Тренды и управление - рубрика Управление безопасностью
по
Тренды и управление
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Редакция и редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Тренды и управление" > Рубрика "Управление безопасностью"
Управление безопасностью
Шумов В.В. - Моделирование безопасности: геополитический и национальный аспекты

DOI:
10.7256/2454-0730.2015.1.13342

Аннотация: Предметом исследования является анализ и выявление основных, максимально агрегированных и измеримых факторов, определяющих уровень безопасности государства и региона. Факторы, влияющие на состояние национальной безопасности (население и его структура, территория, технологии), изучаются в целях построения математической модели региональной, национальной и глобальной безопасности. В интересах оценки параметров модели и ее верификации используются исторические, статистические и аналитические данные, характеризующие безопасность государств и регионов: численность и состав населения, размеры территорий, социально-экономические характеристики, индекс инноваций и др. Наряду с базовой моделью получена динамическая модель, отражающая изменения безопасности в зависимости от роста или снижения численности этносов и значения технологического фактора. С использованием системного, аксиологического и исторического подходов, методов математического моделирования сформулирован критерий национальной и региональной безопасности, отражающий дихотомию двух ценностей: суверенитета (способностей и возможностей к самореализации и свободе) и сохранения (упорядоченности, удобству, комфорту). При построении модели используются производственная функция и распределение Парето. Оценка параметров модели выполнена на основе статистических данных по регионам Российской Федерации, а также по историческим и статистическим данным, характеризующих уровни безопасности основных участников Первой мировой войны. На примере распада Австро-Венгерской империи и по результатам расчетов сформулирована гипотеза: индикатором возможного распада крупного многонационального государства является снижение значения функции сохранения ниже 0,4-0,6.
Шумов В.В. - Моделирование безопасности: геополитический и национальный аспекты c. 52-77

DOI:
10.7256/2454-0730.2015.1.66021

Аннотация: Предметом исследования является анализ и выявление основных, максимально агрегированных и измеримых факторов, определяющих уровень безопасности государства и региона. Факторы, влияющие на состояние национальной безопасности (население и его структура, территория, технологии), изучаются в целях построения математической модели региональной, национальной и глобальной безопасности. В интересах оценки параметров модели и ее верификации используются исторические, статистические и аналитические данные, характеризующие безопасность государств и регионов: численность и состав населения, размеры территорий, социально-экономические характеристики, индекс инноваций и др. Наряду с базовой моделью получена динамическая модель, отражающая изменения безопасности в зависимости от роста или снижения численности этносов и значения технологического фактора. С использованием системного, аксиологического и исторического подходов, методов математического моделирования сформулирован критерий национальной и региональной безопасности, отражающий дихотомию двух ценностей: суверенитета (способностей и возможностей к самореализации и свободе) и сохранения (упорядоченности, удобству, комфорту). При построении модели используются производственная функция и распределение Парето. Оценка параметров модели выполнена на основе статистических данных по регионам Российской Федерации, а также по историческим и статистическим данным, характеризующих уровни безопасности основных участников Первой мировой войны. На примере распада Австро-Венгерской империи и по результатам расчетов сформулирована гипотеза: индикатором возможного распада крупного многонационального государства является снижение значения функции сохранения ниже 0,4-0,6.
Шульц В.Л., Кульба В.В., Шелков А.Б., Чернов И.В. - Информационное управление на основе сценарного подхода в условиях геополитического противоборства c. 65-109

DOI:
10.7256/2454-0730.2017.2.20447

Аннотация: Работа посвящена методологическим и прикладным проблемам повышения эффективности процессов информационного управления на основе сценарного подхода в условиях резкого обострения кризиса в отношениях между странами Запада и Россией. Приведены результаты анализа основных методов, средств и инструментов информационной агрессии западных стран во главе с США с целью дестабилизации ситуации в России. Рассмотрена методология информационного управления, основой которого является косвенное информационное воздействие, решающее задачи управления сознанием масс. Рассмотрены задачи организации эффективного противодействия негативному влиянию зарубежных неправительственных и финансируемых извне отечественных некоммерческих организаций, средств массовой информации и социальных сетей. Для решения прикладных и практических задач повышения эффективности информационного управления и противодействия внешней информационной агрессии предложено использовать методологию моделирования и сценарного анализа процессов комплексного информационного противоборства. Представлены результаты сценарного исследования разработанных базовых мультиграфовых моделей управления противодействием информационным угрозам с использованием аппарата функциональных знаковых ориентированных графов. Проведенные сценарные исследования, в частности, показали, что в современных условиях главной задачей информационного управления является обеспечения гармонизации и согласованности эффективной защиты суверенитета российского общества и государства от внешних угроз, а также консолидация общества и развитие системы нравственных и исторических ценностей.
Арямова А.Д. - Последствия цветных революций и роль России в преодолении ближневосточного и украинского кризиса

DOI:
10.7256/2454-0730.2016.1.17447

Аннотация: В настоящей статье анализируются последствия демонтажа политических режимов в ближневосточных странах и на Украине. Отмечается, что в следствии цветных революций обострились внутриполитические и социально – экономические проблемы в указных регионах, а так же глобальные проблемы мирового терроризма и неконтролируемой массовой миграции. Указывается, что государственные перевороты, обозначаемые как цветные революции, организованы при активном участии стран англосаксонского политического альянса, под руководством, в первую очередь, Соединенных Штатов Америки. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Угроза распространения экстремистской и фашистской идеологии, позволяет утверждать, что борьба с последствиями цветных революций существенно влияет на внешнеполитический курс нашей страны. Очевидна определяющая роль Российской Федерации в урегулировании ситуации на ближнем востоке и постсоветском пространстве. Реальные политические действия в Сирии и на Юго-Востоке Украины позволяют утверждать, что Россия – единственная держава, которая проводит созидательную и конструктивную политику направленную на стабилизацию политической ситуации в указанных регионах. Предложены рекомендации по урегулированию российско-украинских отношений.
Арямова А.Д. - Последствия цветных революций и роль России в преодолении ближневосточного и украинского кризиса c. 90-95

