Статья 'Генезис и особенности отечественного бизнес-образования как образовательной услуги в условиях социально-экономических изменений в XX-XXI вв.' - журнал 'Тренды и управление' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Тренды и управление
Правильная ссылка на статью:

Генезис и особенности отечественного бизнес-образования как образовательной услуги в условиях социально-экономических изменений в XX-XXI вв.

Волошина Лада Александровна

Заместитель декана, факультет управления, ЧОУ ВО Московский университет им. С.Ю. Витте

115432, Россия, г. Москва, пр-д 2-Ой Кожуховский, 12/1, каб. 311

Voloshina Lada Aleksandrovna

Deputy Dean of Management Department, Moscow Witte University

115432, Russia, Moscow, Vtoroy Kozhukhovskii st., 12/1, room 311

lada_voloshina@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0730.2015.2.14839

Дата направления статьи в редакцию:

29-03-2015


Дата публикации:

22-05-2015


Аннотация: Объектом исследования в данной статье является бизнес-образование как образовательная услуга. Предметом исследования выступает развитие бизнес-образования в СССР и современной России. Автор подробно рассматривает сущность и организационные формы отечественного бизнес образования на разных этапах его развития. В статье отражён механизм влияния радикальных политических и социально-экономических изменений конца XX в. на образовательную систему и на востребованность образовательных услуг. Существенное внимание уделяется особенностям образовательных услуг в целом и бизнес-образования в частности. Методом исследования в данной статье выступает историко-функциональный и социально-экономический анализ развития бизнес-образования в нашей стране в XX-XXI вв. Основные выводы автора сводятся к следующему. Бизнес образование имеет более чем вековую историю в нашей стране, хотя сам термин сравнительно новый. На разных этапах своего развития его организационные формы и структура менялись, но целью всегда оставалась подготовка управленческих кадров. В наше время управление самим образованием выделяется как отдельная отрасль бизнес образования. Заказчиком данной услуги раньше выступало государство, однако, в условиях рыночной экономики им выступают и частные структуры, а также отдельные люди, желающие учиться на менеджеров, и пока не имеющие опыта управленческой деятельности. Это обусловливает спрос на подобные образовательные услуги даже в эпоху кризиса Новизна статьи заключается в том, что в ней выделены основные этапы развития отечественного бизнес образования, проанализировано влияние перехода к рыночной экономике на его становление, а также показана взаимосвязь между социально-экономической ситуацией в стране и спросом на образовательные услуги.


Ключевые слова:

бизнес, образование, генезис, развитие, образовательные услуги, менеджмент, управление, общество, рынок, спрос

Abstract: The research subject of this article is business education as an education service. The matter under study is business education development in the USSR and modern Russia. The author analyzes essence and form of Russian business education at different stages of development. The article reflects the mechanism of influence by late XX century's radical political and economic changes concerning education, and enhanced demand for education services. The author draws attention to peculiarities of education services in general and business education in particular.The methodological basis of this research includes historic, functional, social methods, and XX-XXI century Russia's business education development's economic analysis.The main conclusions reached by the author can be summarized in the following way. Russian business education dates back to more than a century, though the term itself is comparatively new. On different stages of development, its organizational forms and structure were changing, however but the main goal was the same: to train qualified managers and directors. Nowadays management in education itself is a separate branch of business education. The state used to be the customer of this service, but under market economy, private enterprises and citizens who want to be managers, but lack the experience, become the target audience. It motivates a growing demand for educational services even in the times of crisis.The novelty of this article is condensed in the author's efforts to distinguish the main stages of development of business education in Russia, as well as to analyze the influence of turning to market economy at its genesis in Russia, and to demonstrate the interdependence between country’s social and economic situation and demand for education services.


