Философская мысль
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 09, 2017
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 24-09-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 09, 2017
Социальная философия
Качулин А.Г. - Сетевое массмедиа и информационное общество: социально-философский анализ процесса формирования новых иерархий c. 1-12

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.9.24127

Аннотация: В статье проводится анализ данных экономического рейтинга крупнейших мировых компаний Financial Times Global 500 за II квартал 2017 года. Показано, что из десяти крупнейших по показателю рыночной капитализации мировых компаний семь связаны с технологиями массовой коммуникации. На основании данных анализа финансовой отчетности компаний и публичной информации об их деятельности, дано социально-философское объяснение резкого роста капитализации этих компаний. Показано, что эти предприятия заняли ключевые позиции в рейтинге под действием глобального тренда, оформившегося после мирового кризиса 2008 года. За счет междисциплинарного подхода, объединяющего инструментарий философии и социологии массовой коммуникации, методы медиаэкологии и медиатеории, исследована природа этого тренда. Показано, что он связан с распространением сетевой технологии массовой коммуникации. Проведено исследование влияния сетевой технологии на социальную структуру. Показано, что сетевые массмедиа оказывают на общество одновременно два противоположных эффекта. Как средство связи сетевое массмедиа оказывает децентрализующее влияние на социум, деконструирует жесткие иерархии и создает сети координации как новые организационные структуры. Но сам процесс децентрализации в рамках сетевого взаимодействия служит целям формирования новой иерархической системы, в рамках которой сетевые массмедиа становятся новыми центрами мирового влияния в качестве организаторов среды функционирования социальных процессов.
Методология философского знания
Ростовцева М.В. - Методологические аспекты социально-философского исследования адаптации личности c. 13-22

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.9.23553

Аннотация: В статье рассматриваются основные методологические подходы к исследованию социальной адаптации личности, выделяются основания для их классификации. Показывается, что множество теорий социальной адаптации связаны с описанием ее статико-теоретического либо динамического аспекта, которые являются аспектами человеческой деятельности. Исследование процесса социальной адаптации предполагает движение в направлении изучения его динамических характеристик, обусловленных ментальными особенностями субъекта адаптации, а также отдельных составляющих, компонентов и детерминант, характеризующих своеобразие фаз адаптации, ее стадий и этапов.Обосновывается деятельностная природа социальной адаптации, как процесса, в ходе которого осуществляется становление и развитие человека, его сознания, самосознания, самоконтроля и самооценки, результатом чего является установление равновесия между внешними влияниями, и внутренним состоянием, различными формами поведения человека. В статье использован диалектический подход к рассмотрению социальных явлений, методы анализа, классификации, обобщения, системный и структурный подходы Определено, что социальная адаптация имеет деятельностную природу. Дана классификация исследований социальной адаптации: первая группа исследований касется изучения ее статико-теоретического аспекта, вторая – динамического. Показано, что анализ социальной адаптации предполагает движение в направлении системного изучения ее динамических характеристик, обусловленных ментальными особенностями субъекта адаптации, а также отдельных составляющих, компонентов и детерминант, характеризующих своеобразие фаз адаптации, ее стадий и этапов.Определено, что социальная адаптация опосредована процессом становления субъекта уровнем развития сознания и самосознания индивида, степенью развития процессов саморегуляции, самоконтроля и самооценки, результатом чего является установление равновесия между внешними влияниями, и внутренним состоянием, различными формами поведения человека.
Онтология: бытие и небытие
Жульков М.В. - Ноосферный энергетизм: фундаментальная онтология c. 23-45

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.9.24066

Аннотация: Статья посвящена онтологическим аспектам ноосферного энергетизма – составной части учения о ноосфере. Современный философский энергетизм основан на специфике понимания энергии в дискурсе постнеклассической науки, которое включает рассмотрение не только объективных, но и субъективных составляющих энергии: физических, психических, информационных, семантических, духовных. Энергия обладает универсальностью и всеобщностью, соединяет в одно целое вещественный и информационный миры, пронизывает все сферы мироздания. На стыке энергетизма и ноосферологии происходит формирование комплексной научно-философской дисциплины – ноосферного энергетизма, изучающего энергетическую сторону эволюции разумной жизни космоса, планеты, человечества, становления ноосферного общества и планетарной ноосферы. Фундамент ноосферологии составляют учения В. И. Вернадского о биогеохимической и культурной биохимической энергиях, о преобразовании биосферы в ноосферу под действием труда и научной мысли организованного человечества, учение об автотрофности человечества. В связи с формирующимися разделами науки в онтологии ноосферы используются общенаучные подходы: системный, синергетический, универсумный, сферный (использовался Вернадским), экологический, исторический, энергоинформационный. Должен занять свое место и энергетический подход, тем более что учение В. И. Вернадского пронизано энергетическими представлениями. Автор приходит к выводу, что ноосферный энергетизм исследует энергетическую и энергоинформационную природу ноосферы, процессов преобразования биосферы в ноосферу, применяет фактор энергии в системном моделировании ноосферы и ноосферного общества. Важнейшим направлением исследований является ноосферно-энергетический подход в постижении природы и эволюции сознания, что позволит изучать, моделировать и предвидеть процессы формирования глобального сознания. Ноосферный энергетизм имеет свое поле исследований, методологические подходы, обладает существенным потенциалом собственного развития.
Философия познания
Куликов Д.К. - Развитие проблемы мышления в учениях Ксенофана из Колофона и Гераклита из Эфеса. c. 46-58

