по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 05, 2009
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 1-5-2009
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2009
Колонка главного редактора
П.С. Гуревич - Мировоззренческая потребность c. 0-0
Аннотация: Аннотация: автор рассуждает о глубинной человеческой потребности – потребности в целостной картине мира, определенной системе представлений об общих закономерностях, управляющих миром, обществом и человеком, то есть в определенном мировоззрении.
Циклы и волны глобального мира
Э.М. Спирова - Символическая коммуникация в эпоху глобализма c. 0-0
Аннотация: Аннотация: В статье отмечено, что столь разносторонний и значимый феномен, как глобализация, несомненно, вызвал к жизни новый язык коммуникации. Судя по всему, впервые в истории человечества символический язык стал приобретать черты универсального, всепланетного кода. Рассматривая концепцию М. Маклюэна как предвестие современной теории коммуникации, автор разбирает символический код, присущий постмодернизму.
Судьбы и контуры цивилизаций
Бузина Т.В. - Смена культурной парадигмы: смерть человека героического
Аннотация: В статье рассматриваются ключевой процесс современной культуры – слияние двух типов самосознания (героического и негероического) и трансформация традиционной телеологии. Если традиционным телосом европейской героической культуры было обретение божественной природы, то новая телеология, будучи принципиально аметафизической, вынуждена искать новые формы целеполагания. В духе мифологических исканий, ставших популярными в европейской культуре в XIX в., новый телос обретается в мифологических существах (вампирах и оборотнях). Пределом человеческого развития становится не божественность или сверхчеловечность, но фактическая анимальность или не-жизнь.
Новая научная парадигма
Князева Е.Н. - Эндофизический поворот в эпистемологии, или Попытка увидеть мир изнутри
Аннотация: В статье показывается, что в современной неклассической эпистемологии происходит эндофизический поворот. В рамках эндофизического подхода к изучению реальности предполагается, что наблюдатель неустранимо присутствует в наблюдаемом, что выбор наблюдателем определенной темпоральной сетки и раскраивание им объективной ткани событий, его возможности познания мира зависят от его телесных определенностей и от возможностей его сознания. Показывается, что эндофизика оперирует с представлением не только о реальном наблюдателе, но и о виртуальном наблюдателе как основополагающем элементе мысленного экспериментирования, в ходе которого строятся виртуальные реальности и целостные миры по принципу "как если бы". It is shown in article that the so-called endophysical turn occurs in the modern non-classical epistemology. In the frames of the endophysical approach to the study of reality, it is assumed that an observer is presented in the observed picture of events in an unavoidable way, chooses a certain subjective temporal net and cuts out the objective tissue of events, his possibility to cognize the world depends on his bodily structures and on abilities of his consciousness. It is demonstrated that endophysics operates with notions not only of a real observer, but also of a virtual observer as a fundamental element of the procedure of mental experiment when virtual realities and entire worlds are built according to the principle в as if.
Рубежи и теории познания
А.Л. Алюшин, Е.Н. Князева - Эндофизический повором в эпистемологии, или попытка увидеть мир изнутри c. 0-0
Аннотация: Аннотация: В статье показывается, что в современной неклассической эпистемологии происходит эндофизический поворот. В рамках эндофизического подхода к изучению реальности предполагается, что наблюдатель неустранимо присутствует в наблюдаемом, что выбор наблюдателем определенной темпоральной сетки и раскраивание им объективной ткани событий, его возможности познания мира зависят от его телесных определенностей и от возможностей его сознания. Показывается, что эндофизика оперирует с представлением не только о реальном наблюдателе, но и о виртуальном наблюдателе как основополагающем элементе мысленного экспериментирования, в ходе которого строятся виртуальные реальности и целостные миры по принципу "как если бы".
Рациональное и иррациональное
Клещев Д.С. - Возвращение Орфея (исправления)
Аннотация: Статья о пифагорейской теореме несоизмеримости, приведшей к фатальной ошибке в основаниях математики.
История идей и учений
Титова А.О. - «Возрождение Римской империи»: к вопросу о каролингской имперской идее»
Аннотация: В статье рассматривается вопрос о причинах и импульсах приведших к принятию Карлом Великим императорского титула и воссозданию империи на Западе; о сущности и характере этой империи. Анализируются противоречащие данные источников и сложившиеся в историографии спорные точки зрения по этому вопросу. Делается вывод, что империя франков была потенциально универсальной, основой ее универсальности были идея христианского царства и римская имперская идея. Автор полагает, что, не смотря на наличие и других элементов в каролингской имперской идее, можно утверждать, что Карл примкнул все же к Римской традиции. Также в Заключении выделяются три корня римской имперской идеи, определившей историю Запада.
