по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 02, 2011
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 1-2-2011
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2011
Колонка главного редактора
П.С. Гуревич - Знание и методология философской антропологии c. 5-8
Аннотация: The article considers the basic methodological principles of philosophical anthropology, in particular, conception of knowledge and its types and interpretation of the essence and origins of human.
Методология философского знания
Иванов С.Ю. - Структурные компоненты картины мира
Аннотация: В статье рассматриваются структурные компоненты картины мира. Картина мира логически интерпретируется как понятие, как понятие понятия, осуществляя собой логику восхождения от абстрактного к конкретному. На основании вышеозначенной методологии, логически выводятся структурные аспекты картины мира.
Новая научная парадигма
И.А. Манев - Являются ли реальностью библейские рай и ад? c. 42-52
Аннотация: Дано теоретическое обоснование того, что жизнь существует и после смерти физического тела человека. В целях этого сформулировано определение, что данная система жива лишь если в ней записаны (запомнены) три специфических алгоритма, обеспечивающих ее самовосстановление посредством замкнутого цикла. Один из алгоритмов позволяет системе осваивать энергию, необходимую для ее функционирования. Согласно обоснованной гипотезе, каждый человек, наряду с собственно физическим телом, обладает своим невидимым, материальным биополевым двойником. Процитированы случаи, касающиеся людей, проживших десятки лет без питания, снабжавшихся энергией напрямую из Вселенной; эти случаи установлены многократно авторитетами из области медицины и церкви. Биополевой двойник, в качестве живой системы, после смерти физического тела человека, также может снабжаться энергией прямо из Вселенной. В связи с тем, что оно состоит из гораздо более тонкой материи, чем материя физического тела, ему обеспечена, практически, «вечная» жизнь. Приведены категорические высказывания знаменитых болгарских ясновидящих Ванги и Славы Севрюковой, что действительно существует жизнь после смерти. Объясняется, каким образом, в зависимости от степени нравственности усопших людей и культурно-технического уровня развития соответствующей исторической эпохи, в которой они прожили свою жизнь, объективно оформляются различные по степени своей комфортабельности или не комфортабельности реально существующие биополевые совокупности различных видов рая и ада. К ним, закономерно и автоматически, привлекаются биополевые двойники усопших людей.
Философия познания
Богданова В.О. - Эпистемология телесности: от модели «тело-протез» к модели «тело-сознание»
Аннотация: В статье обосновывается мысль о том, что сознание невозможно без тела, потеряв связь с телом, сознание лишается своей сути, исчезает базовое отношение «я – мир». Искусственный интеллект («цифровой протез» сознания) только имитирует данное отношение, поскольку оно не обусловлено никакой жизненной, адаптационной необходимостью. Поэтому совершенствование искусственного интеллекта неизбежно связано с наделением его «телесностью» в антропологическом понимании, что обеспечит его автономное существование в окружающей среде.
В.О. Богданова - Эпистемология телесности: от модели «тело-протез» к модели «тело-сознание» c. 9-19
Аннотация: В статье обосновывается мысль о том, что сознание невозможно без тела, потеряв связь с телом, сознание лишается своей сути, исчезает базовое отношение «я – мир». Искусственный интеллект («цифровой протез» сознания) только имитирует данное отношение, поскольку оно не обусловлено никакой жизненной, адаптационной необходимостью. Поэтому совершенствование искусственного интеллекта неизбежно связано с наделением его «телесностью» в антропологическом понимании, что обеспечит его автономное существование в окружающей среде.
Рубежи и теории познания
Н.В. Даниелян - Взгляд на научную картину мира в философии Дэвида Юмаи современной эпистемологии c. 20-29
Аннотация: В данной статье рассматриваются принципы формирования научной картины мира в философии Дэвида Юма и современной эпистемологии. Автором проводится анализ теории познания шотландского философа с точки зрения субъект-объектных отношений и устанавливается, что она сводится к принятию элиминированного субъекта при отсутствии объективной истинности полученного знания. В статье развивается и доказывается мысль, что в современной эпистемологии построение научной картины мира возможно только с точки зрения единства субъективности и объективности, а также обосновывается, что категории субъекта и объекта образуют систему, элементы которой приобретают смысл только во взаимозависимости друг от друга и от системы в целом. Автором делается вывод, что, несмотря на ограниченность и своеобразие концепции восприятия научной картины мира, предлагаемой Дэвидом Юмом, она внесла своей вклад в развитие эпистемологии и становление современного этапа научно-познавательной деятельности.
