по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 06, 2013
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 1-2.88-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2013
Колонка главного редактора
Гуревич П.С. - Ф. Степун о статусе философии культуры

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.6.8844

Аннотация: Философия культуры располагает огромным количеством фактов. Они описываются в русле культурной антропологии, социологии культуры, теологии культуры, этнологии, культурфилософии, истории культуры. Однако добытая противоречивая эмпирия фактов далеко не всегда проясняет метафизические проблемы. Продвижение от одной культурной эпохи к другой существенно преображает панораму культуры. Так рождается теоретическая потребность обнаружить некое единство культурного процесса, инварианты социодинамических моделей, архетипные ситуации, закономерности повторения и преображения постоянных компонентов культуры. С помощью философского умозрения осваиваются разноликий человеческий опыт, возможности приобщения индивида к культурному космосу. Философия культуры пытается проникнуть в самые неожиданные и вечно возобновляемые парадоксы человеческого бытия, а культурфилософ призван обосновать общезначимую норму, которая позволила бы оценивать действительно существующие состояния культуры. На вопрос: каков же статус философии культуры размышлял известный русский философ Ф. А. Степун (1884 - 1965).
П.С. Гуревич - Ф. Степун о статусе философии культуры c. 733-735

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.6.62758

Аннотация: Философия культуры располагает огромным количеством фактов. Они описываются в русле культурной антропологии, социологии культуры, теологии культуры, этнологии, культурфилософии, истории культуры. Однако добытая противоречивая эмпирия фактов далеко не всегда проясняет метафизические проблемы. Продвижение от одной культурной эпохи к другой существенно преображает панораму культуры. Так рождается теоретическая потребность обнаружить некое единство культурного процесса, инварианты социодинамических моделей, архетипные ситуации, закономерности повторения и преображения постоянных компонентов культуры. С помощью философского умозрения осваиваются разноликий человеческий опыт, возможности приобщения индивида к культурному космосу. Философия культуры пытается проникнуть в самые неожиданные и вечно возобновляемые парадоксы человеческого бытия, а культурфилософ призван обосновать общезначимую норму, которая позволила бы оценивать действительно существующие состояния культуры. На вопрос: каков же статус философии культуры размышлял известный русский философ Ф. Степун.
Онтология: бытие и небытие
Князева Е.Н. - Атомизм и холизм в современной теории сложности

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.6.8319

Аннотация: Атомизм и холизм рассматриваются как два противоположных по смыслу, но дополняющих друг друга подхода в современной теории сложных самоорганизующихся систем, называемой также теорией сложности. Атомизм связан с рассмотрением вложенности сложных структур мира, их фрактальной организации, где мы можем доходить до элементарных, далее неделимых структурных фрагментов, на базе которых вырастают сложные масштабно инвариантные, самоподобные пространственно-временные структуры. Атомизм связан, кроме того, с исследованием уровневой организации бытия и элементов, частей, подсистем, из которых строится целое. Вместе с тем показывается, что вся теория сложности пронизана холизмом, причем ее холизм носит эволюционный характер. Холизм в эволюции сложных самоорганизующихся систем сопряжен с появлением эмерджентных свойств целостных структурных форм и дискретностью, определенным набором структур-аттракторов эволюции. Современный атомизм соотносится с представлениями о фреймах восприятия в когнитивной науке. Исходя из системного и эволюционного видения мира выдвигаются аргументы в защиту гипотезы о происхождении алфавитного письма в тесной связи с учением об атомах в физической природе (В.Г. Лысенко).
Яковлев В.А. - Сакральное триединство бытия

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.6.8063

Аннотация: В статье проводится анализ категории бытия в философском и естественнонаучном аспектах. Выявляется эвристическая функция этой категории для цикла физико-биологических и когнитивных наук. С учётом мнений современных учёных предлагается и обосновывается гипотеза об информационных программах развития материи, живых систем и ментально-когнитивных структур. Даётся обобщающая характеристика бытия как единой информационной реальности мироздания и культуры.
Е.Н. Князева - Атомизм и холизм в современной теории сложности c. 736-745

