Финансы и управление
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Финансы и управление" > Рубрика "Актуальный вопрос"
Актуальный вопрос
Павлинова О.В. - Плата за негативное воздействие на окружающую среду: действующее нормативное регулирование и проблемные аспекты c. 1-27

DOI:
10.7256/2306-4234.2014.2.13518

Аннотация: В связи с тем, что общественное устройство человечества, характер производственных отношений, действия людей по использованию природных ресурсов и их отношение к окружающей среде не соответствуют закономерностям эволюции природы в последнее время приобретает особую актуальность регулирование хозяйственной деятельности человечества, чтобы не допустить стихийного и необдуманного использования природных ресурсов . Решение этой проблемы можно осуществлять 2 способами: правовым и экономическим. Одним из ведущих экономико-правовых методов регулирования является плата за негативное воздействие на окружающую среду. В настоящей работе с помощью системного подхода проанализировано действующее нормативное регулирование платы за загрязнение окружающей среды и выявлены проблемные аспекты. В статье выявлены недостатки администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду и предложены пути ее совершенствования в современных условиях. Сделаны выводы о качестве проводимой в РФ экологической политики и администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду. Предложены изменения действующего законодательства.В настоящее время наблюдается ежегодное увеличение затрат на предотвращение всех видов загрязнений. Однако, не смотря на ежегодные затраты на предотвращение нанесенного ущерба объем загрязнений атмосферы, водных объектов и почвы снижается не значительно.
Шемякина М.С. - Моделирование налогового потенциала региона c. 1-43

DOI:
10.7256/2409-7802.2015.2.14544

Аннотация: В статье проведено исследование структуры налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Марий Эл. Обоснована ее равномерность. Определено, что доля трех основных налогов (налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций) в общем объеме налоговых доходов консолидированного бюджета практически не изменяется. С использованием корреляционно-регрессионного анализа построены модели, описывающие зависимость макроэкономических показателей и основных источников налоговых доходов. Построена модель, с помощью которой определяется налоговый потенциал региона. В работе использованы такие общенаучные методы исследования как: анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, моделирование, эксперимент. Новизна исследования заключается в развитии методического инструментария прогнозирования налогового потенциала региона, а также предложениях по изменению процессов автоматизированной информационной системы «Налог» ( в том числе и внедряющаяся в работу территориальных налоговых органов АИС «Налог–3») и ее аналитических подсистем с позиции проекта модернизации налоговых органов.
Понкин И.В. - Неопределённости в публичном управлении c. 1-10

DOI:
10.7256/2409-7802.2015.3.15094

Аннотация: Статья посвящена исследованию значения, источников и природы неопределенностей в публичном управлении. В основу статьи заложены крупные научные проблемы, связанные с дефектами публичного управления, которые детерминированы неопределенностями в публичном управлении. Неопределённости - неотъемлемая часть процесса принятия решений в публичном управлении; имеют большое значение в процессе принятия управленческих решений; являются реальным и неизбежным фактором при проектировании, принятии и реализации таких решений во многих ситуациях при осуществлении публичного управления. Статья основана на применении нескольких исследовательских ме-тодов (метод системного анализа, сравнительно-правовой метод, метод синтеза, метод абдукции). Посредством применения данных методов были вскрыты существен-ные признаки и природа неопределенностей в публичном управлении, причины (источники) таких неопределенностей. Представлено авторское определе-ние понятия «неопределённость», а также описано понятие «неопределён-ность в публичном управлении». Показан предмет современных дискуссий по данной теме, а также основные возможные подходы к учету неопределен-ностей в публичном управлении, основные возможные подходы к управлению неопределенностями в публичном управлении.
Шакирова Р.К., Федорова Т.В. - Модель принятия управленческих решений регионального уровня в сфере налоговой политики на базе ретроспективного анализа отчетных данных ФНС РФ в части транспортного налога c. 1-27

