Статья 'Композиционные модели живописи раннехристианских катакомб. Опыт семиотического анализа ' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Композиционные модели живописи раннехристианских катакомб. Опыт семиотического анализа

Куватова Валерия Зуфаровна

соискатель, кафедра Кафедра искусства Древнего Мира и Средних Веков, Российский государственный гуманитарный университет

119454, Россия, Московская область, г. Москва, ул. Удальцова, 81, кв.54

Kuvatova Valeriya Zufarovna

post-graduate student of the Department of Art of the Ancient World and Middle Ages at Russian State University for the Humanities

119454, Russia, Moscow Region, Moscow, Udaltsova str. 81, ap. 54

kintosha@mail.ru

DOI:

10.7256/2454-0757.2015.3.14375

Дата направления статьи в редакцию:

04-02-2015


Дата публикации:

06-05-2015


Аннотация: Объектом настоящего исследования является живопись римских раннехристианских катакомб доконстантиновской и ранней константиновской эпохи (III – 1-ая половина IV вв.). Цель работы заключается в выявлении влияния синтаксических связей между раннехристианскими символическими образами на процесс развития их символических смыслов в рамках иконографических схем живописи раннехристианских катакомб. Искусство раннехристианских катакомб обладает большим потенциалом для исследования с точки зрения семиотического анализа. Ограниченное количество символических образов, которые в доконстантиновскую и раннюю константиновскую эпоху были непосредственно связаны с Библией и другими раннехристианскими текстами, позволяет выявить устойчивые композиционные закономерности. Вместе с тем, особенности самого пространства раннехристианских катакомб, связанные, с одной стороны, с относительной композиционной свободой (по сравнению, например, с саркофагами), а с другой – с большим количеством самостоятельных, с точки зрения композиции, изобразительных пространств (кубикулы, аркосолии, локулы), предопределили активное использование синтаксических возможностей смыслообразования. Особенности объекта исследования обусловили выбор семиотического анализа в качестве основного метода исследования. Метод семиотического анализа редко используется российскими историками искусства, а между тем он открывает широкие возможности для исследования художественных символических систем, одной из которых является раннехристианское искусство. Новизна настоящей работы заключается в попытке выявления композиционных особенностей живописи раннехристианских катакомб, влияющих на процессы смыслопорождения, с помощью метода семиотического анализа. Основными выводами проведенного исследования являются: возможности практического применения метода семиотического анализа для изучения способов воплощения в искусстве раннехристианских семантических парадигм; необходимость проведения дополнительных исследований живописи Кубикул таинств в катакомбах Сан Каллисто с целью подтверждения или опровержения гипотезы о разновременном происхождении отдельных сцен; высокая вероятность нехристианского происхождения росписи ниши зоны Аренарио в катакомбах Присциллы.


Ключевые слова:

Раннехристианское искусство, живопись катакомб, поздняя античность, погребальное искусство, римские катакомбы, семиотический метод, семиотика искусства, семиотический анализ, композиционные закономерности, символические образы

Abstract: This article is focused on Roman Early Christian catacomb painting of the pre-Constantinian and early Constantinian period (III – 1st half of the IV century). It attempts to examine the impact of syntactic connections in the iconographic models of the Early Christian catacomb painting on the symbolic meaning of such models. The characteristics of the Early Christian catacomb painting make it an interesting subject for the semiotic approach. The limited amount of the visual citations of the Bible and other Early Christian texts in the pre-Constantine and early Constantine period allow to trace sustainable compositional patterns. Meanwhile, the relative flexibility of the compositional models (as compared to sarcophagi, e.g.), on the one hand, and a considerable amount of thematically isolated architectural areas (cubicula, arcosolia, loculi), on the other hand, predetermined the intense use of syntactic instruments for the development of semantic schemes. The specific characteristics of the Early Christian art stipulated the employment of the semiotic method as a principal research strategy. The semiotic method is not very popular among the Russian art historians. Meanwhile it offers wide opportunities for the study of art symbolic systems and the Early Christian art, in particular.


Keywords:

semiotic analysis, semiotics of art, semiotic method, Roman catacombs, funerary art, late Antiquity, catacomb painting, Early Christian art, composite laws, symbolic images

