Налоги и налогообложение - рубрика Региональные налоги и сборы с организаций
по
Налоги и налогообложение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Редакция и редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Налоги и налогообложение" > Рубрика "Региональные налоги и сборы с организаций"
Региональные налоги и сборы с организаций
Баженов А.А. - ОБЫЧНЫЙ ОПЕРАЦИОННЫЙ ЦИКЛ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРИОБРЕТЕННЫХ АКТИВОВ
Аннотация: В статье представлен новый подход в отношении классификации приобретенных активов в составе основных средств для формирования налогооблагаемой базы по налогу на имущество организаций.
Баженов А.А. - Особенности налогообложения налогом на имущество организаций, имеющих статус федеральных научно-производственных центров
Аннотация: Статья 380 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) допускает установление субъектами Российской Федерации дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения. Реализуя это право субъект Российской Федерации (Владимирская область) установила весьма специфическую налоговую ставку в размере 0,5% для организаций, имеющих статус федеральных научно-производственных испытательных центров, применение которой на практике вызывает споры.
Баженов А.А., Усачева Е.В. - Особенности налогообложения налогом на имущество организаций, имеющих статус федеральных научно-производственных центров
Аннотация: Статья 380 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) допускает установление субъектами Российской Федерации дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения. Реализуя это право субъект Российской Федерации (Владимирская область) установила весьма специфическую налоговую ставку в размере 0,5% для организаций, имеющих статус федеральных научно-производственных испытательных центров, применение которой на практике вызывает споры.
Юшкова О.О. - Имущественные налоги, проблемы и пути совершенствования
Аннотация: Статья посвящена исследованию актуальных вопросов, связанных с сущностью, особенностями поступления и направлениями совершенствования взимания имущественных налогов в РФ. Рассмотрена роль имущественных налогов в бюджетной системе РФ, проведен анализ корреляционной зависимости между объёмами поступлений по налогу на имущество организаций и экономическими параметрами регионов. В результате чего полученная экономико-математическая модель позволяет осуществлять краткосрочные прогнозные расчёты на период до одного года по основным налоговым поступлениям в региональный бюджет на стадии аналитических предплановых расчётов. На примере Нижнего Новгорода и Твери проанализированы проблемные вопросы определения базы налогообложения имущественных налогов.
Казьмин А.Г., Оробинская И.В. - Оценка современного состояния системы налогообложения в Воронежской области
Аннотация: Оценка поступления налогов в бюджетную систему субъекта федера-ции, в условия кризисных тенденций позволит ответить на вопрос о поступ-лении финансовых ресурсов для обеспечения деятельности региона. Объем и динамика ВВП. Анализ динамики поступления налоговых доходов по видам экономической деятельности и уровню бюджетной системы. Результаты исследования статистических и аналитических данных на макро и микроуровне позволили сделать вывод о том, что доходная часть бюджета Воронежской области, как и РФ, в большей мере формируют следующие налоги: налог на прибыль организаций, НДФЛ, НДС и налоги на имущество, а их доля в структуре налоговых платежей с 2009 года продолжает увеличиваться.
Казьмин А.Г. - Налогообложение транспортных средств на территории России, проблемы и пути совершенствования

DOI:
10.7256/2454-065X.2013.3.7323

Аннотация: Оценка поступления сумм транспортного налога в бюджетную систему РФ, в условия кризисных тенденций позволит ответить на вопрос о поступлении финансовых ресурсов для обеспечения деятельности регионов. Объем и динамика строительства дорог в России. Анализ типов финансирования специализированных фондов развития дорожной сети, методы и способы налогообложения транспортных средств. Результаты исследования статистических и аналитических данных на макро и микроуровне позволили сделать вывод о том, что существующие темпы строительства дорожной сети существенно тормозят экономическое развитие страны.
. - Транспортный налог: практика исчисления и уплаты c. 0-0
Аннотация:
. - Обычный операционный цикл и налогообложение приобретенных активов c. 0-0
Аннотация: В статье представлен новый подход в отношении классификации приобретенных активов в составе основных средств для формирования налогооблагаемой базы по налогу на имущество организаций.
Баженов А.А., Усачева Е.В. - Особенности налогообложения налогом на имущество организаций, имеющих статус федеральных научно-производственных центров c. 0-0
Аннотация: Статья 380 Налогового кодекса Российской Федерации допускает установление субъектами Российской Федерации дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения. Реализуя это право, во Владимирской области была установлена весьма специфическая налоговая ставка в размере 0,5% для организаций, имеющих статус федеральных научно-производственных испытательных центров, применение которой на практике вызывает споры.
Кожанчиков О.И., Кожанчикова Н.Ю. - Проблемные аспекты региональных особенностей дифференциации налоговых ставок по транспортному налогу

DOI:
10.7256/2454-065X.2013.5.8765

Аннотация: Транспортный налог является региональным и в связи с этим законодательные органы власти наделены правом устанавливать дифференциацию налоговых ставок и вводить льготы по налогу. В Налоговом Кодексе РФ четко определены критерии дифференциации налоговых ставок, а именно в отношении каждой категории транспортных средств, с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, с учетом экологического класса транспортных средств. Законодательство ряда субъектов Российской Федерации устанавливает дифференциацию налоговых ставок по транспортному налогу по неустановленным в Налоговом Кодексе РФ критериям (в зависимости от места происхождения транспортного средства, в зависимости от грузоподъёмности, в зависимости от субъекта обложения). Скрытой формой дифференциации ставок по неустановленным в Налоговом Кодексе РФ критериям являются региональные налоговые льготы в виде пониженных налоговых ставок, которые установлены для всех налогоплательщиков. В связи с этим необходимо приведение норм регионального законодательства ряда субъектов РФ в соответствие с федеральным.
А. А. Баженов, Е. В. Усачева - Особенности налогообложения налогом на имущество организаций, имеющих статус федеральных научно-производственных центров c. 4-7
Аннотация: Статья 380 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) допускает установление субъектами Российской Федерации дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения. Реализуя это право субъект Российской Федерации (Владимирская область) установила весьма специфическую налоговую ставку в размере 0,5% для организаций, имеющих статус федеральных научно-производственных испытательных центров, применение которой на практике вызывает споры.
О.О. Юшкова - Имущественные налоги, проблемы и пути совершенствования c. 6-16
Аннотация: Статья посвящена исследованию актуальных вопросов, связанных с сущностью, особенностями поступления и направлениями совершенствования взимания имущественных налогов в РФ. Рассмотрена роль имущественных налогов в бюджетной системе РФ, проведен анализ корреляционной зависимости между объёмами поступлений по налогу на имущество организаций и экономическими параметрами регионов. В результате чего полученная экономико-матема- тическая модель позволяет осуществлять краткосрочные прогнозные расчёты на период до одного года по основным налоговым поступлениям в региональный бюджет на стадии аналитических предплановых расчётов. На примере Нижнего Новгорода и Твери проанализированы проблемные вопросы определения базы налогообложения имущественных налогов.
Логинова Т.А. - Результаты перехода к налогообложению недвижимости по кадастру в регионах c. 10-17

DOI:
10.7256/2454-065X.2017.12.24813

Аннотация: Объектом исследования является налогообложение имущества физических лиц исходя из кадастровой стоимости в субъектах Российской Федерации. Предметом исследования являются основные элементы налогообложения имущества физических лиц исходя из кадастровой стоимости. Автор подробно рассматривает подходы к установлению механизма налогообложения имущества физических лиц исходя из кадастровой стоимости в рамках компетенции представительных органов местного самоуправления и законодательного органа власти г. Москвы. Особое внимание автор уделяет результатам перехода к налогообложению имущества физических лиц исходя из кадастровой стоимости в субъектах Российской Федерации. Методологической основой исследования послужили положения действующего законодательства в части налогообложения имущества физических лиц исходя из кадастровой стоимости. При проведении исследования в изложении материала использованы следующие методы познания: анализ законодательства и статистических данных, синтез, аналогия, наблюдение, обобщение и табличный метод представления данных. В результате исследования выявлены барьеры, препятствующие реализации рациональной политики налогообложения недвижимого имущества физических лиц исходя из кадастровой стоимости, в том числе незавершенность работ по созданию кадастра объектов недвижимости и проведению оценки этих объектов, недооценка фискальной значимости налога на имущество физических лиц. Особый вклад автора в исследование темы заключается в определении особенностей применения налоговых ставок и льгот по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости на основе анализа местного законодательства, устанавливающего порядок взимания данного налога. Новизна исследования заключается в сделанных автором предложениях по предоставлению льгот по налогу на имущество физических лиц на основе соблюдения принципа адресности и нуждаемости.
Афонин М.Г. - Сравнительная характеристика режима ТОР и режимов налогообложения для малого бизнеса (в Камчатском крае) c. 11-22

