World Politics
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial board
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "World Politics" > Contents of Issue 01/2024
Contents of Issue 01/2024
Theory and methodology of international relations
Chmyreva V. - Cuban Trajectory of the Eurasian Economic Union: Regaining Positions pp. 1-14

DOI:
10.25136/2409-8671.2024.1.69383

EDN: KDIWPX

Abstract: In an era of a changing world order, the Cuban vector of the Eurasian Economic Union (EAEU) international activity is of particular academic interest. The subject of the research is current relations between the EAEU and the Republic of Cuba. The relevance of the study is determined by the growing attention to the Cuban vector in the EAEU foreign policy; the need for analyzing business opportunities, current trends and influencing factors. The research is based on the analysis of regulatory and legislative acts, official statistics; publicistic sources are also engaged. The study reveals significant imbalances in Eurasian-Cuban trade due to the overbalance of exports from the EAEU; the leading role of Russia and Belarus in the context of relations between the EAEU and Cuba is noted. The author analyzes current trends and traces prospects for interaction. The author uses a combination of general scientific theoretical and special methods; institutional and historical methods, as well as content analysis of official documents and statistics. Analyzing Eurasian-Cuban relations, the author emphasizes the growing role of geopolitical factors and value orientation over purely economic interests. It is noted that despite the potential of the relations is still great and it has not been realized yet, economic feasibility and a favorable policy framework encourage to increase cooperation in a short term. The political potential of the relations is being successfully converted into economic projects and challenges implementation. In concluding the author says that the multilateral format of interaction between the countries in the context of a global geopolitical crisis is an additional tool for hedging risks and one of the steps towards the states sustainable development.
Regional configurations of international relations
ZHANG Y. - Sino-Russian cooperation on the Ice Silk Road project in the context of the Russian-Ukrainian conflict pp. 15-27

DOI:
10.25136/2409-8671.2024.1.70115

EDN: KVLLMB

Abstract: This article examines the impact of the Russian-Ukrainian conflict on Sino-Russian cooperation, analyzes the Chinese Ice Silk Road project and the development of the Russian Northern Sea Route, and based on the above analysis, predicts the further course of cooperation between China and Russia on the Ice Silk Road project. The subject of the study is the Chinese-Russian cooperation on the Ice Silk Road project in the context of the Russian-Ukrainian conflict. The object of the study is Chinese-Russian cooperation. The author examines in detail such aspects of the topic as the problems of international relations caused by the conflict between Russia and Ukraine; exchange and cooperation between China and Russia against the background of the conflict, as well as determining the trend of future cooperation between the two countries. Special attention is paid to the situation in the Chinese-Russian Ice Silk Road project against the background of the conflict, analysis and forecast of the possibility of cooperation between the two countries on this project in the future. This article uses the method of system theory, considers Sino-Russian relations as an integral part of the system of international relations, Sino-Russian cooperation on the Ice Silk Road project as a level below the level of Sino-Russian relations, and the Russian-Ukrainian conflict as a change of circumstances. The Russian-Ukrainian conflict has exacerbated the polarization of the world. The conflict between Russia and Ukraine did not have too much impact on Sino-Russian cooperation and even introduced favorable factors into Sino-Russian cooperation, the economic sphere will be the main area of cooperation between the two countries. The conflict directly deprives Russia of its Western partners in the Northern Sea Route, and also further distances China from its Western partners in the Ice Silk Road project. The development of the Russian "Northern Sea Route" urgently needs other countries to fill the gap left by Western countries. Continuing further cooperation in the Ice Silk Road project is a reasonable choice. In the next period of time, China opened a window of opportunity for in-depth cooperation with Russia on the Ice Silk Road project. In the future, China is likely to achieve cooperation with Russia, in addition to energy cooperation in the development of the Russian "Northern Sea Route", such as technical cooperation and other cooperation.
Baravi M.V., Petrunin A.S., Rogozhina E.M., Ryzhov I.V. - Specificity of politication and radicalization of the Kurdish national liberation movement in the Middle East pp. 28-43

