- 4 2018 - , . ISSN: 2409-8744 - NotaBene
Man and Culture
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Peer-review in 24 hours: How do we do it? > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Copyright & Licensing Policy > Publication in 72 hours: How do we do it? > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Man and Culture" > Contents of Issue 04/2018
Contents of Issue 04/2018
Gender studies
Churkina N.A. - Image of the Other in the realm of gender mentality pp. 1-7

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.4.27147

Abstract: The problem of gender specificities of human mentality is relevant within the modern sociocultural knowledge. The subject of this research is the gender mentality that defines the identity of a human as a representative of a gender. It is underlined that the principle of binary oppositions underlie the mechanism of gender mentality of a patriarchal society, which leads to the establishment of hierarchy and diverse value markedness of masculinity and femininity as the key structural elements of gender mentality. Particular attention is given to the analysis of relation to the “Other” from the perspective of binary structuring of gender mentality. Methodology contains the works of the representatives of the French Annales School, as well as the scholars who actualize gender approach in science. The author’s main contribution lies in the analysis of the transformation of gender mentality in modern society under the influence of sociocultural changes. The becoming dominant in modern society principle of decentration contributes to changing the perception of a woman as the Other, and with time grow into foundation of a new gender order.
Culture and cultures
Vecherina O. - Between suffering and bliss: rollercoaster of emotions of the Tamil Shaiva Bhakti pp. 8-21

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.4.26753

Abstract: The subject of this research is the range of primary emotions experienced by the medieval Tamil Shaiva bhakti poets who lived in the VI-IX centuries. A profound emotional and aesthetic component of their works and biographies became a part of Shaiva poetic canon “Panniru Thirumurai”, which has records of the new ritual of worshipping Shiva, notable for the heightened emotional involvement (bhakti) of believers. The canon retains its relevance in modern India, being the source of the daily religious practice. As a result, the author reveals the presence of a substantial range of emotions in the works of all primary authors of the canon – from contemptuous-depreciative up to the absolute bliss. The consciously cultivated heightened emotionality of the adept provoked the reaching of the vivid altered states of mind, including insanity as the pinnacle of emotional hierarchy. It is demonstrated that the achievement of such altered state became a necessary condition for following the path of bhakti-yoga and the main trigger launching the mechanisms of poetry writing and visualization of Shiva’s manifestations.
Cultural heritage, tradition and innovation
Danilova O.N., Kayak A.B. - Representation of the heritage of proto-design of costumes of indigenous peoples of the Russian Far East in information-creative space of Pacific Rim: glocalizational context pp. 22-30

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.4.26819

Abstract:  The subject of this research is the transformation process of the heritage of proto-design of costumes of indigenous peoples of the Russian Far East in the conditions of globalization, which required examination of the current local differences of the culture of indigenous peoples, their ethno-national traditions, genesis and conditions of preservation of the mechanisms of translation of ethnocultural heritage from generation to generation. Therefore, the author uses the term of “glocalization” that allows in contrast with the macro-scale globalizational dynamics of events, study the problematic of Pacific Rim and specificity of sociocultural processes taking place within this regional space at the micro-level. Methodological foundations is the concept of cross-cultural and cross-civilizational interaction, as well as a number of analytical instruments, including the concept of “information and creative space”, which in the course of this researched proved its theoretical and applied purposefulness and universality. The use of this concept contributed to the efficient carrying out of comparativist analysis of the problematic of inheriting the proto-design of costume of indigenous peoples. Within its framework, the author was able to determine the sociocultural trends and mechanism of inheriting the principles of formation of the objects of costume’s proto-design in the area of ethno- and eco- design of a modern costume. This defines the innovative importance of research, which also demonstrated the instrumentality and optimal theoretical-methodological significance of sincresis of the indicated methodological patterns.
Audiovisual culture and art
Paulyus P.I. - Realization of the ideas of Scandinavian myth in cinematic universe A Song of Ice and Fire pp. 31-45