DOI:
10.7256/2454-065X.2018.3.25846

Аннотация: Данная статья подготовлена в рамках исследования по формированию и развитию инвестиционного комплекса территории опережающего социально-экономического развития «Камчатка». Предметом настоящей статьи являются льготные режимы налогообложения юридических лиц, реализующих инвестиционные проекты на территории Камчатского края. В статье представлены рекомендации для государства по созданию в рамках ТОР «Камчатка» наиболее благоприятного для инвесторов режима. В качестве налоговой нагрузки в настоящей статье приняты все налоги, уплачиваемые участниками инвестиционных проектов в бюджет, и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. В исследовании использован метод сравнительного анализа. На примере Камчатского края проведена сравнительная характеристика налоговых льгот, предоставляемых организациям, являющимся субъектами малого бизнеса, при использовании различных налоговых режимов за первые пять лет деятельности. В результате сопоставления налоговой нагрузки на организацию автор статьи приходит к выводу, что для небольших организаций предпочтительнее применение упрощенной системы налогообложения, в то время как появление ТОР практически не повлияло на деятельность малого бизнеса. Рассчитаны также предполагаемые суммы поступлений в федеральный бюджет и консолидированный бюджет Камчатского края. Для региона применение упрощенной системы налогообложения также оказалось лучше.
А.Г. Казьмин - Налогообложение транспортных средств на территории России, проблемы и пути совершенствования c. 15-32

DOI:
10.7256/2454-065X.2013.1.62142

Аннотация: Оценка поступления сумм транспортного налога в бюджетную систе-му РФ, в условия кризисных тенденций позволит ответить на вопрос о поступлении финансовых ресурсов для обеспечения деятельности регионов. Объем и динамика строительства дорог в России. Анализ типов финансирования специализированных фондов развития дорожной сети, методы и способы налогообложения транспортных средств. Результаты исследования статистических и аналитических данных на макро и микроуровне позволили сделать вывод о том, что существующие темпы строительства дорожной сети существенно тормозят экономическое развитие страны.
А.Г. Казьмин, И.В. Оробинская - Оценка современного состояния системы налогообложения Воронежской области c. 17-27
Аннотация: Оценка поступления налогов в бюджетную систему субъекта федера-ции, в условия кризисных тенденций позволит ответить на вопрос о поступ-лении финансовых ресурсов для обеспечения деятельности региона. Объем и динамика ВВП. Анализ динамики поступления налоговых доходов по видам экономической деятельности и уровню бюджетной системы. Результаты исследования статистических и аналитических данных на макро и микроуровне позволили сделать вывод о том, что доходная часть бюджета Воронежской области, как и РФ, в большей мере формируют следующие налоги: налог на прибыль организаций, НДФЛ, НДС и налоги на имущество, а их доля в структуре налоговых платежей с 2009 года продолжает увеличиваться.
Бородина А.С. - Налогообложение автотранспортных средств: отечественный и зарубежный опыт c. 20-31

DOI:
10.7256/2454-065X.2017.2.21830

Аннотация: В статье рассмотрена проблема налогообложения автотранспортных средств в России и за рубежом. Актуальность данной проблемы связана с растущим уровнем автомобилизации в мире, следовательно, с ростом объектов налогообложения, а также с увеличением числа налогоплательщиков, физических и юридических лиц. Объектом исследования является налогообложение автотранспортных средств в России и за рубежом. Предметом исследования является налоговые отношения, возникающие между государством и владельцами автотранспортных средств, по поводу налогообложения владения и использования автотранспортных средств. Проведен анализ обязательных платежей и сборов в пользу государства (налогов, сборов и квазиналогов), взимаемых в России и в Европейском союзе с владельцев автотранспортных средств. Особое внимание уделено следующим аспектам: налогообложению автотранспортных средств организаций; доле транспортного налога взимаемого с наземных транспортных средств в структуре платежей по транспортному налогу, взимаемому с организаций и физических лиц; распределению налоговой нагрузки на владельцев транспортных средств между физическими лицами и организациями. В работе использованы аналитический, статистический и графический методы исследования. Реализованы следующие виды анализа: количественный, качественный, сравнительный и ретроспективный. Использован метод синтеза. Выявленный в работе рост количества транспортных средств и уровня автомобилизации в развитых и развивающихся странах определяет перспективность налогообложения автотранспортных средств. Исследован опыт налогообложения транспортных средств в Европейском союзе и определена перспектива его применения в России. Представлена модель взимания обязательных платежей с организаций, в связи с владением и использованием автотранспортных средств. Выявлено значительное превышение налоговой нагрузки организаций на единицу наземного транспорта по сравнению с физическими лицами. Проведен анализ изменений законодательства за последние пять лет, существенно влияющих на налоговую нагрузку владельцев транспортных средств.
Иманшапиева М.М. - Региональные аспекты налогообложения имущества организаций в России на современном этапе (на примере Республики Дагестан) c. 27-41

DOI:
10.7256/2454-065X.2017.8.23918

Аннотация: Предмет. Предметом исследования являются региональные особенности налога на имущество имущества организаций и перспективы его развития на современном этапе. Налог на имущество организаций является региональным налогом и одним из важнейших доходных источников региональных бюджетов. Автором особое внимание уделяется исследованию региональной налоговой политики в области налогообложения имущества организаций. В работе подробно рассматриваются такие аспекты, как необходимость формирования рациональной системы налогообложения имущества организаций с учетом региональных особенностей на современном этапе. Методология. Исследование проблем практики взимания налога на имущество организаций основывалось на общенаучных методах исследования (наблюдение, логический анализ, экономический анализ, комплексность, аналогия), также использовались специальные приемы и процедуры (сравнение и обобщение, выборка и группировка). Результаты. Представлены рекомендации по совершенствованию налога на имущество организаций на региональном уровне в современных условиях. Проанализирована динамика налоговых поступлений по налогу на имущество организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации и консолидированный бюджет Республики Дагестан, а также выделены основные факторы, влияющие на собираемость рассматриваемого налога. Вклад автора в проведенное исследование заключается в предложенных рекомендациях по совершенствованию данного налога. в частности на взгляд автора целесообразно повышение налоговой ставки по дорогостоящим объектам налогообложения, предусмотреть возможность пересмотра кадастровой стоимости объектов недвижимости по налогу и дальнейшее совершенствование системы льготирования по налогу на имущество организаций. Кроме того, автор подчеркивает значимость реализации мероприятий по повышению эффективности работы налоговых органов, в том числе за счет использования современных автоматизированных информационных систем, в целях снижения издержек налогового администрирования и повышения качества их контрольной работы. Выводы. Вклад автора в проведенное исследование заключается в предложенных рекомендациях, направленных на формирование рациональной системы налогообложения имущества организаций и повышение ее эффективности в современных российских условиях.
Савина Е.О. - Налоговые доходы местных бюджетов как составляющая финансовой самостоятельности муниципальных образований (на примере Пермского края) c. 30-52

