Статья 'Частно-государственное партнерство как GR - технология по продвижению проектов развития высшего образования: практика зарубежных и российских университетов' - журнал 'Тренды и управление' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Редакция и редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Тренды и управление
Правильная ссылка на статью:

Частно-государственное партнерство как GR - технология по продвижению проектов развития высшего образования: практика зарубежных и российских университетов

Меньшенина Наталья Николаевна

кандидат философских наук

профессор, заведующая, кафедра управления общественными отношениями, Уральский федеральный университет

620000, Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Ленина, 13б, оф. 210

Men'shenina Natal'ya Nikolaevna

PhD in Philosophy

Head of the Department, Professor, the department of Management of Public Relations, Ural Federal University  

620000, Russia, Yekaterinburg, Lelina Street 13 B, office #210

mensh1@front.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Долгих Марина Николаевна

старший инспектор, центр карьеры, кафедра управления общественными отношениями, Уральский федеральный университет

620002,, Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19, оф. 210

Dolgikh Marina Nikolaevna

Senior Inspector of Career Center, Ural Federal University

620002, Russia, Yekaterinburg, Mira Street 19, office #210

n.n.menshenina@urfu.ru

DOI:

10.7256/2454-0730.2017.1.21897

Дата направления статьи в редакцию:

03-02-2017


Дата публикации:

29-04-2017


Аннотация: Предметом статьи является частно-государственное партнерство в сфере высшего образования как специфическая GR -технология. Особое внимание авторы уделяют изучению коммуникативных механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие между бизнес-структурами и органами власти. Авторы подробно рассматривают новые коммуникативные механизмы данной технологии, особенности их применения в системе российского и зарубежного высшего образования. Анализ предмета статьи доказывает, что частно-государственные проекты являются самыми эффективными площадками открытого диалога бизнеса и власти для решения проблем высшего образования РФ. Для характеристики функционирования субъектов и коммуникативных механизмов GR-технологий используются структурно-функциональный и сравнительный метод. Для получения доказательной базы применен метод case-study. Основные результаты: 1.Частно-государственное партнерство является GR-технологией, выражающейся в применении специфических методов взаимодействия бизнеса и власти с целью решения социальных проблем. 2.Изучение коммуникативных механизмов ЧГП как GR-технологии определило ее эффективные формы: ассоциации выпускников , эндаумент-фонды, академический фандрайзинг, частно-государственные проекты. 3.Метод Сase-study позволил определить частно-государственные проекты в системе высшего образования, как самый эффективный механизм GR-деятельности в РФ.


Ключевые слова:

государственно-частное партнерство, GR- технологии, университеты, высшее образование, кейс-стади, эндаумент фонд, Ассоциация выпускников, академический фандрайзинг, GR-мененджмент, проект

Abstract: The subject of this article is the public-private partnership in the sphere of higher education as a specific GR-technology. The authors pay particular attention to the study of communication mechanisms that ensure the productive interaction between businesses and government authorities. The work carefully examines the new communication mechanisms of such technology, as well as specificities of its application in the system of the Russian and foreign higher education. Analysis of the subject of research confirms that the public-private projects manifest as the most efficient platforms for the open dialogue between business and government for resolution of the issues of higher education in the Russian Federation. The author made the following conclusions: 1) public-private partnership is the GR-technology, which manifests in application of specific methods of interaction between business and government to address the social issues; 2) examination of the communication mechanisms of public-private partnership as a GR-technology defined its efficient forms: alumni association ,endowment funds, fundraising, and public-private projects; 3) the case-study method allowed identifying the public-private projects within the system of higher education as the most effective mechanism for GR-activity in the Russian Federation


Keywords:

Public-private partnerships, GR- technology, universities, higher education, case-study, endowment fund, Alumni Association, academic fundraising, GR-management, project

В экономике Российской Федерации, как и ряда развитых стран, складываются партнерские отношения частного сектора экономики с государственными и муниципальными органами управления. Данная тенденция проявляется в связи со складывающейся непростой социально-экономической ситуацией, как на мировом уровне, так и на уровне государства, регионов и муниципалитетов. Перспективным направлением в данном контексте является частно-государственное партнерство (далее ЧГП), как успешная GR-технология взаимодействия с органами власти, прежде всего подразумевающая равноправное сотрудничество и дальнейшие перспективы развития социально-экономического сектора страны, в том числе и системы высшего образования (далее ВО). В связи с этим, в последнее время именно Government Relations (GR) становятся все более актуальной сферой профессиональной деятельности. Роль GR как для государства, так и для крупных учреждений и компаний, компаний малого и среднего бизнеса, выходит на первый план. Соответственно, возникает необходимость развивать и внедрять GR-технологии, которые способствуют налаживанию взаимовыгодного сотрудничества органов государственной власти и бизнеса, совершенствовать механизмы GR в целях успешного социально-экономического развития государства.