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.4.26598

Abstract:  The subject of this research is the use of archetypical constructs within the framework of cinematic universe “The Game of Thrones”. The object is the phenomenon of the modern audiovisual arts. The key aspect of the topic is the analysis of application of the phenomenon of “Scandinavian myth” in modern film industry. This phenomenon is interpreted as a factor of transformation of mass consciousness that illustrating a set of “social myths” of globalization era, which is traced in a broad range of movies. The presented features are generalized on the example of created from the novels by G. Martin cinematic universe “A Song of Ice and Fire”, which in is named “The Game of Thrones” film’s release and is one of the brightest examples of “new mythology” in mass consciousness. The author makes the following conclusions: one of the development trends of film industry is the active use of cliché complex, which forms a special cultural reality interpreted as a Scandinavian myth, based on the fatalistic providence; using the phenomenon of time and space manipulation, the hi-tech types of art form the new models of “intellectual field”, which disrupt the outdated information and semantic structures of cultural space. This leads to implementation of the principle of balanced unity, referred to the collective unconscious. Thus, these models develop the concepts of mythology of art, its interrelation with society, which is expressed in the effect of satisfaction of the demands of gross audience. 
Virtual reality
Ovchinnikov V.M., Paulyus P. - Archetypes and mythologemes as elements of the open world phenomenon of the computer role-playing game The Witcher pp. 46-56

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.4.26528

Abstract: The subject of this research is the review of game production, namely the Witcher universe as a specific form of text, realized as a combination of the phenomena named the “open world”. The object of this research is the application of archetypes and mythologemes of the developing genre of computer role-paying games (RPG). Particular attention is given to the development of game universes, and one of the factors of its development within the genre of role games – the open world phenomenon, which in the author’s opinion, ensures the formation of new mythology and turns the game space into the specific culturological phenomenon, transforming the mass consciousness by creating a variation affect, suggested to a player in terms of using one or another game project, active research of the so-called “seamless world”. The scientific novelty lies in examination of the little-studied aspects of the evolution of mass culture, namely with active use of multiple mythologemes applied in the entire set of game universes, particularly the Witcher, which is a distinct marker of the development of this direction. Figuratively, consideration of the characterized game universe can be interpreted as a marker of development of the entire industry which allows concluding that the modern game industry actively uses a specific form of the reflection of game reality, called an open world. It is based on several elements (effects) that have archetypical nature.
Architecture and design
Zhigaltsova T. - The village of Vorzagory: spatial organization and monuments of the cultic wooden architecture pp. 57-66

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.4.27006

Abstract: The subject of this research is the historical settlement of Vorzagory located in Onega District of Archangelsk Oblast. It has multiple cultic monuments of regional significanc: Vvedenskaya Winter church, NIkolskaya Summer church, bell tower, Church of Sts. Zosima and Savvatiy. The object of this research is the review of the structure of spatial organization of the settlement as a reflection of world perception of the dwellers of White Sea coast. In May of 2018, within the framework of the project “Wooden Temple in the Context of Studying the Russian Traditional Culture: Syncretism of the Material and Religious (based on the materials of the Russian North and Arctic)” was performed the expedition “Historical Settlement of Vorzogory (“Pogost with villages”)”. This settlement territorially simultaneously refers to the typical rural settlements in the Russian North and Artic territory of Onezhskoye Pomorye. The scientific novelty lies in coverage of the previously unpublished archival and field materials. The result of research lies in determination of the structural content of spatial organization of the village of Vorzagory, where the “pogost” is used as a town-forming dominant. The acquired data and analyzed materials can be applied in scientific, educational and museum activities.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 04, 2018
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 30-08-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Швыдкой Михаил Ефимович, доктор искусствоведения, shvydkoy.me@gmail.com
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2018
Гендерные исследования
Чуркина Н.А. - Образ Другого в пространстве гендерной ментальности c. 1-7

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.4.27147

Аннотация: Проблема гендерных особенностей мышления человека является актуальной в современном социокультурном знании. Предметом исследования данной статьи является гендерная ментальность, определяющая идентичность человека как представителя пола. В статье подчеркивается, что в основе механизма гендерной ментальности патриархального общества лежит принцип бинарных оппозиций. Это приводит к установлению иерархичности и различной ценностной маркированности маскулинности и феминности как основных структурных элементов гендерной ментальности. Особое внимание в статье уделяется анализу отношения к «Другому» с точки зрения бинарного структурирования гендерной ментальности. В качестве методологической основы исследования выступают работы представителей французской Школы Анналов, а также ученых, актуализирующих гендерный подход в науке. Особым вкладом автора в исследование темы является анализ трансформации гендерной ментальности в современном обществе под воздействием социокультурных изменений. Принцип децентрации, который становится в современном обществе доминирующим, способствует изменению отношения к женщине как к Другому и со временем станет основой нового гендерного порядка.
Культура и культуры
Вечерина О.П. - Между мукой и блаженством: «колесо эмоций» тамильского шайва-бхакти c. 8-21

