Статья 'Проблема «я» в полемике между буддизмом и брахманизмом: история изучения вопроса' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Проблема «я» в полемике между буддизмом и брахманизмом: история изучения вопроса

Титлин Лев Игоревич

кандидат философских наук

старший научный сотрудник, Институт философии РАН

109240, 117198, Россия, Москва область, г. Москва, ул. Гончарная, 12 стр.1, каб. 516

Titlin Lev Igorevich

PhD in Philosophy

Senior Scientific Associate, Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences

109240, 117198, Russia, Moskva oblast', g. Moscow, ul. Goncharnaya, 12 str.1, kab. 516

titlus@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2013.1.7080

Дата направления статьи в редакцию:

18-12-1969


Дата публикации:

1-0.48-2013


Аннотация: Статья посвящена обзору ключевых полемических текстов Древней и Средневековой Индии по вопросу о субъекте и исследований этой тематики на Западе и в России. Автор дает краткое рассмотрение индийской полемики о субъекте в различных школах, делает общий синопсис аргументов и проблем по теме начиная с Палийского канона и заканчивая средневековыми текстами. Наиболее подробно останавливается на истории изучения важнейшего буддийского трактата – «Абхидхармакоша-бхашьи» Васубандху (IV в.), международный проект исследования которого принадлежал знаменитому русскому ученому Ф.И. Щербатскому. Особо автор выделяет один из ключевых полемических текстов по проблеме субъекта, до сих пор не переведенный с санскрита на русский язык, – «Пудгала-винишчаю» Васубандху. В статье рассматриваются новейшие переводы и издания текстов по проблеме субъекта в индийской философии, дается обзор последних наиболее интересных зарубежных исследований, конференций и подходов. Автор делает вывод о крайне недостаточной изученности этого вопроса в России и отмечает отсутствие переводов и исследований важнейших трактатов по данной проблематике.


Ключевые слова:

Философия, я, не-я, субъект, атман, анатман, сознание, васубандху, абхидхармакоша, индийская

Библиография
Список литературы:



Абаева Л. , Андросов В., Бакаева Э. Буддизм: словарь. — М.: Республика, 1992.

Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М.Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. М., Вост. лит., 2011.

Васильков Я.В., Сорокина М.Ю. Люди и судьбы. Биобиблиографический словарь востоковедов – жертв политического террора в советский период (1917 – 1991). СПб, 2003.

Васубандху. Абхидхармакоша. Близкий к тексту перевод с тибетского на русский язык Б.В. Семичова и М.Г. Брянского. Т. 1. Гл. 1-2., Т.2. Гл. 3. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1980.

Васубандху. Абхидхармакоша. Близкий к тексту перевод с тибетского на русский язык Б.В. Семичова и М.Г. Брянского. Т.3. Гл. 4. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1988.

Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). Т. 1: Раздел I: Учение о классах элементов; Раздел II: Учение о факторах доминирования в психике / Изд. подгот. Е.П. Островская, В.И. Рудой. М.: Ладомир, 1998.

Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). — Т . 2: Раздел III: Учение о мире; Раздел IV: Учение о карме / Изд. подгот. Е. П. Островская, В. И. Рудой. — М.: Ладомир, 2001.

Васубандху. Энциклопедия буддийской канонической философии (Абхидхармакоша). Раздел V - Учение об аффектах. Раздел VI - Учение о пути благородной личности. / Составление, перевод, комментарии, исследование Е. П. Островской, В. И. Рудого. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2006.

Вопросы Милинды. Пер. A.B. Парибка. М., 1989.

Дармакирти. Обоснование чужой одушевленности: Съ толкованием Винитадева. Пер. Ф. И. Щербатского. Петербург, 1922.

Ефимова И.Я. Юнг и «Абхидхармакоша» Васубандху: некоторые параллели. // История философии № 11. М.: ИФ РАН, 2004.

Индийская философия: Энциклопедия. / Отв. ред. М.Т. Степанянц, М.: Восточная литература, 2009.

Исаева Н.В. Концепция индивидуальной души в комментарии Шанкары на «Брахма-сутры» // Древняя Индия. Язык, культура, текст. М.: «Наука», 1985.

Исаева Н.В. Шанкара и индийская философия. М.: «Наука», 1991.

Козлов В. В. Психология буддизма. М.: Институт консультирования и системных решений, 2011.

Лепехов С. Ю. Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999.

Лунный свет санкхьи. Санкхья-карика Ишваракришны с комментариями Гаудапады и Вачаспати Мишры ("Санкхья-карика-бхашья" и "Таттва-каумуди"). Исследование, перевод, научный комментарий и словарь В.К. Шохина. – М.: «Ладомир», 1995, Сутры философии санкхьи. Издание подготовил В.К. Шохин. – М.: «Ладомир», 1997, Ньяя-сутры. Ньяя-бхашья. Пер. с санскрита и коммент. В.К. Шохина. – М: Восточная литература, 2001.

Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм: Ранняя буддийская философия. М.: Восточная литература, 1994.

Лысенко В.Г. Ранний буддизм: религия и философия. Учебное пособие. М.: ИФ РАН, 2003.

