по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Рубрика "Экранная культура и экранные искусства"
Экранная культура и экранные искусства
Обручников И.М. - Континуум как форма экранного звука c. 1-5

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.2.18544

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности реализации эстетической концепции экранного звука в форме континуума в рамках формирования аудиовизуального образа. Выявление ряда характерных деталей процесса восприятия звуковой информации человеком как реципиентом экранного произведения позволяет более глубоко и подробно взглянуть на природу звукозрительного образа, его реализацию в соответствии с современными тенденциями в аудиокультуре и эстетике звука, а также - предложить некоторое доколнение к инструментарию практической звукорежиссуры в экранных искусствах. Приведенное в статье исследование выполняется с привлечением некоторых положений феноменологических направлений в искусствоведении и психологии искусства. Новизна исследования заключается в том, что существующие модели эстетики фонографии экранных искусств дополняются и подвергаются развитию в соответствии с актуальными достижениями феноменологических направлений в искусствоведении и психологии искусства, обозначается эстетическое отношение к экранному звуку в соответствии с современными реальниями экранной культуры.
Быкова Н.И. - Игра как сюжетообразующий и эстетический феномен игрового кинематографа c. 1-10

DOI:
10.7256/2409-8744.2017.2.22680

Аннотация: Предметом исследования является игра как художественный прием в современном кинематографе. Объект исследования – современное киноискусство. Изучается вопрос о том, что такое игра с точки зрения философии и искусствоведения. В исследовании анализируются экранизации известных произведений мировой литературы, в основе сюжета которых используется игра в различных ее проявлениях. Интерес представляют в этом аспекте несколько кинематографических произведений, среди них отечественная экранизация повести Ф. Дюрренматта «Авария», режиссер В. Жалакявичюс, и экранизации пьесы Э. Шеффера «Сыщик». Основными методами данного исследования являются сравнительно-исторический и аналитический. Сопоставительный анализ кинематографического материала разных лет позволяет проследить динамику изменения кинематографических художественных приемов. В исследовании впервые анализируются фильмы, в которых игра становится одним из главных сюжетообразующих, эстетических или смысловых компонентов, через осмысление которых происходит понимание смысла художественного произведения. Игра интересна как художественный прием в киноискусстве, так как позволяет включать в пространство фильма множество кинематографических приемов, которые позволяют разнообразить и усовершенствовать язык кино.
Монин М.А. - Преемство и полемика смысла («Фанни и Александр» Ингмара Бергмана и «Жертвоприношение» Андрея Тарковского. Опыт сравнения) c. 23-42

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.3.23048

Аннотация: Тема исследования данной статьи – фильмы режиссеров Андрея Тарковского «Жертвоприношение» и Ингмара Бергмана «Фанни и Александр». Предмет исследования – их смысловое и структурное соотношение. Автор задается вопросом, можно ли рассматривать каждый из этих фильмов в качестве своего рода дополенения по отношению к другому. В статье подробно анализируется темпоральная структура названных фильмов, сходство и различие их внутренних пространств, распределение персонажей и их смысловая нагрузка. Автор сравнивает также обстоятельства создания фильмов. Особое внимание уделяется поднимаемой и в том и другом фильме проблеме игра/истина, а также проблеме отношения отец-сын (и сын-отец). Автор пользуется методом феноменологического анализа (придавая значение тому факту, что фильм дан зрителю в качестве единой временной длительности), а также методом структурного анализа (рассматривая соотношение персонажей как некую знаковую структуру, которая зрителю нечто «говорит»). Автор приходит к выводу, что эти два фильма имеют как очевидные сходства (начиная с обстоятельств их создания), так и очевидные и менее очевидные различия. Во многих отношениях один может быть рассмотрен в качестве антитезы другому. При этом нельзя сказать, что «Жертвоприношение», вышедшее на 4 года позже «Фанни и Александра», является в какой-то степени вторичным или производным по отношению к нему. Скорее здесь можно говорить о двустороннем заочном споре: авторов, их экзистенциальных позиций, а также культурных традиций, в которые они оба (так или иначе) вписаны.
Беляков В.К. - Достоверность и эффект постановочности в исторической кинохронике c. 42-50

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.6.21822

Аннотация: При использовании архивной ранней кинохроники часто возникает вопрос, насколько достоверным является то или иное событие, запечатленное на пленку, соответствуют ли снятые кадры реалиям времени? Проанализировав ряд архивных хроникальных киноматериалов, с уверенностью можно сказать, что многие кадры снимались с использованием постановочных элементов, а отдельные сцены режиссировались. Это становится заметным уже при работе с ранней отечественной кинохроникой времён Первой мировой войны. Хотя отдельные сцены и являются подлинными. Но каким образом формируется критерий подлинности киносъёмки, на основе какого знания? Источниками такого знания, как правило, выступают обыденный жизненный опыт зрителя, ранее виденные фильмы, книги, другие виды средств массовой информации. Кроме всего прочего, при съёмке хроникального материала операторы стараются следовать определённым нравственно-этическим нормам исторического периода. Привнесение элементов постановочности в ранней кинохронике прослеживается не только на примере съёмок периода Первой мировой войны, но также в так называемой царской кинохронике и киножурналах той поры.Отмечается, что в отдельных случаях операторы при монтаже использовали не только линейные приёмы, но и овладевали смысловым монтажём, присущим более позднему времени. В качестве вывода можно сказать следующее: историческая кинохроника не всегда демонстрирует нам объективную правду запечатлённого факта. Отснятые кинокадры зачастую носят организованный, постановочный характер. Сами элементы постановочности могут носить разный характер: начиная от режиссирования отдельных сцен и заканчивая следованием установившемуся ритуалу той или иной церемонии.
Жданова В.А. - Соцветие мифа. Проблемы идеологического реформирования 1920-х гг.: отражение в советском кинопроцессе c. 64-85