Социальная философия
Костенко А.Н. - СОЦИАЛЬНЫЙ НАТУРАЛИЗМ – ОСНОВА АНТИКРИЗИСНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Аннотация: То, что сегодня происходит в мире вызывает вопрос: это свидетельство прогресса или регресса современной цивилизации? Самым драматичным является то, что с каждым днем становится все тяжелее различать добро и зло, истину и неистину, красоту и некрасоту, справедливость и несправедливость, героизм и преступление, хороших людей и плохих, предпринимательство и псевдопредпринимательство, свободу и своеволие, действительность и иллюзии, порядок и анархию, право и неправо, демократию и псевдодемократию, нравственность и аморальность, и так далее.По мнению автора основой антикризисного мировоззрения является идея социального натурализма.
Политическая философия
Канарш Г.Ю. - Демократия и авторитаризм в постсоветской и современной России
Аннотация: в статье рассматривается проблема соотношения демократии и авторитаризма в постсоветской и современной российской политике. Опираясь на исследования российских политологов, социологов, социальных философов (Т. Ворожейкина, В. Федотова, Л. Бызов и др.), автор показывает, что истоки постсоветского авторитаризма обнаруживаются уже в особенностях политической практики середины 1990-х гг. Показано, что дальнейшая эволюция политического режима была во многом связана с неудачами социально-экономических реформ 1990-х, но в то же время она обрела в последние годы собственную логику под влиянием глубинных трансформаций социальной структуры российского общества.
Г.Ю. Канарш - Демократия и авторитаризм в постсоветской и современной России. Часть 1. c. 0-0
Аннотация: Аннотация: в статье рассматривается проблема соотношения демократии и авторитаризма в постсоветской и современной российской политике. Опираясь на исследования российских политологов, социологов, социальных философов (Т. Ворожейкина, В. Федотова, Л. Бызов и др.), автор показывает, что истоки постсоветского авторитаризма обнаруживаются уже в особенностях политической практики середины 1990-х гг. Показано, что дальнейшая эволюция политического режима была во многом связана с неудачами социально-экономических реформ 1990-х, но в то же время она обрела в последние годы собственную логику под влиянием глубинных трансформаций социальной структуры российского общества.
Теологические основы бытия
Т.В. Бузина - Смена культурной парадигмы: смерть человека героического c. 0-0
Аннотация: Аннотация: В статье рассматриваются ключевой процесс современной культуры – слияние двух типов самосознания (героического и негероического) и трансформация традиционной телеологии. Если традиционным телосом европейской героической культуры было обретение божественной природы, то новая телеология, будучи принципиально аметафизической, вынуждена искать новые формы целеполагания. В духе мифологических исканий, ставших популярными в европейской культуре в XIX в., новый телос обретается в мифологических существах (вампирах и оборотнях). Пределом человеческого развития становится не божественность или сверхчеловечность, но фактическая анимальность или не-жизнь.
Герменевтика
Ж.В. Спиридонова - Чудо понимания c. 0-0
Аннотация: Аннотация: Задача герменевтики – прояснить чудо понимания, а чудо понимания заключается не в том, что души таинственно сообщаются между собой, а в том, что они причастны к общему для них смыслу. Как возможно понимание? Это и есть основной вопрос герменевтики. Понимание - это всегда понимание другого.
Философская антропология
А.М. Страхов - Русская философия позапрошлого — начала прошлого столетий и современность c. 0-0
Аннотация: Аннотация: Рассматривается значение русской философской мысли XIX – начала XX вв. для современности. Помимо познавательного интереса обращение к наследию отечественных философов указанных столетий имеет практическую ценность. С одной стороны, в русской философской мысли поднимаются актуальные вопросы, с другой – высказываются идеи и суждения, полезные для решения современных политических задач и преодоления антропологического кризиса. Ключевые слова: история, философия, актуальность, современность, значимость, политика, культура, демократия, Россия. Контактная информация автора: Страхов Александр Михайлович Раб. тел. (4722) 30-12-11.