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.6.62759

Аннотация: Атомизм и холизм рассматриваются как два противоположных по смыслу, но дополняющих друг друга подхода в современной теории сложных самоорганизующихся систем, называемой также теорией сложности. Атомизм связан с рассмотрением вложенности сложных структур мира, их фрактальной организации, где мы можем доходить до элементарных, далее неделимых структурных фрагментов, на базе которых вырастают сложные масштабно инвариантные, самоподобные пространственно-временные структуры. Атомизм связан, кроме того, с исследованием уровневой организации бытия и элементов, частей, подсистем, из которых строится целое. Вместе с тем показывается, что вся теория сложности пронизана холизмом, причем ее холизм носит эволюционный характер. Холизм в эволюции сложных самоорганизующихся систем сопряжен с появлением эмерджентных свойств целостных структурных форм и дискретностью, определенным набором структур-аттракторов эволюции. Современный атомизм соотносится с представлениями о фреймах восприятия в когнитивной науке. Исходя из системного и эволюционного видения мира выдвигаются аргументы в защиту гипотезы о происхождении алфавитного письма в тесной связи с учением об атомах в физической природе (А.И. Козырев, В.Г. Лысенко).
Пространство и время
Зима В.Н. - Парменид и статическая концепция времени

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.6.8058

Аннотация: Проанализировано содержание статической концепции времени и тех основных ее форм, в виде которых она существует в современной философии. Исследован вопрос о связи статической концепции времени и взглядов античного философа Парменида Элейского. Проанализированы взгляды ряда современных исследователей, которые допускают существование подобной связи. Сделан вывод о невозможности рассматривать взгляды Парменида как любую из форм статической концепции времени. Показано значение анализа парменидовского подхода к пониманию бытия для постановки проблемы времени в философии и решения вопроса об онтологических условиях объективации времени. Проанализирован вопрос о связи времени и множественности. Сделан вывод о том, что множественность не является достаточным условием объективации времени. Прослежена тенденция, связанная с решением вопроса о соотношении времени, вечности и множественности в позднем неоплатонизме, и сделан вывод о том, что она состоит в преобладании этернальной, а не темпоральной, интерпретации данного соотношения, что нашло свое выражение в понимании вечности как способа координации множественности. Сделан вывод о том, что способ представления времени в виде В-серий в современной философии (статическая концепция времени) допускает не только темпоральную, но также и атемпоральную, и даже этернальную интерпретацию. Указано, что основное значение альтернативных интерпретаций в том, что они с новой силой поднимают вопрос о том, чем онтология времени в действительности отличается от онтологии вечности.
В.Н. Зима - Парменид и статическая концепция времени c. 756-765

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.6.62761

Аннотация: Проанализировано содержание статической концепции времени и тех основных ее форм, в виде которых она существует в современной философии. Исследован вопрос о связи статической концепции времени и взглядов античного философа Парменида Элейского. Проанализированы взгляды ряда современных исследователей, которые допускают существование подобной связи. Сделан вывод о невозможности рассматривать взгляды Парменида как любую из форм статической концепции времени. Показано значение анализа парменидовского подхода к пониманию бытия для постановки проблемы времени в философии и решения вопроса об онтологических условиях объективации времени. Проанализирован вопрос о связи времени и множественности. Сделан вывод о том, что множественность не является достаточным условием объективации времени. Прослежена тенденция, связанная с решением вопроса о соотношении времени, вечности и множественности в позднем неоплатонизме, и сделан вывод о том, что она состоит в преобладании этернальной, а не темпоральной, интерпретации данного соотношения, что нашло свое выражение в понимании вечности как способа координации множественности. Сделан вывод о том, что способ представления времени в виде В-серий в современной философии (статическая концепция времени) допускает не только темпоральную, но также и атемпоральную, и даже этернальную интерпретацию. Указано, что основное значение альтернативных интерпретаций в том, что они с новой силой поднимают вопрос о том, чем онтология времени в действительности отличается от онтологии вечности.
Судьбы и контуры цивилизаций
Маслов В.М. - Постчеловеческое в мифологии и искусстве: специфика и значение

