по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 03, 2015
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 06-05-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2015
Колонка главного редактора
Гуревич П.С. - Специфика характеров в системе духовных координат Эдуарда Шпрангера (продолжение)

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.3.14516

Аннотация: Конструирование человека – параноидальное устремление нашего времени. Человека, оказывается, можно моделировать. Почти как в известной песне, «я тебя слепила из того, что было». Однако постмодернисты вовсе не снимают с повестки дня проблему целостности человека. Основной тезис иной: если не «разъять» человека, то собранный образ человека обнаружит свою хорошо знакомую трафаретность, стереотипность. А это не годится. Фрагменты человека должны обрести необходимую пластичность, готовность к неожиданным комбинациям. Персонаж, которого на протяжении многих веков описывали в качестве индивидуальности, уступает место «дивиду», автономному фрагментарному образованию. В данной статье автор продолжает критический разбор типологии людей, представленных Э. Шпрангером, как выражение той или иной человеческой ценности. Немецкий учёный полагал, что изменение образования раскроет эти возможности. Однако более обстоятельной оказалась ценностная ориентация, которая рождает данный характер. Автор использует методы и принципы философской антропологии. Он опирается на разнообразные попытки создать классификации людских характеров. При этом анализируются и психологические концепции. В частности, характерология Э. Шпрангера сопоставляется с типологией социальных характеров у Э. Фромма. Характерология Шпрангера впервые в отечественной литературе становится предметом критического анализа. Автор указывает на произвольность принципа, из которого исходит немецкий философ, описывает различные духовные установки, которые лежат в основе того или иного образа жизни. В деятельности конкретного человека преобладает, как правило, одна из этих установок. Выделяя основные ценности, на которые ориентируется человек в его поведении и которые в конечном счёте предопределяют его поведение. Однако Шпрангер не учел, что в каждой из этих сфер нередко оказываются люди с прямо противоположными психическими качествами и особенностями. Его принцип в статье характеризуется как достаточно абстрактный. В статье показано, что анализ рыночной ориентации Э. Фроммом даёт более развёрнутое представление об экономическом человеке.
Гуревич П.С. - Специфика характеров в системе духовных координат Эдуарда Шпрангера (продолжение) c. 337-341

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.3.66378

Аннотация: Конструирование человека – параноидальное устремление нашего времени. Человека, оказывается, можно моделировать. Почти как в известной песне, «я тебя слепила из того, что было». Однако постмодернисты вовсе не снимают с повестки дня проблему целостности человека. Основной тезис иной: если не «разъять» человека, то собранный образ человека обнаружит свою хорошо знакомую трафаретность, стереотипность. А это не годится. Фрагменты человека должны обрести необходимую пластичность, готовность к неожиданным комбинациям. Персонаж, которого на протяжении многих веков описывали в качестве индивидуальности, уступает место «дивиду», автономному фрагментарному образованию. В данной статье автор продолжает критический разбор типологии людей, представленных Э. Шпрангером, как выражение той или иной человеческой ценности. Немецкий учёный полагал, что изменение образования раскроет эти возможности. Однако более обстоятельной оказалась ценностная ориентация, которая рождает данный характер. Автор использует методы и принципы философской антропологии. Он опирается на разнообразные попытки создать классификации людских характеров. При этом анализируются и психологические концепции. В частности, характерология Э. Шпрангера сопоставляется с типологией социальных характеров у Э. Фромма. Характерология Шпрангера впервые в отечественной литературе становится предметом критического анализа. Автор указывает на произвольность принципа, из которого исходит немецкий философ, описывает различные духовные установки, которые лежат в основе того или иного образа жизни. В деятельности конкретного человека преобладает, как правило, одна из этих установок. Выделяя основные ценности, на которые ориентируется человек в его поведении и которые в конечном счёте предопределяют его поведение. Однако Шпрангер не учел, что в каждой из этих сфер нередко оказываются люди с прямо противоположными психическими качествами и особенностями. Его принцип в статье характеризуется как достаточно абстрактный. В статье показано, что анализ рыночной ориентации Э. Фроммом даёт более развёрнутое представление об экономическом человеке.
Онтология: бытие и небытие
Лощиц И.В. - Онтологический аргумент в Средние века и Новое время. Теоретический аспект

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.3.10866

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические вопросы, связанные с феноменом онтологической аргументации в Средние века и Новое время. Автор пытается найти единую форму онтологического аргумента, общую для его различных исторических вариантов, классифицировать разные подходы к его критике, а также выделить основные концептуальные разногласия между сторонниками и противниками онтологической аргументации. Отдельно рассмотрено происхождение онтологического понятия Бога как центрального элемента онтологической аргументации и его связь с апостериорными аргументами в пользу бытия Бога. Основными источниками для настоящей статьи послужили сочинения обращавшихся к проблеме онтологического аргумента средневековых и новоевропейских авторов, а также посвященные этой проблеме работы современных отечественных и зарубежных исследователей. Выводы: 1. Выделена общая форма онтологического аргумента и рассмотрены его главные особенности, в том числе обоснованность характеристики этого аргумента как рационального доказательства. 2. Различные исторические формы критики онтологической аргументации были сведены к восьми основным типам. 3. Выделены важнейшие концептуальные основания выдвижения и критики онтологического аргумента, связанные с вопросом о соотношении сознания и бытия, или мысли и реальности. 4. Проведен анализ онтологического понятия Бога, обоснован его рациональный характер, а также выявлены источники этого понятия как в античной философской традиции, так и в контексте творчества каждого из рассмотренных авторов.
Лощиц И.В. - Онтологический аргумент в Средние века и Новое время. Теоретический аспект c. 342-354

