Статья 'Эллинистический скептицизм и постмодернистский кризис идентичности' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Эллинистический скептицизм и постмодернистский кризис идентичности

Гатиатуллина Эльвира Ринатовна

кандидат философских наук

доцент, доцент кафедры психологии, педагогики и социально-гуманитарных дисциплин, Московский университет им. С.Ю. Витте

115432, Россия, г. Москва, ул. 2-й Кожуховский проезд, 12, стр. 1, каб. 313

Gatiatullina El'vira Rinatovna

PhD in Philosophy

associate professor of the Department of Psychology, Pedagogy and Social Humanities at Witte Moscow University

115432, Russia, g. Moscow, ul. 2-I kozhukhovskii proezd, d. 12, str. 1, kab. 313

elvira_gatiatull@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2015.11.14831

Дата направления статьи в редакцию:

29-03-2015


Дата публикации:

17-01-2016


Аннотация: Обычно в истории философии рассматриваются различия между эпикурейским, стоическим и скептическим направлениями эллинистической эпохи, а античный скептицизм, локализующийся в учении Пиррона и его последователей, часто рассматривается в качестве некоторой разновидности релятивизма и агностицизма. Автор предпринимает оригинальную попытку обратить внимание на черты сходства между ними, которые, возможно, не будучи принципиальными для своего времени, становятся существенными в исторической перспективе и позволяют рассмотреть интересный диалог между эпохами, разделенными приблизительно двумя тысячелетиями. Если исходить из того, что родиной новоевропейского человечества является античный мир, то корни современного общества, помимо всего прочего построенного на постмодернистской демонополизации истины, во многом уходят в эллинистическую эпоху, несомненной философской заслугой которой было переоткрытие вопроса об отношении мышления к действительности, о природе и критериях истинного знания. Эллинистическая философия, характеризуясь прежде всего «внутренней эмиграцией», своеобразным, не антропологическим даже, а «экзистенциальным» поворотом философской мысли, индивидуалистической и эвдемонистической направленностью, во многом предвосхитила современные эпистемологические, этические и социально-философские идеи, а ее представители, рассмотренные в широком историческом контексте обернутся не «маргинальными» мыслителями своей эпохи, а настоящими пророками в мировой философской мысли.


Ключевые слова:

эллинистическая эпоха, пирронизм, скептицизм, стоицизм, эпикуреизм, эпистемология, философия науки, постмодернизм, современное общество, идентичность

Abstract: Philosophy of history usually considers differences between epicurean, stoic and skeptical directions in Hellenistic philosophy whereas ancient skepticism localized in Pyrrho;s teaching and his followers’ doctrine is often viewed as a certain kind of relativism and agnosticism. The author makes an original attempt to pay attention to their common features that, probably without being critical for their epoch, become essential in historical perspective and allow us to view an interesting dialogue of epochs partitioned by about two millenniums. Taking into account that ancient world is the origin of Neo-European mankind, contemporary society, being is built on post-modernistic truth demonopolization, is rooted in Hellenistic epoch, the undoubted philosophic merit of which was the review of the relationship between thought and reality, nature and criteria of true knowledge. Hellenistic philosophy, being characterized first of all by “internal emigration”, out-of-the-way, even not anthropological, but “existential” turn of philosophical thought, individualistic and eudemonistic directions, in many ways anticipated modern epistemological, ethical and socio-philosophical ideas. Meanwhile its representatives viewed in broad historical context will turn out to be not “marginal” thinkers of their epoch but true prophets of the world’s philosophical thought.


