ГЛАВНАЯ
> Журнал "Философия и культура"
> Содержание № 01, 2013
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 1-0.48-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php
Содержание № 01, 2013
Колонка главного редактора |
Гуревич П.С. - Жизненный мир человека |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.1.8656
Аннотация: Жизненный мир – центральная проблема феноменологии. Она является по своей сути не чем иным, как прояснением смысла собственной человеческой жизни в ее целостности и многообразии. Гуссерль впервые в истории философии превратил в проблему то, что до него полагалось в качестве чем-то само собой разумеющимся, очевидным. Именно поэтому практическая сторона человеческого существования совершено не исследовалась.
П.С. Гуревич - Жизненный мир человека |
|
c. 7-8
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.1.62033
Аннотация: Жизненный мир – центральная проблема феноменологии. Она является по своей сути не чем иным, как прояснением смысла собственной человеческой жизни в ее целостности и многообразии. Гуссерль впервые в истории философии превратил в проблему то, что до него полагалось в качестве чего-то само собой разумеющимся, очевидным. Именно поэтому практическая сторона человеческого существования совершенно не исследовалась.
Гончарова С.Ю. - О Джоне Сёрле и его философской деятельности |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.1.7065
Аннотация: В статье рассматривается биография одного из самых влиятельных аналитических философов Дж.Сёрла, которая включает в себя интересные личные и исторические сведения о детстве философа, о периоде его обучения в Оксфорде и о философской деятельности в течение его сорокалетнего опыта работы в качестве профессора Калифорнийского университета Беркли (Калифорния, США). Его научная и творческая деятельность вносит существенный вклад в исследование языка, деятельности разума, сознания, человеческой рациональности и процессов конструирования социальной реальности. Философские исследования Дж.Сёрла получили международное признание, о чем свидетельствует его обширная библиография, переведённая на многие языки и тот факт, что в качестве приглашенного профессора философ читал лекции в различных университетах мира.
В.Н. Зима - Проблема онтологического статуса времени в философии науки: анализ основных трудностей |
|
c. 50-59
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.1.62036
Аннотация: Проанализированы основные трудности, которые возникают перед исследователями при обсуждении проблемы онтологического статуса времени. Дана сравнительная характеристика основных подходов к ее решению в российской и зарубежной философии науки. Показана зависимость способов решения данной проблемы от выбранного исследователем способа понимания реальности. Исследованы аргументы в пользу объективации таких аспектов времени как течение, трёхмодусность (прошлое, настоящее, будущее), связь с изменениями в работах ряда российских авторов. Выявлены основные тенденции в решении вопроса о статусе времени у зарубежных исследователей: отрицание объективности течения времени, интерес к концепции блочного времени, отрицание фундаментального характера времени. Проанализирована философская аргументация в пользу концепции блочного времени. Изучены аргументы, направленные против тенденции, связанной с отрицанием реальности времени. Предложены методологические принципы, призванные обосновать релевантность использования концептуального аппарата метафизики для решения вопроса о статусе времени в философии науки. Выявлены трудности, связанные с реализацией программы создания вневременной метафизики, предложенной Х. Прайсом и указаны возможные пути их преодоления.
Судьбы и контуры цивилизаций |
Т.А. Горелова - Модернизация или общественный прогрес |
|
c. 69-78
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.1.62038
Аннотация: В статье обсуждается соотношение понятий модернизация и общественный прогресс в контексте тенденций современного общества. Рассматривается историческая динамика данных понятий. Проводится анализ социокультурного и духовного состояния современного западного и российского обществ. Обосновывается утверждение о необходимости именно общественного прогресса как целостного развития различных составляющих — социальной, научно-технической, экологической, моральной, духовной и др.
Кутырев В.А. - Способствует ли когнитизация мира выживанию человечества? |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.1.6727
Аннотация:
Когнитология – теория информационно-коммуникационного мышления без сознания, образов и психики. Лишённое рефлексии оно превращается в искусственный интеллект. В онтологическом плане это будет постчеловеческий мир Иного. Задачей философии науки является формирование в среде духовной элиты навигаторов по процессам взаимодействия качественной и когнитивной форм бытия, а также трансмиссия этих способностей в общество. Ради выживания в высокотехнологичном мире мы должны культивировать геоцентрически и антропологически вменяемое сознание.
Апевалов А.С. - Специфика истинности исторического знания |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.1.7141
Аннотация: В статье рассмотрена проблема истинности исторического знания с точки зрения различных философских подходов, определены отношения субъекта и объекта истории, рассмотрен концепт релятивизма и релятивности исторического познания, раскрыты понятия исторического мифа и мифологического сознания.
Особое внимание занимает проблема истинности в истории. В современной философии истории она определяется двумя обстоятельствами: природой исторического знания и познания, и, существенными изменениями самой категории «истина» в философии и методологии науки XX в.
