по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 11, 2015
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 17-01-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 11, 2015
Колонка главного редактора
Гуревич П.С. - Философское братство

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.11.17113

Аннотация: Материал представляет собой рецензию на энциклопедический словарь «Философы современной России» (сост. М.В. Бахтин. М.-СПб., 2015). Данное издание не является первой попыткой дать развёрнутое представление о философах и философии в её историческом развитии. В этом отношении нельзя не вспомнить подвижнический труд П.В. Алексеева, который подготовил несколько изданий такого типа. Они отличались строгим академизмом, продуманной системой распределения и оценки материала. Нынешний энциклопедический словарь, несмотря на его значимость, пока не выдерживает конкуренции с прежними изданиями. В нём нет полноты сведений о наиболее известных мыслителях, характер отбора материала¸ как объясняет сам автор, во многом носит случайных характер. Автор рецензии опирается на солидный энциклопедический опыт, накопленный в советские годы. Он следует традициям лучших словарных изданий, которыми столь богата наша исследовательская практика. В рецензии положительно оценивается попытка объёмного и разностороннего издания, которая позволила бы дать представление о разных гранях историко-философского процесса. К сожалению, интересный замысел производит впечатление промежуточного варианта словаря. Это, судя по всему, определённый задел для более основательного издания, в котором была бы дана широкая картина философской жизни в нашей стране.
Гуревич П.С. - Философское братство c. 1593-1596

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.11.67218

Аннотация: Материал представляет собой рецензию на энциклопедический словарь «Философы современной России» (сост. М.В. Бахтин. М.-СПб., 2015). Данное издание не является первой попыткой дать развёрнутое представление о философах и философии в её историческом развитии. В этом отношении нельзя не вспомнить подвижнический труд П.В. Алексеева, который подготовил несколько изданий такого типа. Они отличались строгим академизмом, продуманной системой распределения и оценки материала. Нынешний энциклопедический словарь, несмотря на его значимость, пока не выдерживает конкуренции с прежними изданиями. В нём нет полноты сведений о наиболее известных мыслителях, характер отбора материала¸ как объясняет сам автор, во многом носит случайных характер. Автор рецензии опирается на солидный энциклопедический опыт, накопленный в советские годы. Он следует традициям лучших словарных изданий, которыми столь богата наша исследовательская практика. В рецензии положительно оценивается попытка объёмного и разностороннего издания, которая позволила бы дать представление о разных гранях историко-философского процесса. К сожалению, интересный замысел производит впечатление промежуточного варианта словаря. Это, судя по всему, определённый задел для более основательного издания, в котором была бы дана широкая картина философской жизни в нашей стране.
Онтология: бытие и небытие
Кузьмин А.В. - Онтологическая возможность ранних космологических моделей и происхождение зодиакальных созвездий

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.11.12972

Аннотация: Статья посвящена исследованию онтологической возможности зодиакальной модели Космоса. Особое внимание уделено формированию восьмичастной (предзодиакальной) и финальной двенадцатеричной (зодиакальной) модели. Формирование последней произошло уже в период письменной истории. В статье развивается понятие “зодиакальной прописи” как “прописи бытия”. Рассмотрены вопросы о внутренних взаимосвязях различных зодиакальных моделей, их значение в процессе открытия модели Космоса – армиллярной сферы. В статье также даётся оценка значения астрономии как самостоятельной научной и учебной дисциплины. В работе использован сравнительный анализ источников относящихся к предмету исследования, а также критический анализ опубликованных ранее трудов отечественных и зарубежных учёных. Осуществлена попытка реконструкции истории возникновения и фиксации зодиакальных созвездий, основанная на критическом анализе отечественных и зарубежных исследований. На основе предпринятого анализа рассмотрена возможность существования предзодиакальной и зодиакальной моделей Космоса. Основные выводы статьи заключаются в том, что двенадцатеричный Зодиак возник в результате поэтапного формирования, на протяжении значительного интервала времени, начало которого восходит к шестому тысячелетию до н.э., а финал фиксируется в период письменной истории. Тогда же (в финале формирования) Зодиак “разделился” на два неравнозначных понятия: созвездий Зодиака и знаков Зодиака.
Кузьмин А.В. - Онтологическая возможность ранних космологических моделей и происхождение зодиакальных созвездий c. 1597-1607

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.11.67219

Аннотация: Статья посвящена исследованию онтологической возможности зодиакальной модели Космоса. Особое внимание уделено формированию восьмичастной (предзодиакальной) и финальной двенадцатеричной (зодиакальной) модели. Формирование последней произошло уже в период письменной истории. В статье развивается понятие “зодиакальной прописи” как “прописи бытия”. Рассмотрены вопросы о внутренних взаимосвязях различных зодиакальных моделей, их значение в процессе открытия модели Космоса – армиллярной сферы. В статье также даётся оценка значения астрономии как самостоятельной научной и учебной дисциплины. В работе использован сравнительный анализ источников относящихся к предмету исследования, а также критический анализ опубликованных ранее трудов отечественных и зарубежных учёных. Осуществлена попытка реконструкции истории возникновения и фиксации зодиакальных созвездий, основанная на критическом анализе отечественных и зарубежных исследований. На основе предпринятого анализа рассмотрена возможность существования предзодиакальной и зодиакальной моделей Космоса. Основные выводы статьи заключаются в том, что двенадцатеричный Зодиак возник в результате поэтапного формирования, на протяжении значительного интервала времени, начало которого восходит к шестому тысячелетию до н.э., а финал фиксируется в период письменной истории. Тогда же (в финале формирования) Зодиак “разделился” на два неравнозначных понятия: созвездий Зодиака и знаков Зодиака.
Новая научная парадигма
Руднев В.П. - Проблема истины и лжи в нарратиной онтологии