Keywords:

Hellenistic epoch, phyrrhonism, skepticism, stoicism, epicureanism, epistemology, philosophy of science, post-modernism, contemporary society, identity

Библиография
1. Гусев Д.А. Философские и исторические предпосылки античного скептицизма // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2008. № 2 С. 54-62.
2. Гусев Д.А. Скептицизм как высшая форма дискурсивного реализма // Философская мысль. 2014. № 9. С. 21-68.
3. Счастливцев Р.А. Параллелизм сознания в феноменологии Э. Гуссерля // Преподаватель XXI век. 2010. № 1. С. 305-310.
4. Гусев Д.А. Античный скептицизм в перспективе эволюции философии науки и становления морали современного общества // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2011. № 5 С. 83-97.
5. Sextus Empiricus. Pyrrhoniarum institutionum Libri III // Sextus Empiricus. Opera Graece et Latine. Tom. I. Lipsiae, 1840; Секст Эмпирик. Три книги пирроновых положений. Пер. Н.В. Брюлловой-Шаскольской // Секст Эмпирик. Сочинения в 2 томах. М.: Мысль, 1976. Т. 2. С. 205-380.
6. Parker W. Franklin, Holmes, and the epistemology of computer simulation // International studies in the philosophy of science. Basingstoke, 2008. Vol. 22, № 2. P.165-183.
7. Музяков С.И. Информационные и межкультурные коммуникации через призму скептической парадигмы мышления // Образовательные ресурсы и технологии. 2014. № 4 (7). С. 69-74.
8. Гусев Д.А. Скептицизм как «правильная» философия, или три ступени дискурсивного реализма // Дискуссия. 2014. № 10 (51). С. 18-22.
9. Прохоров М.М. Истина и действительность // Философская мысль. 2013. № 6. С. 293-387.
10. Гусев Д.А. Античный скептицизм как ранняя форма рефлексии теоретического знания // Преподаватель XXI век. 2010. Т. 2. № 2. С. 204-211.
11. Гусев Д.А., Гатиатуллина Э.Р. Логика и теория научной аргументации. Учебное пособие. М., 2014.
12. Счастливцев Р.А. Редукция и эпохэ в феноменологии Э.Гуссерля // Преподаватель XXI век. 2014. Т. 2. № 1. С. 249-257.
13. Пржиленский В.И. Философия науки как исследовательская программа: между историей науки и теорией познания // Философская мысль. 2013. № 3. С. 205-228.
14. Грязнова Е.В. Предмет философии науки // Философская мысль. 2013. № 6. С. 514-529.
15. Гусев Д.А. Эволюция античного скептицизма от Пиррона до Секста Эмпирика // Гуманитарные исследования. 1999. № 3. С. 40-44.
16. Борзых С.В. Два пути развития науки // Философская мысль. 2014. № 8. С. 72-90.
17. Борисов С.В. Интродукция или рождение классической науки // Философская мысль. 2013. № 2. С. 190-230.
18. Гусев Д.А., Рябов П.В., Манекин Р.В. История философии. М.: Слово, 2004.
19. Гусев Д.А. Роль и значение скептицизма в преподавании философии // Вопросы философии. 2007. № 2. С. 168-173.
20. Гусев Д.А. Мировоззренческая ориентация преподавателя социально-гуманитарных дисциплин в образовательном процессе // Образовательные ресурсы и технологии. 2014. № 4 (7). С. 62-69.
21. Atkinson M. Cognitive science and philosophy of mind // Understanding cognitive science. N.Y. etc., 1988. P. 46-68.
22. Ronzoni M., Valentini L. On the meta-ethical status of constructivism: reflections on G.A.Cohen «Facts and principles» // Politics, Philosophy & Economics. L. 2008. Vol. 7. № 4. P. 403-423.
23. Monteiro M., Keating E. Managing misunderstandings. The role of language in interdisciplinary scientific collaboration // Science communication. 2009. Vol. 20, № 10. P. 2-23.