В.А. Кутырёв - Способствует ли когнитизация мира выживанию человечества? |
|
c. 96-106
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.1.62041
Аннотация: Когнитология — теория информационно-коммуникационного мышления без сознания, образов и психики. Лишённое рефлексии оно превращается в искусственный интеллект. В онтологическом плане это будет постчеловеческий мир Иного. Задачей философии науки является формирование в среде духовной элиты навигаторов по процессам взаимодействия качественной и когнитивной форм бытия, а также трансмиссия этих способностей в общество. Ради выживания в высокотехнологичном мире мы должны культивировать геоцентрически и антропологически вменяемое сознание.
Рациональное и иррациональное |
И.М. Шадур - О рационалистичности мышления |
|
c. 107-118
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.1.62042
Аннотация: Ставится вопрос о том, на каком основании можно судить о фактической близости философского творчества того или иного мыслителя к рационализму. Для ответа на этот вопрос предлагается руководствоваться теми гносеологическими и методологическими ценностями, на которые стремились ориентироваться в своем мышлении классики философского рационализма. При этом автор исходит из той точки зрения, в соответствии с которой предметом мышления служит опыт, понимаемый с необходимой широтой, поэтому именно в эмпирической проекции мышления предпринимается попытка разыскания критерия соответствия мышления этим ценностям. В соответствии с этим формулируется понятие опыта, обосновываются основополагающие ценностные нормы рационализма и исследуются в логическом и содержательно-эмпирическом аспекте возможные способы обращения мышления с опытом. Результатом исследования становятся положения, устанавливающие свойственное рационалистическому мышлению отношение между структурой мысли и структурой опыта.
А.А. Борисенков - Особенности политического сознания |
|
c. 79-87
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.1.62039
Аннотация: В статье исследуется политическое сознание как явление, раскрывается его сущность и неразрывная связь с политическими знаниями, предлагается его определение. Обосновывается необходимость отделения политического сознания от идейного сознания, а тем самым от идеологий, с ним связанных. Это способствует пониманию действительного содержания политического сознания и преодолению сложившихся о нём ошибочных представлений. Анализируются виды политических знаний, а также противоречия, существующие в классификации этих знаний.
Сиземская И.Н. - «Москва – третий Рим»: у истоков русской философии истории |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.1.6731
Аннотация: В статье рассматривается философское содержание мессианской мифологемы «Москва – третий Рим» в контексте истории отечественной общественной мысли. Обращаясь к анализу метафизики национального мессианизма, автор выявляет главные векторы влияния идеи Москвы как третьего Рима на формирование и развитие проблемного поля русской философии истории.
И.Н. Сиземская - «Москва — третий Рим»: у истоков русской философии истории |
|
c. 60-68
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.1.62037
Аннотация: В статье рассматривается философское содержание мессианской мифологемы «Москва — третий Рим» в контексте истории отечественной общественной мысли. Обращаясь к анализу метафизики национального мессианизма, автор выявляет главные векторы влияния идеи Москвы как третьего Рима на формирование и развитие проблемного поля русской философии истории.
Курто О.И. - История формирования немецкой школы синологии |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.1.6913
Аннотация: Статья посвящена зарождению и развитию китаеведения в Германии, имеющего по сравнению с другими синологическими школами весьма непродолжительную историю. Несмотря на огромный вклад немецких исследователей в мировую науку на русский язык в настоящий момент переведено лишь несколько работ. В итоге, представления российских учёных о достижениях немецких коллег весьма скудны. В статье анализируется научное наследие немецкой школы синологии, выявляются тенденции её развития, перечисля-ются наиболее крупные исследователи и анализируются их работы.
Зима В.Н. - Проблема онтологического статуса времени в философии науки: анализ основных трудностей |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.1.7058
Аннотация: Проанализированы основные трудности, которые возникают перед исследователями при обсуждении проблемы онтологического статуса времени. Дана сравнительная характеристика основных подходов к ее решению в российской и зарубежной философии науки. Показана зависимость способов решения данной проблемы от выбранного исследователем способа понимания реальности. Исследованы аргументы в пользу объективации таких аспектов времени как течение, трехмодусность (прошлое, настоящее, будущее), связь с изменениями в работах ряда российских авторов. Выявлены основные тенденции в решении вопроса о статусе времени у зарубежных исследователей: отрицание объективности течения времени, интерес к концепции блочного времени, отрицание фундаментального характера времени. Проанализирована философская аргументация в пользу концепции блочного времени. Исследованы аргументы, направленные против тенденции, связанной с отрицанием реальности времени. Предложены методологические принципы, призванные обосновать релевантность использования концептуального аппарата метафизики для решения вопроса о статусе времени в философии науки. Выявлены трудности, связанные с реализацией программы создания вневременной метафизики, предложенной Х. Прайсом и указаны возможные пути их преодоления.
Титлин Л.И. - Проблема «я» в полемике между буддизмом и брахманизмом: история изучения вопроса |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.1.7080
Аннотация: Статья посвящена обзору ключевых полемических текстов Древней и Средневековой Индии по вопросу о субъекте и исследований этой тематики на Западе и в России.
