Статья 'Вопросы информированности населения о деятельности ТОС в решении вопросов благоустройства городской среды' - журнал 'Урбанистика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Урбанистика
Правильная ссылка на статью:

Вопросы информированности населения о деятельности ТОС в решении вопросов благоустройства городской среды

Малышкина Дарья Александровна

аспирант кафедры маркетинга и муниципального управления Тюменского индустриального университета

625003, Россия, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Ирбитская, 6/2

Malyshkina Daria Aleksandrovna

Postgraduate student of the Department of Marketing and Municipal Management, Tyumen Industrial University

6/2 Irbitskaya str., Tyumen, Tyumen region, 625003, Russia

dashamalyna@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2310-8673.2023.1.39184

EDN:

KBYVMB

Дата направления статьи в редакцию:

16-11-2022


Дата публикации:

04-04-2023


Аннотация: В современном городе все больше возрастает роль взаимодействия органов местного самоуправления и населения. Автор подробно рассматривает территориальное общественное самоуправление (ТОС), как важную форму участия населения в решении вопросов местного значения, в частности благоустройства территории. При правильной организации, этот институт обладает огромным потенциалом вовлечения жителей в решение вопросов местного значения, в частности в сфере благоустройства городской среды. Перспективы развития этого института во многом зависят от информированности и вовлеченности населения в эту форму самоуправления. Низкий уровень информированности населения рассматривается как фактор сдерживающий развитие территориального общественного самоуправления. В статье приводятся результаты опроса жителей города Тюмени, которые демонстрируют низкий уровень осведомленности населения о деятельности ТОС. Данные исследования подтвердили необходимость повышения уровня знаний о роли и инструментах ТОС среди горожан. В качестве решения проблемы сложившегося дисбаланса между высоким потенциалом ТОС и низким уровнем информированности населения о его работе, автор предлагает ряд мер, таких как создание специализированных интернет порталов, сообществ в социальных сетях; использование социальной рекламы в СМИ и городских мероприятий для популяризации деятельности ТОС. Информационная база создаст инфраструктуру для реализации потенциала ТОС, даст возможность выявить и реализовать социально значимые инициативы горожан.


Ключевые слова:

территориальное общественное самоуправление, городская среда, участие населения, благоустройство, вовлеченность населения, ТОС, информированность населения, городская средв, потенциал жителей, местное самоуправление

Abstract: In a modern city, the role of interaction between local governments and the population is increasing. The author considers in detail territorial public self-government (CBT) as an important form of public participation in solving issues of local importance, in particular, landscaping. With the right organization, this institute has a huge potential for involving residents in solving issues of local importance, in particular in the field of urban improvement. The prospects for the development of this institution largely depend on the awareness and involvement of the population in this form of self-government. The low level of public awareness is considered as a factor constraining the development of territorial public self-government. The article presents the results of a survey of residents of the city of Tyumen, which demonstrate a low level of awareness of the population about the activities of CBT. These studies confirmed the need to increase the level of knowledge about the role and tools of CBT among citizens. As a solution to the problem of the existing imbalance between the high potential of CBT and the low level of awareness of the population about its work, the author suggests a number of measures, such as the creation of specialized Internet portals, communities in social networks; the use of social advertising in the media and city events to popularize the activities of CBT. The information base will create an infrastructure for realizing the potential of CBT, will make it possible to identify and implement socially significant initiatives of citizens.


Keywords:

territorial public self-government, urban environment, participation, landscaping, citizen engagement, TPSG, awareness of citizens, urban space development, potential of residents, local authorities

В настоящее время большое значение отводится вопросам участия граждан в формировании городской среды и благоустройства. На всех уровнях власти широко обсуждаются способы вовлечения населения и выстраивания диалога с пользователями городского пространства. Важным вопросом является поиск эффективной формы взаимодействия всех участников городских отношений. Во всем многообразии выражения общественных интересов, есть формы гражданского участия в решении вопросов местного значения, которые начали оформляться еще в советское время и к текущему моменту накоплен опыт их функционирования.