DOI:
10.7256/2409-7802.2016.1.15257

Аннотация: Высокий уровень дифференциации социально-экономического положения различных слоев российского общества побуждает правительство искать пути регулирования уровня доходов и потребления граждан. В качестве инструмента такого регулирования с января 2014 г. законодателями были введены повышающие коэффициенты транспортного налога. Изменения в порядке исчисления данного налога в отношении дорогостоящих автомобилей привели к усложнению администрирования данного вида платежей, а также к некоторому ущемлению прав налогоплательщиков (вызванному необходимостью пересчитывать налог и повторно представлять декларацию по итогам 2015 г.). Указанное обстоятельство побуждает искать альтернативные варианты регулирования уровня потребления (в части транспортных средств) с применением налогового инструментария. Цель работы (разработка варианта принятия управленческого решения в сфере региональной налоговой политики) достигнута на базе ретроспективного анализа в условиях отсутствия полного объема необходимой информации в официальной отчетности ФНС РФ. Результатом работы является предложение альтернативного подхода к налогообложению высокомощных легковых автомобилей, зарегистрированных на налогоплательщиков, заключающегося в использовании повышающих коэффициентов при расчете транспортного налога исходя из мощности двигателя транспортного средства. Вместе с тем, исчисление транспортного налога с учетом стоимости легковых автомобилей вполне может стать эффективным в случае тщательной проработки и взаимосогласования процедуры и сроков утверждения перечня дорогостоящих автомобилей, исчисления транспортного налога и представления налоговой отчетности.
Идрисова Л.Р. - Новый взгляд на понятие оффшоров c. 1-17

DOI:
10.7256/2409-7802.2015.4.15726

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи являются понятия оффшоров и оффшорных компаний, дается краткий исторический экскурс в историю развития оффшоров как экономического явления. По мнению автора, исторически сложившееся понятие оффшоров, созданных для сокрытия информации о доходах компаний, уходит в небытие, но для понимания и прогнозирования lэтого явления в целом его развитие достойно внимания. Финансовый кризис 2014 - 2015 гг. задает вектор прекращения существования оффшоров в их привычном понимании. Применялись общенаучные (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение) и частнонаучные методы (формально-догматический, сравнительно-правового исследования и др.). Сделан вывод, что оффшоры завоевали особые позиции в мировой экономике, став важнейшим элементом глобальных стратегий ведения бизнеса, способствуя активизации разнообразных трансграничных финансовых потоков и ускорению оборота финансовых активов. Автором выявлены критерии, в разрезе которых корпорации выбирают оффшоры с оптимальными условиями.
Раимов А.В. - Экономическая оценка конфиденциальной информации организации. c. 1-9

DOI:
10.7256/2409-7802.2017.1.22302

Аннотация: Предметом исследования является математико-экономический инструментарий для количественной оценки экономических и финансовых последствий в следствие утраты конфиденциальной информации предприятия. Хорошие специалисты по информационной безопасности способны произвести качественный анализ и оценку значимости информации, но никак не количественную, которая отражается в финансовых и экономических эквивалентах. Таким образом, проблема в количественной оценке стоимости информации при анализе риска нарушения информационной безопасности является актуальной. В статье приведены различные виды стоимости информационного ресурса. Так же приведен способ определения полной стоимости информационного актива организации и оценки средневзвешенной стоимости информации. В качестве примера было взято конструкторское бюро планирующее начать разработку нового технического агрегата. Итогом данного исследования является результаты количественной оценки стоимости конфиденциальной информации, а именно информационного актива конструкторского бюро, выраженные в денежном эквиваленте. Научная новизна данной работы заключается в излагаемом методе, который дает возможность осуществить перевод качественную оценку в количественную без значимых требований. Основной вывод данной статьи заключается в том что, когда идет сбор информационного актива, а также его обработка, необходимо соблюдать баланс между качеством информации и ее объемом с одной стороны и ее стоимостью с другой.
Киреева Е.В. - Бюджетные риски: оценка и пути минимизации c. 1-8