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.6.7987

Аннотация: Аннотация: статья выступает формой развития системных, диалектических, синергетических представлений о постчеловеческом, о теории и практике радикальных, качественных трансформаций человека и общества. Высокие технологии (биотехнологии, киборгтехнологии, информационные технологии, виртуальная реальность, искусственный интеллект) предоставляют все больше возможностей для реализации постчеловеческих целей: «линия Прометея» (от мифологии к русскому космизму и трансгуманизму) находится в фокусе современных исследований постчеловеческого. Анализ постчеловеческого в мифологии и искусстве – «линии Орфея» – обогащает и уточняет общее понимание постчеловеческого. Сравнительная ценность постчеловеческих моментов мифологии может идентифицировать их исконными чаяниями людей. Постчеловеческое мифологии снимает искусство. Сегодня постчеловеческое в искусстве наиболее полно представлено в научной фантастике и фэнтези. Содержательная ценность научной фантастики соотносится с научным знанием о будущем. Мир фэнтези можно рассматривать как идеальную форму реализации постчеловеческой свободы и принципа удовольствия. Фиксируемый культурный дрейф от принципа реальности к принципу удовольствия – еще один существенный фактор проблематичности постчеловеческого будущего.
Рациональное и иррациональное
Моркина Ю.С. - Творческая ситуация

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.6.7776

Аннотация: В статье раскрывается сложная динамическая структура творческой ситуации. Показывается взаимосвязь творческой ситуации с ситуацией познания. Также с философской точки зрения и задействованием в анализе теории сложных систем и феноменологического подхода предлагается новая модель механизма такого известного феномена как инсайт, внезапного озарения, играющего важную роль в творчестве и познании. Нам принадлежит понятие пред-инсайтного состояния сознания, мы показываем, в чем оно состоит и какую роль играет в творчестве. Нами показывается, что творческая ситуация включает в себя и состояние сознания творящего человека и общий индивидуальный и социальный контекст, кроме того, она экзистенциально нагружена для оказавшегося в ней человека. Роль творческой ситуации в самом творчестве, создании нового, анализируется с привлечением понятий хаоса и самоорганизации.
Ю.С. Моркина - Творческая ситуация c. 842-851

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.6.62770

Аннотация: В статье раскрывается сложная динамическая структура творческой ситуации. Показывается взаимосвязь творческой ситуации с ситуацией познания. Также с философской точки зрения и задействованием в анализе теории сложных систем и феноменологического подхода предлагается новая модель механизма такого известного феномена как инсайт, внезапного озарения, играющего важную роль в творчестве и познании. Нам принадлежит понятие пред-инсайтного состояния сознания, мы показываем, в чем оно состоит и какую роль играет в творчестве. Нами показывается, что творческая ситуация включает в себя и состояние сознания творящего человека и общий индивидуальный и социальный контекст, кроме того, она экзистенциально нагружена для оказавшегося в ней человека. Роль творческой ситуации в самом творчестве, создании нового, анализируется с привлечением понятий хаоса и самоорганизации.
Философия языка и общения
Неретина С.С. - Дискурсивный разбег

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.6.8732

Аннотация: Ж. Деррида и Аврелий Августин традиционно считаются представителями противоположных направлений: первый привлекает внимание к тому, что он называет фонетическим письмом, или логоцентризмом, критике которого посвящены многие его произведения, второй относится к онто-теологическому направлению, отстаивающему идею создания мира по Слову. Однако анализ соотношений между вещью и знаком, обозначающим и обозначаемым, писанием и звучанием, проведенный в диалоге Августина «Об учителе», показывает, что идеи обоих мыслителей во многих случаях сопрягаются.
С.С. Неретина - Дискурсивный разбег c. 7885-795