Keywords:

management, education services, development, genesis, education, business, administration, society, market, demand

Библиография
1. Гусев Д.А. Либерализм, православие и национальная идея в условиях переходного периода и кризиса современного российского общества // Философская мысль. 2015. № 2. С.25-62.
2. Пробин П.С. Отечественная образовательная реформа в контексте современной конъюнктуры рынка труда: контуры интерпретаций // Социодинамика. 2015. № 3. С.1-26.
3. Рибокене Е.В. Институциональная среда постиндустриального информационного общества // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2014. № 2 (8). С. 137-139.
4. Флеров О.В. Корпоративное обучение английскому языку как способ повышения уровня коммуникативной компетенции сотрудников международных компаний // Современное образование. 2015. № 2. С. 116-140.
5. Потатуров В.А. Новой России – новое гуманитарное образование // Образовательные ресурсы и технологии. 2014. № 5 (8). С. 167-175.
6. Минцберг Г. Требуются управленцы, а не выпускники МВА. Жесткий взгляд на мягкую практику управления и систему подготовки менеджеров. – М.: Олимп-Бизнес, 2008. 544 с.
7. Коротков Э.М. Управление качеством образования: учебное пособие. М.: Акад. Проект, 2006. 320 с.
8. Мясоедов С.П. Генезис и проблемы российского бизнес-образования // Обозреватель. 1999. № 1 (108). С. 11-14.
9. Малышева А.Н. Теоретические трактовки полезности в образовании // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2011. № 1 (114). С. 216-220.
10. Малышева А.Н. Бенчмаркинг как инструмент управления образованием // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. 2011. № 1 (3). С. 70-74.
11. Парфёнова М.Я., Руденко Ю.С. Механизм интеграции образования, науки и производства с применением подхода диссимметрии // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 3: Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии. 2013. № 2. С. 67-73.
12. Руденко Ю.С. Качество обучения в негосударственных вузах и функции вузовских управленцев // Инновации в образовании. 2004. № 1. С. 19-26.
13. Руденко Ю.С. О проблемах реализации компетентностного подхода в высшей школе // Образовательные ресурсы и технологии. 2012. № 1 (1). С. 4-8.
14. Гаврилина О.П. Повышение качества услуг в области бизнес-образования с использованием маркетинговых процедур и методов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва, 2008.
15. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я. СПб.: Нева, 2003. – 224 с.
16. Рибокене Е.В. Траектория динамики поведенческих установок в условиях институциональной неоднородности // Актуальные проблемы науки: ИГУМО и ИТ как исследовательский центр. 2012. № 15 (23). С. 192-203.
17. Рибокене Е.В. Экономическое поведение потребителей в условиях транзитивной экономики России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Саратов, 2001.
18. Елисеева А.В. Термин «Бизнес-образование» // Креативная экономика. 2008. № 7 (19). С. 93-96.
19. Алексеев И.В., Рибокене Е.В. Информационное обеспечение системы управления франчайзинговыми предприятиями // Экономические и гуманитарные науки. 2015. № 1 (276). С. 105-110.
20. Гатиатуллина Э.Р. Горек ли корень учения? Или к вопросу о личности педагога в образовательном процессе // Современное образование. 2015. № 2. С.20-44.
21. Гусев Д.А. Основные принципы эффективного построения системы дистанционного обучения // Наука и школа. 2014. № 5. С. 106-112.
22. Осипова Н.В. Корпоративная модель университета как социальная новация // Современное образование. 2015. № 2. С. 1-19.
23. Флеров О.В. Особенности преподавания английского языка студентам с высоким уровнем языковой подготовки // Современное образование. 2015. № 1. С.100-123.
24. Иванько Н.А., Торукало В.П. Модель государственного управления в социальной сфере жизни современного российского общества // Политика и Общество. - 2013. - 7. - C. 806 - 816. DOI: 10.7256/1812-8696.2013.7.7439.
25. Е. Н. Щербак Правовые проблемы государственного управления в области высшего образования в России в контексте развития образовательного рынка и глобализации // Политика и Общество. - 2011. - 12. - C. 45 - 49.
26. Поташева О.В., Тишков С.В. Сфера научных и образовательных услуг как основа инновационного развития приграничного региона (на примере Республики Карелия) // Теоретическая и прикладная экономика. - 2014. - 1. - C. 31 - 47. DOI: 10.7256/2409-8647.2014.1.9613. URL: http://www.e-notabene.ru/etc/article_9613.html
27. В. П. Хрыков Информационное общество в России: условия и проблемы формирования // Политика и Общество. - 2011. - 6. - C. 18 - 25.