В этой работе более подробно будет рассмотрено территориально- общественное самоуправление (ТОС), которое по замыслу должно быть основным звеном, которое связывает администрацию и интересы жителей соответствующей территории, а также помогает выстраиванию партнерских отношений между ними. [1]

На протяжении своей истории с 1988 года ТОС развивалось волнообразно, но с появлением Федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» и повышением значимости вовлеченности населения в вопросы благоустройства и развития городской среды, роль ТОС может возрасти. Появляются новые востребованные направления деятельности, в частности в вопросах благоустройства, ЖКХ, жилищной политики. Стоит отметить, что вопросы благоустройства территории являются традиционным направлением деятельности ТОС, где жители могут решать вопросы обустройства территории проживания.

Статус ТОС вызывает множество противоречий, существуют мнения, что ТОС относится к органам власти, другие рассматривают его как общественную организацию. В соответствии с официальным определением, под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.[2] Отличительными чертами ТОС являются представительство интересов жителей, при этом функционирование в границах определенной территории. Границы территории ТОС всегда закрепляются, а основной задачей его деятельности является именно решение вопросов данной территории. Население, проживающее на территории, посредством собраний, конференций выбирает органы территориально общественного самоуправления. ТОС занимает пограничное состояние, обладает особым статусом, и может быть формой взаимодействия гражданского общества с властью [5]. Общественные интересы могут быть транслированы на уровень местной власти посредством ТОС. При правильной организации, этот институт обладает огромным потенциалом вовлечения жителей в местные вопросы и повышение качества городской среды. Хозяйственная деятельность может осуществляться как за счет граждан, проживающих на территории так и с привлечением средств местного бюджета при поддержке органов местного самоуправления. ТОС одновременно являясь элементом местного самоуправления, является сферой общественного участия по месту жительства людей.

Органы ТОС могут вносить на рассмотрение проекты муниципальных правовых актов, формировать планы и технические задания в области благоустройства и озеленения или непосредственно заниматься этой деятельностью на соответствующей территории, контролировать исполнение принятых решений. Также роль ТОС может заключаться в организации труда активных жителей, проведении субботников, праздников по месту жительства.

Несмотря на потенциально большое значение органов ТОС в системе городской среды и благоустройства, на текущий момент, их роль в системе управления городом не выражена. Отмечается слабость контактов ТОС как и с органами власти, так и с горожанами, имеется много пробелов в правовом регулировании деятельности.[6,7]. Одновременно с этим, перспективы развития этого института во многом зависят от информированности и вовлеченности населения в эту форму самоуправления. При этом, из всех форм осуществления местного самоуправления населением, ТОС является единственной системной формой[8].

Исследовательский интерес вызывают факторы, которые могли бы повысить эффективность работы ТОС, стимулировать вовлеченность населения в коллективное решение вопросов местного значения. Одним из них, является информированность населения о возможности и наличии такой формы участия как территориальное общественное самоуправление. Для изучения данного вопроса был проведен анкетный опрос жителей города Тюмени на предмет осведомленности о ТОС. По результатам опроса респондентов [ N=500, 2022], 87% жителей вообще не знакомы с деятельностью ТОС. Доля горожан, знакомых с деятельностью ТОС составляет 13%, из них лишь 5% информированы о деятельности ТОС в районе проживания. Основная часть опрошенных просто слышала название организации, но не имеет представления о том, чем она занимается. Таким образом, подавляющее большинство респондентов просто не информированы о наличии такой формы общественного участия, как территориальное общественно самоуправление, что является сдерживающим фактором его развития. Ранее проводимые исследования уровня информированности жителей о деятельности ТОС в других регионах, также выявили низкий уровень осведомленности граждан [9].