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.6.62764

Аннотация: Ж. Деррида и Аврелий Августин традиционно считаются представителями противоположных направлений: первый привлекает внимание к тому, что он называет фонетическим письмом, или логоцентризмом, критике которого посвящены многие его произведения, второй относится к онто-теологическому направлению, отстаивающему идею создания мира по Слову. Однако анализ соотношений между вещью и знаком, обозначающим и обозначаемым, писанием и звучанием, проведенный в диалоге Августина «Об учителе», показывает, что идеи обоих мыслителей во многих случаях сопрягаются.
История идей и учений
Воронцова И.В. - Символизм Марселя Эбера и христианский модернизм

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.6.8080

Аннотация: Идейные истоки доктрин римо-католического «модернизма» и рус-ского христианского модернизма ‒ «неохристианства» ‒ включали в себя символизм. Статья поднимает вопрос о «символизме» М. Эбера и значении его для русского христианского модернизма в его взаимодействии с про-блемами традиционного религиозного сознания периода (1880‒1910); при-влекается и тема отношения католического модернизма к философии Эбе-ра. Французский модернизм был тесно связан с прагматизмом, и в России происходило одномоментное изучение обоих феноменов. Дискуссия рус-ской религиозной интеллигенции (1909‒1910) оказалась связана с эписте-мологической проблемой именно в той плоскости, как она была поставлена Эбером. И Эбера, и модернистов ждало разочарование в «символизме» как в посредническом методе обозначения трансцендентного.
И.В. Воронцова - Символизм Марселя Эбера и христианский модернизм c. 796-805

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.6.62765

Аннотация: Идейные истоки доктрин римо-католического «модернизма» и русского христианского модернизма — «неохристианства» ‒ включали в себя символизм. Статья поднимает вопрос о «символизме» М. Эбера и значении его для русского христианского модернизма в его взаимодействии с проблемами традиционного религиозного сознания периода (1880-1910); привлекается и тема отношения католического модернизма к философии Эбера. Французский модернизм был тесно связан с прагматизмом, и в России происходило одномоментное изучение обоих феноменов. Дискуссия русской религиозной интеллигенции (1909-1910) оказалась связана с эпистемологической проблемой именно в той плоскости, как она была поставлена Эбером. И Эбера, и модернистов ждало разочарование в «символизме» как в посредническом методе обозначения трансцендентного.
Социальная философия
Олейников Ю.В. - Альтернативы постиндустриальной модернизации

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.6.7999

Аннотация: Современная постиндустриальная модернизация рассматривается как целостный диалектический - противоречивый процесс революционного преобразования всех сторон бытия общества: революция в средствах воздействия человека на окружающий мир (НТР), коренное изменение всей совокупности общественных отношений и трансформация системы представлений человека о его месте и роли в природе и обществе (мировоззрение).
Политическая философия
Никольский С.А. - Поэт и Власть. Заметки о восприятии Осипом и Надеждой Мандельштам «времени большевиков»)

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.6.8040

Аннотация: Восприятие российского мира после октябрьского переворота, передаваемое стихами Осипа Мандельштама, органично дополняется мемуарной социально-философской прозой жены Поэта. Чем стал для страны Октябрь? Что произошло с народом в результате гражданской войны, "военного коммунизма" и коллективизации? Как изменились за двадцать послеоктябрьских лет и в последующие годы большевистская власть и отечественная интеллигенция, не так давно считавшаяся элитой нации? Ответы на эти и иные подобного рода вопросы составляют существо стихотворных текстов Мандельштама. На них же, беспристрастно и глубоко отвечает та, которую он называл "мое "ты".
Мочкин А.Н. - Лабиринт нигилистической революции Ф.Ницше