28. Е. Н. Щербак Региональные особенности государственного управления в области высшего образования в рыночной экономике // Право и политика. - 2011. - 12. - C. 2004 - 2008.
29. Акопов Г.Л. Проблемные аспекты отечественного образования в условиях тотальной информатизации социума // Современное образование. - 2014. - 3. - C. 81 - 91. DOI: 10.7256/2409-8736.2014.3.12345. URL: http://www.e-notabene.ru/pp/article_12345.html
30. А.В. Чернова Инновации в системе управления // Философия и культура. - 2012. - 5. - C. 91 - 95.
References
1. Gusev D.A. Liberalizm, pravoslavie i natsional'naya ideya v usloviyakh perekhodnogo perioda i krizisa sovremennogo rossiiskogo obshchestva // Filosofskaya mysl'. 2015. № 2. S.25-62.
2. Probin P.S. Otechestvennaya obrazovatel'naya reforma v kontekste sovremennoi kon''yunktury rynka truda: kontury interpretatsii // Sotsiodinamika. 2015. № 3. S.1-26.
3. Ribokene E.V. Institutsional'naya sreda postindustrial'nogo informatsionnogo obshchestva // Vestnik Moskovskogo universiteta im. S.Yu. Vitte. Seriya 1: Ekonomika i upravlenie. 2014. № 2 (8). S. 137-139.
4. Flerov O.V. Korporativnoe obuchenie angliiskomu yazyku kak sposob povysheniya urovnya kommunikativnoi kompetentsii sotrudnikov mezhdunarodnykh kompanii // Sovremennoe obrazovanie. 2015. № 2. S. 116-140.
5. Potaturov V.A. Novoi Rossii – novoe gumanitarnoe obrazovanie // Obrazovatel'nye resursy i tekhnologii. 2014. № 5 (8). S. 167-175.
6. Mintsberg G. Trebuyutsya upravlentsy, a ne vypuskniki MVA. Zhestkii vzglyad na myagkuyu praktiku upravleniya i sistemu podgotovki menedzherov. – M.: Olimp-Biznes, 2008. 544 s.
7. Korotkov E.M. Upravlenie kachestvom obrazovaniya: uchebnoe posobie. M.: Akad. Proekt, 2006. 320 s.
8. Myasoedov S.P. Genezis i problemy rossiiskogo biznes-obrazovaniya // Obozrevatel'. 1999. № 1 (108). S. 11-14.
9. Malysheva A.N. Teoreticheskie traktovki poleznosti v obrazovanii // Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Tekhnicheskie nauki. 2011. № 1 (114). S. 216-220.
10. Malysheva A.N. Benchmarking kak instrument upravleniya obrazovaniem // Informatika, vychislitel'naya tekhnika i inzhenernoe obrazovanie. 2011. № 1 (3). S. 70-74.
11. Parfenova M.Ya., Rudenko Yu.S. Mekhanizm integratsii obrazovaniya, nauki i proizvodstva s primeneniem podkhoda dissimmetrii // Vestnik Moskovskogo universiteta im. S.Yu. Vitte. Seriya 3: Pedagogika. Psikhologiya. Obrazovatel'nye resursy i tekhnologii. 2013. № 2. S. 67-73.
12. Rudenko Yu.S. Kachestvo obucheniya v negosudarstvennykh vuzakh i funktsii vuzovskikh upravlentsev // Innovatsii v obrazovanii. 2004. № 1. S. 19-26.
13. Rudenko Yu.S. O problemakh realizatsii kompetentnostnogo podkhoda v vysshei shkole // Obrazovatel'nye resursy i tekhnologii. 2012. № 1 (1). S. 4-8.
14. Gavrilina O.P. Povyshenie kachestva uslug v oblasti biznes-obrazovaniya s ispol'zovaniem marketingovykh protsedur i metodov. Dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni kandidata ekonomicheskikh nauk. Moskva, 2008.
15. Kotler F. Marketing ot A do Ya. SPb.: Neva, 2003. – 224 s.
16. Ribokene E.V. Traektoriya dinamiki povedencheskikh ustanovok v usloviyakh institutsional'noi neodnorodnosti // Aktual'nye problemy nauki: IGUMO i IT kak issledovatel'skii tsentr. 2012. № 15 (23). S. 192-203.
17. Ribokene E.V. Ekonomicheskoe povedenie potrebitelei v usloviyakh tranzitivnoi ekonomiki Rossii. Dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni kandidata ekonomicheskikh nauk / Saratov, 2001.
18. Eliseeva A.V. Termin «Biznes-obrazovanie» // Kreativnaya ekonomika. 2008. № 7 (19). S. 93-96.
19. Alekseev I.V., Ribokene E.V. Informatsionnoe obespechenie sistemy upravleniya franchaizingovymi predpriyatiyami // Ekonomicheskie i gumanitarnye nauki. 2015. № 1 (276). S. 105-110.
20. Gatiatullina E.R. Gorek li koren' ucheniya? Ili k voprosu o lichnosti pedagoga v obrazovatel'nom protsesse // Sovremennoe obrazovanie. 2015. № 2. S.20-44.
21. Gusev D.A. Osnovnye printsipy effektivnogo postroeniya sistemy distantsionnogo obucheniya // Nauka i shkola. 2014. № 5. S. 106-112.
22. Osipova N.V. Korporativnaya model' universiteta kak sotsial'naya novatsiya // Sovremennoe obrazovanie. 2015. № 2. S. 1-19.
23. Flerov O.V. Osobennosti prepodavaniya angliiskogo yazyka studentam s vysokim urovnem yazykovoi podgotovki // Sovremennoe obrazovanie. 2015. № 1. S.100-123.
24. Ivan'ko N.A., Torukalo V.P. Model' gosudarstvennogo upravleniya
v sotsial'noi sfere zhizni sovremennogo
rossiiskogo obshchestva // Politika i Obshchestvo. - 2013. - 7. - C. 806 - 816. DOI: 10.7256/1812-8696.2013.7.7439.