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.9.20258

Аннотация: Предметом исследования является развитие философской проблематики мышления в учениях Ксенофана и Гераклита. Основная цель — установить, какое существенное содержание в природе мышления было раскрыто и понято этими философами. Исследование строится на основе известных сохранившихся фрагментов Ксенофана и Гераклита, их переводов на русский язык, опубликованных к данному времени, и аналитической литературы по соответствующей теме. Реализован подход, в соответствии с которым центральной для ранней греческой философии была гносеологическая проблематика, связанная с переосмыслением мифопоэтической традиции и поиском новых критериев знания. Для решения задач использован метод логического и исторического анализа теоретических представлений Ксенофана и Гераклита о мышлении. Научная новизна заключается в раскрытии специфики понимания мышления Ксенофаном и Гераклитом. Исследование претендует на вклад в преодолении ограниченного внимания отечественной науки к гносеологическим проблемам ранней греческой философии.Главным содержанием, которое открывают в мышлении Ксенофан и Гераклит, является всеобщее как цель познания и критерий истинности. Мышление рассматривается ими как содержательное отношение между порядком природы, представлениями и действиями людей. Ксенофан строит скептическую аргументацию, противопоставляя всеобщность как характеристику божественного знания и ограниченность познавательных усилий человека. Гераклит, напротив, ищет в разумной способности познавательное сближение человеческого рассудка и мирового логоса. Учение Гераклита находится в таком же отношении к учению Ксенофана, как диалектический метод к скептицизму. В их идеях зарождаются такие аспекты понимания, как всеобщее и индивидуальное в мышлении, дифференциация познавательных процессов, примат объективного содержания над формой мысли.
Натурфилософия
Болдин П.Н. - Атомизм и семиотическая аналогия в онтологии естествознания c. 59-74

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.9.20608

Аннотация: Проблема соотношения дискретного и непрерывного находит своё отражение в атомистическом подходе к модельным представлениям в естествознании. Атомизм кроме специальнонаучного измерения имеет и глубокие философские корни, которые привлекают в последнее время к себе пристальное внимание. Речь идёт о связи атомизма с семиотической аналогией, утверждающей сходство роли атомов в бытии с ролью букв алфавита в языке. Атомизм в современном естествознании не ограничивается только вещественным атомизмом, а может рассматриваться и в более широком контексте, в качестве универсальной модели, применимой и в других областях естествознания, таких как, например, биология. Причём в биологии, с выходом на молекулярный уровень исследования семиотические представления приобрели необходимый и естественный характер. Поэтому актуальным является вопрос соотношения атомизма и семиотической аналогии в контексте всего предметного поля естествознания, в связи с возможностью разработки универсальных онтологических моделей, которые бы позволили задавать любые материальные организации в рамках единых представлений. Пути решения этого вопроса и составляют основной предмет данного исследования. Исходя из поставленной задачи и принципиальной междисциплинарности нашего исследования основными методами будут методы сравнения и аналогии. Их применение позволяет не только выявить инварианты путем сравнения имеющихся фактических данных, но и позволяет производить реконструкцию в тех случаях, где таких данных недостаточно. Основными результатами проведённого исследования являются построение семиотических онтологических моделей химической и биологической организаций и реконструкция семиотических онтологических моделей постбиологических организаций, на основе фактического материала современного естествознания. Полученные результаты позволяют утверждать, что атомизм и семиотическая аналогия являются основой для разработки онтологических моделей в современном естествознании.
Философия языка и общения
Леушкин Р.В. - Трансгуманистическое измерение социальной коммуникации c. 75-87