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.11.15368

Аннотация: Нарративная онтология является научно-философской концепцией, разрабатываемой автором статьи на протяжении многих лет. Суть ее в том что истина и ложь считаются в этой системе иллюзорными понятиями, и на их место становятся вопросы: «Что будет дальше?» и «Чем это кончится?» Тем не менее, проблема истины в нарративной онтологии звучит достаточно отчетливо: истина в вымышленном дискурсе, истина в повседневном высказывании, Истина с большой буквы, истина «со средней буквы». В статье вводится концепт «провал в истину», что означает такое положение вещей, при котором человек проваливается, как в колодец, в иллюзию истины и там застревает. Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что в нем впервые в мировой науке построена новая модель реальности на основе понятий нарративной логики и теории смысла. Технически эта модель использует ленту Мебиуса, которая по представлениям автора концепции, движется одновременно в противоположные стороны — в сторону накопления информации («по жизни») и в сторону накопления энтропии (против жизни). В настоящей статье используются методы философии обыденного языка, разработанные Э. Муром, Л. Витгенштейном, Дж. Остином и другими философами аналитического направления. Основными выводами настоящего исследования являются следующие: 1. Понятия истины и лжи являются иллюзиями нашего сознания, находящегося в шорах якобы единственного мира, в то время как на самом деле мы существуем параллельных мирах 2. Нарративная онтология считает, что основным ее постулат является постулат смысла на развертывающейся в противоположные стороны ленте Мебиуса. 3. Проблема жизни против жизни заключается в том, что мы живем в противоположных направлениях времени - в направлении накопления энтропии и в направлении накопления информации
Руднев В.П. - Проблема истины и лжи в нарратиной онтологии c. 1608-1617

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.11.67220

Аннотация: Нарративная онтология является научно-философской концепцией, разрабатываемой автором статьи на протяжении многих лет. Суть ее в том что истина и ложь считаются в этой системе иллюзорными понятиями, и на их место становятся вопросы: «Что будет дальше?» и «Чем это кончится?» Тем не менее, проблема истины в нарративной онтологии звучит достаточно отчетливо: истина в вымышленном дискурсе, истина в повседневном высказывании, Истина с большой буквы, истина «со средней буквы». В статье вводится концепт «провал в истину», что означает такое положение вещей, при котором человек проваливается, как в колодец, в иллюзию истины и там застревает. Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что в нем впервые в мировой науке построена новая модель реальности на основе понятий нарративной логики и теории смысла. Технически эта модель использует ленту Мебиуса, которая по представлениям автора концепции, движется одновременно в противоположные стороны — в сторону накопления информации («по жизни») и в сторону накопления энтропии (против жизни). В настоящей статье используются методы философии обыденного языка, разработанные Э. Муром, Л. Витгенштейном, Дж. Остином и другими философами аналитического направления. Основными выводами настоящего исследования являются следующие: 1. Понятия истины и лжи являются иллюзиями нашего сознания, находящегося в шорах якобы единственного мира, в то время как на самом деле мы существуем параллельных мирах 2. Нарративная онтология считает, что основным ее постулат является постулат смысла на развертывающейся в противоположные стороны ленте Мебиуса. 3. Проблема жизни против жизни заключается в том, что мы живем в противоположных направлениях времени - в направлении накопления энтропии и в направлении накопления информации
Информация и идеи
Баева Л.В. - Феномены электронной культуры как гетеротопные пространства

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.11.15928

Аннотация: Объектом исследования является феномен электронной культуры, имеющей проявление как в создании виртуальных аналогов реальной, живой культуры, так и в порождении новых, собственно информационных феноменов, связанных с применением информационных технологий (Интернет, электронных библиотек, виртуальных музеев, дистанционных систем обучения, социальных сетей, компьютерных игр и др.) Их изучение актуализируется по мере того, как возрастает их роль в жизни человека и общества, вытесняя прежние формы социализации, коммуникации, образования и рекреации. В качестве метода исследования применяется идея М. Фуко о гетеротопных пространствах и предложенная им система принципов гетеротопий, позволяющая исследовать сложные по структуре, «другие» объекты реальности как культурные феномены различных эпох. Применение данного метода позволяет увидеть продукты электронной культуры как выполняющие особые функции для человека и культуры, раскрыть их инаковость, многослойность, гипертекстуальность. Изучены темпоральные, онтологические, антропологические аспекты гетеротопий информационной эпохи, показаны их особенности по сравнению с классическими. Исследование призвано способствовать понимаю сущности электронной культуры и ее феноменов, а также развитию теории гетеротопии в условиях современного философского дискурса.
Баева Л.В. - Феномены электронной культуры как гетеротопные пространства c. 1618-1625

