тантрических постижений Ваджрабхайравы» (rtogs bdun) и «Три тантрические реализации», а также стадиям порождения и завершения Ваджрабхайравы [6]

Традиционная образовательная система для монахов

Все поступающие в монастырь Гьюто напрямую, не завершив формального обучения в течении 15-19 лет на философском факультете Дрепун, Сера или Ганден, должны пройти следующую программу образования, а затем сдать экзамен по тестам и нижеследующим предметам [5], по результатам которых они получают степень кьеримпа (bskyed-rim-pa), то есть практика, обладающего навыками порождения себя божеством.

1. Запоминание

В течение четырех лет после поступления монахов в монастырь, им необходимо запомнить ритуальные тексты Гухьясамаджы, Чакрасамвары и Ваджрабхайравы, и через каждые шесть месяцев они сдают экзамен по декламации данных текстов.

2. Классы

В течение пяти лет после полного монашеского посвящения в гелонга, монахи изучают принципы и методы, свойственные универсальным и конкретным садханам, которые являются специальными методами осуществления тантрических знаний (grub-thabs), ритуальное пение, метрику, рисунки, приготовление торма для сотен божеств, главными из которых являются Гухьясамаджа, Чакрасамвара и Ваджрабхайрава, пропорции различных ступ и их символизм. В течение первого года они осваивают вышеупомянутые предметы и практики в cвязи с Гухьясамаджей; в течение второго года – по Чакрасамваре, и в течение третьего года – по Ваджрабхайраве. Четвертый и пятый отводятся изучению ритуала садханы «Великого Железного дворца Ямараджы», а также ритуала для исправления и восстановления (bskang-gso), ритуалов подношения большого торма божествам Махакале и Ситатапатре (gdugs-dkar), огненного подношения по четырем типам активностей (las bzhi).

3. Специализация

Поскольку Его Святейшество Далай-лама XIV часто рекомендует, чтобы каждый студент стал опытным мастером в одном из тантрических искусств, монастырь начал годовую программу по специализации после завершения основного образования. Его участники могут проводить дальнейшие исследования в любых областях, которые им были преподаны в прежних классах, помимо некоторых дополнительных курсов. В завершении курса необходимо сдать тест по запоминанию и рецитации текста, письменный и практический тесты по ритуалам, рисункам и ступам. По результатам обучения студентам предоставляются сертификаты в соответствии с их выступлениями на экзаменах [5].

Учебная программа на степень кьеримпа

I. Запоминание текстов (700 тибетских листов):

1.་1-12 главы и часть 13-ой главы Гухьясамаджа-тантры.

2.་Первая глава Чакрасамвара-тантры.

3.་Ритуалы Гухьясамаджы, Чакрасамвары и Ваджрабхайравы.

4.་Приготовление большого ритуального торма для шести разных божеств, связанных с гневной активностью (drag-las).

5.་Обширные ритуалы освящения (rab-gnas rgyas-pa).

6.་Литургия четырем Дхармапалам (chos-skyong).

7.་Различные сопутствующие им тексты.

II. Обучение произнесению нараспев, гармонике и использованию ритуальных музыкальных инструментов:

1.་Классические краткие и расширенные песнопения и гармоники ритуалов самопосвящения (bdag-'jug) и освящения, а также шесть новых и двадцать пять старых мелодик в ритуалах, посвященных Махакале (mgon-po) и Дхармарадже (chos-rgyal).

2.་Использование ритуальных музыкальных инструментов, таких как цымбалы (sil-snyan) и прочих.

III. Чертеж, нанесение песка и трехмерная модель мандалы:

1. Рисование основы и построение очага огненной пуджы (sbyin-sreg) для четырех видов активностей: мирной (zhi), умножающей (rgyas), могущества (dbang) и гневной (drag).

2. Рисунки всех ритуальных торма (gtor-ma).

3. Рисунок богини земли (sa-bdag lto-'phye), связанной с་циклом предварительных ритуалов по использованию земли при строительстве мандалы, храма, ступы и других сооружений [3, 34-37].

4. Двухмерные изображения на ткани (thang-ka) мандал трех великих божеств Гухьясамаджи, Чакрасамвары и Ямантаки.

5. Чертеж восьми видов великих ступ, посвященных особым событиям при жизни Будды Шакьямуни.

6. Проектирование и построение трехмерных моделей мандал трех великих божеств, включая их символы.

7. Построение и выкладка различных мандал цветным песком.

IV. Сбор и подготовка материалов для ритуальных подношений:

1. Определение, сбор и приготовление предметов, необходимых для огненной пуджы.

