по
Финансы и управление
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Финансы и управление" > Содержание № 01, 2024
Выходные данные сетевого издания "Финансы и управление"
Номер подписан в печать: 02-04-2024
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Дегтярев Александр Николаевич, доктор экономических наук, кандидат технических наук, Aleks-degt@yandex.ru
ISSN: 2409-7802
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2024
Региональная экономика
Шайдуллин А.К. - «Умная специализация» регионов как основа устойчивого развития Российской Федерации c. 1-11

DOI:
10.25136/2409-7802.2024.1.69846

EDN: HVSXFC

Аннотация: Статья посвящена вопросам внедрения концепции «умной специализации» регионов для целей устойчивого развития Российской Федерации. Цель исследования заключается в обосновании внесения корректировок в вопросы стратегического планирования и управления территориями на федеральном уровне для эффективного внедрения в регионах принципов умной специализации. Текущие макроэкономические условия, сложившиеся в России, обусловили формирование в системе государственного управления стратегического курса социально-экономического развития государства, в основе которого лежит диверсифицированная специализация и устойчивое развитие субъектов Российской Федерации. В данной статье предложены рекомендации по формированию на стратегическом уровне концепции умной специализации субъектов Российской Федерации. Предмет исследования — концепция умной специализации для устойчивого развития и возможности ее отражения в стратегических документах Российской Федерации. Актуальность темы исследования не вызывает сомнений, так как вопросы устойчивого развития субъектов Российской Федерации являются злободневными и по настоящее время.   Настоящее исследование основано на диалектическом методе познания, который включает такие методы, как компаративный, институциональный анализ, синтез, индукция, дедукция. Указанная методология предоставила возможность изучить указанную проблему через призму теоретического и практического аспекта. Был сделан вывод, что «умная специализация» позволит наиболее эффективно определить и реализовать вектор регионального развития, подобрать конкретные меры, являющиеся наиболее эффективными для каждого из субъектов Российской Федерации. Одной из важных задач при использовании данного подхода является минимизация конкуренции между регионами, реализация перехода от конкуренции за инвестиции и бизнес к совместному развитию регионами цепочек создания стоимости и укрепления взаимодействий между предприятиями. Была обоснована необходимость разработки и внедрения институциональных и методологических основ по детализации и актуализации наиболее перспективных в экономическом плане специализаций регионов. Результаты настоящего исследования, сделанные выводы и сформулированные предложения могут быть использованы для совершенствования стратегических основ управления территориями с целью их устойчивого развития. Научная новизна исследования заключается в предложении внесения изменений в основы стратегического планирования территориального развития регионов Российской Федерации, что поспособствует внедрению в практику принципов умной специализации.
Кошкин А.В., Щеглов М.Ю., Бит-Зая Г.А., Калиниченко А.С., Михалева Д.М. - Антикризисная промышленная политика субъектов Российской Федерации в период пандемии COVID-19 c. 12-38

DOI:
10.25136/2409-7802.2024.1.69641

EDN: GZQLQG

Аннотация: Пандемия COVID-19 стала одним из первых, но совершенно точно не последним «черным лебедем» для мировой экономики. Региональные власти в России в период начала пандемии столкнулись с любопытной ситуацией. С одной стороны, они были поставлены перед фактом необходимости принятия каких-то управленческих решений по поддержанию своих региональных экономик, а, с другой стороны, они столкнулись с нехарактерной самостоятельностью и принципиально иным уровнем ответственности за результаты своей деятельности. Вследствие чего актуализируется вопрос оценки эффективности мер антикризисной промышленной политики субъектов РФ в период кризиса COVID-19. Цель настоящего исследования - поиск наиболее удачных мер государственной поддержки со стороны региональных властей в РФ в обозначенный период. Исследование базируется на концептуальной рамке Петербургской школы промышленной политики. В качестве статистических методов анализа используются описательная статистика, кластерный анализ, а также корреляционный анализ. Классифицированы 1196 мер антикризисной промышленной политики во всех 85 регионах РФ. Была построена диаграмма рассеивания регионов с показателями шкалы оценивания интенсивности антикризисной промышленной политики и шкалы влияния кризиса на социально-экономические показатели. Было выделено четыре кластера: (1) регионы, которые практически не проводили антикризисную промышленную политику и пострадали в период кризиса; (2) регионы, обладающие значительной экономической устойчивостью и скорее не прибегавшие к активной антикризисной политике; (3) регионы, значения показателей динамики социально-экономических показателей которых находятся среднем и ниже уровне, но проводимые в среднем более интенсивную антикризисную политику; (4) регионы, которые проводили активную антикризисную промышленную политику, и достигшие хороших социально-экономических показателей. Корреляционный анализ не выявил устойчивой связи между интенсивностью проводимой антикризисной политики и кризисной динамикой социально-экономических показателей. Отсутствие корреляции может означать, что либо региональная антикризисная промышленная политика в большинстве регионов скорее была неэффективной, либо существуют иные факторы, влияющие на антикризисную промышленную политику такие как качество управления. В исследовании также представлены регионы-лидеры и регионы-аутсайдеры по мерам антикризисной промышленной политики для каждого из 4 кластеров.
Финансовая политика
Кустов Н., Городилов М.А. - Оценка влияния социально-экономических показателей субъектов РФ, входящих в ПФО, на численность плательщиков специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» c. 39-58

