Человек и культура
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Рубрика "Сценические искусства"
Сценические искусства
Полякова А.С. - Постмодернистские русалии: в поиске созидательной энергии c. 11-17

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.2.23027

Аннотация: Предметом исследования является спектакль Геннадия Абрамова (1939-2015), создателя экспериментальной труппы «Класс экспрессивной пластики» (при театре Анатолия Васильева «Школа драматического искусства») «О-У-А!» (2005), созданный совместно со студентами факультета современного танца Гуманитарного университета как синтез традиционных архаических элементов и тематики, лексики contemporary dance. Объектом исследования являются произведения современного искусства во взаимодействии с архаическими формами танцевального фольклора. В исследовании рассматриваются так называемые «русалии» в связи с возможностью обретения новых образов и, вместе с ними, новых витальных сил в танцевальном искусстве. Приводятся различные примеры поиска новых способов движения начала XX века в контексте представленного взаимодействия. Основными методами данного исследования являются сравнительно-исторический и аналитический. Рассматриваемый спектакль исследуется с точки зрения сопоставления с работами хореографов-модернистов XX века. В то же время, автор усматривает и существенные различия между произведениями, созданными в разные культурно-художественные периоды. Новизна исследования заключается в отнесении спектакля Геннадия Абрамова к кругу еще недостаточно изученных явлений в современном танце, которые автор предлагает обозначать как "танец постфолк". Особенность последнего – с одной стороны, принадлежность (пост)современной культуре (посткультуре), и связанным с ней ироничным переосмыслением уже существующих тем, образов и смыслов; с другой – нацеленность на обнаружение новых смыслов и ценностей, в связи с включением фольклорных элементов в ткань (пост)современного произведения. В работе Абрамова, архаические фольклорные элементы подвергаются переосмыслению и рефлексии, но, одновременно, наделяют произведение энергией и витальностью.
Чепинога А.В. - "Конфликтный факт" и "событие", как инструменты режиссерского анализа при постановке оперного спектакля c. 16-26

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.2.18757

Аннотация: Предмет исследования. Предметом исследования в данной статье являются ключевые понятия метода действенного анализа «событие» и «конфликтный факт», как инструменты режиссерского действенного анализа пьесы или партитуры оперы. При этом особое внимание уделяется выработке четких определений для каждого понятия с целью точного их разграничения. Указывается, что «событие» и «конфликтный факт» - принадлежат разным этапам постановки спектакля. «Событие» необходимо на этапе замысла и «застольного периода», как инструмент деления сюжета на куски (с целью выявления задач -мотивировок поступков персонажей), как средство для выявления «предлагаемых обстоятельств». Тогда как «конфликтный факт» необходим на этапе воплощения, в момент работы над сценой «этюдом» для выявления действия (непосредственных «раздражителей» для эмоциональны реакций актера, проявляющихся в физическом действии) в рамках «куска», определенного «событием». Показывается, что смешение этих понятий порождает путаницу в терминологии. А так же делает сам метод громоздким, лишая его возможности практического применения. Метод или методология исследования. В статье проведен тщательный теоретический анализ с целью разграничить сферы действия «события» и «конфликтного факта». Для этого по теме исследования проведено тщательное изучение литературы классиков режиссерского действенного анализа в драматическом и оперном театре, теории драматической и оперной режиссуры (малая часть из которого представлена в списке литературы) с подробным конспектированием и цитированием. Подробно разобрана суть дискуссии о «событии» и «конфликтном факте», произошедшей в 70-80-х годах ХХ века. Научная новизна и выводы. Теоретическая незаконченность метода действенного анализа, громоздкость его терминологического аппарата сделала сам метод не применимым на практике. Что в свою очередь спровоцировало появление в массовом порядке за последние тридцать лет на сценах оперных и драматически театров спектаклей, где режиссерами делается упор на иллюстрацию сюжета, что категорически отбрасывает театральное искусство на 100 лет назад, делая реформу великого К.С. Станиславского по сути бессмысленной. Отсутствие серьезных теоретических изысканий в области разработки терминологии метода за последние тридцать лет, отчетливо указывает на кризис в теории режиссуры.
Смирнова Е.А. - Спектакли В. С. Петрова в Севастопольском русском драматическом театре имени А. В. Луначарского c. 92-104

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.2.18723

Аннотация: Предметом исследования является поэтика спектаклей В. С. Петрова в Севастопольском русском драматическом театре имени А. В. Луначарского, созданных им с 1985 по 1989 гг. («Проводим эксперимент» В. Черных и М. Захарова, «Арена» И. Фридберга, «Чья шинель, товарищи?» Б. Кривошея, «Собачье сердце» М. Булгакова, «Театр» М. Фрейна). Анализируются основные особенности творческой манеры режиссера: создание игровой атмосферы и романтического двоемирия, многослойность, ирония и др. Рассматриваются игровой способ и проживание как условия создания актерского ансамбля. Исследуется роль сценографии, пластики, музыки и прочих составляющих драматического действия. Статья основана на использовании сравнительно-исторического метода, личном зрительском опыте ее автора и анализе прессы, посвященной спектаклю. Изучение творчества В. С. Петрова предпринимается впервые. Исследование его режиссерской манеры может стать показательным для выявления закономерностей, характерных для региональной театральной жизни, и восстановить страницы истории русского театра, выпавшие из контекста исследовательской деятельности. За небольшой период своей работы режиссеру удалось вывести театр из затяжного кризиса и добиться широкой известности.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"