2. Подготовка главных и дополнительных ритуальных торма.

3. Подготовка ритуальных предметов, необходимых для ритуала самопосвящения.

4. Подготовка предметов, необходимых для ритуала освящения.

5. Масляные скульптуры и их украшения в качестве подношений во время великого праздника Монлам (smon-lam chen-mo) в пятнадцатый день первого тибетского месяца.

Учебная программа обучения на степень награмпа

Любой желающий продолжить свое буддийское образование в системе тантры и сдать экзамен на степень награмпа, что приблизительно эквивалентно степени доктора в тантрических науках, после завершения обучения на философском факультете и получения степени геше должен следовать программе обучения, представленной следующими предметами. Основными темами первого года обучения являются более низкие классы тантры (крия-, чарья- и йога-тантры), а второй год – высшая йога-тантра.

1. Гухьясамаджа-тантра.

2. Чакрасамвара-тантра.

3. Ваджрабхайрава-тантра.

4. Пояснительные тантры к вышеперечисленным трем главным тантрам.

5. Нагарджуна, «Сжатое изложение методов реализации» (санскр. pindikrtasadhana, тиб. sgrub-thabs mdor byas).

6. Нагарджуна, «Толкование бодхичитты» (санскр. bodhichittavivarana, тиб. byang-chub sems 'grel).

7. Чандракирти, «Освещающая лампа» (санскр. pradipoddyotana, тиб. sgron-ma gsal-bar-byed-pa). Комментарий к Гухьясамаджа-тантре.

8. Чже Цонкапа, «Четыре объединенных комментария на Гухьясамаджа-тантру» (тиб. gsang-'dus'brel-babzhi-sbrags).

9. Чже Цонкапа, «Светильник, проясняющий пять этапов» (тиб. rim lnga gsal sdron). Толкование пяти этапов стадии завершения Гухьясамаджа-тантры.

10. Чже Цонкапа, «Пять этапов Гухьясамаджы, выполненных в одном сидении» (тиб. gsang-'dus rim nga gdan rdzogs).

11. Чже Цонкапа, комментарий на Лакхусамвара-тантру «Освещение всех скрытых смыслов» (тиб. sbas-don kun gsal).

12. Чже Цонкапа, «Большое руководство к этапам пути Мантры (Нагрим Ченмо)» (тиб. sngag-rim chen-mo).

13. Кхедруб Чже, «Океан сиддхи – стадия зарождения» (тиб. skyed-rim dngos-grub rgya-mtsho).

14. Гьючен Кунга Дондруб, комментарий на Гухьясамаджа-тантру «Сокровищница драгоценных инструкций по двум стадиям» в семнадцати главах (тиб. rgyud-kyi rgyal-po dpal gsang-ba 'dus-pa'i rtsa 'grel-gyi tshig don gsal-bar 'chad-pa'i man-ngag rim gnyis gter-mdzod) [1].

15. Панчен Сонам Дакпа, инструкции по стадиям порождения и завершения в практике Гухьясамаджы: «Очарование мудрецов – изложение стадии порождения Гухьясамаджы, царя тантры» (тиб. rgyud thams-cad kyi rgyal-po dpal gsang-ba 'dus-pa'i bskyed-rim gyi rnam-gzhag mkhas-pa'i yid-'phrog); «Детальное объяснение стадии завершения Гухьясамаджы-тантры» (тиб. gsang-ba 'dus-pa'i rgyud 'di'i rdzogs-rim bye-brag-tu bshad-pa).

16. Гомде Намка Гьялцен (настоятель Гьюто, 1532-1592) (sgom-sde nam-mkha' rgyal-mtshan), инструкции по стадиям порождения и завершения в практике Ваджрабхайравы.

17. Тансагпа Нодруб Гьяцо (thang-sag-pa dngos-grub rgya-mtsho), инструкции по стадии порождения и завершения в практиках Гухьясамаджа, Чакрасамвары и Ваджрабхайравы.

Повседневная деятельность

На утренних сессиях монахи совершают практику самопосвящения одного из божеств: Гухьясамаджа, Чакрасамвара и Ваджрабхайрава. После этого идет запоминание текстов, соответствующих утренним занятиям. Во второй половине дня они читают и изучают тексты. Вечером проводится декламация, а затем дебаты во дворе. По субботам также есть одна дебатная сессия. Существуют специально выделенное время для изучения построения трехмерных конструкций мандалы. При необходимости монастырь проводит ритуалы для долгой жизни Далай-ламы XIV.

Указатель сочинений, используемых в статье

Использованные сокращения:

Peking:The Tibetan Tripitaka.