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.3.66379

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические вопросы, связанные с феноменом онтологической аргументации в Средние века и Новое время. Автор пытается найти единую форму онтологического аргумента, общую для его различных исторических вариантов, классифицировать разные подходы к его критике, а также выделить основные концептуальные разногласия между сторонниками и противниками онтологической аргументации. Отдельно рассмотрено происхождение онтологического понятия Бога как центрального элемента онтологической аргументации и его связь с апостериорными аргументами в пользу бытия Бога. Основными источниками для настоящей статьи послужили сочинения обращавшихся к проблеме онтологического аргумента средневековых и новоевропейских авторов, а также посвященные этой проблеме работы современных отечественных и зарубежных исследователей. Выводы: 1. Выделена общая форма онтологического аргумента и рассмотрены его главные особенности, в том числе обоснованность характеристики этого аргумента как рационального доказательства. 2. Различные исторические формы критики онтологической аргументации были сведены к восьми основным типам. 3. Выделены важнейшие концептуальные основания выдвижения и критики онтологического аргумента, связанные с вопросом о соотношении сознания и бытия, или мысли и реальности. 4. Проведен анализ онтологического понятия Бога, обоснован его рациональный характер, а также выявлены источники этого понятия как в античной философской традиции, так и в контексте творчества каждого из рассмотренных авторов.
Рубежи и теории познания
Зайцева Л.А. - Квантовый мир и вакуум идей

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.3.10858

Аннотация: Предметом исследования статьи является формирующийся квантовый мир и ситуация отсутствия идей, которые бы описывали его функционирование.Квантовый мир идёт на смену классическому миру и миру Постмодерна. Классический мир был основан на идеях философии Просвещения. Мир Постмодерна - на идеях философии постмодернизма.Но на настоящий момент не существует идей, составляющих парадигму квантового мира.Квантовый мир описывается как мир отрицающий понятие универсальной норм и ставящий под сомнение здравый смысл.Квантовый - это странный, сложный, нестабильный и неопределённый и многомерный мир. Квантовый мир вывел на международную арену массу новых игроков, преследующих свои частные интересы в глобальном масштабе.В статье делается попытка наметить контуры идей квантового через анализ проблем, которые порождает его формирование. Методам исследования возможных идей квантового мира является моделирование. Так как квантовый мир ещё не сформировался он частично рассматривается как чёрный ящик. Судить о котором можно по формирующимся проблемам.В статье также используется метод идеализации, когда возникающие проблемы нарочито представлены в слишком выпуклой форме. Научная новизна заключается в том, что контуры идей квантового мира обозначают через рассмотрение проблем и связанных с ними ценностей.В частности выделяются: нестабильность, неопределённость и многомерность и искусственный характер квантового мира. Это черты квантового мира, которые создают проблемы имеющие важные социальные последствия. В статье подчеркивается, что квантовый мир должен кардинально изменить систему ценностей. Квантовый мир означает переход к постэкономическим ценностям и возникновению новой серьёзности. Всё это приведёт к изменению образа жизни людей.
Зайцева Л.А. - Квантовый мир и вакуум идей c. 355-363

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.3.66380

Аннотация: Предметом исследования статьи является формирующийся квантовый мир и ситуация отсутствия идей, которые бы описывали его функционирование.Квантовый мир идёт на смену классическому миру и миру Постмодерна. Классический мир был основан на идеях философии Просвещения. Мир Постмодерна - на идеях философии постмодернизма.Но на настоящий момент не существует идей, составляющих парадигму квантового мира.Квантовый мир описывается как мир отрицающий понятие универсальной норм и ставящий под сомнение здравый смысл.Квантовый - это странный, сложный, нестабильный и неопределённый и многомерный мир. Квантовый мир вывел на международную арену массу новых игроков, преследующих свои частные интересы в глобальном масштабе.В статье делается попытка наметить контуры идей квантового через анализ проблем, которые порождает его формирование. Методам исследования возможных идей квантового мира является моделирование. Так как квантовый мир ещё не сформировался он частично рассматривается как чёрный ящик. Судить о котором можно по формирующимся проблемам.В статье также используется метод идеализации, когда возникающие проблемы нарочито представлены в слишком выпуклой форме. Научная новизна заключается в том, что контуры идей квантового мира обозначают через рассмотрение проблем и связанных с ними ценностей.В частности выделяются: нестабильность, неопределённость и многомерность и искусственный характер квантового мира. Это черты квантового мира, которые создают проблемы имеющие важные социальные последствия. В статье подчеркивается, что квантовый мир должен кардинально изменить систему ценностей. Квантовый мир означает переход к постэкономическим ценностям и возникновению новой серьёзности. Всё это приведёт к изменению образа жизни людей.
Рациональное и иррациональное
Жиртуева Н.С. - Мистический феномен в философии, естественных науках и богословии ХХ - ХХІ вв.

