по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 05, 2012
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 1-5-2012
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2012
Попов Е.А. - Метатеория русского модернизма: общественная ситуация и искусство ХХ века
Аннотация: Русский модернизм ХХ века - явление многоплановое. Традиционный подход к исследованию русского модернизма сформировал позицию, согласно которой модернизм - совершенно новое для российской общественной ситуации явление, пересмотревшее истоки и основы классического искусства и культуры и приведшее к появлению чуждыъ социокультурной реальности элементов. Но все же модернизм не только характерен таким покушением на классику, он созидал новые культурные формы, которые могли ьы на длительное время стать ликом отечественной культуры первой половины двадцатого столетия. Создавая свою метатеорию, модернизм апеллировал к противоречивой общественной ситуации в России начала ушедшего столетия, но при этом ставку делал на искусство, его различные виды. Таким образом, русский модернизм рассматривается в статье не только как философская система, но и метатеория, синтезирующая важнейшие качества культуры в ХХ веке.
Колонка главного редактора
П.С. Гуревич - Из чего складывается духовная культура общества? c. 4-4
Аннотация: In his column the editor-in-chief discusses spiritual culture of the society and its elements. The author defines spirituality as one’s ability to experience high feelings, adore the depth and power of human thought, feel love for his Motherland and create and put into life his ideals. At the same time, spiritual culture of the society consists of such elements as our values and relics.
Спектр сознания
Трунов Д.Г. - Техника феноменологической εποχή
Аннотация: В статье рассматривается практическая реализация феноменологической установки ("редукции", "эпохэ"), описанной Э.Гуссерлем. Сначала описывается сущность феноменологической установки, а затем на практическом примере - ее реализация. Особое внимание уделено языковому выражению феноменологической установки.
Торгашин А.Ю. - О невозможности онтологической несвободы
Аннотация: В статье обосновывается тезисы о структурной невозможности онтологической несвободы и безоговорочной совместимости свободы и детерминизма. При этом совместимыми оказываются самый «жесткий» механистический детерминизм и сущностная (неиллюзорная) свобода. Делается вывод о том, что компатибилизм и инкомпатибилизм являются устаревшими методами решения проблемы по аналогии с гипотезой существования теплорода в качестве теории, объясняющей феномен тепла.
Диалектика
И.А. Недугова - Диалектика культуры и сознания: предметный подход c. 52-60
Аннотация: проблема соотношения культуры как способа и результата человеческой деятельности корениться в плоскости оценки предметной стороны. Предметная сторона может быть рассмотрена как «способ» или как «результат», что находит свое выражение в первоначальном варианте определения культуры как способа человеческой деятельности и как объективированного результата этой деятельности. Концептуально представлен предметный подход в анализе культуры и сознания, построенный на принципах восходящей рефлексии (от вещи к знаку, от знака к символу, от символа к предельно универсальным знакам). При рассмотрении процесса деятельности любой объективированный элемент культуры, так или иначе, призван служить средством ее актуализации (стимуляции, программирования, реализации, физического жизнеобеспечения и т.д.), а тем самым включаться в понятие «способ деятельности».
Философия познания
Е.А. Лисина - Теория ритуала: современные концепции c. 61-67
Аннотация: целью работы стало освещение наиболее значимых концепций ритуала в современной зарубежной науке. Автор рассматривает концепцию Ф. Сталя о «бессмысленности» ритуала, эпистемологию ритуального в работах К. Белл, этологическую теорию ритуала Р. Раппапорта, концепцию Р. Граймса о социальной значимости ритуала. Материалом исследования стали еще не переведенные на русский язык монографические работы указанных ученых. Обобщая опыт исследования ритуала в трудах наиболее авторитетных исследователей вопроса, автор приходит к следующему выводу. Работы виднейших современных теоретиков в области ритуала едины в понимании того, что ритуальность, признаваемая как ежедневная данность нашей реальности, является одним из наиболее мощных известных человеку механизмов противостояния потрясениям и катастрофам — как социально-политического, так и экологического характера. Результаты и материалы статьи могут быть использованы в исследованиях по теории ритуала, истории современной социально-философской мысли.