Исследование феномена частно-государственного партнерства как GR-технологии в процессе развития сферы высшего образования является актуальной научной и практической проблемой не только для современной России, но и для зарубежных университетов. Достаточно отметить, что половина системы образования США финансируется частными лицами, в основном это выпускники университетов. Например, мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг (с 2002г. по 2013г.) пожертвовал университету Джона Хопкинса (Балтимор, штат Мэриленд), в котором учился, в общей сложности около 1 млрд долларов, став крупнейшим донором за всю историю вуза. Первые деньги он перечислил на счет университета еще в 1965 году, вскоре после того, как завершил обучение В Европе крупнейший эндаумент в Кембридже — около 5 млрд евро.[1]

Сегодня сфера высшего образования в России также нуждается во внедрении и оптимизации новых форм социального и политического взаимодействия, способствующих ее эффективному развитию. В связи с этим В. В. Путин постоянно отмечает, что первостепенное значение важно придавать созданию благоприятных условий со стороны органов власти и бизнеса для эффективного формирования, становления и развития учреждений высшего образования.[2]

Под частно-государственным партнёрством (ЧГП), как технологией GR, мы понимаем совокупность форм взаимодействия «бизнес-государство» для реализации общественно значимых целей развития государства на взаимовыгодных условиях.

В российской науке пока нет единого мнения о том, какие формы взаимодействия бизнеса и власти можно отнести к ЧГП. Наиболее употребляемые учеными понятия ЧГП акцентируют аспект конструктивного взаимодействие бизнеса и власти не только в экономике и в политике, но и в образовании, науке и культуре. В числе базовых признаков частно-государственного партнерства, как технологии GR, можно определить следующие: 1.сторонами ЧГП являются частный бизнес и государство;2. взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе; 3.взаимодействие сторон имеет равноправный характер; 4.ЧГП имеет чётко выраженную общественную направленность; 5.в процессе реализации проектов на основе ЧГП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон; 6.финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях. Основная особенность функционирования технологии ЧГП предполагает, что не государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов, а, наоборот, государство подключается к проектам бизнеса.

До 2015 года в России на федеральном уровне не существовало нормативно-правового акта регулирующего частно-государственное партнерство. Только лишь на уровне субъектов были приняты законы о ГЧП. Поэтому частный сектор не доверительно относился к такой форме сотрудничества. Для того, чтобы обезопасить и наладить более тесную связь государства и частного сектора был принят Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" где под ГЧП понимается государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство - юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества[3]. В связи с введенным Федеральным законом о ГЧП было внесено ряд поправок в федеральные законы: «О недрах», «Об электроэнергетике», «О защите конкуренции», «Об оценочной деятельности в Российской федерации», в Земельный кодекс и др., но в части образования не было внесено поправок. Если говорить о формах государственно-частного партнерства в системе образования, то в законе они тоже не прописаны.

Тема частно-государственного партнерства в системе образования, несомненно, является актуальной и мало изученной на сегодняшний день. Поэтому перед нами стоит задача: ознакомиться с зарубежным опытом реализации государственно-частных проектов, проанализировать формы сотрудничества частного сектора с органами государственной власти системы образования Свердловской области и выделить основные направления реализации частно-государственных проектов.

Численность частно-государственных проектов в образовательной сфере растет с каждым годом, так как развитые и развивающиеся страны наладили механизм сотрудничества государства и частного сектора экономики и сотрудничают успешно. Однако, каждая страна выбирает, развивает и вкладывает инвестиции в ту отрасль, которая для нее является перспективной. В странах «Большой семерки» и других развитых странах приоритетными отраслями является здравоохранение и обра­зование, это обусловлено политикой этих государств, в сфере социально-экономиче­ского развития. В странах Центральной и Восточной Европы (Болгария, Чехия, Венгрия, Хорватия, Польша, Румыния); странах СНГ (Украина), развивающихся странах отрасли здравоохранения и образования по многим показателям существенно уступают странам «Большой семерки».