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.3.13906

Аннотация: Предметом исследования является проблема исследования мистического феномена в современной философии, естественных науках и богословии. Подчеркивается, что интерес к мистике обусловлен поиском выхода из кризиса антропоцентричной культуры, а также целым рядом открытий в области современной физики и психологии, которые заставили мировое ученое сообщество пересмотреть свои взгляды. Автор отмечает, что до сих пор не существует однозначной оценки феномена мистики, и подробно рассматривает особенности его восприятия представителями материалистической и идеалистической философии, классической и постклассической науки, светского и богословского религиоведения. Методологией исследования является компаративный философско- религиоведческий анализ. Методы: компаративно-аналитический, анализ и синтез, индивидуализация и обобщение. Основными выводами проведенного исследования является выделение следующих подходов к решению проблемы. 1. Классическая философия и наука оценивают мистику как иллюзию сознания, отказывая ей в праве на научное исследование. 2. Современная неклассическая наука проводит аналогии между современной научной картиной мира и опытом имманентных мистических традиций, показывая возможность синтеза научного и мистического познания. 3. Богословское направление в религиоведении утверждает истинность опыта трансцендентно-имманентной (антиномичной) мистики. Происходит четкое разграничение мистического и научного познания.
Жиртуева Н.С. - Мистический феномен в философии, естественных науках и богословии ХХ - ХХІ вв. c. 364-374

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.3.66381

Аннотация: Предметом исследования является проблема исследования мистического феномена в современной философии, естественных науках и богословии. Подчеркивается, что интерес к мистике обусловлен поиском выхода из кризиса антропоцентричной культуры, а также целым рядом открытий в области современной физики и психологии, которые заставили мировое ученое сообщество пересмотреть свои взгляды. Автор отмечает, что до сих пор не существует однозначной оценки феномена мистики, и подробно рассматривает особенности его восприятия представителями материалистической и идеалистической философии, классической и постклассической науки, светского и богословского религиоведения. Методологией исследования является компаративный философско- религиоведческий анализ. Методы: компаративно-аналитический, анализ и синтез, индивидуализация и обобщение. Основными выводами проведенного исследования является выделение следующих подходов к решению проблемы. 1. Классическая философия и наука оценивают мистику как иллюзию сознания, отказывая ей в праве на научное исследование. 2. Современная неклассическая наука проводит аналогии между современной научной картиной мира и опытом имманентных мистических традиций, показывая возможность синтеза научного и мистического познания. 3. Богословское направление в религиоведении утверждает истинность опыта трансцендентно-имманентной (антиномичной) мистики. Происходит четкое разграничение мистического и научного познания.
История идей и учений
Чёрный А.А. - Философское творчество Николая Маркова, как отражение культурного развития российского общества второй половины ХІХ века

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.3.10906

Аннотация: Исследуется культурно-образовательный аспект влияния бытия на развитие философских идей мыслителя XIX века Н.Маркова. Освещается история становления и развития его как мыслителя, философа, религиозного деятеля и учителя. Исходя из условий культурно-образовательного развития России того времени, делается упор на специфике толкования философских понятий и терминов в разные исторические периоды. В нашем научном исследовании констатируется подобие и родство концептуальных положений Н.Маркова с ведущими философскими направлениями того времени. При исследовании используются методы историзма и компаративизма. Эти методы дают возможность провести анализ влияния бытия на развитие философских идей мыслителя XIX века Н.Маркова и роли его философско-образовательных учений в истории философии и культуры России. Используя данные методы мы сможем решить следующие задачи: 1. Исследовать концептуальные основы философских учений Н.Маркова, раскрывающие идейную наполненность истории философско-образовательного развития России второй половины XIX века. 2. Раскрыть, что философская культура русского народа всегда была настоящей сокровищницей, из которой мыслители черпали идеи для выработки философских концепций собственного учебно-образовательного развития. Концептуальные основы философских учений Н.Маркова, опирались на лучшие идеи ведущих европейских философов и педагогов. Они помогают нам раскрыть идейную наполненность истории философско-образовательного развития России второй половины XIX века. Кроме того, по нашему мнению, философские идеи Н.Маркова является отражением влияния бытия на развитие философских учений в истории философской мысли России. Поэтому, его философские идеи имеют огромную палитру философско-образовательных и культурно-эстетических взглядов на различные аспекты их проблематики. Философская культура русского народа, несмотря на различные катаклизмы бытия, всегда была выразителем человеческой мудрости как своего родного народа, так и других народов мира, что ярко отражено в философских идеях и концепциях Н.Маркова. Поэтому философская культура русского народа является настоящей сокровищницей, из которой мыслители берут идеи для выработки философских концепций собственного развития.
Чёрный А.А. - Философское творчество Николая Маркова, как отражение культурного развития российского общества второй половины ХІХ века c. 375-383

