Тренды и управление - рубрика Государственное и муниципальное управление
по
Тренды и управление
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Редакция и редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Тренды и управление" > Рубрика "Государственное и муниципальное управление"
Государственное и муниципальное управление
Абрамова О.Г., Мухаев Р.Т. - Новая модель публичного управления для современной России c. 11-32

DOI:
10.7256/2454-0730.2017.3.23843

Аннотация: Предметом исследования является процесс становления новой системы публичного управления России в современных условиях. Актуальность проблемы несоответствия систем государственного управления возникающим запросам гражданского населения, а также вызовам и угрозам функционирования систем публичного управления в целом, вызванным соответствующими сдвигами в социальных, экономических, экологических, культурных и других сферах жизнедеятельности обществ обусловлена острой необходимостью модернизации управляющей системы публичного управления с целью сохранения целостности общества, стабилизации процесса его дальнейшего развития, а также повышения эффективности функционирования систем публичного управления. Целью исследования стала разработка параметров новой модели публичного управления для России с учетом приоритетов ее стратегического развития, озвученных руководством страны, современного уровня развития системы публичного управления России и текущей направленностью научной мысли и практической реализации управленческих практик на необходимость повышения эффективности и результативности российской системы публичного управления. Для достижения поставленной цели в ходе исследования решены задачи изучения существующих моделей функционирования систем публичного управления зарубежных стран, структурирования их системных характеристик, формулирования параметров новой модели системы публичного управления, разработки рекомендаций по имплементации новых принципов в систему публичного управления на текущем этапе ее развития. Методологическую основу исследования составили системно-функциональный и историко-диалектический подходы, позволяющие выявить принципы, противоречия, закономерности и взаимосвязь процессов становления моделей публичного управления в их эволюции. Для рассмотрения системных характеристик моделей публичного управления были использованы методы системного анализа, классификации и типологизации, а также методы сравнительного, структурного и функционального анализа. Новизна статьи заключается в создании новой модели публичного управления, которая при реализации разработанных рекомендаций по внедрению ее в систему публичного управления способна обеспечить повышение открытости деятельности органов государственной власти, учет интересов граждан в процессе принятия публичных решений, повышение эффективности и результативности системы публичного управления в целом, а также развитие использования информационных технологий с целью снижения расходов на содержание управляющего аппарата системы публичного управления.
Цыбульская В.И. - Электронное администрирование как перспективная форма государственного контроля закупок государственных компаний и корпораций c. 11-22

DOI:
10.7256/2454-0730.2018.2.26578

Аннотация: В представленной статье рассматриваются проблемные вопросы в сфере закупок государственных компаний и корпораций. Предметом исследования выступает деятельность контрольных органов в сфере закупок. Актуальность исследуемой проблематики является исключительной ввиду неоспоримого интереса государства как собственника и акционера в повышении эффективности закупок государственных компаний и корпораций. Особое внимание уделяется анализу понятий "закупка", "рынок", "контроль" как базовым и необходимым аспектам для проведения настоящего исследования. При этом автор подробно рассматривает вопросы развития форм электронного контроля закупок. В исследовании применены методы анализа и синтеза, позволившие объединить в единую систему полученные результаты, a также при помощи метода абстрактного моделирования даны конкретные рекомендации по осуществлению функциональных доработок единой информационной системы в сфере закупок. Одним из основных выводов исследования является возможность практического применения алгоритма электронного контроля регистрации заказчиков для предупреждения мошеннических действий юридических лиц. Научной новизной является обоснованная необходимость перевода механизма обжалования закупок в электронную форму, что позволит сократить издержки самого контрольного органа. Также в качестве результатов исследования представляется необходимым формирование каталога товаров, работ, услуг в целях более объективного анализа закупок органами контроля и аудита.
Логинова Е.В., Лосева Н.В., Полковников А.А. - Модельно-методический комплекс анализа и прогнозирования внедрения публичного управления в региональную практику c. 17-24