DOI:
10.25136/2409-7802.2017.3.23501

Аннотация: Предметом исследования являются проблемы оценки бюджетных рисков и способы минимизации их воздействия на социально-экономическое состояние публично-правовых образований России.Объектом исследования является федеральный бюджет РФ. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как: методы оценки вероятности и интенсивности негативного влияния рисков на устойчивость бюджета; создание резервов, которые позволят выполнять бюджету стабилизирующую и стимулирующую функции. Особое внимание уделено недостаточной разработанности важных элементов механизма управления бюджетными рисками. Методы исследования - анализ данных официальных интернет-сайтов (Министерства финансов РФ), синтеза теоретического и прикладного материала. Основными выводами исследования являются: выявлены ключевые проблемы в исследуемой сфере: 1. отсутствие четкого понятийного аппарата; 2. слабая институциональная структура управления бюджетными рисками; 3. отсутствие эффективного кадрового обеспечения.Вклад автора и новизна исследования заключается в предложении мер по устранению выявленных проблем.
Акопджанова М.О. - Об определении статуса акционерного общества: новое в законодательстве c. 12-17

DOI:
10.7256/2409-7802.2016.4.15905

Аннотация: Предметом настоящего исследования является рассмотрение изменений, внесённых в действующее законодательство Российской Федерации об акционерных обществах, правовых аспектов его применения с учётом данных новелл, а также их роли и значения для регулирования правил гражданского оборота, повышения эффективности соблюдения законодательства участниками экономических отношений. В статье исследуется порядок признания акционерного общества в качестве общества, обладающего публичным статусом, а также порядок изменения соответствующего статуса. Исходя из особенностей статуса отражаются правила отчуждения акций и эмиссионных бумаг акционерного общества, конвертируемых в акции. Методологической основой исследования явилась совокупность общенаучных и специальных методов постижения объективной социально-правовой действительности в исследуемой области: методы анализа, синтеза, систематизации и обобщения, формально-логический метод. В процессе исследования были определены функции и правовое значение, правовые последствия применения и изменения статуса юридического лица (акционерного общества). В рамках настоящей статьи также уделяется внимание рассмотрению видов юридической ответственности, наступающей в случае нарушения порядка осуществления деятельности акционерным обществом. Выводы статьи могут быть полезны правоприменительным органам, студентам, аспирантам, а также всем интересующимся вопросами юриспруденции.
Шемарыкина Д.А. - Тенденции развития информационного законодательства по исполнительному производству между федеральными государственными органами Российской Федерации c. 13-24

DOI:
10.7256/2409-7802.2014.4.13902

Аннотация: В статье рассматриваются необходимость и актуальность совершенствования правовых норм, регулирующих деятельность Федеральной службы судебных приставов как единственного уполномоченного органа государственной исполнительной власти, осуществляющего принудительное исполнение судебного решения. Так, одним из приоритетных направлений деятельности ФССП России является пополнение консолидированного бюджета России путем принудительного взыскания задолженности по налогам и сборам, административных штрафов, исполнительного сбора. Одна из стратегических задач – переход на принудительное исполнение в электронном виде. Для ее решения ФССП России необходимо обеспечить юридическую значимость осуществления безбумажного электронного взаимодействия с органами государственной власти. Методом исследования явился правовой анализ сформулированных предложений по правовому регулированию информационного взаимодействия Федеральной службы судебных приставов с иными органами исполнительной власти. Автором сделан вывод, что развитие законодательства, реализующего обмен информации в электронном виде по исполнительному производству между федеральными государственными органами Российской Федерации, является одним из приоритетных направлений деятельности, что в конечном счете не только положительно скажется на повышении уровня исполнения судебных решений, но и увеличит доходную часть федерального бюджета.
Уткин В.В. - О стандартизации в Российской Федерации: проблемы эффективности административно-правового управления c. 18-37