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.4.26753

Аннотация: Предметом исследования является диапазон основных эмоций, испытываемых средневековыми тамильскими шиваитскими поэтами-бхактами, жившими в VI-IX веках. Глубоко эмоциональная, экстатическая составляющая их творчества и житий и сегодня привлекает миллионы верующих внутри страны и многочисленной тамильской диаспоры во многих странах мира. Их гимны, поэмы и жития стали составной частью шиваитского поэтического канона «Панниру тирумурей», в котором был зафиксирован новый ритуал поклонения Шиве, отличающийся повышенной эмоциональной вовлеченностью (бхакти) верующих. Канон сохраняет свою актуальность и в современной Индии, являясь источником повседневной религиозной практики. Материалом для сравнительного анализа стал конкорданс, составленный исследователями под руководством Ж.-Л. Шевийяра, по текстам трех главных авторов бхакти: Самбандара, Аппара и Сундарара. Привлекались к рассмотрению также эмоциональные ряды в творчестве Маниккавасахара и Тирумулара. Для интерпретации эмоций в контексте конкретных ситуаций использовались жития бхактов, изложенные в «Перияпуранам» Секкилара, Основными выводами являются следующие. Выявлено наличие значительного диапазона эмоций в творчестве всех главных авторов канона — от презрительно-уничижительных автохарактеристик до абсолютного блаженства. Сознательно культивируемая повышенная эмоциональность адепта провоцировала достижение им выраженных измененных состояний сознания, включая сумасшествие как вершину эмоциональной иерархии. Показано, что достижение таких измененных состояний являлось необходимым условием для следования по пути бхакти-йоги и главным триггером, запускающим механизмы поэтического творчества и визуализацию манифестаций Шивы.
Культурное наследие, традиции и инновации
Данилова О.Н., Каяк А.Б. - Репрезентация наследия протодизайна костюма коренных народов российского Дальнего Востока в информационно-креативном пространстве АТР: глокализационный контекст c. 22-30

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.4.26819

Аннотация: Предметом исследования является процесс трансформации наследия протодизайна костюма коренных народов российского ДВ в условиях глобализации, что потребовало изучения современных локальных отличий культур коренных народов, их этнонациональных традиций, генезиса и условий сохранения механизмов передачи этнокультурного наследия народа по поколениям. С этой целью был использован термин «глокализация», позволяющий в противовес макромасштабной глобализационной динамике событий, исследовать на микроуровне проблематику АТР и специфику социокультурных процессов, происходящих в этом региональном пространстве. В ходе решения этой проблемы была выявлена методологическая основа исследования, в качестве которой была использована концепция межкультурного и межцивилизационного взаимодействия, а также ряд аналитических инструментов, в том числе понятие «информационно-креативное пространство», доказавшее в ходе исследования свою теоретическую и прикладную целесообразность и универсальность. Применение этого понятия в исследовании содействовало эффективности проведения компаративистского анализа проблематики наследования протодизайна костюма коренных народов. В его рамках удалось выявить социокультурные закономерности и механизмы наследования принципов формообразования объектов протодизайна костюма в сфере этно- и экодизайна современного костюма. Этим обусловлена инновационная значимость исследования, в котором синкрезис выше обозначенных методологических линий показал свою инструментальность и оптимальную теоретико-методологическую значимость.
Экранная культура и экранные искусства
Паулюс П.Й. - Воплощение идей «скандинавского мифа» в киновселенной «Песнь льда и пламени» c. 31-45

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.4.26598

Аннотация: Предметом исследования является использование архетипических конструкций в рамках киновселенной "Игра престолов" Объектом работы является феномен современных аудиовизуальных искусств Основными аспектами темы является анализ практик использования в современной киноиндустрии феномена «скандинавского мифа». Этот феномен трактуется авторам как фактор видоизменения массового сознания, оформляющего целый комплекс «социальных мифов» эпохи глобализации, что прослеживается в довольно широком спектре кинопродукции. Представленные характеристики обобщаются на примере созданной по романам Дж. Мартина киновселенной «Песнь льда и пламени», именуемой в прокате «Игрой престолов» и являющейся в массовом сознании одним из самых ярких примеров «новой мифологии». Автор оперирует в первую очередь методом историзма в рамках рассмотрения архетипических конструкций и исторических аллюзий в кинематографической вселенной "Игра престолов" Подводя итог рассмотрения кинематографической продукции, представляющей образы и архетипы скандинавского мифа, на основе представленных характеристик можно сделать следующие выводы.Одной из тенденций развития современной киноиндустрии является активное использование комплекса клише, формирующих как особую культурную реальность специфический феномен, трактуемый нами как скандинавский миф, базирующийся на фаталистической провиденциальности. Используя феномен манипуляции временем и пространством, высокотехнологичные виды искусства создают новые модели «интеллектуального поля», разрывающие устаревшие информационно-семантические структуры культурного пространства. Это приводит к реализации принципа сбалансированного единства, обращенного к коллективному бессознательному. Таким образом, данные модели развивают концепции мифологичности искусства, его взаимовлияния с социумом, что выражается в эффекте удовлетворения потребностей массового зрителя.
Виртуальная реальность
Овчинников В.М., Паулюс П. - Архетипы и мифологемы как элементы феномена "открытого мира" компьютерной рпг вселенной "Ведьмак". c. 46-56