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.6.7652

Аннотация: Аннотация. В статье впервые предпринимается попытка позитивной реконструкции нигилистической революции, намеченной Ф.Ницше в поздний период творчества (1882-1888г.г.). Почти незамеченная в прижизненных изданиях философа теория нигилистической революции сохранилась в виде отдельных афоризмов, высказываний, замечаний, вошедших в так и оставшуюся незавершенной «Волю к власти». Вытекая из разрабатываемых в этот период философом «воли к власти» и «вечного возвращения того же самого», концепция нигилистической революции противостоит господствовавшим в XIX веке социально-демократическим теориям общественного развития, теориям социалистического и социал-дарвинистского толка. Полностью отказываясь от исторического наследия просвещенчески-рационалистической философии XVII-XVIII веков, Ф.Ницше в своей теории нигилистической революции разрабатывает концепцию «переоценки ценностей», заменяя христианский нигилизм, социальную справедливость и христианское воздаяние на концепции «Великой политики» и новой социальной антропологии – теорию «сверхчеловека». В процессе формулирования идей нигилистической революции философ вырабатывает новый тип мышления, полностью разрывая с господствующим рационалистическим способом освоения социальной действительности, выдвигает новый тип мышления, названный им «Божественным образом мысли». Реализуя просвещенческий, рационалистический лозунг самостоятельного мышления Sapere audi, отмеченный в свое время И.Кантом, Ф.Ницше доводит до «логического конца» многие социал-реформаторские идеи, показывая крайние выводы из либерального утопизма XIX века. Философ формулирует многие идеи, своеобразно предвосхищающие будущий тоталитарно-кастовый режим государств ХХ века, предсказывает будущую глобальную политическую деятельность ожидаемых им «господ Земли» и методы и способы будущего политического устройства. В процессе формирования теории нигилистической революции Ф.Ницше ставит вопрос о «социальной цене», ressentiment’е будущего социального развития, о методах социального развития человечества в целом, о целях самого этого развития, о месте собственной философии в этом развитии.
Борисенков А.А. - Политическая жизнь – способ политической развития

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.6.7213

Аннотация: В статье рассматривается понятие политического развития, раскрывается его сущность, этапы, способы, основы и формы. Показана неразрывная связь политического развития и политической жизни. Обосновывается положение о том, что политическая жизнь составляет один из способов политического развития, который выступает как политическая эволюция. Анализ структуры политического развития подводит к пониманию основ и форм политической жизни, а также факторов её разрушения.
А.А. Борисенков - Политическая жизнь — способ политического развития c. 816-824

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.6.62767

Аннотация: В статье рассматривается понятие политического развития, раскрывается его сущность, этапы, способы, основы и формы. Показана неразрывная связь политического развития и политической жизни. Обосновывается положение о том, что политическая жизнь составляет один из способов политического развития, который выступает как политическая эволюция. Анализ структуры политического развития подводит к пониманию основ и форм политической жизни, а также факторов её разрушения.
Философия истории
А.Н. Мочкин - Лабиринт нигилистической революции Ф. Ницше c. 766-775