Лысенко В.Г. Универсум вайшешики (по «Собранию характеристик категорий» Прашастапады) / В.Г. Лысенко. — М.: Восточная литература, 2003, Прашастапада. Собрание характеристик категорий. Пер. и ком. Лысенко В.Г. — М.: Восточная литература, 2005.

Лысенко В.Г., Терентьев А.А, Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. – М.: «Восточная литература», 1994.

Островская-мл. Е. А. Тибетский буддизм. — СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2008.

Психологические аспекты буддизма. Отв. ред. Абаев Н.В. 2-е изд. Новосибирск: "Наука", 1991.

Розенберг О.О. Проблемы буддийской философии. // Розенберг О.О. Труды по буддизму. М.: Наука, 1991.

Северин М.А. Дискуссия о субъекте и субъективности («я») в современных исследованиях сознания: компаративный подход. «История философии» № 17. М.: Изд. ИФ РАН, 2013 (в печати).

Титлин Л. И. «Анатман» (не-Я) как ключевая ценностная установка буддизма в контексте онтологии вайбхашики и пудгалавады (на материале 9-ой книги «Абхидхармакоши» Васубандху). // Идеалы. Ценности. Нормы: VI международная научная конференция по востоковедению (Торчиновские чтения). 3–6 февраля 2010 г. / Сост. и отв. ред. С. В. Пахомов. – С.-Петербург. – С. 216-221.

Титлин Л.И. «Проблема онтологического статуса субъекта в "Пудгала-Винишчае" Васубандху». // "Психология и Психотехника" № 8, 2011. – М.: «Nota Bene», 2011. C. 91–102.

Титлин Л.И. Обзор конференции «Буддизм и наука». Вопросы философии, № 11, ноябрь 2009 г. М.: «Наука», 2009. С. 171-177.

Титлин Л.И. Понятие субъекта в буддизме пудгалавады // История философии № 17. М.: Изд-во ИФ РАН, 2013. (в печати)

Фромм Э. «Кризис психоанализа. Дзен-буддизм и психоанализ». Под ред. П. С. Гуревича, перевод с англ. Э.А. Гроссмана. М.: Айрис-пресс, 2004 г.;

Центральная концепция буддизма и значение термина "дхарма". Пер. Семичова Б.В. // Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М.: "Наука", 1988.

Чандракирти. Введение в Мадхьямику. Перевод с тибетского, предисловие, комментарии, глоссарий, и указатели Донца А. М. под общей редакцией Монтлевича В. М. - СПб.: Евразия, 2004.

Чаттерджи А.К. Идеализм йогачары . Пер. Д. Устьянцев. – Шечен: 2004.

Шохин В.К. Брахманистская философия: начальный и раннеклассический периоды. М.: Восточная литература, 1994.

Шохин В.К. Школы индийской философии: Период формирования (IV в. до н.э. — II в. н.э.). М.: "Восточная литература", 2004.

Щербатской Ф.И. Тибетский перевод Abhidharmakoshakarikah и Abhidharmakoshabhāsyam сочинений Vasubandhu. – Bibliotheca Buddhica. Вып. XX, Пг., 1917.

Anacker S. Seven Works of Vasuhandhu. Delhi, 1984.

Ātmatattva-viveka of Udayana. Text and Translation with Notes. Kher C. V.; Kumar, Shiv. – Delhi: Eastern Book Linkers, 1987.

Blumenthal, James. Śāntarakṣita, Rgyal-tshab Dar-ma-rin-chen. The ornament of the middle way: a study of the Madhyamaka thought of Śāntarakṣita : including translations of Śāntarakṣita's Mādhyamakālaṃkāra (The ornament of the middle way) and Gyel-tsab's dbU ma rgyan gyi brjed byang (Remembering "The ornament of the middle way"). – Snow Lion Publications, 2004.

Bodhi, Bhikkhu (ed). A Comprehensive Manual of Abhidhamma. The Philosophical Psychology of Buddhism. The Abhidhammattha Sangaha of Acariya Anuruddha. Kandy, Sri Lanka: Buddhist Publication Society, 1993/2007.

Chaudhury S. Anaylytical Study of the Abhidharmakosa. Calcutta, 1976.

Collins, S. Selfless Persons: Imagery and Thought in Theravada Buddhism. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1982.

Collins, S. Selfless Persons: Imagery and Thought in Theravada Buddhism. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1982.

Cox C. Disputed dharmas: early Buddhist theories on existence: an annotated translation of the section of factors dissociated from thought from Saṅghabhadra's Nyayanusara. Tokyo: International Institute for Buddhist Studies, 1995.

Duerlinger J. Indian Buddhist Theories of Persons. Vasubandhu’s Refutation of the Theory of a Self. London, 2003.

Encyclopedia of Indian Philosophies. Vol. VIII. Buddhist Philosophy from 100 to 350 A.D. Ed. by K.H. Potter. D.: Motilal Barnasidass, 1999.

Frauwallner, E. Landmarks in the History of Indian Logic. – Wiener Zeitschrift für die Kunde Süd- und Ostasiens 5. 1961. P. 125–148.