Рациональное и иррациональное
Шадур И.М. - О рационалистичности мышления
Аннотация: Ставится вопрос о том, на каком основании можно судить о фактической близости философского творчества того или иного мыслителя к рационализму. Для ответа на этот вопрос предлагается руководствоваться теми гносеологическими и методологическими ценностями, на которые стремились ориентироваться в своем мышлении классики философского рационализма. При этом автор исходит из той точки зрения, в соответствии с которой предметом мышления служит опыт, понимаемый с необходимой широтой, поэтому именно в эмпирической проекции мышления предпринимается попытка разыскания критерия соответствия мышления этим ценностям. В соответствии с этим формулируется понятие опыта, обосновываются основополагающие ценностные нормы рационализма и исследуются в логическом и содержательно-эмпирическом аспекте возможные способы обращения мышления с опытом. Результатом исследования становятся положения, устанавливающие свойственное рационалистическому мышлению отношение между структурой мысли и структурой опыта.
Традиции и инновации
А.В. Чернова - Инновации в системе управления c. 91-95
Аннотация: в статье раскрывается понятие инновации в менеджменте. Рассматриваются возможности внедрение их в управленческой практике. Важность данной проблемы подчеркнута на нынешнем этапе развития современного общества. Примеры приведены из практики гражданских организаций.
Философия науки
Олешкевич В.И. - Социологии и культурология психологического знания ( на материале советской психологии)
Аннотация: В статье ставится задача исследования советской психологии с точки зрения социологии и культурологи психологического знания или применения культурно-исторического подхода к концепциям советской психологии. Показывается, что советская психология несет в себе значительную идеологическую нагрузку, исследует именно советского человека и обслуживает господствующую во время ее формирования идеологию. Аналитическая реконструкция культурно-исторических оснований психологического знания осуществляется преимущественно на материале Московской школы деятельностной психологии. Главная задача статьи состоит, прежде всего, в том, чтобы показать принципиальную необходимость и возможность такого анализа.
Социальная философия
Махаматов Т.М. - Гражданское общество и структура гражданства
Аннотация: В статье рассматривается диалектика формирования гражданского общества. Формирование происходит в двух направлениях: «снизу» и «сверху». Гражданское общество внутренне противоречиво. В их преодолении и в возрастании действенности гражданского общества не последнюю роль играют государство, политические партии, общественные организации, позиции граждан.
Чернова А.В. - инновации в системе управления
Аннотация: В статье раскрывается понятие инновации в менеджменте. Рассматриваются возможности внедрение их в управленческой практике. Важность данной проблемы подчеркнута на нынешнем этапе развития современного общества. Примеры приведены из практики гражданских организаций.
БОЧАРОВА В.В. - НАСИЛИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН В ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕНЕ ЖИРАРА
Аннотация: В статье исследуется концепция известного французского антрополога Рене Жирара относительно природы насилия как социального феномена и способов его трансформации в первобытном обществе, в частности в связи с переходом от варварства к цивилизации. В целом принимая эту концепцию, автор отмечает наличие логической «ошибки круга»: трансформация насилия ведет к появлению концептуального мышления. Наличие последнего само по себе является условием, при котором возможно осознание пагубности насилия для выживания первобытного коллектива.
Олейников Ю.В. - коренная трансформация бытия социоприродного Универсума
Аннотация: Научно-техническая революция, обусловленная использованием в качестве средств преобразования окружающего мира нанотехнологий – инициированных человеком процессов на молекулярном, атомном и субатомном уровне, ведет к антропогенной трансформации глубинных структур материальной основы бытия планетарного целого, делает отдельного конкретного человека силой, способной нарушить фундаментальные условия жизнедеятельности живого вещества биосферы, влиять на эволюцию всего планетарного социоприродного Универсума. Наличие большого количества инфантильных людей, распоряжающихся достижениями НТР, и бытие человека лишь как средства производства, а не цели жизнедеятельности общества, чревато самоуничтожением человечества. Его будущее связано с коренным изменением способа социальной жизнедеятельности – становлением зрелого общества зрелых людей.