DOI:
10.7256/2454-0730.2018.4.28267

Аннотация: Предметом исследования является совокупность социально-экономических отношений, возникающих в процессе использования в региональной практике технологий публичного управления. Объект исследования - определяющие факторы, оказывающие влияние на процесс формирования публичного управления в регионах России, и результирующие факторы, отражающие степень его реализации. Авторами предлагается модельно-методический комплекс, который позволит осуществлять мониторинг степени сформированности публичного управления на региональном уровне и принимать обоснованные решения по корректировке мер региональной политики, направленной на повышения качества жизни населения региона. Для разработки и верификации комплексной модели оценки публичного управления на региональном уровне были применены методы машинного обучения, современные регрессионные модели и средства математико-географического моделирования. Результатом проведенного исследования является разработка оригинального модельно-методического комплекса, позволяющего выявлять взаимосвязи между определяющими факторами публичного управления и оценивать степень их влияния на результирующие факторы. Научная значимость предлагаемой модели заключается в теоретическом и методологическом обосновании вопросов формирования системы мониторинга и корректировки процесса развития публичного управления в российских регионах.
Раньжина И.В., Щербаков С.С. - Конкурентоспособность современного региона и детерминанты ее повышения c. 29-37

DOI:
10.7256/2454-0730.2018.1.18466

Аннотация: Объектом статьи является конкурентоспособность региона в современной экономической системе государства. Предметом исследования регион как один из центров узлового пространства, на котором взаимодействуют территориальная политика государства, экономические интересы самого региона и крупного капитала. В современном мире конкурентоспособность субъектов государства формируется за счёт множества факторов, среди которых наиболее значимыми являются экономические, социальные, политические. Как следствие в современной экономической науке особую актуальность приобрели вопросы и проблемы, касающиеся конкурентоспособности регионов, возникшие в условиях сложных трансформационных процессов. Авторы рассматривают теоретические основы формирования конкурентоспособности современного региона, дают анализ определения понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность», предполагая, что под первым понимается некое динамичное действие хозяйствующих субъектов, их борьбу между собой, как соревновательный процесс. Конкурентоспособность же, подразумевает саму возможность для конкретного субъекта принять участие в данном действии, и, следовательно, обладание рядом свойств, предоставляющими такую возможность. Исследуемые детерминанты явились базовыми в определении конкурентоспособности, которое автор даёт в статье. Новизной исследования является выведенная зависимость уровня конкурентоспособности от наличия факторов производства.
Лебедева Н.А., Полетаева Л.П. - Ресурсный потенциал высшей школы как фактор развития социально-экономической сферы региона c. 37-56

DOI:
10.7256/2454-0730.2019.3.27845

Аннотация: Предметом исследования выступает взаимосвязь управления ресурсным потенциалом опорных университетов и развития социально-экономической сферы регионов России. Основной целью исследования является формирование научно обоснованных рекомендаций по повышению эффективности использования ресурсного потенциала опорных университетов. Авторами представлен анализ деятельности опорных университетов Костромской и Омской областей, анализ основных показателей социально-экономического развития указанных регионов. Особое внимание уделяется проблемам управления ресурсным потенциалом исследуемых вузов, а так же тенденциям и изменениям в развитии Костромской и Омской областей, связанных с формированием на их территории опорных университетов. Методы проведения исследования: эмпирический, логический, системный, статистический и сравнительный анализ, процессный и проектный подходы, моделирование. Результаты исследования: обоснована роль высшей школы в развитии социально-экономической сферы региона; выявлены ключевые проблемы использования ресурсного потенциала опорных университетов Костромской и Омской областей: соотношение кадровых ресурсов, воспроизводство научно-педагогических кадров, управление инновационной деятельностью; предложены направления разрешения указанных проблем; разработан механизм совершенствования системы управления ресурсным потенциалом опорного университета на основе процессного и проектного подходов, а так же научно обоснованные принципы его применения. Основные выводы: использование процессного и проектного подходов в качестве методической базы управления ресурсным потенциалом опорного университета может способствовать повышению эффективности взаимодействия вуза и социально-экономической сферы региона.
Денисенко В.А., Катаева А.Н. - Временная внутрироссийская трудовая миграция: особенности дальневосточных регионов c. 38-50