GR-технологии частно-государственного партнерства реализуется за рубежом в сфере образования по следующим направлениям: эндаумент; академический фандрайзинг; образовательные ваучеры от предприятий и стипендии; частное управление государственными школами; участие частного сектора в материально-техническом обеспе­чении образовательного процесса; контракты на предоставление вспомогательных профессиональных услуг.

Вышеперечисленные направления развития GR-технологии частно-государственного партнерства в образовании актуальны тем, что они несут много преимуществ. Они, во-первых, отслеживают эффективное распределение инвестиций; во-вторых, при тесном сотрудничестве делятся опытом; в-третьих, предоставление возможностей государству удовлетворять новый спрос и облегчают процесс внедрения инноваций в обучение. Основными причинами неудач реализации GR-технологии ЧГП в развивающихся странах является: непродуманное распределение рисков, недостаточное финансирование ЧГП проектов, коррупция и завышение стоимости проектов. Вышеперечисленные препятствия очень значимы для России, так как частно-государственное партнерство - одно из главных перспективных направлений социально-экономического развития страны[4].

В общем, опыт использования GR-технологии частно-государственного партнерства ряда европейских стран в управле­нии содержательным компонентом профессионального обра­зования можно представить в виде таблицы (см. табл., 1).

Таблица 1 – Опыт частно-государственного партнерства ряда европейских стран в управлении содержательным компонентом профессионального образования[5]

Параметры

Великобритания

Франция

Германия

Нидерланды

1

2

3

4

5

Степень централизации государственного регулирования

Промежуточный тип, ближе к децентрализованному

Сильная, центрально место-Министерство национального образования, высшего образования и науки и Министерство экономики, финансов и промышленности

Промежуточный тип: государственное управление разделено между федеральным правительством и правительством земель

Промежуточный тип, государство оп­ределяет общие рамки (двухсто­ронняя модель)

Организационные формы

Профессиональные комитеты Отраслевые комитеты по профес­сиональному обучению

Консультативные советы Консультативные комиссии

Отраслевые госу­дарственные структуры Коми­теты по профес­сиональному обучению Земель­ные комитеты

Национальные организации Конфедерации Комитеты по про­фессиональному обучению

Наличие надведомственных (межведомственных) координирующих структур

Отраслевые советы по вопросам квали­фикаций

Агентство по формированию квалификаций для отраслей

Действует сильная система координации работы министерств, для того чтобы принимаемые решения и их реализация были согласованы между всеми ведомствами

Постоянная комиссия Национального совета по управлению профессиональным обучением Координационный комитет региональ­ных программ про­фессионального обучения Консуль­тативная профес­сиональная комиссия

Комиссия по труду

Комитеты по про­фессиональному обучению Земель­ные комитеты по профессиональ­ному обучению Земельные минис­терства Федераль­ный институт профессионального образования и обучения Феде­ральная служба по вопросам труда

Национальные организации по профессионально­му образованию и

обучению Ассоциация наци­ональных ор­гани­заций COLO Конфедерация профсоюзов Ни­дерландов

Как правило, проекты ЧГП направлены на решение социальных задач, развитие отношений собственности, в том числе в сфере ВО. Частно-государственные проекты обладают рядом преимуществ: долгосрочный период сотрудничества; перераспределение рисков; позволяет реализовывать проекты даже в тех отраслях экономики, которые являются малоприбыльными, в частности, в отраслях социальной сферы (образование, наука и др.).

Целью разработки и реализации проектов ЧГП в системе высшего образования является создание следующих коммуникативных механизмов реализации данной GR-технологии:1.финансовая поддержка ВУЗов;2. развитие научно-технического потенциала; 3. обучение высококвалифицированных специалистов; 4.оказание консультационных услуг; 5.реализация совместных исследовательских проектов; 6.строительство и оборудование лабораторий, технопарков, исследовательских центров; 7.совместные разработки программ и образовательных стандартов; 8.преподавание значимых перспектив для потенциального работодателя; 9.организация круглых столов для обратной связи; 10.организация тренингов и деловых игр с потенциальным работодателем.