Олейников Ю.В. - коренная трансформация бытия
Аннотация: Научно-техническая революция, обусловленная использованием в качестве средств преобразования окружающего мира нанотехнологий – инициированных человеком процессов на молекулярном, атомном и субатомном уровне, ведет к антропогенной трансформации глубинных структур материальной основы бытия планетарного целого, делает отдельного конкретного человека силой, способной нарушить фундаментальные условия жизнедеятельности живого вещества биосферы, влиять на эволюцию всего планетарного социоприродного Универсума. Наличие большого количества инфантильных людей, распоряжающихся достижениями НТР, и бытие человека лишь как средства производства, а не цели жизнедеятельности общества, чревато самоуничтожением человечества. Его будущее связано с коренным изменением способа социальной жизнедеятельности – становлением зрелого общества зрелых людей.
В.В. Бочарова - Насилие как социальный феномен в интерпретации Рене Жирара c. 29-33
Аннотация: в статье исследуется концепция известного французского антрополога Рене Жирара относительно природы насилия как социального феномена и способов его трансформации в первобытном обществе, в частности в связи с переходом от варварства к цивилизации. В целом принимая эту концепцию, автор отмечает наличие логической «ошибки круга»: трансформация насилия ведет к появлению концептуального мышления. Наличие последнего само по себе является условием, при котором возможно осознание пагубности насилия для выживания первобытного коллектива.
Политическая философия
Борисенков А.А. - Понятие политической культуры
Аннотация: В статье раскрывается сущность политической культуры, анализируется подходы к её толкованию, сложившиеся в современной политической науке. Обосновывается положение о том, что политическая культура является разновидностью общественной, объективно существующей культуры. Устанавливаются основные виды политической культуры, благодаря которым сформулирован закон её существования.
А.А. Борисенков - Понятие политической культуры c. 5-14
Аннотация: в статье раскрывается сущность политической культуры, анализируется подходы к её толкованию, сложившиеся в современной политической науке. Обосновывается положение о том, что политическая культура является разновидностью общественной, объективно существующей культуры. Устанавливаются основные виды политической культуры, благодаря которым сформулирован закон её существования.
Идеология и психология масс
Апресян Р.Г., Глюкман В.х. - СМИ и виртуальная мораль в Словакии
Аннотация: Благодаря телевизионным камерам трагедии, преступность, насильственная смерть становятся ежедневной реальностью в Словакии сегодня, с которой телекомпании учат зрителя свыкаться. В итоге появляется демонстрируемая телекомпаниями виртуальная мораль, способная благодаря силе СМИ искажать восприятие реальности. В настоящее время, когда «выживание» коммерческих телекомпаний и их передач прямо зависит от рейтинга и продажи рекламы, кажется, СМИ позволено все, что прямо не запрещено законом. Виртуальная мораль в подаче наиболее известных словацких СМИ сегодня представляет собой очень редуцированное, упрощенное и в значительной степени искаженное отображение нашей действительности. Автором статьи является Васил Глюкман. Апресян - лишь посредник, НЕ автор
Самосознание и идентификация
Колчигин С.Ю. - Понятие души в феноменологической аппроксимации
Аннотация: В статье делается попытка нового понимания человека: доказывается, что его подлинная сущность – не ментальное «я» (сознание), а духовно-чувственное начало. Анализ проводится на основе использования опыта феноменологической редукции, при этом в качестве предмета исследования выступает сфера чувств, так как она в традиционных расширительных трактовках сознания выглядит не более чем часть последнего и лишается собственной специфики. Путем поэтапного отвлечения от внешних чувственных данностей в статье обнаруживается существование особой, глубинной структуры внутреннего мира, которую логично определить как духовную единицу («душу» в точном смысле этого понятия): ее базисные законы противоположны законам материально-чувственного бытия и ментальных феноменов и выступают как дополнительные к ним. Эта структура детерминирует характер всей человеческой чувственности и мышления, является истоком и субстанцией высших проявлений эмоциональной жизни, важнейшим началом в эволюции человека и в архитектонике личности.
Диалог культур
Н.С. Семёнкин - Судьба русского глобального проекта c. 68-73
Аннотация: в статье рассматривается соотношение таких понятий, как «русская идея» и «русский глобальные проект» в условиях глобализации, говорится о сущности современной российской элиты и ее отношении к западному глобальному проекту.