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.11.67221

Аннотация: Объектом исследования является феномен электронной культуры, имеющей проявление как в создании виртуальных аналогов реальной, живой культуры, так и в порождении новых, собственно информационных феноменов, связанных с применением информационных технологий (Интернет, электронных библиотек, виртуальных музеев, дистанционных систем обучения, социальных сетей, компьютерных игр и др.) Их изучение актуализируется по мере того, как возрастает их роль в жизни человека и общества, вытесняя прежние формы социализации, коммуникации, образования и рекреации. В качестве метода исследования применяется идея М. Фуко о гетеротопных пространствах и предложенная им система принципов гетеротопий, позволяющая исследовать сложные по структуре, «другие» объекты реальности как культурные феномены различных эпох. Применение данного метода позволяет увидеть продукты электронной культуры как выполняющие особые функции для человека и культуры, раскрыть их инаковость, многослойность, гипертекстуальность. Изучены темпоральные, онтологические, антропологические аспекты гетеротопий информационной эпохи, показаны их особенности по сравнению с классическими. Исследование призвано способствовать понимаю сущности электронной культуры и ее феноменов, а также развитию теории гетеротопии в условиях современного философского дискурса.
Связь времен
Гатиатуллина Э.Р. - Эллинистический скептицизм и постмодернистский кризис идентичности

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.11.14831

Аннотация: Обычно в истории философии рассматриваются различия между эпикурейским, стоическим и скептическим направлениями эллинистической эпохи, а античный скептицизм, локализующийся в учении Пиррона и его последователей, часто рассматривается в качестве некоторой разновидности релятивизма и агностицизма. Автор предпринимает оригинальную попытку обратить внимание на черты сходства между ними, которые, возможно, не будучи принципиальными для своего времени, становятся существенными в исторической перспективе и позволяют рассмотреть интересный диалог между эпохами, разделенными приблизительно двумя тысячелетиями. Если исходить из того, что родиной новоевропейского человечества является античный мир, то корни современного общества, помимо всего прочего построенного на постмодернистской демонополизации истины, во многом уходят в эллинистическую эпоху, несомненной философской заслугой которой было переоткрытие вопроса об отношении мышления к действительности, о природе и критериях истинного знания. Эллинистическая философия, характеризуясь прежде всего «внутренней эмиграцией», своеобразным, не антропологическим даже, а «экзистенциальным» поворотом философской мысли, индивидуалистической и эвдемонистической направленностью, во многом предвосхитила современные эпистемологические, этические и социально-философские идеи, а ее представители, рассмотренные в широком историческом контексте обернутся не «маргинальными» мыслителями своей эпохи, а настоящими пророками в мировой философской мысли.
Гатиатуллина Э.Р. - Эллинистический скептицизм и постмодернистский кризис идентичности c. 1626-1637

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.11.67222

Аннотация: Обычно в истории философии рассматриваются различия между эпикурейским, стоическим и скептическим направлениями эллинистической эпохи, а античный скептицизм, локализующийся в учении Пиррона и его последователей, часто рассматривается в качестве некоторой разновидности релятивизма и агностицизма. Автор предпринимает оригинальную попытку обратить внимание на черты сходства между ними, которые, возможно, не будучи принципиальными для своего времени, становятся существенными в исторической перспективе и позволяют рассмотреть интересный диалог между эпохами, разделенными приблизительно двумя тысячелетиями. Если исходить из того, что родиной новоевропейского человечества является античный мир, то корни современного общества, помимо всего прочего построенного на постмодернистской демонополизации истины, во многом уходят в эллинистическую эпоху, несомненной философской заслугой которой было переоткрытие вопроса об отношении мышления к действительности, о природе и критериях истинного знания. Эллинистическая философия, характеризуясь прежде всего «внутренней эмиграцией», своеобразным, не антропологическим даже, а «экзистенциальным» поворотом философской мысли, индивидуалистической и эвдемонистической направленностью, во многом предвосхитила современные эпистемологические, этические и социально-философские идеи, а ее представители, рассмотренные в широком историческом контексте обернутся не «маргинальными» мыслителями своей эпохи, а настоящими пророками в мировой философской мысли.
Философия науки
Солоненко Я.А. - Категория причинности в классической и в современной науке (Эпистемологические, синергетические и социокультурные аспекты)

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.11.13397

Аннотация: Анализируется одна из актуальных, мало изучаемых и недостаточно освещаемых в современной философской литературе научных проблем, каковой является проблема причинности. Прослеживаются особенности изучения категории причинности на всех исторических этапах развития науки – в классике, неклассике и в постнеклассике. В ходе анализа проблемы причинности в статье затрагиваются три основных аспекта: эпистемологический, синергетический и социокультурный. По мнению автора статьи, изучение именно этих трех аспектов позволяет наиболее глубоко и полно раскрыть содержание категории причинности и понять ту особую роль, которую она выполняет в истории науки и на ее современном постнеклассическом этапе. Опираясь на работы академика В.С. Степина, докторов философских наук В.И. Аршинова, В.Г. Буданова и других современных авторов, в статье реализованы: системно-эволюционный метод и синергетическая методологическая парадигма. В результате длительного поиска в конце XX – начале XXI веков, после возникновения синергетической методологии и парадигмы познания в неклассической науке происходит переоткрытие всех прежних причинных представлений о мире и начинается современный, постнеклассический этап в научном изучении и теоретическом осмыслении причинности. На основе синергетической методологии в современной постнеклассической науке происходит открытие нелинейной (вероятностной) причинности, наиболее ярко проявляющей себя в квантовых объектах физического микромира и в саморазвивающихся эволюционных системах природы и общества.
Солоненко Я.А. - Категория причинности в классической и в современной науке (Эпистемологические, синергетические и социокультурные аспекты) c. 1638-1647