Стоит отметить, что на вопрос о готовности жителей учувствовать в реализации проектов благоустройства пространства своего района проживания (обустраивать двор, реализовывать свои идеи улучшения городской среды) 61 % опрошенных жителей ответили положительно. Исследования других авторов демонстрируют проблему не равномерного информационного охвата разных категорий граждан. Так, максимально информированными о территориальном общественном самоуправлении являются пенсионеры, бюджетники и государственные и муниципальные служащие. Наименее вовлеченными оказались экономически активное население, молодежь [12]. Одновременно с этим, по оценкам самих жителей, именно совместное решение вопросов по месту жительства является одним из самых эффективных среди других форм участия населения в формировании городской среды[10].

Таким образом, потенциал вовлечения населения в решение местных вопросов существует, при этом имеется форма, посредством которой жители могли бы более эффективно реализовывать инициативы по вопросам местного значения.

Для эффективного функционирования ТОС в целях создания инфраструктуры, содействующей развитию деятельности граждан в вопросах благоустройства и обустройства территорий проживания, необходимо информировать горожан о наличии такого института, о решаемых с его помощью задачах и возможности участия в его деятельности. На текущий момент, при широком выборе каналов коммуникации, в том числе интернет, очень мало ресурсов, из которых можно почерпнуть даже базовые сведения о деятельности ТОС, сложно найти данные о деятельности ТОС в своем районе и порядок участия в том или ином проекте.

Таким образом, для минимизации сложившегося дисбаланса между высоким потенциалом ТОС и низким уровнем информированности населения о его работе, необходимо повышать уровень знаний о роли и инструментах территориально-общественного самоуправления для реализации проектов по улучшению территории проживания, популяризировать это движение. В качестве решения указанных проблем, может быть предложено:

1) создание специализированных интернет порталов, где можно получить исчерпывающую информацию о деятельности ТОС, с возможностью уточнения через единую форму поиска к какому ТОС относится адрес проживания, а также изучать актуальные проекты и задачи выбранного ТОСа;

2) активизировать деятельность в социальных сетях, на базе которых можно создать средства общения и взаимодействия жителей, что позволит популяризировать деятельность ТОС и при необходимости быстро проводить опросы, голосования по важным вопросам;

3) использовать СМИ для социальной рекламы ТОС, информирования населения о смысле деятельности организации, повышения ее статуса и узнаваемости;

4) оказывать методическою помощь, поддержку и развитие компетенций непосредственно самих активистов ТОС, в частности в сфере налаживания связей с соседским сообществом;

5) использовать культурные, общественно-массовые мероприятия как информационную площадку и платформу для коммуникации с жителями района.

Реализация предложенных положений возможна при поддержке органов власти, их заинтересованности в развитии этой формы участия населения[13]. В частности, создание информационного портала и социальной рекламы требует финансовых вложений. При этом, информационная база создаст инфраструктуру для реализации потенциала ТОС, даст возможность выявить и реализовать социально значимые инициативы горожан.

Таким образом, для эффективного функционирования ТОС требуются конкретные меры по повышению информированности о его деятельности, расширение его социальной базы, что позволит этому инструменту действительно выполнять роль канала связи между населением и органами власти, эффективно решать текущие задачи, в частности в области благоустройства городской среды.

