по
Мировая политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Мировая политика" > Содержание № 04, 2021
Выходные данные сетевого издания "Мировая политика"
Номер подписан в печать: 31-12-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Даниленко Василий Иванович, кандидат политических наук, w.danilenko@gmail.com
ISSN: 2409-8671
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2021
Региональные конфигурации международных отношений
Яник А.А. - ЕАЭС: сравнение целевой и фактической моделей c. 1-20

DOI:
10.25136/2409-8671.2021.4.36708

Аннотация: Статья посвящена результатам исследований, выполненных в рамках проекта «Мониторинг интеграционных процессов в ЕАЭС». На основе анализа широкого круга источников было проведено сравнение основных характеристик целевой модели ЕАЭС и текущего состояния дел, обобщенные итоги которого представлены в таблице. Для решения исследовательских задач были использованы общенаучные методы: анализ, синтез, выдвижение гипотез, различные сравнительные подходы. Отмечена целесообразность оценки процессов евразийской интеграции в сравнении с моделями ЕС, поскольку элементы институционального сходства позволяют точнее фиксировать сущностные различия, а учет позитивного и негативного опыта ЕС помогает совершенствовать управление евразийским проектом.   Сравнение целевых и фактических характеристик позволяет сделать вывод о различиях между стратегическим замыслом и текущим состоянием модели евразийской интеграции. При рассмотрении факторов, влияющих на замедление темпов продвижения к целевой модели ЕАЭС, особое внимание уделено ситуации, связанной с рисками достижения политических пределов экономической интеграции и нарушением ранее сложившегося «баланса затрат и выгод» от участия в проекте (cost-benefits trade-off). Сделан вывод, что интеграция, основанная только на экономических механизмах, содержит риски, снижающие ее устойчивость в ситуации кризиса, а потому необходимо дальнейшее развитие механизмов доверия, усиление роли правовой интеграции и расширение базы сотрудничества на основе механизма пакетных соглашений. Эффективное использование механизма пакетных соглашений позволяет объединять разрозненные национальные стратегии с тем, чтобы общие выгоды от участия в интеграции превысили издержки каждого
Актуальный вопрос
Осипов Е.А. - Радикализация французских правых. От провала европейской конституции и «манифестации для всех» до Эрика Земмура c. 21-28

DOI:
10.25136/2409-8671.2021.4.36991

Аннотация: В статье на основе новейшей французской научной литературы, прессы и аналитических исследований французских общественных организаций рассматривается эволюция процесса поляризации французской политической жизни и радикализации правого спектра, где умеренные идеи постепенно уступают место праворадикальным. Провал референдума по европейской конституции в 2005 г., легализация однополых браков французским парламентом в 2013 г., победа Франсуа Фийона на «праймериз» правых и центра в 2016 г. – важные элементы в процессе радикализации французских правых. Особое внимание в статье уделяется идеям Эрика Земмура и его роли в сегодняшней политической системе Пятой республики.   Земмур намеренно ставит вопрос сохранения национальной и религиозной идентичности Франции и проблему распространения ислама в стране в центр политической дискуссии, добавляя именно тему "исламофобии" к традиционной для Марин Ле Пен "арабофобии" и стремясь сделать из противостояния умеренных и радикальных идей новый стержень политической жизни Франции, как это было с борьбой правых и левых политических сил до 2017 г. Земмур не имеет шансов на победу на президентских выборах 2022 г., да и само его участие в них до сих пор вызывает сомнения, однако популярность его идей может привести к тому, что итогом выборов 2022 г. станет формирование нового полюса французской политики – идентитарного, консервативного и католического.
Рустамова Л.Р. - Реформирование бундесвера и будущее миротворчества ФРГ c. 29-43

DOI:
10.25136/2409-8671.2021.4.36992

Аннотация: Реформирование бундесвера находится в фокусе внимания российских и зарубежных исследований с самого момента объединения страны, когда впервые Германия заговорила о том, что перед ней стоит большая ответственность за мир и политическую стабильность. Перед армией Германии стояла задача не только перевооружения, оптимизации военного персонала, но и концептуализация ее новой роли в мире и расширения присутствия за рубежом в целях урегулирования конфликтов. Однако за последние годы изучение проблем развития и реформирования Бундесвера приобрело особую актуальность, в виду того, что немецкий бундесвер сталкивается с необходимостью борьбы с новыми вызовами и угрозами в том числе и невоенного характера. Реформы немецкой армии, которые нашли отражение в последних документах, принятых с целью обоснования более широкого применения бундесвера за рубежом, отражают стремление политического руководства сделать ее более эффективным инструментом защиты ФРГ от угроз гибридного типа, а также принятия превентивных мер по предотвращению конфликтов в мире, оказывающих влияние на безопасность ФРГ. Цель данной статьи проанализировать реформы Бундесвера и их влияние на характер миротворческой деятельности Германии. Исследование опирается на дискурс-анализ и анализ основных документов, определяющих направления модернизации немецкой армии, а также документов, регулирующих непосредственно миротворческую деятельность, официальных докладов министерства обороны, доступных из материалов прессы данных о состоянии и проблемах вооружённых сил. Новизна исследования состоит в том, что реформа бундесвера рассматривается в тесной взаимосвязи с ее миротворческим профилем, как основной сферой задействования немецкой армии. На основе анализа самых последних документов, регламентирующих ее деятельность, делается вывод о том, что реформирование нацелено на расширение миротворческой деятельности, а операции по принуждению к миру рассматриваются как крайнее средство.
Мировая политика
Айар Б. - Поворот Ирана на Восток: Оценка кавказской и центральноазиатской политики администрации Ибрахима Раиси c. 44-51