Диалог культур
Кривых Л.В. - Восток-Запад: особенности коммуникативных практик
Аннотация: Актуальный вопрос о мультикультурном пространстве является частью проблемы о принципиальных различиях культур. В работе рассматриваются базисные типы межкультурного коммуникативного взаимодействия. Выделенные типы позволяют выявить особенности западных и восточных психоментальных моделей.
Л.В. Кривых - Восток-запад: особенности коммуникативных практик c. 80-89
Аннотация: Актуальный вопрос о мультикультурном пространстве является частью проблемы принципиальных различий культур. В работе рассматриваются базисные типы межкультурного коммуникативного взаимодействия. Выделенные типы позволяют выявить особенности западных и восточных психоментальных моделей.
Теологические основы бытия
Алёхина Е.В. - Человек-в-мире: русские религиозные философы о смысле мирового бытия
Аннотация: В статье исследуется религиозный подход к проблеме смысла бытия мира и земной жизни человека, утверждающий духовное основы вселенной, уникальность, абсолютную ценность жизни, её божественный источник и высшее предназначение человека. Смысл человеческой жизни во многом связывается с ответом на вопрос о происхождении мира, с проблемой первоначала, с осмыслением основных принципов мироздания, иерархии видимого мира. Мировоззренческой основой осмысления мироздания для русских философов был креационизм, противостоящй эволюционизму, другими словами, трансцендентый, а не имманентный принцип (подход) осмысления мироздания. Тот или иной сценарий происхождения мира и человека содержит (или не содержит) цель, смысл мира и земной жизни человека.
Е.В. Алёхина - Человек-в-мире: русские религиозные философы о смысле мирового бытия c. 30-41
Аннотация: В статье исследуется религиозный подход к проблеме смысла бытия мира и земной жизни человека, утверждающий духовное основы вселенной, уникальность, абсолютную ценность жизни, её божественный источник и высшее предназначение человека. Смысл человеческой жизни во многом связывается с ответом на вопрос о происхождении мира, с проблемой первоначала, с осмыслением основных принципов мироздания, иерархии видимого мира. Мировоззренческой основой осмысления мироздания для русских философов был креационизм, противостоящий эволюционизму, другими словами, трансцендентный, а не имманентный принцип (подход) осмысления мироздания. Тот или иной сценарий происхождения мира и человека содержит (или не содержит) цель, смысл мира и земной жизни человека.
Религии и религиозное возрождение
Гусаева К.Г., Ахмедова А.С. - История становления религиозных верований народов Дагестана
Аннотация: Основополагающим элементом данной статьи является изучение специфики распространения ислама в Дагестане, иначе именуемого как «исламизация», так как особенности данного процесса отражают основные тенденции и сущность становления характерной для региона версии мусульманского вероучения. Также особое внимание уделяется доисламским религиозным воззрениям народов Дагестана, включающим и период язычества, и стадию христианизации региона, поскольку традиционный ислам синтезировал в себе множество представлений, мифических образов и культовых элементов из прежних религий и до сих пор находится в самой тесной взаимосвязи с ними.
К.Г. Гусаева, А.С. Ахмедова - История становления религиозных верований народов Дагестана c. 90-96
Аннотация: Основополагающим элементом данной статьи является изучение специфики распространения ислама в Дагестане, иначе именуемого как «исламизация», так как особенности данного процесса отражают основные тенденции и сущность становления характерной для региона версии мусульманского вероучения. Также особое внимание уделяется доисламским религиозным воззрениям народов Дагестана, включающим и период язычества, и стадию христианизации региона, поскольку традиционный ислам синтезировал в себе множество представлений, мифических образов и культовых элементов из прежних религий и до сих пор находится в самой тесной взаимосвязи с ними.