DOI:
10.7256/2454-065X.2018.12.20491

Аннотация: Местный бюджет - это бюджет соответствующего муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления. Поскольку согласно Конституции РФ местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти и управления, местные бюджеты также не относятся к системе государственных финансов, хотя, безусловно, являются элементом единой финансово-бюджетной системы страны. Обеспечение финансовой самостоятельности органов местного самоуправления выступает крайне важной задачей современного управления страной, поскольку успешное социально-экономическое развитие муниципалитетов требует наличия финансовой базы, которая формируется преимущественно за счет собственных доходов местных бюджетов. Автором статьи были проанализированы налоговые поступления муниципальных образований Пермского края в динамике и сделаны выводы. Финансовая зависимость нижестоящих бюджетов от вышестоящих явилась существенным дестимулирующим фактором обеспечения устойчивости региональных и местных бюджетов и, как следствие, привело к снижению ответственности за исполнение бюджетов, ослаблению эффективности системы налогового администрирования доходов регионального и местных бюджетов. Таким образом, в статье речь идет о двух аспектах одной проблемы: потеря органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований финансовых средств и сокращение их доходных полномочий. Данную проблему автор попытался рассмотреть на конкретных примерах.
Попова Е.М. - Оценка экономической эффективности инвестиционных налоговых льгот, предоставляемых региональным законодательством c. 37-52

DOI:
10.7256/2454-065X.2019.4.29794

Аннотация: Налоговые льготы требуют постоянного мониторинга их эффективности. Инвестиционные налоговые льготы - это фискальный инструмент, широко используемый российскими регионами для стимулирования капитальных вложений. Анализ региональных методик по оценке экономической эффективности налоговых льгот позволил выделить существенные недостатки применяемых коэффициентов эффективности. Коэффициенты экономической эффективности подменяются показателями динамики, а также слабо увязаны с механизмом действия налоговых льгот. Поэтому возникают сложности с оценкой вклада налоговых льгот в активизацию инвестиционного процесса. Цель настоящего исследования состояла в разработке подходов к оценке экономической эффективности инвестиционных налоговых льгот с учетом выявленных недостатков действующих методик. Методология проведенного исследования базировалась на методах формальной логики (индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение), статистических методах, методах экономического анализа, а также концепции эластичности. Научная новизна полученных результатов заключается в том, что предложенные коэффициенты экономической эффективности отражают специфику налоговых льгот как инструмента государственного стимулирования, состоящую в высвобождении финансовых ресурсов для осуществления дополнительных инвестиций. В зависимости от механизма действия налоговых льгот была определена база, относительно которой рассчитывался прирост инвестиций (рентабельности инвестиций) как следствие предоставления налоговых стимулов.
Павельева Н.С., Королева Л.П. - Проблемы и перспективы укрепления финансовой самостоятельности территориальных бюджетов в РФ

DOI:
10.7256/2454-065X.2014.1.10969

Аннотация: В процессе регулирования экономики государство вынуждено искать компромисс между централизацией и децентрализацией властных полномочий. В статье, на примере субъектов Приволжского федерального округа РФ, приводятся аргументы, подтверждающие излишнюю централизацию полномочий в сфере бюджетной и налоговой политики современной России: большое число дотационных регионов, высокая доля в местных бюджетах отчислений от федеральных, региональных регулирующих налогов и единых налогов по специальным режимам налогообложения на фоне недостаточности собственных источников доходов в виде местных налогов, а также растущего удельного веса безвозмездных поступлений в общем объеме доходов бюджетов городских округов. Методологическую основу данной статьи составляет использование общих и специальных методов научного познания, в частности абстрактно-логического, экономико-статистического, факторного, структурного методов, системного анализа, методов сравнения и группировок и др. В настоящее время одной из актуальных проблем налоговых отношений в России считается излишняя их централизация, преобладание федерального налогообложения и отсутствие реальных налоговых рычагов в распоряжении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В заключении предложено ряд перспектив укрепления налоговой базы территориальных бюджетов и повышения их финансовой самостоятельности.
Павельева Н.С., Королева Л.П. - Проблемы и перспективы укрепления финансовой самостоятельности территориальных бюджетов в РФ c. 49-56

DOI:
10.7256/2454-065X.2014.1.63979

Аннотация: В процессе регулирования экономики государство вынуждено искать компромисс между централизацией и децентрализацией властных полномочий. В статье, на примере субъектов Приволжского федерального округа РФ, приводятся аргументы, подтверждающие излишнюю централизацию полномочий в сфере бюджетной и налоговой политики современной России: большое число дотационных регионов, высокая доля в местных бюджетах отчислений от федеральных, региональных регулирующих налогов и единых налогов по специальным режимам налогообложения на фоне недостаточности собственных источников доходов в виде местных налогов, а также растущего удельного веса безвозмездных поступлений в общем объеме доходов бюджетов городских округов. Методологическую основу данной статьи составляет использование общих и специальных методов научного познания, в частности абстрактно-логического, экономико-статистического, факторного, структурного методов, системного анализа, методов сравнения и группировок и др. В настоящее время одной из актуальных проблем налоговых отношений в России считается излишняя их централизация, преобладание федерального налогообложения и отсутствие реальных налоговых рычагов в распоряжении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В заключении предложено ряд перспектив укрепления налоговой базы территориальных бюджетов и повышения их финансовой самостоятельности.
Кареева Т.А. - Проблемы налогообложения имущества организаций и пути их решения c. 58-69

DOI:
10.7256/2454-065X.2019.5.30141

Аннотация: Предметом настоящего исследования является анализ системы налогообложения имущества организаций с целью выявления основных проблем и путей направлений ее развития. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как выполнение налогом на имущество организаций фискальной и регулирующей функций в Российской Федерации. Проводится оценка налоговых поступлений по налогу на имущество организаций. Особое внимание в работе отведено анализу изменений налогового законодательства в области имущественного налогообложения и основным тенденциями его развития. В работе использованы методы научного поиска, анализа, исследования, обработки материала: изучение теоретической литературы по теме исследования, анализ, статистические и графические методы представления информации. Информационной базой исследования явились труды российских и зарубежных ученых, материалы периодической печати и интернета, статистическая и управленческая отчетность государственных органов власти Российской Федерации. В данной статье подробно представлена общая характеристика налога на имущество, а также выявлены основные проблемы и пути их решения. В результате данного исследования были предложены основные направления совершенствования налога на имущество организаций, а именно: установление местного статуса налога по аналогии с земельным налогом, введение в НК РФ таких понятий как движимое и недвижимое имущество, а также рекомендации по введению налога на недвижимость и ужесточение мер для организаций из-за ухода от налогообложения и сокрытия своего имущества.
Иризепова М.Ш., Перекрестова Л.В. - Региональные особенности систем налогообложения малого и среднего бизнеса

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.2.13081

Аннотация: В России, несмотря на активную поддержку государства, в последние годы наблюдается спад в развитии малого и среднего предпринимательства. Стимулирование развития малого и среднего бизнеса в рамках национальной налоговой политики возможно специальными методами налогового регулирования в регионах. В связи с этим возникла потребность теоретического анализа региональной системы налогообложения малых и средних предприятий (РСНМСП) как объекта регионального финансового управления. Несмотря на многочисленные и обширные исследования региональных систем налогообложения в теории налогов, отсутствует общепризнанная методика оценки эффективности функционирования таких систем, тем более для региональных систем налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства (РСНМСП). В связи с этим возникла потребность теоретического анализа РСНМСП как объекта регионального финансового управления с разработкой методики оценки эффективности и корректирующих воздействий на РСНМСП. В данной статье получены следующие результаты: 1) определены системные элементы РСНМСП, их функции, связи и взаимодействия; 2) аргументирована индивидуальность каждой РСНМСП, функционирующей на территории отдельного субъекта РФ; 3) выделены объективные и субъективные факторы, влияющие на фискальную результативность РСНМСП; 4) дополнены классификационные признаки функций объектов РСНМСП; 5) представлен алгоритм методики оценки эффективности РСНМСП; 6) показан результат апробации блока методики оценки эффективности РСНМСП на примере малых предприятий региона.
Иризепова М.Ш., Перекрестова Л.В. - Региональные особенности систем налогообложения малого и среднего бизнеса c. 134-145