DOI:
10.25136/2409-7802.2024.1.69891

EDN: ZUSAWD

Аннотация: В данной статье исследуется влияние социально-экономических показателей субъектов Приволжского федерального округа (далее – ПФО) на численность плательщиков специального налогового режима «Налог на профессиональный доход (далее – НПД)». Актуальность статьи обусловлена необходимостью оценки различных социально-экономических эффектов, обуславливающих рост численности плательщиков НПД в субъектах Российской Федерации. Целью данной статьи является определение этих социально-экономических показателей и последующая оценка их влияния на увеличение численности плательщиков НПД в регионе, что позволяет разрабатывать мероприятия, направленные на управление налогообложением, как в отдельно взятом регионе, так и в целом во всей Российской Федерации. Материалы, использованные в процессе исследования, получены из открытых источников официальной государственной статистики, сводной налоговой и бюджетной отчетности.    С помощью методов эконометрического моделирования авторами проведена оценка влияния на численность плательщиков НПД таких социально-экономических показателей субъектов ПФО, как: численность индивидуальных предпринимателей (далее – ИП), ВРП, исполнение региональных бюджетов по доходам от НПД, безработица и номинальная начисленная заработная плата. Основные результаты данного исследования: - показатель численности ИП имеет положительную взаимосвязь с численностью плательщиков НПД, что позволяет нам сделать вывод о том, что в регионах с большей численностью индивидуальных предпринимателей растет и количество плательщиков НПД; - показатель численности безработных имеет обратную зависимость с количеством плательщиков НПД в субъекте РФ; - исполнение бюджета по доходам от НПД имеет прямую зависимость от изменения численности плательщиков НПД в субъектах ПФО; - увеличение численности плательщиков НПД не связывается существенно с ВРП и номинальной начисленной заработной платой по субъектам ПФО. По итогам проведенного эконометрического исследования автором сделан вывод о том, что ряд социально-экономических показателей субъектов ПФО оказывает значимое влияние на численность плательщиков НПД.
Региональная экономика
Молоков М.А. - Комплексная система обращения с ТКО в Российской Федерации: проблемы трактовки и формирования c. 59-71

DOI:
10.25136/2409-7802.2024.1.70175

EDN: LXBYNM

Аннотация: Объектом исследования стало формирование комплексной системы обращения с ТКО в рамках выполнения национального проекта «Экология» и федерального проекта «Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами». Предметом изучения стали организационно-методические, правовые, финансово-экономические и промышленно-технологические проблемы, затрудняющие на федеральном и региональном уровнях достижение годовых и итоговых плановых индикаторов названных проектов в 2024 г. Целью работы является общая характеристика создаваемой комплексной системы обращения с ТКО, а также определение основных проблем её формирования в условиях новой финансово-экономической реальности. Автором рассмотрены плановые целевые индикаторы федерального проекта и их соотношение с достигнутыми в 2019–2022 гг. показателями. Особое внимание обращается на снижение изначального планового индикатора по утилизации в три раза, произошедшее вследствие недостаточного развития инфраструктуры по переработке ТКО, и сохраняющуюся даже после этого угрозу невыполнения показателя утилизации в 2024 г. Методической основой послужил комплексный подход, позволивший применить методы системного, сравнительного, факторного и экономико-статистического анализа, контент-анализа, а также синтеза. Научная новизна работы заключается в раскрытии комплексной системы как совокупности способов обращения с ТКО, находящихся между собой в определённой иерархии применения, последним в которой является захоронение отходов, и чем меньше его масштаб и наносимый окружающей среде ущерб, тем больший уровень состоятельности демонстрирует система. Обезвреживание и энергетическая утилизация в полной мере не решают проблемы, поскольку оставляют немало вредных продуктов сгорания. Гораздо более экологичными являются рециклинг и утилизация, степень развития которых следует рассматривать в качестве второго важного критерия развития комплексной системы обращения с отходами. Снижение кураторами реформы управления ТКО изначально заявленных целевых показателей по утилизации на 2024 г. в три раза фактически является официальным признанием глобальной неразвитости отечественной утилизационно-перерабатывающей промышленности и недостаточного реального участия государства в её становлении и развитии.
Финансовое планирование и прогнозирование
Бочкова А.А. - Перспективы замещения российского топлива латиноамериканским на европейском рынке c. 72-85