DOI:
10.7256/2454-0730.2018.1.25490

Аннотация: В статье исследуются особенности межрегиональной трудовой миграции в России. Авторами рассмотрены основные источники для поиска информации о динамике временной внутрироссийской трудовой миграции; проведен анализ внутрироссийских потоков трудовых мигрантов в федеральных округах РФ. При этом особое внимание уделено дальневосточным регионам. Основной целью работы выступает исследование возможностей увеличения численности населения отдаленных территорий за счет «внутренних резервов» - граждан России, периодически приезжающих в данные субъекты с целью осуществления трудовой деятельности. Характер исследования обусловил применение общенаучных методов познания (сравнение, анализ и синтез), а также статистических методов. Авторы указывают на имеющиеся проблемы сбора исходных статистических данных, необходимых для оценки масштабов, направлений и региональной специфики временной внутренней трудовой миграции граждан России. На основе открытых источников сделан вывод о том, что межрегиональная трудовая миграция не является значимым фактором развития регионального хозяйства субъектов ДВФО. Масштабы временных внутрироссийских трудовых миграционных потоков в дальневосточные субъекты РФ остаются незначительными по сравнению с другими регионами страны. Вследствие этого межрегиональная трудовая миграция не обладает достаточным потенциалом для существенного изменения численности населения субъектов ДВФО. Результаты исследования могут представлять интерес для органов государственной власти, в том числе субъектов РФ, - в рамках совершенствования реализации региональной социально-экономической политики.
Агеев В.Н. - Ограничение прав и свобод муниципальных служащих как способ противодействия коррупции

DOI:
10.7256/2454-0730.2013.3.7244

Аннотация: В статье указывается, что противодействие коррупции в системе муниципальной службы является одним из антикоррупционных механизмов и служит реализации принципа открытости и публичности в деятельности государственных органов. Одним из способов противодействия коррупции в сфере муниципальной службы, предполагающим информационную открытость деятельности должностных лиц местного самоуправления и позволяющим противодействовать совершению коррупционных преступлений, является институт ограничения прав муниципальных служащих. Установление ограничений прав лиц, поступающих на государственную и муниципальную службу, служит обеспечению эффективной профессиональной деятельности по исполнению полномочий государственных органов, установлению препятствий возможному злоупотреблению государственных и муниципальных служащих, гарантированию осуществления служащими гражданских прав.
Агеев В. Н. - Ограничение прав и свобод муниципальных служащих как способ противодействия коррупции c. 72-81

DOI:
10.7256/2454-0730.2013.3.63280

Аннотация: в статье указывается, что противодействие коррупции в системе муниципальной службы является одним из антикоррупционных механизмов и служит реализации принципа открытости и публичности в деятельности государственных органов. Одним из способов противодействия коррупции в сфере муниципальной службы, предполагающим информационную открытость деятельности должностных лиц местного самоуправления и позволяющим противодействовать совершению коррупционных преступлений, является институт ограничения прав муниципальных служащих. Установление ограничений прав лиц, поступающих на государственную и муниципальную службу, служит обеспечению эффективной профессиональной деятельности по исполнению полномочий государственных органов, установлению препятствий возможному злоупотреблению государственных и муниципальных служащих, гарантированию осуществления служащими гражданских прав.
Коданева С.И. - Проблемы идентификации социальной ответственности современного Российского государства c. 83-92

DOI:
10.7256/2454-0730.2018.3.26769

Аннотация: Предметом исследования статьи является актуальная проблема определения сущности и содержания социальной ответственности Российского государства на современном этапе. Автор анализирует историю становления понятия социальной ответственности бизнеса, включая различные подходы к пониманию объема социальной ответственности (внешней и внутренней) вплоть до современного подхода, выработанного ООН. Автором также проведен сравнительный анализ подходов к пониманию социальной ответственности государства в отечественной литературе и их сравнение с устоявшимися подходами к содержанию социальной ответственности бизнеса. В исследовании использованы теоретические и эмпирические методы, такие как изучение и анализ научной литературы, систематизация, обобщение, метод сравнительного анализа, аналогия. Новизна исследования заключается в том, что автором предложены подходы к экстраполяции современного понимания социальной ответственности бизнеса на объем и формы проявления социальной ответственности государства. Основным выводом исследования является вывод о необходимости нормативного закрепления обязанности органов власти при утверждении бюджетов, государственных программ и иных нормативных правовых актов учитывать требования социальной ответственности, а также сформулировано предложение о проведении соответствующей экспертизы проектов нормативных актов.
Сурилов М.Н. - Подходы к оценке эффективности публичного управления: анализ и перспективы развития c. 92-103