DOI:
10.25136/2409-8671.2021.4.37250

Аннотация: В данном исследовании рассматривается кавказская и центральноазиатская политика новой администрации Ибрахима Раиси в Иране. Уже ясно, что евразийский регион стал приоритетным для иранской дипломатии, и президент Раиси демонстрирует эти изменения в первый год своей работы. Следуя сравнительной методологии, исследование проливает свет на отличия от политики предыдущей администрации. В качестве теоретической основы автор придерживается конструктивистской школы международных отношений, которая фокусируется на идеологическом уровне и восприятии акторов в процессах принятия решений. Цель исследования — изучить изменения в международной политике, которые уже заставили новую администрацию придерживаться нового подхода, придающего большее значение евразийской политике. Автор считает, что причинами такого изменения политики являются: 1) желание Тегерана не полагаться на ядерные соглашения в качестве центрального пункта своей внешней политики; 2) экономический кризис в стране, которая толкает иранских политиков на поиск альтернативных рынков и партнерств; 3) цель избавиться от международной изоляции, для чего евразийские двусторонние и межправительственные отношения могут сыграть важную роль; 4) изменение восприятия угроз Тегераном, вызванное недавними событиями на Кавказе и в Афганистане. Автор полагает, что совокупное воздействие этих факторов подтолкнуло администрацию И. Раиси к тому, чтобы рассматривать Евразию в качестве приоритета во внешней политике Ирана, и если эта тенденция сохранится, то в будущем мы будем наблюдать более сбалансированный подход, в отличие от предыдущих периодов, когда отношения с Западом и события на Ближнем Востоке в основном определяли центральную линию иранской дипломатии.
Современные внешнеполитические концепции и доктрины
Kovalevskaia N.V., Tikhotskaia M.A., Shevchenko Y.N. - “Digital Geopolitics” in the Regional Context: Challenges and Prospects of the European Union on its Way towards Information Sovereignty c. 52-65

DOI:
10.25136/2409-8671.2021.4.36957

Abstract: The COVID-19 pandemic and the coronacrisis have clearly exposed the strong dependence of modern companies on data governance, the stability of information networks and digitalisation and significantly strengthened the Europeans' belief in the need to achieve strategic autonomy in the development of their own digital solutions. The article aims to define the place of the European Union in the international information and communication space in the context of global data governance policy. The methodology is based on the principles of the multi-paradigm method used for extrapolating some provisions of Robert Gilpin’s hegemonic stability theory on the modern technological competition among the countries on the international arena through a regional approach. The article considers the term “information sovereignty” based on the principles of international law within a constantly changing international environment. The research addresses such documents as “A New Industrial Strategy for Europe”, “A European Strategy for Data”, and the decision of the European Court of Justice concerning the transatlantic Privacy Shield agreement. As an example of the European digital policy, it examines the ambitious GAIA-X project designed to create an open digital ecosystem and common requirements for a European data infrastructure. The article formulates the recommendations in order to ensure effective governance in the digital sector and proposes a multi-stakeholder model, which would help achieve information sovereignty based on European values and ideals.
Интересы и ценности
Filipović A. - The Characteristics of the Nordic right-wing populism c. 66-78

DOI:
10.25136/2409-8671.2021.4.35332

Abstract: The last two decades have seen the rise of right-wing parties in Europe, spurred among other things by a series of crises, the latest of which being the ongoing COVID-19 global pandemic. Finland, Sweden, Norway and Denmark did not find themselves isolated from the political and socio-economic shocks and aftershocks of such events, and right-wing populist parties and movements belonging to the Nordic region have also gained strength, sometimes even being a part of governments. However, these parties have certain characteristics that distinguish them from their counterparts in the rest of the Europe, given the specific social, political, economic and historical context of the region. Such traits can be listed as welfare chauvinism, right-wing egalitarianism, authoritarian positions on sociocultural issues, and populist, anti-establishment drive. At the same time, these parties have demonstrated their high pragmatism and ability for adaptation to the current political situation in their countries. In this work a quick overview is presented of the principles of four major right-wing parties in the Nordic region (The Finns Party, Sweden Democrats, Norwegian Progress Party, and Danish People’s Party), and the differences and similarities in their motivations are discussed.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"