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.11.67223

Аннотация: Анализируется одна из актуальных, мало изучаемых и недостаточно освещаемых в современной философской литературе научных проблем, каковой является проблема причинности. Прослеживаются особенности изучения категории причинности на всех исторических этапах развития науки – в классике, неклассике и в постнеклассике. В ходе анализа проблемы причинности в статье затрагиваются три основных аспекта: эпистемологический, синергетический и социокультурный. По мнению автора статьи, изучение именно этих трех аспектов позволяет наиболее глубоко и полно раскрыть содержание категории причинности и понять ту особую роль, которую она выполняет в истории науки и на ее современном постнеклассическом этапе. Опираясь на работы академика В.С. Степина, докторов философских наук В.И. Аршинова, В.Г. Буданова и других современных авторов, в статье реализованы: системно-эволюционный метод и синергетическая методологическая парадигма. В результате длительного поиска в конце XX – начале XXI веков, после возникновения синергетической методологии и парадигмы познания в неклассической науке происходит переоткрытие всех прежних причинных представлений о мире и начинается современный, постнеклассический этап в научном изучении и теоретическом осмыслении причинности. На основе синергетической методологии в современной постнеклассической науке происходит открытие нелинейной (вероятностной) причинности, наиболее ярко проявляющей себя в квантовых объектах физического микромира и в саморазвивающихся эволюционных системах природы и общества.
Политическая философия
Омелаенко В.В. - Философско-историческая и общественно-политическая мысль Т.Н. Грановского как источник формирования самосознания российской общественности XIX в.

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.11.17016

Аннотация: В статье анализируется творчество, преподавательская и просветительская деятельность известного русского историка, профессора, декана историко-филологического факультета Московского университета Тимофея Николаевича Грановского (1813-1855). Особое внимание уделяется его взглядам на исторический процесс, философию истории. На материале воспоминаний современников показана высокая значимость преподавательской деятельности и просветительских проектов Т.Н. Грановского для самосознания и социально-политического определения российской общественности середины XIX века. Продемонстрирована роль Т.Н. Грановского в формировании и развитии либеральной философско-политической мысли в России. С помощью метода социально-исторической реконструкции показывается общественно-политическая ситуации России середины XIX века. Благодаря этому объясняется, почему именно Грановский стал главной фигурой просвещения и зарождающегося в России западничества. Взгляды Т.Н.Грановского, его просветительская деятельность позволяют говорить о нем как о либеральном мыслителе. На основе изучения современных научных публикаций показано, что наследие Т.Н. Грановского не потеряло актуальность и представляет интерес для исследователей русской общественной мысли и в настоящее время.
Омелаенко В.В. - Философско-историческая и общественно-политическая мысль Т.Н. Грановского как источник формирования самосознания российской общественности XIX в. c. 1648-1654

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.11.67224

Аннотация: В статье анализируется творчество, преподавательская и просветительская деятельность известного русского историка, профессора, декана историко-филологического факультета Московского университета Тимофея Николаевича Грановского (1813-1855). Особое внимание уделяется его взглядам на исторический процесс, философию истории. На материале воспоминаний современников показана высокая значимость преподавательской деятельности и просветительских проектов Т.Н. Грановского для самосознания и социально-политического определения российской общественности середины XIX века. Продемонстрирована роль Т.Н. Грановского в формировании и развитии либеральной философско-политической мысли в России. С помощью метода социально-исторической реконструкции показывается общественно-политическая ситуации России середины XIX века. Благодаря этому объясняется, почему именно Грановский стал главной фигурой просвещения и зарождающегося в России западничества. Взгляды Т.Н.Грановского, его просветительская деятельность позволяют говорить о нем как о либеральном мыслителе. На основе изучения современных научных публикаций показано, что наследие Т.Н. Грановского не потеряло актуальность и представляет интерес для исследователей русской общественной мысли и в настоящее время.
Самосознание и идентификация
Яковлева Е.Л. - Электронный кочевник как новая форма идентификации личности

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.11.15689

Аннотация: Объектом исследования выступает человек, а предметным полем – анализ его новой идентификационной формы, связанной с появлением электронных инфраструктур и создаваемых ими пространств, захватывающих личность в свой плен. Наличие множества видов электроники накладывает отпечаток на бытие человека, становящегося электронным кочевником, не имеющим дома и бесконечно перемещающемуся в пространстве. Электронный микроландшафт, претендующий на макроуровень, основан на сочетании естественного и искусственного миров, грань между которыми оказывается размытой, что приводит к его неоднозначности: электроника, с одной стороны, зависит от кочевника и помогает ему, с другой стороны, подчиняет и создает множество помех, рождая особую сферу, живущую по собственным законам. Перечисленное обуславливает противоречия в проявлениях кочевника, имеющими экстравертный и интровертный модусы, диалектически взаимосвязанные между собой. Кочевник оказывается человеком не инклюзивным, а химеричным: он отчужденно включен посредством высоких технологий в новую реальность, являющуюся иллюзорной копией действительности и претендующей на главенствующие позиции в его жизни. Более того, его включение в саму действительность является мерцающим. Решение множества проблем, появляющихся в бытии электронного кочевника, кроется в реконструкции аксиосферы, обращении к традиции и смысложизненному поиску. Проблема рассматривается в форме нарратива с применением семиотического, диалектического и феноменологического методов, помогающих раскрыть специфику современной личности. Новизна исследования заключается в анализе новой формы идентификации личности, определяемой автором как "электронный кочевник". Основные положения и выводы исследования могут быть использованы в научной, педагогической и практической деятельности, применяться при работе с людьми, а также интерпретации разного рода ситуаций социального и попыток решения проблем личности.
Яковлева Е.Л. - Электронный кочевник как новая форма идентификации личности c. 1655-1664