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.2.66147

Аннотация: В России, несмотря на активную поддержку государства, в последние годы наблюдается спад в развитии малого и среднего предпринимательства. Стимулирование развития малого и среднего бизнеса в рамках национальной налоговой политики возможно специальными методами налогового регулирования в регионах. В связи с этим возникла потребность теоретического анализа региональной системы налогообложения малых и средних предприятий (РСНМСП) как объекта регионального финансового управления. Несмотря на многочисленные и обширные исследования региональных систем налогообложения в теории налогов, отсутствует общепризнанная методика оценки эффективности функционирования таких систем, тем более для региональных систем налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства (РСНМСП). В связи с этим возникла потребность теоретического анализа РСНМСП как объекта регионального финансового управления с разработкой методики оценки эффективности и корректирующих воздействий на РСНМСП. В данной статье получены следующие результаты: 1) определены системные элементы РСНМСП, их функции, связи и взаимодействия; 2) аргументирована индивидуальность каждой РСНМСП, функционирующей на территории отдельного субъекта РФ; 3) выделены объективные и субъективные факторы, влияющие на фискальную результативность РСНМСП; 4) дополнены классификационные признаки функций объектов РСНМСП; 5) представлен алгоритм методики оценки эффективности РСНМСП; 6) показан результат апробации блока методики оценки эффективности РСНМСП на примере малых предприятий региона.
Куликова Е.И. - Совершенствование инструментов фискального стимулирования развития региональных социально-экономических систем

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.5.15214

Аннотация: Предметом исследования в публикуемой статье являются проблемы налогового стимулирования инвестирования инфраструктурных проектов в российских регионах. Автор, анализируя возможности финансирования указанных проектов за счет средств федерального бюджета, приходит к выводу о необходимости перехода к новым принципам применения налоговых и бюджетных инструментов в региональной политике. Среди факторов, препятствующих росту долгосрочных инвестиций автор выделяет такие, как снижение объемов кредитования банками реального сектора экономики, а также риски институциональных инвесторов, не защищенные государством при инвестировании ими средств в инфраструктурные проекты. Методология исследования включает диалектический подход к рассмотрению налогообложения инвестиционной деятельности в регионах как фактор стимулирования активизации подобной деятельности. Основные выводы и предложения автора заключаются в необходимости применения современных механизмов налогового стимулирования: TIF (отсрочка уплаты налогов инвестором) и КРТ (комплексное развитие территорий). Также автор указывает, что применяемая в последнее время органами государственной власти налоговая политика в отношении малого и среднего бизнеса, связанная с введением нового налога на недвижимость и совершенствования патентной системы налогообложения не оказали позитивного воздействия на экономику. Выход из сложившейся ситуации автор видит в расширении спектра качественных инструментов и механизмов стимулирования долгосрочных инвестиций.
Куликова Е.И. - Совершенствование инструментов фискального стимулирования развития региональных социально-экономических систем c. 367-376

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.5.66530

Аннотация: Предметом исследования в публикуемой статье являются проблемы налогового стимулирования инвестирования инфраструктурных проектов в российских регионах. Автор, анализируя возможности финансирования указанных проектов за счет средств федерального бюджета, приходит к выводу о необходимости перехода к новым принципам применения налоговых и бюджетных инструментов в региональной политике. Среди факторов, препятствующих росту долгосрочных инвестиций автор выделяет такие, как снижение объемов кредитования банками реального сектора экономики, а также риски институциональных инвесторов, не защищенные государством при инвестировании ими средств в инфраструктурные проекты. Методология исследования включает диалектический подход к рассмотрению налогообложения инвестиционной деятельности в регионах как фактор стимулирования активизации подобной деятельности. Основные выводы и предложения автора заключаются в необходимости применения современных механизмов налогового стимулирования: TIF (отсрочка уплаты налогов инвестором) и КРТ (комплексное развитие территорий). Также автор указывает, что применяемая в последнее время органами государственной власти налоговая политика в отношении малого и среднего бизнеса, связанная с введением нового налога на недвижимость и совершенствования патентной системы налогообложения не оказали позитивного воздействия на экономику. Выход из сложившейся ситуации автор видит в расширении спектра качественных инструментов и механизмов стимулирования долгосрочных инвестиций.
Кожанчиков О.И., Кожанчикова Н.Ю. - Проблемные аспекты региональных особенностей дифференциации налоговых ставок по транспортному налогу c. 369-381

DOI:
10.7256/2454-065X.2013.5.62934

Аннотация: Транспортный налог является региональным и в связи с этим законодательные органы власти наделены правом устанавливать дифференциацию налоговых ставок и вводить льготы по налогу. В Налоговом Кодексе РФ четко определены критерии дифференциации налоговых ставок, а именно в отношении каждой категории транспортных средств, с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, с учетом экологического класса транспортных средств. Законодательство ряда субъектов Российской Федерации устанавливает дифференциацию налоговых ставок по транспортному налогу по неустановленным в Налоговом Кодексе РФ критериям (в зависимости от места происхождения транспортного средства, в зависимости от грузоподъёмности, в зависимости от субъекта обложения). Скрытой формой дифференциации ставок по неустановленным в Налоговом Кодексе РФ критериям являются региональные налоговые льготы в виде пониженных налоговых ставок, которые установлены для всех налогоплательщиков. В связи с этим необходимо приведение норм регионального законодательства ряда субъектов РФ в соответствие с федеральным.
Kondrashova N.A. - Regional Tax Exemptions for Consolidation Groups of Taxpayers

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.5.16994

Abstract: Russia's experience in implementing tax conslidation rules, in particular, creation of the institution of taxpayers' consoidation groups in 2012 allows to start summarzing the results of their activity for the three-year period. In addition to the analysis of the results, positive and negative effects for both conslidation groups and budget system of Russia, the author of the research article also defines a number of specific issues that haven't been solved so far. These issues include the lack of a clearly defined share of taxable profit rates that can be used by participants of the conslidation group under the law of the Russian Federation. In her research Kondrashova has used the following research methods: comparative analysis and synthesis, deducation and induction and historical restrospect. The results of the analysis demonstrate that conslidation groups of taxpayers include entities conducting all kinds of activities and located/having  separate subdivisions in various constituents of the Russian Federation. The author analyzes cases when participants of conslidation groups have the right to reduce the profit tax rate under the law of the Russian Federation. According to the author, it is possible to make a positive decision about application of reduced tax rates after eliminating uncertanties in interpreting regional laws. These uncertainties have been defined by the author in the course of analysis of the regional legislation.        
Кондрашова Н.А. - Региональные льготы для участников консолидированных групп налогоплательщиков c. 387-392

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.5.67738

Аннотация: Практика внедрения с 2012 года в российской экономике правил консолидации расчетов с бюджетом, а именно создание института консолидированных групп налогоплательщиков, позволяет начать обобщение результатов деятельности таких групп за трехлетний период. Наряду с анализом итогов функционирования, положительных и отрицательных тенденции как для самих консолидированных групп так и для бюджетной системы страны, выявляется ряд специфических вопросов, которые до настоящего времени не нашли однозначных ответов. В числе таких вопросов остается отсутствие четкой определенности в отношении применения участниками консолидированной группы налогоплательщиков к относящейся для них доле налогооблагаемой прибыли льгот, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации. В работе применялись следующие методы научного исследования: сравнительного анализа и синтеза, дедукции и индукции, исторической ретроспективы. Из практики следует, что в состав консолидированных групп налогоплательщиков входят организации, осуществляющие различные виды деятельности и расположенные (имеющие обособленные подразделения) на территории различных региональных субъектов. Рассматриваются примеры в которых участники консолидировагнных групп могут воспользоваться правом понизить ставку по налогу на прибыль предусмотренную законами субъектов Российской Федерации. Принятие положительного решения о применении пониженной налоговой ставки возможно после устранения неясностей в трактовках региональных законов, которые выявлены в рамках анализа регионального законодательства, проведенного авторами данной статьи.
Сугарова И.В. - Налоговая составляющая формирования регионального бюджета (на материалах Республики Северная Осетия – Алания)