Религии и религиозное возрождение
И.Г. Курганова - Новые религиозные движения как объект религиоведческих исследований: анализ проблематики c. 96-107
Аннотация: исследование новых религиозных движений заслуженно считается одной из самых актуальных и значительных тем как в философско-культурологическом плане, так и в плане сугубо теоретическом, поскольку затрагивает фундаментальные вопросы религиоведения. Необходимо подвергнуть критике односторонние, субъективные подходы в трактовке природы и социокультурной роли новых религиозных движений, характерные для апологетов религиозных новаций и их конфессиональных противников из среды традиционных религий. Особенного внимания заслуживает методология религиоведческих исследований.
Герменевтика
Я.В. Чеснов - Как мыслить антропологически? c. 15-28
Аннотация: витальное антропологическое мышление одинаково присуще носителям культуры и антропологу. Из этого исходит этика полевого (этнографического) наблюдения. Эмпирические факты организованы жанром. Философия даёт антропологии логику герменевтических средств, а также вектор гуманитарных экспертиз.
Психоанализ как философия
павлова о.н. - Homo sexualis: психоаналитическая топика сексуального в современной культуре и личности
Аннотация: Наша современность ознаменована интенсивными качественными изменениями в человеческой сексуальности – с одной стороны широкомасштабным осексуализированием многих областей социума и культуры, с другой десексуализацией интимных зон человеческого. По этим причинам сексуальность нуждается в новой оценке, и для понимания сложившейся в отношении «сексуального» ситуации, интересно рассмотреть проблему в объемном видении - междисциплинарном континууме на стыке философии и психоанализа, обозначив два направления движения мысли и взглядов. Первый вектор философско-психоаналитических исследований – анализ особенностей современной культуры и социума, в которой формируется сексуальность современного человека с точки зрения их как формообразующих и структурирующих факторов, с особым акцентом на тех аспектах, которые являются новоприобретением нашего времени: нарциссизм, размывание половой дифференциации, феминизация, транссексуальность как выход за пределы сексуальности, аннигиляция сексуальности и многое другое. Вторым аспектом рассмотрения становятся качественные характеристики, которые определяют специфику половой идентичности современного человека: нарциссическая андрогиния, транссексуальность, алексисексуальность, перверзность, множественность полов, гиперсублимация.
О.Н. Павлова - Homo sexualis: психоаналитическая топика сексуального в современной культуре и личности c. 74-81
Аннотация: наша современность ознаменована интенсивными качественными изменениями в человеческой сексуальности — с одной стороны, широкомасштабным осексуализированием многих областей социума и культуры, с другой — десексуализацией интимных зон человеческого. По этим причинам сексуальность нуждается в новой оценке, и для понимания сложившейся в отношении «сексуального» ситуации, интересно рассмотреть проблему в объемном видении — междисциплинарном континууме на стыке философии и психоанализа, обозначив два направления движения мысли и взглядов. Первый вектор философско-психоаналитических исследований — анализ особенностей современной культуры и социума, в которой формируется сексуальность современного человека с точки зрения их как формообразующих и структурирующих факторов, с особым акцентом на тех аспектах, которые являются новоприобретением нашего времени: нарциссизм, размывание половой дифференциации, феминизация, транссексуальность как выход за пределы сексуальности, аннигиляция сексуальности и многое другое. Вторым аспектом рассмотрения становятся качественные характеристики, которые определяют специфику половой идентичности современного человека: нарциссическая андрогиния, транссексуальность, алексисексуальность, перверзность, множественность полов, гиперсублимация.
Мифы и современные мифологии
А.С. Майданов - Перекличка космологий – архаической и современной c. 34-51
Аннотация: в статье рассматриваются представления авторов вед о космогенезе, при этом данные представления анализируются в их эволюции. Выявлено последовательное движение картины космогенеза от антропоморфных моделей к биоморфным и физиоморфным. Показано, что уже в этой мифологии сформировались основные вопросы всей последующей космологии, касающиеся фундаментальных характеристик Вселенной — её начала, генезиса, структуры, источников её динамики, человека как элемента мира. Исследованы особенности космологического мышления архаичных людей, методы и приёмы этого мышления, сохранившаяся до настоящего времени стратегия познания истории Вселенной. Все эти факторы рассматриваются в их развитии и в их значении для современного космологического мышления. Предлагаются новые трактовки некоторых чрезвычайно сложных, но когнитивно информативных образов богов — демиургов Вселенной, которые анализируются с эпистемологической точки зрения.