24. Гусев Д.А. Экзамен – всегда «праздник»? // Высшее образование в России. 2003. № 2. С. 84-86.
25. Флеров О.В. Роль и значение сравнительно-исторического метода в лингвистике // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции : в 5 частях. М., 2014. С. 106-107.
26. Рыбакова Н.А. Манипулятивный стереотип профессиональной деятельности педагога и способы его преодоления // Современное образование. 2015. № 1. С. 124-142.
27. Флеров О.В. Влияние современных педагогических идеалов на обучение иностранным языкам // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. № 8. С. 109-111.
28. Гусев Д.А. Основные принципы эффективного построения системы дистанционного обучения // Наука и школа. 2014. № 5. С. 106-112.
29. Флеров О.В. Особенности преподавания второго иностранного языка в нелингвистическом вузе // Современное образование. 2015. № 1. С. 1-25.
30. Гусев Д.А. К вопросу о риторической культуре преподавателя высшей школы // Современное образование. 2015. № 2. С. 141-176.
31. Рыбакова Н.А. Мотивационные источники самоактуализации педагога в профессиональной деятельности // Современное образование. 2015. № 1. С. 69-99.
32. Гусев Д.А. Логическая культура в преподавательской деятельности // Преподаватель XXI век. 2005. № 1. С. 15-21.
33. Флеров О.В. Особенности преподавания английского языка студентам с высоким уровнем языковой подготовки // Современное образование. 2015. № 1. С. 100-123.
34. Гатиатуллина Э.Р. Горек ли корень учения? Или к вопросу о личности педагога в образовательном процессе // Современное образование. 2015. № 2. С. 20-44.
35. Флеров О.В. Повышение эффективности обучения студентов иностранному языку на основе коммуникативной методики. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 2013.
36. Гусев Д.А. К вопросу о содержании учебного курса философии в средней и высшей школе // Наука и школа. 2002. № 4. C. 2-7.
37. Потатуров В.А. Культура и цивилизация: диалектика взаимоотношений (методологические аспекты) // Образовательные ресурсы и технологии. 2014. № 3 (6). С. 52-62.
38. Гусев Д.А. Docendo discimus – уча, мы учимся сами. Сборник статей. М.: Директ-Медиа, 2013.
39. Флеров О.В. Блог как средство обучения английскому языку // Педагогика и просвещение. 2014. № 4. С. 66-73.
40. Гатиатуллина Э.Р., Тайсаев Д.М. Механизм демаргинализации в современных социально-экономических условиях // Вестник Университета Российской академии образования. 2015. № 1. С. 68-75.
41. Флеров О.В. Корпоративное обучение английскому языку как способ повышения уровня коммуникативной компетенции сотрудников международных компаний // Современное образование. 2015. № 2. С. 116-140.
42. Рыбакова Н.А. Феноменологические основы самоактуализации личности // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. 2005. № 5-2. С. 26-37.
43. Гатиатуллина Э.Р., Тхагапсоев Х.Г. Идентичность как категория социальной философии. Перспективы науки. 2013. № 10 (49). С. 96-98.
44. Шебанова М.А. Космополитическая идентичность как одна из форм транснациональных идентичностей // Политика и Общество.-2013.-8.-C. 1039-1051. DOI: 10.7256/1812-8696.2013.8.8781.
45. Э.М. Спирова Постмодернистская трактовка идентичности // Психология и Психотехника.-2011.-6.-C. 72-79.
46. Барбашин М.Ю. Исследования этногенеза в современной этносоциологии: общие вопросы методологии // Политика и Общество.-2013.-7.-C. 877-883. DOI: 10.7256/1812-8696.2013.7.9101.