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.6.62762

Аннотация: В статье впервые предпринимается попытка позитивной реконструкции нигилистической революции, намеченной Ф. Ницше в поздний период творчества (1882-1888 гг.). Почти незамеченная в прижизненных изданиях философа теория нигилистической революции сохранилась в виде отдельных афоризмов, высказываний, замечаний, вошедших в так и оставшуюся незавершенной «Волю к власти». Вытекая из разрабатываемых в этот период философом «воли к власти» и «вечного возвращения того же самого», концепция нигилистической революции противостоит господствовавшим в XIX в. социально-демократическим теориям общественного развития, теориям социалистического и социал-дарвинистского толка. Полностью отказываясь от исторического наследия просвещенчески-рационалистической философии XVII-XVIII вв., Ф. Ницше в своей теории нигилистической революции разрабатывает концепцию «переоценки ценностей», заменяя христианский нигилизм, социальную справедливость и христианское воздаяние на концепции «Великой политики» и новой социальной антропологии — теорию «сверхчеловека». В процессе формулирования идей нигилистической революции философ вырабатывает новый тип мышления, полностью разрывая с господствующим рационалистическим способом освоения социальной действительности, выдвигает новый тип мышления, названный им «Божественным образом мысли». Реализуя просвещенческий, рационалистический лозунг самостоятельного мышления Sapere audi, отмеченный в свое время И. Кантом, Ф. Ницше доводит до «логического конца» многие социалреформаторские идеи, показывая крайние выводы из либерального утопизма XIX в. Философ формулирует многие идеи, своеобразно предвосхищающие будущий тоталитарно-кастовый режим государств ХХ в., предсказывает будущую глобальную политическую деятельность ожидаемых им «господ Земли» и методы и способы будущего политического устройства. В процессе формирования теории нигилистической революции Ф. Ницше ставит вопрос о «социальной цене», ressentiment’е будущего социального развития, о методах социального развития человечества в целом, о целях самого этого развития, о месте собственной философии в этом развитии.
Национальный характер и менталитет
Чеснокова Л.В. - Концепт тяги-тоски (Sehnsucht) в немецкой культуре

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.6.6700

Аннотация: В статье рассматривается одно из важнейших понятий немецкой культуры: концепт тяги-тоски (Sehnsucht). Особое внимание уделяется этимологии этого концепта и его интерпретации в философии. Приводятся основные характеристики тоски: неопределенность, беспричинность, неудовлетворимость, связь с бытием. Говорится об амбивалентности, присущей этому чувству. Рассматривается отражение этого концепта в немецкой поэзии и живописи эпохи романтизма.
Л.В. Чеснокова - Концепт тяги-тоски (Sehnsucht) в немецкой культуре c. 825-833

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.6.62768

Аннотация: В статье рассматривается одно из важнейших понятий немецкой культуры: концепт тяги-тоски (Sehnsucht). Особое внимание уделяется этимологии этого концепта и его интерпретации в философии. Приводятся основные характеристики тоски: неопределенность, беспричинность, неудовлетворимость, связь с бытием. Говорится об амбивалентности, присущей этому чувству. Рассматривается отражение этого концепта в немецкой поэзии и живописи эпохи романтизма.
Теологические основы бытия
В.А. Яковлев - Сакральное триединство бытия c. 746-755

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.6.62760

Аннотация: В статье проводится анализ категории бытия в философском и естественнонаучном аспектах. Выявляется эвристическая функция этой категории для цикла физико-биологических и когнитивных наук. С учётом мнений современных учёных предлагается и обосновывается гипотеза об информационных программах развития материи, живых систем и ментально-когнитивных структур. Даётся обобщающая характеристика бытия как единой информационной реальности мироздания и культуры.
Философская антропология
Шиловская Н.С. - Культурные смыслы гуманизма

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.6.6018

Аннотация: В статье рассматриваются ключевые для культуры смыслы гуманизма. Эксплицируется противоречивость гуманизма как человеколюбия. Гуманизм показывается как поиск человеком собственной сущности, которая видится в раскрытии человека как деятельностного субъекта. Обсуждаются вопросы соотношения человека как субъекта и бытия в истории культуры. Гуманизм как раскрытие человека-субъекта в бытии и раскрытие человека как бытия противопоставляются антигуманизму человека как субъекта-без-бытия.
Н.С. Шиловская - Культурные смыслы гуманизма c. 834-841