DOI:
10.7256/2454-0730.2016.1.67576

Аннотация: В настоящей статье анализируются последствия демонтажа политических режимов в ближневосточных странах и на Украине. Отмечается, что в следствии цветных революций обострились внутриполитические и социально – экономические проблемы в указных регионах, а так же глобальные проблемы мирового терроризма и неконтролируемой массовой миграции. Указывается, что государственные перевороты, обозначаемые как цветные революции, организованы при активном участии стран англосаксонского политического альянса, под руководством, в первую очередь, Соединенных Штатов Америки. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Угроза распространения экстремистской и фашистской идеологии, позволяет утверждать, что борьба с последствиями цветных революций существенно влияет на внешнеполитический курс нашей страны. Очевидна определяющая роль Российской Федерации в урегулировании ситуации на ближнем востоке и постсоветском пространстве. Реальные политические действия в Сирии и на Юго-Востоке Украины позволяют утверждать, что Россия – единственная держава, которая проводит созидательную и конструктивную политику направленную на стабилизацию политической ситуации в указанных регионах. Предложены рекомендации по урегулированию российско-украинских отношений.
Шарков Н.Н. - Формирование индикативной системы оценки уровня финансовой безопасности России с учетом состояния финансовой инфраструктуры c. 110-131

DOI:
10.7256/2454-0730.2017.2.21692

Аннотация: Глобальная конкуренция за финансовые ресурсы и связанные с данным процессом вызовы российской экономике обуславливают необходимость всестороннего изучения вопросов развития национальной финансовой инфраструктуры в целях обеспечения финансовой безопасности. Объектом исследования является финансовая инфраструктура. Предметом исследования выступает финансовая безопасность как качественная характеристика финансовой инфраструктуры, являющаяся отражением ее глобальной конкурентоспособности. Целью настоящего исследования заключается в формировании методологии оценки уровня финансовой безопасности страны в условиях глобальной конкуренции с учетом состояния национальной финансовой инфраструктуры на основании индикативной системы критериев и показателей. Методология исследования основана на таких общенаучных методах, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, индукция, дедукция, системный подход. Научная новизна исследования заключается в развитии категориального аппарата финансовой безопасности. В рамках исследования автором уточнены определения понятий финансовая безопасность и угрозы финансовой безопасности. Сформулированы национальные интересы страны в сфере финансовой безопасности, разработаны критерии финансовой безопасности, обеспечивающие данные интересы с учетом состояния финансовой инфраструктуры. Определены показатели для оценки соответствия материальной финансовой инфраструктуры критериям финансовой безопасности. На основании предложенных критериев и показателей страны сформирована индикативная система оценки финансовой безопасности.
В.В.Кульба, В.Л Шульц, А.Б Шелков, И.В.Чернов - Методы и механизмы планирования и управления в условиях чрезвычайных ситуаций c. 134-155

DOI:
10.7256/2454-0730.2013.2.63197

Аннотация: Рассмотрены основные особенности процессов планирования и управления в условиях чрезвычайных ситуация (ЧС). Поставлена и решена задача оптимального планирования превентивных мер по предупреждению ЧС в регионе, заключающаяся в выборе комплекса мероприятий для предотвращения (исключения причин возникновения и снижения тяжести последствий развития) чрезвычайных событий. В качестве критериев эффективности предложено использовать размер возможных людских потерь, объем нанесенного ЧС материального ущерба или размер суммарных затрат на ввод в действие сил и средств при реализации превентивных мер, направленных на предупреждение ЧС. Поставленная задача сведена к задаче целочисленного (булевого) программирования и может быть решена стандартными методами.Приведены формализованные методы решения задач оперативного планирования процессов предупреждения и ликвидации последствий ЧС различного типа. Рассмотрен комплекс проблем повышения эффективности использования временных, ресурсных, структурно- технологических, природно-климатических и эколого-физиологических видов резервов при решении задач оперативного управления в условиях ЧС.Рассмотрена задача минимизации максимального времени проведения комплекса аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах управления при ограничениях на величину конечных потерь, ущербов и затрат на ввод в действие необходимых сил и средств. Результаты решения поставленной задачи позволяют региональным органам управления получить опорный превентивный план действий в условиях наступления и развития ЧС в соответствии со сформированным региональным сценарием и поставленным ему в соответствие графом причинно-следственных связей чрезвычайных событий. Поставленная задача относится к классу задач целочисленного программирования.Изложены результаты анализа эффективности использования сценарного подхода при решении задач планирования и управлении в условиях ЧС. Показано, что широкое использование нормативной базы в процессе сценарного исследования обеспечивает возможность комплексного подхода к решению задач управления предупреждением и ликвидацией последствий ЧС, позволяющего одновременно рассматривать взаимосвязанные, но принципиально различные по своей природе явления и процессы. Это обеспечивает возможность достаточно эффективного учета в единой сценарной модели факторов и угроз террористической, пожарной, радиационной, химической, энергетической, экологической и т.д. безопасности.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.