Становление ЧГП в ВУЗе говорит о том, что организация имеет высокий уровень развития образовательной деятельности, соответствует требованиям социально-экономической политики, к которым относятся и обеспечение соответствующего современным запросам качества предоставляемых услуг, и удовлетворение возрастающих потребностей общества в высококвалифицированных трудовых ресурсах, достижение равновесия на рынке труда специалистов.

Исходя из определения о государственно-частном партнерстве Федерального закона от 13.07.2015 N 224-ФЗ, следует вывод, что Свердловская область имеет большой опыт сотрудничества частного сектора с органами государственной власти в сфере образования. Для того чтобы передавать и развивать имеющиеся накопленные навыки и формы сотрудничества университет ведет активную работу. 30 октября 2015 года, в Уральском федеральном университете прошел Международный форум «Академический фандрайзинг: привлечение средств для развития высшей школы». На мероприятии собралось более 100 участников: специалистов и руководителей вузов, руководителей эндаумент-фондов университетов из Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Тюмени, Перми, Новосибирска, Ставрополя, российских и зарубежных экспертов в области академического фандрайзинга, представителей благотворительных и научных фондов. Главной целью проведения мероприятия было обозначить существование академического фандрайзинга, выявить потребности в работе университетов с внебюджетными источниками финансирования (частный сектор) и поделиться существующим опытом работы эндаумент-фондов[6].

Важным показателем эффективности высшего учебного заведения является его финансовое обеспечение, в том числе количество привлеченных средств. Привлечением средств сейчас занимаются лишь наиболее развитые вузы, но даже им становится все тяжелее каждый раз искать партнеров и благотворителей. Появилась необходимость развития нового для университетской среды направления академического фандрайзинга, а именно: создания отдельных структурных подразделений, профессионально осуществляющих фандрайзинговую деятельность, выстраивающих партнерские отношения с компаниями и фондами, занимающихся вовлечением студентов и сотрудников в жизнь университета, его проекты. Помимо этого у университетов появляется необходимость создания «вечного капитала» – эндаумента (в российской терминологии – целевого капитала), который позволяет не только повысить эффективность функционирования университета, но и является дополнительной возможностью для развития вуза и повышения его конкурентных позиций в стране и мире.

Значимым нововведением для учебных заведений является принятие Федерального закона от 30.12.2006 №275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», позволяющего некоммерческим организациям получать дополнительные доходы с помощью создания эндаумент-фондов, широко распространенных в зарубежной практике. Целевой капитал некоммерческой организации – сформированная за счет пожертвований часть имущества некоммерческих организаций (НКО), переданная в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности НКО. Большинство целевых капиталов создается в сфере образования и науки. Государственные и муниципальные образовательные учреждения не могут самостоятельно являться собственником целевого капитала, так как, в соответствии с указанным федеральным законом, некоммерческая организация-собственник целевого капитала может быть создана только в форме фонда, автономной некоммерческой организации, общественной организации, общественного фонда или религиозной организации. Такие фонды целевого капитала в России в настоящее время сформировали около 60 учебных заведений, владеющих примерно 80 целевыми капиталами (возможно создание нескольких целевых капиталов в рамках одного фонда). Основными целями создания фонда целевого капитала являются: повышение качества образования, развитие науки и научных исследований, поддержка талантливой молодежи, усиление кадрового потенциала, продвижение имени университета и успехов его выпускников. Фонды целевого капитала образовательных учреждений России имеют общие черты:создаются при ведущих университетах; основной объем пожертвований, формирующих целевой капитал, создан за счет крупных взносов 3-6 физических лиц – успешных выпускников; важную роль в создании фонда играет ректор и топ-менеджмент вуза;основные направления использования дохода от целевого капитала: развитие вуза, образовательные и инновационные проекты, стипендии и гранты; закрытость и низкая информационная прозрачность.При большом количестве преимуществ существует большое количество проблем в развитии фондов целевых капиталов в России, наиболее важными из которых являются: слабая законодательная база, недостаточные налоговые льготы и стимулы для жертвователей, недостаточная информированность потенциальных доноров о механизме функционирования целевого капитала и неразвитость в России культуры и традиции благотворительности. Еще одним эффективным механизмом GR-технологии ЧГП в высшей школе является краундфандинг. В экономическом словаре Краунфандинг (crowdfunding) - это коллективное финансирование благотворительных и коммерческих проектов. Происходит от слов crowd - «толпа» и funding - «финансирование»[7]. Данную форму выделяет Ильенков Дмитрий Аркадьевич, профессор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Профессор приводит несколько примеров реализованных проектов: 1. Университет:Universität Kassel.Страна:Голландия.Проект:Shift7.Собранные средства:101.431€ Доноры: 818