47. Т.В. Жигальцова Подходы к понятиям "модерн" и "постмодерн" в теории культуры // Философия и культура.-2011.-11.-C. 102-113.
48. В.М. Розин Прогнозирование и методологическое осмысление российского образования и социальности // Педагогика и просвещение.-2012.-3.-C. 44-56.
49. Репьева А.М. Проблемы формирования национальной идентичности в США и России // Международные отношения.-2013.-2.-C. 197-203. DOI: 10.7256/2305-560X.2013.02.13.
50. Д.Н. Бухаров Сущностные свойства и потребности как источник идентичности человека // Философия и культура.-2013.-5.-C. 709-717. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.05.13.
51. П.С. Гуревич Феномен идентичности в трактовке Поля Рикёра // Психология и Психотехника.-2013.-5.-C. 421-423. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.5.8845.
52. Кузнецова А.И. Роль национальной идентичности в международных отношениях на современном этапе // Международные отношения.-2013.-2.-C. 185-191. DOI: 10.7256/2305-560X.2013.02.11.
53. Д.Г. Трунов Измененное состояние сознания как фактор трансформации идентичности в «ритуалах перехода» // Психология и Психотехника.-2013.-4.-C. 345-351. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.04.5.
54. Д.С. Докучаев Региональная идентичность: понятие, структура, функции // Философия и культура.-2012.-12.-C. 15-22.
55. П.С. Гуревич Зодчий нового поколения // Философия и культура.-2012.-11.-C. 4-9.
References
1. Gusev D.A. Filosofskie i istoricheskie predposylki antichnogo skeptitsizma // Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Filosofiya. 2008. № 2 S. 54-62.
2. Gusev D.A. Skeptitsizm kak vysshaya forma diskursivnogo realizma // Filosofskaya mysl'. 2014. № 9. S. 21-68.
3. Schastlivtsev R.A. Parallelizm soznaniya v fenomenologii E. Gusserlya // Prepodavatel' XXI vek. 2010. № 1. S. 305-310.
4. Gusev D.A. Antichnyi skeptitsizm v perspektive evolyutsii filosofii nauki i stanovleniya morali sovremennogo obshchestva // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 7: Filosofiya. 2011. № 5 S. 83-97.
5. Sextus Empiricus. Pyrrhoniarum institutionum Libri III // Sextus Empiricus. Opera Graece et Latine. Tom. I. Lipsiae, 1840; Sekst Empirik. Tri knigi pirronovykh polozhenii. Per. N.V. Bryullovoi-Shaskol'skoi // Sekst Empirik. Sochineniya v 2 tomakh. M.: Mysl', 1976. T. 2. S. 205-380.
6. Parker W. Franklin, Holmes, and the epistemology of computer simulation // International studies in the philosophy of science. Basingstoke, 2008. Vol. 22, № 2. P.165-183.
7. Muzyakov S.I. Informatsionnye i mezhkul'turnye kommunikatsii cherez prizmu skepticheskoi paradigmy myshleniya // Obrazovatel'nye resursy i tekhnologii. 2014. № 4 (7). S. 69-74.
8. Gusev D.A. Skeptitsizm kak «pravil'naya» filosofiya, ili tri stupeni diskursivnogo realizma // Diskussiya. 2014. № 10 (51). S. 18-22.
9. Prokhorov M.M. Istina i deistvitel'nost' // Filosofskaya mysl'. 2013. № 6. S. 293-387.
10. Gusev D.A. Antichnyi skeptitsizm kak rannyaya forma refleksii teoreticheskogo znaniya // Prepodavatel' XXI vek. 2010. T. 2. № 2. S. 204-211.
11. Gusev D.A., Gatiatullina E.R. Logika i teoriya nauchnoi argumentatsii. Uchebnoe posobie. M., 2014.
12. Schastlivtsev R.A. Reduktsiya i epokhe v fenomenologii E.Gusserlya // Prepodavatel' XXI vek. 2014. T. 2. № 1. S. 249-257.