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.11.67225

Аннотация: Объектом исследования выступает человек, а предметным полем – анализ его новой идентификационной формы, связанной с появлением электронных инфраструктур и создаваемых ими пространств, захватывающих личность в свой плен. Наличие множества видов электроники накладывает отпечаток на бытие человека, становящегося электронным кочевником, не имеющим дома и бесконечно перемещающемуся в пространстве. Электронный микроландшафт, претендующий на макроуровень, основан на сочетании естественного и искусственного миров, грань между которыми оказывается размытой, что приводит к его неоднозначности: электроника, с одной стороны, зависит от кочевника и помогает ему, с другой стороны, подчиняет и создает множество помех, рождая особую сферу, живущую по собственным законам. Перечисленное обуславливает противоречия в проявлениях кочевника, имеющими экстравертный и интровертный модусы, диалектически взаимосвязанные между собой. Кочевник оказывается человеком не инклюзивным, а химеричным: он отчужденно включен посредством высоких технологий в новую реальность, являющуюся иллюзорной копией действительности и претендующей на главенствующие позиции в его жизни. Более того, его включение в саму действительность является мерцающим. Решение множества проблем, появляющихся в бытии электронного кочевника, кроется в реконструкции аксиосферы, обращении к традиции и смысложизненному поиску. Проблема рассматривается в форме нарратива с применением семиотического, диалектического и феноменологического методов, помогающих раскрыть специфику современной личности. Новизна исследования заключается в анализе новой формы идентификации личности, определяемой автором как "электронный кочевник". Основные положения и выводы исследования могут быть использованы в научной, педагогической и практической деятельности, применяться при работе с людьми, а также интерпретации разного рода ситуаций социального и попыток решения проблем личности.
Диалог культур
Никонова С.Б. - Диалектика идеи нации. Обзор Международных Лихачевских научных чтений 2015 года

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.11.15601

Аннотация: Статья посвящена обзору Международных Лихачевских научных чтений, состоявшихся 14-15 мая 2015 года в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов и посвященных проблеме "Современные глобальные вызовы и национальные интересы". В статье анализируется основная проблематика докладов, прозвучавших на Чтениях, делаются выводы об основных тенденциях обсуждения. Как основной проблемный момент всех докладов выявляется вопрос о сути идеи нации. Данная идея оказывается сложной и внутренне противоречивой, что связано со спецификой ее формирования и историей развития в современном обществе. Статья представляет собой обзор конференции, содержит в себе описание и анализ избранных докладов, синтезирует их проблематику для выявления доминирующей идеи. Основной вывод данного обзора состоит в том, что главной идеей, охватывающей все доклады и подходы, является идея внутренней нестабильности, противоречивости и конфликтности понятия нации, что препятствует возможности однозначного решения связанных с ней вопросов и требует глубокого теоретического анализа ситуаций, связанных с национальными интересами.
Никонова С.Б. - Диалектика идеи нации. Обзор Международных Лихачевских научных чтений 2015 года c. 1665-1670

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.11.67226

Аннотация: Статья посвящена обзору Международных Лихачевских научных чтений, состоявшихся 14-15 мая 2015 года в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов и посвященных проблеме "Современные глобальные вызовы и национальные интересы". В статье анализируется основная проблематика докладов, прозвучавших на Чтениях, делаются выводы об основных тенденциях обсуждения. Как основной проблемный момент всех докладов выявляется вопрос о сути идеи нации. Данная идея оказывается сложной и внутренне противоречивой, что связано со спецификой ее формирования и историей развития в современном обществе. Статья представляет собой обзор конференции, содержит в себе описание и анализ избранных докладов, синтезирует их проблематику для выявления доминирующей идеи. Основной вывод данного обзора состоит в том, что главной идеей, охватывающей все доклады и подходы, является идея внутренней нестабильности, противоречивости и конфликтности понятия нации, что препятствует возможности однозначного решения связанных с ней вопросов и требует глубокого теоретического анализа ситуаций, связанных с национальными интересами.
Мифы и современные мифологии
Власова В.Б. - Социальная мифология и модернизация современной культуры