Философская антропология
Ростова Н.Н. - Символ в философии Павла Флоренского
Аннотация: Статья посвящена анализу понятия «символ» в философии Павла Флоренского. Обычно под символом понимается произвольный знак, результат договора, аллегория; то, в чем отпечатывается образ и подобие каких-то высших реальностей, и то, что указует на них и выражает их через себя; или то, что является посредником между стимулом и реакцией, накладывающим запрет на автоматизм природы. Флоренский предлагает свою формулу понимания символа: символ есть символизируемое.
Н.Н. Ростова - Символ в философии Павла Флоренского c. 53-63
Аннотация: Статья посвящена анализу понятия «символ» в философии Павла Флоренского. Обычно под символом понимается произвольный знак, результат договора, аллегория; то, в чем отпечатывается образ и подобие каких-то высших реальностей, и то, что указывает на них и выражает их через себя; или то, что является посредником между стимулом и реакцией, накладывающим запрет на автоматизм природы. Флоренский предлагает свою формулу понимания символа: символ есть символизируемое.
Философия культуры
Чухров (Чухрукидзе) К.К. - "К вопросу об этике в эстетике. Существует ли эстетика фашизма?"
Аннотация: в статье анализируются причины появления в эстетике XX века, в том числе и в проекте модернизма, художественных проектов и теорий, которые идентифицировали себя с право-консервативными политическими приоритетами, а порой и напрямую с фашизмом. В отличие от позиции, которая рассматривает фашизм как некую политическую и культурную иррациональность, в тексте показыается, что как политические, так и эстетические характеристики фашизма имеют дискретную логику. В статье также приводятся социальные предпосылки протофашистской эстетики в современном искусстве.
А.Д. Урсул - Информация и культура c. 64-79
Аннотация: В статье рассматривается взаимосвязь информации и культуры, причем особое внимание уделяется информационному аспекту культуры как внегенетическому информационному процессу, характеризующему социальную ступень эволюции. Отмечается, что понятие цивилизации «тяготеет» к материально-вещественной, экономической и технико-технологической трактовке, представляя в тоже время целостную социальную ступень эволюции, то понятие культуры – к ее духовно-информационной составляющей, выражающей глубинную сущность цивилизационного процесса. Обсуждается информационный критерий развития в природе и обществе и его применение к эволюционным процессам в сфере культуры. Автор также останавливается на проблеме поиска единиц культурной информации, в частности, мемов и высказывает свое мнение по поводу этих исследований.
Философия и искусство
Власова В.Б. - А.П.ЧЕХОВ – РЕАЛИСТ ИЛИ РОМАНТИК?
Аннотация: в статье рассматривается мировоззрение и творчество Чехова с философско-эстетических позиций. В этой связи также поднимается вопрос о правомерности приписывать ему религиозные убеждения. Но главное внимание уделяется анализу двойственного характера чеховской поэтики, проводятся параллели с творчеством Л.Толстого, Ф.Достоевского, с западноевропейским романтизмом XIX в. Выявляются причины этой двойственности и основания всемирного признания писателя в контексте глобальных социальных изменений и трансформации общественного сознания в последние сто лет.
В потоке книг
Шулепова Э.А. - ОЧЕРКИ ИСТОРИИ ГОРОДА СЕРГИЕВА ПОСАДА конец XVIII века — XX век
Аннотация: Выходит в свет большая коллективная монография Российского института культурологии «Очерки истории города Сергиева Посада: конец XVIII века — XX век». Данная работа продолжает серию историко-культурологических изданий института «Российская провинция: среда, культура, социум. В монографии жизнь и культура Сергиева Посада представлена как антропологически ориентированная история, в центре которой находится человек, житель.
С. Шавиро - Транскритика Канта и Маркса: парадоксы и параллаксы (перевод И.Н. Фридмана) c. 97-109
Аннотация: Кодзин Каратани. Транскритика: О Канте и Марксе / Kojin Karatani. Transcritique: On Kant and Marx / Trans. Sabu Koshu. – MIT, 2003. – 336 p.
In memoriam
- Памяти Михаила Александровича Розова c. 110-110
Аннотация:
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.