по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 12, 2010
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 1-12-2010
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 12, 2010
Колонка главного редактора
П. С. Гуревич - Психокенет в киберпространстве c. 5-8
Аннотация: Wondering about the process of informatization of the modern society, the author distinguishes such terms as ‘intellectualization’, ‘education’ and ‘informatization’. It is underlined that even though the modern humanity lives in the epoch of information, it does not give us enough grounds to talk about true, spiritually-based, intellectualization of the society.
Онтология: бытие и небытие
Деменёв Д.Н. - Мера, гармония, вкус, как важнейшие структурные элементы художественного произведения
Аннотация: В статье анализируется структура художественного произведения на примере живописи. Автор приходит к выводу, что мера, гармония и вкус, при оптимальном их соотношении, определяют целостность художественного произведения. Статья представляет теоретическую и практическую значимость для художников, а также рассчитана на широкий круг любителей философии и искусства.
Д. Л. Родзинский - Небытийственная природа мистического мировоззрения c. 23-32
Аннотация: В статье рассматривается сущность мистического мировоззрения и его связь с основными разделами философии: онтологией, антропологией, гносеологией, этикой. Сделана попытка сравнить между собой позитивные и негативные аспекты мистического мироощущения. Показан возможный механизм «дробления» единого ума человека на производные его формы.
Циклы и волны глобального мира
М. В. Шугуров - Динамика глобальных процессов в контексте ценностных трансформаций c. 73-86
Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования универсальной системы ценностей в условиях глобализации. Автор анализирует конституирование цивилизационной идентичности в современном мире. Большое внимание уделяется аксиологическим аспектам модернизации общения государств, народов, личностей на глобальном уровне. Делаются выводы о необходимости активизации философской рефлексии в процессе глобализации ценностей в плюралистическом формате.
Философия языка и общения
Мушич-Громыко В.Г. - О восприятии истин текста читателем
Аннотация: В статье мы ставим философский вопрос о том, что есть истина текста и как она воспринимается читателем. При этом мы исходим из предположения о существовании в тексте не одной, а нескольких предельных истин-инвариантов типологически выраженных.
Социальная философия
В. М. Розин - Социально-гуманитарные технологии c. 43-55
Аннотация: Рассматривается история понятия технология. Характеризуется технология в широком понимании, включающем такие содержания как управление развитием, технологические новации, социокультурную обусловленность. Анализируются смыслы социальной технологии и социального проектирования. Обсуждаются особенности гуманитарных знаний, используемых в социальных технологиях.
Самосознание и идентификация
Иванько Н.А. - Традиционные ценности России как социальный концепт
Аннотация: Традиционные ценности российской цивилизации рассматриваются сквозь призму социального. Ценность представлена социальным конструктом, наделенным параметром культурного кода, закрепляющим общественные отношения. Показана нравственно-этическая направленность традиционных ценностей России, обозначена их роль в сохранении и развитии России как цивилизации.
Т. А. Коновалова - Фитоморфные образы в архитектуре славян в представлениях о «городе — саде» c. 15-22
Аннотация: В статье описываются фитоморфные образы в архитектуре славян и в представлениях о загробной жизни. Цель статьи — суммировать и проанализировать роль, место фитоморфных образов в славянской архитектуре, в представлениях о загробном мире, выявить символическое значение образов и установить их истоки. Используются работы исследователей по этнографии, русской мифологии, истории, лингвистике, архитектуре.
Диалог культур
С. И. Жимбеева - Проблема адекватной интерпретации основ другой культуры c. 87-93
Аннотация: Экологические проблемы имеют мировоззренческие основания. Автор рассматривает эту проблему в контексте основ двух культур, европейской и традиционной неевропейской, показывая различия исходных начал.
Теологические основы бытия
П. Б. Сержантов - Религиозное движение против постчеловека c. 33-42
Аннотация: Статья посвящена апокалиптическому движению против кодов, которое борется с глобальной виртуализацией человеческой жизни, с перспективой человека стать постчеловеком. В статье методически анализируется конфессионально-деноминационный состав религиозного движения против кодов. Автор приходит к выводу, что среди многочисленных общин и организаций, участвующих в данном движении, доминируют представители протестантского фундаментализма и истинно-православного движения.
Герменевтика
Сретенская С.В. - "Герменевтика": этимология и семантика термина
Аннотация: Наличие этимологической и семантической связи между однокоренными словами – герма, Гермес и герменевтика, позволило сформулировать положения, согласно которым герменевтика имеет отношение к метафизической истине, к опыту теории (ratio), к жиз-ни-смерти (смерти-возрождению) как онтологическому основанию герменевтического круга. Основным моментом исследования стал вопрос о прояснении природы Гермеса как трикстера, метафизическая функция которого – медиация между божественным и человеческим, макрокосмом и микрокосмом, жизнью и смертью. Соединяя в себе два мира и, как следствие, обладая двойственной природой, Гермес предполагает границу и её преодоление.
Философская антропология
Фатенков А.Н. - Умаление психофизического субъекта: материализм и идеализм взглядом гилозоиста
Аннотация: Идеализм и материализм рассматриваются крайностями, односторонностями изначально заданной (Античностью и Востоком) и верной по существу гилозоистической парадигмы. Гилозоизм, последовательно сопрягаемый с экзистенциализмом, идейно противодействует умалению человека как психофизического субъекта.