Giles J. The no-Self Theory: Hume, Buddhism, and Personal Identity. // Philosophy East and West, Volume 43, Number 2, April. Hawaii: University of Hawaii Press, P. 175-200.

Gokhale V.V. The Text of the Abhidharmakosakarika of Vasubandhu. // Journal of the Bombay Branch, Royal Asiatic Society, n.s., vol. 22.

Griffits Paul. On Being Mindless: Buddhist meditation and the mind-body problem. Open Court Publishing, 1986.

Guenther, Herbert V. Philosophy and Psychology in the Abhidharma. Taylor & Francis, 1974.

Hamilton, Sue. Early Buddhism: a New Approach. The I of the Beholder. Richmond, Surrey: Curzon Press , 2000.

Hulin M. Comment la philosophie indienne s'est-elle développée ? La querelle brahmanes-bouddhistes. P.: Editions du Panama, 2008.

Huntington, C.W., Wangchen, Namgyal Geshé. Emptiness of Emptiness: An Introduction to Early Indian Madhyamika. – Motilal Banarsidass Publ., 2007.

Jha, G. Slokavarttika of Vacaspati Misra. Translated from the Original Sanskrit with Extracts from the Commentaries of Sucarita Misra (the Kasika) and Partha Sarathi Misra (the Nyayaratnakara). Calcutta: Asiatic Society, 1907.

Jha, Ganganatha. (Tr.). The Tattvasangraha of Shantaraksita With the Commentary of Kamalashila . Vol. 1. – Delhi: Motilal Banarsidass, 1986.

Kalupahana, David J. The Principles of Buddhist Psychology. Albany: State University of New York Press, 1987.

Kapstein M. Reason's Traces : Identity and Interpretation in Indian and Tibetan Buddhist Thought. - Boston, 2001.

Kathavatthu, Arnold C. Taylor, ed. 2 vols. London: Pali Text Society, 1894.

L'Abhidharmakosa de Vasubandhu. Traduit et annoté par L. de la Vallée Poussin. Chap. 1–9. Paris, 1923–1931.

Parfit, D. Reasons and Persons. Oxford University Press: 1984.

Pradhan P. Abhidharma-kosabhasya of Vasubandhu, Tibetan Sanskrit Works Series, vol. VIII, K.P. Jayaswal Research Institute, Patna. 2nd edition, revised with introduction and indices, by Dr. Aruna Haldar, 1975.

Rhys Davids, C.A.F. Buddhist psychology: an inquiry into the analysis and theory of mind in Pāli literature. L.: Luzac & co., 1924.

Self, No Self? Perspectives from Analytical, Phenomenological, and Indian Traditions . Ed. by Siderits M., Thompson E., Zahavi D. Oxford: Oxford University Press, 2011.

Shastri, S. D. Abhidharmakosa & Bhasya of Acharya Vasubandhu with Sphutartha Commentary of Acharya Yasomitra, Part I (I and II kosasthana), critically edited, Bauddha Bharati, Varanasi, 1970.

Siderits M. Personal Identity and Buddhist Philosophy: Empty Persons. Ashgate Publishing, Ltd., 2003.

Sphutarthabhidharmakosavyakhya, the Work of Yasomitra, ed. Unrai Wogihara. Tokyo: Publishing Association of the Abhidharmakosavyakhya, 1936.

Stcherbatsky T. The Soul Theory of the Buddhists. Delhi: Bharatiya Vidya Prakashan, 1976.

Studies in Abhidharma Literature and the Origins of Buddhist Philosophical Systems. Erich Frauwallner, Sophie Francis Kidd, Ernst Steinkellner. SUNY Press, 1995.

The Pali Text Society. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.palitext.com/

Two Views of Mind: Abhidharma and Brain Science. Christopher deCharms, R. Christopher DeCharms, Gareth Sparham, Sherab Gyatso, Tsepak Rigzin. Snow Lion Publications, 1998.

Varela F. J., Thompson E., Rosch E. The Embodied Mind: Cognitive Science and Human Experience. / MIT Press, Cambridge, Massachusetts, 1999.

Vasubandhu. Abhidharmakosabhasyam. / translated by Louis de La Vallée Poussin; English translation by Leo M. Pruden. — Berkeley, Calif., 1988-1990.

Visweswari, Amma. Udayana and his philosophy. – Nag Publishers, 1985.

Vose, Kevin A. Resurrecting Candrakīrti: Disputes in the Tibetan Creation of Prāsaṅgika. – Wisdom Publications, 2009.

Wynne, Alexander. Early evidence for the `no self' doctrine? A note on the Second anātman Teaching of the Second Sermon. // Thai International Journal for Buddhist Studies. Vol 1 2559. 2009. Bangkok: The International PhD Programme in Buddhist Studies, Mahidol University, 2009.

Wynne, Alexander. Miraculous transformation and personal identity: A note on the First anātman Teaching of the Second Sermon. // Thai International Journal for Buddhist Studies. Vol 1 2559. 2009. Bangkok: The International PhD Programme in Buddhist Studies, Mahidol University, 2009.

Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.