по
Урбанистика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Урбанистика" > Содержание № 01, 2024
Данный номер находится в стадии формирования. Все представленные на данной странице статьи уже вошли в номер, считаются опубликованными, сохранят в окончательной версии номера указанные страницы и другие метаданные статей также не изменятся.
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Главный редактор: Слабуха Александр Васильевич, кандидат архитектуры, slabuha@mail.ru
Содержание № 01, 2024
Aрхитектура и среда
Иванова А.П. - Формирование архитектурного ландшафта г. Сегеда, Венгрия. 1872-1930-е гг. c. 1-16

DOI:
10.7256/2310-8673.2024.1.69787

EDN: FPFETH

Аннотация: Статья, написанная в ходе реализации международного русско-венгерского проекта, имеет обзорный характер. Целью автора является расширить представление русских коллег о венгерской архитектуре конца XIX – первой трети XX вв. Сегед выбран как пример масштабной реконструкции: город, практически полностью уничтоженный наводнением 1879 г. был за короткий период отстроен заново и стал «южной столицей» Венгрии. На основе полевых исследований 2022 г. рассматриваются три слоя архитектурно-пространственного ландшафта Сегеда: «имперский» (безордерный классицизм и историзм), «национальный» (мадьярский сецессион) и межвоенный (ар-деко). Статья иллюстрирована фотографиями венгерского участника проекта Г. Чонади. Объектом исследования был выбран город Сегед, расположенный в 169 км к югу от Будапешта, недалеко от сегодняшних венгро-румынской и венгро-сербской границ, в месте слияния рек Тисы и Мароша. Это второй по значению город Венгрии, важнейшая точка на «ментальной карте» страны, столица Венгерской равнины и символ возрождения национального духа. Предмет исследования – процесс конструирования архитектурного «образа Родины». В нашей работе мы используем интердисциплинарный подход, сочетая элементы истории, архитектуры, культурологии и социальной географии. Это позволяет нам более глубоко исследовать и анализировать архитектурное наследие, его влияние на формирование культурного ландшафта и социальные процессы. На примере южно-венгерского города Сегеда рассмотрен развернутый во временной перспективе процесс конструирования «образа Родины». В архитектурном ландшафте Сегеда мы выделили несколько пластов: регулярный-имперский (бидермайер, необарокко, безордерный классицизм), национально-романтический (от историзма в духе французского ренессанса к мадьярскому сецессиону), межвоенный (ар-деко на основе неороманики). Мы видим, что «дух времени» и «образ Родины» не статичны и воплощаются в различных формах. Образ «маленькой Вены», воскрешенный по лекалам эпохи Просвещения на дальней периферии Империи трансформируется под натиском национально ориентированной буржуазии. Причудливые и эксцентричные архитектурные эксперименты, спонсируемые частными заказчиками-оригиналами, сменяются монументальными пафосными ансамблями, помогающими горожанам совместно пережить глубочайшую коллективную психотравму. Синагога, Собор, Университет и «солнечные дома» воплощают разные грани венгерской идентичности.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.