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.3.66382

Аннотация: Исследуется культурно-образовательный аспект влияния бытия на развитие философских идей мыслителя XIX века Н.Маркова. Освещается история становления и развития его как мыслителя, философа, религиозного деятеля и учителя. Исходя из условий культурно-образовательного развития России того времени, делается упор на специфике толкования философских понятий и терминов в разные исторические периоды. В нашем научном исследовании констатируется подобие и родство концептуальных положений Н.Маркова с ведущими философскими направлениями того времени. При исследовании используются методы историзма и компаративизма. Эти методы дают возможность провести анализ влияния бытия на развитие философских идей мыслителя XIX века Н.Маркова и роли его философско-образовательных учений в истории философии и культуры России. Используя данные методы мы сможем решить следующие задачи: 1. Исследовать концептуальные основы философских учений Н.Маркова, раскрывающие идейную наполненность истории философско-образовательного развития России второй половины XIX века. 2. Раскрыть, что философская культура русского народа всегда была настоящей сокровищницей, из которой мыслители черпали идеи для выработки философских концепций собственного учебно-образовательного развития. Концептуальные основы философских учений Н.Маркова, опирались на лучшие идеи ведущих европейских философов и педагогов. Они помогают нам раскрыть идейную наполненность истории философско-образовательного развития России второй половины XIX века. Кроме того, по нашему мнению, философские идеи Н.Маркова является отражением влияния бытия на развитие философских учений в истории философской мысли России. Поэтому, его философские идеи имеют огромную палитру философско-образовательных и культурно-эстетических взглядов на различные аспекты их проблематики. Философская культура русского народа, несмотря на различные катаклизмы бытия, всегда была выразителем человеческой мудрости как своего родного народа, так и других народов мира, что ярко отражено в философских идеях и концепциях Н.Маркова. Поэтому философская культура русского народа является настоящей сокровищницей, из которой мыслители берут идеи для выработки философских концепций собственного развития.
Ценность и истина
Спектор Д.М. - Эволюция: попытка позитивно-онтологической интерпретации

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.3.10927

Аннотация: Причины человеческой эволюции выступают одним из наиболее темных пунктов теории антропогенеза. С точки зрения представителей позитивной науки, человек – часть природы, и безусловно подчинен ее законам. Разумеющимся постулатом философии выступает наличие у человека единой сущности. В статье вопрос ставится следующим образом: в силу каких причин человек такой (единой) сущностью обладает? Таким образом, предметом исследования выступает теоретическое обоснование причин единства человеческого рода, причем такие причины отыскиваются в ряду реальных условий происхождения человека. Методологией исследование выступает монизм как наиболее общий принцип и методы диалектической логики, сочетаемые с анализом и критикой привлекаемых источников. Показано, что последовательная естественнонаучная трактовка вопроса о причинах единства рода "человек" приводит к выводу: человек вынужден был приспосабливаться к весьма своеобразной среде обитания. Такую среду отличает высокая внутренняя связность, приводящая виды входящих в нее существ к необходимости приспосабливания взаимного. Соответственно, делается вывод о том, что эволюция человека – путь видовой универсализации, постоянная конкуренция в пределах общей экологической ниши, борьба за общую, единую среду обитания (каковой в силу того постепенно становится вся планета). Таковы внешние причины «очеловечивания». К его внутренним условиям отнесена растянувшаяся на тысячелетия практика инициации инстинкта, относимого к оборонительному. Именно задача культивирования такого инстинкта, инициации и удержания за пределами места осуществления ритуала (культа) во многом определила содержание истории культуры.
Спектор Д.М. - Эволюция: попытка позитивно-онтологической интерпретации c. 384-401

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.3.66383

Аннотация: Причины человеческой эволюции выступают одним из наиболее темных пунктов теории антропогенеза. С точки зрения представителей позитивной науки, человек – часть природы, и безусловно подчинен ее законам. Разумеющимся постулатом философии выступает наличие у человека единой сущности. В статье вопрос ставится следующим образом: в силу каких причин человек такой (единой) сущностью обладает? Таким образом, предметом исследования выступает теоретическое обоснование причин единства человеческого рода, причем такие причины отыскиваются в ряду реальных условий происхождения человека. Методологией исследование выступает монизм как наиболее общий принцип и методы диалектической логики, сочетаемые с анализом и критикой привлекаемых источников. Показано, что последовательная естественнонаучная трактовка вопроса о причинах единства рода "человек" приводит к выводу: человек вынужден был приспосабливаться к весьма своеобразной среде обитания. Такую среду отличает высокая внутренняя связность, приводящая виды входящих в нее существ к необходимости приспосабливания взаимного. Соответственно, делается вывод о том, что эволюция человека – путь видовой универсализации, постоянная конкуренция в пределах общей экологической ниши, борьба за общую, единую среду обитания (каковой в силу того постепенно становится вся планета). Таковы внешние причины «очеловечивания». К его внутренним условиям отнесена растянувшаяся на тысячелетия практика инициации инстинкта, относимого к оборонительному. Именно задача культивирования такого инстинкта, инициации и удержания за пределами места осуществления ритуала (культа) во многом определила содержание истории культуры.
История гуманистической мысли
Тлостанова М.В. - Западный антигуманизм или незападный гуманизм другого?