25. E. N. Shcherbak Pravovye problemy gosudarstvennogo upravleniya
v oblasti vysshego obrazovaniya v Rossii
v kontekste razvitiya obrazovatel'nogo
rynka i globalizatsii // Politika i Obshchestvo. - 2011. - 12. - C. 45 - 49.

26. Potasheva O.V., Tishkov S.V. Sfera nauchnykh i obrazovatel'nykh uslug kak osnova innovatsionnogo razvitiya prigranichnogo regiona (na primere Respubliki Kareliya) // Teoreticheskaya i prikladnaya ekonomika. - 2014. - 1. - C. 31 - 47. DOI: 10.7256/2409-8647.2014.1.9613. URL: http://www.e-notabene.ru/etc/article_9613.html
27. V. P. Khrykov Informatsionnoe obshchestvo v Rossii:
usloviya i problemy formirovaniya // Politika i Obshchestvo. - 2011. - 6. - C. 18 - 25.

28. E. N. Shcherbak Regional'nye osobennosti gosudarstvennogo
upravleniya v oblasti vysshego obrazovaniya
v rynochnoi ekonomike // Pravo i politika. - 2011. - 12. - C. 2004 - 2008.

29. Akopov G.L. Problemnye aspekty otechestvennogo obrazovaniya v usloviyakh total'noi informatizatsii sotsiuma // Sovremennoe obrazovanie. - 2014. - 3. - C. 81 - 91. DOI: 10.7256/2409-8736.2014.3.12345. URL: http://www.e-notabene.ru/pp/article_12345.html
30. A.V. Chernova Innovatsii v sisteme upravleniya // Filosofiya i kul'tura. - 2012. - 5. - C. 91 - 95.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.