Peking edition, edited by Dr. Daisetz T. Suzuki, Suzuki Research Foundation, Tokyo, 1962.

Tohoku:A Complete Catalogue of the Tibetan Buddhist Canons.

Tohoku Imperial University, 1934.

BDRC:Tibetan Buddhist Resource Center (теперь называется Buddhist Digital Resource Center) [2].

1. Нагарджуна, «Сжатое изложение методов реализации», (санскр. pindikrtasadhana, тиб. sgrub-pa'i thabs mdor-byas-pa).

BDRC, bstan-'gyur (snar-thang), rgyud 'grel (gi), Volume 35 of Work W22704, ff. 1r-12v (pp. 1-24).

Tohoku: 1796, Tengyur, rgyud, ngi, 1b-11a.

Peking: 2661.

2. Нагарджуна (klu-sgrub, II в.), «Толкование бодхичитты» (санскр. bodhichittavivarana, тиб. byang-chub sems 'grel).

BDRC, bstan-'gyur (snar-thang), Volume 35 of Work W22704, ff. 41v-46v (pp. 82-92). Peking: 2665.

3. Чандракирти (zla-ba grags-pa, VII в.), «Освещающая лампа» (санскр. pradipoddyotana, тиб. sgron-ma gsal-bar-byed-pa). Комментарий к Гухьясамаджа-тантре.

Полное название: sgron-ma gsal-bar-byed-pa zhes-bya-ba'i rgya-cher bshad-pa.

BDRC, bstan-'gyur (snar-thang), Volume 30 of Work W22704, f. 1r-224v (pp. 1-448). Peking: 2650.

4. Чже Цонкапа (blo-bzang grags-pa, 1357-1419), «Четыре объединенных комментария на Гухьясамаджа-тантру» (тиб. gsang-'dus'brel-babzhi sbrags).

1) «Краткий смысл объяснительной структуры – светильник, проясняющей коренную тантру царя всех тантр, славного Гухьясамаджы»:

Полное название: rgyud thams-cad kyi rgyal-po dpal gsang-ba 'dus-pa'i rtsa-ba'i rgyud sgron-ma rab-tu gsal-bar byed-pa'i rgya-chen bshad-pas 'chad-pa'i sa-bcad bsdus-don.

BDRC, gsung-'bum/tsong-kha-pa/sku-'bum par-ma, in Volume 5 of Work W22272, 31 ff.

2) «Коренная тантра царя всех тантр, славного Гухьясамаджы, а также поздние тантры».

Полное название: rgyud thams-cad kyi rgyal-po dpal gsang-ba 'dus-pa'i rtsa-ba'i rgyud phyi-ma dang bcas-pa.

BDRC, gsung-'bum/tsong-kha-pa/sku-'bum par-ma, in Volume 5 of Work W22272, 102 ff.

3) «Драгоценный росток – толкование трудных мест, светильник, обширного объяснения царя всех тантр, славного Гухьясамаджы».

Полное название: rgyud kyi rgyal-po dpal gsang-ba 'dus-pa'i rgya-cher bshad-pa sgron-ma gsal-ba'i dka'-ba'i gnas kyi mtha'-gcod rin-chen myu-gu.

BDRC, gsung-'bum/tsong-kha-pa/sku-'bum par-ma, in Volume 5 of Work W22272, 151 ff.

4) «Аннотированный комментарий, истолковывающий смысл слов ясного светильника, обширного комментария царя всех тантр, славного Гухьясамаджы».

Полное название: rgyud thams-cad kyi rgyal-po dpal gsang-ba 'dus-pa'i rgya-cher bshad-pa sgron-ma gsal-ba'i tshig-don ji-bzhin 'byed-pa'i mchan gyi yang 'grel.

BDRC, gsung-'bum/tsong-kha-pa/sku-'bum par-ma, in Volume 4 of Work W22272, 521 ff.

5. Чже Цонкапа, «Светильник, проясняющий пять этапов» (тиб. rim lnga gsal sdron). Толкование пяти этапов стадии завершения Гухьясамаджа-тантры.

Полное название: rgyud kyi rgyal-po dpal gsang-ba 'dus-pa'i man-ngag rim-pa lnga rab-tu gsal-ba'i sgron-me.

BDRC, gsung-'bum/tsong-kha-pa/ bla-brang par-ma, Volume 7 of Work W22273, 309 ff.

6. Чже Цонкапа, «Пять этапов Гухьясамаджы, выполненных в одном сидении» (тиб. gsang-'dus rim nga gdan rdzogs).