DOI:
10.25136/2409-8671.2024.1.70209

EDN: KZIFSU

Abstract: The authors reveal the interdependence of the Kurdish national liberation movement in the Middle East and the internal policies pursued by the Ottoman state, and later by Turkey, Iraq, Syria and Iran, aimed at state centralization and modernization of these states, which violates the traditional foundations of Kurdish society and threatens the tribal autonomy of these people. The authors also identify the role of leading world powers in the radicalization of the Kurdish issue and the strengthening of the Kurdish national liberation movement in the region. The research methodology is based on a civilizational approach. The article examines the history, specifics and features of the development of the internal policy of the Ottoman Empire, later of Turkey, Iraq, Syria and Iran, the consequences of its implementation and the reasons that led to the formation of the Kurdish national-territorial issue and the increased radicalization of Kurdish society in the period from the 19th to the end of the 20th centuries. The scientific novelty of the article consists of: 1. The analysis of domestic policies carried out on the territory of the Ottoman Empire, and subsequently in Turkey, Iraq, Syria and Iran during the period of the late XIX XX centuries. 2) Identification of the influence of direct and indirect historical and foreign policy factors that influenced the Young Turk states policy of centralization and modernization, as well as the relationship of these factors with the emergence, formation and development of the Kurdish national liberation movement. 3) Study of the root causes and main stages of the politicization and radicalization of the Kurdish issue in the Middle East. 4) The findings of the study also reveal the role of leading foreign policy players represented by Russia, the USA, Great Britain, France and Germany in the Kurdish issue.
Ueldanov S.R. - The role of the energy factor in the formation and development of the EAEU pp. 44-57

DOI:
10.25136/2409-8671.2024.1.69966

EDN: TNEHXG

Abstract: The article analyzes the role of the energy factor in the formation of the Eurasian Economic Union (EAEU), as well as its impact on the dynamics of modern integration processes. The author also considers a number of processes and phenomena as an energy factor, such as the degree of resource security of states, the level of infrastructural development of their fuel and energy complexes (including technological, logistical and information infrastructure), interstate interaction in order to implement energy policy and ensure energy security. Based on the analysis of the historical prerequisites for the formation of the EAEU, it is concluded that energy was one of the key areas of common economic interests at the stage of the Union's inception, while remaining so today and determining the potential of Eurasian integration in the global arena, at the same time being the cause of a number of fundamental problems of unification. These problems, caused by resource inequality and infrastructural imbalance, have a profound impact on the dynamics of integration processes. Among such problems are significant differences in the strategic interests of the states in relation to the EAEU; insufficient consistency of positions on energy development strategies; different and to some extent contradictory expectations from the emerging common energy markets; an imbalance in the levels of responsibility for the overall stability of the integration association. The need for practical solutions to problems and contradictions of this kind is an important factor determining the vector of further development of the integration association, its transformation from a predominantly economic Union to a new level supported by ideology and values shared by all its participants.
Interests and values
Koshmarov M. - Propaganda aspects of cultural liberalization in the conflict between the Western and Communist systems pp. 58-81

DOI:
10.25136/2409-8671.2024.1.69853

EDN: TKPONJ

Abstract: The author examines the processes of transformation of Western culture during the conflict between the West and the East (1949-1989); the determinism of these changes and neoliberal economic transformations that began in 1970s. The subject of the research is the technology of using cultural phenomena and scientific research in order to promote the ideology of globalism. The purpose of the study is to identify and analyze the genesis and development of the cultural transformation of Western society, the connection with the neoliberal economic paradigm of the Chicago School of Economics and the transition of power in Western countries to a new generation of globalist politicians. The material under study is reports of the Trilateral Commission, the Club of Rome, the IMF, Senate commissions, and the laws. The analysis of factual material is carried out by descriptive, analytical historical, systematic, comparative methods using abstracts and quotations from scientific literature. The scientific novelty of this article is to identify a new vision of the determinism of the stages of globalization: the cultural liberalization of Western society in the 1960s and 1970s, the neoliberal economic revolution of the 1970s and 2000s and the modern stage of globalization and the green agenda. The mechanisms of cultural liberalization, including three parallel youth revolutions in Anglo-Saxon countries, are shown, and the consequences of these revolutions, including the new values of the Western post-war generation, are analyzed. For the first time, the analysis of the report of the Club of Rome "The First Global Revolution" was carried out, new aspects of the ideological conflict between the communist and Western systems were identified and proposed for discussion. The data obtained are used to analyze the post-cold war: the unipolarity of the 1990s-2000s and the reverse process of regionalization that began in 2010s.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.