DOI:
10.25136/2409-7802.2024.1.70192

EDN: OPZMYO

Аннотация: Предметом исследования является потенциал энергетического рынка региона Латинской Америки в условиях потребности рынка ЕС в замещении российских энергетических ресурсов. Объектом исследования является рынок энергетических ресурсов стран ЕС, ЛА и России. Цель – выявление возможностей стран ЛА в замещении российских энергоресурсов на энергетическом рынке ЕС. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как зависимость экономики ЕС от российских энергоресурсов, изменения конъюнктуры в топливно-энергетическом секторе Европейского союза, а также затрагивает последствия, имеющиеся для европейских экономик в связи с отказом от российских энергоресурсов. Особое внимание уделяется возможностям латиноамериканского региона в освоении европейского энергетического рынка. Перспективы латиноамериканского энергорынка исследуются с точки зрения наличия природных ископаемых, а также с точки зрения реальных возможностей экспорта энергетических ресурсов. Методологическая основа – системный и сравнительный анализ; метод обобщений; методы группировки и классификации количественных, качественных данных; методы анализа количественных данных. В краткосрочной и среднесрочной перспективе роль Латинской Америки в энергетической безопасности Европы невелика в силу географической отдаленности и отсутствия у латиноамериканских стран технологических возможностей наращивания в кратчайшие сроки производственных мощностей для увеличения добычи энергоресурсов. В ближайшей перспективе страны латиноамериканского региона не будут в состоянии в существенной степени заместить российское топливо на европейском рынке традиционных энергоресурсов. Однако для европейских компаний представляет интерес потенциал латиноамериканского региона в области «зеленой» энергетики. В долгосрочной перспективе сотрудничество ЕС и Латинской Америки в этой сфере представляется наиболее взаимовыгодным для обеих сторон. Особым вкладом автора в исследование темы является изучение конъюнктуры ТЭК ЕС в разрезе импорта энергоресурсов. Научная новизна: Рассмотрена структура импорта природного газа ЕС в 2021 – 2023 гг. Определены тенденции импорта российского газа ЕС в 2021 – 2023 гг. Изучена динамика импорта энергетических ресурсов из региона ЛА в ЕС с 2010-х гг. Оценен потенциал замещения российского топлива латиноамериканским на энергетическом рынке ЕС. Также автором впервые в отечественной литературе поднимается вопрос перспектив латиноамериканского рынка энергоресурсов в качестве субститута российскому энергорынку для европейского.
Финансовая политика
Борисова А.А., Гончаров В.В., Петренко Е.Г., Поярков С.Ю. - Общественный бюджетный контроль в России: к постановке проблемы c. 86-98

DOI:
10.25136/2409-7802.2024.1.69598

EDN: ZSSYHC

Аннотация: Настоящая статья посвящена анализу института общественного бюджетного контроля в Российской Федерации. В работе исследуются различные точки зрения в научной и учебной литературе относительно правовой природы и сущности общественного бюджетного контроля в России. Авторами разработано и обосновано авторское определение общественного бюджетного контроля, под которым следует понимать деятельность субъектов общественного контроля по организации и проведению мероприятий общественного контроля в отношении деятельности, актов и решений субъектов бюджетных правоотношений, обусловленных процессами составления проектов государственных и муниципальных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов, их рассмотрения и составления отчетов об их исполнении (в части законности образования, распределения и использования данных бюджетных средств). В статье проведен анализ общих признаков и различия между институтами общественного финансового контроля, общественного налогового контроля и общественного бюджетного контроля. В статье использован ряд методов научного исследования: формально-логический; сравнительно-правовой; историко-правовой; статистический; социологический; финансового анализа; метод анализа конкретных правовых ситуаций. Авторы проводят анализ современных проблем, препятствующих оптимальной организации и осуществлению мероприятий общественного бюджетного контроля в Российской Федерации, в числе которых можно выделить: отсутствие формализации понятия «общественный бюджетный контроль» как в Конституции страны, так и действующем законодательстве; отсутствие в российской научной доктрине общественного контроля единого подхода к определению данного понятия, его содержанию, целям, задачам, специфическим формам, методам и видам мероприятий; не достаточное использование в данной сфере положительного зарубежного опыта контроля гражданского общества за бюджетными правоотношениями; слабую организационно-техническую базу субъектов общественного контроля; отсутствие у данных субъектов реальных полномочий для осуществления общественного бюджетного контроля. В статье разработана и обоснована система мероприятий по разрешению указанных проблем.
Исторические страницы
Гонта С.Н., Поташова И.Ю. - Восточно-карибский доллар (1949-2023): от частных банковских билетов до цифровой валюты c. 99-112