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.6.62769

Аннотация: В статье рассматриваются ключевые для культуры смыслы гуманизма. Эксплицируется противоречивость гуманизма как человеколюбия. Гуманизм показывается как поиск человеком собственной сущности, которая видится в раскрытии человека как деятельностного субъекта. Обсуждаются вопросы соотношения человека как субъекта и бытия в истории культуры. Гуманизм как раскрытие человека-субъекта в бытии и раскрытие человека как бытия противопоставляются антигуманизму человека как субъекта-без-бытия.
Философия культуры
Шичанина Ю.В. - От творца-субъекта к копирайтеру-модератору: трансформации феномена авторства в современной культуре

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.6.8691

Аннотация: В фокусе исследования феномен авторства, трансформации этого феномена в контексте современной культуры, вследствие появления нового информационного типа культуры и виртуальной среды. Именно изменения в культуре, включающие новые способы построения текстового пространства, техники воспроизведения текстов, новые носители письменности, появление электронных текстов и гипертекстов Интернета, изменения читательских практик позволяет в новом свете рассмотреть проблему автора, говорить не только «о смерти автора», но и об актуальных формах его возрождения. Несмотря на «философскую смерть автора» современной культуре присуще как трансформированное рыночным заказом представление автора в качестве субъекта, демиурга, творца, так и тенденция обезличивания автора, размывания критериев оригинальности, уникальности, аутентичности текста, зависимость от виртуальных посредников. Изменение под влиянием современной информационной цивилизации носителей текстов, читательских практик, характера связи и организации диалога «автор-текст-читатель» привело не только к трансформации авторской функции, переносу акцента на фигуру фрилансера, копирайтера, модератора, заказчика, потребителя, но и к возникновению новых мультимедийных видов виртуального самовыражения и творчества.
Ю.В. Шичанина - От творца-субъекта к копирайтеру-модератору: трансформации феномена авторства в современной культуре c. 776-7884

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.6.62763

Аннотация: В фокусе исследования феномен авторства, трансформации этого феномена в кон- тексте современной культуры, вследствие появления нового информационного типа культуры и виртуальной среды. Именно изменения в культуре, включающие новые способы построения тексто- вого пространства, техники воспроизведения текстов, новые носители письменности, появление электронных текстов и гипертекстов Интернета, изменения читательских практик позволяет в новом свете рассмотреть проблему автора, говорить не только «о смерти автора», но и об акту- альных формах его возрождения. Несмотря на «философскую смерть автора» современной культуре присуще как трансформированное рыночным заказом представление автора в качестве субъекта, демиурга, творца, так и тенденция обезличивания автора, размывания критериев оригинальности, уникальности, аутентичности текста, зависимость от виртуальных посредников. Изменение под влиянием современной информационной цивилизации носителей текстов, читательских практик, характера связи и организации диалога «автор-текст-читатель» привело не только к трансфор- мации авторской функции, переносу акцента на фигуру фрилансера, копирайтера, модератора, заказчика, потребителя, но и к возникновению новых мультимедийных видов виртуального само- выражения и творчества.
Философия и искусство
С.А. Никольский - Поэт и Власть (Заметки о восприятии Осипом и Надеждой Мандельштам «времени большевиков») c. 806-815

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.6.62766

Аннотация: Восприятие российского мира после октябрьского переворота, передаваемое стихами Осипа Мандельштама, органично дополняется мемуарной социально-философской прозой жены Поэта. Чем стал для страны Октябрь? Что произошло с народом в результате гражданской войны, «военного коммунизма» и коллективизации? Как изменились за двадцать послеоктябрьских лет и в последующие годы большевистская власть и отечественная интеллигенция, не так давно считавшаяся элитой нации? Ответы на эти и иные подобного рода вопросы составляют существо стихотворных текстов Мандельштама. На них же, беспристрастно и глубоко, отвечает та, которую он называл «мое «ты».
Философия науки и образования
Шадрина В.И. - Страх в образовательном процессе: социально-философский анализ