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.3.14138

Аннотация: В статье представлен сравнительный анализ западного антигуманизма в его основных проявлениях – реактивном, технократически-апологетическом и критическом, и незападного гуманизма как реитерации важности так и неосуществленных гуманистических принципов в отношении лиминальных субъектов модерности, лишавшихся права считаться людьми. Автор подробно останавливается на пересечениях и расхождениях между западными теориями аффекта и деколониальной геополитикой и телесной политикой знания, ощущения и бытия, показывая, что многие «открытия» аффективного поворота уже давно были представлены в незападном теоретизировании, хотя и оставались неизвестными или нелегитимными в глазах мейнстримовской науки. Особую остроту эта проблема обрела в рамках дискуссии о человеческом, природном и животном, децентрации человека как вида и стирания и расшатывания казалось бы незыблемых модерных границ и иерархий между человеческим и природным. Во второй части статьи речь идет о дальнейшей проблематизации границы между человеком и животным в рамках так называемого «аутистского взгляда», который может выражаться как в форме научного эксперимента, так и в форме перформанса, которая всё же зачастую оказывается более результативной.
Тлостанова М.В. - Западный антигуманизм или незападный гуманизм другого? c. 402-412

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.3.66384

Аннотация: В статье представлен сравнительный анализ западного антигуманизма в его основных проявлениях – реактивном, технократически-апологетическом и критическом, и незападного гуманизма как реитерации важности так и неосуществленных гуманистических принципов в отношении лиминальных субъектов модерности, лишавшихся права считаться людьми. Автор подробно останавливается на пересечениях и расхождениях между западными теориями аффекта и деколониальной геополитикой и телесной политикой знания, ощущения и бытия, показывая, что многие «открытия» аффективного поворота уже давно были представлены в незападном теоретизировании, хотя и оставались неизвестными или нелегитимными в глазах мейнстримовской науки. Особую остроту эта проблема обрела в рамках дискуссии о человеческом, природном и животном, децентрации человека как вида и стирания и расшатывания казалось бы незыблемых модерных границ и иерархий между человеческим и природным. Во второй части статьи речь идет о дальнейшей проблематизации границы между человеком и животным в рамках так называемого «аутистского взгляда», который может выражаться как в форме научного эксперимента, так и в форме перформанса, которая всё же зачастую оказывается более результативной.
Философия религии
Трофимова З.П. - Проблемы религии и гуманизма на страницах американского журнала «Религиозный гуманизм»

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.3.13785

Аннотация: В статье исследуются проблемы гуманизма и религии на страницах американского журнала «Религиозный гуманизм». В исследовании делается акцент на 1970-1980-х гг. XX века, так как именно в этот период начинают возрождаться и по-новому осмысливаться либерально-религиозные взгляды различных теологов и светских философов конца XIX – начала XX вв. Они охватывают такие вопросы, как: сущность и природа религии, человек и смысл его существования, соотношение гуманизма и религии, место религии в изменяющемся мире и др. Впервые дается анализ основных философских и религиоведческих теоретических проблем, поставленных теологами разных направлений на страницах данного журнала. Статьи, опубликованные в данном журнале, отражают наличие двух тенденций в развитии религиозно-гуманистических теорий: попытка создания «новой» религии человечества, в которой будут переплетаться религиозные концепции и идеи гуманизма, и тенденция отстаивания традиционных религиозных положений. На примере анализа идей современных религиозных гуманистов видна неоднородность философских и религиозных направлений в США.
Трофимова З.П. - Проблемы религии и гуманизма на страницах американского журнала «Религиозный гуманизм» c. 413-420

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.3.66385

Аннотация: В статье исследуются проблемы гуманизма и религии на страницах американского журнала «Религиозный гуманизм». В исследовании делается акцент на 1970-1980-х гг. XX века, так как именно в этот период начинают возрождаться и по-новому осмысливаться либерально-религиозные взгляды различных теологов и светских философов конца XIX – начала XX вв. Они охватывают такие вопросы, как: сущность и природа религии, человек и смысл его существования, соотношение гуманизма и религии, место религии в изменяющемся мире и др. Впервые дается анализ основных философских и религиоведческих теоретических проблем, поставленных теологами разных направлений на страницах данного журнала. Статьи, опубликованные в данном журнале, отражают наличие двух тенденций в развитии религиозно-гуманистических теорий: попытка создания «новой» религии человечества, в которой будут переплетаться религиозные концепции и идеи гуманизма, и тенденция отстаивания традиционных религиозных положений. На примере анализа идей современных религиозных гуманистов видна неоднородность философских и религиозных направлений в США.
Феноменология
Прись И.Е. - О проблеме объяснительного провала в философии сознания

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.3.10930

Аннотация: Статья представляет собой введение в проблему объяснительного провала в философии сознания. Даётся обзор основных подходов к решению этой проблемы. Внимание акцентируется с одной стороны на попытках преодоления чисто физикалистских подходов, а с другой на критике дуализма. Блок, например, вводит понятие имплицитно физических феноменальных концептов. Папино признаёт, что феноменальные концепты имеют особую природу. Левин возвращается к понятию экуэйнтанс. Варела предлагает расширить традиционную науку и развивает нейро-феноменологию. Исследование проводится методом сравнения основных подходов к решению проблемы объяснительного провала. Предпочтение отдаётся феноменальному реализму. Устанавливается что традиционный материализм/физикализм сталкивается с принципиальными трудностями в решении проблемы объяснительного провала. В то же время дуализм свойств является неприемлемой позицией, противостоять которой, по всей видимости, может лишь неметафизическая версия натуралистического феноменального реализма, или нетрадиционный контекстуалистский натурализм/физикализм виттгенштайновского типа.
Прись И.Е. - О проблеме объяснительного провала в философии сознания c. 421-429