DOI:
10.25136/2409-7802.2024.1.69448

EDN: ZXSRTE

Аннотация: Статья посвящена изучению экзотических валют, а именно истории развития и становления доллара Восточно-Карибских островов. Объектом исследования данной статьи выступает доллар Восточно-Карибских островов. Предметом исследования данной статьи выступают основные исторические этапы наличного обращения доллара Восточно-Карибских островов. В данной статье авторами выделены и проанализированы основные исторические этапы функционирования валюты: от частных банковских билетов Британских Карибских территорий и до современного этапа развития валюты, на котором уже начинается процесс перехода к цифровой валюте. Дополнительно анализируются основные этапы обновления и введения в оборот новых банкнот и система поддержания валютного курса Восточно-Карибского доллара. Библиографическая база статьи представлена актуальными исследованиями по теме работы, официальными данными Восточно-Карибского центрального банка, а также онлайн-ресурса CBDC Tracker, отслеживающего функционирования проектов цифровых валют центральных банков по всему миру. Методология исследования базируется на общенаучных методах: метод классификации, анализ, синтез, индукция и дедукция (абстрактно-логический метод). Также, в силу исторического контекста работы, дополнительно используются исторические методы исследования: историко-генетический и нарративный методы. Научная новизна данной статьи заключается в подробном изучении и анализе основных этапов истории развития доллара Восточно-Карибских островов, а именно: доллара Британских Карибских территорий (1949-1965), доллара Восточно-Карибских островов до основания общего центрального банка (1965-1983) и доллара Восточно-Карибских островов в наши дни (1983-2023). Особым вкладом авторов данной статьи в исследование темы является подробное описание всех серий банкнот доллара Восточно-Карибских островов, которые были введены в оборот в периоде с 1949 года по 2023 год. Также отмечается система обеспечения устойчивости курса Восточно-карибского доллара. В заключении авторами определена роль Восточно-Карибского доллара в экономике использующих его стран и делается вывод о колониальном генезисе этой валюты. Отмечается, что первый опыт запуска цифровой версии доллара Восточно-Карибских островов оказался неоднозначным.
Организация бизнеса
Нагайцев В.В., Гончаров В.В., Петренко Е.Г. - Деятельность в сфере торговли и бытового обслуживания как перспективный объект общественного контроля в России c. 113-129

DOI:
10.25136/2409-7802.2024.1.69838

EDN: ZGFQBP

Аннотация: Статья посвящена публично-правовому анализу деятельности в сфере торговли и бытового обслуживания как перспективного объекта общественного контроля в России. Авторы исследуют роль и место института общественного контроля в системе юридических гарантий реализации, охраны и защиты как конституционных принципов народовластия и участия граждан страны в управлении делами, так и всей системы прав и свобод человека и гражданина, а также прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. Организация и осуществление общественного контроля связаны с многочисленными проблемами, одной из которой выступает определение оптимального перечня объектов общественного контроля. Целью исследования выступает формализация и анализ основных проблем, связанных с организацией и осуществлением общественного контроля в отношении деятельности в сфере торговли и бытового обслуживания, а также разработка и обоснование системы мероприятий по разрешению указанных проблем. В работе использован ряд методов научного исследования, в том числе: формально-логический; сравнительно-правовой; историко-правовой; статистический; социологический; метод анализа конкретных правовых ситуаций. В числе вышеназванных проблем исследованы, в частности: отсутствие формализации данного института гражданского общества в Конституции России; необоснованное, на взгляд авторов, выведение из предмета ведения законодательства об общественном контроле деятельности актов и решений значительной части юридических лиц, затрагивающих права и свободы граждан; отсутствие у субъектов общественного контроля реальных полномочий по контролю за деятельностью в сфере торговли и бытового обслуживания; недостаточное использование в развитии института общественного контроля положительного зарубежного и советского опыта в данной сфере; слабое финансирование деятельности субъектов общественного контроля из бюджетов всех уровней; отсутствие у них практики применения современных технологий в области контроля за новыми формами торговли и бытового обслуживания (например, электронной торговли товарами, работами, услугами, оборота криптовалют, трансграничной торговли).
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.