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.6.14219

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является оценка сложившейся практики формирования налоговой составляющей регионального бюджета. Данная проблематика актуализируется в соответствии с проводимой бюджетной политикой, приоритетом которой выступает обеспечение условий саморазвития регионов. При этом социально – экономическое развитие регионов связано с укреплением доходной базы бюджетов за счет совершенствования системы налоговых доходов и усилением контроля за своевременной уплатой налогов. В статье указывается, что величина налоговых поступлений в регионе зависит от уровня и качества развития экономических процессов, в связи с чем для дальнейшего развития предлагается реализация приоритетных направлений. В статье проводится анализ динамики структуры доходов республиканского бюджета Республики Северная Осетия – Алания, а также анализ структуры налоговых доходов бюджета, в результате которого делается вывод о преобладание в формировании доходной базы республиканского бюджета федеральных налогов. В исследовании указано, что экономическое развитие региона предопределяется достигнутым уровне налоговых поступлений, являющихся результатом реализации налогового потенциала. Аргументируется, что совершенствование методологии планирования налоговых поступлений в своей основе должно быть связано с учетом показателей собираемости и риска, что в конечном итоге позволит выявить наиболее существенные риски, оценить их, выявить причины и способы устранения, определить объем бюджетных назначений с учетом риска.
Сугарова И.В. - Налоговая составляющая формирования регионального бюджета (на материалах Республики Северная Осетия – Алания) c. 448-456

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.6.66630

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является оценка сложившейся практики формирования налоговой составляющей регионального бюджета. Данная проблематика актуализируется в соответствии с проводимой бюджетной политикой, приоритетом которой выступает обеспечение условий саморазвития регионов. При этом социально – экономическое развитие регионов связано с укреплением доходной базы бюджетов за счет совершенствования системы налоговых доходов и усилением контроля за своевременной уплатой налогов. В статье указывается, что величина налоговых поступлений в регионе зависит от уровня и качества развития экономических процессов, в связи с чем для дальнейшего развития предлагается реализация приоритетных направлений. В статье проводится анализ динамики структуры доходов республиканского бюджета Республики Северная Осетия – Алания, а также анализ структуры налоговых доходов бюджета, в результате которого делается вывод о преобладание в формировании доходной базы республиканского бюджета федеральных налогов. В исследовании указано, что экономическое развитие региона предопределяется достигнутым уровне налоговых поступлений, являющихся результатом реализации налогового потенциала. Аргументируется, что совершенствование методологии планирования налоговых поступлений в своей основе должно быть связано с учетом показателей собираемости и риска, что в конечном итоге позволит выявить наиболее существенные риски, оценить их, выявить причины и способы устранения, определить объем бюджетных назначений с учетом риска.
Агузарова Ф.С. - О повышении роли региональных налогов в Российской Федерации

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.9.16414

Аннотация: В статье исследуются возможности повышения роли региональных налогов, а также изменения российского налогового законодательства по ним. Автор отмечает, что региональные налоги должны стать основным и стабильным источником доходов бюджетов субъектов федерации. Проведенный анализ определил незначительную роль исследуемых налогов. Для повышения их роли целесообразно совершенствовать налоговое законодательство Российской Федерации. Неустойчивые нормы законодательства по налогам и сборам отрицательно отображаются на всей налоговой системе. Поэтому возникает острая необходимость в совершенствовании налогового законодательства, причем только совместно с органами налоговых служб. При написании научной статьи использовались экономические методы, такие, как метод синтеза и анализа, сравнительный метод и другие. Научная новизна исследования выражается в предложениях автора о повышении роли региональных налогов в Российской Федерации. Предлагается создать стабильное законодательство по налогам и сборам, учитывающее интересы, как государства, так и налогоплательщиков. Именно, ежегодные изменения провоцируют незначительную роль региональных налогов в системе доходов бюджетов субъектов РФ.
Агузарова Ф.С. - О повышении роли региональных налогов в Российской Федерации c. 674-679

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.9.67003

Аннотация: В статье исследуются возможности повышения роли региональных налогов, а также изменения российского налогового законодательства по ним. Автор отмечает, что региональные налоги должны стать основным и стабильным источником доходов бюджетов субъектов федерации. Проведенный анализ определил незначительную роль исследуемых налогов. Для повышения их роли целесообразно совершенствовать налоговое законодательство Российской Федерации. Неустойчивые нормы законодательства по налогам и сборам отрицательно отображаются на всей налоговой системе. Поэтому возникает острая необходимость в совершенствовании налогового законодательства, причем только совместно с органами налоговых служб. При написании научной статьи использовались экономические методы, такие, как метод синтеза и анализа, сравнительный метод и другие. Научная новизна исследования выражается в предложениях автора о повышении роли региональных налогов в Российской Федерации. Предлагается создать стабильное законодательство по налогам и сборам, учитывающее интересы, как государства, так и налогоплательщиков. Именно, ежегодные изменения провоцируют незначительную роль региональных налогов в системе доходов бюджетов субъектов РФ.
Пьянова М.В. - Роль имущественного налогообложения организаций в обеспечении социальной поддержки граждан

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.9.16654

Аннотация: В статье рассмотрены льготы социального характера по налогу на имущество организаций, как инструмент социальной поддержки граждан в Российской Федерации. Проведенный автором анализ по двум группам регионов позволяет сделать выводы, что имущественное налогообложение организаций характеризуется широким и не всегда обоснованным применением социальных льгот. Кроме того, наблюдается общая тенденция к сокращению количества налогоплательщиков, применяющих льготы социального характера по налогу на имущество организаций. В связи с чем для России остается актуальной проблема мониторинга налоговых льгот на основе оценки их результативности и эффективности. С помощью методов описания и обобщения выявлены отдельные причины низкой эффективности и результативности налоговых льгот социального характера по налогу на имущество организаций. Для изучения объемов предоставляемых льгот использовались методы сравнения, анализа статистических данных, графический метод представления информации, авторские расчеты. Основными выводами проведенного исследования являются следующие: 1. Результатом применения льгот социального характера по налогу на имущество организаций является снижение налоговой нагрузки, сопровождающееся необходимостью расходования сэкономленных средств на социально значимые цели. 2. Единого для всех субъектов РФ регламента оценки результативности и эффективности применяемых социальных льгот для организаций на настоящий момент не существует, в большинстве анализируемых регионов такая оценка не проводится. 3. Дотационные регионы менее заинтересованы в проведении самостоятельной налоговой политики в части социальной поддержки граждан, нежели недотационные. В ряде субъектов РФ региональные льготы по имущественным налогам не предусмотрены. 4. Применяемые льготы социального характера по налогу на имущество организаций нерезультативны и неэффективны. 5. Несовершенство механизма исчисления налога на имущество организаций создает неопределенность, и усложняет выполнение данным налогом его социальной функции.
Пьянова М.В. - Роль имущественного налогообложения организаций в обеспечении социальной поддержки граждан c. 680-688