А. Н. Фатенков - Умаление психофизического субъекта: материализм и идеализм взглядом гилозоиста c. 9-14
Аннотация: Идеализм и материализм рассматриваются крайностями, односторонностями изначально заданной (Античностью и Востоком) и верной по существу гилозоистической парадигмы. Гилозоизм, последовательно сопрягаемый с экзистенциализмом, идейно противодействует умалению человека как психофизического субъекта.
Философия смерти
И. С. Изотова - Тема смерти в первых фильмах Л. Бунюэля c. 112-118
Аннотация: статья представляет собой краткий анализ первых фильмов Бунюэля - «Андалусский пес» (1929), «Золотой век» (1930) и «Лас Урдес. Земля без хлеба» (1932) - на предмет развития танатологической проблематики. Автор приходит к выводу о том, что специфика восприятия темы смерти Бунюэлем, выраженная в преобладании натуралистических и эротических образов смерти и построенным на насилии сюжете, объясняется не только приверженностью режиссера идеям французского сюрреализма, но также его обусловленностью испанской культурой, сюрреалистичной самой по себе.
Этика
Родзинский Д.Л. - Сравнительный анализ некоторых концепций счастья
Аннотация: В статье делается попытка сравнить различные концепции счастья, как предельной цели человеческой жизни. Выявляется несхожесть как средств – добродетелей на пути к его достижению, так и самого образа счастья. Моделируется «интегративный» концепт счастья.
Максимов Л.В. - Эпистемологические истоки этического абсолютизма Канта
Аннотация: В статье анализируется связь кантовской эпистемологии и этики. Показано, что позиция Канта как теоретика морали и моралиста, отстаивающего концепцию этического абсолютизма, является в конечном счете следствием ошибочной трактовки морали как особого рода «знания» и, соответственно, результатом искусственного внедрения в этический дискурс априористско-конструктивистской методологии.
Л. В. Максимов - Эпистемологические истоки этического абсолютизма Канта c. 105-111
Аннотация: в статье анализируется связь кантовской эпистемологии и этики. Показано, что позиция Канта как теоретика морали и моралиста, отстаивающего концепцию этического абсолютизма, является в конечном счете следствием ошибочной трактовки морали как особого рода «знания» и, соответственно, результатом искусственного внедрения в этический дискурс априористско-конструктивистской методологии.
Философия культуры
О. А. Лавренова - Семантика культурного ландшафта: от географических образов к знакам c. 63-72
Аннотация: Семантика культурного ландшафта, язык пространства, в который входят созданные культурой смыслы географического пространства и ландшафта, знания и представления, превращенные в знаковую форму, и отношения между ними, может выступать в роли «моделирующего кода культуры». Используя знаковость географического образа можно восстановить систему отношений элементов, определяющих ментальность культуры. Неповторимый узор смыслов, имеющих свои координаты в географическом пространстве, создает в конечном итоге структуру культурного ландшафта страны.
Философия и искусство
Юхвид А.В. - Виртуальный театр: философия, искусство и технология XXI века
Аннотация: Эта статья о концепции виртуального театра - нового вида искусства, которую автор разрабатывает более двадцати лет. В качестве технологической основы в виртуальном театре будут использованы компьютерные виртуальные технологии. Основная идея концепции виртуального театра -содействие в формировании высокой духовной культуры российского общества. Для нашей страны виртуальный театр мог бы стать проводником Российской национальной идеи, а для других стран он явился бы носителем функций примера и презентации, визитной карточкой России.
Н. А. Петрусева - Постсериализм и экспериментальный постмодернизм: положение новой музыки c. 94-104
Аннотация: Сегодня исследователи пришли к выводу, что сериализм, как стилистическая революция, стал самым мощным выходом из кризиса тональности и был в течение нескольких десятилетий основной силой организации музыкального модернизма. Статья посвящена рассмотрению двух антагонистических движений музыкального авангарда – постсериального модернизма и экспериментального постмодернизма. Показано продуктивное взаимодействие понятий, являющихся бесплодными тогда, когда они разъединены или только вступают в антагонистическое противоречие друг с другом.
На пиках антенн
Г. Н. Мехед - Метаморфозы постиндустриального общества: общество знания или общество информации? c. 56-62
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы развития постиндустриального общества и переход к информационному обществу как его новой стадии. Основное внимание уделяется определению и разграничению понятий знания и информации. Делается попытка всесторонне охарактеризовать и проанализировать понятие информации с учетом усиления роли информационных процессов в общественно-политической жизни.
В потоке книг
П. С. Гуревич - Феноменология ответственного человека. (Рикёр Поль. Путь признания: Три очерка. М., 2010, тираж 1000 экз., 268 с.) c. 119-123
Аннотация: This is a review of the book ‘Way to Recognition. Three Essays’ by Paul Ricoeur. The author describes the essence of Ricoeur’s study based on a multiple meaning of the word ‘recognition’. Special attention is given at the connection of terms ‘recognition’ and ‘self-recognition’.
П. С. Гуревич - После Канта: на подступах к философии человека. (Неокантианство: немецкое и русское: между теорией познания и критикой культуры / под ред. И.Н. Грифцовой, Н.А. Дмитриевой. М., 2010, тираж 800 экз., 567 с.) c. 124-128
Аннотация: This is a review of a monograph ‘Neo- Kantianism: German and Russian: between Theory of Knowledge and Criticism of Culture’ in which the authors studied the importance of Neo-Kantianism for modern epistemology, philosophy of science, philosophical anthropology and other philosophical disciplines. It is underlined that it is the fi rst time in history that Neo-Kantianism is viewed in the context of Russian and German philosophical conceptions.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.