Человеческие экзистенциалы
Чеснов Я.В. - Экзистенции: жест
Аннотация: Онтологическим основанием экзистенции жеста предлагается взять представление об абсолютном жесте Гегеля. Показано, что учение Хайдеггера о самозамкнутости уровня земли этому представлению не противоречит. Философия Гегеля дала толчок феноменологии Мерло-Понти с её актуализацией субстанциальности. Конкретный антропологический материал показывает справедливость этих концепций. В центре рассматриваемой интриги жестового пространства поставлена фигура пророка Моисея, особенно в скульптурном воплощении Микеланджело.
Я.В. Чеснов - Экзистенции: жест c. 0-0
Аннотация: Аннотация: Антологическим основанием экзистенции жеста предлагается взять представление об абсолютном жесте Гегеля. Показано, что учение Хайдеггера о самозамкнутости уровня земли этому представлению не противоречит. Философия Гегеля дала толчок феноменологии Мерло-Понти с её актуализацией субстанциальности. Конкретный антропологический материал показывает справедливость этих концепций. В центре рассматриваемой интриги жестового пространства поставлена фигура пророка Моисея, особенно в скульптурном воплощении Микеланджело.
Мифы и современные мифологии
Д.С. Клещев - Возвращение Орфея c. 0-0
Аннотация: Аннотация: В статье приводится анализ двух математических представлений о бесконечности и высказывается гипотеза периодичности несводимых к целым числам радикалов.
Духовно-нравственные искания
А.С. Майданов - Этика Конфуция и этика Христа c. 0-0
Аннотация: Аннотация: В статье сопоставляются этические учения Конфуция и Иисуса Христа. Предпочтение отдается этике Конфуция, поскольку она негетерогенна в отличие от этики Христа, так как ее содержание не дополняется планом мифических представлений и образов. Этика Конфуция антропоцентрична, а поэтому более гуманна, истинна и непротиворечива. Этика же Христа теологизирована, вследствие чего адепты Иисуса оказываются двойственными, парадоксальными существами, а общество – насыщенным дихотомиями, которые приводят к конфликтным ситуациям. Этика же Конфуция благодаря большей реалистичности несмотря на свою древность оказывается крайне актуальной для современного общества, для преодоления морального кризиса в России.
Этика
Майданов А.С. - Этика Конфуция и этика Христа
Аннотация: В статье сопоставляются этические учения Конфуция и Иисуса Христа. Предпочтение отдается этике Конфуция, поскольку она негетерогенна в отличие от этики Христа, так как ее содержание не дополняется планом мифических представлений и образов. Этика Конфуция антропоцентрична, а поэтому более гуманна, истинна и непротиворечива. Этика же Христа теологизирована, вследствие чего адепты Иисуса оказываются двойственными, парадоксальными существами, а общество – насыщенным дихотомиями, которые приводят к конфликтным ситуациям. Этика же Конфуция благодаря большей реалистичности несмотря на свою древность оказывается крайне актуальной для современного общества, для преодоления морального кризиса в России.
Прокофьев А.В. - Типология справедливости Гуго Гроция: историко-этический контекст
Аннотация: В статье предпринимается попытка на основе анализа изменений в классификациях типов справедливости реконструировать некоторые ключе-вые тенденции истории западноевропейской социальной этики. Точкой от-счета исследования служит типология справедливости Гуго Гроция, в кото-рой подчеркивается вторичный и вспомогательный характер распредели-тельной составляющей справедливости. Типология Гроция знаменует собой начало формирования новоевропейского понимания справедливости, в цен-тре которого находится безусловная неприкосновенность личности и собст-венности. Вводя новую номенклатуру типов справедливости, Гроций крити-кует аристотелианско-томистские подходы к решению проблем социальной этики и ищет античные прообразы собственной позиции.
А.В. Прокофьев - Типология справедливости Гуго Гроция: историко-этический контекст c. 0-0
Аннотация: Аннотация: В статье предпринимается попытка на основе анализа изменений в классификациях типов справедливости реконструировать некоторые ключевые тенденции истории западноевропейской социальной этики. Точкой отсчета исследования служит типология справедливости Гуго Гроция, в которой подчеркивается вторичный и вспомогательный характер распределительной составляющей справедливости. Типология Гроция знаменует собой начало формирования новоевропейского понимания справедливости, в центре которого находится безусловная неприкосновенность личности и собственности. Вводя новую номенклатуру типов справедливости, Гроций критикует аристотелианско-томистские подходы к решению проблем социальной этики и ищет античные прообразы собственной позиции. В качестве основного прообраза выступает типология справедливости Цицерона из трактата «Об обязанностях».
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.