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.9.67004

Аннотация: В статье рассмотрены льготы социального характера по налогу на имущество организаций, как инструмент социальной поддержки граждан в Российской Федерации. Проведенный автором анализ по двум группам регионов позволяет сделать выводы, что имущественное налогообложение организаций характеризуется широким и не всегда обоснованным применением социальных льгот. Кроме того, наблюдается общая тенденция к сокращению количества налогоплательщиков, применяющих льготы социального характера по налогу на имущество организаций. В связи с чем для России остается актуальной проблема мониторинга налоговых льгот на основе оценки их результативности и эффективности. С помощью методов описания и обобщения выявлены отдельные причины низкой эффективности и результативности налоговых льгот социального характера по налогу на имущество организаций. Для изучения объемов предоставляемых льгот использовались методы сравнения, анализа статистических данных, графический метод представления информации, авторские расчеты. Основными выводами проведенного исследования являются следующие: 1. Результатом применения льгот социального характера по налогу на имущество организаций является снижение налоговой нагрузки, сопровождающееся необходимостью расходования сэкономленных средств на социально значимые цели. 2. Единого для всех субъектов РФ регламента оценки результативности и эффективности применяемых социальных льгот для организаций на настоящий момент не существует, в большинстве анализируемых регионов такая оценка не проводится. 3. Дотационные регионы менее заинтересованы в проведении самостоятельной налоговой политики в части социальной поддержки граждан, нежели недотационные. В ряде субъектов РФ региональные льготы по имущественным налогам не предусмотрены. 4. Применяемые льготы социального характера по налогу на имущество организаций нерезультативны и неэффективны. 5. Несовершенство механизма исчисления налога на имущество организаций создает неопределенность, и усложняет выполнение данным налогом его социальной функции.
Шестакова Е.В. - Проблемы региональной дифференциации налогообложения в Российской Федерации в сфере малого бизнеса

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.9.19124

Аннотация: Предмет исследования: Предметом исследования является вопрос региональной дифференциации налогообложения в сфере малого бизнеса, который недостаточно изучен на научном уровне. В отличие от других стран, например США, где работают специализированные фонды и институты, занимающиеся разработкой проблематики налогообложения, в том числе малого бизнеса. В этой связи автор уделяет особое внимание вопросу дифференциации налогообложения на уровне субъектов федерации, перспективным направлениям развития налогообложения. В качестве инновационных предложений автором разработан рейтинг регионов субъектов РФ. В качестве основных методов исследования автор использует сравнительный и исторический методы, а также метод анализа проблематика региональной дифференциации налогообложения в той или иной мере затронута многими российскими специалистами. Автор подробно рассматривает проблемы региональной дифференциации налогообложения в Российской Федерации в сфере малого бизнеса, систематизирует предложения по решению вопросов совершенствования налогообложения в регионах. Научная новизна состоит в предложении решений проблемы региональной дифференциации налогообложения в сфере малого бизнеса.
Шестакова Е.В. - Проблемы региональной дифференциации налогообложения в Российской Федерации в сфере малого бизнеса c. 697-706

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.9.68125

Аннотация: Предмет исследования: Предметом исследования является вопрос региональной дифференциации налогообложения в сфере малого бизнеса, который недостаточно изучен на научном уровне. В отличие от других стран, например США, где работают специализированные фонды и институты, занимающиеся разработкой проблематики налогообложения, в том числе малого бизнеса. В этой связи автор уделяет особое внимание вопросу дифференциации налогообложения на уровне субъектов федерации, перспективным направлениям развития налогообложения. В качестве инновационных предложений автором разработан рейтинг регионов субъектов РФ. В качестве основных методов исследования автор использует сравнительный и исторический методы, а также метод анализа проблематика региональной дифференциации налогообложения в той или иной мере затронута многими российскими специалистами. Автор подробно рассматривает проблемы региональной дифференциации налогообложения в Российской Федерации в сфере малого бизнеса, систематизирует предложения по решению вопросов совершенствования налогообложения в регионах. Научная новизна состоит в предложении решений проблемы региональной дифференциации налогообложения в сфере малого бизнеса.
Сугарова И.В. - Роль региональных налогов в формировании доходной базы бюджетов субъектов РФ (на примере РСО – Алания)

DOI:
10.7256/2454-065X.2014.8.12576

Аннотация: В статье исследуется проблематика, связанная с определением роли региональных налогов в формировании доходной базы бюджета субъекта Федерации. Актуальность данного исследования подтверждается существующими в экономической теории и практике дискуссиями по вопросам обеспечения доходами региональных органов власти. Безусловно, одна из них связана с тем, что доля региональных налогов в структуре доходов слишком мала, в связи, с чем возникает вопрос о дополнительном финансировании региональных бюджетов. Особую актуальность эта проблема приобрела в контексте действующей в настоящее время системы межбюджетных отношений, основанной на сбалансированном разграничении доходных и расходных бюджетных полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Автором проведен комплексный анализ динамики, состава и структуры налоговых доходов республиканского бюджета РСО – Алания, в ходе которого использовались методы анализа и синтеза, сравнительного анализа. На основе проведенного анализа выявлено, что в формировании доходной базы бюджета РСО – Алания региональные налоги пока не играют значительной роли, а наблюдается преобладание федеральных налогов. В статье аргументировано, что региональное налогообложение требует дальнейшего развития в части следующих направлений: наращивания экономического потенциала, стимулирования инвестиционной активности, усиления контроля за уплатой региональных налогов. Делается вывод о необходимости совершенствования механизма формирования доходной части в контексте более полного обеспечения собственными доходными источниками региональных органов власти, создании стимулов, обеспечивающих экономический интерес к наращиванию доходов на соответствующей территории.
Сугарова И.В. - Роль региональных налогов в формировании доходной базы бюджетов субъектов РФ (на примере РСО – Алания) c. 744-751

DOI:
10.7256/2454-065X.2014.8.65418

Аннотация: В статье исследуется проблематика, связанная с определением роли региональных налогов в формировании доходной базы бюджета субъекта Федерации. Актуальность данного исследования подтверждается существующими в экономической теории и практике дискуссиями по вопросам обеспечения доходами региональных органов власти. Безусловно, одна из них связана с тем, что доля региональных налогов в структуре доходов слишком мала, в связи, с чем возникает вопрос о дополнительном финансировании региональных бюджетов. Особую актуальность эта проблема приобрела в контексте действующей в настоящее время системы межбюджетных отношений, основанной на сбалансированном разграничении доходных и расходных бюджетных полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Автором проведен комплексный анализ динамики, состава и структуры налоговых доходов республиканского бюджета РСО – Алания, в ходе которого использовались методы анализа и синтеза, сравнительного анализа. На основе проведенного анализа выявлено, что в формировании доходной базы бюджета РСО – Алания региональные налоги пока не играют значительной роли, а наблюдается преобладание федеральных налогов. В статье аргументировано, что региональное налогообложение требует дальнейшего развития в части следующих направлений: наращивания экономического потенциала, стимулирования инвестиционной активности, усиления контроля за уплатой региональных налогов. Делается вывод о необходимости совершенствования механизма формирования доходной части в контексте более полного обеспечения собственными доходными источниками региональных органов власти, создании стимулов, обеспечивающих экономический интерес к наращиванию доходов на соответствующей территории.
Токаева С.К., Дзагоева М.Р. - Особенности формирования налоговых доходов субъекта РФ (на примере РСО-Алания)

DOI:
10.7256/2454-065X.2014.9.13143

Аннотация: Обеспечение эффективного социально-экономического развития субъекта Федерации, повышение качества предоставляемых услуг населению обуславливается состоянием его финансовых ресурсов, а это приводит к необходимости рассмотрения проблем обеспечения финансовой устойчивости регионов РФ. Целью написания данной статьи является исследование налоговых источников формирования доходов региональных бюджетов на примере РСО-Алания, выявления складывающихся тенденций и особенностей структуры налоговых поступлений в целом и по отельным налогам, в частности. Авторы, исследуя характер образования общих доходов региональных бюджетов, используют исследовательские и поисковые методы, а также методы статистического и сравнительного анализа. Выявленные факторы формирования налоговых доходов регионального бюджета демонстрирует ослабленное значение налоговой составляющей в структуре общих доходов бюджета субъекта РФ. Авторы, исследуя характер налоговых поступлений, выявляют ряд сложившихся негативных тенденций, отражающих не только снижение объемов поступлений по региональным и местным налогам, но и сокращение налоговой базы по важным доходообразующим налогам, таким как налога на прибыль и совокупный доход. В заключении определены причины наметившихся тенденций, обозначены особенности формирования собственных доходов бюджета региона, высказаны опасения относительно дальнейших возможностей финансового обеспечения региональных бюджетов за счет использования собственного налогового потенциала.
Токаева С.К., Дзагоева М.Р. - Особенности формирования налоговых доходов субъекта РФ (на примере РСО-Алания) c. 821-836