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.6.6122

Аннотация: Страх выступает не только одним из базовых человеческих чувств, но и мощным фактором, влияющим на развитие целостной системы образования. Выделенные проблемные позиции и пути их разрешения позволяют обнаружить ряд противоречий внутри системы, осмысление статье уделяется вопросам сущностного потенциала феномена образования, так как образование способно не только транслировать ценности культуры и пассивно отражать окружающую реальность, но и оказывать на нее преобразующее действие.
В.И. Шадрина - Страх в образовательном процессе: социально-философский анализ c. 852-859

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.6.62771

Аннотация: Страх выступает не только одним из базовых человеческих чувств, но и мощным фактором, влияющим на развитие целостной системы образования. Выделенные проблемные позиции и пути их разрешения позволяют обнаружить ряд противоречий внутри системы, осмысление статье уделяется вопросам сущностного потенциала феномена образования, так как образование способно не только транслировать ценности культуры и пассивно отражать окружающую реальность, но и оказывать на нее преобразующее действие.
В потоке книг
Грязнова Е.В., Пасхин Е.Н. - Рецензия на монографию И.В. Ильина, А.Д. Урсула, Т.А. Урсул «Глобальный эволюционизм: идеи, проблемы, гипотезы» М.: МГУ. 2012

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.6.7964

Аннотация: В данной статье анализируется материал монографии И.В. Ильина, А.Д. Урсула, Т.А. Урсул «Глобальный эволюционизм: идеи, проблемы, гипотезы». Мы считаем, что авторами разработан комплексный, информационно-синергетический подход к изучению эволюционных процессов, который является не просто междисциплинарной методологической инновацией, он наиболее адекватно отражает идею глобального эволюционизма, соединяя в единое целое ныне происходящие процессы глобальной эволюции и такие же процессы в прошлом и будущем. В данной работе глобальный эволюционизм представлен как совокупность идей, концепций, проблем и гипотез, рассматривающих один из основных эволюционных процессов во Вселенной — перманентную самоорганизацию материальных систем, в ходе которой идёт последовательное прогрессивное развитие неорганической, органической природы и затем социального уровня мироздания. В рецензируемой монографии представлены оригинальные результаты нового общенаучного направления, которое содержит свои методологию, категориальный аппарат, закономерности и тенденции процесса самоорганизации в мироздании. Глобальный эволюционизм как научное направление раскрывает возможности исследования глобальных процессов и систем, изучение которых уже невозможно традиционными методами. Рецензируемый материал может быть использован и для построения учебных курсов по проблемам глобалистики.
Е.В. Грязнова, Е.Н. Пасхин - Рецензия на монографию И.В. Ильина, А.Д. Урсула, Т.А. Урсул «Глобальный эволюционизм: идеи, проблемы, гипотезы» c. 860-867

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.6.62772

Аннотация: В данной статье анализируется материал монографии И.В. Ильина, А.Д. Урсула, Т.А. Урсул «Глобальный эволюционизм: идеи, проблемы, гипотезы». Мы считаем, что авторами разработан комплексный, информационно-синергетический подход к изучению эволюционных процессов, который является не просто междисциплинарной методологической инновацией, он наиболее адекватно отражает идею глобального эволюционизма, соединяя в единое целое ныне происходящие процессы глобальной эволюции и такие же процессы в прошлом и будущем. В данной работе глобальный эволюционизм представлен как совокупность идей, концепций, проблем и гипотез, рассматривающих один из основных эволюционных процессов во Вселенной — перманентную самоорганизацию материальных систем, в ходе которой идёт последовательное прогрессивное развитие неорганической, органической природы и затем социального уровня мироздания. В рецензируемой монографии представлены оригинальные результаты нового общенаучного направления, которое содержит свои методологию, категориальный аппарат, закономерности и тенденции процесса самоорганизации в мироздании. Глобальный эволюционизм как научное направление раскрывает возможности исследования глобальных процессов и систем, изучение которых уже невозможно традиционными методами. Рецензируемый материал может быть использован и для построения учебных курсов по проблемам глобалистики.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.