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.9.20322

Аннотация: В данной работе представлены результаты исследования трансгрессивного способа существования социальной коммуникации. Подвергаются анализу социально-онтологические свойства виртуальной формы социальной коммуникации, которые не характерны для традиционных ее форм. Ставится задача экспликации и изучения условий осуществления события виртуальной социальной коммуникации. Дальнейший текст является продолжением предшествующих работ и посвящен разработке следующих вопросов: является ли виртуальная социальная коммуникация полноценной формой социальной коммуникации? возможна ли смысловая коммуникация в условиях социально-онтологической неполноты существования коммуникантов? и возможно ли существование трансгуманистических форм смысловой коммуникации? В данной работе применяется социально-конструктивистский подход, реализуются принципы системности, эволюционизма и полионтизма (множественности онтологических горизонтов). Исследование базируется на теории социально-коммуникативных систем Н. Лумана и периодизации развития коммуникативных форм М. Маклюэна. Вырабатываются теоретический фундамент для последующего представления развития социально-коммуникативных систем вне рамок эволюции человеческого вида. В данном исследовании в общих чертах обрисован образ социально-коммуникативных систем, как не зависящих от воли человека, и развивающихся самостоятельно образований. Формулируется соответствующее определение коммуникативного субъекта, описываются основные его признаки, распространяющиеся, в том числе и на искусственного актора.
Диалог культур
Урбанаева И.С. - Опыт и перспективы философской интерпретации буддизма в сравнении с идеями Витгенштейна c. 88-100

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.9.24080

Аннотация: Предмет статьи связан с тем, что философская компаративистика, бурно развивающаяся со второй половины XX в. благодаря встречному движению философов обеих мировых традиций, западной и восточной, проявляет все больший интерес к буддизму. После первопроходческих работ Ф.И. Щербатского на Западе появилось множество публикаций, ориентированных на поиск всевозможных параллелизмов между западными и буддийскими философскими учениями. Статья посвящена критическому анализу опыта сравнительного изучения идей Л. Витгенштейна, оказавшего революционное влияние на современную философскую мысль, с философией буддизма, особенно мадхьямики, представляющей собой экспликацию праджняпарамиты древнеиндийским философом Нагарджуной и его последователями (Буддапалита, Бхававивека, Чандракирти и др.) и ставшей философской основой индо-тибетской махаяны. Цель статьи – в критическом рассмотрении основных моментов сравнительного подхода К. Гудмунсена к интерпретации философии мадхьямики, обоснованного им с позиций аналитической философии и в плоскости сравнения учения Нагарджуны с поздним Витгенштейном. В статье используются методы историко-философского анализа и реконструкции, сравнительный подход, философская герменевтика, совмещение «внешних» академических позиций с принципом понимания буддийской философии «изнутри» исследуемой традиции. Проанализированы точки зрения Э. Конзе, Р. Турмана, Р. Рида, выражено отношение автора к предполагаемым сходствам между Витгенштейном и буддизмом. Сделаны выводы о том, что открываются эвристические возможности для развития новых подходов к проблематике «реальность, сознание, язык» при использовании идей Витгенштейна в качестве герменевтического «ключа» к интерпретации мадхьямики и к ее восприятию в контексте современной мировой философии. Новизна сравнительного подхода автора состоит, во-первых, в обосновании теоретико-методологического вывода о принципиальной значимости для философской компаративистики углубленных сравнительных философских исследований разных буддийских направлений и традиций между собой – хинаяны и махаяны, индо-тибетской и дальневосточной махаяны; во-вторых, в характеристике существенных расхождений между «лингвистическим поворотом» Витгенштейна и «опустошением» онтологии в учениях мадхьямиков.
Эстетика
Коптелова Т.И. - Музыкальная эстетика XXI века в парадигме органической философии c. 101-114

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.9.23635

Аннотация: В статье рассматриваются различные музыкальные эстетические парадигмы. Анализируются возможные направления развития музыкальной эстетики в XXI в. Музыкальное творчество исследуется с позиции парадигмы органической философии. Рассматривается проблема влияния эстетических идеалов авангардной музыки XX в. на современное музыкальное искусство. Исследуется эстетика песенной формы. Рассматривается возможность «неоклассического синтеза» - создания в современной музыкальной эстетике представления о новой классике, продолжающей традиции XVII-XIX вв., сохраняющую песенную форму как выражение национального характера и изначальной цельности искусств (музыки, поэзии, танца). Вместе с тем в данной работе рассматриваются проблемы духовного кризиса современности, отражённые в эстетических идеалах музыки. При анализе современной музыкальной эстетики используется методология органической философии (её особая феноменология и герменевтика), а также типологический и сравнительный анализ, метод синтеза и историко-философской реконструкции. Метод историко-философской реконструкции позволяет ставить вопрос о музыкальной эстетике как феномене через обращение к историческому развитию её интерпретаций в качестве явлений культуры. Сравнительный анализ помогает сопоставить различные эстетико-музыкальные парадигмы. Феноменологические методы в рамках органической философии не только дают возможность уяснить идеальную сущность музыкальной эстетики, но и включить её в контекст национальных и общечеловеческих традиций. Герменевтическая методология позволяет раскрыть индивидуальные интерпретации музыкального творчества, представленные отдельными композиторами, философами, культурологами. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении музыкальной эстетики XXI в. сквозь призму органической философии. Парадигма органической философии позволяет с очевидностью осознать необходимость творчества как неотъемлемой части человеческого существования и удивительного феномена, без которого невозможна жизнь будущих поколений. В этой связи органическая философия раскрывает детерминацию будущего и позволяет рассматривать четвёртое измерение музыкальной эстетики, сопряжённое со всей палитрой человеческих чувств, с общеродовым, врождённым, свойством духовных потребностей, а также индивидуальной их реализацией.
Философия культуры
Султанов-Барсов М.О. - Дагестан в контексте русской культуры c. 115-131