DOI:
10.7256/2409-7802.2015.4.15730

Аннотация: Предметом исследования являются проблемы эффективности административно-правового управления. Реализация Концепции развития на-циональной системы стандартизации возможна лишь с условием оптимиза-ции государственного управления. В целях совершенствования административно-правового регулирования в сфере стандартизации в условиях экономической интеграции на законодательном уровне необходимо установить правовые основы стандартизации, которые по содержанию должны носить обязательный характер для федеральных, региональных органов власти, для местного управления, юридических и физических лиц, саморегулируемых организаций, предприятий и организаций независимо от формы собственности. Применялись общенаучные (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение) и частнонаучные методы (формально-догматический, сравнительно-правового исследования и др.). Сделан вывод, что введение в действие предлагаемых автором мер совершенствования административно-правового регулирования позволит поднять на новый уровень эффективность государственного управления в сфере стандартизации в условиях экономической интеграции и глобализации, будет способствовать формированию инновационного потенциала страны и повышению конкурентоспособности российской экономики
Новичкова О.В. - Диверсификация кредитного риска путем применения нового банковского продукта c. 18-24

DOI:
10.7256/2409-7802.2016.4.16958

Аннотация: Коммерческая деятельность организаций российского банковского сектора подвержена рискам, которые отличаются большим разнообразием и достаточно высоким уровнем в сравнении с портфелем этих рисков у банков, функционирующих в странах с более стабильной и развитой экономикой. Главным образом, это обусловлено сложностью экономической ситуации в России, несовершенством её банковской системы. Неизбежность и существенность риска в банковском деле предопределяют необходимость комплексного изучения всех его аспектов в качестве обязательного элемента экономических исследований, предшествующих началу банковской деятельности или проводимых в ее процессе. Одним из важнейших в этой системе является управление рисками. Риском можно и необходимо управлять, используя различные методы, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и смягчить его последствия.Предмет работы - банковские риски и система управления ими; цель работы – раскрытие основных подходов к классификации финансовых рисков банка, методов оценки и управления ими, а также определение путей их минимизации. Монографическое исследование,изучение и обобщение опыта, анализ структуры и динамики, методы экономического анализа, методы статистического анализа. Проведен анализ и определены направления минимизации финансовых рисков коммерческого банка. На основе выявленных особенностей предложено внедрение нового банковского продукта, а именно предоставление лизинговых сделок по приобретению сельскохозяйственной техники, что позволит снизить уровень кредитного риска как основной составляющей финансовых рисков организаций банковского сектора.
Акопджанова М.О. - Правовые перспективы развития государственно-частного партнерства как экономико-правовой формы взаимодействия государства и бизнеса c. 23-30

DOI:
10.7256/2306-4234.2014.3.13672

Аннотация: Государственно-частное партнерство представляет собой форму взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и субъектов экономической деятельности (бизнеса), направленного на достижение социально значимых результатов в виде обеспечения функционирования важнейших сфер общественной жизни (поставка продукции, строительство инфраструктурных и иных объектов, выполнение иных работ, оказание услуг). Значение государственно-частного партнерства особенно возрастает в условиях поддержки государством различных экономических форм хозяйствования, развития конкуренции и обеспечения конкурентоспособности российских товаропроизводителей. В рамках настоящей статьи рассмотрены возможные направления совершенствования действующего законодательства о государственно-частном партнерстве, осуществление которых способно активизировать данное направление деятельности публично-правовых и частноправовых субъектов экономики. Методологической основой исследования явилась совокупность общенаучных и специальных методов постижения объективной социально-правовой действительности в исследуемой области: методы анализа, синтеза, систематизации и обобщения, формально-логический метод. В статье исследуются и анализируются важнейшие аспекты государственно-частного партнерства, цели, задачи, направления обеспечения результативности и эффективности развития данной формы взаимодействия. В процессе исследования, исходя из анализа правоприменительной практики были выявлены возможные направления совершенствования правового регулирования института государственно-частного партнерства.
Акопджанова М.О. - Институт медиации в российском праве c. 28-36