DOI:
10.7256/2306-1618.2014.3.13096

Аннотация: Предметом исследования является отражение в советском кино 1920-х гг. социальных перемен в обществе. Отражение – не всегда прямое, опосредованное, метафорическое, поэтическое. Например, Москва эпохи военного коммунизма, НЭПа – в фильме «Аэлита» Я.А. Протазанова. В статье анализируются отдельные аспекты советского кинопроцесса второй половины 1920-х годов. Исследуются некоторые идеологические составляющие творчества Дзиги Вертова. Рассматриваются с точки зрения отражения идеологии в кино фильмы «Аэлита» (1924, режиссер Я. Протазанов), «Третья Мещанская» (1927, режиссер А. Роом), «Поэт и царь» (1927, режиссер В. Гардин). Статья базируется на архивном материале (архивные фонды «Главискусство», «Совкино» РГАЛИ) и прессе этого периода («Советское кино», «Кино-Неделя», «Кино-Фронт» и др.). Применен сравнительный анализ источников. По данному периоду развития советского кино в последнее время опубликованы научные исследования Ю.И. Горячева, Н.М. Зоркой, В.С. Листова, Е. Марголита, А. Рубайло, В.И. Фомина и других киноведов. Новизной отличается постановка цели исследования: выявление проекций, систем отражения изменяющейся социальной действительности в советском кинопроцессе 1920-х гг. Характеристика в данном исследовании деталей отражения в кинопроцессе изменений социо-культурного облика страны позволит обнаружить подробности и узловые моменты кинопроцесса 1920-х гг. К научным результатам исследования следует отнести вывод о постепенном укреплении мифологем в советском кино, «укоренении» в пространстве фильма уже не поэтизированной реальности, а мифологической схемы функционирования социалистического общества.
Жемчугова О.А. - Эволюция героев массового кино США и СССР/ России c. 83-92

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.20781

Аннотация: В рамках исследования рассмотрен массовый кинематограф США и СССР. Несмотря на идеологическую полярность, культура данных стран была во многом взаимосвязана. В ее рамках применялись сходные инструменты для раскрытия важных символов, выражения общественных настроений. В довоенный период герои фильмов двух стран были похожи друг на друга - они жили в пространстве идеальной мечты, соответствующей актуальным ценностям того времени. Однако в послевоенный период эволюция героев массового кино США и СССР пошла в разных направлениях. Предметом данного исследования является анализ таких направлений. В качестве методологической основы использовался философско-культурологический подход, подразумевающий применение общенаучных методов системного и структурно-функционального анализа. Основным результатом проведенного исследования является выделение закономерностей развития образов протагонистов в массовом кино США и СССР/ России. Показано, что в фильмах США приоритет в таких образах отдается личности как таковой, а в отечественных кинокартинах - взаимосвязи личности и социума. Демонстрируются причины таких закономерностей.
Быкова Н.И. - Искусство кино и музеи кино: мировая практика и современные проблемы c. 84-93

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.6.21255

Аннотация: Предметом исследования являются музеи кино. Объект исследования – искусство кино. Автором рассматривается мировой опыт в области создания музеев кино. Изучается история отечественного Музея Кино и перспективы его дальнейшего развития, особое внимание уделяется современному состоянию музея кино и проблемам, связанным с определением функций подобных музеев, которые в настоящий момент однозначно не определены. Осмысление мирового опыта в данном вопросе необходимо для разрешения проблемы создания и функционирования музея кино в России. Основными методами данного исследования являются сравнительно-исторический и аналитический. Анализируются основные концепции видения музеев кино, их социокультурная значимость. Научная новизна статьи заключается в том, что культурный феномен музея киноискусства детально не исследовался и требует серьезного изучения. Музеи кино существуют во многих странах мира, однако вопрос о том, что понимается именно под музеем кино – это вопрос достаточно сложный в силу синкретичности экранных искусств.
Голубкина С.Е. - Индия в английском кино конца 1930 – начала 1940-х гг. (по фильмам творческого союза братьев Корда) c. 105-115

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.3.18279

Аннотация: На основе анализа нескольких кинофильмов, созданных творческим союзом братьев Корда в конце 1930-х – начале 1940-х гг., автор рассматривает способ конструирования в них образа Индии и ее жителей, выделяя стереотипные представления, присущие дискурсу ориентализма и традициям бинарной колониальной логики. В широком смысле, работа обращена к теме идеологии английского колониализма, которая в отечественной историографии разработана в первую очередь по письменным источникам второй половины XIX века. Прослеживается связь кинообразов с предшествующей литературной традицией, политическими стратегиями Британской империи на закате колониального периода и официальной пропагандой. Автор приходит к заключению, что обращение к индийской тематике означало использование сюжетов, действие которых невозможно было бы представить в европейском мире. Главную роль в эскапистcких по своему духу, фантастических и приключенческих фильмах «Маленький погонщик слонов» 1937 г., «Барабан» 1938 г., «Багдадский вор» 1940 г. и «Книга Джунглей» 1942 г. сыграла экзотика. В результате образ Индии представлял собой образ Другого, что не означало обязательных отрицательных характеристик. Индия в фильмах творческого союза представляла собой особый мир, имеющий свою историю, свой визуальный код и свой собственный словарь, который был далек от образа страны, готовой получить независимость от Британской империи.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"