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.3.66386

Аннотация: Статья представляет собой введение в проблему объяснительного провала в философии сознания. Даётся обзор основных подходов к решению этой проблемы. Внимание акцентируется с одной стороны на попытках преодоления чисто физикалистских подходов, а с другой на критике дуализма. Блок, например, вводит понятие имплицитно физических феноменальных концептов. Папино признаёт, что феноменальные концепты имеют особую природу. Левин возвращается к понятию экуэйнтанс. Варела предлагает расширить традиционную науку и развивает нейро-феноменологию. Исследование проводится методом сравнения основных подходов к решению проблемы объяснительного провала. Предпочтение отдаётся феноменальному реализму. Устанавливается что традиционный материализм/физикализм сталкивается с принципиальными трудностями в решении проблемы объяснительного провала. В то же время дуализм свойств является неприемлемой позицией, противостоять которой, по всей видимости, может лишь неметафизическая версия натуралистического феноменального реализма, или нетрадиционный контекстуалистский натурализм/физикализм виттгенштайновского типа.
Герменевтика
Скиперских А.В. - Политизация гардероба: одежда бунтующего человека как поверхность протеста.

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.3.13905

Аннотация: Предметом исследования автора являются гардеробные предпочтения бунтующего человека. Субъекта протеста отличают не только склонность к политическому оппонированию и активная оппозиционная деятельность. Субъект протеста манифестирует своё право на альтернативное мнение в собственном гардеробе, который отличает, подчас, довольно неожиданное позиционирование и вызов общественному вкусу. В данной статье автор пытается обнаружить соотношение между протестной гражданской активностью конкретного субъекта и его гардеробными предпочтениями, маркирующими его в протестном политическом контексте. Субъект протеста, использующий одежду в качестве поверхности для нанесения протестного политического письма, создаёт тем самым протестный политический текст (одну из его разновидностей). С точки зрения автора, оптимальным методом исследования стал метод политической герменевтики, представляющий собой искусство толкования политического текста. Новизна данного исследования раскрывается в том, что тяготение человека к протесту может эстетизироваться в дискурсе гардероба, где склонный к эпатажу человек убедительно манифестирует свои страсти и эмоции. Одежда сама по себе является оптимальной поверхностью представления протестных политических месседжей, потому как принадлежит самому человеку. Именно субъект протеста и принимает на себя ответственность за их содержание. Приведённые примеры показывают вневременной характер эстетизации протеста, отмечавшегося во всех культурах, потому как во всех культурах власть и сопротивление представлены в целостном, диалектическом единстве.
Скиперских А.В. - Политизация гардероба: одежда бунтующего человека как поверхность протеста. c. 430-437

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.3.66387

Аннотация: Предметом исследования автора являются гардеробные предпочтения бунтующего человека. Субъекта протеста отличают не только склонность к политическому оппонированию и активная оппозиционная деятельность. Субъект протеста манифестирует своё право на альтернативное мнение в собственном гардеробе, который отличает, подчас, довольно неожиданное позиционирование и вызов общественному вкусу. В данной статье автор пытается обнаружить соотношение между протестной гражданской активностью конкретного субъекта и его гардеробными предпочтениями, маркирующими его в протестном политическом контексте. Субъект протеста, использующий одежду в качестве поверхности для нанесения протестного политического письма, создаёт тем самым протестный политический текст (одну из его разновидностей). С точки зрения автора, оптимальным методом исследования стал метод политической герменевтики, представляющий собой искусство толкования политического текста. Новизна данного исследования раскрывается в том, что тяготение человека к протесту может эстетизироваться в дискурсе гардероба, где склонный к эпатажу человек убедительно манифестирует свои страсти и эмоции. Одежда сама по себе является оптимальной поверхностью представления протестных политических месседжей, потому как принадлежит самому человеку. Именно субъект протеста и принимает на себя ответственность за их содержание. Приведённые примеры показывают вневременной характер эстетизации протеста, отмечавшегося во всех культурах, потому как во всех культурах власть и сопротивление представлены в целостном, диалектическом единстве.
Философская антропология
Попова О.В. - «Быть телом» или «иметь тело», «быть проектом» или «иметь проект»

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.3.10988

Аннотация: В статье рассматриваются основные модели репрезентации телесности в этико-философской перспективе. Автор выделяет следующие подходы («парадигмы) репрезентации концептов «тело», «телесность» в современной философии: 1) «парадигма» бытия (экзистенциальный, холистический подход к телу); 2) «парадигма» обладания (инструментальное, функциональное понимание телесности); 3) «парадигма» конструирования (тело как проект, артефакт технологий). Каждая из данных моделей подразумевает определенный нормативный контекст и задает тот или иной способ формирования антропологических границ и антропологической нормы. Применяя историко-философский подход и этический анализ автор демонстрирует, как в жизни современного человека «разыгрывается» диалектика бытия, обладания и конструирования. Автор приходит к выводу, что в эпоху интенсивного технологического развития «техники тела» как результат внешнего социокультурного преобразования биологического субстрата (телесности) постепенно трансформируются в техники тела как результат симбиоза жизни и технологии. Потенциальное встраивание биотехнологий в человеческое тело, воспроизводящее эффекты социализации и обучения, появление которых ранее зависело от культуры, способствует формированию новых способов "заботы о себе."
Попова О.В. - «Быть телом» или «иметь тело», «быть проектом» или «иметь проект» c. 438-445