Автор дает краткое рассмотрение индийской полемики о субъекте в различных школах, делает общий синопсис аргументов и проблем по теме начиная с Палийского канона и заканчивая средневековыми текстами. Наиболее подробно останавливается на истории изучения важнейшего буддийского трактата – «Абхидхармакоша-бхашьи» Васубандху (IV в.), международный проект исследования которого принадлежал знаменитому русскому ученому Ф.И. Щербатскому. Особо автор выделяет один из ключевых полемических текстов по проблеме субъекта, до сих пор не переведенный с санскрита на русский язык, – «Пудгала-винишчаю» Васубандху.
В статье рассматриваются новейшие переводы и издания текстов по проблеме субъекта в индийской философии, дается обзор последних наиболее интересных зарубежных исследований, конференций и подходов. Автор делает вывод о крайне недостаточной изученности этого вопроса в России и отмечает отсутствие переводов и исследований важнейших трактатов по данной проблематике.
Л.И. Титлин - Проблема «я» в полемике между буддизмом и брахманизмом: история изучения вопроса |
|
c. 29-49
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.1.62035
Аннотация: Статья посвящена обзору ключевых полемических текстов Древней и Средневековой Индии по вопросу о субъекте и исследований этой тематики на Западе и в России. Автор дает краткое рассмотрение индийской полемики о субъекте в различных школах, делает общий синопсис аргументов и проблем по теме, начиная с Палийского канона и заканчивая средневековыми текстами. Наиболее подробно останавливается на истории изучения важнейшего буддийского трактата – «Абхидхармакоша-бхашьи» Васубандху (IV в.), международный проект исследования которого принадлежал знаменитому русскому ученому Ф.И. Щербатскому. Особо автор выделяет один из ключевых полемических текстов по проблеме субъекта, до сих пор не переведенный с санскрита на русский язык, – «Пудгала-винишчаю» Васубандху. В статье рассматриваются новейшие переводы и издания текстов по проблеме субъекта в индийской философии, дается обзор последних наиболее интересных зарубежных исследований, конференций и подходов. Автор делает вывод о крайне недостаточной изученности этого вопроса в России и отмечает отсутствие переводов и исследований важнейших трактатов по данной проблематике.
Гуревич П.С. - Эстетические взгляды А. Шопенгауэра |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.1.8661
Аннотация: Об эстетических взглядах Шопенгауэра написано крайне мало. Хотя, разумеется, к этой теме обращались многие исследователи. Не просто свести к определенной целостности суждения немецкого философа о прекрасном, возвышенном, гениальности, интересном и других эстетических сюжетах. Смысл термина «воля» у Шопенгауэра чрезвычайно расширен, поскольку он утверждал, что всякая сила природы должна мыслиться как воля. Низшая ступень объективации воли – самые общие силы природы – тяжесть, магнетизм и пр.
П.С. Гуревич - Эстетические взгляды А. Шопенгауэра |
|
c. 119-128
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.1.62043
Аннотация: Об эстетических взглядах Шопенгауэра написано крайне мало. Хотя, разумеется, к этой теме обращались многие исследователи. Не просто свести к определенной целостности суждения немецкого философа о прекрасном, возвышенном, гениальности, интересном и других эстетических сюжетах. Смысл термина «воля» у Шопенгауэра чрезвычайно расширен, поскольку он утверждал, что всякая сила природы должна мыслиться как воля. Низшая ступень объективации воли – самые общие силы природы — тяжесть, магнетизм и пр.
А.С. Запесоцкий - Деятельностно-семиотическая теория культуры Вячеслава Степина |
|
c. 9-29
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.1.62034
Аннотация: в статье анализируются взгляды академика В.С. Степина на культуру, показано, что в совокупности они образуют стройную, фундаментальную теорию, вносящую крупный вклад в культурологическое знание. В трудах В.С. Степина возникает многомерная, обобщающая целостная «картина культуры». Культура рассматривается как система надбиологических программ деятельности, специфический способ кодирования социальной информации, система социальных и духовных программ. Особое значение имеет выделение В.С. Степиным универсалий культуры, понятых в качестве ее системообразующих оснований, при этом подчеркивается органическая взаимосвязь философских и культурологических категорий. Показано, что теория культуры В.С. Степина имеет большое теоретическое и практическое значение.
Н.В. Гращенкова - Размышления о документальном и художественном начале в фотографии |
|
c. 129-135
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.1.62044
Аннотация: C середины XIX века в жизни европейского общества произошли значительные социально-культурные перемены, которые существенно изменили представление современного человека об искусстве. В статье рассматривается природа фотографического образа, как особого способа познания окружающего мира. В данной работе автор анализирует различные подходы к содержанию феномена фотоснимка. С одной стороны фотография является новым способом отношения к объективной реальности, через субъективное суждением человека о предмете, а с другой стороны – это возможность приспосабливаться и выживать, сохранять и получать знания о мире. Выступая в различных ролях, фотография имеет возможность концентрировать в себе достижения, как науки, так и искусства, выступать объектом или субъектом в зависимости от целей фотографирования.
Философия науки и образования |
Д.С. Клещев - Философия интуиционизма против фарисейства в науке |
|
c. 88-95
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.1.62040
Аннотация: В статье излагаются размышления о корректности применения закона исключенного третьего в пифагорейской теории несоизмеримых отрезков.
|