DOI:
10.7256/2454-065X.2014.9.65569

Аннотация: Обеспечение эффективного социально-экономического развития субъекта Федерации, повышение качества предоставляемых услуг населению обуславливается состоянием его финансовых ресурсов, а это приводит к необходимости рассмотрения проблем обеспечения финансовой устойчивости регионов РФ. Целью написания данной статьи является исследование налоговых источников формирования доходов региональных бюджетов на примере РСО-Алания, выявления складывающихся тенденций и особенностей структуры налоговых поступлений в целом и по отельным налогам, в частности. Авторы, исследуя характер образования общих доходов региональных бюджетов, используют исследовательские и поисковые методы, а также методы статистического и сравнительного анализа. Выявленные факторы формирования налоговых доходов регионального бюджета демонстрирует ослабленное значение налоговой составляющей в структуре общих доходов бюджета субъекта РФ. Авторы, исследуя характер налоговых поступлений, выявляют ряд сложившихся негативных тенденций, отражающих не только снижение объемов поступлений по региональным и местным налогам, но и сокращение налоговой базы по важным доходообразующим налогам, таким как налога на прибыль и совокупный доход. В заключении определены причины наметившихся тенденций, обозначены особенности формирования собственных доходов бюджета региона, высказаны опасения относительно дальнейших возможностей финансового обеспечения региональных бюджетов за счет использования собственного налогового потенциала.
Мусаева Х.М. - Налоговые возможности повышения эффективности управления доходами субъектов Российской Федерации

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.11.16015

Аннотация: Объект исследования является налоговые доходы и налоговые отно-шения субъектов Российской Федерации, проблемы и пути повышения их эффективности. Предмет исследования выступает совокупность теоретических, методических и практических вопросов, направленных на повышение эффективности управления налоговыми доходами субъектов Российской Федерации. В работе автором подробно проанализированы проблемы развития налогового федерализма в Российской Федерации на современном этапе. Особое внимание уделено необходимости повышения эффективности налоговых льгот. Значительное место уделено резервам роста налоговых доходов бюджетов субъекта Федерации, в частности Республики Дагестан, а также совершенствованию налогов, зачисляемых в региональные и местные бюджеты Основная цель исследования - оценка проблем и выявление приоритетных направлений совершенствования управления налоговыми доходами бюджетов субъектов Российской Федерации как фактора роста налоговых возможностей территорий. Для достижения поставленной цели исследования осуществлялось по-следовательное и поэтапное изучение научных трудов зарубежных и российских авторов, материалов периодических изданий и конференций, законодательных актов РФ и ее регионов, информационно-справочного и статистического материала с применением как общенаучных, так и специальных методов и приемов (системно-функциональный и диалектический подход, принципы логического анализа и синтеза, методы классификации, группировки и обобщения, экспертных оценок, сравнительного и факторного анализа, экономико – математического моделирования Научная новизна работы заключается в разработке предложений и рекомендаций научного, методического и прикладного характера, направленных на повышение эффективности управления налоговыми доходами субъектов Российской Федерации, обеспечению справедливости межрегиональной налоговой конкуренции на современном этапе. Необходимость обеспечения сбалансированности бюджетов террито-рий на фоне неустойчивой геополитической ситуации на современном этапе определяют приоритетное значение роста собственных налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, на основе увеличения налогового потенциала территорий и эффективности его использования. В работе проанализированы проблемы развития налогового федерализма в Российской Федерации на современном этапе. Выявлены причины сложности распределения и разграничения налогов между уровнями бюджетов в условиях специфики социально – экономи-ческого развития Российской Федерации. Анализируются методы и проблемы объективности оценки налогового потенциала территорий. Аргументирована целесообразность учета налоговой конкурентоспособности территорий при формировании налоговых доходов, в целях проведения справедливой политики перераспределения финансовых ресурсов между звеньями бюджетной системы. Предложена уточненная методика оценки налогового потенциала субъектов Федерации, основанная на применении поправочного коэффициента, позволяющая повысить его качество и учитывать особенности регионов с низким уровнем собственных налоговых доходов. Произведен расчет налогового потенциала Республики Дагестан по предложенной методики и на этой основе выявлены резервы увеличения собираемости налоговых доходов региона. Сформулированы рекомендации по упорядочению системы налоговых льгот в РФ и усилению их инвестиционной направленности. Предложен комплекс рекомендаций по улучшению администрирования налога на доходы физических лиц (НДФЛ) как наиболее значимого источника формирования налоговых доходов республиканского бюджета Республика Дагестан
Мусаева Х.М. - Налоговые возможности повышения эффективности управления доходами субъектов Российской Федерации c. 834-844

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.11.67126

Аннотация: Объект исследования является налоговые доходы и налоговые отно-шения субъектов Российской Федерации, проблемы и пути повышения их эффективности. Предмет исследования выступает совокупность теоретических, методических и практических вопросов, направленных на повышение эффективности управления налоговыми доходами субъектов Российской Федерации. В работе автором подробно проанализированы проблемы развития налогового федерализма в Российской Федерации на современном этапе. Особое внимание уделено необходимости повышения эффективности налоговых льгот. Значительное место уделено резервам роста налоговых доходов бюджетов субъекта Федерации, в частности Республики Дагестан, а также совершенствованию налогов, зачисляемых в региональные и местные бюджеты Основная цель исследования - оценка проблем и выявление приоритетных направлений совершенствования управления налоговыми доходами бюджетов субъектов Российской Федерации как фактора роста налоговых возможностей территорий. Для достижения поставленной цели исследования осуществлялось по-следовательное и поэтапное изучение научных трудов зарубежных и российских авторов, материалов периодических изданий и конференций, законодательных актов РФ и ее регионов, информационно-справочного и статистического материала с применением как общенаучных, так и специальных методов и приемов (системно-функциональный и диалектический подход, принципы логического анализа и синтеза, методы классификации, группировки и обобщения, экспертных оценок, сравнительного и факторного анализа, экономико – математического моделирования Научная новизна работы заключается в разработке предложений и рекомендаций научного, методического и прикладного характера, направленных на повышение эффективности управления налоговыми доходами субъектов Российской Федерации, обеспечению справедливости межрегиональной налоговой конкуренции на современном этапе. Необходимость обеспечения сбалансированности бюджетов террито-рий на фоне неустойчивой геополитической ситуации на современном этапе определяют приоритетное значение роста собственных налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, на основе увеличения налогового потенциала территорий и эффективности его использования. В работе проанализированы проблемы развития налогового федерализма в Российской Федерации на современном этапе. Выявлены причины сложности распределения и разграничения налогов между уровнями бюджетов в условиях специфики социально – экономи-ческого развития Российской Федерации. Анализируются методы и проблемы объективности оценки налогового потенциала территорий. Аргументирована целесообразность учета налоговой конкурентоспособности территорий при формировании налоговых доходов, в целях проведения справедливой политики перераспределения финансовых ресурсов между звеньями бюджетной системы. Предложена уточненная методика оценки налогового потенциала субъектов Федерации, основанная на применении поправочного коэффициента, позволяющая повысить его качество и учитывать особенности регионов с низким уровнем собственных налоговых доходов. Произведен расчет налогового потенциала Республики Дагестан по предложенной методики и на этой основе выявлены резервы увеличения собираемости налоговых доходов региона. Сформулированы рекомендации по упорядочению системы налоговых льгот в РФ и усилению их инвестиционной направленности. Предложен комплекс рекомендаций по улучшению администрирования налога на доходы физических лиц (НДФЛ) как наиболее значимого источника формирования налоговых доходов республиканского бюджета Республика Дагестан
Савина О.Н. - Региональная налоговая политика в условиях развития инновационной экономики: теоретический аспект