2. Университет: University of York. Страна: Великобритания. Проект: Give Langwith’ Room to Grow. Собранные средства: 3179 £.Доноры: 84

3. Университет: Финансовый университет при Правительстве Российской федерации

Страна: Россия. Проект: Abyssphere. Новый альбом. Собранные средства: 169 650 руб. Цель: 350 000 руб.[8]

4. В эндаумент-фонде НИТУ «МИСиС»[8]существует система ключевых факторов взаимодействия частного сектора экономики с образовательными организациями.

таблица 2. Система ключевых факторов

Работа с выпускниками и сотрудниками

Работа с компаниями -партнерами

Поддержка брендированной продукции

Eventы

Продажа услуг МИСиС

Лотереи и аукционы

- Создание Coll-center для актуализации контактных данных;

-Возрождение ассоциации выпускников;

-Организация премии выпускник года;

-Организация встреч выпускников;

-Банковская карта выпускника «GLOBAL-MISIS»;

-Продвижение системы рекуррентных (автоматических) платежей.

-Совместные магистерские программы;

- Профориентация и стажировки;

-Именные стипендии;

-Поддержка профильных кафедр;

-Поддержка научных направлений;

-Благотворительность как PR.

-Организация магазина брендированной продукции (онлайн/офлайн);

-Выпуск сувениров, посвященных 100 - летию.

-Проведение встречи VIP выпускников – открытие профессорского клуба;

-Открытие доски благотворителей и Аллей меценатов;

-Установка портретов, мемориальных доск в честь знаменитых выпускников университета;

-Спортивные турниры с участием выпускников.

-Аренда помещений;

-Организация платной парковки;

-Аренда рекламных площадей;

-Спортивные турниры с участием выпускников.

-Ежегодная лотерея для студентов и сотрудников;

-Ежегодная лотерея для выпускников;

-Ежегодный аукцион для VIP-выпускников;

-Гарантированные призы 100-му донору, 1000-му донору и т.д.

Выше представленная система формирует образ университета мирового класса. Профессор выделил пути развития Фандрайзинга в университете (См. также таблица 2) [8] Проекты МИСиС, финансируемые из Эндаумента: Именные стипендии и премии; Конкурсы и гранты; Поддержка стартапов; Ремонт и строительство; Конференции и мероприятия; Спорт; Музей МИСиС.

Приведем информацию по самым развитым зарубежным эндаумент-фондам: Гарвардский университет (36млрд. дол.).Университет почти полностью существует на собственные средства благодаря наличию крупнейшего эндаумент-фонда в мире. Университет активно взаимодействует со своими выпускниками. Через неделю после получения выпускником диплома, ему приходит письмо из эндаумент-фонда Гарварда. Периодически ему звонят, интересуются делами, поздравляют с успехами, приглашают в университет. Раз в год проводится встреча выпускников с одним из руководителей Гарварда, в рамках которой презентуется новый срочный и дорогостоящий проект. Также для выпускников создана особая банковская карта, с названием университета и выбранным изображением на ней, которая позволяет путешествовать по всему миру и передавать часть средств в фонд Гарварда. Отношения с выпускниками касаются не только материальных интересов. Выпускники Гарварда – это своеобразное «братство», для которого созданы все условия, чтобы оно росло и укреплялось. Так на сайте Гарварда создан сервис для поиска своих сокурсников. Для них проводятся встречи и мероприятия, например, ежегодная ночь в обсерватории.

В Принстонском университете ежегодно пожертвования в эндаумент-фонд вносят 55-60% выпускников.