13. Przhilenskii V.I. Filosofiya nauki kak issledovatel'skaya programma: mezhdu istoriei nauki i teoriei poznaniya // Filosofskaya mysl'. 2013. № 3. S. 205-228.
14. Gryaznova E.V. Predmet filosofii nauki // Filosofskaya mysl'. 2013. № 6. S. 514-529.
15. Gusev D.A. Evolyutsiya antichnogo skeptitsizma ot Pirrona do Seksta Empirika // Gumanitarnye issledovaniya. 1999. № 3. S. 40-44.
16. Borzykh S.V. Dva puti razvitiya nauki // Filosofskaya mysl'. 2014. № 8. S. 72-90.
17. Borisov S.V. Introduktsiya ili rozhdenie klassicheskoi nauki // Filosofskaya mysl'. 2013. № 2. S. 190-230.
18. Gusev D.A., Ryabov P.V., Manekin R.V. Istoriya filosofii. M.: Slovo, 2004.
19. Gusev D.A. Rol' i znachenie skeptitsizma v prepodavanii filosofii // Voprosy filosofii. 2007. № 2. S. 168-173.
20. Gusev D.A. Mirovozzrencheskaya orientatsiya prepodavatelya sotsial'no-gumanitarnykh distsiplin v obrazovatel'nom protsesse // Obrazovatel'nye resursy i tekhnologii. 2014. № 4 (7). S. 62-69.
21. Atkinson M. Cognitive science and philosophy of mind // Understanding cognitive science. N.Y. etc., 1988. P. 46-68.
22. Ronzoni M., Valentini L. On the meta-ethical status of constructivism: reflections on G.A.Cohen «Facts and principles» // Politics, Philosophy & Economics. L. 2008. Vol. 7. № 4. P. 403-423.
23. Monteiro M., Keating E. Managing misunderstandings. The role of language in interdisciplinary scientific collaboration // Science communication. 2009. Vol. 20, № 10. P. 2-23.
24. Gusev D.A. Ekzamen – vsegda «prazdnik»? // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2003. № 2. S. 84-86.
25. Flerov O.V. Rol' i znachenie sravnitel'no-istoricheskogo metoda v lingvistike // Nauka, obrazovanie, obshchestvo: tendentsii i perspektivy. Sbornik nauchnykh trudov po materialam Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii : v 5 chastyakh. M., 2014. S. 106-107.
26. Rybakova N.A. Manipulyativnyi stereotip professional'noi deyatel'nosti pedagoga i sposoby ego preodoleniya // Sovremennoe obrazovanie. 2015. № 1. S. 124-142.
27. Flerov O.V. Vliyanie sovremennykh pedagogicheskikh idealov na obuchenie inostrannym yazykam // Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniya). 2011. № 8. S. 109-111.
28. Gusev D.A. Osnovnye printsipy effektivnogo postroeniya sistemy distantsionnogo obucheniya // Nauka i shkola. 2014. № 5. S. 106-112.
29. Flerov O.V. Osobennosti prepodavaniya vtorogo inostrannogo yazyka v nelingvisticheskom vuze // Sovremennoe obrazovanie. 2015. № 1. S. 1-25.
30. Gusev D.A. K voprosu o ritoricheskoi kul'ture prepodavatelya vysshei shkoly // Sovremennoe obrazovanie. 2015. № 2. S. 141-176.
31. Rybakova N.A. Motivatsionnye istochniki samoaktualizatsii pedagoga v professional'noi deyatel'nosti // Sovremennoe obrazovanie. 2015. № 1. S. 69-99.
32. Gusev D.A. Logicheskaya kul'tura v prepodavatel'skoi deyatel'nosti // Prepodavatel' XXI vek. 2005. № 1. S. 15-21.
33. Flerov O.V. Osobennosti prepodavaniya angliiskogo yazyka studentam s vysokim urovnem yazykovoi podgotovki // Sovremennoe obrazovanie. 2015. № 1. S. 100-123.
34. Gatiatullina E.R. Gorek li koren' ucheniya? Ili k voprosu o lichnosti pedagoga v obrazovatel'nom protsesse // Sovremennoe obrazovanie. 2015. № 2. S. 20-44.
35. Flerov O.V. Povyshenie effektivnosti obucheniya studentov inostrannomu yazyku na osnove kommunikativnoi metodiki. Dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni kandidata pedagogicheskikh nauk. M., 2013.