DOI:
10.7256/2409-7802.2016.1.15818

Аннотация: Предметом настоящего исследования является рассмотрение правовых аспектов применения, роли и значения института медиации для развития общественных отношений, укрепления правовой культуры, эффективного соблюдения действующего российского законодательства. Судебное толкование, разъяснения высших судебных органов, данные по вопросам применения процедуры медиации, позволяют сформировать на практике единые критерии и правила достижения консенсуса (согласия) участников гражданского оборота, экономических отношений по всем ключевым вопросам осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, позволяя, тем самым, унифицировать правоприменительную практику, что способно обеспечить максимально эффективную защиту прав и свобод граждан, законных интересов общества и государства. Методологической основой исследования явилась совокупность общенаучных и специальных методов постижения объективной социально-правовой действительности в исследуемой области: методы анализа, синтеза, систематизации и обобщения, формально-логический метод. В процессе исследования были определены функции и правовое значение, правовые последствия применения института медиации, исследованы разъяснения по вопросам формирования единообразной судебной практики, данные судебными органами. Выводы статьи могут быть полезны правоприменительным органам, студентам, аспирантам, а также всем интересующимся вопросам юриспруденции.
Чхутиашвили Л.В. - Экологический аудит в условиях экологизации российской экономики c. 50-61

DOI:
10.7256/2409-7802.2016.2.15859

Аннотация: В данной статье предметом исследования являются вопросы организации экологического аудита в условиях экологизации российской экономики. Объектом исследования – экологическая деятельность предприятий - природопользователей. Автор подробно рассматривает экологический аудит хозяйственной деятельности российских предприятий как инструмент получения достоверной информации, необходимой для подготовки и принятия экологически обоснованных решений, цель которого - выражение квалифицированного мнения об экологической устойчивости предприятия на отчетную дату, а также интерпретация экологических показателей, выявление тенденций в его развитии. Особое внимание уделяется проведение экологического аудита для повышения конкурентоспособности и рентабельности продукции предприятий с позиций роста экологической эффективности его экологической деятельности, при этом задача экологического аудита подтверждения достоверности отчетности сохраняется. Основными выводами проведенного исследования является то, что экологизация экономики должна стать одной из стратегических целей развития государства, так как только такой путь развития создаст благоприятные условия для развития конкурентоспособных производств, обеспечит сохранение окружающей природной среды, применение новых методов управления природоохранной деятельностью, в том числе экологического аудита.Чтобы дать оценку эффективности хозяйственной деятельности предприятия, по мнению автора, важно оценить экономико-финансовое положение контрагентов предприятия (кредиторов и дебиторов, конкурентов), провести маркетинговое исследование конъюнктуры рынка в постоянном сопоставлении с фактической и декларируемой стратегией развития бизнеса.Анализ обратного влияния экономико-финансовой устойчивости на совершенствование экологических условий и укрепление экологической устойчивости показывает, насколько предприятие жизнеспособно в современных рыночных условиях. Чем выше его устойчивость, тем больше преимуществ оно имеет перед другими предприятиями того же сектора экономики в получении кредитов и привлечении инвестиций. Такое предприятие имеет высокую инвестиционную привлекательность и допустимый уровень риска для владельцев бизнеса.
Пастуханов А.Е. - Управление рисками в банках с государственным участием c. 98-113

DOI:
10.7256/2409-7802.2016.3.20019

Аннотация: Предметом исследования являются ключевые элементы системы риск-менеджмента в системно значимых банках с государственным участием. В связи с наблюдаемыми изменениями в банковском секторе имеет место необходимость пересмотра организации риск-менеджмента в данных банках. В ходе исследования были проанализированы основные показатели, свидетельствующие о финансовой устойчивости банков, и выявлены негативные тенденции в деятельности банков на фоне перехода на новый международный стандарт Базель III. Полученные оценки свидетельствуют о снижении прибыльности банков и об увеличении стоимости источников финансирования. Для определения возможных причин сложившейся динамики были рассмотрены основные элементы системы риск-менеджмента в банках и на основе методов структурно-логического и сравнительного анализа была оценена способность данной системы к реагированию на вызовы отрасли. В работе применялись такие общенаучные методы исследования как: анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, формализация, метод классификаций, структурно-логического и сравнительного анализа. В проведенном исследовании была подтверждена гипотеза о целесообразности пересмотра системы риск-менеджмента в банках с государственным участием для минимизации потерь при переходе на международные стандарты и для повышения прибыльности бизнеса. Итогом исследования послужили выводы о необходимости интегрирования системы риск-менеджмента в принятие стратегических решений банками с государственным участием, а также о целесообразности внедрения управления нефинансовыми рисками.
Ширяева Г.Ф. - Сложные моменты лизинга c. 114-121