В Российской Федерации также активно создаются отечественные эндаумент-фонды при университетах, которые активно продвигаются в систему рейтингов мировых университетов. Особенно данный механизм развит в МГУ, СПбГУ, МГИМО, федеральных и национальных исследовательских университетах России. Приведем информацию по технологиям работы с эндаумент-фондами :

1. Политика благодарности донорам Эндаумент-фонда «МИСиС» (120 млн. руб.):

- почетная «первая сотня» благотворителей МИСиС, табличка со списком размещена в холле первого этажа;

- именной реестр благотворителей «Книга благотворителей МИСиС» (на сайте размещается следующая информация о благотворителе при его согласии: ФИО, краткая биография, сумма пожертвования и его направление);

- каждый благотворитель получает именной сертификат с благодарностью и ежегодный отчет;

- памятные подарки (именное приглашение на событие МИСиС, закладка именной плитки на площади МИСиС, художественно слитый подарок, именное дерево на аллее в кампусе МИСиС);

- клубная программа МИСиС, дающая право на получение привилегий:

• участника (пожертвование от 1 до 5 млн.руб): открытый доступ на все мероприятия МИСиС, абонемент на 2 человека на посещение событий в ДК МИСиС, специальные мероприятия для участников Клубной программы, приоритетная реализация проектов и предложений благотворителя;

• благотворителя (пожертвования от 15 до 50 млн. руб.): привилегии Участника, индивидуальный подбор талантливых кадров среди студентов и аспирантов МИСиС для компаний-работодателей, проведение Дней компании в МИСиС;

• мецената (пожертвования от 50 млн.руб.): привилегии Благотворителя, персональный менеджер, сопровождающий все направления взаимодействия Мецената и МИСиС, регулярные встречи с руководством МИСиС, предложения по участию в комитетах/советах МИСиС, занимающихся вопросами управления и развития университета, возможность использования помещений МИСиС для проведения собственных мероприятий (конференций, презентаций, концертов, семинаров и др.) – по согласованию с администрацией университета.

2. Фонд развития МГИМО (1,45 млрд. руб.).

Ежегодно проводится конкурс студенческих грантов. По их инициативе создана Ассоциация университетских эндаументов.

3. Эндаумент-фонд Российской Экономической Школы.

Удвоение компанией KPMG каждого рубля, пожертвованного сотрудниками РЭШ в свой эндаумент-фонд.

4.Эндаумент-фонд Финансового университета.

Planeta.ru и Финансовый университет запустили первую студенческую краудфандинговую платформу в РФ.

5. Эндаумент-фонд НИ ТГУ

Джазовый концерт в НИ ТГУ принес 1,5 млн. руб. в эндаумент-фонд вуза.

6. Эндаумент-фонд УрФУ (57 млн. руб.)

Эндаумент-фонд УрФУ можно считать уникальным с т.з. количества жертвователей - более 4,5 тыс. чел. Можно выделить следующие существующие инструменты пожертвования в эндаумент- фонд УрФУ: Договор пожертвования; Пожертвование с помощью банковской карты на сайте УрФУ; Пожертвование посредством терминала СКБ-банка; Пожертвование через любую кассу СКБ-банка Свердловской области; Отчисления со студенческих карт. Однако, в политике формирования эндаумент-фонда УрФУ рассматривается возможность разработки следующих инструментов пожертвования: СМС-пожертвования; Рекуррентные платежи. Поддерживаемые на данный момент проекты в поддержку эндаумент-фонда УрФУ:

1) Рейтинг «Лучший преподаватель УрФУ глазами студентов».

2) Торжественная церемония вручения дипломов выпускникам.

3) День первый в Уральском федеральном.

4) «Зеленая химия».

5) Национальная премия по прикладной экономике.

6) «Чистота в УрФУ»

7) Конкурс научных работ в области материаловедения и металлургии студентов, аспирантов и молодых ученых.

8) Всероссийские соревнования по защите информации RuCTF

Торжественная церемония вручения дипломов (ТЦВД) – традиционное масштабное событие, ставящее красивую точку студенческой жизни. Церемония – возможность выпускникам сделать взнос на развитие alma mater. Этой традиции уже 4 года. Благодаря ТЦВД 2013 года Союзу студентов, Отделу партнерских отношений и Ассоциации выпускников УПИ, УрГУ и УрФУ удалось сформировать целевой капитал «К 100-летию Уральского федерального университета», буквально за несколько месяцев собрав необходимые 3 млн. руб. Данная Церемония это не просто «выпускной», но и важное мероприятие в развитии корпоративной культуры университета. Церемония – это также возможность выразить благодарность крупным дарителям университета.