36. Gusev D.A. K voprosu o soderzhanii uchebnogo kursa filosofii v srednei i vysshei shkole // Nauka i shkola. 2002. № 4. C. 2-7.
37. Potaturov V.A. Kul'tura i tsivilizatsiya: dialektika vzaimootnoshenii (metodologicheskie aspekty) // Obrazovatel'nye resursy i tekhnologii. 2014. № 3 (6). S. 52-62.
38. Gusev D.A. Docendo discimus – ucha, my uchimsya sami. Sbornik statei. M.: Direkt-Media, 2013.
39. Flerov O.V. Blog kak sredstvo obucheniya angliiskomu yazyku // Pedagogika i prosveshchenie. 2014. № 4. S. 66-73.
40. Gatiatullina E.R., Taisaev D.M. Mekhanizm demarginalizatsii v sovremennykh sotsial'no-ekonomicheskikh usloviyakh // Vestnik Universiteta Rossiiskoi akademii obrazovaniya. 2015. № 1. S. 68-75.
41. Flerov O.V. Korporativnoe obuchenie angliiskomu yazyku kak sposob povysheniya urovnya kommunikativnoi kompetentsii sotrudnikov mezhdunarodnykh kompanii // Sovremennoe obrazovanie. 2015. № 2. S. 116-140.
42. Rybakova N.A. Fenomenologicheskie osnovy samoaktualizatsii lichnosti // Vestnik Altaiskoi gosudarstvennoi pedagogicheskoi akademii. 2005. № 5-2. S. 26-37.
43. Gatiatullina E.R., Tkhagapsoev Kh.G. Identichnost' kak kategoriya sotsial'noi filosofii. Perspektivy nauki. 2013. № 10 (49). S. 96-98.
44. Shebanova M.A. Kosmopoliticheskaya identichnost' kak odna iz form transnatsional'nykh identichnostei // Politika i Obshchestvo.-2013.-8.-C. 1039-1051. DOI: 10.7256/1812-8696.2013.8.8781.
45. E.M. Spirova Postmodernistskaya traktovka identichnosti // Psikhologiya i Psikhotekhnika.-2011.-6.-C. 72-79.
46. Barbashin M.Yu. Issledovaniya etnogeneza v sovremennoi etnosotsiologii: obshchie voprosy metodologii // Politika i Obshchestvo.-2013.-7.-C. 877-883. DOI: 10.7256/1812-8696.2013.7.9101.
47. T.V. Zhigal'tsova Podkhody k ponyatiyam "modern" i "postmodern" v teorii kul'tury // Filosofiya i kul'tura.-2011.-11.-C. 102-113.
48. V.M. Rozin Prognozirovanie i metodologicheskoe osmyslenie rossiiskogo obrazovaniya i sotsial'nosti // Pedagogika i prosveshchenie.-2012.-3.-C. 44-56.
49. Rep'eva A.M. Problemy formirovaniya natsional'noi identichnosti v SShA i Rossii // Mezhdunarodnye otnosheniya.-2013.-2.-C. 197-203. DOI: 10.7256/2305-560X.2013.02.13.
50. D.N. Bukharov Sushchnostnye svoistva i potrebnosti kak istochnik identichnosti cheloveka // Filosofiya i kul'tura.-2013.-5.-C. 709-717. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.05.13.
51. P.S. Gurevich Fenomen identichnosti v traktovke Polya Rikera // Psikhologiya i Psikhotekhnika.-2013.-5.-C. 421-423. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.5.8845.
52. Kuznetsova A.I. Rol' natsional'noi identichnosti v mezhdunarodnykh otnosheniyakh na sovremennom etape // Mezhdunarodnye otnosheniya.-2013.-2.-C. 185-191. DOI: 10.7256/2305-560X.2013.02.11.
53. D.G. Trunov Izmenennoe sostoyanie soznaniya kak faktor transformatsii identichnosti v «ritualakh perekhoda» // Psikhologiya i Psikhotekhnika.-2013.-4.-C. 345-351. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.04.5.
54. D.S. Dokuchaev Regional'naya identichnost': ponyatie, struktura, funktsii // Filosofiya i kul'tura.-2012.-12.-C. 15-22.
55. P.S. Gurevich Zodchii novogo pokoleniya // Filosofiya i kul'tura.-2012.-11.-C. 4-9.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.