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.11.15702

Аннотация: Статья посвящена феномену социальной мифологии в условиях современной глобализации, модернизации культуры. Главный интерес представляет рассмотрение тех особенностей структуры мифологического сознания, которые служат сохранению архаичных образований в современной социальной практике как её ценностные ориентиры. Анализируются конституирующие моменты мифологического мировосприятия и средства их укоренения в деятельности людей с древности до наших дней. Характеризуются конкретные социально-исторические ситуации, выступающие благодатной почвой воспроизводства социальной мифологии в рационально обоснованном творчестве современного субъекта. Методологией исследования является сравнительный анализ мифотворчества в прошлом и настоящем, социально-психологическая характеристика носителей мифологии в соотношении с их существованием в определённых социокультурных обстоятельствах. Новое в исследовании – аспект рассмотрения проблемы, сопоставляющей внедрение мифологической ориентации во вчерашней и сегодняшней практике; совмещение плюсов и минусов в роли мифа во все времена, объяснение этой двойственности. Выводы: социальная мифология неустранима из культуротворчества вследствие необходимости эмоционального настроя и воображения у субъекта; будучи источником архетипов этноментальности, она консервирует уникальность отдельных культур, противопоставляя её унифицирующим тенденциям модернизации; современное отчуждение глобальной культуры порождает извращённое функционирование мифологии, требуя устранения его причин.
Власова В.Б. - Социальная мифология и модернизация современной культуры c. 1671-1681

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.11.67227

Аннотация: Статья посвящена феномену социальной мифологии в условиях современной глобализации, модернизации культуры. Главный интерес представляет рассмотрение тех особенностей структуры мифологического сознания, которые служат сохранению архаичных образований в современной социальной практике как её ценностные ориентиры. Анализируются конституирующие моменты мифологического мировосприятия и средства их укоренения в деятельности людей с древности до наших дней. Характеризуются конкретные социально-исторические ситуации, выступающие благодатной почвой воспроизводства социальной мифологии в рационально обоснованном творчестве современного субъекта. Методологией исследования является сравнительный анализ мифотворчества в прошлом и настоящем, социально-психологическая характеристика носителей мифологии в соотношении с их существованием в определённых социокультурных обстоятельствах. Новое в исследовании – аспект рассмотрения проблемы, сопоставляющей внедрение мифологической ориентации во вчерашней и сегодняшней практике; совмещение плюсов и минусов в роли мифа во все времена, объяснение этой двойственности. Выводы: социальная мифология неустранима из культуротворчества вследствие необходимости эмоционального настроя и воображения у субъекта; будучи источником архетипов этноментальности, она консервирует уникальность отдельных культур, противопоставляя её унифицирующим тенденциям модернизации; современное отчуждение глобальной культуры порождает извращённое функционирование мифологии, требуя устранения его причин.
Этика
Сочилин А.А. - Формирование понятия «мораль» в европейской философии XVII века

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.11.16905

Аннотация: Объектом исследования является история развития терминологии европейской моральной философии. Предметом исследования является трансформация этической терминологии в XVII веке, в результате которой начался процесс формирования современного понятия "мораль" и ассимиляции традиционных понятий моральной философии в рамках его семантического поля. Изучается теоретический, текстологический, историко-философский и институциональный контекст этого процесса. Рассматривается происхождение и историческая динамика таких понятий как "мораль", "этика", "moralitas", "moralia", "jus naturale", "lex naturalis", "honestum", "honestas", "rectitudo". Методы исследования включают лингвистические и общегуманитарные: анализ процесса семантического расширения указанных понятий, их морфемный анализ, контекстуальный анализ. Терминологические трансформации связываются с концептуальными изменениями в рамках европейской моральной философии. В результате проведенного исследования уточнена этимология понятий "мораль" и "этика", их связь с латинским и греческим оригиналом. Эксплицированы сходства и различия их происхождения. Сделан вывод о решающем значении дискурса понятия "moralitas" в процессе формирования современного понятия "мораль", прояснен его теоретический контекст. Определены две взаимосвязанных философских традиции, в рамках которых проходил этот процесс (традиция естественного права и томистская традиция с её преимущественно аристотелианской этической терминологией), намечен круг текстов XVII века в которых он фиксируется. Была обобщена историческая динамика и сформулирована пятиуровневая программа его дальнейшего исследования.
Сочилин А.А. - Формирование понятия «мораль» в европейской философии XVII века c. 1682-1690

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.11.67228

Аннотация: Объектом исследования является история развития терминологии европейской моральной философии. Предметом исследования является трансформация этической терминологии в XVII веке, в результате которой начался процесс формирования современного понятия "мораль" и ассимиляции традиционных понятий моральной философии в рамках его семантического поля. Изучается теоретический, текстологический, историко-философский и институциональный контекст этого процесса. Рассматривается происхождение и историческая динамика таких понятий как "мораль", "этика", "moralitas", "moralia", "jus naturale", "lex naturalis", "honestum", "honestas", "rectitudo". Методы исследования включают лингвистические и общегуманитарные: анализ процесса семантического расширения указанных понятий, их морфемный анализ, контекстуальный анализ. Терминологические трансформации связываются с концептуальными изменениями в рамках европейской моральной философии. В результате проведенного исследования уточнена этимология понятий "мораль" и "этика", их связь с латинским и греческим оригиналом. Эксплицированы сходства и различия их происхождения. Сделан вывод о решающем значении дискурса понятия "moralitas" в процессе формирования современного понятия "мораль", прояснен его теоретический контекст. Определены две взаимосвязанных философских традиции, в рамках которых проходил этот процесс (традиция естественного права и томистская традиция с её преимущественно аристотелианской этической терминологией), намечен круг текстов XVII века в которых он фиксируется. Была обобщена историческая динамика и сформулирована пятиуровневая программа его дальнейшего исследования.
Эстетика
Гужа Е.А. - Смысл моды: вербальная и визуальная эстетическая коммуникация