Год

Количество пожертвований выпускников

Сумма пожертвований выпускников, руб

2013

1001

1 243 293

2014

1373

1 936 900

2015

2141

2 585 962

Приведем данные по поддержке партнерами проекта УрФУ в целевой капитал «К 100-летию Уральского федерального университета»:

ООО «Кока-кола ЭйчБиСи Евразия» - 600 000 рублей

Компания, занимающая пошивом мантий для выпускников - ИП Третьяков – 1 340 000 рублей

Крупные дарители университета:

Благотворительный фонд В.Потанина - 3 000 000 рублей

ОАО «СКБ-Банк» - 2 500 000 рублей

ПАО «ВымпелКом» (тм «Билайн») - 2 000 000 рублей

ООО «Уральский центр систем безопасности» - 5 509 000 рублей

ЗАО «СКБ-Контур» - 3 000 000 рублей

ООО «ВТУЗ-Энерго» - 3 000 000 рублей

Филиал ОАО Банк ВТБ в г.Екатеринбург – 1 800 000 рублей

ООО Фирма «Уникум Плюс» - 1 000 000 рублей

Некоммерческое партнерство «Попечительский совет ФтФ» - 1 000 000 рублей

Приведем пример создания частно-государствкееых проектов, которые являются сейчас для УрФУ технологиями продвижения эндаумент-фонда:

1.Студенческая карта СКБ-Банка. Проект, позволяющий делать постоянные отчисления в Эндаумент-фонд УрФУ. 0,5% с каждой операции направляются в целевой капитал «К 100-летию Уральского федерального университета».

2. Эстафета ежа Энди. Новая традиция в Уральском федеральном университете. «Путешествие» началось в день 95-летия университета. 95 дней – 95 друзей – 95 историй. Пример коммуникационного проекта, формирующего отношение к Эндаумент-фонду. За время проекта еж Энди принес 150 569 рублей.

В будущем, отдельным предметом нашего исследования станут итоги Международного Форума «Академический фандрайзинг» в УрФУ (2015) и его количественные показатели[8] в формировании технологии ЧГП в системе высшего образования современной России: Приведем лишь некоторые из результатов:

1. По итогам проведенного мероприятия и многочисленных положительны отзывов, запланировано проводить форум на ежегодной основе в формате площадки обмена опытом ЧГП для региональных вузов.

2. Северо-Кавказский федеральный университет сделал взнос в размере 30 000 рублей в целевой капитал УрФУ «К 100-летию Уральского федерального университета»;

3. Передача эстафеты статуэтки ежа Энди вице-президенту Panasonic Russia М.Накамура, нами определяется как возможность формирования интернациональных механизмов GR-технологии частно-государственного партнерства в УрФУ.

4. Уникальность подобных мероприятий объясняется тем, что их до текущего года силами вузов не проводилось. Можно в качестве примера привести «Белые ночи фанрайзинга», проводимые ежегодно в Санкт Петербурге, но это несколько другой формат.

Итак, в результате нашего исследования мы получили следующие результаты:

1. Частно-государственное партнерство нами определяется как GR-технология, сущностью которой являются способы и методы взаимодействия бизнеса и власти с целью выстраивания эффективных механизмов для решения социальных проблем.

2. Изучение коммуникативных механизмов ЧГП в практике и отечественного, и зарубежного высшего образования определяет ее самые эффективные формы: ассоциации выпускников, эндаумент-фонды, академический фандрайзинг, частно-государственные проекты.

3. Метод case study позволил обобщить и проанализировать частно-государственные проекты в системе высшего образования, как самый эффектовный механизм GR-деятельности, требующий от бизнеса высокого уровня социальной и корпоративной ответственности.

4. Уменьшается доля университетов РФ, которые и "не подозревают" того, что они являются самыми активными акторами GR-деятельности, реализуя совместные проекты и сотрудничество с частным сектором.

5. В российских вузах пока не дооценивают потенциал выпускников, который является важнейшим ресурсом GR-взаимодействия: это не только источник финансовых средств вуза, это и бренд вуза, и лоббирование его интересов, и партнерство, и трудоустройство.

6. Именно поэтому необходимо активней развивать и детальнее изучать коммуникативные механизмы частно-государственного партнерства как GR-технологии.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.