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.3.66388

Аннотация: В статье рассматриваются основные модели репрезентации телесности в этико-философской перспективе. Автор выделяет следующие подходы («парадигмы) репрезентации концептов «тело», «телесность» в современной философии: 1) «парадигма» бытия (экзистенциальный, холистический подход к телу); 2) «парадигма» обладания (инструментальное, функциональное понимание телесности); 3) «парадигма» конструирования (тело как проект, артефакт технологий). Каждая из данных моделей подразумевает определенный нормативный контекст и задает тот или иной способ формирования антропологических границ и антропологической нормы. Применяя историко-философский подход и этический анализ автор демонстрирует, как в жизни современного человека «разыгрывается» диалектика бытия, обладания и конструирования. Автор приходит к выводу, что в эпоху интенсивного технологического развития «техники тела» как результат внешнего социокультурного преобразования биологического субстрата (телесности) постепенно трансформируются в техники тела как результат симбиоза жизни и технологии. Потенциальное встраивание биотехнологий в человеческое тело, воспроизводящее эффекты социализации и обучения, появление которых ранее зависело от культуры, способствует формированию новых способов "заботы о себе."
Духовно-нравственные искания
Нилогов А.С., Неретина С.С. - Пути к универсалиям (беседа А. С. Нилогова с С. С. Неретиной в рамках проекта "Кто сегодня делает философию в России")

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.3.12992

Аннотация: Беседа с С. С. Неретиной записана в рамках издательского проекта «Кто сегодня делает философию в России» и посвящена современным трендам отечественной философской мысли. Речь в ней идёт о работах С.С. Неретиной, А. П. Огурцова и других российских философах, связанных темой позиционирования отечественной философской мысли, а также проблемой философской самоидентификации. С. С. Неретина считает, что одним из существенных определений мышления является его вероятностность, исчисление которой и составляет главную задачу современной философии. В беседе используются методы исторического анализа, помогающие выявить тенденции в осмыслении философии и её истории. Применяется также герменевтический подход, позволяющий истолковать современную ситуацию в отечественной философской мысли. С. С. Неретина настаивает на том, что человек сам из себя рождает формы общения, не заданные традицией. Современные люди, вероятно, впервые проявили такого рода инициативу – образовать свой парламент – социальные сети, куда вхожи все, свою демократию, где у каждого есть голос. Эта скрыто-откровенная демократия и есть новая форма философии.
Нилогов А.С., Неретина С.С. - Пути к универсалиям (беседа А. С. Нилогова с С. С. Неретиной в рамках проекта "Кто сегодня делает философию в России") c. 446-456

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.3.66389

Аннотация: Беседа с С. С. Неретиной записана в рамках издательского проекта «Кто сегодня делает философию в России» и посвящена современным трендам отечественной философской мысли. Речь в ней идёт о работах С.С. Неретиной, А. П. Огурцова и других российских философах, связанных темой позиционирования отечественной философской мысли, а также проблемой философской самоидентификации. С. С. Неретина считает, что одним из существенных определений мышления является его вероятностность, исчисление которой и составляет главную задачу современной философии. В беседе используются методы исторического анализа, помогающие выявить тенденции в осмыслении философии и её истории. Применяется также герменевтический подход, позволяющий истолковать современную ситуацию в отечественной философской мысли. С. С. Неретина настаивает на том, что человек сам из себя рождает формы общения, не заданные традицией. Современные люди, вероятно, впервые проявили такого рода инициативу – образовать свой парламент – социальные сети, куда вхожи все, свою демократию, где у каждого есть голос. Эта скрыто-откровенная демократия и есть новая форма философии.
Философия культуры
Кузнецов А.М. - Концепты «культура» и «цивилизация» как средство проблематизации методологии современных социально-гуманитарных наук

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.3.13943

Аннотация: Исследуется концепция культуры Л. Уайта и трактовка цивилизации и культуры российского философа М.К. Мамардашвили. Анализ позиций этих авторов обращает внимание современных специалистов на различение уровней анализа. Выявлено основное противоречие, присущее концепции Л. Уайта (универсальная и многолинейная эволюция культуры). Использование данного вывода и результатов деконструкции практики использования концептов "культура" и "цивилизация" различными авторами послужили основой для предложенного подхода анализа культурно-цивилизационных проблем как многоуровневой организации антропологического универсума. Исследование основано: на принципе дополнительности, классификационной стратегии, основных положениях системной парадигмы, в том числе классическом понимании структурности, ряде положений социального конструктивизма. Особым вкладом автора в исследование темы является деконструкция практики использования концептов культура и цивилизация, выявление присущих ей противоречий и предложение варианта по их устранению. Новизна исследования заключается: в анализе концепции культурологии Л. Уайта с позиций системной парадигмы; в сопоставлении концепции культурологии Л. Уайта с трактовкой цивилизации и культуры М.К. Мамардашвили; предложении вернуть концептам культура и цивилизация их исходный интеграционный смысл, но соотнести их с разными уровнями междисциплинарных исследований.
Кузнецов А.М. - Концепты «культура» и «цивилизация» как средство проблематизации методологии современных социально-гуманитарных наук c. 457-468