по
Мировая политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Мировая политика" > Содержание № 01, 2024
Выходные данные сетевого издания "Мировая политика"
Номер подписан в печать: 01-04-2024
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Рыжов Игорь Валерьевич - доктор исторических наук, федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского", заведующий кафедрой истории и политики России, 603005, Россия, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 2, оф. 313, ivr@fmo.unn.ru
ISSN: 2409-8671
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2024
Теория и методология международных отношений
Чмырева В.А. - Кубинский вектор ЕАЭС: наверстывая упущенное c. 1-14

DOI:
10.25136/2409-8671.2024.1.69383

EDN: KDIWPX

Аннотация: В условиях меняющегося миропорядка кубинский вектор международной деятельности Евразийского экономического союза (ЕАЭС) представляет особый научный интерес. Предметом исследования являются актуальные отношения между ЕАЭС и Республикой Куба. Актуальность работы определяется нарастающим вниманием к кубинскому направлению во внешней политике ЕАЭС; необходимостью анализа перспективных направлений взаимодействия между странами, актуальных трендов и факторов влияния. Основу источниковой базы составили нормативно-законодательные акты, источники нормативно-отчетного и информационного характера; также использованы публицистические источники (материалы СМИ). В работе показано, что евразийско-кубинская торговля носит несбалансированный характер вследствие многократного превышения объема экспорта из ЕАЭС над импортом; отмечена ведущая роль России и Беларуси в контексте отношений ЕАЭС с Кубой; проанализированы актуальные направления и определены перспективы взаимодействия. Автор использует сочетание общенаучных теоретических и специальных методов; особое значение имеет институциональный и исторический методы, а также контент-анализ официальных документов. Научная новизна работы заключается в привлечении и анализе корпуса новейших источников, оригинальном ракурсе исследования и теоретико-методологическом подходе. Анализируя евразийско-кубинские отношения, автор подчеркивает возрастающую роль геополитических факторов и доминирование ценностных основ над сугубо экономическими интересами. Отмечено, что потенциал отношений между странами в настоящее время не реализован, однако экономическая обоснованность и благоприятный политический фон создают предпосылки для роста сотрудничества в краткосрочной перспективе: политический капитал евразийско-кубинских отношений успешно конвертируется в реализацию конкретных экономических проектов и задач. В результате проведенного анализа автор делает вывод о том, что многосторонний формат взаимодействия между странами в условиях глобального геополитического кризиса является дополнительным инструментом хеджирования рисков и одним из шагов на пути к устойчивому развитию государств.
Региональные конфигурации международных отношений
Чжан И. - Китайско-российское сотрудничество проекта «Ледового шелкового пути» в условиях российско-украинского конфликта c. 15-27