DOI:
10.7256/2454-0730.2017.3.23655

Аннотация: Объектом исследования выступает публичное управление, а предметом – методы и подходы к оценке его эффективности. Автор детально исследует современные направления развития концепции публичного управления, анализирует проблематику формирования новых методов оценки его эффективности. Особое внимание автор уделяет международному опыту и моделям комплексной оценки эффективности деятельности органов власти и госаппарата. Как следствие, это позволяет достигнуть поставленной автором статьи цели - определить перспективные направления в развитии методологии оценки эффективности публичного управления. Методологическую основу исследования составил критический анализ интегрального подхода к оценке эффективности публичной власти, выраженный в совокупности международных индексов (GRICS, CPI, IEF, GCI, FSI и др.), а также международных систем оценки качества (CAF и IWA 4). Проведенный анализ показал, что перспективные модели развития публичного управления и инструменты оценки его эффективности должны формироваться вокруг принципов управления по результатам. В свою очередь, инструментарий для его оценки будет развиваться на основе интеграции интересов и усилий правительства, бизнеса, науки и общества, обеспечивая не только учет специфики, но и оценку возможностей и перспектив развития страны.
Жолобова О.А. - Основные механизмы формирования стратегии региональной политики в современной России

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.2.12405

Аннотация: Применительно к современной российской действительности региональную политику целесообразно рассматривать через призму становления и эволюции федеративных отношений. В качестве основных акторов федеративных отношений выступают федеральный центр и относительно самостоятельные (в пределах отведенных им полномочий) субъекты федерации, находящиеся в постоянном взаимодействии и представляющие собой системы политических институтов и политических интересов. Поэтому отношения в системе «центр-регионы» конфликты по своей природе: практически всегда регион стремится к увеличению политической автономии, в то время как федеральный центр предпочитает стратегию сдерживания. В условиях федеративной модели территориально-государственного устройства возможность проведения комплексной и систематизированной региональной политики определяется устойчивостью и сбалансированностью отношений между федеральным центром и субъектами федерации. В то же время доминирование процессов централизации либо децентрализации делает актуальным выбор определенной стратегии регионального развития: селективной - в условиях централизованной федеративной модели, либо общесистемной в условиях децентрализации и высокой степени финансовой и политической автономии регионов. Особенности выбора той или иной стратгии и раскрываются в данной статье.
Жолобова О.А. - Основные механизмы формирования стратегии региональной политики в современной России c. 168-174

DOI:
10.7256/2454-0730.2014.2.65192

Аннотация: Применительно к современной российской действительности региональную политику целесообразно рассматривать через призму становления и эволюции федеративных отношений. В качестве основных акторов федеративных отношений выступают федеральный центр и относительно самостоятельные (в пределах отведенных им полномочий) субъекты федерации, находящиеся в постоянном взаимодействии и представляющие собой системы политических институтов и политических интересов. Поэтому отношения в системе «центр-регионы» конфликты по своей природе: практически всегда регион стремится к увеличению политической автономии, в то время как федеральный центр предпочитает стратегию сдерживания. В условиях федеративной модели территориально-государственного устройства возможность проведения комплексной и систематизированной региональной политики определяется устойчивостью и сбалансированностью отношений между федеральным центром и субъектами федерации. В то же время доминирование процессов централизации либо децентрализации делает актуальным выбор определенной стратегии регионального развития: селективной - в условиях централизованной федеративной модели, либо общесистемной в условиях децентрализации и высокой степени финансовой и политической автономии регионов. Особенности выбора той или иной стратгии и раскрываются в данной статье.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.