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.3.66390

Аннотация: Исследуется концепция культуры Л. Уайта и трактовка цивилизации и культуры российского философа М.К. Мамардашвили. Анализ позиций этих авторов обращает внимание современных специалистов на различение уровней анализа. Выявлено основное противоречие, присущее концепции Л. Уайта (универсальная и многолинейная эволюция культуры). Использование данного вывода и результатов деконструкции практики использования концептов "культура" и "цивилизация" различными авторами послужили основой для предложенного подхода анализа культурно-цивилизационных проблем как многоуровневой организации антропологического универсума. Исследование основано: на принципе дополнительности, классификационной стратегии, основных положениях системной парадигмы, в том числе классическом понимании структурности, ряде положений социального конструктивизма. Особым вкладом автора в исследование темы является деконструкция практики использования концептов культура и цивилизация, выявление присущих ей противоречий и предложение варианта по их устранению. Новизна исследования заключается: в анализе концепции культурологии Л. Уайта с позиций системной парадигмы; в сопоставлении концепции культурологии Л. Уайта с трактовкой цивилизации и культуры М.К. Мамардашвили; предложении вернуть концептам культура и цивилизация их исходный интеграционный смысл, но соотнести их с разными уровнями междисциплинарных исследований.
Философия и искусство
Куватова В.З. - Композиционные модели живописи раннехристианских катакомб. Опыт семиотического анализа

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.3.14375

Аннотация: Объектом настоящего исследования является живопись римских раннехристианских катакомб доконстантиновской и ранней константиновской эпохи (III – 1-ая половина IV вв.). Цель работы заключается в выявлении влияния синтаксических связей между раннехристианскими символическими образами на процесс развития их символических смыслов в рамках иконографических схем живописи раннехристианских катакомб. Искусство раннехристианских катакомб обладает большим потенциалом для исследования с точки зрения семиотического анализа. Ограниченное количество символических образов, которые в доконстантиновскую и раннюю константиновскую эпоху были непосредственно связаны с Библией и другими раннехристианскими текстами, позволяет выявить устойчивые композиционные закономерности. Вместе с тем, особенности самого пространства раннехристианских катакомб, связанные, с одной стороны, с относительной композиционной свободой (по сравнению, например, с саркофагами), а с другой – с большим количеством самостоятельных, с точки зрения композиции, изобразительных пространств (кубикулы, аркосолии, локулы), предопределили активное использование синтаксических возможностей смыслообразования. Особенности объекта исследования обусловили выбор семиотического анализа в качестве основного метода исследования. Метод семиотического анализа редко используется российскими историками искусства, а между тем он открывает широкие возможности для исследования художественных символических систем, одной из которых является раннехристианское искусство. Новизна настоящей работы заключается в попытке выявления композиционных особенностей живописи раннехристианских катакомб, влияющих на процессы смыслопорождения, с помощью метода семиотического анализа. Основными выводами проведенного исследования являются: возможности практического применения метода семиотического анализа для изучения способов воплощения в искусстве раннехристианских семантических парадигм; необходимость проведения дополнительных исследований живописи Кубикул таинств в катакомбах Сан Каллисто с целью подтверждения или опровержения гипотезы о разновременном происхождении отдельных сцен; высокая вероятность нехристианского происхождения росписи ниши зоны Аренарио в катакомбах Присциллы.
Куватова В.З. - Композиционные модели живописи раннехристианских катакомб. Опыт семиотического анализа c. 469-476

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.3.66391

Аннотация: Объектом настоящего исследования является живопись римских раннехристианских катакомб доконстантиновской и ранней константиновской эпохи (III – 1-ая половина IV вв.). Цель работы заключается в выявлении влияния синтаксических связей между раннехристианскими символическими образами на процесс развития их символических смыслов в рамках иконографических схем живописи раннехристианских катакомб. Искусство раннехристианских катакомб обладает большим потенциалом для исследования с точки зрения семиотического анализа. Ограниченное количество символических образов, которые в доконстантиновскую и раннюю константиновскую эпоху были непосредственно связаны с Библией и другими раннехристианскими текстами, позволяет выявить устойчивые композиционные закономерности. Вместе с тем, особенности самого пространства раннехристианских катакомб, связанные, с одной стороны, с относительной композиционной свободой (по сравнению, например, с саркофагами), а с другой – с большим количеством самостоятельных, с точки зрения композиции, изобразительных пространств (кубикулы, аркосолии, локулы), предопределили активное использование синтаксических возможностей смыслообразования. Особенности объекта исследования обусловили выбор семиотического анализа в качестве основного метода исследования. Метод семиотического анализа редко используется российскими историками искусства, а между тем он открывает широкие возможности для исследования художественных символических систем, одной из которых является раннехристианское искусство. Новизна настоящей работы заключается в попытке выявления композиционных особенностей живописи раннехристианских катакомб, влияющих на процессы смыслопорождения, с помощью метода семиотического анализа. Основными выводами проведенного исследования являются: возможности практического применения метода семиотического анализа для изучения способов воплощения в искусстве раннехристианских семантических парадигм; необходимость проведения дополнительных исследований живописи Кубикул таинств в катакомбах Сан Каллисто с целью подтверждения или опровержения гипотезы о разновременном происхождении отдельных сцен; высокая вероятность нехристианского происхождения росписи ниши зоны Аренарио в катакомбах Присциллы.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.