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.11.13387

Аннотация: В статье исследуется понятие феномена моды в современной культуре, раскрывается философско-эстетическое понимание смысла моды, рассматривается смысл и значение понятий "эстетический опыт" , "эстетическое познание", анализируются вербальный и визуальный уровни эстетического сообщения в моде. Исследуется, каким образом достигается эстетическое познание моды, как концептуализируется избыточность эстетических смыслов в эстетическом опыте субъекта. Рассматриваются основные философские концепции, затрагивающие проблематику работы, выявляются смысловые коды, передаваемые на невербальном и вербальном уровнях эстетической коммуникации. В качестве методологической основы используется философско-эстетический модус теории коммуникации, философско-эстетический анализ феномена моды в разрезе вербальной и визуальной эстетической коммуникации Научная новизна заключается в использовании указанной методологии, которая является исключительно новаторской для подобного рода исследований, дается подробная характеристика выявленных уровней коммуникации, рассматриваются имплицитные и эксплицитные уровни смыслов эстетических сообщений в современной индустрии моды. На визуальном уровне раскрываются такие формы и приемы выразительности, как цвет, силуэт, композиция, ритм, орнамент, стилеобразование, эклектика, стилизация; анализ вербального уровня эстетической коммуникации опирается на риторику модных журналов и рекламных кампаний
Гужа Е.А. - Смысл моды: вербальная и визуальная эстетическая коммуникация c. 1691-1698

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.11.67229

Аннотация: В статье исследуется понятие феномена моды в современной культуре, раскрывается философско-эстетическое понимание смысла моды, рассматривается смысл и значение понятий "эстетический опыт" , "эстетическое познание", анализируются вербальный и визуальный уровни эстетического сообщения в моде. Исследуется, каким образом достигается эстетическое познание моды, как концептуализируется избыточность эстетических смыслов в эстетическом опыте субъекта. Рассматриваются основные философские концепции, затрагивающие проблематику работы, выявляются смысловые коды, передаваемые на невербальном и вербальном уровнях эстетической коммуникации. В качестве методологической основы используется философско-эстетический модус теории коммуникации, философско-эстетический анализ феномена моды в разрезе вербальной и визуальной эстетической коммуникации Научная новизна заключается в использовании указанной методологии, которая является исключительно новаторской для подобного рода исследований, дается подробная характеристика выявленных уровней коммуникации, рассматриваются имплицитные и эксплицитные уровни смыслов эстетических сообщений в современной индустрии моды. На визуальном уровне раскрываются такие формы и приемы выразительности, как цвет, силуэт, композиция, ритм, орнамент, стилеобразование, эклектика, стилизация; анализ вербального уровня эстетической коммуникации опирается на риторику модных журналов и рекламных кампаний
Философия культуры
Люсый А.П., Нилогов А.С. - Текстологическая концепция русской культуры (беседа А. С. Нилогова с А. П. Люсым)

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.11.13205

Аннотация: Беседа с А. П. Люсым записана в рамках издательского проекта «Современная русская философия» и посвящена современным трендам отечественной философской и культурологической мысли. Культуролог Люсый предлагает собственную исследовательскую методологию – текстологическую концепцию русской культуры, или теорию локальных текстов/супертекстов, которая призвана стать важным способом социокультурной идентификации личности и общества на нынешнем этапе российской истории, то есть организовывать «поиск моделей структурирования реальности, построение новых входов в каналы этой реальности, позволяющие решать актуальные для человека и общества задачи». В беседе используются методы текстологического анализа, апробирующие авторскую концепцию русской культуры. Применяется также герменевтический подход, позволяющий истолковать современную ситуацию в отечественной философской мысли и культурологии. А. С. Люсый проверяет свою текстологическую концепцию русской культуры на примере крымского, московского, сибирского, алтайского, уральского, волжского, саратовского, самарского и других региональных супертекстов. Таким образом, текст становится синонимом «читаемости» той или иной культурной среды. Гносеологическая (познавательная) метафора текста/супертекста позволяет анализировать человеческую среду обитания в качестве знаково-символической реальности – как семиозис, а точнее говоря – как семиоценоз.
Люсый А.П., Нилогов А.С. - Текстологическая концепция русской культуры (беседа А. С. Нилогова с А. П. Люсым) c. 1699-1723

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.11.67230

Аннотация: Беседа с А. П. Люсым записана в рамках издательского проекта «Современная русская философия» и посвящена современным трендам отечественной философской и культурологической мысли. Культуролог Люсый предлагает собственную исследовательскую методологию – текстологическую концепцию русской культуры, или теорию локальных текстов/супертекстов, которая призвана стать важным способом социокультурной идентификации личности и общества на нынешнем этапе российской истории, то есть организовывать «поиск моделей структурирования реальности, построение новых входов в каналы этой реальности, позволяющие решать актуальные для человека и общества задачи». В беседе используются методы текстологического анализа, апробирующие авторскую концепцию русской культуры. Применяется также герменевтический подход, позволяющий истолковать современную ситуацию в отечественной философской мысли и культурологии. А. С. Люсый проверяет свою текстологическую концепцию русской культуры на примере крымского, московского, сибирского, алтайского, уральского, волжского, саратовского, самарского и других региональных супертекстов. Таким образом, текст становится синонимом «читаемости» той или иной культурной среды. Гносеологическая (познавательная) метафора текста/супертекста позволяет анализировать человеческую среду обитания в качестве знаково-символической реальности – как семиозис, а точнее говоря – как семиоценоз.
Философия права
Кацапова И.А. - Глобализация и национальные идеи: вектор пересечения (философско-правовой аспект)