DOI:
10.7256/2454-065X.2013.12.6489

Аннотация: В целях реализации активного инновационного развития регионов, формирования у них реальной заинтересованности в наращивании налогового потенциала, требуется скорректировать существующую в Российской Федерации региональную налоговую политику. При этом современные тенденции и приоритеты региональной налоговой политики вынуждают уделять особое внимание применяемым в государстве методам и инструментам налогового регулирования. В статье уточнено определение стимулирующей налоговой политики; определена специфика региональной налоговой политики на современном этапе; дана характеристика механизма налогового регулирования в системе региональной налоговой политики, его субъектно-объектный, функциональный аспекты, а также методы и инструменты, служащие реализации приоритетных направлений налоговой политики на современном этапе.
Савина О.Н. - Региональная налоговая политика в условиях развития инновационной экономики: теоретический аспект c. 897-905

DOI:
10.7256/2454-065X.2013.12.63718

Аннотация: В целях реализации активного инновационного развития регионов, формирования у них реальной заинтересованности в наращивании налогового потенциала, требуется скорректировать существующую в Российской Федерации региональную налоговую политику. При этом современные тенденции и приоритеты региональной налоговой политики вынуждают уделять особое внимание применяемым в государстве методам и инструментам налогового регулирования. В статье уточнено определение стимулирующей налоговой политики; определена специфика региональной налоговой политики на современном этапе; дана характеристика механизма налогового регулирования в системе региональной налоговой политики, его субъектно-объектный, функциональный аспекты, а также методы и инструменты, служащие реализации приоритетных направлений налоговой политики на современном этапе.
Баженов А.А. - Концепция обычного операционного цикла в налогообложении

DOI:
10.7256/2454-065X.2014.10.12491

Аннотация: Представлен новый подход в отношении классификации приобретенных активов в составе основных средств для формирования налогооблагаемой базы по налогу на имущество организаций. В основу положена концепция обычного операционного цикла, позволяющая принимать управленческие решения в отношении классификации приобретенных активов (основные средства или материально-производственные запасы). При этом, сравнивая срок полезного использования приобретенного актива с длительностью обычного операционного цикла организации, можно оптимизировать налоговые обязательства. Учитывая, что с 01.01.13 движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств не признается объектом налогообложения (п.п. 8 п. 4 статьи 374 НК РФ), рекомендуется организациям, у которых срок полезного использования приобретенных активов меньше длительности обычного операционного цикла, за 2011 и 2012 годы уточнить налоговые обязательства по налогу на имущество организаций. Методология исследования базируется на диалектическом методе познания, предполагающим изучение экономических отношений и явлений в развитии и взаимосвязи, методы системного и сравнительного анализа, экономико-математического исследования данных, приемы синтеза, графического моделирования, методология теории статистики и математики. В процессе анализа установлено, что при принятии к бухгалтерскому учету объектов основных средств необходимо учитывать особенности деятельности организации, а именно длительность его обычного операционного цикла, определяемого как средний промежуток времени между моментом заготовления материальных ценностей и моментом оплаты реализованной продукции (товаров) или оказанных услуг. При этом методика должна отражаться в учетной политике. Выявлено, что применение данной концепции позволяет снижать (оптимизировать) налоговое бремя по налогу на имущество организаций, "выводя" при вышеизложенном подходе приобретенные активы из состава основных средств.
Баженов А.А. - Концепция обычного операционного цикла в налогообложении c. 901-909

DOI:
10.7256/2454-065X.2014.10.65624

Аннотация: Представлен новый подход в отношении классификации приобретенных активов в составе основных средств для формирования налогооблагаемой базы по налогу на имущество организаций. В основу положена концепция обычного операционного цикла, позволяющая принимать управленческие решения в отношении классификации приобретенных активов (основные средства или материально-производственные запасы). При этом, сравнивая срок полезного использования приобретенного актива с длительностью обычного операционного цикла организации, можно оптимизировать налоговые обязательства. Учитывая, что с 01.01.13 движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств не признается объектом налогообложения (п.п. 8 п. 4 статьи 374 НК РФ), рекомендуется организациям, у которых срок полезного использования приобретенных активов меньше длительности обычного операционного цикла, за 2011 и 2012 годы уточнить налоговые обязательства по налогу на имущество организаций. Методология исследования базируется на диалектическом методе познания, предполагающим изучение экономических отношений и явлений в развитии и взаимосвязи, методы системного и сравнительного анализа, экономико-математического исследования данных, приемы синтеза, графического моделирования, методология теории статистики и математики. В процессе анализа установлено, что при принятии к бухгалтерскому учету объектов основных средств необходимо учитывать особенности деятельности организации, а именно длительность его обычного операционного цикла, определяемого как средний промежуток времени между моментом заготовления материальных ценностей и моментом оплаты реализованной продукции (товаров) или оказанных услуг. При этом методика должна отражаться в учетной политике. Выявлено, что применение данной концепции позволяет снижать (оптимизировать) налоговое бремя по налогу на имущество организаций, "выводя" при вышеизложенном подходе приобретенные активы из состава основных средств.
Брянцева Л.В., Еловацкая Т.А., Оробинский А.С. - Реализация налоговых полномочий муниципальных образований на примере Воронежской области

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.12.20708

Аннотация: В работе проведена оценка налоговых поступлений в местные бюджеты муниципальных образований Воронежской области в динамике за 2013-2015 гг.., которая показала, что большинство муниципальных образований Воронежской области имели тенденцию к снижению налоговых платежей, свидетельствующая о сокращении налоговых баз и количества налогоплательщиков в совокупности. Предметом исследования выступает изучение реализации налоговых полномочий муниципальных образований. Объектом исследования является система обеспечения бюджета муниципальных образований и городских округов налоговыми поступлениями. Теоретической и методологической основой исследования послужили законодательные и нормативно-правовые акты государственных органов власти, научные труды российских ученых, затрагивающие вопросы реализации налоговых полномочий муниципальных образований. В работе проанализирована структура источников формирования доходов муниципальных бюджетов, отражающая то, что преобладающим источником явились прочие доходы, в частности безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ: от 40% до 80% (состоят из дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности и дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов); определены место и роль действующих местных налогов (земельный налога и налог на имущество физических лиц) в процессе формирования муниципального бюджета; исследована степень реализации налогового потенциала муниципальных образования области, а результате которой было выяснено, что в динамике большая часть районов Воронежской области увеличили свой налоговый потенциал в результате проведения более эффективной контрольной работы органами УФНС.
Брянцева Л.В., Еловацкая Т.А., Оробинский А.С. - Реализация налоговых полномочий муниципальных образований на примере Воронежской области c. 949-962

DOI:
10.7256/2454-065X.2016.12.68421

Аннотация: В работе проведена оценка налоговых поступлений в местные бюджеты муниципальных образований Воронежской области в динамике за 2013-2015 гг.., которая показала, что большинство муниципальных образований Воронежской области имели тенденцию к снижению налоговых платежей, свидетельствующая о сокращении налоговых баз и количества налогоплательщиков в совокупности. Предметом исследования выступает изучение реализации налоговых полномочий муниципальных образований. Объектом исследования является система обеспечения бюджета муниципальных образований и городских округов налоговыми поступлениями. Теоретической и методологической основой исследования послужили законодательные и нормативно-правовые акты государственных органов власти, научные труды российских ученых, затрагивающие вопросы реализации налоговых полномочий муниципальных образований. В работе проанализирована структура источников формирования доходов муниципальных бюджетов, отражающая то, что преобладающим источником явились прочие доходы, в частности безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ: от 40% до 80% (состоят из дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности и дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов); определены место и роль действующих местных налогов (земельный налога и налог на имущество физических лиц) в процессе формирования муниципального бюджета; исследована степень реализации налогового потенциала муниципальных образования области, а результате которой было выяснено, что в динамике большая часть районов Воронежской области увеличили свой налоговый потенциал в результате проведения более эффективной контрольной работы органами УФНС.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.