DOI:
10.25136/2409-8671.2024.1.70115

EDN: KVLLMB

Аннотация: В данном статье рассматривается влияние российско-украинского конфликта на китайско-российское сотрудничество, анализируется китайский проект «Ледовый шелковый путь» и развитие российского «Северного морского пути», на основе вышеприведенного анализа прогнозируется дальнейший ход сотрудничества Китая и России по проекту «Ледового шелкового пути». Предметом исследования является китайско-российское сотрудничество проекта «Ледового шелкового пути» в условиях российско-украинского конфликта. Объектом исследования является китайско-российское сотрудничество. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как проблемы международных отношений, вызванные конфликтом между Россией и Украиной; обмен и сотрудничество между Китаем и Россией на фоне конфликта, а также определение тенденции будущего сотрудничества между двумя странами. Особое внимание уделяется ситуации в китайско- Российский проект «Ледовый шелковый путь» на фоне конфликта, анализ и прогноз возможности сотрудничества двух стран по этому проекту в будущем. В данной статье используется метод системной теории, рассматриваются китайско-российские отношения как неотъемлемая часть системы международных отношений, китайско-российское сотрудничество по проекту «Ледового шелкового пути» как уровень ниже уровня китайско-российских отношений, а российско-украинский конфликт как смену обстоятельств. Российско-украинский конфликт усугубил поляризацию мира. Конфликт между Россией и Украиной не оказал слишком большого влияния на китайско-российское сотрудничество и даже внес благоприятные факторы в китайско-российское сотрудничество, экономическая сфера будет основным направлением сотрудничества между двумя странами. Конфликт напрямую лишает Россию ее западных партнеров по «Северному морскому пути», а также еще больше отдаляет Китай от его западных партнеров по проекту «Ледового шелкового путь». Развитие российского «Северного морского пути» срочно нуждается в других странах, чтобы заполнить пробел, оставленный западными странами. Продолжение дальнейшего сотрудничества в проекте «Ледового шелкового путь» является разумным выбором. В следующий период времени Китай открыл окно возможностей для углубленного сотрудничества с Россией по проекту «Ледового шелкового пути». В будущем Китай, скорее всего, достигнет сотрудничества с Россией, кроме энергетического сотрудничества в развитии российского «Северного морского пути», такого как техническое сотрудничество и другое сотрудничество.
Барави М.В., Петрунин А.С., Рогожина Е.М., Рыжов И.В. - Специфика политизации и радикализации курдского национально-освободительного движения на Ближнем Востоке c. 28-43

DOI:
10.25136/2409-8671.2024.1.70209

EDN: KZIFSU

Аннотация: Объектом исследования является курдский вопрос на территории Ближнего Востока. Предметом исследования является - специфика курдского национально-освободительного движения и проблема его радикализации в изучаемом регионе в период с конца XIX вплоть до конца XX вв. Авторы подробно раскрывают взаимозависимость курдского национально-освободительного движения на Ближнем Востоке и проводимую сначала Османским государством, а позднее Турцией, Ираком, Сирией и Ираном внутреннюю политику, направленную на государственную централизацию и модернизацию государств, что нарушало и продолжает нарушать традиционные устои курдского общества и угрожает племенной автономии данного народа. Также авторами выявляется роль ведущих мировых держав в вопросе радикализации курдского вопроса и усилении курдского национально-освободительного движения в регионе. Методология исследования базируется на цивилизационном подходе. В статье рассматривается история, специфика и особенности развития внутренней политики Османской Империи, позднее - Турции, Ирака, Сирии и Ирана, последствия ее проведения и причины, приведшие к формированию курдского национально-территориального вопроса и усилению радикализации курдского общества в период с XIX до конца ХХ вв. Научная новизна статьи состоит: 1. В анализе внутренней политики, проводимой на территории Османской империи, а в последствии в Турции, Ираке, Сирии и Иране в период конца XIX – XX вв. 2) В выявлении влияния прямых и косвенных исторических и внешнеполитических факторов, повлиявших на проведение младотурецким государством политики централизации и модернизации, а также взаимосвязь этих факторов с появлением, становлением и развитием курдского национально-освободительного движения. 3) В изучении первопричин, причин и основных этапов политизации и радикализации курдского вопроса на Ближнем Востоке. 4) В выводах исследования также раскрывается роль ведущих внешнеполитических игроков в лице России, США, Великобритании, Франции и Германии в курдском вопросе.
Уелданов С.Р. - Роль энергетического фактора в формировании и развитии ЕАЭС. c. 44-57