Духовно-нравственные искания
Титов В.А. - Софийный потенциал русской философии
Аннотация: Речь идет о трёх различных способах философствования: софийном, эпистемном и технемическом. Все эти способы сложились в Древней Греции и по разному проявлялись в различные периоды развития философии. Автор отстаивает точку зрения, что русская философия по своей сути софийна. Это показано на примере двух величайших русских философов Х1Х века: Ф.М. Достоевском и В.С. Соловьеве. Следует отметить, что софийный облик философских систем двух этих мыслителей выкристаллизовывается из разных оснований: у Достоевского из противоречивой и в чем-то парадаксальной природы человека, у Соловьева – из идеи всеединства.
Сторчеус Н.В. - Между войной и революцией
Аннотация: Статья содержит краткий анализ статей Ф.А. Степуна, опубликованных им летом 1917 года в газете "Армия и флот Свободной России" и текст соответствующих статей. Несмотря на повышенный интерес к личности философа, указанный период его жизни не отражен в научных исследованиях. Тем не менее, текст статей, не вошедших в сборники его произведений, представляется важным для формирования полного представления о личности философа.
Эстетика
Е.А. Попов - Апостиль художественной коммуникации в философии, искусстве и культуре c. 108-117
Аннотация: в статье предпринимается попытка представить взаимодействие самодостаточных научно-рефлексивных сфер — философии, искусства и культуры — в рамках художественной коммуникации как единого апостиля с выраженными ценностно-смысловыми характеристиками. Традиционный подход к философии как системе ценностей и норм человеческого коллективного и индивидуального бытия дополняется иной интерпретацией: философия — социокультурная система, которая посредством каналов искусства и культуры формирует сверхреальность с установками на явное равновесие добра и зла, жизни и смерти, движения и застоя, а не на их традиционное противостояние. Художественная коммуникация обозначает некий апостиль, который становится характерным для философии, искусства и культуры конца ХIХ-ХХ вв.
Философия культуры
Клягин Н.В. - Греческое чудо
Аннотация: Оставаясь психологически дикарями, микенские греки подготовили «греческое чудо».
А.М. Сиюхова - Этническая ментальность как фактор идентичности современных адыгов c. 82-90
Аннотация: в статье рассматриваются основные вопросы этнической ментальности традиционных адыгов, исторически сложившейся под влиянием природных, исторических и экономических факторов, реализующейся в традиционном этикете, моральных и нравственных эталонах поведения. На основе результатов опроса молодых респондентов выявляется структура ментальности современных адыгов.
В потоке книг
Воронин А.А. - Гуманитарная экспертиза (обзор)
Аннотация: Текст поправлен по замечаниям редколлегии. Обзор пяти вышедших в ИФ РАНе сборников «Биоэтика и гуманитарная экспертиза » предпринят с целью суммировать исследования за истекшие 4 года, дать панораму обоснований, подходов, методов и приложений гуманитарной экспертизы. Классификация позиций ученых по обсуждаемым вопросам учитывает исторический аспект – генезис и эволюцию развития соответствующих исследований. Наряду с теоретическими разработками рассматриваются практические примеры гуманитарной экспертизы в разных областях деятельности.
А.А. Воронин - Гуманитарная экспертиза (обзор) c. 118-127
Аннотация: обзор пяти вышедших в ИФ РАНе сборников «Биоэтика и гуманитарная экспертиза» предпринят с целью суммировать исследования за истекшие 4 года, дать панораму обоснований, подходов, методов и приложений гуманитарной экспертизы. Классификация позиций ученых по обсуждаемым вопросам учитывает исторический аспект — генезис и эволюцию развития соответствующих исследований. Наряду с теоретическими разработками рассматриваются практические примеры гуманитарной экспертизы в разных областях деятельности.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.