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.11.14950

Аннотация: В статье рассматриваются столь актуальные для современности проблемы - международных отношений, правоотношений на уровне международного права, проблема универсальных ценностей. Автор статьи анализирует концепцию глобального сообщества через призму универсальных ценностей и прав человека. Обосновывает проблему кризиса политико-правовой деятельности, включающей в себя правовую и законодательную политику государства через систему соотношения принципа верховенства права и законодательства. Автором статьи предлагается актуализировать философско-правовую проблематику, в том числе тему т.н. национальной идеи – в новой ее версии: право на достойное человеческое существование. В статье главным методологическим принципом исследования является соотношение юридического и философского подходов к проблемам права и правовой реальности, также используется и исторический метод.. В статье рассматриваются современные цивилизационные процессы через призму философско-правовой проблематики, что, бесспорно, является не только актуальной, но и вполне новой, недостаточно разработанной темой. Современная практика международного развития свидетельствует о необходимости возрождения столь актуального раздела знаний - философии права, как альтернативы сформировавшемуся в юридической науке технологическому подходу в правотворчестве и правоприменении.
Кацапова И.А. - Глобализация и национальные идеи: вектор пересечения (философско-правовой аспект) c. 1724-1733

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.11.67231

Аннотация: В статье рассматриваются столь актуальные для современности проблемы - международных отношений, правоотношений на уровне международного права, проблема универсальных ценностей. Автор статьи анализирует концепцию глобального сообщества через призму универсальных ценностей и прав человека. Обосновывает проблему кризиса политико-правовой деятельности, включающей в себя правовую и законодательную политику государства через систему соотношения принципа верховенства права и законодательства. Автором статьи предлагается актуализировать философско-правовую проблематику, в том числе тему т.н. национальной идеи – в новой ее версии: право на достойное человеческое существование. В статье главным методологическим принципом исследования является соотношение юридического и философского подходов к проблемам права и правовой реальности, также используется и исторический метод.. В статье рассматриваются современные цивилизационные процессы через призму философско-правовой проблематики, что, бесспорно, является не только актуальной, но и вполне новой, недостаточно разработанной темой. Современная практика международного развития свидетельствует о необходимости возрождения столь актуального раздела знаний - философии права, как альтернативы сформировавшемуся в юридической науке технологическому подходу в правотворчестве и правоприменении.
Философия науки и образования
Шиповалова Л.В. - Современная идея университета и возможная легитимация философии

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.11.16373

Аннотация: Предметом данной статьи является вопрос о легитимации философии в современном обществе и значение ее сохранения в современном университете. При этом ставится задача понять место философии в университете, определяемое в контексте различия целей этой институции: с одной стороны, польза, удовлетворение требований результативности и эффективности, звучащих от общества и государства и, с другой стороны, поиск истины и образование человека. Первая цель связана с частными интересами, вторая с всеобщим. В статье использованы методы проблематизации и контекстуализации. Определяются условия возникновения требований эффективности, современная проблема университета как неоднозначность его целевых ориентаций. Поиск решения предполагает обращение к контексту, к возникновению классического университета, его философским основаниям: положениям о реформе университета В. Гумбольдта и обоснованию роли философского факультета в университете И. Кантом В статье использованы методы проблематизации и контекстуализации. Определяются условия возникновения требований эффективности, современная проблема университета как неоднозначность его целевых ориентаций; поиск решения предполагает обращение к контексту, к возникновению классического университета, его философским основаниям: положениям о реформе университета В. Гумбольдта и обоснованию роли философского факультета в университете И. Кантом
Шиповалова Л.В. - Современная идея университета и возможная легитимация философии c. 1734-1741

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.11.67232

Аннотация: Предметом данной статьи является вопрос о легитимации философии в современном обществе и значение ее сохранения в современном университете. При этом ставится задача понять место философии в университете, определяемое в контексте различия целей этой институции: с одной стороны, польза, удовлетворение требований результативности и эффективности, звучащих от общества и государства и, с другой стороны, поиск истины и образование человека. Первая цель связана с частными интересами, вторая с всеобщим. В статье использованы методы проблематизации и контекстуализации. Определяются условия возникновения требований эффективности, современная проблема университета как неоднозначность его целевых ориентаций. Поиск решения предполагает обращение к контексту, к возникновению классического университета, его философским основаниям: положениям о реформе университета В. Гумбольдта и обоснованию роли философского факультета в университете И. Кантом В статье использованы методы проблематизации и контекстуализации. Определяются условия возникновения требований эффективности, современная проблема университета как неоднозначность его целевых ориентаций; поиск решения предполагает обращение к контексту, к возникновению классического университета, его философским основаниям: положениям о реформе университета В. Гумбольдта и обоснованию роли философского факультета в университете И. Кантом
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.