Библиография
1. Rossi G.B. DE (1864) La Roma soterannea descritta ed illustrata. Roma: Cromo – Litografia Pontificia
2. Shultze V. (1880) Archaologische Studien uber altchristliche Monumente. Wien
3. Wilpert J. (1903) Die Malereien der Katakomben Roms. Freiburg im Breisgau: Herdersche Verlagshandlung
4. Grabar A. (1980) Christian Iconography. A Study of Its Origins. 2nd Ed. Princeton: Princeton University Press
5. Dresken-Weiland J. (2010) Bild, Grab und Wort. Untersuchungen zu Jenseitsvorstellungen von Christen des 3. und 4. Jahrhunderts. Regensburg. Verlag Schnell & Steiner
6. Jensen R.M.(2008) Dining with the Dead: From the Mensa to the Altar in Christian Late Antiquity. In Brink L., Green O.P. & D. (eds.) Commemorating the Dead. Text and Artifacts in Context. New York: de Gruyter
7. Nicolai V.F., Bisconti F., Mazzoleni D. (2009) The Christian Catacombs of Rome. History, Decoration, Inscriptions. 3rd Ed. Regensburg: Schnell & Steiner
8. Finney P.C. (1997) The Invisible God. The Earliest Christians on Art. 2nd Ed. New York: Oxford University Press
9. Pergola A. (2011) Il quadrante delle interpretazioni. In Bisconti F. (ed.) L’ipogeo degli Aureli in Viale Manzoni. Restauri, tutela, valorizzazione e aggiornamenti interpretativi. Citta del Vaticano. Pontificia Commissione di Archeologia Sacra
10. Tronzo W. (1986) The Via Latina Catacomb. Imitation and Discontinuity in Fourth-Century Roman Painting. The Pennsylvania State University Press
11. Borg B.E. (2013), Crisis & Ambition. Tombs and Burial Customs in Third-Century CE Rome. Oxford: Oxford University Press
12. Pavia C. (2000) Guida delle catacomb romane. Dai tituli al’Ipogeo di via Dino Compagni. Roma: Gangemi Editore
13. Dunbabin, K.M. (2003) The Roman Banquet: Images of Conviviality. Cambridge: Cambridge University Press
14. Pastoureau M. (2004) Une histoire symbolique du Moyen Age Occidental. Paris: Editions du Seuil
15. Bisconti F. (2011) Le pitture delle catacombe romane. Restauri e interpretazioni. Todi: Tau Editrice
16. Grabar A. (1968) Early Christian art. From the Rise of Christianity to the Death of Theodosius. New York: Odyssey Press
17. Snyder G.F. (2003) Ante Pacem. Archaeological Evidence of Church Life before Constantine. 2nd Ed. Macon: Mercer University Press
18. Wharton A.J. (1995) Refiguring the Post Classical City. Dura Europos, Jerash, Jerusalem and Ravenna. New York: Cambridge University Press
19. Bisconti F. (1996) La Madonna di Priscilla: interventi di restauro ed ipotesi sulla dinamica decorativa // Rivista di Archeologia Cristiana, LXXII, 1-2
20. Zanker P. & Ewald B.C. (2012) Living with Myths. The Imagery of Roman Sarcophagi. Oxford: Oxford University Press
21. Успенский Б.А. (1995) Семиотика искусства. Москва, Школа русской культуры
References
1. Rossi G.B. DE (1864) La Roma soterannea descritta ed illustrata. Roma: Cromo – Litografia Pontificia
2. Shultze V. (1880) Archaologische Studien uber altchristliche Monumente. Wien
3. Wilpert J. (1903) Die Malereien der Katakomben Roms. Freiburg im Breisgau: Herdersche Verlagshandlung
4. Grabar A. (1980) Christian Iconography. A Study of Its Origins. 2nd Ed. Princeton: Princeton University Press
5. Dresken-Weiland J. (2010) Bild, Grab und Wort. Untersuchungen zu Jenseitsvorstellungen von Christen des 3. und 4. Jahrhunderts. Regensburg. Verlag Schnell & Steiner
6. Jensen R.M.(2008) Dining with the Dead: From the Mensa to the Altar in Christian Late Antiquity. In Brink L., Green O.P. & D. (eds.) Commemorating the Dead. Text and Artifacts in Context. New York: de Gruyter
7. Nicolai V.F., Bisconti F., Mazzoleni D. (2009) The Christian Catacombs of Rome. History, Decoration, Inscriptions. 3rd Ed. Regensburg: Schnell & Steiner
8. Finney P.C. (1997) The Invisible God. The Earliest Christians on Art. 2nd Ed. New York: Oxford University Press
9. Pergola A. (2011) Il quadrante delle interpretazioni. In Bisconti F. (ed.) L’ipogeo degli Aureli in Viale Manzoni. Restauri, tutela, valorizzazione e aggiornamenti interpretativi. Citta del Vaticano. Pontificia Commissione di Archeologia Sacra
10. Tronzo W. (1986) The Via Latina Catacomb. Imitation and Discontinuity in Fourth-Century Roman Painting. The Pennsylvania State University Press
11. Borg B.E. (2013), Crisis & Ambition. Tombs and Burial Customs in Third-Century CE Rome. Oxford: Oxford University Press
12. Pavia C. (2000) Guida delle catacomb romane. Dai tituli al’Ipogeo di via Dino Compagni. Roma: Gangemi Editore
13. Dunbabin, K.M. (2003) The Roman Banquet: Images of Conviviality. Cambridge: Cambridge University Press
14. Pastoureau M. (2004) Une histoire symbolique du Moyen Age Occidental. Paris: Editions du Seuil
15. Bisconti F. (2011) Le pitture delle catacombe romane. Restauri e interpretazioni. Todi: Tau Editrice
16. Grabar A. (1968) Early Christian art. From the Rise of Christianity to the Death of Theodosius. New York: Odyssey Press
17. Snyder G.F. (2003) Ante Pacem. Archaeological Evidence of Church Life before Constantine. 2nd Ed. Macon: Mercer University Press
18. Wharton A.J. (1995) Refiguring the Post Classical City. Dura Europos, Jerash, Jerusalem and Ravenna. New York: Cambridge University Press
19. Bisconti F. (1996) La Madonna di Priscilla: interventi di restauro ed ipotesi sulla dinamica decorativa // Rivista di Archeologia Cristiana, LXXII, 1-2
20. Zanker P. & Ewald B.C. (2012) Living with Myths. The Imagery of Roman Sarcophagi. Oxford: Oxford University Press
21. Uspenskii B.A. (1995) Semiotika iskusstva. Moskva, Shkola russkoi kul'tury
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.