Библиография
1. Привалов Н.Г., Привалова С.Г. Территориальное общественное самоуправление в жилищно-коммунальном хозяйстве: история, принципы, опыт организации // Вестник гражданских инженеров.2020 — №2 — С.239-251
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»
3. Данилейко О. А. К вопросу о территориальном общественном самоуправлении (ТОС) как форме решения вопросов местного значения // Вестник Евразийской академии административных наук.2019 — № 1 — С.64-67
4. Шугрина Е. С., Иванова К. А. О состоянии территориального общественного самоуправления в Российской Федерации (к 30-летию первых российских ТОС). Спецдоклад. М.: Изд-во «Проспект», 2018 — 160 с.
5. Демина, Д. С. (2019). Территориальное общественное самоуправление как социальный институт. Гуманитарий Юга России, 8(3),С. 157-164.
6. Заборова, Е. Н городское управление : [учеб. пособие / науч. ред. Ю. р. вишневский] /; М-во образования и науки рос.Федерации, урал. федер. ун-т. — екатеринбург : изд-во урал. унта, 2014. — 296 с.]
7. Мерсиянова И. В. Территориальное общественное самоуправление как форма общественного участия // Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. №3 — С. 149–168 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/territorialnoe-obschestvennoe-samoupravlenie-kak-forma-obschestvennogo-uchastiya (дата обращения:26.10.2022).
8. Мухин М.А., Пахомова Л.М. Территориальное общественное самоуправление: институциональные и правовые противоречия // ARS ADMINISTRANDI. 2015. №2 —С. 168-178. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/territorialnoe-obschestvennoe-samoupravlenie-institutsionalnye-i-pravovye-protivorechiya (дата обращения: 27.10.2022).
9. Гайдуков Р. И. Факторы интеграции территориального общественного самоуправления // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2012. №2(121) — С.212-217 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-integratsii-territorialnogo-obschestvennogo-samoupravleniya (дата обращения: 27.10.2022).
10. Мерсиянова И. В. Институты самоорганизации по месту жительства и качество жизни населения // ЖИСП. 2009. №4 — С.535-550 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/instituty-samoorganizatsii-po-mestu-zhitelstva-i-kachestvo-zhizni-naseleniya (дата обращения: 27.10.2022).
11. Гайдуков Р. И. Факторы интеграции территориального общественного самоуправления // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2012. №2 (121) — С. 212-217 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-integratsii-territorialnogo-obschestvennogo-samoupravleniya (дата обращения: 28.10.2022).
12. Гармашев А.А. Проблема информационного сопровождения территориального общественного самоуправления: социологический анализ // Управление городом: теория и практика.-2012.-№ 3 (6) – С. 55-59
13. Лагунова С.В. Модели взаимодействия территориального общественного самоуправления и органов муниципальной власти(на материалах социологических исследований в Архангельской области) // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. №5 – С. 55-59
References
1. Privalov N.G., Privalova S.G. Territorial public self-government in housing and communal services: history, principles, organization experience // Bulletin of civil engineers. 2020-№2-P.239-251
2. On the general principles of the organization of local self-government in the Russian Federation: Federal Law of October 6, 2003 No. 131-FZ // SPS "ConsultantPlus"
3. Danileiko O. A. On the issue of territorial public self-government (TPS) as a form of solving issues of local importance // Bulletin of the Eurasian Academy of Administrative Sciences. 2019-No. 1-P. 64-67
4. Shugrina E. S., Ivanova K. A. On the state of territorial public self-government in the Russian Federation (to the 30th anniversary of the first Russian TOS). Special report. M.: Prospekt Publishing House, 2018 — 160 p.
5. Demina, D. S. (2019). Territorial public self-government as a social institution. Humanist of the South of Russia, 8(3), p. 157-164.
6. Zaborova, E. N city government: [textbook. allowance / scientific. ed. Yu. r. Vishnevsky] /; Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Urals. feder. un-t.-Ekaterinburg: publishing house Ural. unta, 2014.-296 p.]
7. Mersiyanova I.V. Territorial public self-government as a form of public participation // Issues of state and municipal management. 2010. No. 3 — pp. 149–168 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/territorialnoe-obschestvennoe-samoupravlenie-kak-forma-obschestvennogo-uchastiya (accessed: 10/26/2022).
8. Mukhin M.A., Pakhomova L.M. Territorial public self-government: institutional and legal contradictions // ARS ADMINISTRANDI. 2015. No. 2-S. 168-178. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/territorialnoe-obschestvennoe-samoupravlenie-institutsionalnye-i-pravovye-protivorechiya (date of access: 10/27/2022).
9. Gaidukov RI Factors of integration of territorial public self-government // NOMOTHETIKA: Philosophy. Sociology. Right. 2012. No. 2 (121)-P. 212-217 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-integratsii-territorialnogo-obschestvennogo-samoupravleniya (date of access: 10/27/2022).
10. Mersiyanova I.V. Institutions of self-organization at the place of residence and the quality of life of the population // ZhISP. 2009. No. 4-P. 535-550 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/instituty-samoorganizatsii-po-mestu-zhitelstva-i-kachestvo-zhizni-naseleniya (date of access: 10/27/2022).
11. Gaidukov RI Factors of integration of territorial public self-government // NOMOTHETIKA: Philosophy. Sociology. Right. 2012. No. 2 (121)-P. 212-217 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-integratsii-territorialnogo-obschestvennogo-samoupravleniya (date of access: 10/28/2022).
12. Garmashev A.A. The problem of information support of territorial public self-government: a sociological analysis // City management: theory and practice.-2012.-No. 3 (6)-P. 55-59
13. Lagunova S.V. Models of interaction between territorial public self-government and municipal authorities (based on sociological research in the Arkhangelsk region) // Bulletin of the Northern (Arctic) Federal University. Series: Humanities and social sciences. 2015. No. 5-P. 55-59