DOI:
10.25136/2409-8671.2024.1.69966

EDN: TNEHXG

Аннотация: Предметом настоящего исследования является энергетический фактор, оказавший влияние на процессы формирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также определяющий динамику современных интеграционных процессов. В качестве энергетического фактора автор рассматривает ряд процессов и явлений, таких как степень ресурсной обеспеченности государств, уровень инфраструктурного развития их топливно-энергетических комплексов (включая технологическую, логистическую и информационную инфраструктуры), межгосударственное взаимодействие участников интеграционного объединения в целях реализации энергетической политики и обеспечения энергетической безопасности. Выбор данной сферы в качестве предмета исследования обусловлен той значимой ролью, которую энергетика традиционно играет в экономике государств постсоветского пространства, в значительной степени определяя геополитические решения и ожидания стран-участников Евразийского экономического союза на современном этапе. В рамках сравнительно-исторического и компаративного методов автором делается вывод о том, что энергетика была одной из ключевых сфер общих экономических интересов на этапе зарождения Союза, оставаясь таковой и сегодня, определяя потенциал евразийской интеграции на глобальной арене, в то же время являясь и причиной ряда фундаментальных проблем объединения. Данные проблемы обозначенные в качестве "субстанциальных", обусловлены ресурсным неравенством и инфраструктурным дисбалансом и оказывают глубокое влияние на динамику процессов интеграции. В числе таких проблем - существенные различия стратегических интересов государств в отношении ЕАЭС; недостаточная согласованность позиций в отношении стратегий энергетического развития; различные и в некоторой степени противоречащие друг другу ожидания от формируемых общих энергетических рынков; дисбаланс уровней возлагаемой ответственности за общую стабильность интеграционного объединения. Научная новизна статьи заключается в выдвинутой автором гипотезе, предполагающей, что необходимость практического решения проблем и противоречий такого рода является важным фактором, определяющим вектор дальнейшего развития интеграционного объединения, его трансформации из преимущественно экономического в Союз нового уровня – подкрепленный разделяемыми всеми его участниками идеологией и ценностями.
Интересы и ценности
Кошмаров М.Ю. - Пропагандистские аспекты культурной либерализации в конфликте западной и коммунистической систем c. 58-81

DOI:
10.25136/2409-8671.2024.1.69853

EDN: TKPONJ

Аннотация: В статье исследуются процессы трансформации западной культуры в период конфликта Западного и Восточного блоков (1949 -1989) и после него; детерминированность этих изменений и неолиберальных экономических трансформаций начавшихся с конца 1970-х гг. Влияние культурной либерализации на ход конфликта и на сегодняшний мир. Объект исследования настоящей статьи - социум периода холодной войны и современный социум. Предметом исследования являются технологии использования культурных феноменов и научных исследований в целях пропаганды идеологии глобализма. Цель исследования - выявить и проанализировать генезис и развитие культурной трансформации западного общества, а также связь с неолиберальной экономической парадигмой Чикагской экономической школы и переходом власти в странах Запада к новой генерации политиков-глобалистов; в этой связи исследовать аспекты демонтажа коммунистической системы и последующих процессов дезинтеграции в 1990-х гг. Исследуемый материал - доклады Трехсторонней комиссии, Римского клуба, МВФ, Сенатских комиссий, законов. Анализ фактологического материала осуществляется дескриптивным, аналитическим, историческим, системным, компаративным методами с использованием тезисов и цитат из научной литературы. Подробно исследуется текст доклада Римского клуба методом контент-анализа, дискурс-анализа, нарратив-анализа в системе координат субъект-текст-адресат-обстоятельства. Научная новизна настоящей статьи заключается в выявлении нового видения детерминированности этапов глобализации: культурной либерализации западного общества 1960-1970-х гг., неолиберальной экономической революции 1970-2000-х гг. и современным этапом глобализации и зеленой повестки. Показаны механизмы культурной либерализации, включая три параллельные молодёжные революции в англосаксонских странах, проанализированы последствия этих революций, включая формирование новых ценностей западного послевоенного поколения. Выявлены взаимосвязи созданного пропагандой общества потребления и приходом к власти политиков реализовавших неолиберальную экономическую доктрину Чикагской экономической школы М. Фридмана. Впервые произведен анализ доклада Римского клуба "Первая глобальная революция", выявлены и предложены к обсуждению новые аспекты идеологического конфликта коммунистической и западной систем. Проанализированы последствия возникшей после этого конфликта однополярности 1990-2000-х гг. - беспрецедентной концентрации власти глобалистов и начавшегося в середине 2010-х гг. обратного процесса - регионализации.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.