DOI:
10.7256/2409-7802.2016.3.20512

Аннотация: Предметом исследования являются вопросы организации лизинговых сделок в условиях российской экономики. Целью каждой стороны лизинговой сделки является грамотная оценка всех возможных рисков и поиск методов, гарантирующих их полное или частичное исключение. Определен ряд сложных моментов лизинга, с которыми могут столкнуться стороны лизинговой сделки в ходе ее реализации. Проведена оценка возможных рисков, связанных с документооборотом, ценообразованием, бухгалтерским и налоговым учетом, анализом и оценкой финансового состояния лизингодателя и лизингополучателя. Разработаны пути минимизации или полного исключения этих рисков. Методологической основой исследования явилась совокупность общенаучных и специальных методов постижения действительности в исследуемой области: методы анализа, синтеза, систематизации и обобщения, аргументации и другие формально-логические методы. Результаты исследования расширяют знания об управлении рисками как инструмента в рамках стратегического развития и повышения эффективности деятельности лизингодателя и лизингополучателя. Вместе с тем, взаимосвязанная и последовательная политика всех сторон лизинговой сделки способствует повышению эффективности лизинга как инструмента финансирования бизнеса и раскрытию всего потенциала лизинга. Выводы статьи могут быть полезны научным сотрудникам, преподавателям, студентам, аспирантам, практикующим специалистам в области лизинговых отношений, а также всем интересующимся данной темой.
Литвинов Е.О. - Кредитное бремя населения России в зеркале кризиса c. 122-131

DOI:
10.7256/2409-7802.2016.3.20529

Аннотация: Предметом исследования являются процессы формирования и количественной оценки кредитного бремени заёмщиков – физических лиц, выступающего важным показателем эффективности функционирования кредитно-банковской системы страны и, одновременно, индикатором наличия кризисных тенденций в ее развитии. Мировой финансовый кризис, его обострение в России на фоне крайне неблагоприятного влияния различных геополитических факторов, закрытия внешних источников финансирования кредитно-заемной деятельности отечественных коммерческих банков, снижения доходов населения, роста безработицы и инфляции резко актуализировали проблему оценки кредитного бремени населения страны. Исследование направлено на детализацию системы показателей, посредством которых оценивается кредитное бремя заемщиков – физических лиц; анализ масштабов и динамики кредитного бремени, получение достоверных выводов о тенденциях его развития в России; разработку направлений устранения негативных тенденций в формировании величины кредитного бремени населения страны на современном этапе. Исследование осуществлялось с применением таких методов научного исследования как анализ и синтез, дедукция и индукция, а также системного, сравнительного, структурного, функционального, факторного, экономико-статистического анализа. Уточнено понятие «кредитное бремя заемщика». Обоснована необходимость количественной оценки кредитного бремени заемщиков – физических лиц; предложены различные подходы к ее реализации. Выполнена количественная оценка кредитного бремени населения России в динамике с 1998 по 2016 гг. Рассмотрены возможные сценарии устранения перекосов в формировании кредитного бремени населения страны на современном этапе. Количественная оценка кредитного бремени позволяет делать обоснованные выводы о динамике, векторе и тенденциях развития розничного кредитования, прогнозировать и предотвращать его негативное влияние на кредитно-банковскую систему страны, выявлять оптимальную, отвечающую интересам всех участников кредитных отношений, кредитную нагрузку.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"