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

В рецензируемой статье «Вопросы информированности населения о деятельности ТОС в решении вопросов благоустройства городской среды» предмет исследования – это организация участия граждан в формировании городской среды и благоустройства. В этой работе более подробно рассмотрено территориальное общественное самоуправление (ТОС), которое призвано было стать основным звеном, связывающим деятельность администрации и интересы жителей соответствующей территории, а также помогающей организовать диалог и партнерство между ними.
Методология исследования базируется на нормативно закрепенном понимании территориального общественного самоуправления как самоорганизации граждан по месту их жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. В исследовании была проведена диагностика осведомленности населения о возможности и наличии такой формы участия как территориальное общественное самоуправление. В качестве методов исследования использованы анкетный опрос жителей города Тюмени [N=500, 2022]. Но представленное описание исследования слишком мало, чтобы судить о его репрезентативности.
В условиях осуществляемой в Российской Федерации муниципально-правовой реформы важным элементом процесса развития местного самоуправления должно стать внедрение начал самоорганизации граждан по месту их жительства. Поэтому представляется крайне актуальным исследования территориального общественного самоуправления как с точки зрения необходимости развития институтов непосредственной демократии по месту жительства граждан, так и точки зрения обеспечения эффективности его участия в решении вопросов местного значения.
Научная новизна публикации определяется рассмотрением факторов, мешающих реализации потенциала территориального общественного самоуправления в процесс вовлечения населения в решение местных вопросов. В работе приходят к следующему выводу: для эффективного функционирования ТОС в целях создания инфраструктуры, содействующей развитию деятельности граждан в вопросах благоустройства и обустройства территорий проживания, необходимо информировать горожан о наличии такого института, о решаемых с его помощью задачах и возможности участия в его деятельности. Далее предложен ряд конкретных мероприятий по повышению информированности о деятельности ТОС, расширение его социальной базы
Данное исследование характеризуется общей последовательностью и обоснованностью выводов, логичностью и грамотностью изложения материала
Библиография работы включает 13 публикаций, однако на три упомянутых в нет ссылок. Она в целом соответствует заявленной теме. Хотя, автору в рамках апелляции к оппонентам стоило бы обратить внимание на российские исследования проблем самоорганизации на муниципальном уровне. Кроме того, вряд ли стоит указывает в качестве источника Киберленинку (URL: https://cyberleninka.ru).
Вывод: Статья «Вопросы информированности населения о деятельности ТОС в решении вопросов благоустройства городской среды» имеет научно-практическую значимость. Она будет представлять интерес для специалистов в сфере социологии управления и публичного управления. Работа может быть опубликована после доработок по оформлению библиографии и уточнения в описании социологического исследования.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.