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.9.20486

Аннотация: Предметом статьи является ретроспективная картина постсоветского Дагестана, характерная оттоком русского и русскоязычного населения, вызвавшим снижение социальной культуры и закономерные негативные последствия в республике. В качестве проблемного источника рассматривается фактор культурного релятивизма, используемого евро-американскими учеными-гуманитариями и политиками для реализации своих геополитических проектов. Вместе с тем показан и естественный источник культурного релятивизма, закономерно возникающий в условиях невежества, паралогичных самооценок и религиозного фанатизма. Цель статьи – повышение социальной культуры жителей Республики Дагестан и укрепление государственного единства страны. В качестве методологии исследования применяется категориально-понятийный аппарат науки в дидактическом ключе с упором на философию, политологию и историю. Научная новизна заключается в принципе, требующем согласованного применения аподиктического и диалектического методов мышления как оптимально коррелирующих инструментов теоретического познания и практической работы. Дана краткая классификация дагестанцам, русским и русскоязычным, а так же сформулирован ряд эвристических предложений совершенствования органов власти и повышения интеллектуального уровня жителей Дагестана. В выводах показаны условия и принципы возвращения русских и русскоязычных в Дагестан на постоянное место жительство.
На пиках антенн (переводы)
Столетов А.И. - Проблема нравственности в современном техногенном обществе c. 132-141

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.9.23788

Аннотация: Предметом исследования является влияние научно-технологического развития на нравственность: качество, направленность, способы влияния. Поднимается вопрос о кризисе нравственности и этических систем в современном обществе. Выявляются основные причины представлений о том, что общество испытывает духовный и моральный кризис. Предпринимается попытка определить, насколько существенными являются опасения части исследователей относительно падения нравов в техногенном обществе, каковы направления дальнейшей трансформации морально-этической сферы в связи с активным влиянием науки на все сферы жизни и внедрением высоких технологий, а также каковы основные особенности этики, адекватной техногенности и рискогенности складывающегося типа общества Методологической основой исследования являются социокультурный и структурно-функциональный подходы, необходимые для выявления особенностей функционирования и взаимодействия этики, науки и техносферы в социальной системе. Использовались элементы сравнительно-исторического анализа для сопоставления процессов, происходивших в ходе становления индустриализма с возникающими в ходе четвертой научно-технологической революции В ходе исследования выявлено, что аналогичная ситуация трансформации нравственности присутствовала в ходе индустриальной революции, что привело к антинормативному повороту в этике XIX-XX веков. Развитие науки и технологий порождает проблемные точки в области этики тем, что помещает человека в новые, не существовавшие до того, обстоятельства, требующие нового осмысления и нормативизации. Причинами этического сдвига в техногенном обществе, с одной стороны, является доминирование экстенсивного типа креативности (свойственного научному и техническому творчеству), для которого характерна редукция нравственных и гуманитарных аспектов. С другой стороны, техносфера изменяет общество слишком быстро, не позволяя устояться нравственным нормам, динамика которых отстает от динамики социума, поскольку осмысление и принятие норм, составляющих нравственность, требует времени.Распространение технологий может приводить к несостоятельности прежних этических подходов и систем, но создает предпосылки для формирования новой этики. Новая нравственность должна сочетать в себе 1) принцип "высокая технология - глубокая гуманность", предложенный Джоном Нейсбитом, отрицающий нейтральность технологий; 2) гуманитаризацию науки и формирование сознания нового типа по аналогии с мифологическим сознанием; 3) риск-обусловленность, состоящую в глобальной ответственности за принимаемые решения и предпринимаемые действия
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"