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.4.26528

Аннотация: Предметом исследования является рассмотрение игровой продукции, в частности игровой вселенной "Ведьмак" в качестве особой формы текста, реализуемые как совокупность феноменов именуемых "открытым миром". Объектом выступает развитие применение архетипов и мифологем в рамках развивающегося жанра рпг компьютерных игр. Уделяется особое внимание проблеме развития игровых вселенных, одним из факторов формирования которых, в первую очередь в рамках развития жанра ролевых игр, является феномен открытого мира, рассматриваемая нами в качестве явления обеспечивающего формирование новой мифологии и превращающий игровое пространство в специфический культурологический феномен, трансформирующий массовое сознание за счет создания эффекта вариативности, предлагаемой игроку в рамках использования того или иного игрового проекта, активного исследования так называемого «бесшовного мира». авторы опирались на метод историзма, использовали семиотический и герменевтический методы, рассматривали архетипы через призму культурологического анализа, что дает возможность трактовать последние в качестве механизма, генерирующего пространство культуры. Новизна научного исследования заключается в рассмотрении малоизученных аспектов развития современной массовой культуры, в частности с активным использованием многочисленных мифологем применяемых в целом комплексе игровых вселенных, в частности – в игровой вселенной «Ведьмак», являющейся, своеобразным маркером развития характеризуемого явления. Условно рассмотрение характеризуемой игровой вселенной можно трактовать в качестве своеобразного маркера развития всей индустрии, что позволяет, подводя общий итог, прийти к следующему выводу: в современной игровой индустрии активно используется особая форма отображения игровой реальности, именуемая открытым миром. Она базируется на нескольких элементах (эффектах), имеющих архетипическую природу.
Архитектура и дизайн
Жигальцова Т.В. - Село Ворзогоры: пространственная организация и памятники культового деревянного зодчества c. 57-66

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.4.27006

Аннотация: Предметом исследования является историческое поселение Ворзогоры, расположенное в Онежском районе Архангельской области. Село Ворзогоры имеет большое количество культовых памятников регионального значения: зимняя Введенская церковь, летняя Никольская церковь, колокольня, церковь Зосимы и Савватия. В качестве объекта рассмотрена структура пространственной организации поселения как отражение мировосприятия жителей побережья Белого моря. В 2018 году в рамках проекта «Деревянный храм в контексте изучения русской традиционной культуры: синкретизм материального и духовного (по материалам Русского Севера и Арктики)» была осуществлена экспедиция «Историческое поселение Ворзогоры («погост с деревнями»)». Это поселение территориально относится одновременно к типичным сельским поселениям на Русском Севере и на Арктической территории Онежского Поморья. В ходе архитектурно-этнографического обследования села Ворзогоры (д. Кондратьевская и д. Яковлевская) было собрано 11 интервью, сделаны архитектурные обмеры жилых и хозяйственных построек. Большая часть материалов для публикации была собрана в архивах и музеях Научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры (г. Архангельск), Государственном архиве Архангельской Области, Кенозерском национальном парке, Онежском историко-мемориальном музее, Музее Поморского быта (с. Ворзогоры). Наряду с общенаучными методами в работе используются специальные методы — структурный, культурно-исторический, этнокультурологический. Новизна исследования заключается в освещении ранее не опубликованных архивных и полевых материалов. В результате исследования определено структурное содержание пространственной организации села Ворзогор, где «погост» определяется как градообразующая доминанта. Полученные сведения и проанализированные материалы могут быть применены в научной, преподавательской и музейной деятельностях.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"