Полное название: rgyud kyi rgyal-po dpal gsang-ba 'dus-pa'i rdzogs-rim rim lnga gdan rdzogs kyi dmar-khrid.

BDRC, gsung-'bum/tsong-kha-pa/ bla-brang par-ma, Volume 8 of Work W22273, 60 ff.

7. Чже Цонкапа, комментарий на Лакхусамвара-тантру (Краткая Чакрасамвара-тантра) «Освещение всех скрытых смыслов» (тиб. sbas don kun gsal).

Полное название: bde-mchog bsdus-pa'i rgyud kyi rgya-cher bshad-pa sbas-pa'i don kun gsal-ba.

BDRC, gsung-'bum/tsong-kha-pa/ bla-brang par-ma, Volume 8 of Work W22273, 248 ff.

8. Чже Цонкапа, «Большое руководство к этапам пути Мантры (Нагрим Ченмо)» (тиб. sngag-rim chen-mo).

Полное название: rgyal-ba khyab-bdag rdo-rje-'chang chen-po'i lam gyi rim-pa gsang-ba kun gyi gnad rnam-par-phye-ba.

BDRC, gsung-'bum/tsong-kha-pa/ bla-brang par-ma, Volume 3 of Work W22273, 497 ff.

9. Кхедруб Чже (mkhas grub rje, 1385-1438), «Океан сиддх – стадия зарождения» (тиб. gsang-'dus bskyed-rim dngos-grub rgya-mtsho).

Полное название: rgyud thams-cad kyi rgyal-po dpal gsang-ba 'dus-pa'i bskyed-rim dngos-grub rgya-mtsho.

BDRC, gsung-'bum/mkhas-grub-rje/bla-brang par-ma, Volume 7 of Work W1KG10279, 190 ff.

10. Гьючен Кунга Дондруб (rgyud-chen kun-dga 'don-grub, 1419-1486), комментарий на Гухьясамаджа-тантру «Сокровищница драгоценных инструкций по двум стадиям» в семнадцати главах.

Полное название: rgyud kyi rgyal-po dpal gsang-ba 'dus-pa'i rtsa 'grel gyi tshig don gsal-bar 'chad-pa'i man-ngag rim gnyis gter-mdzod.

11. Панчен Сонам Дакпа (pan-chen bsod-nams grags-pa, 1478-1554), «Очарование мудрецов – изложение стадии порождения Гухьясамаджы, царя тантры».

Полное название: rgyud thams-cad kyi rgyal-po dpal gsang-ba 'dus-pa'i bskyed-rim gyi rnam-gzhag mkhas-pa'i yid-'phrog.

BDRC, gsung-'bum/bsod-nams grags-pa, Volume 10 of Work W23828, 85 ff. (pp. (13-182).

12. Панчен Сонам Дакпа, «Детальное объяснение стадии завершения Гухьясамаджы-тантры» (тиб. gsang-ba 'dus-pa'i rgyud 'di'i rdzogs-rim bye-brag-tu bshad-pa).

BDRC, gsung-'bum/bsod-nams grags-pa, Volume 10 of Work W23828.

13. Гомде Намка Гьялцен (настоятель Гьюто) (sgom-sde nam-mkha' rgyal-mtshan, 1532-1592), инструкции по стадиям порождения и завершения в практике Ваджрабхайравы.

14. Тансагпа Нодруб Гьяцо (thang-sag-pa dngos-grub rgya-mtsho), инструкции по стадии порождения и завершения в практиках Гухьясамаджа, Чакрасамвары и Ваджрабхайравы.

На основе списка авторов и текстов, изучаемых в Гьюто, можно сделать вывод о специфике такого образования. Индийские источники представлены в работах индийских мастеров Нагарджуны и Чандракирти, которые составили коренные руководства-комментарии к Гухьясамаджа-тантре. Базовые тибетские тексты написаны Чже Цонкапой и его ближайшим учеником Кхедруб Чже, которые написали основополагающие труды по этой тематике в школе Гелуг. Эта комментаторская традиции была унаследована и воплощена в учебных руководствах монастыря Гьюто Гьючен Кунга Дондрубом. Представленная программа образования дает представление о системном и последовательном изучении тантрических текстов и ритуалов, от простого к сложному, что является частью полного монастырского образования по сутре и тантре. Учебная программа разбита на сессионные периоды в соответствии с сезонами года, в которых акцентированно изучаются тантрические практики Гухьясамаджы, Чакрасамвары и Ваджрабхайравы. Это подтверждает тезис о союзе практик сутры и тантры в индо-тибетском буддизме.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.